Организация рефлексивного контроля на уроках.
методическая разработка на тему

Камшилова Наталья Павловна

Рефлексия -  это анализ, осознание собственной деятельности. Благодаря чему человек развивается. Остановиться на несколько минут, чтобы оглянуться назад и понять что было сделано, какие действия произведены и к чему они привели.При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме урока, рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, а для ученика. 
В практике организации рефлексии насчитывается большое количество приемов и способов. В  методической  копилке   собраны    различные  виды  и  формы  проведения  рефлексии  на  различных  этапах   урока    с учетом   возрастных  и  идивидуальных  траекторий  развития   школьников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_refleksivnogo_kontrolya_na_urokah.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Зыковская СОШ»

Организация рефлексивного контроля на уроках.

Тема педсовета (2015 г). В копилку учителя. 

Рефлексия -  это анализ, осознание собственной деятельности. Благодаря чему человек развивается. Остановиться на несколько минут, чтобы оглянуться назад и понять что было сделано, какие действия произведены и к чему они привели.
Что такое рефлексия и зачем она нужна?

Вопросы «Ну и что вам это дало?» «Чему вас научила эта ситуация?» в классе или в коллективе вздохи: «Опять эти неудобные вопросы».
Однако именно через такие неудобные вопросы мы развиваемся и растем.
Итак как проводить рефлексию? Рефлексия может быть двух типов:
- рефлексия действий (как мы действовали и что мы делали)
- рефлексия мыследеятельности (как мы мыслили в этот период)

В практике организации рефлексии насчитывается большое количество приемов. При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме урока, рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, а для ученика.

 «ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА» - способ организации рефлексии в конце занятия. Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – корзина и на третьем – мясорубка.

На желтом листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.           

 На синем листочке – то, что оказалось ненужным либо было хорошо знакомым и что можно отправить в "корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату.

 Серый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка". Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

 

«РЕСТОРАН» - способ организации рефлексии в конце занятия. На доске приклеиваются картинка "Повар" и вопрос: "Насытились?", на отдельных листочках участника предлагается закончить предложения: Я съел бы еще этого …Больше всего мне понравилось …Я почти переварил …Этот ресторан …Я переел …Пожалуйста, добавьте …

 

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ – способ определения вклада каждого участника семинара в достижение общей цели. На доске написаны слова «Стрекоза» и «Муравей» (или рисунки). Каждый участник подходит и записывает свое имя под соответствующим словом, оценивая свой вклад в общегрупповую работу

 

«ВСЕ У МЕНЯ В РУКАХ!» или «Ладошки»- способ организации рефлексии в конце занятия. На доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – "Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать", указательный – "Здесь мне были даны конкретные указания", средний – "Мне здесь совсем не понравилось", безымянный – "Психологическая атмосфера", мизинец – "Мне здесь не хватало…". Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.

 

«МИНИ-СОЧИНЕНИЕ» - способ организации рефлексии в конце занятия. Участникам педагогического взаимодействия предлагается написать на отдельных листках бумаги небольшие по объему тексты по окончании занятия на темы: "Мои мысли о своем участии на занятии". "Как я оцениваю результаты дела". "Что мне дало это занятие". Познакомившись с сочинениями, педагог проводит их анализ. Этот технологический прием можно организовать и следующим образом: участник педагогического взаимодействия достает сочинение, зачитывает, группа пытается угадать, чье оно.

 

«ЗАРЯДКА» - способ организации рефлексии в конце занятия. Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам. Могут быть предложены следующие движения: -присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение; -присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;  -обычная поза, стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение; -поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение; -поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.

В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением. Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.

 

«КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО» - способ организации рефлексии в конце занятия. Участникам педагогического взаимодействия (студентам, педагогам и т.д.) предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее педагог может подготовить и раздать каждому, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия. Для выполнения этой работы дается 2-3 минуты. По истечении времени педагог собирает листочки с записанными на них ключевыми словами. После этого преподаватель проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать студентам. Этот технологический прием можно реализовать и устно: каждый из участников через 2-3 минуты по цепочке называет вслух свое слово.

 

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ способ организации рефлексии в конце занятия. Учитель указывает, что урок, мероприятие, игра подошёл  к концу, и предлагает учащимся высказаться, закончив предложение: Я хочу сказать ...

Мне больше всего удалось ...; За что ты можешь себя похвалить? ; За что ты можешь похвалить одноклассников? Что приобрёл?  Что меня удивило?  Для меня было открытием то, что ... ; Что, на ваш, взгляд удалось? Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?   Мои достижения на уроке ... ; Сегодня на уроке я: научился ... ; было интересно ... ; было трудно ...Чему вы научились на занятии? Какие задания вам понравились больше всего? Мне показалось важным ... ; я понял что ... . Урок: заставил задуматься ... ; навел меня на размышления ... . Что нового вы узнали на уроке?  Что вы считаете нужным запомнить?   Над чем ещё надо поработать? Своей работой на уроке я:  доволен; не совсем доволен;  я не доволен, потому что ... ; я выбрал эти занятия на уроке, потому что:  они мне нравятся больше остальных;  я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;  они легче остальных.

 

«АНКЕТА-ГАЗЕТА» - способ организации рефлексии в конце занятия. На большом листе бумаги (ватмана) участникам педагогического взаимодействия предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п. После того как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.

 

ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ – способ оценки групповой работы. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

1. Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

- делало её более эффективной

- тормозило выполнение задания

- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

2. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

- обмен информацией

- взаимодействие

- взаимопонимание

- были равномерно задействованы все уровни

3. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

- недостаток информации

- недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

- трудности в общении

4. Какой стиль общения преобладал в работе?

- ориентированный на человека

- ориентированный на выполнение задания

5. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

- в группе сохранилось единство и партнерские отношения

- единство группы в ходе работы было нарушено

6. Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

- лидер, выдвинувшийся в ходе работы

- нежелание наладить контакт большинства участников группы

- непонимание задачи, поставленной для совместной работы

- сама задача оказалась неинтересной, трудной

 

«ЦЕПОЧКА ПОЖЕЛАНИЙ» - способ организации рефлексии в конце занятия. Каждому участнику состоявшегося педагогического взаимодействия по цепочке (в определенной последовательности) предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Заканчивает цепочку пожеланий педагог, подводя определенный итог.

 

АНКЕТА - в конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал   активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я  доволен / не доволен

3.Урок для меня показался  коротким / длинным, полезен / бесполезен, интересен / скучен

4.За урок я  не устал / устал

5.Мое настроение  стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был  понятен / не понятен, интересно / не интересно

7.Домашнее задание мне кажется  легким / трудным

 

«ЗАВЕРШИ ФРАЗУ - способ организации рефлексии в конце занятия. Участникам состоявшегося педагогического взаимодействия для выявления результативности занятия (семинара и т.д.), раскрытия у обучающихся сформированности определенного смысла о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия. Например, после работы с текстом при рефлексии можно предложить участникам завершить следующие фразы: "Рефлексия – это…"; "Среди этапов работы с текстом мне особенно понравился…"; "Во время работы я приобрел…"; "Работа заставила меня задуматься о…" и т.д. Технология реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой преподаватель может обращаться к 2-3 участникам. Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.

 

ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО – способ организации рефлексии в конце занятия, можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

 

«ОСТРОВА» - способ организации рефлексии в конце занятия. На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о.Радости, о.Грусти, о.Недоумения, о.Тревоги, о.Ожидания, о.Просветления, о.Воодушевления, о.Удовольствия, о.Наслаждения, Бермудский треугольник и др.  Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия. Например: "Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свой кораблик, дрейфующим между островами Удовольствия, Радости и Просветления." Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, педагог может предложить проанализировать его.

Эта технология может быть использована педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня модно вывешивать в классе и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменилось состояние учащихся.

«РЕФЛЕКСИВНЫЙ РИНГ» - способ организации рефлексии в конце занятия. Поочередно каждый из участников состоявшегося дела приглашается на рефлексивный ринг (в круг), рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму:

-эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;

-причины состояния;

-оценка прошедшего дела и т.д.

После рассказа-рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию. Возможен и другой вариант реализации этого технологического приема, когда на рефлексивный ринг приглашается по паре участников. Сначала они обмениваются вопросами между собой, рефлексируя состоявшееся дело, затем к ним могут обратиться с вопросами другие участники взаимодействия.

 

«ВАГОНЧИКИ» - способ получения обратной связи от участников. Педагог готовит плакат с нарисованным паровозом и вагончиками (по количеству оцениваемых этапов работы), вывешивает его на доске и после каждого этапа работы или в конце всего занятия просит зафиксировать свои впечатления, мысли, идеи на листочках  клеящейся бумаги (стикерах), в конце занятия все могут ознакомиться с отзывами.

 

РЕФЛЕКСИЯ ПО КРУГУ - в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно…; я выполнял задания…; я понял, что…; ; теперь я могу…; я почувствовал, что…; я приобрел…; я научился…; у меня получилось …; я смог…; я попробую…; меня удивило…; урок дал мне для жизни…; мне захотелось…

 

ПИСЬМО САМОМУ СЕБЕ (основной прием — метод неоконченных предложений).  Дети заполняют бланк, составленный в виде письма, адресованного самому себе. Текст такого письма составляет сам учитель, подбирая такие предложения, которые будут работать на решение определенной задачи. Заполненные бланки запечатываются в конверты, которые собирает педагог. Детям объявляется время получения письма (в конце четверти, года, в начале следующего года). В назначенное время ребята получают письма. Обсуждение изменений, произошедших с детьми за данный период, может стать основой их дальнейшего развития.

 

ЭКСПЕРТЫ - учитель в начале урока предлагает выбрать группу экспертов, которые будут анализировать работу класса и в конце урока дадут свое заключение. Каждый может участвовать в работе группы экспертов.

Обязанности экспертов следующие:

1. Ведут учет баллов.

А/ по листам ответов. Б/ входной контроль В/ работа в учебной группе;

2. Анализируют работу класса по плану: Активно ли работал класс? Назови особенно активных.  Все ли слушали друг друга? Кто повторялся в вопросах и ответах? Почему? Кто не работал? В чем причина? Как звучали ответы? (правильность, полнота, последовательность, речь). Успели ли рассмотреть запланированный материал? В чем причина? Оценка работы класса на уроке.

 

«ТЕЛЕГРАММА» - способ организации рефлексии в конце занятия. После завершения занятия каждому из обучающихся предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: "Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе." На следующем занятии педагогу необходимо поделиться своими соображениями о полученных результатах и рассказать о том, как они будут учитывать в дальнейшем совместной работе.

 

«ЯБЛОНЬКА» - способ организации рефлексии в конце занятия. Участники пишут на символических яблоках:

на красных – то, что унесут с собой (сложить их в символическую корзину); на зеленых – то, что они не поняли (повесить яблоко на символическое дерево); на оранжевых – то, что не понравилось (положить его под дерево).  Подводятся итоги занятия и собираются «яблоки» выполненных ожиданий. Если некоторые «яблоки» остаются висеть, обсуждается с участниками, почему.

 

«ХИМС» - способ организации рефлексии в конце занятия. Каждый участник на карточках пишет: Х – что было хорошего; И – что было интересно; М – что мешало работе; С – что взял бы с собой. Затем листочки вывешиваются на доску, либо участники приклеивают свои карточки к 4-м большим плакатам, лежащим на полу.

 

САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НА УРОКЕ - для проведения самоанализа учитель предлагает ответить на следующие вопросы:

Какие цели стояли перед Вами при изучении темы?

Какую главную проблему Вы решали, изучая тему?

Какие понятия необходимы Вам, чтобы раскрыть изученную тему?

Какие выводы Вы сделали, изучая тему?

Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли?

Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?

 

«ДОРОЖНЫЙ ЗНАК» - способ организации рефлексии в конце занятия. Продвижение участников занятия (семинара, урока и т.д.) – это своего рода дорога, по которой он движется. Каждому участнику педагогического взаимодействия предлагается обозначить то место, где он находится или свое состояние посредством создания своего дорожного знака. Затем идет презентация каждого дорожного знака.

 

САМООЦЕНКА - учитель предлагает учащимся в конце урока на листочках поставить балл, соответствующий их интересу на уроке и степени усвоения содержания урока, и передать ему:

3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;

2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;

1 балл - я не все понял, но мне было интересно;

0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал.

 

АКТИВНОСТЬ НА УРОКЕ - для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке учитель предлагает ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«|- »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

 

«ФУТБОЛЬНОЕ ПОЛЕ» - способ организации рефлексии в конце занятия. Участникам предлагается на рисунке определить знаком плюс степень своего самочувствия и активности в процессе занятия (знак проставляется на соответствующей фигуре). Рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя).

В данной статье рассматриваются следующие вопросы: что такое рефлексия, какова ее цель и задачи, какие формы и приемы рефлексии могут использоваться на уроке для организации рефлексивного осмысления р...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя математики)

Главная цель обучения математике - подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Принимая утверждение о том, что человек, не способный оценить свои знан...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

Статья "Организация рефлексивного осмысления результатов урока с требованиями ФГОС...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя русского языка)

Прежде чем рассмотреть организацию рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо разобраться в понятии рефлексии. Что такое рефлексия? Каковы задачи в орган...

Методическая разработка _Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя физической культуры)_

Развитие ребёнка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование, овладение способами добывания знаний и саморазвития, изменение самого себя. И то и другое невозможно...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся с...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя)

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся с...