Применение ментальных карт на уроке русского языка и литературы
презентация к уроку

Цхай Ирина Александровна

Применение ментальных карт на уроке русского языка и литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение ментальных карт на уроках русского языка и литературы Цхай Ирина Александровна , учитель русского языка и литературы МБОУ « Усть-Абаканская СОШ»

Слайд 2

Майндмэппинг (также майнд-менеджмент, карта мыслей, mind map, интеллект-карта или ментальная карта) – это одна из эффективных техник запоминания, являющая собой графическое представление информации, которое излагается в виде древовидной схемы.

Слайд 3

Технику майндмэппинга разработал в 1970-ые годах Тони Бьюзен - британский психолог, который увлекался изучением записей античных мыслителей и умов эпохи Возрождения. В своем исследовании Тони Бьюзен доказал, что все эти выдающиеся люди уже давно использовали в своих записях метод ассоциаций и делали упор на силу воображения, создавая собственные зарисовки и иллюстрации. Именно это, согласно теории психолога, делает мысли живыми, интересными, не похожими на скучные записи в конспектах. После этого Бьюзен пришел к выводу, что ассоциации и рисунки крайне важны при анализе и передаче мыслей.

Слайд 4

Рисуем карту мыслей Обязательно должно присутствовать ядро, центр – это и есть в данный момент неизведанная идея, тема, проблематика. От центра будут расходиться ветви, которые следует отсортировать по тематикам на подтемы, понятия или идеи – смотря, что вы анализируете. Так можно изложить на бумаге буквально любую проблему, это также отличный способ, чтобы запомнить прочитанные книги, прослушанные лекции или разобраться в собственном графике.

Слайд 6

Интеллект-карты могут использоваться в различных формах обучения:  изучение нового материала, его закрепление, обобщение;  написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;  подготовка проекта, презентации;  аннотирование;  конспектирование и др. Примером использования ментальных карт в образовании является подготовка на их основе занятий.

Слайд 7

Ментальные карты – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий потенциал, а с другой стороны, развивающий наше мышление, память. Составление таких карт необходимо на уроках русского языка и литературы, так как позволяет выйти на метапредметный уровень, поскольку часто построение их организуется вокруг архетипических образов, понятий, категорий, общих для разных областей. Чем может помочь майндмэппинг на уроках русского языка и литературы?

Слайд 8

Графический метод представления информации увлекает учащихся, позволяет им лучше запомнить и усвоить излагаемый материал. После занятия ученикам могут быть розданы черно-белые копии ментальной карты, представленной на занятии учителем, содержащие лишь ее остов, и, кроме прочего домашнего задания, - предложено заполнить их по памяти и раскрасить. Ментальная карта представляет собой идеальное решение для проверки знаний учащихся и помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ учащимися.

Слайд 9

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока :  изучение нового материала  закрепление материала  обобщение материала  написание доклада , реферата , научно-исследовательской работы  подготовка проекта , презентации  аннотирование  конспектирование

Слайд 10

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ При изучении и анализе творчества писателя ментальная карта составляется по следующему плану: в центре – имя писателя, даты жизни, ветви – основные этапы творчества, литературное направление, ключевые темы творчества, образы, критика; художественного произведения: в центре – автор и название произведения, год создания, ветви – жанр, герои, сюжет, смысл (идея и тема произведения).

Слайд 11

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА При изучении морфологии карта составляется следующим образом: в центре – часть речи, ветви – семантика (значение, на какие вопросы отвечает), грамматика (постоянные и непостоянные признаки), синтаксическая функция. При изучении синтаксиса: в центре – синтаксическое явление, ветви – особенности синтаксического явления, способы обособления и т.д.

Слайд 12

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ: повышение мотивации, качества знаний; улучшение запоминания; развитие предметных, коммуникативных компетенций, творческих способностей; активизация деятельности; концентрация внимания на важных моментах; возможность корректировать материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Данный материал - дополнительная информация для выступления на педсовете, методсовете...

Применение интеллект-карт на уроках русского языка и литературы

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления....

Мастер-класс«Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы»

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Пете...

Использование ментальных карт на уроках бурятского языка и литературы

Использование ментальных карт на урокахбурятского языка и литературы...

Технология применения интеллект-карт на уроках русского языка и литературы

Презентация помогает научиться составлять интеллект-карты, которые значительно облегчают обучающимся освоение, закрепление и повторение учебного материала....

Использование ментальных карт на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла....