"Формирование читательской грамотности на уроках истории "
материал (5 класс)

Федорова Дина Игоревна

 "Формирование читательской грамотности на уроках истории "-пояснение к теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст выступления на пед. чтениях12.39 КБ

Предварительный просмотр:

Федорова Дина Игоревна.,

учитель истории

МБОУ СОШ №6

dina.fedorova@mail.ru

Формирование читательской грамотности на уроках истории

„Читается трояким образом: первое, читать и не понимать; второе, читать и понимать; третье, читать и понимать даже то, что не написано.

русский поэт и драматург Яков Борисович Княжнин

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, смысловое чтение,  PISA, работа с текстом

Тема, которую я взяла  в разработку «Формирование читательской грамотности на уроках истории». Читательская грамотность есть элемент более объёмного понятия как «функциональная грамотность». Современная педагогика ставит перед собой сегодня новые задачи: воспитание функционально грамотной личности, ориентирующейся в мире, и действующей в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Министерство образования дает школе четкий ориентир: «сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).»[1]

Мы понимаем, что такие задачи нужно решать комплексно, и , на мой взгляд, разные составляющие функциональной грамотности необходимо дифференцировать и определить на каких предметах лежит, так сказать, большая ответственность за тот или иной элемент функциональной грамотности. На уроках истории более уместно, и если так можно выразиться, сподручно формировать и развивать компетентности именно читательской и смысловой грамотности. Поэтому на своём примере, и исходя из своего опыта, я попытаюсь представить пример применения методики формирования и развития читательской грамотности на уроках истории.

Для того, чтобы перейти к моей теме, необходимо указать на понятие «читательская грамотность».

Читательская грамотность – способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных, практических задач и в повседневной жизни. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 «Смысловое чтение»– это восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)[2]

Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские умения – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. Так тест PISA оценивает следующие читательские умения:

1.Найти и извлечь информацию.

2.Интегрировать и интерпретировать сообщения текста.

3.Осмыслить и оценить содержание и форму текста.

Если первому и второму читательским умениям педагоги уделяют внимание начиная с начальной школы, то к овладению умения осмысления и оценке содержания и формы текста переходят ориентировочно  со среднего звена, в силу возрастных особенностей и психических(мыслительных) новообразований учащихся.

Трудность осмысления и оценки сообщений текста определяют следующие факторы: требуемый тип осмысления (например, сравнить два факта легче, чем построить предположение на основе этих фактов), тип внетекстового знания, которое необходимо читателю для понимания текста (например, труднее ответить на вопрос, которые требует не общежитейского, а специализированного знания), размер и степень абстрактности текста. (по материалам Г.А. Цукерман «Оценка читательской грамотности»)

В марте 2020 года мною был пройден  курс повышения квалификации на тему «Формирование читательской грамотности при изучении истории и обществознания», где частью курса была практическая работа, в рамках которой необходимо было составить задания на выбранную тему из курса истории, где бы учитывались все читательские умения, причем разного уровня сложности. Было необходимо также подобрать комплекс учебных текстов, статей, исторических документов и так далее. Выполняя данное задание, я пришла к выводу, что это трудоёмкая и время затратная работа, которую педагог, при подготовке к учебному занятию при всем своем желании выполнить не может, и, единственным вариантом, я вижу умелое использование  текстов учебника и приведенных в учебниках документов для  формирования и развития читательских умений. Основной упор, по моему мнению, стоит сделать на правильном формулировании вопросов и заданий по тексту учебника, а также использованию уже готовых  методических материалов.

Анализируя вопросы и задания, данные в УМК, соответствующие Федеральным государственным образовательным стандартам, я отметила, что большинство из них (учебники Отечественной истории) учитывают необходимость развития читательской и смысловой грамотности, есть вопросы, ориентированные на знание исторических фактов, анализ, сравнивание и интерпретацию их, есть вопросы актуализирующие пройденные ранее темы, либо призывающие аргументированно сформулировать свое мнение (оценку) с опорой на материал других учебных предметов, либо личного опыта. Однако нет таких заданий, которые бы способствовали развитию умения определять форматы, типы текстов. Поэтому следует продумывать вопросы и задания к уроку таким образом, чтобы учащиеся смогли сначала обратить своё внимание с чем они имеет дело, то есть с каким текстом им предстоит работать.

*Пример для 10 класса

В начале главы «Россия в годы Великих потрясений» для вашего внимания предоставлены тексты: «Из манифеста Николая II об отречении от престола 2 марта 1917г», «из выступления В. И. Ленина 25 октября 1917 года», как вы думаете к какому типу текста они относятся/какого характера тексты? Аргументируйте ответ.

Также УМК не предусмотрены задания на классификацию несплошных текстов, но задания такого рода можно составлять по ходу урока, опираясь на иллюстрации учебника или на подготовленную презентацию.

*Пример для 5 класса

Просмотрите все иллюстрации Параграфа «Древнейшие люди» и «Возникновение искусства и религиозных верований», разделите их на три вида: современные зарисовки прошлого; сохранившихся до наших дней рисунки древних людей и орудия труда; третью группу иллюстраций назовите сами.

Важным умением школьника является умение выявлять позицию автора на тот или иной счет, его отношение к процессу, явлению или событию, обычно педагог не просит учащегося  выявить и аргументировано сформулировать свое отношение к истории на уроке, что может являться причиной  потери интереса к материалу. Поэтому стоит выводить учащегося на уровень личного отношения к описанным автором событиям, но также не стоит забывать, что предмет История является той дисциплиной, где требуется в большей мере объективность, нежели субъективность.

*Пример для 6 класса

Из текста параграфа мы узнали, что Владимир и его дружина приняли христианство по своей воле, как вы думаете, было ли Крещение Руси необходимостью с точки зрения народа Древнерусского государства? Чем руководствовался князь Владимир, решив крестить Русь? Как бы вы поступили на месте князя, учитывая его мотивы?

Для того чтобы проследить тенденции в развитии читательской грамотности, в тесте PISA из года в год поддерживается общая пропорция открытых и закрытых вопросов в тесте. Открытые вопросы предполагают более или менее развернутые свободные ответы, требующие экспертной оценки. Ответы учащихся на закрытые вопросы не требуют экспертной оценки, они могут быть оценены в автоматизированном режиме. Наиболее классические закрытые вопросы предполагают выбор одного верного ответа из четырех-пяти вариантов, заданных в готовом виде. Более сложные типы закрытых вопросов предполагают, например, расположить события повествования во временной последовательности (поставить нужные цифры в заданном списке событий). В эту же категорию вопросов, не требующих экспертной оценки, попадают и такие, где читателю приходится самому написать одно-два слова, например, выписать слово из текста (при этом в тексте есть только одно слово, правильно отвечающее на вопрос).[3]

Итак, мы видим,  что тест PISA, в общем повторяет те типы закрытых вопросов, что мы используем для подготовки школьников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ (конкретно в I части), зачастую подобного плана вопросы мы используем в проверочных и контрольных работах, поэтому с такими заданиями учащиеся справляются успешнее, чем с вопросами на рассуждение и анализ текста 9открытые вопросы); нельзя исключать и варианта случайного попадания в ответ. Также при подготовке к ВПР по предмету мы видим вопросы закрытого типа. А вот открытых вопросов на практике мы используем  в своей деятельности, обычно меньше, вот куда по моему мнению, следует направить большее внимание.

Во второй части ОГЭ и ЕГЭ, а также основа заданий ВПР это вопросы открытого типа, и на моём опыте с ними справляются успешно около 40 % класса, бывает и того меньше. На фронтальном опросе учащихся все пробелы, касающихся умений отвечать на открытые вопросы видны наиболее явно, школьникам требуется ряд наводящих вопросов, чтобы понять как выстроить ответ. В устной форме с вопросами открытого типа справляются от 10-15 % учащихся, что возмутительно мало, этот показатель следует корректировать, поэтому над задачей формирования читательской грамотности я буду работать и дальше, мои поиски методов работы не закончены.

Литература:

1.  Г. А. Цукерман. Оценка читательской грамотности/ Материалы к обсуждению. - М., 2010;

2. Галлактионова Т.Г, Филиппова Е. С. Приобщение к чтению как педагогическая задача в реализации стандартов нового поколения. Чтение детей и взрослых. Книга и развитие личности. - Спб. АППО, 2012.;

3. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», под редакцией А. Г. Асмолова. -Москва, «Просвящение», 2010



[1]        Из государственной программы Российской Федерации от 26 декабря 2017г. №1642 «Развитие образования» (2018-2025гг.)

[2]        Чебакова Е.Н. Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности[Электронный ресурс]: ИНФОУРОК ведущий образовательный журнал России: электронный многопредметный научный журнал — 2020: https://infourok.ru/smyslovoe-chtenie-kak-sposob-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-4065994.html

[3]        Г. А. Цукерман. Оценка читательской грамотности/Материалы к обсуждению. - М., 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование читательской грамотности на уроках истории

Данные задания разработаны для формирования читательской грамотности....

«Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории».

Данные задания  по читательской грамотности может быть использовано на уроках. истории Предмет: история России....

Формирование читательской грамотности на уроках истории в средней школе

Данная презентация поможет системно учителям истории формировать такой вид функциональной грамотности, как читательская грамотность на уроках истории. Представленные методы и приёмы позволят организов...

«Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»

Выступление на районном едином методическом дне «Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»...

Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания

В работе описаны опробированные методы и приемы по формированияю читательской грамотности на уроках истории и обществознания...

Формирование читательской грамотности на уроках истории

Статья содержит задания по читательской грамотности, которые можно использовать на уроках истории....

Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках истории

Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках истории.Статья посвящена некоторым методам и приемам формирования читательской грамотности....