Представление собственного педагогического опыта
материал
Представление собственного педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного педагогического опыта на тему:
«Чего я достиг в профессиональном плане за межаттестационный период?»
Лисовенко С.С.
МОУ «СОШ №24»
г.о. Саранск, Республика Мордовия
Если учитель соединяет в себе любовь
к делу и ученикам, он - совершенный учитель.
Л. Толстой
«И вечный бой! Покой нам только снится…» Читая с упоением в подростковом возрасте эти строчки любимого поэта А. Блока, я и предположить не могла, что они станут моим жизненным кредо. В межаттестационный период работала над темой моего инновационного педагогического опыта: «Современные средства визуализации в процессе формирования творческих способностей школьников на уроках литературы».
При подготовке к уроку каждый учитель задает себе вопросы: «Чем увлечь учеников? Как вызвать у них желание учиться?» Современное поколение школьников сформировалось под воздействием компьютерных игр и всевозможных гаджетов; поэтому для привлечения внимания к учебным дисциплинам, в частности к литературе, целесообразно внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии.
Идея моего педагогического опыта возникла в результате необходимости формирования креативной высокообразованной личности учащегося; в связи со сложностью организации всего классного коллектива в процессе анализа художественного текста на уроках литературы; с необходимостью качественной подготовки учащихся ко всем форматам ОГЭ и ЕГЭ по литературе и русскому языку как итоговой проверки сформированности необходимых компетенций школьника.
Поиск путей совершенствования учебного процесса привел к мысли о важности технологии визуализации как способе изучения художественного произведения на уроках литературы, которая может помочь в развитии творческих способностей, творческого воображения, логического и ассоциативного мышления; в осмыслении, анализе, интерпретации, рефлексии литературных знаний.
Задачи визуализации – представить и структурировать основной учебный материал; дополнить основной материал; обеспечить логичность в изложении информации; смоделировать связь между литературным текстом и графическим изображением.
Необходимость систематизации информации в виде таблиц, опорных схем на современном уроке обуславливается тем, что у нынешних обучающихся, живущих в информационном обществе, формируется «клиповое мышление», т.е. способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания. Использование на уроке литературы различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным, т. к. позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия информации обучающихся.
Существует много различных современных средств визуализации, но в своей работе в основном я использую следующие: скрайбинг (на уроках литературы в 5-7 классах), ментальные карты (в 7-11 классах), логико-смысловые модели (в 8-11 классах), облака слов, кластер, лента времени (5-11 классы).
Облако слов – это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.
Вот несколько приемов использования облака слов на уроках литературы:
- задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
- задание «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
- задание «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
- задание «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких произведений.
Создавать подобные облака очень легко. В этом нам поможет платформа Wordcloud.pro. Нужно сделать три простых шага: 1. выбрать эскиз, 2 добавить слова. 3 оценить результат
Скрайбинг (англ. Sсribe — чертить) – создание визуального конспекта, небольших понятных рисунков, которые делают смысл слова учителя-словесника или презентации более понятным. Это донесение сложного смысла в виде простых образов с помощью визуальных метафор. Успех и эффективность скрайбинга объясняются тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык.
Пользуясь своим визуальным конспектом, учащиеся с легкостью воспроизводят материал предыдущего урока и пишут сочинения, поскольку конспект успешно заменяет традиционный план.
Ментальная карта – это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.
Работу начинаем с предварительных заданий.
- Отмечаем выбранный образ в середине листа бумаги, например, «Наташа Ростова».
- Записываем на отдельном листке всё, что связано с образом темы. Например, «Любовь» - Болконский, Курагин, Безухов, Друбецкой; «Семья» - родители, Николай, Петя, Соня, Вера; «Черты характера» и т.д.
- Разбираем слова-ассоциации, группируем по смыслу.
- Намечаем структуру карты, подбираем ключевые слова и ключевые предложения к словам-ассоциациям.
- Отмечаем основной образ, добавляем ветви – основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов.
- Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.
- Оживляем карту рисунками, символами, ключевыми словами, словосочетаниями.
И тогда полнота жизни Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры, обостренная чуткость, внимательность, искренность в полной мере будут осознаны и приняты десятиклассниками.
Еще одно современное средство визуализации – это логико-смысловая модель, которая позволяет создавать идеальные шпаргалки по известной формуле: «шпаргалки нет, а ее функция выполняется».
Логико-смысловая модель – это инструмент и продукт профессора Башкирского педагогического университета Валерия Эмануиловича Штейнберга, это многомерная модель для представления знаний, состоящая из двух компонентов:
содержательного (смысловые элементы),
логического (порядок расположения смысловых элементов)
ЛСМ дает возможность представить большИе объемы учебного материала в виде наглядных и компактных моделей, в которых логическая структура определяется содержанием и порядком расстановки координат и узлов.
В центре системы координат помещают объект исследования (тему урока, название раздела, имя писателя или поэта, проблему).
Затем определяются основные направления темы (координаты)
Из каждой части выбираются ключевые понятия (словосочетания, метафоры), которые и фиксируются в «узловых» точках модели.
При изучении нового материала предлагаю учащимся ЛСМ с заданными координатами, которая может служить планом изучения темы.
На уроке закрепления и развития знаний модель может дорабатываться, уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки учеников на основе ранее усвоенных знаний и умений.
Удобно применение ЛСМ на обобщающих уроках литературы, при подготовке к экзаменам и зачетам. В этом случае ЛСМ может служить опорным конспектом. Возможна и самостоятельная разработка логико-смысловых моделей учащимися.
Работа со словом на уроках русского языка и литературы - один из важных этапов при подготовке к ОГЭ. Детям сложно сформулировать определение слова, подобрать к нему синоним, подобрать литературные аргументы для подтверждения тезиса и т.д. Применение логико-смыслового моделирования позволяет увидеть слово и его структуру целиком.Смысл модели заключается в сжатии информации и в выделении логико - смысловых узлов.
Логико-смысловая модель применима не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках. Это метапредметный способ работы с информацией. Он прост и удобен.
Современные средства визуализации созвучны содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении - это интересно и современно. Их использование развивает у школьников образную креативность, способность видеть проблему там, где её не видят другие, способность к «свёртыванию» мыслительных операций, когда происходит замена нескольких понятий одним, умственную гибкость, умение анализировать и синтезировать, способность легко ассоциировать отдаленные понятия.
Но есть в использовании современных средств визуализации и определенные риски. Например, не все дети могут выделять ключевые слова и понятия. Отсутствие элементарной логики способно стать серьезным препятствием в использовании визуализации. Не всегда и не все учащиеся могут свободно фантазировать (не хотят обнародовать свои идеи и направлять творческие возможности на решение различных задач).
Технология обучения на уроках литературы путем использования современных средств визуализации имеет свои преимущества, и может быть эффективной, если использовать её системно и продуманно.
Основным критерием положительной результативности считаю достижения своих учащихся. Мои ученики неоднократно становились призёрами и победителями предметных олимпиад.
2018 год: Дуденков Дмитрий (9В класс) – призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
2019 год: Луковатая Ксения (8В класс) – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
Спицанова Елизавета и Дуденков Дмитрий (10В класс) – призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
2020 год: Луковатая Ксения (9В класс) – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
Кузьмина Милена (9Г класс) - призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
2021 год - Кузнецова Яна (10В класс) – призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Также обучающиеся являются победителями и призерами творческих конкурсов. В 2020 году Луковатая Ксения (9В класс) стала победителем муниципального этапа республиканского конкурса литературных работ «Искусство слова». В 2021 году Луковатая Ксения (10В класс) стала призером муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений; Быкова Дарья (9Г класс), Макейчева Анна (10В класс) - победители Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ учащихся общеобразовательных организаций, студентов организаций среднего профессионального и высшего образования «ВСПОМИНАЯ УЧИТЕЛЯ». Шургалина Анна (10В класс) заняла 1 место, Бубнов Егор (10В класс) - 3 место в Республиканской олимпиаде по литературе «Перестать читать книги – значит перестать мыслить», посвященной 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Это далеко не полный перечень достижений моих учеников.
Свой опыт работы я представила на муниципальном этапе конкурса «Учитель года-2020», стала его финалистом.
На каждом уроке стараюсь вместе со своими учениками совершать хоть и маленькие, но открытия. Погружение в произведение, словесное рисование, современные средства визуализации позволяют развивать творческие способности ребят, учат их мыслить самостоятельно, дают возможность самореализоваться. Быть учителем для меня – значит быть в вечном поиске, никогда не останавливаться на достигнутом, иначе перестанешь расти и развиваться как педагог и как личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-164241-1355481206.jpg)
Представление собственного педагогического опыта
Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-291632-1429468221.jpg)
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-303695-1381512708.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....
Представление собственного педагогического опыта
Материал для аттестации учителя...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/27/picture-442448-1398617081.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...
Представление собственного педагогического опыта
материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...