Особенности создания учебной ситуации на вводном занятии по парному танцу у старшеклассников.
статья

Кальсин Вячеслав Семенович

Как работать со старшеклассниками? В основных школьных предметах этот вопрос решен последовательной системой обучения при переходе из класса в класс. А в дополнительном образовании, когда педагоги спрашивают у ребенка, хочет ли он заниматься? А родители, в свою очередь, советуют ему не тратить время зря и все внимание уделить учебе. А что такое учеба? Образование? А старшеклассники еще дети или уже взрослые?

На эти вопросы автор статьи попытался, если и не ответить, то хотя бы их обозначить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности создания учебной ситуации на вводном занятии по парному танцу у старшеклассников.

Кальсин Вячеслав Семенович - педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №464 Пушкинского района Санкт-Петербурга  

        

Аннотация

Как работать со старшеклассниками? В основных школьных предметах этот вопрос решен последовательной системой обучения при переходе из класса в класс. А в дополнительном образовании, когда педагоги спрашивают у ребенка, хочет ли он заниматься? А родители, в свою очередь, советуют ему не тратить время зря и все внимание уделить учебе. А что такое учеба? Образование? А дети ли старшеклассники?

На эти вопросы автор статьи попытался если и не ответить, то хотя бы их обозначить.

                           

Мы привыкли к тому, что дополнительное образование в основном работает в младшем и среднем звене школы, а на этапе старшей школы, как правило, почти сходит на нет. Этому, на мой взгляд, есть две причины.

Считается, что в старшей школе надо больше внимания уделять учебе, различным курсам и т.д. Происходит деление на «серьезные» и «несерьезные» предметы, которые пригодятся и которые не пригодятся в дальнейшем. В большинстве случаев деятельность в направлениях дополнительного образования относят к “несерьезным”. Относит школа, родители, да и сами дети. Это типичные стереотипы прошлого, когда сдача экзаменов, хороший аттестат, поступление в институт считались непременными атрибутами успешного человека.

Но мир меняется. Заговорили о метапредметном и личностном развитии, о важности практического применения полученных знаний, появилось такое понятие как soft skills. И постепенно формула «готовить к жизни, а не к экзаменам», с трудом, но все-таки проникает в наиболее прогрессивную часть педагогического сообщества. А что надо для жизни? Никоим образом не отрицая значимость академических предметов как для общего развития, так и для дальнейшей профессиональной их реализации, мы можем обнаружить, что помимо финансового благополучия, каждому хочется здоровья, интересного общения с друзьями, счастливой семьи и т.д. Приоритеты молодого поколения почти не меняются. Где взять основы для полноценной, наполненной положительными эмоциями жизни? Как стать интересным творческим человеком? Достаточно ли для этого хорошего аттестата? Может быть именно «несерьезные» увлечения станут основой счастливой жизни? Почему петь, танцевать, уметь играть в волейбол менее значимо, чем производственные навыки? Почему, в конце концов, «физика» важнее «музыки», а формально-логическое важнее эстетического и эмоционального? И, именно в старшем школьном возрасте, на пороге этой новой жизни мы им говорим: «Детство закончилось. Времени на ерунду нет. Давай берись за учебу!»

Вторая причина кроется в том, что педагоги дополнительного образования в основном работают с детьми начальной и средней школы, где присутствует более сильное доминирование личности учителя. В это время еще значимо мнение родителей, которое создает для ребенка положительную или отрицательную мотивацию. А старшеклассники - это почти взрослые, и те приемы, и методы, которые были успешны в младших классах могут не работать. Можно выделить основные особенности работы со старшеклассниками:

-  осознанное отношение к обучению;

-  практические причины учиться;

-  представление о себе, понимание себя, уважение себя;

-  наличие жизненного опыта и достаточно высокий уровень школьных знаний;

-  внутренняя мотивация.

Отсюда следует, что методику обучения надо уже корректировать, а терминология, ассоциации, образы должны осуществляться на другом, более сложном вербальном и идейном уровне.

Далее мы приведем пример учебной ситуации на вводном занятии по парному танцу. Для начала вспомним, что такое учебная ситуация. Учебная ситуация – это особая структурная единица учебного процесса, в которой дети с помощью преподавателя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. Цель учебной ситуации состоит в создании такой среды, которая бы позволила бы ученикам творчески реализовать себя и практически получить собственную продукцию определенного качества.

Цель данной учебной ситуации - добиться практической реализации, выраженной в совместных действиях, следующих теоретических понятий:

-  система, как универсальная структура взаимосвязанных элементов, особенности применения свойства системности в парном танце;

-  предметное двигательное мышление, его особенности и отличия от других видов мышления, конкретное воплощение в парном танце;

-  физические основы (с точки зрения законов физики) парного движения, PUSH и PULL взаимодействия, центробежные силы;

-  определение ролей в парном танце, ведение и следование, отличительные особенности движения каждого типа.

В данной части занятия юноши и девушки, имея уже представление о том, что такое движение под определенные музыкальные ритмы, узнают особенности движения в парах. Несмотря на то, что дети уже достаточно большие, многое из предложенного оказывается для них неожиданным. Да, они почти закончили школу и уже немало знают и умеют. Есть хорошие двигательные основы, сформировавшееся понимание своей гендерной роли, однако, опыт контактных взаимодействий, каковым и является парный танец, достаточно невелик. У ребенка нет даже бытовых образов наблюдения за старшими, т.к. большинство нашего взрослого населения не могло дать ему такой опыт, в силу определенных особенностей истории, культуры и традиций нашей страны.

         Поскольку занятие вводное, все эти понятия разбираются пока с точки зрения общих принципов в простейших парных взаимодействиях. В дальнейшем каждое понятие может формировать новые учебные ситуации, когда учащиеся практическим взаимодействием решают поставленные танцем задачи.

Условия создания данной учебной ситуации, легко выразить словами, но на деле они могут представлять значительные трудности, если педагог не будет к ним готов. Основным условием является организация такой среды, где обучаемые поняли бы естественность и нормальность парных взаимодействий, преодолели бы стеснение и неловкость. Ведь предметом твоего действия вдруг оказался другой человек, а в это же время ты являешься предметом исследования и действия для него. Как правило, для этих «почти взрослых» это оказывается парадоксальной ситуацией. Здесь очень важно создать легкую атмосферу непринужденности и приятия того, что при других условиях может вызывать настороженность и даже испуг. Используемая терминология должна соответствовать возрасту обучающихся и соотносится с их уровнем знания из различных предметных областей. Это придает весомость получаемой ими информации и понимание сложности организации того или иного парного движения, т.к. очень простые, на первый взгляд, действия, как правило, не получаются. И это часто вызывает недоумение. Теоретическая простота на практике вдруг становится непосильной задачей. Особенно это относится к исполнению в режиме реального времени, т.е. под музыку. Зато, когда система (пара) заработала, плюс нужный эмоциональный фон занятия, плюс правильно подобранная музыка и вот оно – удовлетворение от самого процесса, и от того, что все получилось!

         Учет всех этих факторов может привести к тому, что, несмотря на «несерьезность» ваших занятий, школьную загруженность этих старшеклассников, вдруг пробуждается познавательный интерес, за который борются, порой безуспешно, все педагоги по всем направлениям, и вы получаете группу благодарных учеников, которые будут с удовольствием ходить на ваши занятия. И можно, под шумок, попытаться донести до них «разумное, доброе, вечное».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Технология, основанная на создании учебной ситуации"

Мастер-класс по работе в системно-деятельностном подходе...

Статья "Методическая работа по созданию учебных ситуаций на уроках русского языка"

Материал предназначен для учителей русского языка. Я надеюсь, данные приемы помогут коллегам сделать урок более плодотворным, интересным. Создать учебную ситуацию – значит ввести противоречие, столкно...

Вводное занятие "Волшебный мир танца"

Вводное занятие для детей 6-7 лет в хореографическом ансамбле "Старс". Введение  в образовательную программу "Мир эстрадной хореографии"....

Воспитательные возможности учебных предметов. Создание воспитательной ситуации на занятиях естественнонаучного цикла.

Данный материал содержит информацию о создании воспитательной ситуации на уроках биологии, физики,химии....

Создание учебной ситуации моделирования на уроках социально-бытовой ориентировки.

Метод моделирования реальных ситуаций, оказывает комплексное воздействие на познавательную, эмоционально-волевую сферу учащихся, а также на развитие мышления, оценивая ситуацию с разных точек зрения и...

Планирование учебного процесса, создание учебных ситуаций с использованием модели «Перевернутое обучение»

В данной статье описываются учебные ситуации с использованием  модели "Перевернутое обучение"....