отчетный семинар- практикум для педагогов "РИСУНКИ,КОТОРЫЕ НАС РИСУЮТ"
презентация к уроку

Садыкова Марал Агахановна

Цель:

Обогащать и систематизировать знания педагогов по художественно-

эстетическому развитию и раскрыть им «тайный язык» детского рисунка.

 

 

Форма проведения: семинар-практикум.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рисунки, которые нас рисуют.23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Отчетный семинар для педагогов

по теме самообразования:

«Рисунки, которые нас рисуют.

Свободная творческая деятельность детей»

Выполнила:

Садыкова М.А.

воспитатель первой

 квалификационной категории

Москва, 2022г.

Цель:

Обогащать и систематизировать знания педагогов по художественно-

эстетическому развитию и раскрыть им «тайный язык» детского рисунка.

Форма проведения: семинар-практикум.

1 слайд

Дети  очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

Так как почти все дети очень любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов "знакомства" с ребенком.

2 слайд

Итак, о чем же расскажет детский рисунок?

3 слайд

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью.

Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.

В процессе рисования рациональное (разумное!) уходит на второй план,

отступают запреты и ограничения.

В этот момент ребенок абсолютно свободен.

Благодаря детским рисункам можно понять  что происходит

 в душе ребёнка, и что он не сможет объяснить словами,

 так как они изображают на бумаге всё, что замечают и чувствуют.

Буквально каждый ребенок берет в свои маленькие ручки карандаш,

 фломастер или кисточку и принимается рисовать свои первые шедевры.

 По его мнению, картины чаще всего получаются замечательными.

А все, скорее всего, потому, что рисунок он еще оценивает не как произведение искусства, а как выражение своих чувств и эмоций.

4 слайд

С точки зрения психодиагностики детский рисунок является одним

из самых точных и достоверных источников информации. 

Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», зашифрована

и рисунок нужно грамотно «читать».

Внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение или скрытый смысл.

5 – 10 слайды

Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника.

У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица.

Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4–5 лет.

К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками.

На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги.

В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно).

К «семи годам живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями.

11 слайд

Как же сделать анализ детского рисунка без помощи психолога?

Для этого нужно выделить следующие особенности:

  - Если ребёнок использует 5-6 цветов, это говорит о нормальном уровне эмоционального развития.

-  Использование 1-2 цветов говорит о негативном состоянии.

Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет - веселый или грустный, какие мысли он вызывает.

!!!Также, анализируя детский рисунок, нужно учитывать какие материалы предлагались ребенку!!!!

В 3-4 года

Возникает эстетический мотив при выборе цвета: ребенок

пользуется любым поводом, чтобы раскрасить рисунок как

можно красивее.

Все «красивое» дети изображают яркими

красками, а «некрасивое» – темными.

В 5-6 лет

Реальное использование цвета ка передача обязательного признака (предмет закрашивается однотонно, без передачи оттенков).

 Не нужно пытаться анализировать рисунки, сделанные в саду на занятиях! Так как детям дается определенная тема, что лишает их свободы самовыражения (мои наблюдения на счет этого такие, что ребенок все равно добавит что то свое в данный рисунок!)

Содержание детского художественного творчества далеко  не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все это закончится.

12 слайд

Зеленый - уравновешенность, упрямство, стремление к безопасности

Желтый -  оптимизм, положительные эмоции

Черный - подавленность, протест, потребность в изменениях

Фиолетовый - интуиция, фантазия, интеллектуальная незрелость

Красный - возбудимость, повышенная активность, сила воли, агрессия

13 слайд

Кого ребёнок нарисовал первым и большим, к тому он испытывает наибольшую привязанность.

 Если он "забыл" кого-то нарисовать, значит человек вызывает у малыша неприятные воспоминания или обиду.

Если ребёнок не нарисовал себя, это свидетельствует о том, что он чувствует себя одиноким в семье.

Это очень тревожный знак.

Значит,  родителям нужно уделять ребенку как можно

больше внимания, чтобы он не чувствовал себя ненужным.

14 слайд

Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то

К примеру, 6‑летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку».

Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде.

15 слайд

Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей. Рассказать про случаи из практики!!!!

16 слайд

Манера изображения

Если элементы рисунка слабо прорисованы - это значит ребёнок обладает психологической неустойчивостью. Много дополнительных деталей, украшений - это желание малыша быть замеченным. Исправления в рисунке говорят о повышенной тревожности. Если рисунок смещён к краю листа и нарисован мелко, значит ребёнок не уверен в себе. Ребёнок изобразил себя в открытой позе ( фигура крупная, руки и ноги широко расставлены)- он жизнерадостен и общителен, в закрытой ( руки, ноги скрещены)- слишком замкнут в себе.

17 слайд

Рисунки – это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души, о ее благополучии или неблагополучии, о ее радостях и печалях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по теме: «Взаимное расположение прямой и окружности».

Цель:  закрепить умение определять взаимное расположение прямой и плоскости, проверить навыки решения задач, воспитывать чувство коллективизма.  ...

Семинар-практикум на тему " Обобщение и систематизация изученного о предложениях с однородными членами"

Разработка урока по русскому языку в 8 классе " Обобщение и систематизация изученного по теме "Предложения с однородными членами". Форма урока - семинар-практикум. На уроке класс делился на группы: до...

Семинар-практикум "Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления"

Данный материал предназначен родителям обучающихся, но будет  интересен логопедам-практикам. учителям начальных классов. Содержит понятие процесса письма, конкретные рекомендации по профилактике ...

Семинар-практикум "Слагаемые педагогического мастерства учителя ФК"

Ежегодно проводится 6-часовой семинар-практикум, где учителя становятся учениками....

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...

Семинар на тему "Рисунки которые нас рисуют. Свободная творческая деятельность детей"

Отчетная работа по самообразованию в виде семинара - практикума для педагогов.https://disk.yandex.ru/i/WNqjASpktrajTw ссылка на презентацию....