Самоанализ работы учителя-логопеда
материал

Самоанализ работы учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самоанализ работы36.15 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ работы

учителя-логопеда МБОУ СОШ №2 г. Томари

Толика Елены Валентиновны

Общие сведения.

Ф.И.О. Толика Елена Валентиновна

Занимаемая должность : учитель-логопед

Дата назначения на должность : 01.09.2020 г

Место работы: МБОУ СОШ №2 г. Томари

Педагогический стаж: 28 лет

Образование: высшее

В должности учителя-логопеда: 2 года

Сведения о дипломах

диплом

Номер диплома

квалификация

организация

1

Специальное(дефектологическое)образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы»

№4746

г. Москва

16.05.2022

Учитель-логопед(логопед)

АНО «НИИДПО»

Г. Москва

2

Учитель начальных классов

МТ № 438965

29.06.1987 г.

Учитель начальных классов

Педагогическое училище г. Комсомольск –на- Амуре

3

Психология

ВБА

0525467

Бакалавр психологии

СГА

Г. Москва

Сведения о повышении квалификации

Название

год

организация

номер

1

Организация и содержание коррекционной работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ (180 ч.)

2021

АНО ДПО

«Институт повышения квалификации и переподготовки «Дефектология Проф»

002093

2

Содержание коррекционной работы с детьми при фонетико-фонематическом недоразвитии (ФФН) (108 ч.)

2021

АНО ДПО

«Институт повышения квалификации и переподготовки «Дефектология Проф»

001824

3

Эффективные нейропсихологические приемы и методы в практике логопеда и дефектолога в работе с детьми с ОВЗ (72 ч)

2019

Международный институт информатики, управления, экономики и права г. Москва

807

4

Инновационные и классические приемы преодоления дефектов произношения у детей с комплексными нарушениями речи  (72 ч)

2018

ОАНО ВО «Московский психолого-социальный институт»

2410/18

5

Новейшие игровые и развивающие технологии в практике логопеда и коррекционного педагога (72 ч)

2020

Международный институт информатики, управления, экономики и права г. Москва

1737

6

Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (144 ч)

2017

АНО «Академия дополнительного профессионального образования» г. Курган

Д-3

В 2021 г. прошла онлайн-практику в институте повышения  квалификации и переподготовки Дефектология ПРОФ по курсу «Логопедия» (256 ч). Участвовала в мастер-классе на тему «Коррекционная работа школьного логопеда с учащимися начальных классов(3-4 классы). Имеющие трудности чтения и письма» (4 ч)-2020 г.

Прослушала вебинары по темам:

Тема

организация

год

1

Нейропсихология и ее значение для практических специалистов разного профиля (4 ч)

АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ»

2019

2

Использование современных технологий в организации коррекционной работы с детьми с УО(интеллектуальной недостаточностью) (6 ч)

АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ»

2021

3

ФФНР. Актуальные проблемы и основные приемы работы логопедической работы

(4 ч)

АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ»

2021

4

Разработка и внедрение специальной индивидуальной программы развития ребенка(СИПР) с умеренной умственной отсталостью (4 ч)

АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ»

2019

5

Мониторинг коррекционно-логопедической работы в начальной школе в рамках ФГОС (2 ч)

АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ»

2018

6

Обзор эффективных методик по развитию чтения у детей с ОВЗ (2 ч)

АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ»

2018

7.

Диагностика речевых нарушений и формирование логопедического заключения (6 ч)

АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ»

2020

8.

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством речевых игр и упражнений при профилактике и коррекции акустической дисграфии (6 ч)

АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ»

2020

9.

Фонематический слух. Нейропсихологическая коррекция через смысловой подход (6 ч)

АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ»

2021

10.

Особенности постановки свистящих и шипящих звуков у детей с различными речевыми расстройствами (6 ч)

АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ»

2020

11

Современный логопедический и дефектологический пункт в детском саду и школе: документационное обеспечение. (6 ч)

АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ»

2021

12

Проектирование рабочей программы учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС НОО для детей с ОВЗ

АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ»

2020

13

Оптическая дисграфия. Значение зрительного восприятия и пространственно-временных представлений у младших школьников. Авторские приемы(курс Е.В. Мазановой) (6 ч)

АНО ДПО «ИПКИП ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ»

2021

                                            Самоанализ работы учителя-логопеда

В школьном логопедическом кабинете я работаю с 2020 г. Цель работы этого кабинета: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ. В своей работе руководствуюсь следующими нормативными документами:

  • Законом РФ об образовании
  • Федеральным Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
  • Конвенциями «О правах ребёнка». «О правах инвалидов», «О правах умственно-отсталых людей»
  • Положением о логопунктах при общеобразовательных школах
  • Инструктивно-методическим письмом Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. «О работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных заведениях». Москва, 1996 год.
  • Инструктивным письмом Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2.

Исходя из вышеназванных документов, основными задачами логопедического кабинета являются:

  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении общеобразовательных программ;
  •  разъяснение специальных коррекционных знаний по логопедии среди педагогов, родителей

А значит цель работы учителя-логопеда: подготовить ребёнка к усвоению школьной программы, а окружающих его взрослых людей научить быть помощниками в преодолении возникающих трудностей.

Для достижения цели ставлю перед собой следующие задачи:

  • Диагностика уровня речевого развития детей
  • Комплектование логопедических групп
  • Организация коррекционной деятельности исходя из особенностей развития ребёнка
  • Сотрудничество с педагогами, родителями обучающихся

Основные задачи, определяющие направления деятельности:

-Диагностическая

-Организационная

-Консультативно-просветительская

-Коррекционная

-Лечебно-профилактическая

-Методическая

С сентября 2020 года оказана помощь мною, как учителем-логопедом 12 учащимся нашей школы, в основном,  учащиеся с ОВЗ( т.к. работала на 0.5 ставки.  В 2021-2022 у.г. я работала на ставку логопеда и у меня занималось 26 учащихся 1-4 классов и 10 учащихся с ОВЗ.Для логозанятий формирую группы исходя из структуры дефекта, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Расписание работы составляет завуч и оно согласуется с учителями начальных классов.

Диагностическая работа.

Ежегодно  выявляются дети с нарушениями общего и речевого недоразвития, отслеживается динамика общего и речевого развития учащихся, проводится логопедические обследования, вычерчивается логопедический профиль на основании диагностических данных. С 1 по 15 сентября каждого учебного года проводится обследование устной и письменной речи учащихся, которые имеют трудности в обучении из числа обучающихся 1-4 классов. В процессе занятий изучается состояние неречевых процессов (мышления, памяти, воображения, творческих способностей, умения ориентироваться в пространстве и времени), уровня сформированности устной речи и учебных навыков. Изучение ведётся путём обследования, наблюдения, тестирования. В конце мая проходит повторная диагностика знаний, умений, навыков обучающихся на школьном логопункте. Таким образом, диагностируется степень обученности   учащихся, посещавших логопедический кабинет.

Консультационно-просветительская деятельность

Целью консультативной работы я считаю создание предпосылок   на совместную деятельность педагогов, родителей; формирование у них системы знаний об особенностях работы с детьми-логопатами. Главной задачей своей работы я считаю раннее выявление детей с речевой патологией, своевременное предупреждение и преодоление недостатков в речевом развитии младших школьников, пропаганду логопедических знаний среди работников школы.

Консультации для педагогов школы провожу по мере возникновения проблем.  Особенно в тесном контакте работаю всегда с учителями и родителями 1 класса. В результате совместной деятельности систематизируются знания об особенностях работы с детьми-логопатами.  На совещаниях учителей, на общешкольных и классных родительских собраниях выступаю с разъяснениями, рекомендациями по поводу трудностей в обучении учащихся разных категорий .Разрабатываю и распространяю информационные листовки как для классных руководителей, так и для учителей предметников с рекомендациями в осуществлении индивидуального подхода с учётом структуры дефекта, особенностей речевого развития, психологических и возрастных  особенностей обучающихся. Таким образом, консультативная работа обусловлена запросами родителей и учителей и теми проблемами и трудностями, которые возникают в процессе образовательной деятельности.

Информация о методической работе и работе по обобщению и распространению опыта учителя-логопеда Толика Е.В.

Содержание работы

аудитория

Ежегодно

Итоги   логопедического обследования обучающихся

Родители учащихся 1 класса

Ежегодно

Итоги занятий в школьном логопедическом кабинете

Родители учащихся 1-4 классов

Ежегодно

Итоги обследования.

 Комплектование групп.

Родители учащихся 1 класса

Ежегодно

Зачисление первоклассников в школьный логопедический кабинет

Родители учащихся 1 класса

2020

Обследование детей с ОВЗ. Зачисление в школьный логопедический кабинет

Родители, учителя начальных классов

2020

Цели и задачи работы школьного логопедического кабинета

МО учителей начальных классов

ежегодно

Обследование учащихся 2-4 классов.

Комплектование групп. Зачисление в школьный логопедический кабинет

Родители, учителя начальных классов

2021

Виды нарушений чтения и письма.

МО учителей начальных классов

ежегодно

Выступление перед родителями первоклассников

родители

Организационная работа

Это один из важнейших блоков, позволяющий организовать работу продуктивно. Расписание составляет завуч школы, согласуется с учителями начальных классов. Для логопедического кабинета выделен кабинет, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. В текущем учебном году школой приобретены наглядные и дидактические материалы. Логопедический кабинет оснащён специальным оборудованием согласно приложению №5 к инструктивному письму Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. №2.

 Комплектование групп происходит с учётом трудностей учеников. Обязательно зачисляю в логопедический кабинет детей, прибывающих в школу  течении учебного года.  Наиболее эффективны занятия, проводимые в урочное время, т.к. это позволяет избежать перегрузки ребёнка. Практика показала, что попытка охватить 100% нуждающихся в логопедической помощи не позволяет достигать нужного результата, поэтому при отборе детей для занятий исхожу из сложности дефекта, в первую очередь занимаются дети с задержкой психического развития, ОВЗ и первоклассники с нарушенным звукопроизношением. Других же детей беру на занятия по мере возможности или на место временно отсутствующего ребёнка.

 В настоящее время я веду занятия в 7 группах:1, 2, 3. 4 класс Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий -20 минут. Веду следующую документацию: речевые карты, журнал, план работы по группам, составляю цифровые отчёты на конец учебного года.

Вывод: своевременное решение возникающих трудностей помогает продуктивной работе и рациональной организации деятельности учителя-логопеда.

                                             Коррекционная работа.

Основными задачами учителя- логопеда  в общеобразовательной школе являются:

-Коррекция устной речи

-Предупреждение дисграфических ошибок

Данные задачи решались на фронтальных занятиях, индивидуальных и подгрупповых, на консультациях для педагогов, родителей В конце учебного года положительная динамика есть у всех детей-логопатов.

Согласно расписанию,  провожу индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения и групповые по коррекции общего и речевого недоразвития (2 раза в неделю ). Так же провожу работу с детьми-инвалидами и занимающихся по индивидуальной программе.

Планируя работу, включаю в занятия упражнения на развитие неречевых функций: внимания, мышления, памяти, воображения, развиваю умение ориентироваться в пространстве и времени, использую нейропсихологический подход в работе.

Результатом работы считаю тот факт, что дети выпускаются с логокабинета с развитой мелкой моторикой, имеют навыки самоконтроля, взаимодействия. Детям прививается навык доводить начатое дело до конца. Большинство выпускников логокабинета умеют правильно произносить и различать фонемы.

Динамика результативности работы учителя-логопеда за 2 года

2020-2021учебный год

2021-2022 учебный год

ОНР

ЗПР

У/О

ОНР

ЗПР

У/О

Абсолютная успеваемость

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Качественная успеваемость

23%

14%

1%

32%

5%

3%

Абсолютная успеваемость

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Качественная успеваемость

19%

23 %

1%

33%

23 %

3%

В работе использую авторские программы и методические материалы  следующих авторов: Т.А. Фотекова, О.И.Азова, Е.В. Мазанова, О.В. Суслова, М.В.Мальм, А.В. Китикова, Л.Н. Ефименкова.

Для диагностики материалы «Логопедическое обследование детей», «Логопедический комплекс «Говорюша» для обследования и проведения занятий по коррекции звукопроизношения.

Для работы с детьми с ОВЗ использую для работы с дислексией  набор для первоначального чтения Фаусек( методика Монтессори), набор для обучения чтению «Кубики Е.Чаплыгина», игровой набор Фрёбеля для развития высших психических функций. Для исправления дисграфии и дизорфографии : звуковые и буквенные схемы, схемы слогов и звуков, нейропсихологические упражнения, «Чемоданчик логопеда для развития мелкой моторики».

Программы составляю, используя конструкторы «Мерсибо»: «Школьный логопед», «Школьный дефектолог», в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.

Цифровой ресурс

Этап

коррекционной работы

Название диска

Издательство

1.

I, II, III

Методика профилактики и коррекции дисграфии «Море словесности»

Студия «ВиЭль»

Г. Санкт-Петербург

2.

I, II, III

Буквограмма

«Дом»

3.

I, II, III

Логопедическое обследование детей

Студия «ВиЭль»

Г. Санкт-Петербург

  4.

I

Логовест

Мерсибо

5.

I

Игры для Тигры

Пермь, 2021

6.

1

Развитие и коррекция мышления младших подростков

Студия «ВиЭль»

Г. Санкт-Петербург

7.

1

Развитие и коррекция мышления подростков

Студия «ВиЭль»

Г. Санкт-Петербург

8.

1

Звуковой калейдоскоп 2

(развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа)

Мерсибо

9.

1

Вводные положения и основные приемы. Логопедический массаж.

10

3

Компьютерная логопедическая программа

«Игры для Тигры» ( Л.Р.Лизунова)

Пермь 2021(диск)

11

Развитие и коррекция мышления подростков

диск

12

Развитие и коррекция мышления младших подростков

диск

13.

Л.Н. Ефименкова

Коррекция ошибок,обусловленных несформированностью фонематического слуха

диск

14

 Л.Н. Ефименкова

Коррекция ошибок,обусловленных несформированностью фонематического восприятия

диск

                                                      Методическая работа

Тема по самообразованию: «Инновационные технологии в работе учителя-логопеда. Роль современных педагогических технологий при обучении учащихся с различными речевыми расстройствами».

Цель: Создание эффективной коррекционной работы с детьми, страдающими недоразвитием речи, с учётом ориентации на умственное развитие детей.

Этапы работы:

  1. Подбор и изучение литературы по теме.
  2. Подготовка методического материала.
  3. Педагогическая диагностика.
  4. Подготовка дидактического материала.
  5. Адаптация методического материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  6. Презентация программы на мо.
  7. Анализ и оценка эффективности выполняемой работы.

         Инновационные технологии в логопедической практике это дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)

   Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:

  • сделать обучение осознанным;
  • интересным;
  • оптимизировать процесс обучения; содействовать оздоровлению детей.

Виды технологий:

  1. Телесноориентированные техники:

  • биоэнергопластика соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки; 
  • растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела,  нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
  • упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
  • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

  1. Пальцевый массаж

  • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
  • прищепочный массаж;
  • массаж орехами, каштанами;
  • массаж шестигранными карандашами;
  • массаж чётками;
  • массаж травяными мешочками;
  • массаж камнями;
  • массаж зондами, зондозаменителями;
  • массаж приборами Су-Джок терапии.

      3.   Мнемотехника

– это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

    Мнемотехника помогает в развитии:

  • связной речи;
  • ассоциативного мышления;
  • зрительной и слуховой памяти;
  • зрительного и слухового внимания;
  • воображения;
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

4. Информационная технология обучения

это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией

Возможности использования ИТ в логопедии:

  • повышение мотивации к логопедическим занятиям;
  • организация объективного контроля развития и деятельности детей;
  • расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
  • возможность быстрого  создания собственного  дидактического материала;
  • визуализация акустических    компонентов речи;
  • расширение спектра    невебральных заданий;
  • обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;

  • за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

      5.  Кинезиологические упражнения («Гимнастика для Мозга»)

– это комплекс упражнений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую моторику, облегчить стрессоустойчивость организма. Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающий эффект.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно—образовательного процесса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ деятельности учителя-логопеда

Самоанализ деятельности  учителя-логопеда за три года, отражающий все направления работы по профилактике и коррекции нарушений речи у детей....

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Родительское собрание в ДОУ с участием учителя-логопеда. «Специфика работы учителя-логопеда»

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку  встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...