Система оценивания образовательных достижений
учебно-методический материал

Ихинова Светлана Валериановна

Система оценивания - один из важных факторов  заинтересованности ученика в приобретении знаний, поэтому  оценивание всех видов его труда позволяет влиять на уровень интереса к учебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания

Одним из важных факторов влияния на заинтересованность ученика в приобретении знаний является оценивание всех видов его труда, т.е. выставление оценок за деятельность разного вида. Оценка, получаемая на уроке, позволяет влиять на уровень интереса к учебе, а оценка за четверть очень значимый результат для любого ученика.

Формирующее оценивание предполагает самооценку, взаимооценку, оценку работы учителем и, самое главное, последующую работу либо над устранением пробелов, либо над построением плана последующего движения вперед. Один раз в неделю организовываю работу в группах, группы постоянные, в каждой есть руководитель. Достижения урока оцениваются самим учеником. Руководителем группы, учителем. Вопросы, помогающие ребенку освоить рефлексивное оценивание, могут быть такого рода: Что нового ты узнал, чему научился? Насколько продвинулся к цели? Как решал учебную задачу? Что можешь изменить в своем учении?

Задания на прогностическую оценку: Отметь задания, которые оказались для тебя трудными. Сравни свое мнение (точку зрения, способ) с тем, что было раньше. Что изменилось? Какие вопросы (задания) из предложенных требуют (указывается конкретное действие или условие?) Над какими вопросами (Заданиями) тебе еще надо поработать? Что нового узнал при изучении темы? Чему научился? Насколько достиг цели? Оцени предложенные способы выполнения учебной работы: какое понятнее, интереснее, быстрее дает решение? Чему ты учился, выполняя задание..? сравни и оцени суждения…

В своей работе применяю систему формирующего оценивания следующих видов деятельности: самостоятельные исследования, устные сообщения с последующей дискуссией, подготовка презентаций и т.д. Апробация системы формирующего оценивания дает первые результаты: ребятам нравится заниматься русским языков, они стали собраннее, активнее, все выполняют домашние задания, особенно любят творческие задания.

В прошлом учебном году апробировала в 7 классе другую разновидность критериального оценивания -  констатирующую. Констатирующее (итоговое) оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более ими менее объемных учебных тем. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки знаний, умений и навыков, отработанные и процессе изучения материала. Именно отметки за констатирующие работы служат для формального уровня подготовки учащихся. По ним выставляются четвертные и годовые оценки. Пример рабочего листа к уроку Название команды/капитан (распределяет задания между членами команды):

  1. Контрольные вопросы по изученным темам
  2. Орфографическая разминка
  3. Анализ языкового материала

4. Анализ предложений:

  • Упражнение 429:
  • Упражнение 430
  • Упражнение 432:
  1. Составление кластера
  2. Творческая работа
  3.    Оцените собственную работу, поставив баллы

        на одной из ступеней «Лестницы успешности» (Критерии оценки: правильность, полнота содержания, убедительность (доказательность), наличие примеров, грамотность и выразительность речи, работа всех членов команды):

  1. Оцените работу одноклассника по пятибалльной системе (критерии те же).

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:

  • выявить планируемые результаты;
  • организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;
  • сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.

Например, планируя работу по конкретной учебной теме «Отрицательные частицы НЕ и НИ» определяем учебную цель, которую необходимо достигнуть: знание учащимися  отрицательных частиц, сочинительных союзов и особенностей пунктуации в данном виде предложений (предметная цель); умение различать частицы НЕ и НИ по смыслу и умение составлять алгоритм рассуждения для решения данной орфографической задачи, то есть анализировать предложение с точки зрения его синтаксических  особенностей (надпредметная или метапредметная цель), понимание роли частиц  в языке (личностная цель).

Далее следует познакомить учащихся с необходимым объёмом знаний и умений, который им придётся освоить  в процессе работы над темой, учитывая, что работа над ней не является для учащихся новой, так как это  знакомство состоялось  в 5 классе.  Также учащиеся встречались со сложносочинёнными предложениями, когда выполняли упражнения учебника, в которых было необходимо расставить знаки препинания. Поэтому можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу самооценки знаний и умений по теме «Сложносочинённые предложения».

Сл. 16   Самооценка знаний и умений по теме «Сложносочинённые предложения»

Вид знания/умения

Знаю/умею

Не знаю/не умею

Определение сложносочинённого предложения

Виды сочинительных союзов

Особенности пунктуации в сложносочинённом предложении

Умение отличать сложносочинённое предложение от других видов предложений

Необходимо вместе с учащимися выработать критерии, по которым будет оцениваться правильность запоминания и воспроизведения учащимися нужной терминологии. Например, правильно сформулированное правило разграничения частиц НЕ и НИ в предложениях будет оцениваться баллом.

Подсчитывается максимальное количество баллов, которое ученик может получить за правильно  выполненное задание, и осуществляется их перевод в традиционную отметку. Теперь учащийся, запоминая дома правило и пытаясь его воспроизвести, может контролировать себя по количеству  баллов, которые надо набрать, чтобы правило считалось хорошо выученным и правильно воспроизведённым.

Формирование умения – длительный процесс. Поэтому учитель должен определить объём практического материала, на примере которого будут совершенствоваться соответствующие умения. С этой целью была составлена таблица-мониторинг  (определение РЕПЕРНЫХ ТОЧЕК, Т.Е. САМЫХ ВАЖНЫХ) формирования умения проводить синтаксический анализ предложения. В эту таблицу  вошли  все элементы, от которых зависит успешность ученика.

Вид знания,умения/критерии

Баллы

Контрольные вопросы

Орфографическая разминка

Языковой анализ

Анализ предложений

Упражнение 429

Упражнение 430

Упражнение 432

Работа с таблицей

Творческая работа

Полнота и правильность содержания

Грамотность

Речевое оформление

Аккуратность почерка

1

1

1

1

0-1 ошибок

2-3 ошибки

4-5 ошибок

6 и более

5

4

3

2

Упражнение 432          0 ошибок

1 ошибка

2 ошибки

3 ошибки

3

2

1

0

Упражнение 430     0 ошибок

1 ошибка

2 ошибки

3 ошибки

3

2

1

0

Упражнение 429     0 ошибок

1 ошибка

2 ошибки

3 ошибки

3

2

1

0

Языковой анализ. Правильность

Полнота

Убедительность, наличие примера

Грамотность

1

1

1

1

Орфографическая разминка. 0-1 ошибки

2-3 ошибки

4-5 ошибок

6 и более

5

4

3

2

Контрольные вопросы

Полнота ответа

Ответ неполный

Ответа нет

5

3

0

В данной таблице фиксируется количество ошибок на формируемое умение с указанием их числа  от объёма анализируемых предложений. Таблицу заполняет учащийся после проверки выполнения упражнения или другого вида задания. Данный вид работы призван выявить причину ошибки. Поэтому параллельно должна шла работа на повторение темы  «Однородные члены».  Часто учащиеся принимают сложносочинённое предложение за предложение с однородными членами опять-таки по причине плохого распознавания грамматических основ предложения. Поэтому умение выделять грамматическую основу предложения в формировании умения ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении играет первостепенную роль. По результатам выполнения задания обязательно проводится работа над ошибками.

Формирующее оценивание призвано вовлечь учащегося  в  осмысление своего процесса обучения. С этой целью проведена рефлексия по результатам изучения темы:

 -добился ли я улучшения результатов в изучении темы? Каковы мои успехи?

-почему это произошло? (не произошло?)

-что мне осталось непонятным?

-предпринял ли я какие-либо действия для ликвидации того, что осталось для меня непонятным?

 Оценить усилия, прилагаемые школьниками к изучению учебного материала, помогла «Лестница успешности», в которой четко прослеживается самооценка. «Самооценка работы над освоением учебной темы» - одна из форм обратной связи

Что оценивать? Оцениваем результаты:

- предметные

- метапредметные

- личностные

Кто оценивает?              Учитель и ученик

Вместе определяют оценку и отметку по совместно разработанным  критериям

Что оценивает ученик?

  • Собственную деятельность (элементы формирующего оценивания)
  • Деятельность одноклассника

 Когда ставить отметки?

Текущие - по желанию,

За тематические

и проверочные работы – обязательно

  Критерии оценки
письменной работы  (ответа):

  • Полнота и правильность содержания
  • Грамотность (5 – 0-1 ошиб., 4 – 1-3 ошиб., 3 – 3-5 ошиб., 2- 6  более)
  • Речевое оформление
  • Аккуратность почерка.

 Критерии оценки устного ответа (доклад, сообщение, выразительное чтение, ответ и т.п.):

  • Правильность
  • Полнота содержания
  • Убедительность (доказательность), наличие примеров
  • Грамотность и выразительность речи.

 Оценивание собственной деятельности школьника на уроках русского языка

Элементы формирующего оценивания по тем же критериям (+ критерий «Работа в команде») с использованием приема «Лестница успешности».

Обучающиеся оценивают собственную работу, расположив на одной из ступеней лестницы знак

Устанавливается «весомость» конкретной темы в учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметки по вышеуказанной формуле.

«Контрольные точки».

Выполняя какое – либо задание, ученик зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся.

Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:

Реферат (10);

Составление библиографий и аннотаций (5)

Анализ источников информации по теме (3)

Конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3)

Подготовка дополнительного материала по теме (5)

Выполнение практической работы по теме(3)

Решение проблемных задач по теме (5)

Устный ответ –монолог (5)

Контрольная работа по содержанию темы (10)

Участие в конференции: подготовка доклада, рецензирование или отзыв творческой работы участника конференции, участие в дискуссии(10).

Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя,  оформление средств наглядности и др. (5)

Штрафные баллы: отклонение от графика и несвоевременная сдача работы  -минус 20 баллов, отказ от устного ответа – минут 5 баллов.

Итак, технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофактурную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям: домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему), информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т.д.), участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала, дисциплина (замечания, деструктивный конфликт), пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины). Большим достоинством этого метода является привлечение самих учеников к оценке вклада отдельной личности в общий результат. Наиболее удобным способом является делении учеников на группы: группа А – сильные ученики, для которых готовятся задания выше базового уровня, группы В и С – задания базового уровня, учитывая особенности учеников: по набору лидеров, по стилю интеллектуальной деятельности, по темпераменту. Этот прием помогает повысить эффективность групповой работы , условий для реализации творческого потенциала одаренных детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...