ПОЛОЖЕНИЕ об оказании коррекционно - логопедической помощи
учебно-методический материал

Крыловская Татьяна Петровна

Положение об оказании коррекционно -  логопедической помощи в  муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении  регламентирует деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее Организация), в части оказания коррекционно - логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной речи (далее — обучающиеся) и трудности в освоении ими основной общеобразовательной программытом числе адаптированных).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_madou_no8_2020.docx60.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
 «Детский сад №8»  Корсаковского городского округа Сахалинской области

УТВЕРЖДЕНО:

приказом заведующего  МАДОУ «Детский сад № 8»

_______________________Ф,И,О,руководителя

       Приказ №     от 01.10.2020

ПОЛОЖЕНИЕ

об оказании коррекционно - логопедической помощи

в муниципальном  автономном дошкольном образовательном учреждении  «Детский сад № 8»  Корсаковского городского округа Сахалинской области

1. Общие положения

1.1.Положение об оказании коррекционно -  логопедической помощи в  муниципальном автономном  дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 8» Корсаковского городского округа Сахалинской области   (сокращенно МАДОУ «Детский сад № 8») регламентирует деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее Организация), в части оказания коррекционно -  логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной речи (далее — обучающиеся) и трудности в освоении ими основной общеобразовательной программы (в том числе адаптированных).

1.2.Нормативно – правовым основанием для организации деятельности коррекционно -  логопедической помощи являются:

- ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.., вступ. в силу с 01.09.2020);

-«Примерное Положение о психолого – педагогическом консилиуме образовательной организации» от 069.09.2019 № Р – 93;

-Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

-Приказ Министерства образования РФ от 30.08.2013 №1014 «об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным  программам  - образовательным программам дошкольного образования « (ред. от 21.01.2019 №32);

-«Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» от 06.08.2020 № Р – 75;

- Письмо Минобрнауки РФ от 24.09.2009 № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого –педагогической   и медико – социально – правовой помощи обучающимся, воспитанникам;

-СанПиН 2.4.2.3286 – 15 от 10 июля 2015 года № 26 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Устав Учреждения от 19.03.2019 № 49§13;

- Должностные инструкции специалистов Учреждения.

1.3.Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

1.4.Основной целью коррекционно – логопедической помощи является организация и оказание логопедической и дефектологической помощи воспитанникам, имеющим нарушения развития устной речи и воспитанникам, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении образовательной программы Учреждения (в том числе адаптированной) с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальной ситуации развития.

1.5.Задачами  коррекционно – логопедической помощи являются:

  • организация и проведение логопедической (дефектологической) диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
  • организация проведения логопедических (дефектологических) занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи;
  • организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;
  • логопедическое (дефектологическое) сопровождение при реализации адаптированной образовательной  программы (далее АООП), индивидуальных образовательных маршрутов (далее ИОМ) для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ);
  • консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.

2. Порядок оказания коррекционно - логопедической помощи в ДОУ

2.1. Коррекционно - логопедическая помощь оказывается Организацией независимо от ее организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.

2.2. При оказании коррекционно - логопедической помощи Организацией ведется документация согласно приложению 1 к Положению.                                  

2.3.Срок и порядок хранения документов определяется локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи.

Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи.

2.4.На коррекционно – логопедические занятия зачисляются (согласно рекомендациям Центральной – психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК )и/или Территориальной – психолого – медико – педагогической комиссии (далее ТПМПК), а также индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка – инвалида (далее – ИПРА)и ППк воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети – инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать МАДОУ «Детский сад № 8», получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.

2.5.Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из:

  1. количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее -- ОВЗ) из рекомендуемого расчета штатная единица учителя-логопеда на 6-12 указанных обучающихся;
  2. количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее — ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;

3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом Организации, из рекомендуемого расчета штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.

         2.6. Коррекционно - логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения № 2 и № 3 к Положению).

         2.7.Коррекционно - логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.

Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.

По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4 Положения.

2.8. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической (дефектологической) помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.

Зачисление обучающихся на логопедические (дефектологические)  занятия может производиться в течение всего учебного года.

Отчисление обучающихся с коррекционно - логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.

Зачисление на коррекционно - логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя Организации.

2.9. Коррекционно - логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.

2.10.Коррекционно - логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы Организации.

            2.11.Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом, (дефектологом) на основании рекомендаций ПМПК, ППК и результатов логопедической диагностики.

           2.12.Коррекционно - логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение № 5 к Положению).

          2.13.В рабочее время учителя-логопеда (дефектолога) включается непосредственно педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная и иная.

          2.14.Консультативная деятельность учителя-логопеда (дефектолога) заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников Организации, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.

Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: постоянно действующей консультативной службы для родителей; индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников Организации; информационных стендов.

3. Коррекционно - логопедическая помощь при освоении образовательных

программ дошкольного образования

  1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (дефектолога) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов Организации.
  2. На логопедические (дефектологические) занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные), имеющие нарушения в развитии устной речи.
  3. Логопедическая (дефектологическсая) помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Положения.
  4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических (дефектологических) занятий:
  1. для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/ подгрупповых и индивидуальных занятий);
  2. для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом, дефектологом ), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/ подгрупповых и индивидуальных занятий);
  3. для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.

При организации логопедической (дефектологической) помощи детям младенческого и раннего возраста занятия проводятся в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.

3.5.Продолжительность логопедических(дефектологических) занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:

  • для детей от 1,5 до 3 лет — не более 10 мин;
  • для детей от З до 4-х лет — не более 15 мин;
  • для детей от 4-х до 5-ти лет — не более 20 мин;
  • для детей от 5 до 6-ти лет — не более 25 мин;
  • для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 мин.

3.6.Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:

1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования — не более 12 человек;

2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом, дефектологом) не более 12 человек;

3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.

Приложение №

к Положению об оказании

коррекционно - логопедической помощи

Документация Организации при оказании логопедической (дефектологической)  помощи

  1. Программы и/или маршруты коррекционно - логопедической работы.
  2. Годовой план работы учителя-логопеда (дефектолога).
  3. Расписание занятий учителя –логопеда (дефектолога).
  4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую (дефектологическую) помощь.
  5. Журнал учета посещаемости логопедических  (дефектологических) занятий.
  6. Журнал учета проведенных индивидуальных (групповых и (или) подгрупповых) коррекционных занятий.
  7. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
  8. Журнал родительских собраний.
  9. Журнал консультаций.
  10. Аналитический отчет о проведенной работе за год.

           

Приложение № 2

к Положению об оказании

коррекционно - логопедической помощи

Заведующей МАДОУ «Детский сад № 8» Янковецкая А.В.

Согласие родителя (законного представителя)

обучающегося на проведение

логопедической диагностики обучающегося

Я________________________________________________

ФИО родителя (законного представителя)

являясь родителем (законным представителем)

                            (нужное почеркнуть)

_______________________________________________________________________________

(ФИО, дата рождения)

___________________________________________________________________(группа, которую посещает ребенок)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.

202___ г.

                                                        /______________/ ____________________________

                (подпись)        (расшифровка подписи)

Приложение № 3

 к Положению об оказании

коррекционно - логопедической помощи

Заведующей

             МАДОУ«Детский сад № 8»Янковецкой А.В.

ФИО родителя (законного представителя)

Заявление

Я,________________________________________________

ФИО родителя (законного представителя)

являясь родителем (законным представителем)

                     (нужное подчеркнуть)

_______________________________________________________________________________

(ФИО, дата рождения)

___________________________________________________________________

(группа, которую посещает ребенок)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями: психолого-медико-педагогической комиссии; психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).

202__ г.

                                                      /________________/___________________________

        (подпись)        (расшифровка подписи)

Приложение № 4

к Положению об оказании

коррекционно - логопедической помощи

Педагогическая характеристика на обучающегося

___________________________________________________________________

(ФИО, дата рождения, группа)

Общие сведения:

 дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

- образовательная программа (полное наименование);

- особенности организации образования:

  1. в группе;
  2. на дому;
  3. сетевая форма реализации образовательных программ;
  4. с применением дистанционных технологий.

- группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания;

- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другой группы, смена педагога        (однократная,        повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность,        обучение на        основе индивидуального учебного плана, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;

- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок — родственные отношения и количество детей/взрослых);

-трудности, переживаемые в семье.

Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность:

  1. Динамика освоения программного материала:

- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);  

- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).

2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, выполнения работы (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.

З. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).

4.        Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом указать длительность, т. е. когда начались / закончились занятия).

5.        Характеристики взросления:  

- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);  

- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению);  

- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых педагогов);  

- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);  

- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);          

- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная);

- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в компьютерных играх);

- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на словах»);

- самооценка;

- особенности психо-сексуального развития;

- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/ утрачена).

Вывод об имеющихся признаках нарушения устной речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы.

Приложения к характеристике (работы ребенка).

 

202__ г.

                                                                                  /______________/________________

Учитель-логопед (дефектолог), принявший обращение:_______________________________

___________________________________________________________________

(указать ФИО, должность)

Результат обращения:________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

«     » _________202__ г.

                                                          /_____________/____________________________

Приложение № 5

к Положению об оказании

коррекционно - логопедической помощи

Рекомендации по оснащению помещений для логопедических (дефектологических) занятий

1. При оснащении помещений для логопедических (дефектологических)  занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда (дефектолога), зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.

В рабочей зоне учителя-логопеда (дефектолога) рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.

При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по оказанию логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста "Я говорю красиво!".

ППредставленная «Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ «Детский сад № 31», (далее «Программа») предназначена для работы ...

Организация работы по оказанию логопедической помощи детям с билингвизмом.

В связи с миграционными процессами и исторически сложившимся национальным составом региона, в нашу общеобразовательную школу поступает значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Уровен...

Положение об оказании логопедической помощи

Положение об оказании  логопедической помощи...

Оказание логопедической помощи в дистанционном режиме

Данная презентация была составлена в апреле 2020 года, в самом начале дистанционной работы в школах из-за карантина (в связи с распространением коронавирусной инфекции).  В презентации рассмотрен...

Положение об оказании логопедической помощи детям.

Настоящее Положение регулирует оказание логопедической помощи в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Веселовском центре творчества реализующей коррекционно-развивающую програ...

Оказание коррекционно–педагогической помощи детям с расстройствами эмоционально – волевой сферы (ЭВС) и нарушениями поведения в образовательной организации

В работе раскрываются основные виды эмоционально-поведенческих нарушений обучающихся, общие подходы к организации коррекционной работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и иными категориями де...

Положение об оказании логопедической помощи

Положение об оказании логопедической помощ регламентирует деятельность организации в части логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения речи....