Здоровьесберегающие технологии
материал

Аджиева Сайбат Салаватовна

Здоровьесберегающие технологии: картотеки: физминутки, упражнения для глаз, дыхательные упражнения, пальчиковые игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека упражнений по здоровьесберегающим технологиям

для дошкольников


Картотека упражнений дыхательной гимнастики, утренней гимнастики, точечный массаж

 Массаж бедра «Дождик»

Дождик, дождик, капелька.     Легко, в ритме  стихотворения по бедрам   от колена вверх

Водяная сабелька,              Делают пилящие движения

Лужу резал, лужу резал,               ребрами ладоней.                                                 

Резал, резал, не разрезал,

И устал,  и перестал.                 Поглаживают ладошками

 Массаж лица и рук «Умывальная песенка»

Хуже наказанья –          Качают головой из стороны в сторону.

Жить без умыванья. Все ребячьи лица           Мягкими движениями

Обожают мыться.                 Проводят ладонями по лицу сверху вниз.

Без воды, без мыла –             Растирают ладонями нос.

Всех бы грязь покрыла.

Чудно, чудно – вымыться не трудно!    Растирают ладонями уши.

Чистым быть чудесно!     Потирают ладони друг о друга.

Теперь нос чистый,          Прикасаются указательным пальцем к носу.

Теперь рот чистый.           Показывают пальчиком на рот.

И подбородок чистый.      Прикасаются пальцем к подбородку.

И глазки блестят -             Прикасаются к внешним уголкам глаз.

Весело глядят.                    Протягивают ладошки вперёд.

Массаж лица «Умывалочка»

Умыли котята глаза и носы,           Мягко проводят  

                                                          пальцами по векам, носу

И щёчки, и лобики,                         щекам, лбу,

Даже – усы.                                     ещё раз по крыльям носа.       

И доброе слово друг дружке        Поглаживают ладонями ушки

 Мяукнули в чистые ушки.

 Упражнения на развитие дыхания  «Аромат цветов»

Дети делают спокойный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи, задерживают дыхание и на выдохе продолжительно произносят: «А-а-ах!»                                  «Одуванчик»

Дети на выдохе произносят звук «ф-ф…», поднимая вверх руки и мелко перебирая пальчиками, показывая, как летят пушинки одуванчика.

Массаж лица «Нос, умойся!»

Кран, отройся!            Показывают правой рукой, как отрывают кран.

Нос, умойся!                 Указательными пальцами растирают

                                                           крылья носа.

Мойтесь сразу оба глаза.        Мягко проводят пальцами по лбу.

Мойтесь, уши,                         Ладонями растирают уши.

Мойся, шейка!                         Мягко поглаживают шею спереди. 

Шейка, мойся хорошенько!   Поглаживают шею ладонями,

                                                  движениями от основания черепа

                                                  вперёд  груди.

Мойся, мойся, обливайся!      Легко гладят щёки.

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!!!  Трут ладонями друг о друга.

Упражнение «Помощники»

Дружно помогаем маме,           Встают, слегка наклонившись вперёд,

Мы бельё полощем сами.          и двигают руками вправо-влево.

1-2-3-4.  потянулись,                 Тянутся, вытирая рукой «пот» со лба.

Наклонились,                              Продолжают «полоскать бельё».

Хорошо мы потрудились.        Вытирают руку о руку.

Массаж рук «Петушиная семья»

Петя, Петя-петушок               Качают головой вправо-влево.

Поднял красный гребешок,   Прижимают ладошки друг к другу,

                  раздвинув пальцы, и приставляют их к голове («гребешок»)

Громко-громко закричал,       Поглаживают от кисти к плечу сначала

К себе курочек позвал.              левую руку, потом правую.

Курочки-пеструшки               Похлопывают ладошкой левую руку,

Петю услыхали.                        затем правую.

Быстро побежали.                   «Пробегают» пальчиками правой руки 

А за ними и цыплятки побежали без оглядки.   по левой-  по правой.

Стали зёрнышки клевать -         Поколачивают пальцами сначала

Клюю-клю-клю, Клюю-клю-клю!       левую руку, потом правую. 

Травку сочную щипать – щип-щип, щип-щип!

А потом давай плясать-             Поглаживают левую руку.

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!                  Поглаживают правую руку.

 

Массаж биологически активных точек «Снеговик» (профилактика ОРЗ)

Раз – рука, два – рука.     Вытягивают вперёд поочерёдно руки. Лепим мы снеговика.      Имитируют лепку снежков.

Три-четыре, три-четыре,  Поглаживают ладонями шею. Нарисуем рот пошире.

Пять – найдём морковь    Кулачки растирают крылья носа.

для носа, угольки найдём для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо,   Приставляют ладони ко л    «козырьком» и растирают лоб.

Пусть смеётся он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь –

Мы плясать его попросим.     Поглаживают колени ладошками.

Двигательная разминка  «Дети»

Мы – весёлые ребята, мы – ребята-дошколята,     Ходят по кругу.

Спортом занимаемся, с болезнями не знаемся,

Раз-два, два-раз! Много силы есть у нас!     Руки в стороны, пальцы

                       раскрыты – руки к плечам, сжимают пальцы в кулаки.

Мы наклонимся сейчас,             Наклоняются вниз.

Полюбуйтесь-ка на нас!

Раз - два! Не зевай!                         Приседают.

С нами вместе приседай!

Раз – прыжок! Два – прыжок!     Прыгают на обеих ногах в

                                                           чередовании с ходьбой.

Прыгай весело, дружок!

Носиком сейчас вдохнём,          Вдыхают через нос, не поднимая

                                             плечи, на выдохе произносят: «Ш-ш-ш…»  

«Ш-ш-щ..» - скажем все потом.

Массаж рук «Строим дом»

Целый день тук да тук,       Похлопывают ладонью правой

                                                  руки по левой руке от кисти к плечу.

Раздаётся звонкий стук.          Похлопывают по правой руке.

Молоточки стучат,    Поколачивают правым кулачком по левой руке

Строим домик для зайчат.      от кисти  плечу.

Молоточки стучат, строим домик для бельчат. Тоже по правой руке.

Этот дом для белочек,    Растирают правым кулаком левую руку круговыми Этот дом для зайчиков  движениями.     Растирают правую руку.

Этот дом для девочек,  Быстро «пробегают» пальчиками  правой руки по левой Этот дом для мальчиков.        от кисти к плечу. «Пробегают» по правой руке.

Вот какой хороший дом,         Поглаживают ладонью левую руку                                               Как мы славно заживём,          от кисти к плечу. Поглаживают правую руку.

Будем песни распевать, веселиться и плясать.      «Тарелочки»

Массаж пальцев «Блины»

Ой, лады! Ой, лады!              Хлопают то одна рука сверху,

Мы блинов напекли.                 то другая.

Первый дадим зайке,            Поочерёдно массируют пальцы,

зайке-попрыгайке,                 начиная с большого.

А второй – лисичке, рыженькой сестричке,

Третий дадим мишке, бурому братишке,

Блин четвёртый котику, котику с усами,

Пятый блин поджарим и съедим мы сами.

Пальчиковая игра «Пирожки»

Раз, два, три, четыре -    Сжимают и разжимают пальцы.

Ловко тесто замесили.

Раскатали мы кружки          Трут круговыми движениями

Пирожки с начинкой:           ладони друг о друга.

Сладкою малинкой,             Поочерёдно хлопают одной Морковкой и капустой,           ладонью сверху по другой.

Очень-очень вкусной.

 Из печи достали –                Показывают ладошки.

Угощать всех стали.             Протягивают обе руки вперёд,

Пахнет в доме пирогами.     Разведя их чуть в стороны.

Вот и гости. Все с цветами

   Гимнастика для глаз

Сел медведь на брёвнышко,     Сидя на стуле, поднимают голову

              вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стихотворения.

Стал глядеть на солнышко.

- Не гляди на свет, медведь!

Глазки могут заболеть!            Прикрывают  глаза  ладонями.  

Игра для коррекции зрения «Комарик»

Комарик летает, летает, летает,          Вытягивают вперёд 

Где сесть не знает:          правую руку, фокусируют взгляд 

 Ж-ж-ж…                       на указательном пальце. «Рисуют» в

              воздухе 8, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом.

Хлоп!               Прикасаются пальцем к левой ладони (комар сел).
                         Хлопают правой ладонью по левой.

 Игра для развития дыхания «Бабочки»

Каждый ребёнок берёт бабочку, прикреплённую за ниточку к палочке, и под звучание музпьесы дует на неё, наблюдая, как она кружится в воздухе. Дети должны следить за продолжительностью и ровностью выдыхаемой воздушной струи.

Массаж рук и ног

(в соответствии с текстом)

Я в ладоши хлопаю и ногами топаю.

Ручки разотру, тепло сохраню.

Ладошки, ладошки, утюжки-недотрожки,

Вы погладьте ручки, чтоб играли лучше.

Чтобы бегали по дорожке.

(деля массаж, следует обратить внимание детей на правильное его выполнение: поглаживать руки надо от кисти  плечу, ноги – от щиколотки вверх до бедра)

Игра на релаксацию «Греемся»

По команде ведущего «Греемся!» стоящие в кругу дети начинают двигать, трясти всеми частями тела.

По команде «Лёд!» застывают на месте в определённой позе. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

Динамическое упражнение «Медуза»

И.п. – лёжа на животе, раздвинуть в стороны ноги и руки. Поднять руки, ноги, голову и корпус и держать на 4 счёта. Затем медленно опуститься на пол и немного расслабиться. Повторить упражнение 3-4 раза.

Гимнастика для глаз «Паучок»

Пау-пау-паучок,                  Дети вытягивают перед собой 

Паутиновый жучок.            паучка на палочке.

Он на веточке сидел          Фокусируют взгляд на пауке и, 

Да на солнышко глядел.    проговаривая слова,

               перемещают  палочку вверх, вниз,вправо, влево,

                              прослеживая движение взглядом.

Паутинку натянул,             Закрывают глаза, опустив паучка вниз.

Покачался и уснул.  Здравствуй, здравствуй, солнышко,

Солнышко-весёлнышко!             Быстро моргают глазами.

Пальминг для расслабления глаз

И.п. – выпрямить пальцы одной руки и положить ладонь на лицо. Положить мизинец другой руки поперёк основания 4-х раскрытых пальцев (руки при этом образуют букву Л). Во время пальминга нужно держать глаза закрытыми. Устранить напряжение в пальцах, расслабить запястья, локти.        Гимнастика для глаз  «Жук»

(Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки – это жук.  Дети поворачивают его, следуя тексту)

К журавлю жук подлетел, зажужжал и запел «Ж-ж-ж..»

Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел.

Каждый влево полетел, каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился, зажужжал и закружился.

«Ж-ж-ж..». Жук, вот правая ладошка, посиди на ней немножко. Жук, вот левая ладошка, посиди на ней немнож.

Массаж биологически активных зон «Снеговик»

Раз и два, раз и два -                  Имитируют лепку снежков

Лепим мы снеговика.

Мы покатим снежный ком.   Поочерёдно проводят ладонями по  кувырком, кувырком.              шее справа и слева.

Мы его слепили ловко.  Проводят пальцами по щекам сверху вниз.

Вместо носа есть морковка,  Растирают указательными

                                                              пальцами крылья носа.

Вместо глазок – угольки,   Прикладывают ладони ко лбу

                                                 «козырьком» и энергично растирают лоб.

Ручки – веточки нашли.     Трут ладонями друг о друга.

А на голову – ведро.            Раздвигают указательный и средний

           пальцы «вилочкой» и растирают точки перед ушами и за ними.

Посмотрите, вот оно!          Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой.

 Массаж рук и ног  «Черепаха»

Шла купаться черепаха         Пощипывают руки

И кусала всех от страха.            от кисти к плечу.

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Черепаха – дом ходячий! Поглаживают руки ладонями

Голову под панцирь прячет.     от кисти к плечу. 

Крепкий панцирь у неё -         При повторении стиха

И защита и жильё!             Массируют ноги – от  щиколоток вверх.

Массаж биологически активных точек «Крокодил»

(дети сидят по-турецки)

Крокодил ждёт гостей,             Поглаживают ладонями шею

                        движениями от шейного отдела позвоночника вперёд к яремной ямке.

Пасть его полна гвоздей.         Кладут большие пальцы рук на шею под

                                                                     челюстями и мягко поглаживают.

Я спросил у крокодила:           Сжимают пальцы в кулаки, возвышениями

                                                         больших пальцев быстро растирают крылья носа.

«Здесь овца не проходила?»     Приставляют ладони ребром о лбу и

                                                          растирают его движениями в стороны – вместе.

А злодей лежит на дне              Сильно раздвигают указательный и

         средний пальцы, кладут их перед ушами и за ними и с силой растирают кожу.

И подмигивает мне!         Трут ладони друг о друга и подмигивают одним  глазом.

Массаж рук «Моемся, чистим зубы»

Моем шею, моем уши,     Ладонями тереть шею и уши.

Вытираем их посуше.       Имитировать растирание

                                                             полотенцем.

Чистота всего дороже.          Грозить пальцем.

Мы и зубы чистим тоже        Имитировать

                                 движениями чистку зубов вправо-влево.

Порошком, порошком.      Сложить пальцы в щепоть и

                              «посыпать» правой рукой, затем – левой.

Раз, два, три -                       Три хлопка в ладоши.

Зубы щёткой чище три.       Имитировать движениями

                                 чистку зубов в направлении сверху-вниз.

Динамическое упражнение «Черепаха»

(для улучшения осанки)

Живёт спокойно, не спешит,     Ходят на коленях, положив

На всякий случай носит щит.    руки за голову, стараясь 

Под ним, не зная страха,      держать корпус прямо.

Гуляет черепаха.

Черепаха, не скучая,          Сидят на пятах, руки на поясе, корпус

Час сидит за чашкой чая.    прямой, наклоны  головы вправо-влево.

Двигательная минутка

(выполняются движения по тексту)

А щенята как проснутся, очень любят потянуться,

Обязательно зевнут, ловко хвостиком махнут!

А котята спинку выгнут и неслышно с места прыгнут,

Перед тем, как прогуляться, начинают умываться.

Самомассаж «Ладошки»

Вот у нас игра какая:              Хлопки в ладоши.

Хлоп, ладошка, хлоп, другая!

Правой, правою ладошкой     Шлепки по левой руке от

А потом ладошкой левой               плеча к кисти, по правой.

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом            Лёгкое похлопывание по щекам

Вверх ладошки! хлоп!хлоп!            Хлопки над головой.

По коленкам – шлеп, шлеп!    Хлопки по коленям.

По плечам теперь похлопай!   Шлепки по плечам.

По бокам себя пошлёпай!        Шлепки по бокам.

Можем хлопнуть за спиной!    Шлепки по спине.

Хлопаем перед собой!               Шлепки по груди..

Справа – можем! Слева – можем!  Поколачивание по груди.

 И крест-накрест руки сложим!

И погладим мы себя. Вот какая красота! (поглаживание себя)

Двигательная минутка

Пять весёлых домовых       Показать ладошку с раздвинутыми Праздничною ночью           пальцами.

Разгулялись чересчур,        Поднимать и опускать руки, как бы Расшалились очень.                            пугая.

Встав на цыпочки, один        Покружиться на носочках.

Закружились в вальсе,

А второй споткнулся и -        Присесть и прикрыть рукой нос.

Нос себе расквасил.

Третий прыгал до небес,       Прыгать, подняв руки вверх,

С неба звёзды цапал,              сжимая и разжимая пальцы.

А четвёртый топал, как          Покачаться из стороны в 

Мишка косолапый.                    сторону, как мишка.

Пятый пел до хрипоты            Руки к груди – в стороны, Песенку за песенкой…                отрывая и закрывая рот.

Этой ночью домовым очень было весело! (хлопать)

Дыхательное упражнение «Лягушка»

Глубокий вдох через нос – задержка дыхания. – быстрый выдох ртом («ква»); быстрый вдох через нос – задержка дыхания, - медленный выдох ртом («ква»); положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова «ква-ква-ква», работая мышцами низа живота.

«Лягушка»

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить на выдохе «тик-так».

«Петушок»

И.п. – встать прямо, руки опустить вдоль туловища. Ноги врозь. На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх; задержать дыхание, а затем хлопать руками по бёдрам, произнося на выдохе «ку-ка-ре-ку!».

Массаж  лица

Тёплый ветер гладит лица,   Двумя ладонями провести от бровей

Лес шумит густой листвой.         до подбородка и обратно- 4 р.

Дуб нам хочет поклониться,    От точки между бровями

                                                       большим пальцем левой руки  

                                                      массировать лоб, проводя пальцем

                                                     до середины лба у основания волос – 4р.

А кудрявая берёзка                Массаж висковых впадин большими

 провожает всех ребят.          Пальцами правой и левой руки,

До свиданья, лес зелёный,      совершая вращательные дв-я -8р.

 мы уходим в детский сад.      Поглаживание лица ладонями   сверху вниз – 4 р.

(массаж улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз)

Массаж рефлекторных зон ног

* сжать кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точу, разотрите её до исчезновения боли.

* плотно захватить большим и указательными пальцами ахиллово сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторить по 3 раза на каждой ноге.

* быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги .

(Этот массаж помогает освободиться от накопившейся усталости и включить основные системы организма)

Массаж спины «Паровоз»

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,      Похлопывание по спине Стоять на месте не хочу!                 ладонями.

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу!    Поворот на 180,

 Стоять на мете не хочу!              поколачивание кулачками.

Колёсами стучу, стучу,               Поворот на 180,

 Колёсами стучу, стучу,              постукивание пальцами.

Колёсами стучу, стучу,            Поворот на 180,

Садись скорее, прокачу!     поглаживание ладонями.

Чу, чу, чу!                            Лёгкое поглаживание пальцами.

Дыхательное упражнение «Гуси летят»

Медленно идут в течение 1-2 минут, поднимая руки в стороны на вдох и опуская их вниз на выдох, произнося при этом: «Гу-у-у-у!».

«Ёжик»

И.п. – сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову влево и вправо, произнося звуки: «пх-пх-пх».. (упражнение способствует очищению лёгких).

Гигиенический самомассаж для расслабления органов дыхания

*от середины лба к вискам и вокруг под глазами до переносицы

* от переносицы  к ушам (как при умывании)

* переднюю поверхность шеи в направлении к туловищу

* руки, плечи в направлении к туловищу

* живот круговыми движениями по часовой стрелке ( все по 5-20 раз)

Массаж  биологически активных зон «Утка и кот»

Утка крякает, зовёт                Поглаживать шею ладонями Всех утят с собой,                   сверху вниз.

А за ними кот идёт,                Указательными пальцами

Словно к водопою.                 Растирать крылья носа.

У кота хитрющий вид,           Пальцами поглаживать

Их поймать мечтает!              Лоб от середины к висам.

Не смотри ты на утят -           Раздвинув указательный и

Не умеешь плавать!               Средний пальцы, сделать 

                          «вилочку» и массировать точки около уха.

«Наши ушки»

Загнуть руками уши вперёд (4 р.); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4р.); указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды».

 Гимнастика для глаз «Лиса»

Ходит рыжая лиса,             Крепко зажмурить и открыть глаза.

Щурит хитрые глаза.

Смотрит хитрая лисица,           Вытянуть вперёд правую руку,

Ищет, где бы поживиться.        на которой все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево и следить за движением указательного пальца глазами, не поворачивая головы.

Пошла лиска на базар,                             Поднять руку и опустить, 

Посмотрела на товар.                              прослеживая взглядом.

Себе купила сайку,                 Описать рукой круг по часовой стрелке и Лисятам балалайку.                        против неё.

Массаж пальцев «Гусь»

Где ладошка? Тут? Тут!             Показывают правую ладошку.

На ладошке пруд? Пруд!          Гладят левой ладонью правую.

Палец большой – это гусь молодой,     Поочерёдно указательный – поймал,              массируют каждый палец.

Средний – гуся ощипал,

Безымянный – суп варил,

А мизинец – печь топил.

Полетел гусь в рот,            Машут кистями, двумя ладонями,

А оттуда в живот.             прикасаются ко рту, потом к животу.

Вот!                                           Вытягивают ладошки вперёд.

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше -       Встать друг за другом

 Бом! Бом! Бом!          «паровозиком» и похлопывать друг По весёлой звонкой крыше -            другу по спине.

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите -              Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите –

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте -            Поколачивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

А уйду – тогда гуляйте … Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше -      Поглаживание ладошками.

Бом! Бом! Бом!

По весёлой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Гимнастика для ног (профилактика плоскостопия)

Из-за лесу, из-за гор     Х. на месте, не отрывая носки от 

Едет дедушка Егор. пола, стараясь поднимать выше пятки

Сам на лошадке,          Х. на пятках, руки за спиной.

Жена на коровке,         Х. на носках, руки за головой.

Дети на телятках,         Х. с перекатом с пятки на носок,

                                                        руки на поясе.

Внука на козлятках.     Х. с высоким подниманием ног,

                                       согнутых в колене, руки в стороны.

Гоп! Гоп! Гоп!               Приподняться на носки и

                                           опуститься на всю стопу.

Приехали!                         Присесть.

 Массаж лица

Летели утки над лесной опушкой         Слегка касаясь

                                            пальцами, провести по лбу 6 раз

Задели ели самую верхушку,                Слегка касаясь

                                      пальцами, провести по щекам 6 раз.

И долго ёлка ветками качала…              Указательными

          пальцами массировать крылья носа по кругу от себя.

Массаж  тела

Чтобы не зевать от скуки, встали и потёрли руки,

А потом ладошкой в лоб – хлоп-хлоп-хлоп.

Щёки заскучали тоже? Мы и их похлопать можем.

Ну-ка дружно, не зевать: 1-2-3-4-5.

Вот и шея. Ну-ка, живо переходим на загривок.

А теперь уже, гляди, добрались и до груди.

Постучим по ней на славу: сверху, снизу, слева, справа.

Постучим и тут, и там, и немного по бокам.

Не скучать и не лениться! Перешли на поясницу.

Чуть нагнулись, ровно дышим, хлопаем, как можно выше.

(дети выполняют оздоровительный массаж всего тела, делая быстрые, частые хлопки на соответствующие слова).

Коррегирующая физминутка «Прогулка в зимнем лесу» (для улучшения зрения)

Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес!

Справа берёзка в шубке стоит,  Х. по кругу, развести руки стор.

Слева ёлка на нас глядит   Руку отвести вправо и.   посмотреть

Снежинки в небе кружатся,  на неё, затем влево,  «Фонарики»

На землю красиво падают.    Кружась, присесть.

Вот и зайка поскакал,         Прыжки на 2-х ногах на месте.

От лисы он убежал. Это серый волк рыщет,      

Он себе добычу ищет!           Руки на поясе, наклоны в стороны.

Все мы спрячемся сейчас,        Медленно присесть, прячась

Не найдёт тогда он нас!  Лишь медведь в берлоге спит, (сон)     

Так всю зиму он проспит. Прилетают снегири,

ух, красивые они!         Имитировать полёт птиц.

В лесу красота и покой.    Развести руки в стороны.     

Вот только холодно зимой.     Обхватить руками плечи.

Гимнастика для глаз «Снежинки»

Закружились, завертелись       «Фонарики»

Белые снежинки.             Поднять руки вверх и посмотреть

Вверх взлетели белой стаей.            на них

Лёгкие пушинки.                     Медленно опустить руки и

Чуть затихла злая вьюга.        проследить за ними взглядом.

Улеглись повсюду.

Заблистали, словно жемчуг, -       Развести поочерёдно руки

Все дивятся чуду.             в стороны и проследить за ними

Заискрились, засверкали               Выполнить руками

белые подружки.                            движение «ножницы»

Заспешили на прогулку                 Шаг на месте.

Дети и старушки.

Упражнения для профилактики плоскостопия

* выполнять круговые движения в одну и другую сторону большими пальцами ног

*  каждому ребёнку в-ль подносит платочек; дети должны взять его пальцами ног и удержать на весу

* дети расстилают платочек на полу и пальцами сначала правой ноги собирают его и поднимают, удерживая пальцами ноги; затем то же самое делают пальцами левой ноги. В-ль собирает платочки.

Массаж  уха

(по китайской медицине)

* загибание вперёд ушных раковин: быстро загнуть всеми пальцами, прижать, резко отпустить (способствует улучшению самочувствия всего организма)

* оттягивание ушных раковин: кончиками большого указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз (полезно при закаливании горла и полости рта)

* массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20-30 с (стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)

*  растирание ушей ладонями.

Массаж ног

Божьей коровки папа идёт  Сидя, поглаживать ноги сверху дониз

Следом за папой мама идёт,       Разминать их,

За мамой следом детишки идут,     похлопывать ладошками

Вслед за ними самые малыши бредут.   «Шагать» пальчиками.

Красные юбочки носят они,      Поколачивать кулаками.

Юбочки с точками чёрненькими.     Постукивать пальцами.

На солнышко они похожи,     Поднять руки вверх и 

Встречают дружно                  скрестить кисти, широко 

Новый день                              раздвинув пальцы.

А если будет жарко им,          Поглаживать ноги ладонями

То спрячутся все вместе в тень.   И спрятать руки за спину.

 Массаж спины «Кто пасётся на лугу»

Далеко, далеко      Встать друг за другом «паровозиком»,

                                     положить руки на плечи, и похлопать по плечам.

На лугу пасутся    Загнуть большой палец на правой руке и

                                    «рисовать» змейку вдоль позвоночника.

Ко…                      Покачать плечами вперёд-назад.

- Козы?                  Наклонить голову вперёд.

- Нет, не козы!      Покачать головой вправо-влево.

Далеко, далеко! На лугу пасутся          Повернуться на 180 и Ко…                                                   повторить движения .

- Кони?     - Нет, не кони!

Далеко, далеко       Опять повернуться на 180 и повторить

 На лугу пасутся                               те же движения.

Ко…        Повернуться на 90, покачать головой, поставив руки на пояс

- Коровы?  - Правильно, коровы!

Пейте, дети, молоко, будете здоровы! (присесть и вскочить)

Упражнения для глаз «Муха»

* И.п. – стоя. Глаза закрыты. Ладонь на голове сверху. Долго тянуть на выдохе звук «н-н-н..»

* Вытянуть вперёд указательный палец, повернуть руку вправо-влево, вверх-вниз, описать пальцем в воздухе разные фигуры («муха летает») и проследить эти движения взглядом, одновременно произнося звук «н-н-н», меняя громкость звучания.              

«Самолёт»

Пролетает самолёт,     Посмотреть вверх и провести

 С ним собрался я в полёт.   пальцем за «пролетающим» 

Правое крыло отвёл, Посмотрел. самолётом. Отвести руки 

Левое крыло отвёл, поглядел. попеременно и проследить взглядом.

Я мотор завожу                Делать вращательные движения.

И внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу.    Встать  на носочки и Б. по кругу.

Массаж  тела «Пироги»

За стеклянными дверями     Выполнять хлопки правой

                                ладонью по левой руке от кисти к плечу.

Ходит Мишка с пирогами.     Хлопки по правой руке.

Здравствуй, Мишечка-дружок,           Хлопки по груди.

Сколько стоит пирожок?        Хлопки по бокам.

Пирожок-то стоит три,           Хлопки по пояснице

А шарить-то будешь ты!        Хлопки по ногам сверху вниз

Напекли мы пирогов,         Выполнять последовательное 

 К празднику стол готов.   поглаживание рук, корпуса, ног.

Гимнастика для ног

1-2-3-4-5 – вышел Мишка погулять.  

                                                            Х. на внешнем своде стопы.

Он по улице шагает, свои ноги поднимает.      Х. выпадами

Он на пяточках пошёл, руки за спину завёл.   Х. на пятках

Шишку Мишка доставал,         Приподниматься на носки 

на носочки он вставал.              и опускаться на всю ступню.

Он качели увидал                     Перекаты с носка на пятку,

и качаться на них стал.               стоя на месте.

Ножками потопал,                   Топать.    Хлопать в ладоши,

Лапками похлопал.                     широко разводя руки в стороны.

И немножечко устал,                  Круговыми

свои ножки гладить стал.             движениями погладить ноги.

Массаж биологически активных зон

Да-да-да – есть у деда борода.        Потереть ладони.

Де-де-де – есть сединки в бороде.  Руками провести по шее

                                                                      от затылка до яремной ямки.

Ду-ду-ду – расчеши бороду.        Большими пальцами мягко

                                                       провести по шее от подбородка вниз.

Да-да-да – надоела борода.     Сжав руки в кулаки, возвышениями

                                    больших пальцев быстро растереть крылья носа.

Ду-ду-ду – сбреем деду бороду.     Положить три пальца на лоб

                         всей плоскостью и, мягко надавливая, поглаживать лоб.

Ды-ды-ды – больше нет бороды.    Раздвинув указательный и

                                        средний пальцы, положить их перед и за ушами

                                         и с силой растирать кожу.

Пальчиковая гимнастика «Церковь»

Это церковь – Божий дом.           Поднять скрещенные руки над

                                                                  головой.

Все мы дети в доме том.              Прижать руки со скрещенными

                                                                  ладонями к груди.

Кто заходит в двери эти?           Помахать кистями перед грудью

Божьи дети, Божьи дети.            Поднять ладоши вверх.

В этом доме – только верь! -      Указательным пальцем правой

                                                                руки 3 раза указать себе на груд.

Для тебя открыта дверь.             Отвести правую руку в сторону.

Не забудь в житейской гонке      Погрозить пальцем.

Эту дверь толкнуть легонько.    Сделать ладонями движение от

                                                                 себя, как будто открывая дверь.

Массаж глаз «Ириски от киски»

В гости к нам явилась киска.      Потереть друг о друга

Всем она даёт ириски:                 средние пальцы рук.

Мышке, лебедю, жуку,               Прикрыть неплотно глаза

Псу, зайчонку, петуху.               И провести пальцами, не

                                                               надавливая  сильно на кожу, от

                                                            внутреннего края глаза к внешнему.

Рады, рады все гостинцам!        Совершать круговые

Это видим мы по лицам.            движения зрачками глаз вправо

                                                                 и влево.

Все захлопали в ладошки,         Хлопки в ладоши.

Побежали в гости к кошке.       Постучать подушечками пальцев

                                                                друг о друга.

Массаж лица «Белый мельник»

Белый-белый мельник         Провести пальцами по лбу

Сел на облака.                       от середины к вискам.

Из мешка посыпалась          Легко постучать пальцами

Белая мука.                            по щекам.

Радуются дети,         Сжав руки в кулаки ,возвышениями

Лепят колобки.               больших пальцев быстро

                                                         растереть крылья носа.

Заплясали сани               Раздвинув указательный и Лыжи и коньки.              средний пальцы,

                                               массировать точки перед

                                               собой и за ушными раковинами.

Самомассаж «Жарче, дырчатая кучка»

Жарче, дырчатая тучка,                  Растереть ладошки.. 

Поливай водичкой ручки,

Плечики и локоточки,                    Постукивать пальцами по Пальчики и ноготочки,                  локоточкам, кистям, затылку,

Мой затылочек, височки,               вискам, подбородку, щекам.

Подбородочек и щёчки!

Трём мочалкою коленочки,            Растереть ладонями

Щеточкой трём хорошенечко         колени, ступни и пальцы ног.

Пяточки, ступни и пальчики…  

Чисто-чисто моем мальчика! Чисто-чисто моем девочку,

Нашу девочку-припевочку! Не боимся мы мороза

И себя мы бережём,

Без массажа от простуды

На прогулку не пойдём

Гимнастика для стоп «Как на тоненький ледок»

Выпал беленький снежок              Х. по кругу на носках

Собрались мы все в кружок.

Снег, снег, белый снег,      Х. на месте, не отрывая носки от Засыпает он нас всех!       пола, стараясь поднимать выше пятки.

Мы на саночки садимся                   Х. с сильно разведёнными

И под горку быстро мчимся.           в стороны носками ног.

Снег, снег, белый снег,              Перекаты с носка на пятку,

Мчимся мы быстрее всех!         стоя на месте.

Дети все на лыжи встали,          Х. перекатом с пятки на

Друг за другом зашагали.        носок, корпус держать прямо.

Снег, снег, белый снег,            Стоя на месте, приподниматься

Кружит, падает на всех!         на носки и опускаться на всю стопу

Губами снежинку ловлю на лету,

Снежинка смешинкою стала во рту.

Гимнастика для глаз «Снегопад»

Белых хлопьев белый пух     Медленно опускать сверху вниз сначала

Плавно и спокойно над деревьями кружит    правую руку, потом левую.

И над колокольней. Каждый дом и каждый куст            Поочерёдно

 Греет, одевает снеговая шубка              вытягивает руки вправо, влево.

и шапка снеговая.                Вытянуть руки вперёд и  коснуться ею лба.

Белых хлопьев белый пух         Поднимать и опускать руку

С неба валит валом,                  от уровня груди до пояса.

Укрывая белый свет  белым одеялом.

Чтобы слева, впереди,       Указательным пальцем  коснуться

              левого плеча, вытянуть руки вперёд, коснуться правого плеча.

Сладко спали до весны  деревья и травы.       Закрыть глаза ладонями.

Это сколько ж наметёт.                                  Развести руки в стороны,

 Снега за ночь-то!                                           глаза широко открыть.

Это как же полетят с горки саночки!        Полузакрыть глаза, мягко

Рады снегу детвора -                          погладить средними пальцами веки Песня звонкая слышна!                     от переносицы к вискам.

Гимнастика для глаз  «Медведь»

Медведь по лесу бродит,             Х. «вперевалочку», слегка

От дуба к дубу ходит.                  Согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.

Находит в дуплах мёд                  Изображать, как он достаёт

И в рот себе кладёт.                       и ест мёд.

Облизывает лапу сластёна косолапый,       «Отмахиваться

А пчёлы налетают, медведя прогоняют.       от пчёл».

А пчёлы жалят мишку:            Отвести руку вперёд и поочерёдно

                                              касаться носа, щёк прослеживая движение

Не ешь наш мёд, воришка!                   пальцами, стараясь

                                                                            не поворачивать головы.

Бредёт лесной дорогой                   Х. «вперевалочу».

Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает                         Прилечь, руки под щёку.

И пчёлок вспоминает.

Пальчиковая игра «Мастера»

Если только захотим,                     Хлопки в ладоши.

Все из снега смастерим.                

Лепит Коля колобок,           Делать соответствующее дв-е.

Лепит Таня теремок,               Соединить руки над головой.

Лепит Света разных рыб,       «дв-е плавающих рыб»

Лепит Саша белый гриб.      Одну руку сжать в кулак,

                                    второй рой накрыть её как шапочкой.

«Скачет зайчик»

Ловко с пальчика на пальчик       На левой руке все пальцы широко

Скачет зайчик, скачет зайчик.      раздвинуты. На правой руке все

Вниз скатился, повернулся      пальцы, кроме указ-го, сжаты в кулак

И опять назад вернулся.                 Указательный палец ритмично 

Снова с пальчика на пальчик        «прыгает» по пальцам левой руки

Скачет зайчик, скачет зайчик!           вверх и вниз

Упражнения для ног «Медведюшка»

Покажи-ка нам, медведюшка.          Х. на внешнем своде 

Как сбирались красны девушки       стопы.

За брусникой, за малиной, да за ягодой калиной,

Как с корзинками шли по лесу.        Х. с перекатом с пятки

Набирали ягод доверху,                     на носок.

Отдохнуть они садились, ко пенёчку прислонились.

Покажи-ка нам, медведюшка,        Встать на носки, делая

Как зевали красны девушки,          вдох и разводя руки в

                                                            стороны, и опускать на всю стопу.

Как накрылися платочком      Сесть на пол, руки – упор сзади.

Да уснули под кусточком.      Попеременно вытягивать и

                                                            выпрямлять носки ног.

Как вскочили, потянулись,      Встать, потянуться.

Меж собой переглянулись,      Повороты в стороны.               

Звонко песню запевали, хороводы затевали.  Х. топающ.шаг.

Гимнастика для глаз «Заяц белый»

Заяц белый отвечал:           Быстро моргают глазами.

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:     Наклонять и выпрямлять голову

«Я не бегал, я скакал».       вперёд, закрыв глаза.

Заяц белый, заяц белый,     Опять быстро сжимать и

Ну а где же ты обедал?                разжимать веки.

Заяц белый отвечал:        Наклоны головы вправо-влево.

«Я сегодня голодал».       Закрыть глаза ладонями,

                                                          расслабив глаза.

(упражнение даёт хороший отдых глазам, усиливает их кровоснабжение)

 Вибрационный массаж

(техника массажа – энергично постукивать пальцами обеих рук)

-- по лбу на звук «м» (мычание)

-- по крыльям носа на звук «м»

-- по верхней губе на звук «в»

-- по нижней губе на звук «з»

-- по верхней части груди на звук «ж»

-- по нижней части грудной клетки справа и слева на звук»м»

-- по спине справа и слева на звук «м» (дети встают «паровозиком»)

Цель: для приведения органов речи из расслабленного в рабочее состояние, для придания им тонуса. Перед каждым упражнением делается энергичный вдох с задержкой дыхания, все звуки произносятся на продолжительном выдохе.

Массаж ушей «Часовой»

На далёкой на границе           Загнуть руками уши вперёд.

И в холод, и в зной, в зелёной фуражке стоит часовой.

На дальней границе                Потянуть руками мочки ушей 

И ночью, и днём                 в стороны, вверх, вниз, опустить.

Он зорко, он зорко следит за врагом.

И если лазутчик захочет пройти,        Указательным

Его остановит солдат на пути!         пальцем помассировать 

                                                           слуховые отвороты.

Гимнастика для стоп «Наши ножки»

По таинственной дороге           Х. на носках, сохраняя 

Шли таинственные ноги.          хорошую осанку.

По большой дороге                   Х. на месте, не отрывая носки

Шагали наши ноги.                   от пола.

По пыльной дорожке                Перекаты с носка на пятку,

Шагали наши ножки.                стоя на месте.

А маленькие ножки          Быстрая Х. с высоким подниманием ног, 

Бежали по дорожке.                 согнутых в колене.

На узенькой дорожке              Х. со сведёнными носками ног.

Устали наши ножки.

Усталые ножки            Х. с перекатом с пятки на носок, 

Шли по дорожке.        Держа туловище прямо и глядя вперёд.

На камушек мы сели,     Сидя на стуле, поднимать и

Сели, посидели.     Опускать носки ног, не отрывая пяток от пола.

Ножки отдыхают, мышцы расслабляют. Погладить ноги,ступн

Гимнастика для глаз «Дождь»

Приплыли тучи дождевые:      Покачать поднятыми вверх

Лей, дождь лей!                        руками, посмотреть на них.

Дождинки пляшут,                   Опустить плавно руки,

Как живые:                                  перебирая пальцами,

Пей, рожь, пей!                 прослеживая движения взглядом.

И рожь, склоняясь к земле        Наклониться, делая мягкие,

Зелёной,                                пружинистые движения руками.

Пьёт, пьёт, пьёт.                        Посмотреть вниз.

А тёплый дождь неугомонный     Показать указательным

Льёт, льёт, льёт.                      пальцем движение сверху вниз

                                                                      и проследить его взглядом.

Пальчиковая игра «Пельмени»

В день весёлый в воскресенье для друзей леплю пельмени.

Я три горсточки муки сыплю в миску из руки,

Подолью воды немножко, размешаю тесто ложкой,

Всё с яйцом я перетру, тесто я руками мну.

Разделяю на кусочки. Делаю я колобочки.

Превращу я колобки скалкой в плоские кружочки.

Мясорубку  прокручу, фарш мясной я получу.

Отделяю фарша горстку, на кружок кладу я горку,

Я края соединяю, пальчиками их сжимаю.

Покажу своё уменье – вылеплю я сто пельменей!

Соли горсточку возьму я, и пельмени в кипяток

Прыгнут за дружком дружок!

Я тарелки расставляю. На пельмени приглашаю!

(движения делаются в соответствии с текстом)

Упражнения для профилактики плоскостопия

Тише, тише, колобок!    Х. с высоким подниманием ног,

Вдруг услышит серый волк.        согнутых в колене.

Тихо ножками пойдём,         Х. на носках,

                                                       сохраняя хорошую осанку.

Незаметно прошмыгнём.      Поскоки по кругу, петляя

Но румяный колобок           Приподниматься на носки

                                                      и опускаться на всю стопу.

Прыгнул прямо в огород,      

Через грядки вдоль забора         Перекаты с носка

                                                               на пятку.

Скачет, словно от Федоры.

Творческий этюд «Лиса»

У лисицы острый нос,             Показать, какой у лисы нос.

У неё пушистый хвост,           Оглаживать воображаемый хвост,

Шуба рыжая лисы                    бока, грудь.

Несказанной красоты.

Лиса павою похаживает,              Идти величаво, медленно,

Шубу пышную поглаживает.       оглядываясь на хвост,

                                                          поворачивая  голову направо, налево.

Я – охотница до птицы!               Тихонько подкрадываться.

Кур ловить я мастерица!  

Как увижу – подкрадусь

И тихонько затаюсь.                   Присесть, пригибаясь.

После прыгну и схвачу,             Вскочить, «схватить» курицу и Деткам в норку отнесу.              убежать.

 

 

 

 

Физминутки

 Физминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал,                   Руки перед грудью. Мелкие

Зайка корм себе искал.                Поскоки на 2-х ногах.

Вдруг у зайки на макушке       Ладони приставить к голове.

Поднялись, как стрелки, ушки.    

Шорох тихий раздаётся:              Пугливо оглянуться.

Кто-то по лесу крадётся.        

Заяц путает следы,                       Поскоки по кругу, петляя.

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и обернулся,         Большой прыжок на 2-х

 И под кустиком свернулся,         ногах в сторону.

Словно беленький клубок -         Присесть, свернувшись 

Чтоб никто найти не смог.           в  клубок.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже. Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше и легко-легко подышим..

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик тихо сесть.

Семь – немножко потянуться,

Да и в группу всем вернуться.

(движения соответственно тексту)

«ОБЕЗЬЯНКИ»

(движения соответственно тексту)

Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех?

Руки вниз – и наклонись. На пол руки положили.

А теперь на четвереньках погуляем хорошенько.

А потом мы отдохнём, посидим и спать пойдём!

Физминутка для профилактики плоскостопия

 «Кто за кем»

Цыплёночек на цыпочках             Крадучись идти на 

Крался за кошкой                           носочках.

А кошка на цыпочках шла за Антошкой.

Антошка на цыпочках двигался к дому.

Теперь повернёмся,         Развернуться в другую сторону

Пойдём по-другому.   и идти с перекатом с пятки на носок

На пятках за кошкой плетётся Антошка.  Идти на пятках.

За бедным цыплёнком – усатая кошка.

Цыплёнок от страха              Присесть, руки – к полу.

Забрался в корзину.     не отрывая рук от пола, выпрямить

Сердитая кошка выгнула спину.    ноги, выгнуть спину.

Динамическая пауза «Листочки»

Ветер северный подул -         Сидя на стульях, подуть на пальцы.

«С-с-с», - все листья с липы сдул…           Произносим.

Полетели, закружились          Ладони обеих рук зигзагами

И на землю опустились.              плавно опустить на колени.

Дождик стал по ним стучать:         Постучать пальцами по 

 «Кап-кап-кап, Кап-кап-кап!»              бёдрам.

Град по ним заколотил,                Постучать кулачками по листья все насквозь пробил.                  

 бёдрам.

Снег потом припорошил.             Плавные движения кистями

                                вперёд обратной стороной ладони и назад ладонью.

Одеялом их накрыл.               Ладони крепко прижаты к коленям.

Упражнение «Потягушки»

Потягушки! Потягушки!     Тянутся вверх за руками,

Поперёк толстунюшки,        прогибая спинку.

А в ножки ходунюшки,        Сидя на стуле, вытягивают 

                                                ноги вперёд.

А в ручках хватунюшки,   Сжимают и разжимают пальцы

А в роток говорок,           Зевают, прикрывая рот ладошкой

А в головку разумок.         Слегка чешут темя.

Массаж ног «Молотки»

Туки-токи, тук-токи! -      Похлопывают ноги ладонями 

                                                           снизу вверх.

Застучали молотки.

Туки-туки-туки-точки!-    Поколачивают кулачками.

Застучали молоточки.

Туки-ток, туки-ток!-         Поглаживают кулачками.

Так стучит молоток.

Дыхательная гимнастика

Пальминг для расслабления глаз

И.п. – выпрямить пальцы одной руки и положить ладонь на лицо. Положить мизинец другой руки поперёк основания 4-х раскрытых пальцев (руки при этом образуют букву Л). Во время пальминга нужно держать глаза закрытыми. Устранить напряжение в пальцах, расслабить запястья, локти.      

  Гимнастика для глаз  «Жук»

(Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки – это жук.  Дети поворачивают его, следуя тексту)

К журавлю жук подлетел, зажужжал и запел «Ж-ж-ж..»

Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел.

Каждый влево полетел, каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился, зажужжал и закружился.

«Ж-ж-ж..». Жук, вот правая ладошка, посиди на ней немножко. Жук, вот левая ладошка, посиди на ней немнож.

Гимнастика для глаз «Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети!  Потянуться руками вверх

Яркие лучики к нам протяни.  

Ручки мы вложим в ладошки твои,      Похлопать в ладоши над головой

Нас покружи, оторви от земли             Покружиться, подняв руки вверх.

Солнечный лучик быстро скакал,        Вытянуть вперёд правую руку, 

И на плечо он к ребятам упал.             Медленно прикоснуться указательным

                                 пальцем к правому плечу. Проследить движение пальца глазами.

Весело лучик песенку пел.                   Повторить то же самое с левой руки.

Каждый себе на плечо посмотрел.  Солнечный лучик быстро скакал

И на маленький носик          Вытянуть руки вперёд и коснуться пальцев

 К ребятам попал.           кончика  носа. Проследить это движение взглядом.                   

Весело лучик песенку пел. Каждый на носик себе посмотрел. Хлопают радостно наши ладошки,                  Хлопки.

 быстро шагают резвые ножки.                         Ходьба на месте.

Солнышко скрылось, ушло на покой. Мы же на место сядем с тобой.            



Предварительный просмотр:

Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на занятиях физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

  1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
  2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
  3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

  1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
  2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
  3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

  1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
  2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
  3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
  1. ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.
  5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.



Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 7» (дошкольное образование)

Картотека пальчиковых игр

для младшей  группы.

Воспитатель группы:

Аджиева С.С.

ШАЛУН

http://dou30.vega-int.ru/wp-content/uploads/2018/03/maxresdefault-1024x640.jpgНаша Маша варила кашу 

Кашу сварила, малышей кормила. 
(чертить круговые линии на ладошке малыша) 
Этому дала, этому дала, 
Этому дала, этому дала, 

(загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) 

А этому - не дала. 
Он много шалил, 
Свою тарелку разбил. 
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать) 

ДЕТКИ

Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем пальчики считать - 
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные. 
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 

Тише, тише, тише, не шумите! 

Наших деток не будите! 

Птички станут щебетать, 

Будут пальчики вставать. 

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1726679/4a15f471-b288-4425-addf-dd5ca46d9616/s1200?webp=false

ПО ГРИБЫ

Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы идём грибы искать! 
Этот пальчик в лес пошёл, 
Этот пальчик гриб нашёл. 
Этот пальчик чистить стал. 
Этот пальчик жарить стал, 
Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел. 
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) 

https://s10.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/395696/wx1080.jpg

ПАЛЬЧИКИ

Раз, два, три, четыре, пять, 
Вышли пальчики гулять! 
Раз, два, три, четыре, пять, 
В домик спрятались опять. 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) 

https://www.game-ost.ru/static/covers_soundtracks/1/1/114032_542858.jpg

ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ

Есть игрушки у меня:  (хлопать в ладоши) https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1035780369.jpg
Паровоз и два коня, 
Серебристый самолёт, 
Три ракеты, вездеход, 
Самосвал, 
Подъёмный кран.  
(загибать поочерёдно пальчики) 

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkibjN14vU_pouvvAWo89JXKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

ДОМИК

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой

рукой )

Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )

Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой ) 

https://chitacons.ru/wp-content/uploads/sites/50/2018/03/nikogo-net.jpgЗАМОК

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (
потянули)
Покрутили, 
(вращаем руки)
Постучали (
стучим основанием ладоней)
И – открыли! 
(руки разжимаются)

КОМАР

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/mosquito/komar5.jpgЛетит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп 
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп 
(ладошкой до лба)
И к уху, зззз 
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! 
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

РЕПКА

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rkn15SeqCKSZ0jrZpQW_Ag9qaKTM5SRkZCeTgDn6uOyicМы репку сажали, (пальцами как-будто роем ямку на ладошке)

Репку поливали. (имитируем, как из лейки льется вода)

Выросла репка (выпрямляем все пальчики рук)

Хороша и крепка! (ладонь открытая, пальцы согнуть в крючочки. Этими крючочками своих пальцев возьмитесь за крючочки ребенка и тяните. Каждый тянет в свою сторону.)

А вытянуть не можем!

Кто нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ура! (расцепляем руки, трясем кистями).

https://4-prazdnik.ru/image/cache/catalog/data/fdacard/20191106/2/d-ru-upload-iblock-d8c-6cab1bd3-9a29-11e8-b1bf-1cc1dee987cb_c62575eb-9a29-11e8-b1bf-1cc1dee987cb-resize1-800x800.jpeghttps://4-prazdnik.ru/image/cache/catalog/data/fdacard/20191106/2/d-ru-upload-iblock-d8c-6cab1bd3-9a29-11e8-b1bf-1cc1dee987cb_c62575eb-9a29-11e8-b1bf-1cc1dee987cb-resize1-800x800.jpeg



Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 7» (дошкольное образование)

Картотека пальчиковых игр

для подготовительной группы.

Воспитатель группы:

Аджиева С.С.

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

https://kidsvisitor.com/media/place_images/cd/14/cd1430034f2a1b95c68d7bcdcd27465bf6433f62.jpeg(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

(руки виз, встряхнуть кистями)

«Овощи»

Мы капустку рубим – рубим,

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e24/0000bdeb-a8031ed4/hello_html_m7e22691.jpgМы капустку солим – солим,

Мы капустку трем – трем,

Мы капустку жмем – жмем.

(Имитация движений)

«У Лариски – две редиски»

У Лариски – две редиски.

(по очереди разгибать пальчики)

У Алешки – две картошки.

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

https://img.povar.ru/uploads/f3/ab/92/84/kompot_iz_alichi-520219.JPG

«Компот»

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, сахарок.

https://1.bp.blogspot.com/-fbO8J8W7x2k/WPMVOQYWrUI/AAAAAAAADkc/ehJq2oCszLIRMR6DQv8LS49mDYMqq0ohQCLcB/s1600/%25D0%25B7%25D0%25B0%25D0%25B9%25D1%2587%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B0.png(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/00a6/00041f55-c5db9d36/hello_html_5f99f571.jpg

«Зайцы»

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,

(руки свободно лежат на столе)

И двое вдруг сказали:

«Вон человек с ружьем»

 (поднять вверх большие пальцы обеих рук)

Двое закричали:«Д авайте убежим!»,

(поднять вверх указательные пальцы обеих рук)

Двое прошептали

«Давайте помолчим!»,

(поднять вверх средние пальцы обеих рук)

Двое предложили:

«Мы спрячемся в кустах!»

(поднять вверх безымянные пальцы обеих рук)

А двое вдруг спросили:

«Он может сделать «Бах»?»

(поднять вверх мизинцы обеих рук)

«Бах» - выстрелил охотник,

(хлопнуть в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев

Пустились наутек.

(бежим всеми пальчиками по столу.)

«Тараканы»

https://i.pinimg.com/736x/d5/5a/d7/d55ad7b96110133a2b0f52c14fec6ec2.jpgЗа буфетом под пакетом десять тараканов (2 раза)

(ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук («тараканы»)

растопырены, шевелим ими)

Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман.

(бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание «за шиворот»)

За буфетом под пакетом девять тараканов.

(загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять

тараканов)

За буфетом под пакетом девять тараканов (2 раза)

(движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не

десять, а девять)

И так далее.

«Веселая мышка»

Веселая мышка

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6b117bb46482823860dc6b462133a165-l&n=13Перчатку нашла,

(пальцы в стороны, покрутить ладошкой)

Гнездо в ней устроив,

(сложить ладоши ковшом)

Мышат позвала.

(поманить, сгибая и разгибая пальцы)

Им корочку хлеба

Дала покусать,

(кончиком большого пальца поочередно стучим по кончикам остальных пальчиков)

Погладила всех

(одна ручка гладит другую и наоборот)

И отправила спать.

(сложенные ладони кладем под щечку)

«Котенок»

Шел один я по дорожке,

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6acb2c2ed544c91b6399b868e36884f1&n=13(показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки,

 (показываем два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка,

(показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!

(качаем головой)

У него четыре лапки,

(показываем четыре пальчика)

На лапках – острые царапки,

(царапаем ноготками по столу или по коленкам)

Один, два, три, четыре, пять,

(на каждый счет показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать!

(убегаем указательным и средним пальчиками).

https://s10.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/395696/wx1080.jpg

«Дружные пальчики»

Эти пальчики щипают,

(большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь))

Эти пальчики гуляют,

(указательный и средний «идут» по другой руке)

Эти – любят поболтать,

(средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша))

Эти – тихо подремать,

(безымянный и мизинец прижимаем к ладони)

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться.

(крутим большим пальцем вокруг мизинца)

«Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять!

http://1.bp.blogspot.com/-_1MpoyCIEBQ/VGpFEXtfpGI/AAAAAAAAyB0/NnOZ4M1IS88/s1600/los%2Bdeditos.jpg(по очереди загибать пальцы на правой руке)

Будем пальчики считать: крепкие, дружные, все такие нужные.

 (ритмично сжимать и разжимать кулачки)

На другой руке опять: раз, два, три, четыре, пять!

(по очереди загибать пальцы на левой руке)

Пальчики быстрые, хотя не очень... чистые.

(помахать пальцами обеих рук)



Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 7» (дошкольное образование)

Картотека пальчиковых игр

для средней группы.

Воспитатель группы :

Аджиева С.С.

«Осень»

«Осенняя прогулка»

Если мы идем гулять, («шагают» пальчиками по столу)

Зонт с собою нужно брать. («зонтик»-пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки)

Осенью от дождика (стучат пальчиком правой руки по левой ладони)

Спрячемся под зонтиком. («зонтик»)

«Зонтик для мышонка»

https://polyn.ucoz.ru/_ld/64/09328044.gifПо листьям дождик застучал. (стучат пальчиком право руки по левой ладони)

Мышонок быстро гриб сорвал

И спрятался под ним у пня.(на вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой.)

- Хороший зонтик у меня! («зонтик»-пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки).

https://www.uchmag.ru/upload/catalog/posob/_/n/_n_v-8_1_/cover_image_big.jpg«Осень»

Осень, осень, непогода, (сжимать и разжимать кулачки)

Листья по ветру летят, (круговые движения кистями) 

Лужи прямо у порога, (поднять руки ладошками к себе, соединив средние пальцы – «ворота»)

Мокнут ножки у ребят. (стряхнуть «воду» с рук).

https://picua.org/images/2020/10/05/b24f79dfe8960cc4c87307d6dc6c53b2.jpg«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу, начиная с мизинца)

Вышел дождик погулять. (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить? («шагают» средним и указательным пальцами по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!» (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

«Ох!» (один хлопок)

И ушел. (ритмичные хлопки по столу)

Газон засох.

Я по улице гуляла («шагают» пальчиками по столу)

И листочки собирала. (загибают поочередно пальцы)

Все в букетик собрала (двумя руками «держат» букет)

И ребятам принесла. (показывают ладони)

«Подарки осени»

Ходит осень по полям. («шагают» пальчиками по столу)

https://pic.rutube.ru/video/aa/e0/aae0cbb49d275660f1fc2fc70c273df6.jpg- Что ты, осень, принесла нам? (разводят руками в стороны)

С нами поделись ты!

- Вот рябины кисти, (загибают по очереди пальцы на руках)

Вот орехи спелые,

Вот грибы вам белые, 

Вот вам подосиновики,

Сыроежки синенькие.

А еще – тяжелые бронзовые желуди. (сжимают пальцы в кулак и трясут ими)

Мой букет красив и ярок, (сжимают и разжимают пальцы рук)

Принесла его в подарок.

«Фрукты.Сад»

«Фрукты»

https://bookree.org/loader/img.php?dir=cc18ccf2cf45a34189b5abeebba91725&file=1.pngЯ у бабушки в деревне (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке) 

Фрукты собираю. (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)

Груши, яблоки и сливы (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке)

С дерева срываю. (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)

https://xn--80akjddcen.xn--80asehdb/upload/iblock/5af/5be15416ea724fcf6cef8d9e237690a2.jpg

«Яблоко»

Яблочко из сада (округляют ладони, пальцы касаются друг друга)

Еж в нору принес («ежик»-кулачок правой руки прижать к ладони левой)

Наливное, сладкое (округляют ладони, поворачивая их в стороны)

Ежихе преподнес. («ежик») 

https://st.depositphotos.com/1002372/1830/i/950/depositphotos_18304371-stock-photo-fresh-fruit.jpg «Фрукты»

https://oir.mobi/uploads/posts/2020-01/1579149082_32-55.jpgЗнают взрослые и дети: (сжимают и разжимают пальцы)

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины, (загибают пальцы по одному, начиная с мизинца)

Абрикосы, мандарины,

И бананы, и гранаты

Витаминами богаты.

«Компот»

Будем мы варить компот –

Фруктов нужно много. Вот. (левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»)

https://img.povar.ru/uploads/f3/ab/92/84/kompot_iz_alichi-520219.JPGПалец толстый и большой (выполнять действия в соответствии с содержанием)

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...