Альтернативное чтение 12 класс
рабочая программа

Лукьянова Светлана Сергеевна

Рабочая программа для детей с ТМНР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnoe_chtenie_dlya_portala.docx46.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Цель рабочей программы:

создание условий для формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств вербальной и невербальной коммуникации, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования.

Задачи рабочей программы:

- формировать представления учащихся о том, что книга имеет вид нескольких сброшюрованных листов, печатного материала, обычно в обложке или переплете;

- формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;

- знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;

- приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;

- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;

- создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;

- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;

- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного;

- развивать фразовую речь;

- формировать умение пересказывать прочитанное с помощью педагога;

- знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;

- использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания содержания литературных произведений;

- формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать соотносящие и указательные жесты.

Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с различными учебными предметами, направлениями коррекционной работы в ходе реализации задач коррекционно-развивающей области, прежде всего, с логопедической работой с учащимися.

  1. Описание места предмета в учебном плане

Предметная область

предмет

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

Язык и речевая практика

Альтернативное чтение

136

4 (из них 1 час отводится на формирование практических умений, навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении)

В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями программа может быть скорректирована.

                                                                                                                                               

3. Ожидаемые результаты освоения учебного предмета.

- формирование социально значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;

- формирование максимально возможного навыка самостоятельности;

- совершенствование качества жизни учащихся.

- организация речевой среды, стимулирование речевой активности учащихся на основе прочитанного педагогом или элементарного самостоятельного «чтения» (чтение картинок, пиктограмм, букв, слогов, слов и предложений);

- формирование предметных и предметно-игровых действий учащихся, способности к коллективной деятельности;

- формирование навыков общения и взаимодействия с предметным и социальным окружением посредством использования языковой альтернативы

- формирование первичных ценностных представлений учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;

- знакомство с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;

- создание условий для пробуждения речевой активности учеников и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- расширение словарного запаса учащихся, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;

- умение пользоваться различными типами коммуникативных высказываний по содержанию прочитанного или рассказанного;

- знакомство учащихся с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывание их содержание по ролям;

- использование в процессе «чтения» рисования для лучшего понимания учащимися содержания литературных произведений;

- формирование предметных и предметно-игровых действий учащихся, способности к коллективной деятельности

- «чтение» телесных и мимических движений;

- «чтение» изображений на картинках и картинах;

- «аудиальное чтение»: слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.);

- «чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов);

- «чтение» пиктограмм;

- глобальное чтение;

- чтение букв, цифр и других знаков;

- чтение по складам.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Контроль достижений, обучающихся осуществляется путем наблюдения за выполнением диагностических заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обученности.

4. Материально-техническое обеспечение.

Учебно-методический комплекс:

  1. Азбука для самых маленьких / «Планета детства» «Малыш»
  2. Баряева, Л.Б. Логинова Е.Т, Лопатина Л.В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (пособия: для учителя и для ученика). – СПб.; Издательство «Союз», 2004
  3. Валевский А.Е. Веселая азбука. – Харьков «Фолио» Одесса ТО «Маски», 2001
  4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
  5. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Баряева, Л.Б.  Бойков Д.И. Липакова В.И. и др.; Под ред. Баряевой, Л.Б Яковлевой. Н.Н. – СПб.; ЦДК проф Баряевой, Л.Б.  2011
  6. Савина Л.П., Крылатова Т.В «Большой Букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках. М.; «Просвещение», 1999
  7. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. Логопедические игры. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004

Возможно использование элементов материала учебников и учебных пособий для вспомогательных классов. Также целесообразно использовать пособия с практической направленностью издания:

Дмитриев С.Д. Дмитриев В.С. Букварь. – Тула «Родничок», М.: «Астель-АСТ», 200

Сапгир Г.В. Букварь. М.: «РОСМЕН», 1996

Материально-техническое оснащение образовательного процесса:

  • альбомы с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, любимых животных и т. п.;
  • атрибуты для игры-драматизации;
  • бубны; музыкальные инструменты;
  • бумага разного формата (А4, A3, А2) и разной плотности, большие листы упаковочной бумаги, рулоны обоев;
  • детская посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник и др.);
  • детские книги, книги-раскраски, книги-сюрпризы с иллюстрациями: сказки, рассказы, стихотворения;
  • детские книги;
  • декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.);
  • домики, деревья, елки и другие игрушки, деревянные, картонные или пластмассовые;
  • доски: магнитная, ковролиновая;
  • игрушки мелкие пластмассовые (рыбки, шарики, лягушки) с магнитами;
  • игрушки, изображающие сказочных персонажей;
  • игрушки мелкие резиновые, пластмассовые, пенопластовые, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения;
  • игрушки музыкальные;
  • индивидуальные доски для рисования фломастерами, карандашами;
  • иллюстративный материал (картины, фотографии), отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей и др.;
  • карандаши;
  • картинки-пазлы предметные и сюжетные;
  • картины из серий «Домашние животные», «Дикие животные»
  • картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях;
  • карточки с пиктограммами;
  • колокольчики;
  • конструкторы деревянные и пластмассовые;
  • корзины разной величины плетеные и пластмассовые;
  • куклы театральные (для перчаточного театра, объемного настольного театра, куклы бибабо, куклы-марионетки и др.);
  • кукольная мебель деревянная и пластмассовая большого, среднего и малого размера (стол, стул, кровать, шкаф, плита и др.);
  • кукольная одежда
  • магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий
  • материалы и приспособления для постановки правильного дыхания и развития артикуляционного аппарата;
  • посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник, ложка);

•  мозаики;

  • муляжи овощей и фруктов натурального размера, выполненные из пластмассы;
  • мягкие и деревянные игрушки (крупногабаритные);
  • наборы для настольного театра из полистирола, пластмассы, дерева;
  • наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.);
  • наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, цветных фломастеров разной толщины, цветных восковых мелков, уголь, наборы цветных красок;
  • набор картинок с изображением знакомых детям объектов: магазин, детская площадка, детский сад, улица, поликлиника и т. п.;
  • наборы картинок, пиктограмм, символизирующие место хранения предметов гигиены, бытовых предметов и т. п.;
  • наборы ткани разной фактуры и разного цвета;
  • напольная ширма;
  • настенное зеркало;
  • настольно-печатные игры;
  • оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, сушилка для белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер, игрушечная посуда разных размеров и т. п.;
  • принадлежности доя мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце и др.);
  • сервировочный стол, пластмассовые стеллажи-этажерки с двумя-тремя полками и т. п.;
  • тележки, машины;
  • часы (будильники, настенные, наручные и т. п.);

Содержание тем учебного предмета.

Наименование разделов

учебного

предмета

Содержание тем учебного предмета

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

Закрепление чтения названий изображений предметов и соотнесение с пиктограммами.

Закрепление чтения литературных произведений, рассматривание иллюстраций и картин.

Закрепление умений различать цветы на фотографиях, видеофильмах, чтение названий.

Закрепление умения составлять по плану-образцу рассказа по натюрморту Кузнецова «Цветы».

 Чтение названий изображений на тему «Семья».

«Чтение» небольших текстов пиктографического характера на темы «О доме, о семье, о городе, предметах интерьера, уюте жилища».

Чтение пиктограмм в рабочих тетрадях. Баряевой Л.Б «Ребёнок и его дом».

«Чтение», заучивание стихов о городе. Работа с пиктограммами.

Настольно – печатные игры на тему «Мой город».

Чтение названий памятников города. Работа с картинками.

Чтение пиктограмм в рабочих тетрадях Баряевой Л.Б. «Ребёнок и мир животных».

Работа по картинкам, чтение названий животных зоопарка.

Рассматривание картин о природе и чтение их названий.

Работа по книжке «Времена года в названиях и картинках»

«Аудиальное чтение»

Расширение круга чтения о земле, её значении в жизни человека.

Слушание литературных произведений о поведение в семье.

 Слушание литературных произведений о городе.

Слушание аудиокниг в различном формате на тему «О животных».

Слушание и разыгрывание вместе с учащимися, используя персонажей различных театров настольного, рукавичного.

Совместное «чтение» и слушание литературных произведений о «Природе и её красоте».

Слушание музыкально – мультипликационных фильмов, произведений» Бременские музыканты», звучание музыкальных инструментов, слушание детских песенок.

Чтение букв и слов

(«глобальное чтение»)

Подбор карточек со словами к картинкам на тему «О доме, предметах интерьера».

Чтение по карточкам - словам соотнесение их с картинками по теме «Дом».

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Чтение пиктограмм и изображений; составление предложений из картинок и пиктограмм. Глобальное чтение, составление предложений из слов, заучивание стихов.

Календарно-тематическое планирование

Тема (раздел)

Дата план

Дата коррекции

Наименование темы урока

Кол-во часов

Содержание видов

учебной деятельности

1

«Аудиальное чтение»

Как я провел лето.

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

2

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Я-ученик!

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

3

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Моя семья

1

Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы»,
Г. Габе «Моя семья».

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

4

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

«Моя мама лучше всех»

1

Я. Сегель «Как я был мамой»

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

5

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

«Папа может все что угодно»!

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

6

«Аудиальное чтение»

Сказка «Гуси-лебеди»

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

7

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Сказка «Гуси-лебеди» (закрепление)

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений, пиктограмм, текстов

8

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Театрализованная игра по сказке «Гуси-лебеди»

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений, пиктограмм, текстов

9

«Аудиальное чтение»

«Бабушка лучшая на свете..»

1

Слушание литературных произведений.
В. Осеева «Просто старушка»

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

10

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Сказка «Три поросенка»

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений, пиктограмм, текстов

11

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Сказка «Три поросенка» (закрепление)

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений, пиктограмм, текстов

12

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

 Театрализованная игра по сказке «Три поросенка».

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений, пиктограмм, текстов

13

«Аудиальное чтение»

«А что у вас?»

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений, пиктограмм, текстов

14

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

«Все профессии важны»

1

Чтение изображений пиктограмм букв, слогов, слов, предложений, текстов.

15

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

«Чем пахнут ремесла?»

1

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Чтение изображений пиктограмм букв, слогов, слов, предложений, текстов.

16

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Кому что нужно для работы?

1

Чтение изображений пиктограмм букв, слогов, слов, предложений, текстов.

17

«Аудиальное чтение»

Г. Остер «Котенок по имени Гав»

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

18

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

«Кто сказал Мяу»

В. Г. Сутеев

1

Слушание литературных произведений

19

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

«Кто сказал Мяу»

 В. Г. Сутеев (закрепление)

1

Чтение изображений пиктограмм букв, слогов, слов, предложений, текстов.

20

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

 Театрализованная игра по сказке «Кто сказал Мяу»

В. Г. Сутеев

1

Чтение изображений пиктограмм букв, слогов, слов, предложений, текстов. Театрализованная игра по ролям.

21

«Аудиальное чтение»

Э. Успенский «Мама приходит с работы…»

1

Слушание литературных произведений

22

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

П. Воронько «Мальчик Помогай»

1

Чтение изображений пиктограмм букв, слогов, слов, предложений, текстов.

23

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Папа для мамы сажает цветок..!

1

Чтение изображений пиктограмм букв, слогов, слов, предложений, текстов.

24

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

 «Федора» К. Чуковский

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

25

«Аудиальное чтение»

«Встречаем гостей»

1

Слушание литературных произведений

26

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Семейные традиции.

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

27

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

«День рождение подруги»

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

28

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Идем в гости!

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

29

«Аудиальное чтение»

В гостях у сказки: «Аленушка и братец Иванушка»

1

Слушание литературных произведений

30

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Сказка «Аленушка и братец Иванушка»

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

31

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Сказка «Аленушка и братец Иванушка»(закрепление)

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

32

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении.

Театрализованная игра по сказке «Аленушка и братец Иванушка»

1

Театрализованная игра по сказке

33

«Аудиальное чтение»

В гостях у сказки: «Три медведя»

1

Слушание литературных произведений

34

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Сказка «Три медведя»

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

35

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Сказка «Три медведя»(закрепление)

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

36

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Театрализованная игра по сказке «Три медведя»

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

37

«Аудиальное чтение»

«Мой дом» Т. Лукашева

1

Слушание литературных произведений, беседа

38

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Встречаем гостей.

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

39

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

«Кто построил этот дом?»  
С. Баруздин

1

Слушание литературных произведений

40

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении.

«Строители» Г Лющнин

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

41

«Аудиальное чтение»

«Дома бывают разные»

А. Кангрус

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

42

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

«Маляры» М. Пожарова

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

43

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Дом и его части.

1

Слушание литературных произведений

Ю. Тувим «Стол», С. Маршак «Откуда стол пришел?»

44

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Мебель

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

45

«Аудиальное чтение»

«Федорино горе»
К.И. Чуковский

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

46

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Посуда

1

Чтение» небольших текстов пиктографического характера на темы
«О доме, предметах интерьера, уюте жилища».

47

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Посуда. Предметы интерьера.

1

Чтение» небольших текстов пиктографического характера на темы
«О доме, предметах интерьера, уюте жилища».

48

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Предметы интерьера.

1

Чтение» небольших текстов пиктографического характера на темы
«О доме, предметах интерьера, уюте жилища».

49

«Аудиальное чтение»

В гостях у сказки «Муха-цокотуха» К.И. Чуковский

1

Слушание литературных произведений

50

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

«Муха-цокотуха» К.И. Чуковский

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

51

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

«Муха-цокотуха» К.И. Чуковский (закрепление)

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

52

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Театрализованная игра по сказке «Муха –цокотуха»

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

53

«Аудиальное чтение»

В гостях у сказки «Лиса и журавль»

1

Слушание литературных произведений

54

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Сказка «Лиса и журавль»

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

55

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Сказка «Лиса и журавль» (закрепление)

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

56

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Театрализованная игра по сказке «Лиса и журавль»

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

57

«Аудиальное чтение»

«Горшок каши» Бр. Гримм

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

58

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

В гостях у сказки «Кот и лиса»

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

59

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

«Дед Мороз прислал нам елку»

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

60

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

«Елочка»

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов

61

«Аудиальное чтение»

В гостях у сказки «Снегурочка»

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

62

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Сказка «Снегурочка»

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

63

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Сказка «Снегурочка» (закрепление)

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

64

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Театрализованная игра по сказке «Снегурочка»

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

65

«Аудиальное чтение»

«Страна, где мы живем»

С. Баруздин

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

66

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

«Москва – столица нашей родины»

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

67

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Береза-символ России

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

68

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

«Белая Береза» С. Есенин

1

Заучивание наизусть стихотворения
С. Есенина «Белая береза»

69

«Аудиальное чтение»

«Жили-были улицы»
Л. Барбас

1

Слушание литературных произведений про Санкт-Петербург

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

70

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

«Люблю по городу гулять»
Н. Нищева

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

71

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Удивительный город

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

72

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Считалка «Сто чудес»

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

73

«Аудиальное чтение»

«Человек рассеянный» «Почта» С.Я. Маршак

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

74

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Дразнилка «Лентяй»

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

75

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Эрмитаж

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

76

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Как прекрасен город наш!

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

77

«Аудиальное чтение»

«Синичкин календарь» 
В. Бианки

1

Слушание литературных произведений про Санкт-Петербург

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

78

«Аудиальное чтение»

 «Год в лесу»
И. Соколов – Микитов

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

79

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

«В ледяной карете мчится Зимушка-зима!»

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

80

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

«Вот на ветках посмотри, в красных майках снегири»
Н. Нищева

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

81

«Аудиальное чтение»

«Серая шейка» Д.М. Сибиряк

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

82

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

«Зайчик» В. Бианки

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.
Работа с мнемотаблицей.

83

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Приметы зимы

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

84

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

«Белый снег, пушистый»

И. Суриков

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

85

«Аудиальное чтение»

В гостях у сказки: «Зимовье».

1

Слушание литературных произведений про Санкт-Петербург

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

86

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Сказка: «Зимовье»

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

87

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Сказка: «Зимовье» (закрепление)

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

88

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Театрализованная игра по сказке «Зимовье»

1

Слушание литературных произведений.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

89

«Аудиальное чтение»

«Чунга-чанга»
Сл. Ю. Энтина,
муз. В. Шаинского

1

Слушание литературных произведений.

90

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

«Настоящий друг»
Сл. М. Пляцковский,
муз. Б.И. Савельев

1

Просмотр музыкальных мультипликационных фильмов с последующим исполнением наиболее понравившихся и запомнившихся мелодий, разыгрывание музыкальных сценок

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

91

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

«Антошка»

Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского

1

Просмотр музыкальных мультипликационных фильмов с последующим исполнением наиболее понравившихся и запомнившихся мелодий, разыгрывание музыкальных сценок

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

92

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

«Жили у бабуси, два веселых гуся..»

1

Просмотр музыкальных мультипликационных фильмов с последующим исполнением наиболее понравившихся и запомнившихся мелодий, разыгрывание музыкальных сценок

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

93

«Аудиальное чтение»

В гостях у сказки «Бременские музыканты»
Бр. Гримм

1

Слушание литературных произведений

94

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

«Бременские музыканты»

1

Просмотр музыкальных мультипликационных фильмов с последующим исполнением наиболее понравившихся и запомнившихся мелодий, разыгрывание музыкальных сценок

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

95

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

«По следам Бременских музыкантов»

1

Просмотр музыкальных мультипликационных фильмов с последующим исполнением наиболее понравившихся и запомнившихся мелодий, разыгрывание музыкальных сценок

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

96

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

«Новые бременские музыканты»

1

Просмотр музыкальных мультипликационных фильмов с последующим исполнением наиболее понравившихся и запомнившихся мелодий, разыгрывание музыкальных сценок

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

97

«Аудиальное чтение»

Песни из кинофильма «Красная Шапочка»

1

Просмотр кинофильма, пение.

98

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Песни из кинофильма «Красная Шапочка»

1

Просмотр музыкальных мультипликационных фильмов с последующим исполнением наиболее понравившихся и запомнившихся мелодий, разыгрывание музыкальных сценок

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

99

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Песни из кинофильма «Буратино»

1

Просмотр музыкальных мультипликационных фильмов с последующим исполнением наиболее понравившихся и запомнившихся мелодий, разыгрывание музыкальных сценок

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

100

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

«Песни кота Леопольда».

 Сл. А. Хайт, М. Пляцковский, муз. Б. Савельев

1

Просмотр музыкальных мультипликационных фильмов с последующим исполнением наиболее понравившихся и запомнившихся мелодий, разыгрывание музыкальных сценок

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

101

«Аудиальное чтение»

«Песни кота Леопольда».

 Сл. А. Хайт, М. Пляцковский, муз. Б. Савельев

1

Просмотр музыкальных мультипликационных фильмов с последующим исполнением наиболее понравившихся и запомнившихся мелодий, разыгрывание музыкальных сценок

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

102

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

«Песни кота Леопольда».

Сл. А. Хайт, М. Пляцковский, муз.
Б. Савельев

1

Просмотр музыкальных мультипликационных фильмов с последующим исполнением наиболее понравившихся и запомнившихся мелодий, разыгрывание музыкальных сценок

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

103

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

«Песенка Винни-Пуха»

Сл. Б. Заходер, муз.
М. Вайнберг

1

Просмотр музыкальных мультипликационных фильмов с последующим исполнением наиболее понравившихся и запомнившихся мелодий, разыгрывание музыкальных сценок

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

104

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

«Какой чудесный день!»

сл. Е. Калганова,
муз. А. Флярковский

1

Просмотр музыкальных мультипликационных фильмов с последующим исполнением наиболее понравившихся и запомнившихся мелодий, разыгрывание музыкальных сценок

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

105

«Аудиальное чтение»

«Мир удивительных животных»

1

Слушание литературных произведений о животных.

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

 Н. Чарушина  и др.

106

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

«У лисы в лесу глухом..»

1

Заучивание стихотворения по методике мнемотехники

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

107

Аудиальное чтение

В гостях у сказки: «Палочка-выручалочка» В. Сутеев

1

Слушание литературных произведений о животных.

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

108

Аудиальное чтение

В гостях у сказки: «Отчего у зайца длинные уши»

1

Заучивание стихотворения по методике мнемотехники

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

109

«Аудиальное чтение»

В гостях у сказки

«Заюшкина избушка»

1

Слушание литературных произведений о животных

110

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Сказка «Заюшкина избушка»

1

Заучивание стихотворения по методике мнемотехники

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

111

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Сказка «Заюшкина избушка» (закрепление)

1

Заучивание стихотворения по методике мнемотехники

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

112

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Театрализованная игра по сказке «Заюшкина избушка»

1

Заучивание стихотворения по методике мнемотехники

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

113

«Аудиальное чтение»

Животные жарких стран

1

Просмотр телепередачи

114

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

«Зоопарк» Е. Арс

1

Заучивание стихотворения по методике мнемотехники

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

115

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Стихи про животных жарких стран

1

Заучивание стихотворения по методике мнемотехники. 

116

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Стихи и загадки  про животных жарких стран

1

Заучивание стихотворения по методике мнемотехники

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

117

«Аудиальное чтение»

В гостях у сказки: «Айболит»

К.И Чуковский

1

Слушание литературных произведений о животных

118

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Сказка «Айболит»
К.И. Чуковский

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

119

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Сказка «Айболит»
К.И. Чуковский (закрепление)

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

120

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Театрализованная игра по сказке «Айболит»
К.И. Чуковсковского

1

Театрализованная игра

121

«Аудиальное чтение»

«Кот-ворюга»
К. Паустовский

1

Слушание литературных произведений о животных

122

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Стихи про домашних животных

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

123

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Стихи  и загадки про домашних животных

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

124

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Стихи  и загадки,  про домашних животных

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

125

«Аудиальное чтение»

«Собачкины огорчения»
Б. Заходер

1

Слушание литературных произведений о животных разных авторов

126

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

«Кискино горе» Б. Заходер

1

Слушание литературных произведений о животных, Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

127

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

В гостях у сказки: «Три котенка»

В. Сутеев

1

Слушание литературных произведений о животных, Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

128

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Сказка «Три котенка»
В. Сутеев

1

Слушание литературных произведений о животных, Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

129

«Аудиальное чтение»

В гостях у сказки: «Волк и семеро козлят»

1

Слушание литературных произведений о животных

130

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Сказка «Волк и семеро козлят»

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

131

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

Сказка «Волк и семеро козлят»(закрепление)

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

132

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Театрализованная игра по сказке «Волк и семеро козлят»

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов. Театрализованная игра.

133

«Аудиальное чтение»

«Животные Севера»

1

Слушание литературных произведений о животных Севера разных авторов, просмотр телепередач

134

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

«Во льдах» Н. Сладков

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

135

Чтение букв и слов («глобальное чтение»)

«Белый мишка..»

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

136

Практические умения навыков использования средств альтернативной коммуникации в общении

Стихи и загадки о животных Севера

1

Чтение букв, слогов, слов, изображений пиктограмм, текстов.

Лист корректировки

Дата факт

Дата план

Внесенные изменения

Примечания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....

Конспект урока по предмету "Альтернативное чтение" - 4 класс

Для ученицы  индивидуального обучения (на дому) по адаптированной программе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью....

конспект урока по предмету "Альтернативное чтение" 6 класс

тема "Буква П" для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью....

Рабочие программы для 2 класса по предметам: "Графика и письмо", "Альтернативное чтение", "Развитие речи и окружающий мир", "Живой мир", "Математические представления и конструирование" и другие

Все рабочие программы для 2 класса для детей со сложной структурой дефекта по предметами (15 предметов):-"Графика и письмо"-"Альтернативное чтение"-"Развитие речи и окружающий мир"-"Живой мир"-"Матема...

Рабочая программа "Альтернативное чтение" 6 класс 8 вид (2)

Рабочая программа составлена на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью", Л.Б. Баряева, Д.И. Байков, В.И. Липакова и др., СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 201...

тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью

развернутое тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...