Графика и письмо 12 класс
рабочая программа

Лукьянова Светлана Сергеевна

Рабочая программа 12 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafika_i_pismo_dlya_portala.docx38.43 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.Цель рабочей программы:

 воспитание и развитие стремлений устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения.

Задачи рабочей программы:

- развить коммуникативную функцию речи;

- организовать речевую среду, способствующей пробуждению речевой активности учащихся, их интереса к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия);

- формировать предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, обучать пониманию соотносящихся и указательных жестов;

- развивать тонкую моторику пальцев и рук;

-формировать пространственные представления, координацию движений «взгляд-рука»

- развивать регулирующую и исполнительскую функцию речи;

- обучать учащихся средствам общения (речевым и неречевым), которые могут удовлетворить их коммуникативные потребности.

  2.Информация о программе и внесенных коррективах.

Предметная область

Предмет

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

Язык и речевая практика

Графика и письмо

102

3

В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями программа может быть скорректирована.

3. Ожидаемые результаты освоения учебного предмета.

  • формирование социально значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;
  • формирование максимально возможного навыка самостоятельности;
  • совершенствование качества жизни учащихся.
  • организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия),
  • сформировать предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности,
  • научить понимать соотносящие и указательные жесты.
  • рисование контурных и цветных изображений по трафаретам;
  • рисование («писание») контурных линий, штрихов, пятен (черно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
  • рисование простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
  • обводка по точкам и пунктирным линиям, дорисовывание частей изображения с целью создания целого — двухмерное изображение предмета;
  • писание печатных букв — «печатание» букв;
  • писание письменных букв по трафаретам;
  • составление текста с помощью пиктограмм (книжки пиктограмм) — вместе с педагогом;
  • рисование плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);
  • списывание букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
  • письмо букв, слогов, слов и коротких предложений.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и    промежуточной аттестации обучающихся.

Контроль достижений, обучающихся осуществляется путем наблюдения за выполнением диагностических заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обученности

4. Материально-техническое обеспечение.

Учебно-методический комплекс:

  1. Азбука для самых маленьких / «Планета детства» «Малыш»
  2. Валевский А.Е. Веселая азбука. – Харьков «Фолио» Одесса ТО «Маски», 2001
  3. Воронкова В.В. Тетрадь по обучению грамоте для учащихся 1 класса коррекционных учреждений VIII вида. – М: «Просвещение», 1998
  4. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. Ковалевская. М. – СПБ, 2008.
  5. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной    отсталостью / под ред. Баряевой, Л.Б.  Яковлевой Н.Н.; СПб.; ЦДК проф. Баряевой Л.Б 2011.

Возможно использование элементов материала учебников и учебных пособий для вспомогательных классов. Также целесообразно использовать пособия с практической направленностью издания.

  1. Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С.  Букварь. – Тула «Родничок», М.: «Астель-АСТ», 2002
  2. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности Екжанова.  Е.А.  – Спб,2002.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1990.
  4. Прекрасное – своими руками / сост. Газарян. С.  – М., 1986г.
  5. Сапгир Г.В.  Букварь. М.: «РОСМЕН», 1996
  6. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М., 1990.
  7. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: Пособие для учителя-дефектолога / Стребелева. Е.А.  – М, 2008.

Материально-техническое обеспечение.

- буквы;

- трафареты цифр и букв;

 -мозаики, сборно-разборные игрушки, деревянные вкладыши, дидактические игрушки;

- тетради;

- прищепки;

- предметные картинки, пиктограммы;

- сюжетные картинки;

- наборы игрушечной посуды;

- пуговицы, бусы;

- ручки шариковые синего цвета;

- прописи;

- альбомы для рисования;

- игрушки;

- наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, фломастеров, маркеров, акварель, гуашь;

- индивидуальные доски для рисования мелом;

- пластилин;

- крупы (манка, греча, бобы, горох);

- природный материал (песок, шишки, глина).

Содержание учебного предмета.

Наименование

разделов

учебного

предмета

Содержание  тем  учебного предмета

Упражнения для тонкой моторики рук

Формирование произвольной регуляции силы мышечного тонуса рук (сжимание «сильное»-как с папой, «среднее»-пожми руку маме, «слабое»-пожми тихонечко, как с девочкой).          

Упражнение на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.

Закрепление тренировочных упражнений на развитие кинетической основы движений пальцев рук по образцу и по словесной инструкции.

«Рисуночное письмо»

Закрепление умения выполнять узор в круге и в полосе.

 Закрепление умения рисовать по трафаретам.

Выбор и выполнение учащимися с помощью учителя: необходимых для аппликации элементов, среди которых есть «лишнее».

Закрепление умения рисовать по трафаретам «Семью».

Закрепление умения выполнять симметричные рисунки (дом, стол, стул, комод, шкаф).

Рисование(обводка), раскрашивание разных видов домов (деревенского, городского).          

Рисование дома по точкам.    Обводка и раскрашивание мебели для кухни.    

Рисование городского дома и его раскрашивание, подпись названия города.                  

 Раскрашивание картинок на городскую тематику «Парк города, улицы Санкт-Петербурга»

 Обводка зданий Санкт-Петербурга «Аничков мост, крейсер Аврора, Медный всадник».

Обводка и раскрашивание животных зоопарка: жираф, слон, зебра, обезьяна, крокодил.

Обводка и раскрашивание красивых цветов и деревьев весной.

Обводка и раскрашивание  музыкальных инструментов: балалайка, гармошка, бубен, пианино.

Жестово-образные игры

Закрепление игровых этюдов для развития движений  мимической мускулатуры по образцу учителя.

«Письменные упражнения»

Закрепление умения писать по трафарету (1-3 см.) имена членов семьи.  

Закрепление умения писать буквы и слова по точкам.

Закрепление умения писать своё имя по контурным ориентирам и самостоятельно.

Списывание(записывание) значимой информации о семье учащихся.

Упражнения в написании по контурным линиям названий помещений в доме (квартире-спальня, кухня, детская, коридор).

Запись названия улицы, номер дома и номер квартиры.

 Запись числа и названия месяца по точкам.

Запись по контурным линиям названий зданий города (Адмиралтейство, Казанский собор, Исаакиевский собор, Эрмитаж)

Запись города, в котором живёшь, улицы, проспекта.

Упражнения в написании названий цветов и деревьев: мак, ромашка, берёза, дуб.

Подписывание открытки к празднику весны по контурным линиям и самостоятельно. 

Упражнения в написании названий музыкальных инструментов: балалайка, бубен, гармошка, пианино

 

 

Календарно-тематическое планирование

Тема (раздел)

Дата план

Дата коррекции

Наименование темы урока

Кол-во часов

Содержание видов

учебной деятельности

1

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Как я провел лето

1

Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса

2

«Рисуночное письмо»

Здравствуй осень.

1

Графические упражнения

3

Жестово-образные игры

Игровые этюды

1

Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры

4

«Письменные упражнения»

«Мама, первое слово»

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам (самостоятельно), соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или с соответствующей буквой в слове

5

«Письменные упражнения»

«Папа может все что угодно»

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам (самостоятельно), соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или с соответствующей буквой в слове

6

«Рисуночное письмо»

«Сестры и братья»

1

Графические упражнения, письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам (самостоятельно),

7

«Письменные упражнения»

 «Бабушки и дедушки»

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам (самостоятельно), соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или с соответствующей буквой в слове

8

«Рисуночное письмо»

 «Как я живу дома».

1

Графические упражнения, письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам (самостоятельно)

9

Упражнения для развития тонкой моторики рук

«Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка …»

1

Игры для развития мелкой моторики рук, графические упражнения

10

«Письменные упражнения»

«Как я дома помогаю»

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам (самостоятельно), соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или с соответствующей буквой в слове

11

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Семейные традиции

1

Игры на тактильные ощущения и кинестетического компонента двигательного акта

12

«Рисуночное письмо»

 «Как я провожу выходной день»

1

Рассматривание сюжетных картинок и обсуждение, раскрашивание

13

Жестово-образные игры

Жестообразные игры по теме «Семья»

1

Упражнения с использованием воображаемых движений, письмо в тетради

14

«Письменные упражнения»

Домашние заготовки на зиму

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам (самостоятельно)

15

«Письменные упражнения

«Все профессии важны»

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам (самостоятельно), соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или с соответствующей буквой в слове

16

«Рисуночное письмо»

Профессия «Врач»

1

Рассматривание сюжетных картинок и обсуждение, раскрашивание

17

«Письменные упражнения»

 «Кому, что нужно для работы»

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам (самостоятельно)

18

«Письменные упражнения»

Профессия «Повар»

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам (самостоятельно), соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или с соответствующей буквой в слове

19

«Рисуночное письмо»

Профессия «Водитель»

1

Рассматривание сюжетных картинок и обсуждение, раскрашивание

20

«Письменные упражнения»

 Домашние питомцы

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам (самостоятельно)

21

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Мое любимое домашнее животное

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук

22

«Рисуночное письмо»

О каком животном я мечтаю!

1

Упражнения с трафаретами

23

«Письменные упражнения»

Мои одноклассники!

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

24

Жестово-образные игры

 «Наш класс - наша дружная семья».

1

Упражнения с использованием воображаемых движений

25

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Для чего нужен дом?

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук

26

«Рисуночное письмо»

 «Наш дом»

1

Упражнения с трафаретами

27

«Письменные упражнения»

Кто строит дом?

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

28

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Из чего строят дом?

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук

29

«Рисуночное письмо»

Моя комната!

1

Графические упражнения

30

«Письменные упражнения»

Мебель для дома.

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

31

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Мебель для класса.

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук

32

«Рисуночное письмо»

«Мой день рожденья.»

1

Упражнения с трафаретами

33

«Письменные упражнения»

Гостиная

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

34

«Письменные упражнения»

Кухня

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

35

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Посуда

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук

36

«Рисуночное письмо»

«Приходите в гости к нам»

1

Графические упражнения

37

«Рисуночное письмо»

Настольно – печатные игры по темам «Мебель», «Посуда»

1

Графические упражнения

38

Упражнения для развития тонкой моторики рук

«Дома бывают разные»

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук

39

«Рисуночное письмо»

Необычные дома

1

Изготовление книжки-самоделки

40

«Письменные упражнения»

Что такое интерьер?

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

41

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Двор в котором я живу.

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук, письмо в тетради

42

«Рисуночное письмо»

Необычные дома

1

Изготовление книжки-самоделки(продолжение)

43

«Письменные упражнения»

Украшаем класс к Новому году!

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

44

Жестово-образные игры

Украшаем дом к Новому году!

1

Упражнения с использованием воображаемых движений

45

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Экскурсия в дом Деда Мороза

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук

46

«Рисуночное письмо»

Настольно – печатные игры по темам «Мебель», «Посуда»

1

Графические упражнения

47

«Письменные упражнения»

Игра по станциям «Мой дом»

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

48

«Рисуночное письмо»

Необычные дома

1

Изготовление книжки-самоделки (завершение)

49

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Наша Родина – Россия

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук

50

«Рисуночное письмо»

Флаг, Герб, Гимн России

1

Графические упражнения

51

«Письменные упражнения»

Столица Родины – Москва

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам, раскрашивание карты Москвы

52

«Рисуночное письмо»

Мой родной город –Санкт-Петербург

1

Раскрашивание карты Санкт-Петербурга

53

«Рисуночное письмо»

Мой родной район –

Невский

1

Выполнение предметной аппликации из частей с использованием готового контура

54

«Письменные упражнения»

 Санкт-Петербург

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

55

«Рисуночное письмо»

Достопримечательности Санкт-Петербурга

1

Раскрашивание достопримечательностей Санкт-Петербурга

56

«Рисуночное письмо»

Настольно-печатные игры по теме «Достопримечательности Санкт-Петербурга»

1

Изготовление книжки-самоделки

57

«Рисуночное письмо»

Эрмитаж

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам, раскрашивание

58

«Письменные упражнения»

Викторина по Санкт-Петербургу

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

59

«Рисуночное письмо»

О красоте

1

Совместное с учащимися рисование природы

60

«Письменные упражнения»

Кто такой художник?

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам, раскрашивание

61

«Письменные упражнения»

Красота природы

1

Рисование пейзажа красками

62

«Рисуночное письмо»

Красота моря

1

Рисование морского пейзажа

63

«Рисуночное письмо»

Красота гор

1

Аппликация по теме «Горы»

64

«Рисуночное письмо»

Красота растений

1

Аппликация по теме «Цветы»

65

«Рисуночное письмо»

Красота животного мира

1

Аппликация по теме «Кошка»

66

«Письменные упражнения»

Профессия архитектора

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

67

«Письменные упражнения»

Красота городов

1

Аппликация по теме «Мой город»

68

«Рисуночное письмо»

Красота вокруг нас

1

Выполнение аппликации

69

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Музыка в радость.

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук

70

«Рисуночное письмо»

Профессия музыканта

1

Раскрашивание, письмо в тетради

71

«Рисуночное письмо»

Магазин музыкальных инструментов

1

Раскрашивание, письмо в тетради

72

«Письменные упражнения»

Великие композиторы

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

73

Жестово-образные игры

Какие инструменты звучат?

1

Упражнения с использованием воображаемых движений

74

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Дирижёр

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук

75

«Рисуночное письмо»

Песни из любимых мультфильмов

1

Раскрашивание, письмо в тетради, графические упражнения

76

«Письменные упражнения»

Песни из любимых кинофильмов

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

77

«Рисуночное письмо»

Экскурсия в музыкальный театр

1

Обводка, раскрашивание, графические упражнения

78

«Письменные упражнения»

«Ах эта музыка, музыка, музыка»

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

79

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Мир удивительных животных

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук

80

«Рисуночное письмо»

Животные наших лесов

1

Графические упражнения

81

«Письменные упражнения»

Зоопарк

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам.

82

Жестово-образные игры

«Угадай и расскажи»

1

Упражнения с использованием воображаемых движений

83

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Изображаем животных!

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук

84

«Рисуночное письмо»

 Цирк, цирк, цирк.

1

Обводка, раскрашивание, графические упражнения

85

«Письменные упражнения»

Настольно-печатные игры на зоологические темы

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам.

86

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Сказки и рассказы о животных

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук

87

«Рисуночное письмо»

«В мире животных»

1

Аппликация

88

«Письменные упражнения»

Животные жарких стран

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам.

89

Жестово-образные игры

 Игры на зоологические темы

1

Упражнения с использованием воображаемых движений

90

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Сафари

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук, графические упражнения

91

«Рисуночное письмо»

Животные Севера. Белый медведь.

1

Рисование красками

92

«Рисуночное письмо»

Птицы Севера. Пингвин.

1

Рисование красками

93

«Рисуночное письмо»

Северное сияние

1

Рисование красками

94

«Письменные упражнения»

Перелетные птицы

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

95

«Письменные упражнения»

Каких птиц мы видим в городе?

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

96

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Видео экскурсия « В мире животных»

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук

97

«Рисуночное письмо»

Домашние животные

1

Аппликация

98

«Письменные упражнения»

Настольно-печатные игры на зоологические темы (домашние животные)

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

99

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Экскурсия на ферму

1

Упражнения и задания для развития тонкой моторики рук и координации движений пальцев рук

100

«Рисуночное письмо»

Берегите животных

1

Графические упражнения

101

«Письменные упражнения»

Удивительный мир животных

1

Письмо букв, слов, предложений по контурным ориентирам

102

Жестово-образные игры

Мое любимое животное

1

Упражнения с использованием воображаемых движений

Итого: 102 часа

Лист корректировки

Дата факт

Дата план

Внесенные изменения

Примечания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графика и письмо. Письмо слов по контурным ориентирам.

для детей с умеренной умственной отсталостью...

Рабочая программа по предмету: «Графика и письмо» для 5х-9х классов школа VIII вида

Примерное рабочая программа по предету "Графика и письмо", разработана из личного опыта для работы с детьми с ОВЗ...