Математические представления 12 класс
рабочая программа

Лукьянова Светлана Сергеевна

Рабочая программа для детей с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_predstavleniya_dlya_portala.docx39.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.Цель рабочей программы:

формирование и преобразование получаемого учащихся элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для социально-бытовой адаптации учащихся.

Задачи рабочей программы.

- развивать элементарную, жизнеобеспечивающую ориентировку в пространственно-   величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;

-формировать практические навыки и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;

- формировать элементарные общеучебные умения;

- овладеть элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;

-развивать познавательные интересы жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;

- обеспечить общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;

- формировать в разнообразной деятельности взаимосвязи с основными сферами бытия: предметным миром, миром людей, природой («картины мира»)

2.Описание места предмета в учебном плане

Предметная область

Предмет

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

Математика

Математические представления и конструирование

102

3

В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями программа может быть скорректирована.

3.Ожидаемые результаты освоения учебного предмета.

  • формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;
  • воспитание максимально возможного навыка самостоятельности;
  • совершенствование качества жизни учащихся.
  • овладение элементарной терминологий, значимой для социально – бытовой ориентировки в окружающей действительности;
  • развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровье сберегающими ситуациями;
  • развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно – образного логического мышления;
  • общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
  • развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
  • формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
  • формирование элементарных общеучебных умений.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Контроль достижений, обучающихся осуществляется путем наблюдения за выполнением диагностических заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обученности.

4. Материально-техническое обеспечение.

Учебно-методический комплекс:

  1. Баряева Л.Б. Математическая мозаика: Тетрадь1,2,3. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 16 с.: ил. (Коррекционная педагогика)
  2. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; СОЗЮЗ, 2002.
  3. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КАРО, 2007.
  4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е издание, исправленное. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 136 с.
  5. Хилько А.А. Тетрадь по математике. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 3 ч.: Пропедевтический период – М.: Гуманитар изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 64с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  6. Хилько. А.А Математика. Учебник для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2000.

Материально-техническое обеспечение

1. Цифры от 1 до 10;

2. Трафареты цифр, геометрических фигур;

3. Строительные наборы (плоскостные и объемные);

4. КонструкторLego;

5. Мозаики, сборно-разборные игрушки, деревянные вкладыши, дидактические игрушки;

6. Тетради, прищепки, счетные палочки, предметные картинки, сюжетные картинки, ленточки, мячи разных размеров;

7. Карточки с изображением различного количества предметов;

8. Палочки Кюизенера;

9. Вкладыши Дьенеша;

10. Природный и бросовый материал;

11. Плоскостные изображения астрономических объектов: солнца, луны, звезд.

Содержание учебного предмета.

Наименование

разделов

учебного

предмета

Содержание тем учебного предмета

Конструирование

Закрепление умение выполнять постройки по схемам, моделям, фотографиям.

Закрепление умение собирать целостные планшеты, головоломки: «Волшебный квадрат; Колумбово яйцо; Квадраты Воскобовича».

Закрепление умения выкладывать из палочек дома и мебель: «деревенского, городского; стол, стул, шкаф.

 Закрепление умения выкладывать из деревянного строителя дома, предметы мебели: стол, стул, кровать, шкаф, диван.

Выкладывание из деревянного строителя: здания нашего города по картинке, фотографии.

Работа с деревянным строителем: строим забор в зоопарке.

Количественные представления

 Закрепление упражнений практического характера на выделение 1-9 предметов из множества.

Закрепление умений понимания отношений натурального ряда.

 Закрепление умений считать в прямом порядке членов семьи «от 0 до 9».

Закрепление умений записывать на счётной машинке примеры со знаком «+» в пределах «9». Помоги своей семье сосчитать свои предметы.

 Составление и решение на наглядной основе простых арифметических задач про дома и интерьер дома.

Запись номера дома, номера квартиры, номера домашнего телефона.

 Закрепление умения считать виды городского транспорта (автобусы, машины, троллейбусы, трамваи).

 Посчитаем улицы нашего района.

Закрепление счёта животных лесов в пределах «20».

 Работа на фланелеграфе Посчитай сколько зверей в зоопарке в пределах «20».

Закрепление счёта в пределах «20»: на картинках с деревьями и цветами.

Представления о форме

Закрепление умения группировать предметы по форме (шар –круг, куб-квадрат, призма-треугольник).  

Закрепление умения рисовать по трафарету и по опорным точкам круг, квадрат, треугольник

Закрепление умения выкладывать плоскостные фигуры из природного материала.

Закрепление умения из геометрических фигур выкладывать различные дома.

 Рисование на песке зданий по образцу.

Закрепление умения рисовать здания на песке по образцу педагога.

Закрепление умения выкладывать животных из геометрических фигур.

Обучение умению рисовать животных по клеточкам (кошка, жираф, слон).

 Выкладывание из геометрических фигур: деревья, цветы.

 Выкладывание из геометрических фигур: балалайки, гармошки.

Представления о величине

 Закрепление умения выкладывать членов семьи от самого высокого до самого низкого.

Закрепление умения сравнивать высокие - низкие дома; дома – замки.

 Закрепление умения сравнивать предметы мебели в квартире.

Выкладывание листочков по размеру, деревья от высокого до низкого.

 Классификация музыкальных инструментов по величине.

Временные представления

 Закрепление  времён года и их месяцев – классификация карточек.

Календарно-тематическое планирование

Тема (раздел)

Дата план

Дата коррекции

Наименование темы урока

Кол-во часов

Содержание видов

учебной деятельности

1

Конструирование

Постройки по образцу.

1

«Волшебный квадрат; Колумбово яйцо; Квадраты Воскобовича».

2

Конструирование

Конструирование из строительных материалов.

1

Воспроизведение по образцу, данному учителем и по его словесной инструкции комбинаций из трех-шести элементов строительного набора

3

Конструирование

 Собрать головоломку.

1

« Волшебный квадрат; Колумбово яйцо; Квадраты Воскобовича».

4

Количественные представления

«Сложи геометрическую фигуру.

1

Конструирование целостных планшетов (вкладыши из геометрических фигур)

5

Количественные представления

Выделение 1-10 предметов из множества.

1

Закрепление упражнений практического характера на выделение 1-9 предметов из множества.

6

Количественные представления

Натуральный ряд

1

Упражнения на понимание отношений натурального ряда

7

Количественные представления

Закрепление умений понимания отношений натурального ряда.

1

Упражнения на понимание отношений натурального ряда

8

Количественные представления

Счет в прямом порядке животных на  картинке «от 0 до 10».

1

Закрепление счета в прямом порядке животных на  картинке «от 0 до 9».

9

Количественные представления

Счет в прямом порядке  «от 0 до 10».

1

Закрепление умений считать в прямом порядке  «от 0 до 9».

10

Количественные представления

Счет в прямом порядке  «от 0 до 10».(закрепление)

1

Закрепление умений считать в прямом порядке  «от 0 до 9».

11

Количественные представления

Помоги  сосчитать свои предметы из портфеля.

1

Закрепление умений записывать на счётной машинке примеры со знаком «+» в пределах «9».

12

Количественные представления

«Помоги своей семье сосчитать свои предметы.»(закрепление)

1

Закрепление умений считать в прямом порядке

13

Конструирование

Конструирование по схемам, моделям, фотографиям.

1

« Волшебный квадрат; Колумбово яйцо; Квадраты Воскобовича».

14

Представления о форме

Группировка предметов по форме (шар –круг, куб-квадрат, призма-треугольник).  

1

Закрепление умения группировать предметы по форме (шар –круг, куб-квадрат, призма-треугольник).  

15

Представления о форме

Игры на группировку предметов по форме

1

Закрепление умения группировать предметы по форме (шар –круг, куб-квадрат, призма-треугольник).  

16

Представления о форме

Игры на группировку предметов по форме(закрепление)

1

Закрепление умения группировать предметы по форме (шар –круг, куб-квадрат, призма-треугольник

17

Количественные представления

Составление задач-иллюстраций, используя знаки «+», «-»

1

Составление задач-иллюстраций совместно с учителем или самостоятельно

18

Количественные представления

Составление задач-иллюстраций, используя знаки «+», «-» (закрепление)

1

Составление задач-иллюстраций совместно с учителем или самостоятельно

19

Представления о форме

Рисовать по трафарету и по опорным точкам круг, квадрат, треугольник

1

Соотнесение плоскостных и пространственных фигур

20

Представления о форме

Рисовать по трафарету и по опорным точкам круг, квадрат, треугольник (закрепление)

1

Соотнесение плоскостных и пространственных фигур

21

Количественные представления

Составление примеров

1

Запись примеров, их решение

22

Временные представления

Погода

1

Наблюдение, называние, описание погодных явлений;

23

Представления о форме

Выкладывание плоскостных фигур из природного материала.

1

Выкладывание плоскостных фигур

24

Повторение

Повторение. Веселая арифметика

1

 Запись примеров. Решение примеров

25

Конструирование

Страна блоков и палочек

1

Постройки на основе анализа образца

26

Количественные представления

Решение задач про дома и интерьер дома.

1

Составление и решение на наглядной основе простых арифметических задач

27

Количественные представления

Решение задач про дома и интерьер дома.(закрепление)

1

Составление и решение на наглядной основе простых арифметических задач

28

Представления о величине

Измерение сыпучих веществ

1

Измерение сыпучих веществ с помощью условной мерки

29

Количественные представления

Запись номера дома, номера квартиры, номера домашнего телефона.

1

Запись номера дома, номера квартиры, номера домашнего телефона.

30

Количественные представления

Решение задач-иллюстраций.

1

Решение арифметических задач-драматизаций и задач-иллюстраций о открытым результатом на наглядном материале  

31

Пространственные представления

Ориентировка в пространстве на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам)

1

Упражнения и задание на развитие топологических представлений

32

Представления о форме

Квадрат, куб.

Круг, шар.

1

Соотнесение плоскостных и пространственных фигур

33

Количественные представления

Число 7. Состав числа

1

Упражнения на закрепление состава числа

34

Временные представления

 «Месяцы года».

1

Упражнения в выборе карточек с числом и названием месяца. Работа с календарем погоды и природы.

35

Количественные представления

 Решение задач-иллюстраций.

1

Решение арифметических задач-драматизаций и задач-иллюстраций о открытым результатом на наглядном материале а пределах 6

36

Конструирование

Выкладывание из конструктора  дома, предметы мебели.

1

Закрепление умения выкладывать из деревянного строителя дома, предметы мебели: стол, стул, кровать, шкаф, диван.

37

Конструирование

Выкладывание из конструктора разной величины  дома.

1

Закрепление умения выкладывать из деревянного строителя дома.

38

Количественные представления

Выкладывание из конструктора разной величины  дома, предметы мебели.

1

Закрепление умения выкладывать из деревянного строителя дома, предметы мебели: стол, стул, кровать, шкаф, диван.

39

Количественные представления

Решение задач-иллюстраций.

1

Решение арифметических задач-драматизаций и задач-иллюстраций о открытым результатом на наглядном материале

40

Представления о величине

Практические действия с настольными весами

1

Взвешивание, распределение по емкостям. Измерение сыпучих веществ с помощью столовой и чайной ложки

41

Количественные представления

Решение задач-иллюстраций.

1

Отсчитывание нужного количества предметов. Решение задач-иллюстраций.

42

Количественные представления

Состав числа 8. Запись и решение примеров.

1

Упражнения на закрепление состава числа

43

Пространственные представления

Ориентировка в пространстве (комната)

1

Упражнения на ориентировку в окружающем пространстве

44

Представления о величине

Игры «Высокий –низкий»

1

Закрепление умения сравнивать высокие - низкие дома; дома – замки.

45

Представления о величине

Сравниваем дома по высоте

1

Закрепление умения сравнивать высокие - низкие дома; дома – замки.

46

Временные представления

Месяцы года: осенние и зимние месяцы

1

Дидактические игры на закрепление о месяцах   времени года

47

Конструирование

Выкладывание из палочек: дома и мебель деревенского и  городского типа

1

Закрепление умения выкладывать из палочек дома и мебель: « деревенского, городского

48

Конструирование

Закрепление умения выкладывать из палочек дома и мебель: « деревенского, городского

1

Закрепление умения выкладывать из палочек дома и мебель: « деревенского, городского

49

Конструирование

Конструирование из строительных материалов зданий города

1

Выкладывание из деревянного строителя: здания нашего города по картинке, фотографии.

50

Конструирование

Конструирование из строительных материалов транспорт города

1

Выкладывание из деревянного строителя: здания нашего города по картинке, фотографии.

51

Представления о форме

Рисование на песке зданий по образцу.

1

Рисование на песке зданий по образцу.

52

Представления о форме

Рисование на песке зданий и транспорт по образцу.

Рисование на песке зданий по образцу.

53

Количественные представления

 Составление и решение задач-иллюстраций на городскую тематику

1

Решение арифметических задач-драматизаций и задач-иллюстраций о открытым результатом на наглядном материале

54

Количественные представления

Закрепление умения считать виды городского транспорта (автобусы, машины, троллейбусы, трамваи).

1

Закрепление умения считать виды городского транспорта (автобусы, машины, троллейбусы, трамваи).

55

Количественные представления

Посчитаем улицы нашего района

1

Закрепление счета

56

Количественные представления

Посчитаем улицы нашего города

1

Закрепление счета

57

Временные представления

Времена года

1

Упражнения, задания по дифференциации

58

Временные представления

Месяцы

1

Закрепление  времён года и их месяцев – классификация карточек.

59

Количественные представления

Времена года и месяцы

1

Закрепление  времён года и их месяцев – классификация карточек.

60

Количественные представления

Цифровой диктант.

1

называние и письмо(если доступно) цифр в прямом порядке

61

Конструирование

Постройки из конструктора ЛЕГО

1

Создание вместе с учащимися построек по схемам, моделям, фотографиям, по заданным учителем условиям конструирования

62

Количественные представления

Решение примеров и задач в тетради.

1

Решение арифметических задач-драматизаций и задач-иллюстраций на наглядном материале

63

Количественные представления

Решение примеров и задач у доски.

1

Решение арифметических задач-драматизаций и задач-иллюстраций на наглядном материале

64

Представления о форме

Выкладывание из геометрических  фигур: балалайки, гармошки.

1

Упражнения на развитие представлений о предметах разной формы

65

Представления о форме

Выкладывание из геометрических  фигур: балалайки, гармошки, скрипки

1

Упражнения на развитие представлений о предметах разной формы

66

Количественные представления

Решение примеров и задач

1

Решение арифметических задач-драматизаций и задач-иллюстраций на наглядном материале

67

Представления о величине

Классификация музыкальных инструментов по величине.

1

Классификация музыкальных инструментов по величине.

68

Представления о величине

Классификация музыкальных инструментов по величине (закрепление)

1

Классификация музыкальных инструментов по величине.

69

Количественные представления

Счётные операции на сложение на калькуляторе.

1

«Запись цифр на калькуляторе, счетные операции.

70

Количественные представления

Счётные операции на вычитание на калькуляторе(закрепление)

1

«Запись цифр на калькуляторе, счетные операции.

71

Количественные представления

Решение примеров и задач

1

Решение арифметических задач-драматизаций и задач-иллюстраций на наглядном материале

72

Количественные представления

Решение примеров и задач

1

Решение арифметических задач-драматизаций и задач-иллюстраций на наглядном материале

73

Временные представления

Ориентация во времени: части суток

1

Упражнения, задания по дифференциации частей суток

74

Количественные представления

Упражнения по счету денег (монеты и рубли)

1

Закрепление счета монет и рублей

75

Количественные представления

Упражнения по счету денег (монеты и рубли)

1

Закрепление счета монет и рублей

76

Количественные представления

Игра «Магазин»

1

Закрепление счета монет и рублей

77

Количественные представления

Решение примеров и задач

1

Решение арифметических задач-драматизаций и задач-иллюстраций на наглядном материале

78

Количественные представления

Решение примеров и задач

1

Решение арифметических задач-драматизаций и задач-иллюстраций на наглядном материале

79

Представления о форме

Выкладывание животных из геометрических фигур.

1

Закрепление умения выкладывать животных из геометрических фигур.

80

Количественные представления

«Сколько зверей в зоопарке?»

1

Работа на фланелеграфе Посчитай сколько зверей в зоопарке в пределах «20».

81

Конструирование

Строим зоопарк

1

Работа с деревянным строителем

82

Представления о форме

Рисование животных по клеточкам

1

Обучение умению рисовать животных по клеточкам(кошка, жираф, слон)

83

Количественные представления

Считаем животных лесов

1

Закрепление счёта животных  в пределах «20».

84

Количественные представления

Считаем животных жарких стран

1

Закрепление счёта животных  в пределах «20».

85

Количественные представления

Считаем животных Севера

1

Закрепление счёта животных  в пределах «20».

86

Количественные представления

Считаем морских животных

1

Закрепление счёта животных лесов в пределах «20».

87

Количественные представления

Решение примеров и задач

1

Моделирование ситуации, иллюстрирующей арифметическое действие и ход его выполнения

88

Временные представления

Часы

1

Использование часов в реальной бытовой жизни;

89

Временные представления

Упражнения с часами

1

Упражнения с механическими часами, перевод стрелок на указанное время (по образцу, по словесной инструкции);

90

Временные представления

Определяем время

1

Выполнение практических действий за определенное время, ориентируясь на механические и электронные часы;

91

Конструирование

Конструирование из ЛЕГО животных

1

Воссоздание из конструктора ЛЕГО животных

92

Представления о форме

Рисование животных по клеточкам

1

Обучение умению рисовать животных по клеточкам

93

Количественные представления

Считаем перелетных птиц

1

Закрепление счёта животных лесов в пределах «20».

94

Представления о величине

Считаем зимующих птиц

1

Закрепление счёта животных лесов в пределах «20».

95

Количественные представления

Считаем насекомых

1

Закрепление счёта животных лесов в пределах «20».

96

Количественные представления

Решение примеров и задач на зоологические темы

1

Решение примеров и задач на зоологические темы

97

Представления о величине

Выкладывание листочков по размеру, деревья от высокого до низкого

1

Выкладывание листочков по размеру, деревья от высокого до низкого

98

Представления о форме

Выкладывание из геометрических  фигур: деревья, цветы.

1

Выкладывание из геометрических  фигур: деревья, цветы.

99

Количественные представления

Закрепление счёта в пределах «20»: на картинках с деревьями и цветами.

1

Закрепление счёта в пределах «20

100

Конструирование

Конструирование по теме «Мир животных»

1

Конструирование из ЛЕГО и др. конструкторов

101

Количественные представления

Конструирование из ЛЕГО животных

1

Воссоздание из конструктора ЛЕГО животных

102

Количественные представления

Решение примеров и задач на зоологические темы

1

Решение примеров и задач на зоологические темы

Итого: 102 ч.

        

Лист корректировки

Дата факт

Дата план

Внесенные изменения

Примечания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по предмету Математические представления и конструирование во 2 классе (VIII вид, 2-й вариант)

Конспект урока по предмету: Математические представления и конструирование.2 класс, программа VIII вида (2 вариант).Тема: Присчитывание и отсчитывание по 1  в пределах 5.Форма и тип занятия: урок...

Открытый урок по математическим представлениям и конструированию 7 класс VIII вида

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...

Конспект урока Математические представления и конструирование в 12 классе «Особый ребенок»

Конспект урока Математические представления и конструирование в 12 классе «Особый ребенок» На тему решение задач на сравнение....

Календарно-тематическое планирование по предмету "Математические представления и конструирование" 1 класс

Математические представления и конструирование. (2 часа в неделю)ДатаКол-вочасовТемаЦели и задачиВиды работОборудованиеИндивидуальная работаI ЧЕТВЕРТЬ 2«Большой»- «маленький»Знакомство с величино...

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Приемы работы по формированию временных представлений на уроках математики (математические представления, основы арифметики), живого мира и истории отечества

Формирование временных представлений - одно из сложнейших направлений коррекционной работы учителя дефектолога. Время нельзя услышать, увидеть, потрогать. Но оно есть......