Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности 12 класс
рабочая программа

Лукьянова Светлана Сергеевна

Рабочая программа для детей С ТМНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

Пояснительная записка

  1. Цель рабочей программы

     Целью обучения является освоение учащимися жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.

     Задачи рабочей программы:

-формировать элементарные навыки самообслуживания;

-формировать культурно-гигиенические навыки;

-познакомить учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;

- формировать умения элементарно описывать свое самочувствие, способности привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания (с использованием вербальных и невербальных средств);

- формировать элементарных предпосылок экологического сознания;

-организовать предметно-развивающую среду для обучения учащихся правилам здоровьесбережения и безопасности;

-формировать интерес к изучению себя, своих физических возможностей, представлений о физических возможностях других людей;

- обучать учащихся правилам поведения в ситуациях дорожного движения;

- обучать основам поведения в экстремальных ситуациях (на доступном уровне);  

-развивать мотивационно-потребности сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;

-формировать способности выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения;

- формировать устойчивый интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, к развитию своей самостоятельности.

    2. Описание места предмета в учебном плане

Предметная область

Предмет

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

Окружающий мир

Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

34

1

В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями программа может быть скорректирована.

3. Ожидаемые результаты освоения учебного предмета.

 В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются основы безопасности собственной жизнедеятельности; представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях; навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.

     Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация учащихся, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализации.

4. Материально-техническое обеспечение.

Учебно-методический комплекс:

  1. Горбунова Н.А. ОБЖ. Поурочные планы. – Волгоград.: Издательство «Учитель-АСТ», 2002.
  2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  3. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  4. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  5. Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник. М.: Дрофа; ДиК, 1996.
  6. Усачев А.А., Березин А.И. Школа безопасности: Учебное пособие для учащихся начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – М.: Издательство АСТ,1997.

Материально-техническое обеспечение:

- иллюстративный материал: картины, картинки, пиктограммы, фотографии, карточки, отражающие эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей;

- сюжетные картинки, открытки о здоровье и здоровье сбережении;

- наборы картинок, пиктограмм, символизирующие предметы гигиены, бытовые предметы;

- детские бытовые приборы- игрушки, детская посуда, детская мебель;

- настольно-печатные игры.

Содержание учебного предмета.

Наименование

разделов

учебного

предмета

Содержание тем учебного предмета

Формирование культурно-гигиенических навыков

Беседы и закрепление умений ухаживать за волосами.

Упражнения на закрепление представлений об уходе за собой.

Беседа на тему «по уходу за лицом для юношей и девушек».

Упражнения на закрепление средств по уходу за волосами.

Упражнения на закрепление умения ухаживать за своим лицом.

Проигрывание ситуаций: «Аптека». Обращение к фармацевту с просьбой Покупка лекарственных средств.

Проигрывание ситуаций: «Аптека». Покупка лекарственных средств: для обработки раны

Уход за жилищем

Беседы о необходимости влажной уборки и проветривания помещения, в котором находится больной.

Отработка алгоритма действий ежедневной уборки и периодичности проветривания  комнаты.

Питание

Беседы с учащимися о здоровом питании для человека.

Беседа с учащимися о питании животных и для чего необходимо кормить их.

Беседа о красоте фруктов, о значении их для здоровья человека, о пользе соков и напитков, приготовленных из различных фруктов.

Чтение сказок, рассказов, просмотр видеосюжетов о пользе фруктов.

Безопасность в доме и на улице

Практические действия с бытовыми приборами: пылесос, чайник.

Побуждение учащихся к рассказыванию по картинкам, картинам и иллюстрациям о своём городе.

Беседа о поведении в природе.

Знакомство с запрещающими и информационными знаками о запрете на разведение костров. Показ видеосюжетов об опасности лесных пожаров для животного мира.

 В специально организованных ситуациях побуждение учащихся к пониманию того, что музыка в природе бывает разной (шум воды, пение птиц, скрежет (звуковые шумы, звуки животных).

Календарно-тематическое планирование

Тема (раздел)

Дата план

Дата коррекции

Наименование темы урока

Кол-во часов

Содержание видов

учебной деятельности

1

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Уход за волосами

1

Беседы и упражнения на закрепление представлений, учащихся об уходе за волосами и телом.

2

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Уход за телом.

1

3

Питание

Здоровое питание

1

Беседы с учащимися о питании бутербродами и их месте в рационе здорового питания

4

Жилище

Помощь больному

1

Отработка алгоритма действий в различных образовательных ситуациях (вызов врача на дом, поведение в квартире, где есть больной гриппом). Просмотр мультфильмов по теме.

5

Безопасность в доме, в природе, на улице

Бытовая техника в доме

1

Практические действия (последовательность и безопасность) с бытовыми техническими приборами

6

Безопасность в доме, в природе, на улице

Предметы-помощники для дома.

1

Ознакомление учащихся с правилами безопасного использования предметов.

7

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер»

1

Закрепление понимания учащимися необходимости стрижки волос и мытья головы с использованием предметов и космических средств по уходу за волосами

8

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Правильный уход за волосами. Этапы ухода

1

Основные правила ухода за волосами

9

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Уход за обувью.

1

Беседы и закрепление представлений о необходимости носить опрятную обувь.

10

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Уход за одеждой

1

Способы ухода за одеждой: ручная и машинная стирка, химчистка, ремонт одежды

11

Питание

Овощи-кладовая здоровья

1

Практические действия по приготовлению салатов из сырых овощей с соблюдением гигиенических процедур и правил безопасности

12

Жилище

«Если в доме больной..»

1

Знакомство учащихся с элементарными правилами ухода за больными

13

Безопасность в доме, в природе, на улице

«С электричеством и газом на «ВЫ»

1

Беседы, наблюдения и практические действия по эксплуатации электрической и газовой плиты с соблюдением правил противопожарной безопасности

14

Безопасность в доме, в природе, на улице

«Азбука безопасности»

1

Расширение представлений о поведении на улице, о правилах перехода через дорогу, о правилах обращения с огнеопасными предметами, о поведении в природе

Просмотр мультфильмов по теме.

15

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Здоровье –это здорово!

1

Правила здорового образа жизни. Чтение пиктограмм по теме

16

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Символы по уходу за одеждой

1

Знакомство с пиктограммами, отражающими способы ухода за одеждой

Чтение пиктограмм на бирке одежды (с помощью учителя)

17

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Обувь разная нужна, обувь каждая важна»

1

Беседы и закрепление представлений о необходимости носить обувь, соответствующую размеру ноги, удобную и чистую

18

Жилище

«Для чего проветривают комнату, или из чего состоит воздух»

1

Проветривание: необходимость проветривания для здорового дыхания

19

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Королева Простуда

1

Формирование у учащихся понятий «признаки простуды», «профилактика простудных заболеваний»

20

Питание

Правила пользования острыми предметами.

1

Обучение учащихся правилам безопасности при пользовании ножом

21

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Осторожно-лекарства .

1

Знакомство с основными лекарственными средствами домашней аптечки и перевязочными материалами

22

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Гимнастика для глаз

1

Дыхательные упражнения, упражнения для глаз. Беседы с учащимися о роле гимнастики

23

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Сюжетно-ролевая игра «В аптеке»

1

Виртуальная экскурсия в аптеку, покупка лекарственных средств.
Игра-тренинг «В аптеке»

24

Безопасность в доме, в природе, на улице

Азбука безопасности

1

Закрепление правил дорожного движения. Просмотр мультфильмов по теме.

25

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Сюжетно-ролевая игра «Доктор»

1

Беседы, рассматривание иллюстраций людей во время болезни.
Сюжетно-ролевые игры «Доктор» и др.

26

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Сюжетно-ролевая игра «В поликлинике»

1

Виртуальная экскурсия в поликлинику с последующими образовательными ситуациями

27

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Окажи первую помощь

1

Диалоги и упражнения при оказании первой медицинской помощи. Диалоги у постели больного

28

Питание

Витамины для здоровья

1

Расширение представлений учащихся о витаминах

29

Жилище

«Чистота-залог здоровья»

1

Значение уборки для сохранения здоровья человека

30

Безопасность в доме, в природе, на улице

Умные знаки

1

Закрепление умений учащихся показывать, называть информационные знаки, предупреждающие и запрещающие знаки

31

Безопасность в доме, в природе, на улице

Вода в доме

1

Беседы с учащимися о возможных неполадках системы подачи воды

32

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Оказание первой помощи при ранениях и травмах

1

Тренинги по оказанию первой медицинской помощи. Первичная обработка раны

33

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и элементарных представлений о состоянии здоровья

Я выбираю здоровье

1

Беседа о значении отсутствии вредных привычек для здоровья человека. Просмотр мультфильмов по теме.

34

Безопасность в доме, в природе, на улице

Учим детей звонить в экстренные службы

1

Обучение учащихся навыкам экстренного вызова помощи.

     

Лист корректировки

Дата факт

Дата план

Внесенные изменения

Примечания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Тема: «Азбука дорожного движения» 5 класс

Цель урока: закреплять элементарные правила безопасного поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр....

Рабочая программа Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 5 класс VIII вид

Рабочая программа разработанная на учебный год по предмету Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, с перспективным планированием....

Рабочая программа "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс 8(2)

Рабочая программа по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучени...

Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 9 класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)

В основу предмета положен комплексный подход, который предполагает ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилам поведения в различных ситуациях, исходя из треб...

"Игра-путешествие по станциям для учеников 6 классов по предмету: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему: «Кладовая здоровья»

Игра по станциям на тему «Здоровье» предполагает путешествие в город Здоровейск и выполнение заданий на станциях: «Приветственная», «Спортивная», «Мойдодыр&ra...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...