Методическая разработка экскурсии: «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ – СЕРДЦЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
методическая разработка (9 класс)
Методическая разработка экскурсии:
«НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ – СЕРДЦЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Цель экскурсии: знакомство экскурсантов с историей. Санкт - Петербурга, с бывшей столицей Российской империи.
Задачи экскурсии: показать многогранную жизнь. Санкт - Петербурга - города-героя; познакомить экскурсантов с памятниками великого исторического прошлого, рассказывающими о Санкт - Петербурге как историческом и культурном центре государства.
Общие методические указания. «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ – СЕРДЦЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» - многоплановая, одна из самых сложных по методике проведения, требующая строгого отбора объектов показа и материала рассказа, раскрывающих основные положения подтем. Необходимо постоянное обновление практического материала, характеризующего жизнь города сегодня. Основное требование к экскурсии - ее особая актуальность.
В рассказе следует учитывать, что экскурсанты, ранее никогда не бывавшие в Санкт - Петербурге, многое о ней знают по книгам, кинофильмам, фотографиям поэтому, показывая наиболее известные места и объекты, следует находить яркие, точные, но не шаблонные слова для их характеристики.
Чудесная прогулка - знакомство с Петербургом. Я составила этот маршрут много лет назад. И он до сих пор помогает людям самостоятельно познакомиться с самыми главными достопримечательностями Санкт-Петербурга, чему я очень рада.
Маршрут можно разделить на несколько частей, начиная с любой точки. Ну, а самые тренированные пройдут его за один день. Остальное время можно будет посвятить развлечениям )))
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка экскурсии:
«НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ – СЕРДЦЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Цель экскурсии: знакомство экскурсантов с историей. Санкт - Петербурга, с бывшей столицей Российской империи.
Задачи экскурсии: показать многогранную жизнь. Санкт - Петербурга - города-героя; познакомить экскурсантов с памятниками великого исторического прошлого, рассказывающими о Санкт - Петербурге как историческом и культурном центре государства.
Общие методические указания. «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ – СЕРДЦЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» - многоплановая, одна из самых сложных по методике проведения, требующая строгого отбора объектов показа и материала рассказа, раскрывающих основные положения подтем. Необходимо постоянное обновление практического материала, характеризующего жизнь города сегодня. Основное требование к экскурсии - ее особая актуальность.
В рассказе следует учитывать, что экскурсанты, ранее никогда не бывавшие в Санкт - Петербурге, многое о ней знают по книгам, кинофильмам, фотографиям поэтому, показывая наиболее известные места и объекты, следует находить яркие, точные, но не шаблонные слова для их характеристики.
Чудесная прогулка - знакомство с Петербургом. Я составила этот маршрут много лет назад. И он до сих пор помогает людям самостоятельно познакомиться с самыми главными достопримечательностями Санкт-Петербурга, чему я очень рада.
Маршрут можно разделить на несколько частей, начиная с любой точки. Ну, а самые тренированные пройдут его за один день. Остальное время можно будет посвятить развлечениям )))
Методический паспорт | ||
Целевая аудитория (класс) | 4 | |
Направление деятельности | Экскурсия по городу | |
Вид деятельности | Туристко – краеведческий | |
Тема | Невский проспект – сердце Санкт-Петербурга. | |
Триединая цель: Образовательный компонент
Развивающий компонент
Воспитательный компонент |
- познакомить обучающихся с Невским проспектом в Санкт-Петербурге; - расширять знания обучающихся об истории своей страны; - развивать эмоциональную сферу обучающихся; - создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся; - воспитывать патриотические чувства; - воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры. | |
Методы и приёмы обучения: | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (иллюстрирование, презентация) Практический (представление группами достопримечательностей невского проспекта) | |
Планируемые результаты | ||
Предметные | - Закрепить знания детей о том, что Невский проспект – главный проспект города; - Познакомить детей с архитектурными ансамблями проспекта. | |
Метапредметные (УУД) | Познавательные: Развитие познавательной активности учащихся; развивать память и коммуникативные навыки детей; развивать мелкую моторику пальцев рук. Регулятивные: Умение планировать свои действия и работать по плану, оценивать правильность выполнения, вносить коррективы. Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать с участниками коллектива. | |
Личностные | Созданы условия для формирования у обучающихся интереса к искусству. | |
Организация образовательного пространства | ||
Формы работы | Ресурсы (материалы, оборудование) | |
Индивидуальная, групповая, фронтальная | Для учителя Ноутбук, колонки, флешка, проектор, презентация, доска, видеоролик Невский проспект, магниты 4 штуки,
| Для учащихся Автобусы на стульях (2 синих, 2 красных, 2 жёлтых), скотч и ножницы для прикрепления автобусов, файлы с материалами для работы в группах, клей-карандаш, лист А4 с пазлом, пазлы 6 штук цветных, 6 штук черно-белых. |
|
Этапы внеурочного занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Вводная часть | - Добрый день! Я очень рада приветствовать вас на нашей необычной экскурсии. Необычная она – потому что виртуальная. А о чем мы сегодня с вами будем говорить, я предлагаю вам догадаться самим. Для начала прослушайте стихотворение. Люблю тебя, Петра творенье,
Твоих оград узор чугунный,
Люблю зимы твоей жестокой - Вы уже догадались, о каком городе идёт речь? - Правильно! Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение об этом замечательном городе. А кто знает, как называется самая главная улица этого города? Его сердце? - Итак, тема нашей экскурсии звучит так: «Невский проспект – сердце Санкт-Петербурга». - Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой? Посмотрите на опорные слова на слайде, попытайтесь сформулировать задачи. - Итак, мы ставим перед собой следующие задачи: - Познакомиться с историей и общими сведениями о Невском проспекте; - Узнать, какие достопримечательности на нём находятся; - Создать проект на тему: «Достопримечательности Невского проспекта». | - Приветствуют экскурсовода.
- О Санкт- Петербурге.
- Невский проспект.
- Формулируют задачи экскурсии. |
Слайд 1. Добрый день!
Слайд 2. Стихотворение
Слайд 3. Тема экскурсии.
Слайд 4. Задачи (сначала – опорные слова, затем появляются задачи экскурсии) |
2. Основная часть
| - Начнём работать с первым пунктом нашего плана. Слушайте внимательно. В конце проверим, кто был самым внимательным. - Санкт-Петербург – один из самых больших и красивых городов России – расположен на берегах Невы. Строительство города было начато 16 мая 1703 года по указу Петра I. История города неразрывно связана с личностью царя – Петра I. Это был человек властный, порою жестокий, но мудрый, талантливый, беззаветно любящий своё отечество. Он помог России преодолеть отсталость. - Город на Неве несколько раз за все годы существования менял своё имя: с 1703 по 1914 – Санкт-Петербург; с 1914 по 1924 – Петроград; с 1924 по 1991 – Ленинград. С 1991 года городу возвращено его историческое имя - Санкт-Петербург. Петербург 206 лет был столицей России с 1712 по 1918 год. - А мы с вами «окунёмся» в самое сердце этого города – совершим прогулку по Невскому проспекту. Но для этого, нам нужно сесть на места в автобусах. Наших автобусов будет несколько. У каждого на спинке стула прикреплен автобус со своим цветом, посмотрите, какой цвет оказался у вас. Встаньте со своих мест те, у кого автобусы синего цвета – вы садитесь за первую парту. Сейчас желтые автобусы – вы присаживаетесь сюда. Ну и красные автобусы ваше рабочее место здесь. - Послушайте, все внимательно. Мы с вами находимся в городе Оса. А волшебные автобусы помогут нам переместиться ненадолго в Санкт-Петербург. Вы готовы? *Включить видео без звука: Невский проспект* (учитель продолжает рассказ, видео идёт на экране) - Отправляемся! Не́вский проспект — главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры, чтобы вымостить его, Пётр I издал указ о том, что каждый, кто приходит в город, должен принести с собой три камня. Своим названием Невский проспект обязан Александро-Невскому монастырю (с 1979 года он – Александро-Невская лавра). Александро-Невский монастырь был основан Петром Первым в 1710 году в память о победе над шведами, одержанной в 1240 году на берегах Невы русскими войсками во главе с новгородским князем Александром Ярославичем, получившем за эту победу прозвище «Невский». Церковь причислила его к лику святых. Святой Александр Невский издавна считался небесным покровителем Санкт-Петербурга. Невский проспект пересекает реки Мойку, канал Грибоедова, Фонтанку. Наибольшая ширина составляет 60 м (у Гостиного двора), наименьшая — 25 м (у Мойки). На Невский проспект выходят фасады 240 зданий. Правая сторона (нечётная) неофициально называется «теневой», чётная — «солнечной» (популярное место для прогулок). С проспектом связаны имена революционных деятелей, полководцев, писателей, архитекторов, художников, составляющих основу нашей страны. Многие сооружения проспекта: дворцы, музеи, памятники произведений знаменитых зодчих и скульпторов, являются замечательными образцами не только русского, но и мирового искусства. К концу XIX века, в эпоху рассвета торгового капитала, Невский застроился многочисленными доходными домами и торговыми зданиями, и проспект приобретает облик, сохранившийся до наших дней. - А сейчас проверим, кто был внимательным. Ответьте на мои вопросы: 1) С кем связана история города? 2) Как называется главная улица Санкт-Петербурга? 3) Как в 1873 г. Называли Невский проспект? 4) На каких берегах расположен Санкт-Петербург? - Молодцы! Вы были предельно внимательными. Перейдём к следующему заданию. Смотря видеоролик, вы наверняка заметили, что Невский проспект очень большой и на нём находится множество достопримечательностей Санкт-Петербурга. Сейчас ваша задача в группах сделать мини-проект по достопримечательностям, которые находятся на Невском проспекте. А затем – мы прослушаем представления каждой группы. У каждой группы на столах лежит файл. В нём есть лист А4, информация о достопримечательности, фотографии. Вам на работу дается 5 минут. Приступайте к выполнению задания. - Группа синих автобусов представляет нам «Казанский собор».
- Ребята, а я дополню ещё некоторыми интересными фактами об этой достопримечательности. - Снаружи собор украшают бронзовые статуи (отлитые в 1807 году) Святого князя Владимира, Андрея Первозванного, Александра Невского и Иоанна Крестителя, на которые суммарно ушло 1400 пудов (почти 23 тонны) бронзы. - В 1812 году от Казанского собора отправился на борьбу с французами фельдмаршал Кутузов. В честь него и еще одного героя той войны Барклая-де-Толли в 1837 году на площади установили памятники. - Умершего в 1813 году Кутузова и похоронили в соборе – его могила находится в Антониево-Феодосиевском приделе под иконой Смоленской Божьей матери. - Военные трофеи – ключи от завоеванных городов, знамена поверженных врагов и даже жезл маршала Даву (соратника Наполеона) до сих пор хранятся в соборе. Их начали привозить сюда с войны 1812 года. - Икона Казанской Божьей матери, которая находится в соборе – старинный список (копия) с иконы обретенной в Казани в 1579 году. В настоящее время Казанский собор – это культурный, религиозный, социальный центр. Здесь свершаются православные таинства, проводятся богослужения, экскурсии, лекции, есть выставочный зал и библиотека.
- Про «Дом компании «Зингер» - расскажет группа с желтыми автобусами.
- Спасибо за выступление. А я добавлю – об этой компании давным-давно складывались различные мифы и легенды. Например, в 1998 году компания объявила о том, что среди российских машинок есть одна с серийным номером, начинающимся с цифры «1». Владельцу обещали вознаграждение в миллион долларов. Однако в обществе называли этот слух очередной попыткой прорекламировать продукцию компании, которая на тот момент уже терпела серьезные убытки.
- Еще одна легенда связана с тем, что зажиточные эмигранты, убегая за рубеж после революции, переплавляли драгоценности в форму швейной машинки, чтобы ее можно было вывезти за границу. Все ценное на границе экспроприировали, а предметы быта можно было провозить без проблем. Выкрашенные в черный цвет золотые машинки, по легенде, искали потом всем миром. Кроме того, поговаривали, что некоторые иголки к зингеровским машинкам содержали красную ртуть, которую использовали при конструировании атомной бомбы.
- И остались красные автобусы с рассказом о «Дворце Строгоновых».
- Хорошо. А я снова немного дополню. За свою более чем 200-летнюю историю дворец имел множество владельцев, терпел перемены. ∙ С конца 18 века и до 2003 года при дворце существовал сад со скульптурами и «гробницами Гомера». ∙ В советское время залы дворца преображались в Институт растениеводства Академии наук, военное ведомства и Музей старого быта. ∙ На гербе дворца размещены сибирские символы: два соболя, стоящих на задних лапах. ∙ Несмотря на множество комнат, во дворце не было спальни как таковой. Граф Строганов любил ночевать каждый раз на новом месте. ∙ В наше время в стенах здания находится Музей шоколада.
- Спасибо вам ребята за такие хорошие представления. |
- Готовы!
- Выступление 1-ой группы.
- Выступление второй группы.
- Выступление последней группы. |
Слайд 5. Пётр 1 фото
На спинках стульев прикреплены автобусы
Слайд 6. Оса – Санкт-Петербург
Видео «Невский проспект» Слайд 7. Невский проспект фото
Слайд 8. В. 1 – О. 1 Слайд 9. В. 2 – О.2 Слайд 10. В.3.-О.3. Слайд 11. В.4.-О.4.
Слайд 12,13,14,15 – фотографии собора
Слайд 16,17,18,19 – фотографии
Слайд 20,21,22,23 - фотографии |
3. Заключительная часть | - А наша экскурсия подходит к концу и мы с вами отправляемся в наш родной город. Придя домой, нас встречают близкие люди. Расскажите, выполнили ли вы все задачи, которые ставили перед собой в начале экскурсии. Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось?
- А сейчас посмотрите на парту, у вас у каждого есть 2 карточки: цветная и черно-белая. Вам нужно выбрать только одну: если вы довольны экскурсией, которую посетили, вы узнали что-то новое, возьмите цветную карточку. Если посещение экскурсии прошло для вас впустую, вы ничего не узнали, возьмите черно-белую карточку. Ваша задача сейчас на листе А4, собрать пазл из ваших шести карточек, получить целую фотографию. Крепятся на двусторонний скотч. Собирайте пазл.
- Прикрепим на доску нашу работу. Посмотрите, что у нас получилось? - Это Эрмитаж. Это здание находится также на Невском проспекте. Но это уже будет темой следующей нашей экскурсии. Спасибо за работу! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Порт Санкт Петербург" (The Port of St.Petersburg")
Представлен план-конспект урока по теме "Порт Санкт Петербург". Задачи урока - закрепление ранее введенной лексики по теме, активизация её в монологической и диалогической речи, практика в аудир...
Методическая разработка "Экскурсии по городу Санкт-Петербург на английском языке. Школьный музей, район Лесное, центр города".
Серия экскурсий на английском языке по микрорайону Лесное....
Методическая разработка по английскому языку «Достопримечательности Санкт-Петербурга»
Данный материал предназначен для проведения занятия по внеурочной деятельности по английскому языку в 7х классах в школах с углубленным изучением английского языка....
Методическая разработка - презентация на тему "Пригороды Санкт-Петербурга"
Презентация к уроку "Петербурговедение"...
Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Санкт-Петербург Петра Великого».
Занятие направлено на закрепление, уточнение и обобщение знаний, полученных о Санкт-Петербурге времен Петра Великого. В процессе занятия активно используются настольно-печатные игры краеведческого хар...
Методическая разработка урока в 5 классе "Санкт-Петербург"
Тех.карта урока в 5 классе "Санкт-Петербург"...
Методическая разработка урока в 5 классе "Санкт-Петербург"
Методическая разработка урока в 5 классе "Санкт-Петербург"...