Методическая разработка экскурсии: «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ – СЕРДЦЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
методическая разработка (9 класс)

Сусло Варвара Владимировна

Методическая разработка экскурсии:

«НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ – СЕРДЦЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

 

 

 

Цель  экскурсии: знакомство экскурсантов с историей. Санкт - Петербурга, с бывшей столицей Российской империи.

        

Задачи  экскурсии: показать многогранную жизнь. Санкт - Петербурга - города-героя; познакомить экскурсантов с памятниками великого исторического прошлого, рассказывающими о Санкт - Петербурге как историческом и культурном центре государства.

    

        Общие методические указания.  «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ – СЕРДЦЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»                                                                   - многоплановая, одна из самых сложных по методике проведения, требующая строгого отбора объектов показа и материала рассказа, раскрывающих основные положения подтем. Необходимо постоянное обновление практического материала, характеризующего жизнь города сегодня. Основное требование к экскурсии - ее особая актуальность.

        В рассказе следует  учитывать, что экскурсанты, ранее  никогда не бывавшие в Санкт - Петербурге, многое о ней знают по книгам, кинофильмам, фотографиям поэтому, показывая наиболее известные места и объекты, следует находить яркие, точные, но не шаблонные слова для их характеристики. 
Чудесная прогулка - знакомство с Петербургом. Я составила этот маршрут много лет назад. И он до сих пор помогает людям самостоятельно познакомиться с самыми главными достопримечательностями Санкт-Петербурга, чему я очень рада.

Маршрут можно разделить на несколько частей, начиная с любой точки. Ну, а самые тренированные пройдут его за один день. Остальное время можно будет посвятить развлечениям )))


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка экскурсии:

«НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ – СЕРДЦЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Цель  экскурсии: знакомство экскурсантов с историей. Санкт - Петербурга, с бывшей столицей Российской империи.

        

Задачи  экскурсии: показать многогранную жизнь. Санкт - Петербурга - города-героя; познакомить экскурсантов с памятниками великого исторического прошлого, рассказывающими о Санкт - Петербурге как историческом и культурном центре государства.

    

        Общие методические указания.  «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ – СЕРДЦЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»                                                                   - многоплановая, одна из самых сложных по методике проведения, требующая строгого отбора объектов показа и материала рассказа, раскрывающих основные положения подтем. Необходимо постоянное обновление практического материала, характеризующего жизнь города сегодня. Основное требование к экскурсии - ее особая актуальность.

        В рассказе следует  учитывать, что экскурсанты, ранее  никогда не бывавшие в Санкт - Петербурге, многое о ней знают по книгам, кинофильмам, фотографиям поэтому, показывая наиболее известные места и объекты, следует находить яркие, точные, но не шаблонные слова для их характеристики. 
Чудесная прогулка - знакомство с Петербургом. Я составила этот маршрут много лет назад. И он до сих пор помогает людям самостоятельно познакомиться с самыми главными достопримечательностями Санкт-Петербурга, чему я очень рада.

Маршрут можно разделить на несколько частей, начиная с любой точки. Ну, а самые тренированные пройдут его за один день. Остальное время можно будет посвятить развлечениям )))


 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                  

Методический паспорт

Целевая аудитория (класс)

4

Направление деятельности

Экскурсия по городу

Вид деятельности

Туристко – краеведческий

Тема

Невский проспект – сердце Санкт-Петербурга.

Триединая цель:

Образовательный компонент

                          

Развивающий компонент

 

Воспитательный компонент

 

- познакомить обучающихся с Невским проспектом в Санкт-Петербурге;

- расширять знания обучающихся об истории своей страны;

- развивать эмоциональную сферу обучающихся;

- создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся;

- воспитывать патриотические чувства;

- воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры.

Методы и приёмы обучения:

Словесный (беседа, рассказ)

Наглядный (иллюстрирование, презентация)

Практический (представление группами достопримечательностей невского проспекта)

Планируемые результаты

Предметные

- Закрепить знания детей о том, что Невский проспект – главный проспект города;

- Познакомить детей с архитектурными ансамблями проспекта.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: Развитие познавательной активности учащихся; развивать память и коммуникативные навыки детей; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Регулятивные: Умение планировать свои действия и работать по плану, оценивать правильность выполнения, вносить коррективы.

Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать с участниками коллектива.

Личностные

Созданы условия для формирования у обучающихся интереса  к искусству.

Организация образовательного пространства

Формы работы

Ресурсы (материалы, оборудование)

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Для учителя

Ноутбук, колонки, флешка, проектор, презентация, доска, видеоролик Невский проспект, магниты 4 штуки,

 

 

Для учащихся

Автобусы на стульях (2 синих, 2 красных, 2 жёлтых), скотч и ножницы для прикрепления автобусов, файлы с материалами для работы в группах, клей-карандаш, лист А4 с пазлом, пазлы 6 штук цветных, 6 штук черно-белых.

 


 

Этапы внеурочного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.     Вводная часть

 - Добрый день! Я очень рада приветствовать вас на нашей необычной экскурсии. Необычная она – потому что виртуальная. А о чем мы сегодня с вами будем говорить, я предлагаю вам догадаться самим. Для начала прослушайте стихотворение.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,

 

Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,

 

Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз, (А. С. Пушкин)

- Вы уже догадались, о каком городе идёт речь?

- Правильно! Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение об этом замечательном городе. А кто знает, как называется самая главная улица этого города? Его сердце?

- Итак, тема нашей экскурсии звучит так: «Невский проспект – сердце Санкт-Петербурга».

- Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой? Посмотрите на опорные слова на слайде, попытайтесь сформулировать задачи.

- Итак, мы ставим перед собой следующие задачи:

- Познакомиться с историей и общими сведениями о Невском проспекте;

- Узнать, какие достопримечательности на нём находятся;

- Создать проект на тему: «Достопримечательности Невского проспекта».

- Приветствуют экскурсовода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- О Санкт- Петербурге.

 

 

- Невский проспект.

 

 

 

 

- Формулируют задачи экскурсии.

 

Слайд 1.

Добрый день!

 

 

 

Слайд 2. Стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3. Тема экскурсии.

 

Слайд 4. Задачи (сначала – опорные слова, затем появляются задачи экскурсии)

2.      Основная часть

 

- Начнём работать с первым пунктом нашего плана. Слушайте внимательно. В конце проверим, кто был самым внимательным.

- Санкт-Петербург – один из самых больших и красивых городов России – расположен на берегах Невы. Строительство города было начато 16 мая 1703 года по указу Петра I. История города неразрывно связана с личностью царя – Петра I. Это был человек властный, порою жестокий, но мудрый, талантливый, беззаветно любящий своё отечество. Он помог России преодолеть отсталость.

- Город на Неве несколько раз за все годы существования менял своё имя:

с 1703 по 1914 – Санкт-Петербург;

с 1914 по 1924 – Петроград;

с 1924 по 1991 – Ленинград.

С 1991 года городу возвращено его историческое имя - Санкт-Петербург.

Петербург 206 лет был столицей России с 1712 по 1918 год.

- А мы с вами «окунёмся» в самое сердце этого города – совершим прогулку по Невскому проспекту. Но для этого, нам нужно сесть на места в автобусах. Наших автобусов будет несколько.  У каждого на спинке стула прикреплен автобус со своим цветом, посмотрите, какой цвет оказался у вас. Встаньте со своих мест те, у кого автобусы синего цвета – вы садитесь за первую парту. Сейчас желтые автобусы – вы присаживаетесь сюда.  Ну и красные автобусы ваше рабочее место здесь.

- Послушайте, все внимательно. Мы с вами находимся в городе Оса. А волшебные автобусы помогут нам переместиться ненадолго в Санкт-Петербург. Вы готовы?

*Включить видео без звука: Невский проспект* (учитель продолжает рассказ, видео идёт на экране)

- Отправляемся! Не́вский проспект — главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры, чтобы вымостить его, Пётр I издал указ о том, что каждый, кто приходит в город, должен принести с собой три камня.

Своим названием Невский проспект обязан Александро-Невскому монастырю (с 1979 года он – Александро-Невская лавра). Александро-Невский монастырь был основан Петром Первым в 1710 году в память о победе над шведами, одержанной в 1240 году на берегах Невы русскими войсками во главе с новгородским князем Александром Ярославичем, получившем за эту победу прозвище «Невский». Церковь причислила его к лику святых. Святой Александр Невский издавна считался небесным покровителем Санкт-Петербурга.
- Более двадцати лет Невский проспект именовался проспектом 25-го Октября (дата начала октябрьской революции по старому стилю). Прежнее название проспекта – Невский, которое с 18 века прочно вошло в историю и в обиход населения города, - было восстановлено в 1944 году. В 1873 году Невский проспект называли «Невская першпектива».

Невский проспект пересекает реки Мойку, канал Грибоедова, Фонтанку. Наибольшая ширина составляет 60 м (у Гостиного двора), наименьшая — 25 м (у Мойки). На Невский проспект выходят фасады 240 зданий. Правая сторона (нечётная) неофициально называется «теневой», чётная — «солнечной» (популярное место для прогулок). С проспектом связаны имена революционных деятелей, полководцев, писателей, архитекторов, художников, составляющих основу нашей страны. Многие сооружения проспекта: дворцы, музеи, памятники произведений знаменитых зодчих и скульпторов, являются замечательными образцами не только русского, но и мирового искусства.

К концу XIX века, в эпоху рассвета торгового капитала, Невский застроился многочисленными доходными домами и торговыми зданиями, и проспект приобретает облик, сохранившийся до наших дней.

- А сейчас проверим, кто был внимательным. Ответьте на мои вопросы:

1) С кем связана история города?

2) Как называется главная улица Санкт-Петербурга?

3) Как в 1873 г. Называли Невский проспект?

4) На каких берегах расположен Санкт-Петербург?

- Молодцы! Вы были предельно внимательными. Перейдём к следующему заданию. Смотря видеоролик, вы наверняка заметили, что Невский проспект очень большой и на нём находится множество достопримечательностей Санкт-Петербурга. Сейчас ваша задача в группах  сделать мини-проект по достопримечательностям, которые находятся на Невском проспекте. А затем – мы прослушаем представления каждой группы. У каждой группы на столах лежит файл. В нём есть лист А4, информация о достопримечательности, фотографии. Вам на работу дается 5 минут. Приступайте к выполнению задания.

- Группа синих автобусов представляет нам «Казанский собор».

 

- Ребята, а я дополню ещё некоторыми интересными фактами об этой достопримечательности.

- Снаружи собор украшают бронзовые статуи (отлитые в 1807 году) Святого князя Владимира, Андрея Первозванного, Александра Невского и Иоанна Крестителя, на которые суммарно ушло 1400 пудов (почти 23 тонны) бронзы.

- В 1812 году от Казанского собора отправился на борьбу с французами фельдмаршал Кутузов. В честь него и еще одного героя той войны Барклая-де-Толли в 1837 году  на площади установили памятники.

- Умершего в 1813 году Кутузова и похоронили в соборе – его могила находится в Антониево-Феодосиевском приделе под иконой Смоленской Божьей матери.

- Военные трофеи – ключи от завоеванных городов, знамена поверженных врагов и даже жезл маршала Даву (соратника Наполеона) до сих пор хранятся в соборе. Их начали привозить сюда с войны 1812 года.

- Икона Казанской Божьей матери, которая находится в соборе – старинный список (копия) с иконы обретенной в Казани в 1579 году.

В настоящее время Казанский собор – это культурный, религиозный, социальный центр. Здесь свершаются православные таинства, проводятся богослужения, экскурсии, лекции, есть выставочный зал и библиотека.

 

- Про «Дом компании «Зингер» - расскажет группа с желтыми автобусами.

 

- Спасибо за выступление. А я добавлю – об этой компании давным-давно складывались различные мифы и легенды. Например, в  1998 году компания объявила о том, что среди российских машинок есть одна с серийным номером, начинающимся с цифры «1». Владельцу обещали вознаграждение в миллион долларов. Однако в обществе называли этот слух очередной попыткой прорекламировать продукцию компании, которая на тот момент уже терпела серьезные убытки.

 

- Еще одна легенда связана с тем, что зажиточные эмигранты, убегая за рубеж после революции, переплавляли драгоценности в форму швейной машинки, чтобы ее можно было вывезти за границу. Все ценное на границе экспроприировали, а предметы быта можно было провозить без проблем. Выкрашенные в черный цвет золотые машинки, по легенде, искали потом всем миром. Кроме того, поговаривали, что некоторые иголки к зингеровским машинкам содержали красную ртуть, которую использовали при конструировании атомной бомбы.

 

- И остались красные автобусы с рассказом о «Дворце Строгоновых».

 

- Хорошо. А я снова немного дополню. За свою более чем 200-летнюю историю дворец имел множество владельцев, терпел перемены.

          С конца 18 века и до 2003 года при дворце существовал сад со скульптурами и «гробницами Гомера».

          В советское время залы дворца преображались в Институт растениеводства Академии наук, военное ведомства и Музей старого быта.

          На гербе дворца размещены сибирские символы: два соболя, стоящих на задних лапах.

          Несмотря на множество комнат, во дворце не было спальни как таковой. Граф Строганов любил ночевать каждый раз на новом месте.

          В наше время в стенах здания находится Музей шоколада.

 

- Спасибо вам ребята за такие хорошие представления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Готовы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Выступление 1-ой группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Выступление второй группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Выступление последней группы.

 

 

Слайд 5. Пётр 1 фото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На спинках стульев прикреплены автобусы

 

Слайд 6. Оса – Санкт-Петербург

 

 

Видео «Невский проспект»

Слайд 7. Невский проспект фото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8. В. 1 – О. 1

Слайд 9. В. 2 – О.2

Слайд 10. В.3.-О.3.

Слайд 11. В.4.-О.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12,13,14,15 – фотографии собора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16,17,18,19 – фотографии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 20,21,22,23 - фотографии

3.     Заключительная часть

- А наша экскурсия подходит к концу и мы с вами отправляемся в наш родной город. Придя домой, нас встречают близкие люди. Расскажите, выполнили ли вы все задачи, которые ставили перед собой в начале экскурсии. Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось?

 

- А сейчас посмотрите на парту, у вас у каждого есть 2 карточки: цветная и черно-белая. Вам нужно выбрать только одну: если вы довольны экскурсией, которую посетили, вы узнали что-то новое, возьмите цветную карточку. Если посещение экскурсии прошло для вас впустую, вы ничего не узнали, возьмите черно-белую карточку. Ваша задача сейчас на листе А4, собрать пазл из ваших шести карточек, получить целую фотографию. Крепятся на двусторонний скотч. Собирайте пазл.

 

 

- Прикрепим на доску нашу работу. Посмотрите, что у нас получилось?

- Это Эрмитаж. Это здание находится также на Невском проспекте. Но это уже будет темой следующей нашей экскурсии. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Порт Санкт Петербург" (The Port of St.Petersburg")

Представлен план-конспект урока по теме "Порт Санкт Петербург". Задачи урока - закрепление ранее введенной лексики по теме, активизация её в монологической и  диалогической речи, практика в аудир...

Методическая разработка по английскому языку «Достопримечательности Санкт-Петербурга»

Данный материал предназначен для проведения занятия по внеурочной деятельности по английскому языку в 7х классах в школах с углубленным изучением английского языка....

Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Санкт-Петербург Петра Великого».

Занятие направлено на закрепление, уточнение и обобщение знаний, полученных о Санкт-Петербурге времен Петра Великого. В процессе занятия активно используются настольно-печатные игры краеведческого хар...

Методическая разработка урока в 5 классе "Санкт-Петербург"

Тех.карта урока в 5 классе "Санкт-Петербург"...

Методическая разработка урока в 5 классе "Санкт-Петербург"

Методическая разработка урока в 5 классе "Санкт-Петербург"...