ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социализация воспитанников школы- интерната, как важное условие подготовки к самостоятельной жизни»
материал

Безбородова Алла Владимировна

Тема:«Социализация воспитанников школы- интерната, как важное условие подготовки к самостоятельной жизни»

 

Автор: социальный педагог ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат» Безбородова Алла Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Тема:«Социализация воспитанников школы- интерната, как важное условие подготовки к самостоятельной жизни»

Автор: социальный педагог ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат» Безбородова Алла Владимировна

     Актуальность педагогического опыта. 

   Понятие о «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей является наиболее актуальным при организации работы в специальных коррекционных образовательных учреждениях, каким и является наша школа.

   Основным профилем нашей школы – интернат является обучение, воспитание, социальная адаптация и интеграция в общество детей с отклонениями в развитии.

 Практическая значимость проблемы социализации заключается в том, чтобы научить своих воспитанников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным в обществе. 

 

     Основная идея.

  Создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих воспитанникам овладеть навыками социализации. Формирование потребностей к познанию нового, умение выстраивать свои отношения с окружающими людьми, успешно включиться в жизнь общества.

  Концептуальность.

 Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

  Выдвигаемые принципы:

  • Учить делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность.
  • Формировать у воспитанников позитивное отношение к людям.
  • Воспитывать потребность в труде, как образе жизни.
  • Воспитывать способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей.
  • Прививать навыки самоконтроля.

  Теоретическая база.

  Опыт основан на изучении работ Щербаковой А.М., где она подробно освещает реализацию программы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников коррекционной школы- интерната VIII вида.

  Из данной программы выделила и взяла на вооружение следующие задачи:

  1. Формирование устойчивых навыков бытового самообслуживания и обслуживающего труда.
  2. Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность.
  3. Обеспечение адекватного профессионального самоопределения.

 Особая роль отведена Программе «Становление», разработанной Министерством образования РФ.

  Новизна.

 Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

  Выдвигаемые принципы:

  • Учить делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность.
  • Формировать у воспитанников позитивное отношение к людям.
  • Воспитывать потребность в труде, как образе жизни.
  • Воспитывать способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей.
  • Прививать навыки самоконтроля.

     Технология опыта. 
   Деятельность социального педагога школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, в рамках социализации воспитанников, охватывает следующие направления: диагностико-прогностическое, коррекционно-образовательное и социокультурное, функционально-организационное, профилактическое, правовое .
   В разделе диагностико-прогностической работы я, как социальный педагог, совместно с практическим психологом изучаем возрастные и личностные особенности детей, выявляем факторы, мешающие индивидуальному и социальному развитию ребенка, вырабатываем коррекционные комплексные планы развития личности с учетом индивидуальных особенностей.
   Диагностика отклонений в развитии основывается на знании общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и детей с различными отклонениями в развитии.
Диагностика носит комплексный характер, т. е. при ее проведении учитываются данные клинической медицины (педиатрии, детской психоневрологии) и данными, полученными при психологическом и логопедическом обследовании.
   Здесь чрезвычайно важно изучить и понять социальный профиль семьи (если она имеется), взаимоотношения детей и родственников, материальные, жилищные условия воспитанника, чтобы в дальнейшем спрогнозировать влияние родных на самостоятельную жизнь подростка, заблаговременно позаботиться о его жилищном и материальном обеспечении.
   Суть коррекционно-образовательного и социокультурного направления представляется как обеспечение помощи в тех ситуациях, когда социальные, национальные, культурные и другие барьеры затрудняют процесс обучения.
Социальный педагог  оказывает  помощь в индивидуальной педагогической коррекции, т.к. я являюсь членом ПМПК, то  выявляю факторы, препятствующие развитию ребенка, составляю карту «Сведения социального характера».
   Особый раздел деятельности — влияние на содержание активных форм досуга и трудовой занятости вне учебного процесса.
  В процессе реализации функционально-организационного направления социальный педагог выполняет посреднические функции, являясь связующим звеном между учащимися, с одной стороны, и администрацией, педагогами, социальными службами вне школы — с другой. В части организационных вопросов  оказываю помощь администрации школы-интерната  и семьям в профориентации воспитанников.

     В моей  деятельности, как социального педагога, следует выделить профилактическое направление. Сочетая навыки межличностного общения и знания множества социальных факторов, воздействующих на учеников и школу, социальный педагог должен уметь предотвращать и улаживать возможные конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, предупреждать социальную изолированность детей-сирот, планомерно осуществлять профилактику правонарушений с разными возрастными группами учащихся.
   Правовой раздел является важным участком деятельности социального педагога, т.к. здесь соединяются задачи правового просвещения учащихся и педагогов интерната, а также представительства интересов воспитанников от имени школы в органах полиции и суда, судебных приставов. В обязанности социального педагога входит работа по сбору информации и накоплению документов юридического статуса ребенка: розыск родителей, родственников, защита алиментных интересов, оформление опекунства, своевременная подготовка документов для получения жилья выпускниками и т.д.
  Эффективная деятельность социального педагога немыслима без тесного сотрудничества с педагогическим коллективом школы, психологической службой, органами социальной помощи и защиты. От четкого взаимодействия социального педагога со  школьным психологом, врачом, учителями, воспитателями, администрацией, а также внешкольными учреждениями (отделом социальной защиты района, отделом опеки и попечительства, биржей труда, правоохранительными органами, благотворительными учреждениями и т.д.) будет зависеть успешность решения многих жизненно важных проблем и, в первую очередь, успешная социализация  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

     

     Результативность опыта.

     Воспитанники используют знания, полученные на коррекционных и практических занятиях в повседневной жизни. Формируются навыки, позволяющие выйти в самостоятельную жизнь уверенным человеком, имеющим адекватную самооценку, с желанием и умением трудиться.

    Показателями эффективности работы являются следующие факты:

  •  Отмечается рост уровня социализированности выпускников.
  • Происходит преобладание личностной направленности на здоровый образ    жизни, снижается количество детей имеющих вредные привычки.
  •  Прочные дружеские отношения.
  • Снижение количества детей, стоящих на учете в ПДН.

     

     Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

     Несомненно, существует ряд трудностей, связанных с неспособностью «самостоятельнее» применять полученные знания в различных жизненных ситуациях,

 не сформированностью мотивов и интересов к хозяйственно - бытовой деятельности, неумением детей продуктивно общаться с окружающими. Работа по этим направлениям на данный момент кажется мне приоритетной, и именно в этой области обмен опытом представляется особенно важным.

      Адресные рекомендации по использованию данного опыта.

  Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям, классным руководителям, студентам педагогических колледжей.

 Материал размещен:

   Список литературы:

. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 376 с.

. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. - СПб.: Питер, 2002. - 256 с. - (Серия «Хрестоматия по психологии»).

. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. - СПб.: Питер, 2002. - 284 с. - (Серия «Хрестоматия по психологии»)

. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 1008 с. (Серия «Мир психологии»)

. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет.сада. - 3-е изд., перераб. и допол. - М.: Просвещение, 1980. - 240 с., ил.

. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 175 с.

. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 2009. - 224 с.

. Леонтьев А.А. Психология общения. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2008. - 365 с. (Сер. «Психология для студента», вып.4).

. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В.. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., Роспедагентство, 1994.

. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2008. - 272 с. (Практическая психология)

. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред.пед.учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник научных статей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. - 195 с.

. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 148 с.

. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.

. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2009. - 224 с.

. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ.высш.учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 512 с.

. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учеб. для студ.высш.учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 384 с. - (коррекционная педагогика)

. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2007. - 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)

Правовая социализация,  профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...

Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников школы – интерната для детей с ОВЗ.

Здоровье подрастающего поколения -  это проблема не только медицинская  и социальная , но и конечно воспитательная.  Опыт показывает, что успешность социализации выпускников специальных...

Рабочая программа «Шаг за шагом» по социализации воспитанников школы-интерната 6-8 класс

Цель программы:социальная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома. Задачи программы:формирование понятия о необходимости здорового обра...

Трудовое воспитание, как основа социализации воспитанников школы-интерната

             Социальная реабилитация, как возможность умственно-отсталых детей включиться в общественно полезный труд в качестве квалифицированного рабочего, ...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль предмета социально-бытовой ориентировки в процессе социализации воспитанников школы-интерната»

В данном материале раскрывается значение предмета  "Социально-бытовая ориентировка" по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни....