Внеклассное мероприятие по истории Бурятии "Знатоки родного края".
методическая разработка (11 класс)

Пескова Анна Агафоновна

Цели мероприятия:

  1. способствовать расширению и систематизации знаний по родному краю;
  2. расширять кругозор учащихся; развивать у учащихся творческие способности и воображение; формировать навык работы в команде;

3. воспитывать гордость и любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka_po_istorii_buryatii.docx771.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия

по истории

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Тарбагатайский филиал

на тему «Знатоки родного края»

Разработала: Пескова Анна Агафоновна

Преподаватель истории и обществознания

Цели мероприятия:

  1. способствовать расширению и систематизации знаний по родному краю;
  2. расширять кругозор учащихся; развивать у учащихся творческие способности и воображение; формировать навык работы в команде;

3. воспитывать гордость и любовь к родному краю.

Методы:

Индивидуально - групповая работа, частично-поисковый, практический, с использованием ИКТ, системно-деятельностный.

Технологии:

Сотрудничества, интерактивные игровые, дифференцированного обучения, КТД.

Форма проведения: игра.

Оснащение: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, проигрыватель WindowsMedia, сладкие призы.

Участники игры: 2 команды студентов 2 курса.

Структура урока.

  1. Орг. момент. (2 мин.)
  2. Вводное слово преподавателя (5 мин)
  3. Выполнение заданий. (35 мин)
  4. Подведение итогов. (5 мин)
  5. Рефлексия. (3 мин)

Правила игры

Участники команд придумывают название своей команде.

Каждый участник выбирает вопрос и отвечает. Если студент дает неправильный ответ, то право ответа получает другая команда. Если студент не может ответить сам, он может передать право ответа любому участнику своей команды.

Каждый вопрос имеет цену. За правильный вопрос ученик получает жетон. А команда – карточку с указанием количества баллов в таблицу учета очков команды. Задача  - набрать как можно больше очков. В конце урока подсчитываются баллы, определяется команда-победитель. Оценки получают те студенты, которые набрали наибольшее количество баллов.

На доске – таблица, где записаны номинации турнира, номера вопросов и баллы

Номинации

Портрет

№1(10)        

№2(20)

№3(30)

№4(40)

№5(50)

Поэзия

№1(10)        

№2(30)

№3(20)

№4(50)

№5(40)

Биография

№1(20)

№2(10)

№3(30)

№4(50)

№5(40)

Иллюстрация

№1(20)

№2(50)

№3(10)

№4(30)

№5(40)

Эпизод

№1(10)

№2(30)

№3(40)

№4(50)

№5(20)

Ход урока

Портрет (определить чей портрет)

Кол-во баллов

Вопрос

Ответ

10

 Хоца Намсараевич Намсараев.jpg

ХоцаНамсараев

20

  Калашников, Исай Калистратович — Википедия

Исай Калашников

30

  Раиса Белоглазова - биография, творчество, отзывы, лучшие книги.

Раиса Белоглазова

40

 Дамдинов, Николай Гармаевич — Википедия

Николай Дамдинов

50

  Петонов, Владимир Константинович — Википедия

Владимир Петонов

2. Поэзия.

-  Определите автора и название стихотворения

1. В стремленье к свету счастья и добра

проходят мне отпущенные годы,

и строки из-под моего пера

для песенной рождаются свободы. (ХоцаНамсараев «Стремленье»)

2. Гостеприимен мой народ отважный,

И гостю – он знаком иль незнаком –

Повсюду, где горит огонь очажный,

Мы преподносим чашу с молоком. (Дамба Жалсараев «Чаша»)

3. Апрель, апрель…Восславить мне ли

Достойно весь характер твой?

Я воздаю хвалу апрелю –

Он май приводит за собой. (Николай Дамдинов «Апрель)

4.Как чудесно и радостно тут,

Где бурятские реки-красавицы.

Будто под руку взявшись, бегут,

Обнимаются и сливаются. (Ц.-Ж. Жимбиев «Мой город»)

5.Здесь женщины смуглы –

Они в долинах целовались с солнцем,

В них молоко томится,

Мечтая жизнь вскормить. (Н. Нимбуев «В родном улусе»)

Биография (определить о каком писателе идет речь)

1. Родился 9 мая 1889 году в улусе Верхняя Кижинга, Забайкальской области. (ныне Кижингинский р-он).Почти три десятилетия будущий писатель прожил при царском строе. Он был пастухом, маляром. Плотником. Знал жизнь дореволюционного бурятского улуса не понаслышке, а то же время на протяжении многих десятилетий видел социалистические преобразования в жизни своего народа.Писателя отличала яркая лепка характера в сочной и щедрой подаче колорита бурятской степи, непревзойденные знания жизни народа, богатая гамма красок и оттенков в описании бурятских реалий. Особенной яркостью отличался язык его произведений: народный, колоритный, богатый пословицами, меткими изречениями.(ХоцаНамсараев).

2. Родился в семейском селе Шаралдай. Окончив 4 класса школы, начал работать — сначала пастухом, затем в тракторной бригаде. С 1950 года трудился вальщиком леса в Итанцинском леспромхозе (с. Кома, Прибайкальский район), на сплаве леса, плотником, токарем. В 1963 году принят в Союз писателей СССР. С 1963 по 1965 год учился на Высших литературных курсах при Литературном институте имени М. Горького в Москве. В 1965 году избран ответственным секретарём правления Союза писателей Бурятской АССР. В 1973 году присвоено звание «Народный писатель Бурятии». (Исай Калашников)

3.Бурятский советский писатель, публицист, собиратель фольклора, Народный писатель Бурятской АССР (1972 год), лауреат Государственной премии Бурятской АССР за 1974 год. Писал на русском языке. Родился 5 мая 1919 года в улусе Корсунгай, на территории современного Заларинского района Иркутской области.После окончании школы в 1933 году приехал в Верхнеудинск, учился в ФЗУ, работал слесарем механического цеха паровозо-вагонного завода, фрезеровщиком, в 1935 году работал инструктором в ФЗУ, учился в вечерней школе.В 1938 году окончил Бурятский пединститут. После института работал в промышленном отделе газеты «Бурят-Монгольская правда». В 1940 — 1941 годах возглавлял сектор литературы и фольклора Бурят-Монгольского государственного института языка, литературы и истории. Он много ездил по Бурятии и бурятским автономным округам, по СССР и зарубежным странам — АфганистанТаиланд и др. Результатом этих поездок становятся рассказы, очерки и новеллы, опубликованные в журнале «Байкал». Благодаря творчеству видного бурятского писателя и публициста, многие читатели в Бурятии и за её пределами узнали подробнее и шире о бурятском народе, его сыновьях и дочерях, их трудолюбии, таланте, подвигах и о культурных связях с народами других стран.Скончался в Алма-Ате 17 января 1980 года. Похоронен в Улан-Удэ. (А. А. Бальбуров)

4.Родился в улусе Шибертуй Бичурского аймака Бурят-Монгольской АССР. В Шибертуйской средней школе посещал кружок любителей родного языка «Ошон», открытый учительницей бурятского языка и литературы ЦырегмойНамдаковнойНамдаковой. Он с глубокой благодарностью вспоминал свою учительницу, которая сумела привить ему любовь к родному языку и раскрыла дорогу творчества. Кружок готовил рукописный сборник своих участников. Вместе с ним здесь занимались будущие литераторы — Цырен-ДондокХамаев (Петя Саможапов), Владимир Жалсанов, БальжинимаНамдаков, ЦырендондокШагжиев, ДамдинДамбиев. Первая публикация стихов состоялась в 1953 году, когда он учился в восьмом классе. Газета «Бурят-Монголойγнэн» опубликовала его стихотворение «Голубка». На русском языке стихи появились впервые в год окончания школы в газете «Бурят-Монгольский комсомолец» в переводе В. Мартынова.Поэт умер молодым в 1972 году.(Улзытуев Д.)

5. Родился 2 июня 1940 года, в городе Чита.Окончил геологический факультет Иркутского университета и Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького. Является председателем Бурятской ассоциации жертв политических репрессий. Ему присвоено звание народного писателя Бурятии. Член Союза писателей России. Живет в Улан-Удэ.Древний Египет и держава хунну реконструированы в произведениях воображением писателя-фантаста.Его книги переведены на английский, болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, сербско-хорватский, словацкий, французский, чешский, японский языки. (В. Митыпов)

Иллюстрация (дана иллюстрация, назвать автора и произведение)

Кол-во баллов

Вопрос

Ответ

10

C:\Users\HOME\Desktop\Харитоново\IMG_4768.jpeg

Исай Калашников «Жестокий век» 

20

C:\Users\HOME\Downloads\IMG_4769.jpeg

Исай Калашников

«Последнее отступление».

30

 C:\Users\HOME\Downloads\IMG_4770.jpeg

«Гэсэр»

40

C:\Users\HOME\Downloads\IMG_4771.jpeg

АфриканБальбуров

«Поющие стрелы» 

50

C:\Users\HOME\Downloads\IMG_4772.jpeg

Даширабдан Батожабай

«Похищенное счастье»

Эпизод (определить, из какого произведения отрывок)

1. Концерт должен был состояться в субботу. На исходе был уже четверг, а кофточки у нее все еще не было. В пятницу утром, вместо того, чтобы отправиться  в школу, села в автобус и уехала в поселок лесозавода.

(Раиса Белоглазова «Ритка»)
2. Зауряд–хорунжий, человек дошлый, тотчас смекнул: уж коли Гулакочи суть приток Чирокана, то и золотая струя должна вместе с водами ключа уходить в основную реку. Он выбрал подходящее место пониже устья Гулакочи, пробили шурф. Первые же промытые лотки дали крупинки золота.

– Мало–мало есть золотишко, ваше благородие,— широко ухмыльнулся старатель подошедшему хозяину.— Чарочку бы с вас за добрый–то почин.

– Мало–мало, говоришь? Ну, с богом! А новый прииск пусть так и зовется — Маломальским,— не мудрствуя лукаво, решил Нарцисс Иринархович.

Перед отъездом он дал приказчику строгое указание располагать отвалы промытых песков равными и правильными кучами. Взяв лист бумаги, начертил форму такого отвала. Что и говорить, мера разумная. Сам черт не разобрался бы в тех причудливых нагромождениях отвалов, больших и малых, что сопутствуют обыкновенно добыче россыпного золота. Приказчики и доверенные в отсутствие хозяев укрывали сотни пудов промытого песка, здраво рассудив, что надо быть последним дураком, чтобы крутиться у огня, да не погреть руки. (В Митыпов «Инспектор золотой тайги»)

3. «…Весь захваченный этой полной и глубокой тишиной..., вдыхая запах степных трав, Дылгер...впервые в жизни подумал: «Как я счастлив!». (Ж.Тумунов «Степь проснулась»)

4.Наконец солнце скрылось за сопками. Старый Радна, работавший наравне с молодыми, только теперь почувствовал,  как он устал. (Ц. Дон «Затмение луны»)

5. «Весело звенели на берегах Кусоты косы и гремели конные сенокосилки. Дулма косила вместе с отцом. Старый Дамдин не поспевал за дочерью.» (Б.М. Мунгонов «Хилок наш бурливый»)

Подведение итогов.

Подсчет баллов. Определение победителей. Выявление «белых пятен» в знаниях студентов.

Рефлексия. Студенты пишут на стикерах свое мнение о мероприятии и наклеивают на тот вопрос, который понравился больше всего.

Литература:

1.Абай Гэсэр.- Улан-Удэ.1960

2.Антология бурятской поэзии.-М. 1969.

3.Бадаев А. Ветер с Байкала.-М. 1980.

4.Балков К. Поезда идут из детства.- Улан-УДЭ.1984.

5.Батожабай Д.-Р. Похищенное счастье. – М. 1969.

6.Гэсэр. Бурятский героический эпос. \ Пер. С.Липкина.- М. 1968.

7.Гэсэр. Бурятский героический эпос\ Пер. В.Солоухина в 2-х т. – М. 1988.

8.Жалсараев Д. Бурятские напевы.-М. 1980Жигжитов М. Подлеморье. 1 кн. – М. 1980.

9.Калашников И. Жестокий век. – М. 1980.Мунгонов Б. Хилок наш бурливый. – М. 1980.

10.Нимбуев Н. Стреноженные молнии. – М. 1979.Номтоев Ц. Стихи. – Улан-Удэ.1968.

11.Сокровенное сказание монголов\ Пер. С.А.Козина.- Улан-Удэ.1980.

12.Тумунов Ж. Степь проснулась.- М.1974.

13.Цыдендамбаев Ч. Вдали от родных степей.- М.1964. 

14.А.А.Бальбуров. «Поющие стрелы». «Двенадцать моих драгоценностей». –Улан -Удэ. 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Люби и знай родной свой край!"в форме игры "Умники и умницы"

Актуализация биологических и экологических знаний на основе национально-регионального компонента; развитие интереса к предмету; расширение кругозора;  любовь к родной стороне и бережное отношение...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОВОЛЖСКОГО КРАЯ» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)

Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра...

Разработка внеклассного мероприятия по истории "Знатоки родного края"

Материал по истории Владимирского края, может быть использован при проведении недели краеведения в школе....

Внеклассное мероприятие "Люби и знай родной свой край!"

Методическая разработка внеклассного мероприятия...

Внеклассное мероприятие по теме "Камчатка-родной край"

  Внеклассное мероприятие по теме "Камчатка-родной край" имеет целью воспитывать чувство патриотизма, учить заботиться об окружающей среде, повысить интерес к изучению иност...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ Экскурсия, в форме историко-литературной композиции, посвящённая теме «История в лицах». «Молодинская битва, 1572 год. Михаил Иванович Воротынский - русский воевода, выдающийся полководец

Цель: привлечь внимание уч-ся к одному из самых ярких событий  эпохи Ивана Грозного - Молодинской битве, которая произошла на территории Лопасненского края и имела большое значение в истории стра...