Самообразование
материал

Вострикова Светлана Хуснуллаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нефтеюганска  «Детский сад №26 «Радость»

Отчет по самообразованию за 2020- 2021 учебный год

Учителя – логопеда

 Востриковой Светланы Хуснуллаевны

   

 

Отчёт по самообразованию «Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения»

Актуальность:

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным, генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

Знание норм произношения звуков, причин появления нарушений звукопроизношения и их видов, и главное, различные способы коррекции данных нарушений (как традиционные, так и инновационные) помогут правильно и более эффективно строить логопедическую работу.

Цель:

Цель: продолжать изучать более углубленно, различные способы коррекции нарушений звукопроизношений, для того чтобы эффективней строить логопедическую работу в соответствии с полученной информацией.

Задачи:

Задачи:

  • продолжать изучать теоретический материал о нормах и нарушениях звукопроизношения, разнообразии способов коррекции данных нарушений;
  • изучить традиционные и инновационные методы коррекции звукопроизношения;
  • планировать и применять в работе современные подходы  по коррекции звукопроизношения, для получения более эффективных результатов.

Разделы плана

Сроки

Формы работы

Содержание работы

Практический выход

Работа над собой

Октябрь -Апрель

Изучила методическую литературу

  • Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. Е. Н. Краузе-М. : Педагогический университет «Первое сентября» 2013.-72с.
  • Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева, Издательство: Феникс,2006-96с.
  • Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств: Для детей 4-7 лет Крупенчук О. И, Воробьева Т. А. Литера,2007.
  • Инновации-в логопедическую практику. /Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Сост. О. Е. Громова. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2008-232с.

Составление перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста

Октябрь-Март

Участвовала в практическихвебинарах

  • «Коррекция нарушений звукопроизношения» 8 часов, 2020г.
  • «Логопедический массаж в системе коррекции речи» 2 часа, 2020г.
  • «Рецептура логопедического массажа по расширенной схеме» 2 часа, 2020г.
  • «Механический метод постановки звуков с использованием логопедических зондов и зондозаменителей» 2 часа, 2020г.
  • Участие в супервизионной площадке «Логопедическая работа с РАС» 16 часов, 2021г.
  • «Подготовительный этап при коррекции звукопроизношения» 6 часов, 2021г.

Применение в своей работе методов и приёмов

коррекции звукопроизношения 

Октябрь- Май

Повышение своего профессионального мастерства

  • «Системы здоровьесберегающих технологий и инновационные

обучающие компьютерные программы на основе метода БОС» по ФГОС, 72 часа,2020г.

  • «Запуск речи. Коррекционная работа при артикуляционной диспраксии и РСА» 72 часа, 2021г.
  • «Логомассаж: метод и технологии коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата» 108ч, 2021г.
  • «Логопедия в здравоохранении. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций» с присвоением квалификации «Медицинский логопед (Логопед-афазиолог)» 620 часов, 2021г.

Компетентность в проведении диагностики патологий речи и организации коррекционной работы.

Применение современных методик лечения нарушений речи.

Овладение всеми необходимыми для работы техниками логомассажа,

навыки по диагностике различного вида заболеваний артикуляционного аппарата и способность назначить соответствующее лечение.

Ноябрь - Январь

 Публикации

Распространение опыта работы

Февраль

Участие в городском конкурсе «Ярмарка педагогических идей» на тему «Уроки здоровья»

Совершенствовала навыки в создании тематических видеороликов.

Распространение педагогического опыта, новых педагогических идей по воспитанию у подрастающего поколения позитивных представлений о бережном отношении к собственному здоровью через различные виды деятельности.

Диплом участника

Октябрь-Апрель

Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.

  • Изготовила наглядный и дидактический материал, для формирования правильного звукопроизношения: «Звуковые и слоговые дорожки»
  • Оформила электронную библиотеку логопеда по теме «Постановка звуков речи»
  • Пополнила картотеки для автоматизации, дифференциации звуков и другого речевого материала: «Свистелочка», «Шипелочка», «Гуделочка», «Рычалочка».
  • Создала картотеку логоритмических упражнений, артикуляционной гимнастики по лексическим темам», картотеку упражнений «Су-джок»
  • Изготовила пособия для речевого выдоха.
  • Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки».

Пополнение логопедического кабинета методическими пособиями и разработками, направленными на формирование правильного звукопроизношения и развитие других компонентов речи.

Апрель

  • Осуществление анализа полученных данных

Работа с воспитанниками

Октябрь-апрель

Игровые технологии

Коррекция речи детей средствами игровых технологий

на индивидуально - подгрупповых занятиях.

  • Артикуляционные игры.
  • Игры для развития мелкой и общей моторики.
  • Игровые комплексы дыхательной гимнастики.
  • Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи.

Коррекция звукопроизношения, получение более эффективных результатов.

Ноябрь

Участие в открытом городском – поэтическом конкурсе «Под большим шатром России»

Подобрала и разучила стихотворение для конкурса вместе с воспитанником. Цель. Учить воспитанника декламировать стихи.

Координировать речь с движением, развивать чувство ритма.

Развивать интонационную выразительность речи.

Создание конкурсного видеоролика.

Умение публично выступать.

Диплом 1 степени

Клевакина Анастасия

Декабрь

Разучивание стихотворений с воспитанниками зачисленных в логопункт к Новому году

Цель. Учить воспитанника декламировать стихи.

Координировать речь с движением, развивать чувство ритма.

Развивать интонационную выразительность речи.

Умение публично выступать перед сверстниками.

Результат совместной деятельности.

Фото и видео в группу родителей

Viber.

Декабрь-Январь

Участие в региональном фестивале-конкурсе талантов «Новогоднее послание Деду Морозу»

Подобрала и разучила стихотворение для конкурса вместе с воспитанником. Цель.Учить воспитанника декламировать стихи.

Координировать речь с движением, развивать чувство ритма.

Развивать интонационную выразительность речи.

Создание конкурсного видеоролика.

Умение публично выступать.

Диплом

Лауреат 1 степени

Нуруллина Анна

Февраль

Тематическая неделя ко Дню Защитника Отечества «Мужество и честь»

Разработала и провела логопедическое мероприятие совместно с воспитателями для детей подготовительной группы №3 для формирования представлений и интереса  к профессии «военнослужащего».

Литературная викторина «Юные защитники». Знакомство

с историей возникновения праздника,

обощение словарного запаса у воспитанников.

Март

Логопедическое развлечение «Прощай, прощай, прощай, Масленица!»

Разработка сценария, подготовка и проведение мероприятия для воспитанников старших групп №2,4. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках

Размещение фото на сайт

Работа с родителями (законными представителями

Октябрь

-апрель

Папка для закрепления логопедических заданий дома

В течении учебного года разрабатывала рекомендации и задания для детей по лексическим темам для закрепления дома звукопроизношения, лексики, грамматики, а также графомоторных навыков.

Набор рекомендаций и заданий

Ноябрь -Декабрь

Дистанционное взаимодействие через электронную почту.

  • Комплекс артикуляционных гимнастик «Упражнения для языка»
  • Презентации на автоматизацию(дифференциацию) звуков и развитие фонематического слуха.
  • Формирование рационального выдоха (произношение на одном выдохе отдельных звуков)
  • Упражнения для развития речевого выдоха.
  • «Игры в кругу семьи» (обогащение словаря)
  • «Развиваем речь, играя» (подбор дидактических игр, которые можно использовать в домашних условиях)

Дистанционное взаимодействие.

Консультативная помощь

Январь

«Семинар-практикум для родителей через zoom «Работа с

ребенком по развитию дыхания»

Подбор материала, создание слайдовой презентации, выступление через zoom

Повышение родительской компетентности

Февраль

        

«Семинар-практикум для родителей через zoom

«Автоматизация шипящих, сонорных звуков»

Подбор материала, создание слайдовой презентации, выступление через zoom

Повышение родительской компетентности

Октябрь-Апрель

КонсультацииРекомендации

Буклеты

  • Рекомендации «Нормы речевого развития у детей 5-6.6-7 лет»
  • «Логопедические распевки для свистящих, шипящих, сонорных звуков».
  • Презентация «Артикуляционная гимнастика –основа правильного» произношения»
  • Консультация «Как начинать работу над звукопроизношением»
  • Рекомендации «Использование звукотаблицы (домашние задания на автоматизацию и дифференциацию звуков)
  • Консультации по индивидуальным запросам.

Консультативная помощь

Работа с воспитателями

Октябрь-Апрель

Журнал взаимодействия работы логопеда и воспитателя

Разработка комплекса упражнений для развития речи у детей в группе

Продукт совместной деятельности

Октябрь-Апрель

КонсультацииРекомендации

Банк презентаций.

  • Разработка рекомендаций, консультаций по формированию у детей звукопроизношения
  • Организация фонематических пятиминуток для развития фонематического слуха и произношения изолированного звука.
  • Презентации с артикуляционными гимнастиками.
  • Картотека мнемотаблиц для использования в работе с детьми.
  • Рекомендации в пополнении игр и упражнений для развития звукопроизношения в центре речевого развития.
  • Консультации по индивидуальным запросам

Консультативная помощь



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нефтеюганска «Детский сад №26 «Радость»

Перспективный план работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год

Учителя - логопеда

Вострикова Светлана Хуснуллаевна

Содержание

  1. Тема, цель, задача, ожидаемый результат, основные направления.
  2. Перспективный план самообразования.
  3. Изучение психолого- педагогической литературы.
  4. Разработка  программно  – методического обеспечения.
  5. Инновационная деятельность (участие в методической работе).
  6. Повышение квалификации.
  7. Индивидуальный план  самообразовательной деятельности на текущий год.
  8. Материалы работы над индивидуальной методической темой.
  9. Посещение ОД
  10. Анализ самообразовательной деятельности за учебный год.

  1. Тема: «Биоэнергопластика и кинезеология, как инновационные методы  в работе логопеда для коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Цель самообразования: повышение эффективности коррекционной помощи воспитанникам дошкольного возраста посредством «биоэнергопластики» и «кинезеологии» в коррекционной логопедической  работе.

Задачи:

  1. Изучить опыт по теме – методы «биоэнергопластики» и «кинезеологии» в коррекционной работе логопеда с воспитанниками  дошкольного возраста.
  2. Исследовать понятие «биоэнергопластика», определить отличия и связи с артикуляционной гимнастикой и «кинезиологией»;
  3. Обобщить рекомендации различных авторов по применению «биоэнергопластики», «кинезеологии» в коррекции речевых нарушений; обосновать необходимость использования данных методов в коррекционной работе;
  4. Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать упражнения «биоэнергопластики», «кинезеологии» к индивидуальным особенностям детей с речевыми нарушениями.
  5. Освоить базовые телесно-ориентированные, игровые коррекционные техники. Оформить картотеку и дидактический материал по теме самообразования.
  6. Проанализировать результативность работы.

Сроки: Реализация программы по самообразованию рассчитана на 3 года, с разбивкой по этапам, с внесением коррективов в ходе работы над темой.

Ожидаемые результаты:

  1. Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
  2. Повышен профессиональный уровень мастерства по данной методике.
  3. Применение инновационных методов в коррекционной логопедической работе.
  4. Создана картотека на тему «Биоэнергопластика», «Кинезеологические упражнения», «Телесно-ориентированные коррекционные техники». Методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей «Артикуляционные сказки с биоэнергопластикой»
  5. Оформлена собственная методическая разработка «Комплексы упражнений биоэнергопластики (в соответствии с понедельным планированием лексических тем).

Основные направления коррекционной работы

  1. Биоэнергопластика  выполняется в комплексе с артикуляционной гимнастикой. Артикуляционная гимнастика в сказках.
  2.  Использование комплекса кинезеологических движений  при проговаривании слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
  3. Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов с применением динамических движений  и  эмоционально- выразительной  наполняемостью.

  1. Перспективный план работы по самообразованию на 2021-2024 учебный год

(примерный план на каждый год)

Сроки

Цель

Содержание работы

Ожидаемый результат

1.Этап «Организационно-диагностический»

Сентябрь –октябрь

Определение  цели и задач работы

  • подбор и изучение литературы по теме;
  • планирование работы по теме самообразования
  • Изучены нормативные документы.
  • Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература.
  • Изучены  инновационные технологии в воспитательно-образовательном процессе.

2.Этап Основной (Практический)

Ноябрь -

Апрель

Теоретическое изучение проблемы и практическое применение

  • теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, анализ);
  • практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике;

организация практической работы с детьми и родителями.

  • Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература, изучен педагогический опыт работы по биоэнергопластике, кинезиологии, нейропсихологии (нейротренажоры).
  • Составлены картотеки:
  • Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
  • Упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия. Тренировка слухоречевой памяти с нейроподходом.
  • Сборник кинезеологических упражнений.
  • Игры и упражнения для формирования навыков внимания и переключения.
  • Игры и упражнения для развития пространственных представлений..
  • Разработан методический и дидактический материал по теме самообразования.

3.Заключительный (обобщающий этап)

Май

Подведение итогов работы

оформление результатов работы по теме самообразования;

  • Семинар-практикум  для педагогов
  • Размещение  опыта на сайте ДО,  http://nsportal.ru для родителей и педагогов
  • мониторинг результативности логопедической работы  на конец учебного года «Достижения детей по преодолению речевых недостатков»

  1. Изучение психолого-педагогической литературы.

Литература

Автор

        Издательство

1

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Бушлякова Р.Г.

М.: Детство-Пресс, 2011.

2

Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика

Крупенчук О. И.

М.: Литера, 2020

3

Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи.

Крупенчук О.И.

М.: Литера, 2021

4

Инновационная мастерская логопеда. Пластилинотерапия. Моделирование. Биоэнергопластика.

Ежова М.А., Гусаковская И.В.

Учитель, 2020

5

Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников.  

Зайцева И.Ю.

Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/103050

6

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

С.В.Коноваленко, В.В,Коноваленко

Гном, 2005

7

Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста:

  • Теоретические и методологические основы нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте. Часть 1.
  • Диагностический альбом для нейропсихологического обследования дошкольников. Часть 2.
  • Формы протоколов для нейропсихологического обследования дошкольников и опросников для их родителей. Часть 3.

Гломзан  Ж.М.,Соболева А.Е., Титова Ю.Ю.,

Научно-исследовательский центрдетской нейропсихологии им.А.Р. Лурия

М.: Айрис Пресс, 2020

8

Нейропсихология. Игры и упражнения.

Праведникова И.И.

М.: АЙРИС –пресс,2021

9

Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 1.

Колганова В.С., Пивоварова Е.В.

М.: АЙРИС –пресс,2021

10

Моторные сказки для самых маленьких. 3-6 лет

Гончарова В.А.

М.: Каро, 2017 г.

11

Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса

Пожиленко Е.А.

М.: Каро, 2009 г

4. Разработка  программно – методического обеспечения

Тема

Дидактический материал

1.

Коррекционная помощь воспитанникам старшего дошкольного возраста посредством «биоэнергопластики».

  • картотека игр «Биоэнергопластика»
  • артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой
  • пособие «Артикуляционные сказки с биоэнергопластикой».
  • театр «Волшебные перчатки», куклы-перчатки «Чупа и Чупс», перчатка «Гибкий язычок»
  • методическая разработка «Комплексы упражнений биоэнергопластики» (в соответствии с понедельным планированием лексических тем)
  • Картотека игр для развития фонематического слуха в старшей группе:
  • игра «Четыре колокольчика»
  • игра «Цветные звоночки»
  • игра «Поймай звук»
  • игра «Найди звук»
  • игра «Где спрятался звук?»
  • Игры на автоматизацию звука:
  • «Веселые молоточки»
  • «Цветные бомбошки»
  • «Сменные крышки» (акула, ракета, лес, дом, шляпа)
  • Деревянные фигурки на дифференциацию звуков

2

Коррекционная помощь воспитанникам старшего дошкольного возраста посредством «кинезиологии»

  • Сборник кинезеологических упражнений
  • Кинезиологические  таблицы на дифференциацию оппозиционных звуков
  • Сборник «Кинезиологические сказки»
  • Межполушарная тетрадь
  • Игра «Позы рук» (элементы нейропсихологии)
  • Игра «Цветные ладошки» (межполушарное развитие + автоматизация звука в движении рук)

5. Инновационная деятельность

Технологии

Приемы

1

Здоровьесберегающие  технологии

1.Биоэнергопластика  (совмещение движений руки и артикуляционного аппарата).

2.Кинезеологические упражнения (сочетания речи с движениями рук). 

4.Самомассаж пальцев рук с помощью тренажера «Су – Джок».

5. Нейроигры в коррекционной работе логопеда.

2

Компьютерные и мультимедийные технологии.

 Создан банк презентаций  упражнений  на развитие речи в движении.

  1. Повышение квалификации

Курсы, вебинары.

Подтверждающий  документ

1

«Системы здоровьесберегающих технологий и инновационные обучающие компьютерные программы на основе метода БОС» по ФГОС»

Удостоверение о повышении квалификаций  (30.11. 2020г) (72ч)

«Логомассаж: метод и технологии коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата»

Удостоверение о повышении квалификаций  14.05.2021 (108ч)

2

«Логопедия в здравоохранении. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций»

Диплом о профессиональной переподготовки  06.09.2021  (620ч)

3

«Запуск речи. Коррекционная работа при артикуляционной диспраксии и РСА»

Сертификат о прохождении курса. Январь-Февраль, 2021г. (72 ч)

4

«Методика вызова речи у неговорящего ребёнка. Структура работы при артикуляционной диспраксии и РСА»

Сертификат о прохождении курса. Ноябрь-Декабрь,2021г (72 ч)

5

«Документация учителя-дефектолога в образовательной организации»

Сертификат о прохождении вебинара 16.09.2021 (1,5 ак. часа)

6

«Решение логических задач как универсальное средство развития мышления

у детей с задержкой психического развития начального звена»

Сертификат о прохождении вебинара 12.10.2021 (1,5 ак. часа)

7

«Новые Лайфхаки в постановке звуков»

Сертификат о прохождении вебинара 02.11.2021 (1,5 ак. часа)

8

 «Семья особого ребёнка» г. Москва

Сертификат участия в III Всероссийской научно-практической конференции 28.10.2021

9

 «Мозжечковая стимуляция как эффективный метод развития речи у детей дошкольного возраста»

Сертификат. Вебинар на педагогическом портале «Солнечный свет» 29.10.2021 (1ак. час)

  1. Индивидуальный план  самообразовательной деятельности на текущий год 2021-2022уч. год

 «Коррекционная помощь воспитанникам старшего дошкольного возраста посредством «биоэнергопластики».

Месяц

Формы работы

Работа над собой

Работа с воспитанниками

Работа с воспитателями

Работа с родителями (законными представителями)

Сентябрь

-Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало учебного года;

-разработать календарный, перспективные планы коррекционной работы;

-изучение методической литературы по теме самообразования

-Изучение методической литературы.

логопедическое обследование

Знакомство с результатами диагностики: раскрываются основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения.

Задачи и содержание коррекционного обучения в подготовительной, старшей логопедической группе.

Октябрь

-Подгрупповые и индивидуальные занятия, беседы в соответствии с календарным планом работы.

-Биоэнергопластика – синхронизация движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Формирования навыков внимания и переключения, выполнение упражнений по ощущениям, развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения.

Папка-раскладушка на тему «Что такое  биоэнергопластика?»

Ноябрь

Консультация

«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи с элементами биоэнергопластики»

Буклет-рекомендации «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!». Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических  движений кистью дома

Декабрь

- Пополнение методической копилки педагога.

-Составить комплекс упражнений, дидактических игр и  материала по теме самообразования

- Участие в практических вебинарах.

-Оформить в кабинете уголок игр «Движение и речь»

- Повышение своего профессионального мастерства

-Принять участие в пед.советах, методических объединениях, в  городских и региональных конкурсах.

Картотека:

«Комплексы упражнений биоэнергопластики»

Видео-ролик на сайт ДО «Фонетическая игротека в кругу семьи»

Январь

Методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей «Артикуляционные сказки с биоэнергопластикой»

Февраль

Рекомендации: «Театр «Волшебные перчатки», куклы-перчатки «Чупа и Чупс», перчатка «Гибкий язычок»

Информация на сайт ДОУ «Волшебные перчатки» - повышаем мотивацию ребенка в закреплении артикуляционных упражнений дома.

Март

Оформление папки передвижки.

Тема: «Сенсорная игра для профилактики дисграфии и дислексии»

Информация на сайт ДОУ «Дыхательные тренажеры»

Апрель

логопедическое обследование

Написание годового отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление на педсовете. Подготовить мониторинг логопедического обследования на конец учебного года.

Консультация для родителей:

«Чем и как развивать речь ребёнка летом»

Закрепление поставленных звуков

Мастер-класс:

«Игры с мячами (прыгунами), направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, координацию, ритм».

Май

1.Подготовить отчет о самообразовании

2.На перспективу:

•Тренировка слухоречевой памяти с нейроподходом;

•Клиновидные таблицы;

•Тактильные чистоговорки (Назаревская Т.Н.)

Организация коррекционной работы на следующий учебный год, создание учебной программы

Выступление с отчётом о проделанной работе за учебный год

  1. Материалы работы над индивидуальной методической темой.

Материал

1

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Автор Р.Г. Бушлякова (в электронном)

2

Картотека игр «Биоэнергопластика»

3

Методическая разработка «Комплексы упражнений биоэнергопластики» (в соответствии с понедельным планированием лексических тем)

4

Пособие «Артикуляционные сказки с биоэнергопластикой».

  1. Посещение ОД

Тема

Цель посещения ОД

1

Ознакомление с пространственными отношениями  (старшая группа)

Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы. Развитие пространственных представлений: схема собственного тела, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.

2

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (подготовительная группа)

Взаимодействие и  выработка единых педагогических установок по отношению к речевому развитию воспитанника при  организации игр, упражнений, индивидуальных занятий отдельных воспитанников.

3

Посещение открытых занятий педагогов (декабрь)

Повышение профессиональной компетентности



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №26 «Радость»

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2021- 2022 учебный год

(первое полугодие)

Учителя – логопеда

 Востриковой Светланы Хуснуллаевны

г.Нефтеюганск

Тема самообразования:  «Биоэнергопластика и кинезеология, как инновационные методы  в работе логопеда для коррекции речевых нарушений у дошкольников»

  1. Актуальность темы

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Тяжелые дефекты речи сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций. 

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков  М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако,  ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям.

Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией решено использовать метод – биоэнергопластики и кинезеологии.

Практическая  значимость. 

Упражнений мелкой моторики рук, координирующих органы речи, а так же комплексное использование элементов артикуляционной гимнастики способствует активной мотивации у детей включаться в речевую деятельность (звукоподражание, неречевые звуки), положительным эмоциональным переживаниям. 

«Биоэнергопластика»  включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Применение «биоэнергопластики» эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

«Биоэнергопластика» оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.

Оценив, какое положительное воздействие оказывают «биоэнергопластика» и  «кинезиологические» упражнения на развитие ребёнка, их стали применять в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей.

Элеменеты «биоэнергопластики»  можно найти и в системах развития интеллекта методами «кинезиологии». Это еще один аргумент в пользу применения «биоэнергоплатики», поскольку под влиянием «кинезиологических» тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», что означает «движение». Греческое же происхождение имеет и слово «логос», которое обычно переводят как «наука». Таким образом, «кинезиология» — научная  и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.

«Кинезиологические» упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Современные «кинезиологические» методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях  психики.   Поэтому коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» от движения к мышлению, а не наоборот.

«Кинезиология» относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.

В результате применения в логопедической работе улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление.

  1. Цель самообразования: повышение эффективности коррекционной помощи воспитанникам дошкольного возраста посредством «биоэнергопластики» и «кинезеологии» в коррекционной логопедической  работе.

Задачи:

  1. Изучить опыт по теме – методы «биоэнергопластики» и «кинезеологии» в коррекционной работе логопеда с воспитанниками  дошкольного возраста.
  2. Исследовать понятие «биоэнергопластика», определить отличия и связи с артикуляционной гимнастикой и «кинезиологией»;
  3. Обобщить рекомендации различных авторов по применению «биоэнергопластики», «кинезеологии» в коррекции речевых нарушений; обосновать необходимость использования данных методов в коррекционной работе;
  4. Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать упражнения «биоэнергопластики», «кинезеологии» к индивидуальным особенностям детей с речевыми нарушениями.
  5. Освоить базовые телесно-ориентированные, игровые коррекционные техники.
  6. Проанализировать результативность работы.

Сроки:

Реализация программы по самообразованию рассчитана на 3 года, с разбивкой по этапам, с внесением коррективов в ходе работы над темой.

  1. Анализ состояния вопроса по литературным источникам.

Применение в работе артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой. Автор Р.Г. Бушлякова

В своей работе с я применяю  артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой- это  нестандартное выполнение артикуляционной гимнастики с использованием движений кисти руки, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу. Ежедневные занятия гимнастикой с биоэнергопластикой как показывает практика коллег не снижают интерес детей, а наоборот, такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всего занятия.

По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Такую пальцево-речевую гимнастику выполняю на протяжении учебного года. Слежу за ритмичным выполнением упражнений, применяя счёт, стихотворные строки. В конце учебного года, когда дети уже научаться ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, планирую убираю  зрительную опору – зеркало.

 

Вывод:

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. Метод себя оправдывает, поэтому я и в дальнейшем буду его использовать в своей работе.

  1. Источники самообразования:
  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
  • интернет-ресурсы;
  • медиа - информация на различных носителях;
  • семинары – практикумы, конференции, вебинары;
  • курсы повышения квалификации.
  • проект «Биоэнергопластика как фундамент развития  артикуляционного аппарата»

Для использования артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой  в своей работе  я  применяю:

  • Картотеку с упражнениями, карточки с подробным описанием статических и динамических упражнений предложенные автором.
  • Применяю артикуляционную  гимнастику с биоэнергопластикой  на индивидуальных занятиях по звукопроизношению.
  • Провела открытое занятие для воспитателей с целью ознакомления и применения новых приёмов, и интерактивных игр в своей работе, автоматизация звуков с биоэнергопластикой, использование элементов кинезеологических упражнений.
  • Планирую изготовить две пары кукол-перчаток - Чупа и Чупс (для детской и взрослой руки)

План работы над темой «Коррекционная помощь воспитанникам старшего дошкольного возраста посредством «биоэнергопластики».

Месяц

Формы работы

Работа над собой

Работа с воспитанниками

Работа с воспитателями

Работа с родителями (законными представителями)

Сентябрь

-Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало учебного года;

-разработать календарный, перспективные планы коррекционной работы;

-изучение методической литературы по теме самообразования

-Изучение методической литературы.

логопедическое обследование

Знакомство с результатами диагностики: раскрываются основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения.

Задачи и содержание коррекционного обучения в подготовительной, старшей логопедической группе.

Октябрь

-Подгрупповые и индивидуальные занятия, беседы в соответствии с календарным планом работы.

-Биоэнергопластика – синхронизация движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Формирования навыков внимания и переключения, выполнение упражнений по ощущениям, развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения.

Папка-раскладушка на тему «Что такое  биоэнергопластика?»

Ноябрь

Консультация

«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи с элементами биоэнергопластики»

Буклет-рекомендации «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!». Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических  движений кистью дома

Декабрь

- Пополнение методической копилки педагога.

-Составить комплекс упражнений, дидактических игр и  материала по теме самообразования

- Участие в практических вебинарах.

-Оформить в кабинете уголок игр «Движение и речь»

- Повышение своего профессионального мастерства

-Принять участие в пед.советах, методических объединениях, в  городских и региональных конкурсах.

Картотека:

«Комплексы упражнений биоэнергопластики»

Видео-ролик на сайт ДО «Фонетическая игротека в кругу семьи»

Январь

Методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей «Артикуляционные сказки с биоэнергопластикой»

Февраль

Рекомендации: «Театр «Волшебные перчатки», куклы-перчатки «Чупа и Чупс», перчатка «Гибкий язычок»

Информация на сайт ДОУ «Волшебные перчатки» - повышаем мотивацию ребенка в закреплении артикуляционных упражнений дома.

Март

Оформление папки передвижки.

Тема: «Сенсорная игра для профилактики дисграфии и дислексии»

Информация на сайт ДОУ «Дыхательные тренажеры»

Апрель

логопедическое обследование

Написание годового отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление на педсовете. Подготовить мониторинг логопедического обследования на конец учебного года.

Консультация для родителей:

«Чем и как развивать речь ребёнка летом»

Закрепление поставленных звуков

Мастер-класс:

«Игры с мячами (прыгунами), направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, координацию, ритм».

Май

1.Подготовить отчет о самообразовании

2.На перспективу:

•Тренировка слухоречевой памяти с нейроподходом;

•Клиновидные таблицы;

•Тактильные чистоговорки (Назаревская Т.Н.)

Организация коррекционной работы на следующий учебный год, создание учебной программы

Выступление с отчётом о проделанной работе за учебный год

  1. Ожидаемые результаты:
  1. Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
  2. Повышен профессиональный уровень мастерства по данной методике.
  3. Применение инновационных методов в коррекционной логопедической работе.
  4. Создана картотека на тему «Биоэнергопластика», «Кинезеологические упражнения», «Телесно-ориентированные коррекционные техники». Методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей «Артикуляционные сказки с биоэнергопластикой».
  5. Оформлена собственная методическая разработка «Комплексы упражнений биоэнергопластики» (в соответствии с понедельным планированием лексических тем)

  1. Планирую поделиться опытом в рамках мастер-класса применения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.


Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Учителя – логопеда

 Востриковой Светланы Хуснуллаевны

на 2022- 2023 учебный год

г.Нефтеюганск

Тема самообразования:  «Нейротренажеры в коррекционной работе логопеда»

Актуальность темы

Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Детская нейропсихология изучает развитие психики при норме и при патологии, то есть в сравнении.

Нейропсихологическая психокоррекция таких состояний является значительным дополнением психофармакологической терапии, работы учителей-логопедов, детских психотерапевтов и коррекционных педагогов.

Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.

Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.

В процессе нейропсихологического воздействия происходит коррекция психофизиологической стороны психической деятельности и развития личности ребенка.

Цель самообразования: повышение эффективности коррекционной помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологических тренажеров в работе с детьми с ОНР

Задачи:

  1. Изучить опыт по теме – приемы и методы нейростимуляции в коррекционной работе логопеда у детей  дошкольников с дизартрией.
  2. Познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОУ;
  3. Освоить базовые телесно-ориентированные, игровые коррекционные техники.

Направления самообразования:

Профессиональное:

  1. Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.
  2. Посещать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом.
  3. Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии через издания и Интернет - ресурсы.
  4. Изучать опыт коллег.
  5. Принимать активное участие в работе специалистов  ДОУ.

Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:  

  1. Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
  2. Подготовлен необходимый нейроигровой материал (тренажеры)
  3. Разработаны и реализованы занятий с детьми с использованием нейротренажеров.

Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
  • интернет-ресурсы;
  • медиа - информация на различных носителях;
  • семинары – практикумы, конференции, вебинары;
  • выставки;
  • курсы повышения квалификации.

Реализация программы по самообразованию рассчитана на 1 год, с разбивкой по этапам, с внесением коррективов в ходе работы над темой.

ПЛАН

работы над темой

Месяц

Формы работы

Работа над собой

Работа с воспитанниками

Работа с воспитателями

Работа с родителями (законными представителями

Сентябрь

-Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало учебного года;

-разработать календарный, перспективные планы коррекционной работы;

-изучение методической литературы

логопедическое обследование

Знакомство с результатами диагностики: раскрываются основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения.

Задачи и содержание  коррекционного обучения в подготовительной, старшей логопедической группе.

Октябрь

-Подгрупповые и индивидуальные занятия, беседы в соответствии с календарным планом работы.

-Игры-тренажёры на развитие межполушарного взаимодействия, для формирования навыков внимания и переключения, пространственных представлений, на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения.

Консультация  

«Эффективные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия»

Информация на сайт ДОУ «Кинезиологические упражнения в логопедической работе»

Ноябрь

Практикум «Игры-тренажёры»

Видеоурок «Простые упражнения дома для повышения умственной активности и работоспособности детей»

Декабрь

- Изучение методической литературы.

- Пополнение методической копилки педагога.

-Составить комплекс упражнений, дидактических игр и  материала по теме самообразования.

- Участие в практических вебинарах.

-Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки».

- Повышение своего профессионального мастерства

- Принять участие в ПМПк, пед.советах, методических объединениях, в  городских и региональных конкурсах.

Буклет-рекомендации «Упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия»

Январь

Мастер-класс «Нейротренажёр: рисуем двумя руками (лексические темы)

Информация на сайт ДОУ «Дыхательные тренажеры»

Февраль

Картотека:

«Игры и упражнения для формирования навыков внимания и переключения», «Игры и упражнения для развития пространственных  представлений».

Мастер-класс:

«Игры с мячами (прыгунами), направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения».

Март

Рекомендации: «Тактильные чистоговорки»

Оформление папки передвижки.

Тема: «Сенсорная игра для профилактики дисграфии и дислексии»

Апрель

логопедическое обследование

Написание годового отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление на педсовете. Подготовить мониторинг логопедического обследования на конец учебного года.

Консультация для родителей:

«Чем и как развивать речь ребёнка летом»

Автоматизация поставленных звуков

Май

Подготовить отчет о самообразовании

Организация коррекционной работы на следующий учебный год, создание учебной программы

Выступление на с отчётом о проделанной работе за учебный год

Используемая литература:

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2014. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
  2. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - 2012. - № 3. С. 28-35
  3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.
  4. Семенович А.  нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
  5. Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб, заведений / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. — М., 1997.
  6. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...