Методическая работа
материал

Лысых Виктор Анатольевич

Предварительный просмотр:

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время

В последнее время средства массовой информации поднимают вопрос о том, что  двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физкультура перестали быть значимыми для молодого поколения. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью учащихся.

Возникает вопрос, как помочь ребёнку, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Многое может сделать семья, в которой растет ребенок, самое главное - выработать привычку к занятиям физкультурой и спортом. Помимо этого, развитию двигательной активности учащегося самое серьезное внимание должно уделять учебное заведение, в котором он учится.

 К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

В школе установлена взаимосвязь с медицинским работником школы, который знакомит с результатами медицинских осмотров детей. В своей работе я учитываю  показания медработников в листе здоровья школьников. Для  меня очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса.

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, чтобы обеспечить  ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволить  использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

При планировании и проведении урока физической культуры  я опираюсь на основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность урока; 
- включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; 
- оптимальное сочетание различных видов деятельности; 
- выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; 
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; 
- осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей; 
- создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки; 
- включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития; 
- целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.

При проведении занятий  я ориентируюсь на принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья:

• принцип двигательной активности; 
• принцип оздоровительного режима; 
• принцип формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.; 
• принцип реализации эффективного закаливания; 
• принцип психологической комфортности; 
• принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка. 
Для реализации данных принципов использую следующие педагогические методы и приёмы обучения:

1. Повышение двигательной активности детей.

2. Эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой обучающихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"; б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе". Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Задачу, которую я ставлю перед собой это - попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
Для успешного изучения любого предмета, физкультура - не исключение, необходима положительная мотивация, поэтому я стремлюсь к привлечению всех детей к самостоятельной работе на уроке. Проводя работу по внедрению занятий физическими упражнениями в быт учащихся, я принимаю во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре, и  в зависимости от этого даю домашнее задание.

Наиболее внимательного и деликатного отношения требуют к себе дети с избыточной массой тела и слабого типа телосложения. Низкие показатели у этих учащихся не являются основанием для снижения оценки успеваемости на моих уроках, которая выставляется по достигнутым приростам за заданное время. Нагрузка для них дозируется индивидуально. Положительно влияют на организм таких учеников игры средней и высокой интенсивности, катание на лыжах, продолжительный бег средней интенсивности.

Особенно кропотливо ведется работа с детьми, отстающими от своих товарищей в физическом развитии и двигательной подготовленности. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я привлекаю их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, доверяю им командование отделением или даже всем классом, например, при проведении общеразвивающих упражнений. Кроме того, для слабых учащихся подготовительной и специальной мед. группы я имею в наличии раздаточный материал, помогающий им овладеть разделом «Основы знаний» и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность («Правила игры в баскетбол, волейбол, футбол», «Приемы самоконтроля», «Органы кровообращения», «Осанка», «Комплекс упражнений для развития мышц»). Среди учащихся подготовительных групп большое количество детей с нарушением осанки и плоскостопием. В процессе обучения дети двигаются недостаточно, так как  большую часть дня сидят на уроках, за приготовлением домашних заданий, за чтением книг, перед экраном телевизора, компьютера, вследствие этого возникает дефицит мышечной деятельности, возрастают зрительные нагрузки. Для разнообразия проводимых многими учителями физкультминуток, я рекомендую включить в комплекс гимнастику для глаз и органов дыхания. У детей с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, поэтому особое внимание я обращаю на соблюдение правил техники безопасности этими учащимися при прыжках в длину, занятиях на спортивных снарядах и др. сложных в физическом плане упражнениях, поскольку им не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: прыжки в длину, высоту, акробатикой, снарядной гимнастикой и т.д., На уроках, посвященных данным темам, они осваивают адаптированный курс лечебной гимнастики. На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности, плоскостопие., поэтому таким учащимся я стараюсь  ограничивать  нагрузки, ими выполняются общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц, сохраняющим свод стопы), дополнительно рекомендуются комплекс упражнений, с учетом врачебных требований, для профилактики плоскостопия и лечения начальных его форм. Ребята должны не только красиво выполнять предлагаемые учителем задания, но и учиться совершенствовать их, привносить в их выполнение что-то новое.

Работая, с ослабленными и слабо развитыми физически детьми, я поддерживаю постоянную связь с их родителями и консультируюсь с врачом школы. Влияя, каждый со своей стороны, мы объясняем ребенку его допустимые нагрузки, возможности его участия в тех или иных упражнениях, играх. Таким образом, через несколько уроков такой ребенок уже самостоятельно может дозировать свою нагрузку. Конечно, это не исключает мой контроль.

Специфика уроков физкультуры - многократные повторения, отработка двигательного навыка. На моих уроках удерживать внимание и интерес ребят помогает разнообразие упражнений, вовлечение учащихся в работу, так, общеразвивающие упражнения учащиеся выполняют с различными предметами: теннисными, баскетбольными, набивными мячами, скакалками, на гимнастических скамейках и т.д. Для развития устойчивого желания заниматься физкультурой я ввожу понятия «личный рекорд» (слабые учащиеся). Свои уроки стараюсь насыщать разнообразными эстафетами, подвижными играми, которые являются прекрасным закреплением определенного физического навыка в измененных условиях, учащиеся придумывают для них названия, тем самым, анализируют, где в будущей жизни могут пригодиться данные навыки. Внеклассные мероприятия дополняют уроки физической культуры, учат ребят применять их в нестандартных ситуациях, прививают интерес к регулярным занятиям физкультурно-оздоровительной деятельности. Когда на районных соревнованиях побеждают наши дети, естественно, на уроке я озвучиваю эту победу, учащиеся принимают поздравления одноклассников. Думаю, и более слабые дети тоже хотят такого почета, но у них нет физической возможности выступать на соревнованиях серьезного уровня. Но зато они могут приводить к победе свой класс. Например, традиционно в школе проходит День здоровья – это и спортивные мероприятия, и конкурс плакатов,   и подвижные игры на свежем воздухе. Ежегодно соревнуются юные инспектора движения, что тоже требует немалой физической подготовки. На таких внутришкольных мероприятиях проявить себя может каждых ребенок, с любой группой здоровья.

За участие в таких мероприятиях оценки и похвалу получают все: и кто бегал, и кто помогал и поддерживал.

Существует множество примеров, когда больные люди серьезно и увлеченно занимаются спортом и достигают больших успехов. Достаточно вспомнить Пара - Олимпийские игры…

Важным элементом  на моих уроках  является беседа о здоровом образе жизни, о правилах поведения при выполнении определенных физических упражнений. Учащиеся выясняют, какие физические качества развиваются благодаря систематическим занятиям  Все это делается с целью объединения двигательной и умственной деятельности. Я предлагаю учащимся дополнительно читать спортивную литературу, газеты, просматривать спортивные новости, спортивные программы.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяет для него государство.
Рекомендации по активизации здоровьесберегающих технологий:

1. Проводить встречи с тренерами, спортсменами.

2. Устраивать праздники спортивных секций, спорта, туризма.

3. Чествование учащихся и родителей, активно занимающихся спортом, спортивных семей.
       Физкультура и спорт в школе занимают особое место и рассматриваются как способ физической и психологической разгрузки. На уроках ученики занимаются легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными и подвижными играми, особенно любят занятия футболом, гимнастикой. В школе работают секции и кружки по таким видам спорта, как теннис, футбол, лёгкая атлетика.   Физическая жизнь школы   строит свою воспитательную работу на основе концепции модернизации Российского образования в соответствии с основным направлениям приоритетного национального проекта «Образование», в соответствии с Федеральной программой развития образования России.

В завершение я хочу сказать, что нет слова «невозможно». Упорство, терпение, настойчивость, вера в себя позволяют ребятам реализовать свои таланты, свои желания, показать свои силы и свое умение. И помочь им в этом должны мы, учителя!



Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа  - Югры «Нефтеюганская школа – интернат  для обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья»

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры

(выступление на педагогической конференции)

Учитель физической культуры: Лысых Виктор Анатольевич                                                                                                 

Здоровье детей – богатство нации. Этот тезис не утратил актуальности  во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный. Все мы знаем, как важно с самого раннего возраста формировать и совершенствовать у детей одновременно с физическими и психические, нравственные качества: сознание, мышление, волю, внимание, трудолюбие, уважение к окружающему миру.

Важнейшей частью своей работы считаю регулярные контакты с родителями детей с отклонениями по состоянию здоровья. Эти контакты позволили расширить знания родителей о физическом развитии детского организма, о профилактике заболеваний, вооружили их элементарными навыками в физическом воспитании своих детей. Не всё получалось сразу, я стал приглашать родителей на свои занятия; на уроки, на дополнительные занятия, они увидели собственных детей как бы со стороны, почувствовали изъяны в их физической подготовленности, многие родители пошли на контакт. Сейчас все родители приветствуют домашние задания по физической культуре, помогают выполнять правильно упражнения.

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи.

Характерными психологическими трудностями этих детей являются многочисленные страхи: боязнь диагноза, медицинские процедуры и т.д. Ребёнок страдает от острого дефицита общения прежде всего со сверстниками, боится одиночества, опасается предстоящих встреч со значимыми для него людьми.

Подростки до болезни или в момент болезни, имевшие сложившиеся профессиональные представления, страдают от своей профнепригодности. Они заведомо знают физические, да и юридические возможности, связанные со статусом инвалида. Часто подростки фиксируются на представлении о бессмысленности предстоящей жизни, что будут отставать в учёбе. Ощущая острый дефицит знаний, умений и навыков, понимая свои ограниченные возможности.

Часто близкие ребёнка с ОВЗ сами пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного болезнью дитя, обстоятельствами его лечения, высоким уровнем тревожности, социальной робостью, явно заниженной самооценкой. Они редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с их детьми, испытывают чувство стыда и вины перед обществом. Гиперопека в таких семьях становится основным или единственным стилем воспитания ребёнка, что ведёт к возникновению выученной беспомощности.

Чтобы преодолеть эти факторы надо решить следующие задачи:

- развитие навыков у ребёнка и членов его семьи понимания себя, своих чувств и чувств близких;

- грамотная поддержка родными больного, не забывая о собственных потребностях, делая акцент на его самостоятельность.

-стремление поощрять не болезнь, а здоровье.

Атмосфера поощрения во время занятий физической культурой и спортом состоит из следующих правил:

-не лишать ребёнка возможности заботиться о себе самом;

-поощрять любые проявления его инициативы,

-отмечать его успехи в физическом развитии;

-по мере достижения успехов резко не сокращать внимание к нему, чтобы у ребёнка не создалось впечатления о потере внимания к нему.

-необходим добросовестный контроль за качеством умений и навыков;

-продолжение эмоционального и интеллектуального развития, чтобы он не чувствовал себя бесконечно отставшим от сверстников, а так же, чтобы у ребёнка даже на бессознательном уровне формировалось ощущение , что у него есть реальные возможности применения своих навыков и умений в предстоящей взрослой жизни.

На уроках или на дополнительных занятиях подхожу индивидуально к каждому ребёнку, имеющему какие-то отклонения в здоровье, не подчёркивая его состояние.

-даю посильные задания для выполнения;

- контролируя выполнение домашнего задания;

-не выделяю среди сверстников;

-привлекаю во время спортивных состязаний по показаниям здоровья или для помощи в судействе;

- если состояние здоровья позволяет выполнять то или иное упражнение, принимаю зачёты по программе, чтобы ребёнок не чувствовал ущербность от сверстников;

На протяжении всей своей педагогической деятельности убеждаюсь, что через любовь и доброе отношение как к здоровым, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья, можно выработать у учащихся интерес к выполнению физических упражнений во время учебного процесса, а так же к самостоятельным занятиям во внеурочное время по интересам. Надо у детей выработать уверенность в сознании, что они такие же индивиды, как все остальные члены общества.

В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная деятельность позволяет осмыслить болезнь как данность, переориентировать стратегию семьи с низкого уровня компенсации дефекта на высокий уровень с активным преодолением нарушений в здоровье. Эта стратегия воспитания укрепляет взаимоотношения в семье, делает жизнь ребёнка-инвалида более полноценной.

Хочется думать, что совместные усилия с родителями дадут достойные плоды.



Предварительный просмотр:

Оценка физического состояния обучающихся

на основе методики дифференциации   

(выступление на МО учителей)

Учитель: Лысых В.А.

Методика дифференциации  обучающихся по типологическим группам

Обучающиеся  с нарушением интеллекта дифференцированы на четыре группы по степени физической работоспособности с учетом уровня развития двигательных способностей             и клинико-психологических особенностей их развития:

1) обучающиеся с относительно высоким уровнем развития двигательных способностей и «средним» типом динамики работоспособности  

2) учащиеся с относительно низким уровнем развития двигательных способностей и «быстрым» типом динамики работоспособности  

3) обучающиеся с относительно низким уровнем развития двигательных способностей и «медлительным» типом динамики работоспособности (в подавляющем большинстве это были дети с тормозными состояниями);

4) учащиеся с относительно низким уровнем развития двигательных качестве и «вариативным» типом динамики работоспособности (главным образом дети с церебрастеническим синдромом ).

Состояние физического развития, качественных и количественных характеристик двигательной деятельности школьников следует оценивать  по 10-балльной шкале.

При выставлении баллов за показатели физического развития и двигательных способностей используют метод антропометрических стандартов и метод экспертных оценок, выставляемых на медико-педагогическом консилиуме.

1. Измерение показателей

Физическое развитие

Рост.

При измерении роста стоя спортсмен становится спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планшетку опускают до соприкосновения с головой.

Масса тела.

Масса тела определяется взвешиванием на рычажных медицинских весах.

Нормальные показатели физического развития подростков

Возраст

(в годах)

Рост (см)

Вес тела (кг)

мальчики

девочки

мальчики

Девочки

12

143-158

146-160

33,9-48,6

36,6-51,5

13

149-165

151-163

37,6-54,1

40,5-56,9

14

155-170

154-167

43,8-58,5

44,0-58,6

15

159-175

156-167

47,9-64,8

47,0-62,3

16

168-179

157-167

54,5-69,9

48,8-62,6

17

171-183

157-169

58,0-75,5

49,2-63,5

Двигательные способности.

  1. Прыжок в длину с места.

Прыжок в длину с места выполняется толчком обеих ног со взмахом рук. В прыжке максимально вытянуться. Усилия прилагать не только в горизонтальном, но и в вертикальном направлении. При приземлении подать плечи максимально вперед, стараться удержать ноги выше, не допускать преждевременного приземления.

2.Бег 30 м.

По команде «На старт!» бегун становится впереди колодок  приседает и ставит руки впереди стартовой линии. Из  этого  положения он движением спереди назад упирается ногой в опорную  площадку стартовой колодки, стоящей впереди, а другой ногой – в заднюю колодку. Встав на колено сзади стоящей ноги, бегун переносит руки через стартовую линию к себе и ставит их вплотную к  ней. Пальцы рук образуют упругий свод между большим пальцем  и остальными, сомкнутыми между собой. Прямые ненапряженные| руки расставлены на ширину плеч. Туловище выпрямлено, голова держится прямо по отношению к туловищу. Тяжесть тела равномерно распределена между руками, стопой ноги, стоящей впереди, и коленом другой ноги.                

По команде «Внимание!» бегун слегка выпрямляет ноги, отделяет  колено сзади стоящей ноги от дорожки. Ступни плотно упираются в опорные площадки  колодок. Туловище держится прямо. Таз приподнимается немного выше уровня плеч. Голова остается в неизменном положении по отношению к туловищу. Взгляд направлен вниз.

Услышав команду «Марш!», бегун мгновенно устремляется вперед.  Это движение начинается с энергичного отталкивания ногами и быстрого взмаха руками (сгибая их). Отталкивание от стартовых колодок выполняется одновременно двумя ногами значительным давлением на стартовые колодки. Но оно сразу же перерастает в разновременную работу.

Максимально развитую скорость в беге необходимо поддерживать до конца дистанции, а при возможности ускорить к финишу.

Бег заканчивается в момент, когда бегун коснется туловищем вертикальной плоскости, проходящей через линию финиша. Бегущий первым касается ленточки (нити), протянутой на высоте груди над  линией, обозначающей конец дистанции. Чтобы быстрее ее коснуться, надо на последнем шаге сделать резкий наклон грудью вперед, отбрасывая руки назад. Этот способ называется «бросок  грудью».

3.Метание теннисного мяча.

Метание теннисного мяча производится в коридор шириной 10 м.

Держание снаряда. Мяч захватывают концами пальцев и в зависимости от силы кисти располагают ближе или дальше от ладони. Бросок начинать с поворотом правой стороны таза влево-вперед с последующим выведением вверх-вперед локтя метающей руки. Бросок заканчивается хлестообразным движением предплечья и кисти без опускания локтя.

Движение начинается с разгибания правой ноги вперед-вверх с поворотом пяткой наружу и одновременного поворота бедра налево. Упираясь на упруго стоящую левую ногу, повернуть туловище налево и прийти в положение «натянутого лука».

 4.Гибкость.

    Гибкость позвоночника определяют измерением амплитуды движений при максимальном сгибании, разгибании, наклонах в стороны и поворотах туловища вокруг продольной оси тела. Обычно гибкость определяется по способности человека наклониться вперед, стоя на простейшем устройстве. Перемещающаяся планка, на которой в сантиметрах нанесены деления от нуля (на уровне поверхности скамейки), показывает уровень гибкости. Если палец не достает поверхности скамейки, то величина гибкости обозначается со знаком «минус», если опускается ниже — со знаком «плюс» в сантиметрах.

Шкала оценки показателей физического развития и двигательных способностей

Баллы

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м

(с)

Метание теннисного мяча (м)

Гибкость

(см)

10

170 -200

4,0

45

+ 20

9

165

4,5

40

+ 18

8

160

5,0

35

+ 15

7

150

5,5

30

+ 12

6

140

6,0

25

+ 10

5

120

6,5

20

+ 8

4

100

7,0

15

+ 5

3

90

7,5

10

+ 3

2

80

8,0

5

+ 2

1

60 и меньше

8,5 и более

от 2 до 5

+ 1 и меньше



Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа  - Югры «Нефтеюганская школа – интернат  для обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья»

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ

в условиях инклюзивного обучения (выступление на МО учителей)

                                                          Учитель физической культуры: Лысых В.А.

   Инклюзивное обучение – процесс развития общего обучения, который подразумевает доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к обучению для детей с особыми потребностями.

   Физкультурно – оздоровительная работа должна строиться с индивидуальным подходом и учётом особенностей детей. Например, при включении в подвижные и спортивные игры подбирать ролевые функции исходя из функционального состояния каждого участника, а при проведении эстафет соответственно распределять различные задания. Можно использовать с форой – с разными дозировкам, исходными и конечными положениями.

   Анализируя процесс физического воспитания детей с ОВЗ, надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является её коррекционно – компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания.

   Дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.

   Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и, представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной реабилитации и поэтому между понятиями физической и социальной реабилитации существует взаимосвязь. Здесь опорными становятся принципы, а также методы деятельностного подхода, деловых игр, коллективного способа обучения, учение о приоритетном развитии высших психических функций, об укрупнении дидактических единиц, одновременном развитии всех учащихся, личностно развивающем образовании.

   Физическое воспитание детей с ОВЗ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно – эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности. Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации. Поэтому именно двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности является основным механизмом инклюзивного образования.                                                                          

   Главное на занятиях по физической культуре заинтересовать ребёнка, создать игровую ситуацию. Целью является создание целостной системы педагогического процесса, обеспечивающего создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей и укрепления здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ, путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция двигательных нарушений; разработка и использование таких методов, приёмов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

Задачи физического развития и физического воспитания детей с ОВЗ:

  1. Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками;
  2. Охранять жизнь и укреплять здоровье детей;
  3. Формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;
  4. Создавать условия и формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности;
  5. Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
  6. Тренировать у детей сердечно – сосудистую и дыхательные системы, закаливать организм;
  7. Создавать условия для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний;
  8. Осуществлять систему коррекционно – восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников;
  9. Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действия взрослого;
  10. Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции;
  11. Формировать у детей игровые двигательные действия.

 

  На занятиях по физическому воспитанию решаются как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Основные направления коррекционно – педагогической работы:

  1. Метание – один из первых видов двигательной активности ребёнка, который основывается на развитии хватательных движений и действий малыша. В процессе метания движение выполняется как одной рукой, так и двумя руками. При этом стимулируется выделение ведущей руки и формируется согласованность совместных действий обеих рук. Всё это имеет особое значение для коррекции отклонений в познавательной сфере детей в процессе физического воспитания. В ходе построения дети учатся слышать взрослого и подчинять своё поведение требованиям инструкции взрослого.
  2. Ходьба направлена на развитие основных движений ребёнка, формирование умения правильно держать корпус, соблюдать ритм ходьбы, совершенствование согласованных движений рук и ног, формирование слухо - двигательной и зрительно - двигательной координации. В процессе ходьбы развивается целенаправленность в деятельности ребёнка.
  3. Бег способствует совершенствованию основных движений ребёнка, позволяет ему овладеть навыком согласованного управления всеми действиями корпуса, формирует лёгкость и изящество при быстром перемещении ребёнка. Совместный бег в группе детей закрепляет навыки коллективных действий, способствует появлению эмоционального отклика на них и предпосылок коммуникативной деятельности. Правильная организация бега детей позволяет формировать у них адекватные формы поведения в коллективе сверстников и желание участвовать в совместной деятельности.  
  1. Прыжки направлены на развитие основных движений ребёнка,         тренировку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки следует вводить постепенно и очень осторожно, поскольку они создают большую нагрузку на неокрепший организм ребёнка. Детей начинают учить прыжкам со спрыгивания, с поддержкой взрослого. Для совершенствования навыков в прыжках ребёнок должен проявить волевые качества своей личности, сосредоточиться и собраться с силами. Кроме того, в процессе выполнения прыжков у детей начинают закладываться основы саморегуляции и самоорганизации своей деятельности.
  2. Ползание, лазанье, перелезание направлены на развитие и совершенствование двигательных навыков, укрепление мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения, в свою очередь, оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движениях рук и ног, на укрепление внутренних органов и систем. Данное направление работы является одним из важнейших, поскольку представляет высокую коррекционную значимость, как для физического, так и для психического развития ребёнка.
  3. Общеразвивающие упражнения способствует развитию интереса к движениям, совершенствованию физических показателей и двигательных способностей; развивают гибкость и подвижность в суставах; укрепляют функционирование вестибулярного аппарата.
  4. Физические упражнения обеспечивают активную деятельность внутренних органов и систем, укрепляют мышечную систему в целом. В общеразвивающих упражнениях выделяют следующие группы движений: упражнения без предметов; упражнения с предметами; упражнения, направленные на формирование правильной осанки; упражнения для развития равновесия.
  5. Подвижные игры закрепляют сформированные умения и навыки, стимулируют подвижность, активность детей, развивают способность к сотрудничеству со взрослыми и детьми. Подвижные игры создают условия для формирования у детей ориентировки в пространстве, умения согласовывать свои движения с движениями других играющих детей. Дети учатся находить своё место в колонне, в кругу, действовать по сигналу, быстро перемещаться по залу или на игровой площадке. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, активной совместной деятельности. В процессе подвижных игр создаются условия для развития психических процессов и личностных качеств воспитанников, у детей формируются умения адекватно действовать в коллективе сверстников.

Наиболее эффективна организация подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и лёгких, а следовательно, увеличивается приток кислорода в кровь, что благотворно влияет на общее состояние здоровья.

    Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий детей. Она должна быть правильно подобрана с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых).

   Характер подвижной игры, ее содержание должно быть разнообразным. Это может быть сюжетная игра («Поезд», «Самолет»), может проходить по типу игр-инсценировок, бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки) и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, поощряют творческую активность детей. Одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей.

   Прежде чем предложить детям подвижную игру, необходимо заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявлять терпимость к детям, которые не могут или не понимают, поэтому неправильно выполняют задание. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

   В зависимости от состояния здоровья ребенка необходимо использовать различные средства физической культуры, а при отклонениях в состоянии здоровья – лечебную физическую культуру (ЛФК), которая в данном случае является методом функциональной терапии и составной частью адаптивной физической культуры (АФК).

ЛФК – метод, при котором используются средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного становления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. Обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.

   Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, т.е. специально организованные движения (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые).

   Современным направлением является адаптивная физическая культура как коррекционно-педагогическая составляющая в системе психолого-педагогической работы. Включает многообразную структуру двигательной активности.

   Основная задача АФК – восстановление врожденной потребности в двигательной активности, которая в сочетании с правильным, сбалансированным питанием является важным элементом режима, положительно влияющим на здоровье ребенка. Активные движения повышают устойчивость к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.

   Адаптивная физическая культура способствует развитию умственных способностей, восприятия, мышления, пространственных и временных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие способствует активизации психики и речи ребенка, что в свою очередь стимулирует становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью.

   Среди корригирующих упражнений особое значение имеют дыхательные упражнения; упражнения на расслабление; упражнения на нормализацию поз и положений головы и конечностей; развитие координации и равновесие; развитие силовых качеств (упражнения сопротивления); коррекция осанки; развитие ритма и пространственной организации движения.

   В ходе выполнения движений у детей не должно быть задержки дыхания. При выполнении упражнений необходимо обращать внимание в первую очередь на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений. При этом следует исключить случаи постоянного ротового дыхания у детей вследствие заболеваний носовой полости.

   При проведении фронтальных занятий следует избегать длительного пребывания детей в одни и тех же позах. Нельзя допускать долгих объяснений заданий т.к. это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей т.к. это усиливает мышечное напряжение и усложняет выполнение упражнений.

Основные виды и содержание упражнений, используемые на физкультурных занятиях:

  1. Упражнения для растягивания мышц используются для снятия напряжения, профилактики тератогенеза, расширения диапазона движения.
  2. Упражнения для развития чувствительности мышц (силовые упражнения на сопротивление).
  3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности мышц.
  4. Упражнения для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
  5. Упражнения на выносливость.
  6. Статические упражнения напряжения – расслабление, для устранения спазмов и судорог.
  7. Тренировка ходьбой (обучение правильной ходьбе с опорой и без нее).
  8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
  9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

   Таким образом, выстроенная физкультурно – оздоровительная работа с детьми  с ОВЗ способствует укреплению здоровья детей и их физическому развитию, закрепляет успехи ребёнка, достигнутые в коррекционно – развивающей работе в условиях инклюзивного обучения.



Предварительный просмотр:

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

БОЧЧЕ – НОВЫЙ ИГРОВОЙ ВИД СПОРТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(выступление на городском МО)

Учитель: Лысых В.А.

Содержание, форма и методические особенности позволяют рассматривать подвижную игру бочче в качестве одного из важнейших средств физического воспитания детей с умственной отсталостью.            

Это средство при педагогически правильном, оправданном практическом использовании  бочче становится эффективным игровым методом коррекции физических недостатков и улучшения показателей умственного развития данной категории детей.

Овладение навыками игры  в бочче,  посредством которой мы достигаем коррекции координационных способностей детей с нарушением интеллекта,   обеспечивает  развитие способности согласовывать свои движения с направлением и скоростью движения шара (дифференцирование пространственно-временных отношений; развитие специальных физических способностей, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение моментом воздействия руками на шар (при подаче).

Этому подчинены также подводящие упражнения, которые развивают специальные координационные способности для конкретного приема; развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности, мышления. Чтобы знания обучающихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения.  Прежде всего - это зрительный образ изучаемого действия; логический, основанный на объяснении; кинестезический образ или двигательное ощущение.  

Организация овладения двигательными действиями в процессе коррекции координационных способностей через игру в бочче имеет три основных этапа.

1.  Этап начального разучивания.

Создается ориентировочная основа действия: показ захвата, способа держания паллино и бочче, исходного положения, в котором должен стоять игрок, для того, чтобы подать шар.

2. Этап детализированного обучения.

Формируется первоначальное умение на основе сформулированного представления: тренировка основной фиксированной стойки у фаул-линии (стартовой линии),  объяснение и показ подачи паллино и бочче, используя способ катания, тренировка в сочетании стойки и подачи, показ различных видов бросков. Здесь большое значение имеет контроль, осуществляемый органами чувств, за тем, как движение выполняется, насколько   соответствует  эталону   (представлению).   На  основе  этого корректируются неточности.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

 Двигательное действие    совершенствуется    путем    многократного    повторения: повторение захвата, фиксированной стойки, подачи палино и бочче путем катания, знакомство с игровыми ситуациями, установлением мячей в разных позициях, объяснение

В процессе коррекции координационных способностей детей с нарушением интеллекта посредством игры в бочче из всего многообразия движений можно выделить наиболее простые (элементарные): для принятия стойки у стартовой линии  необходимо поставить опорную ногу к линии, толчковую ногу – сзади, тело отклонить назад и отвести назад руку с бочче, затем плавно перенести тело вперед, подающую руку подвести к стартовой линии, при этом центр тяжести тела перенести с толчковой ноги на опорную; для захвата бочче кисть развернуть ладонью вверх, положить бочче на ладонь, обхватить шар таким образом, чтобы

Таким образом, игра в бочче способствует коррекции координационных способностей детей с нарушением интеллекта при использовании подготовительных упражнений (для развития физических качеств), подводящих упражнений и упражнений по технике, а также применении упражнений для развития физических качеств в рамках структуры технических приемов и их многократного выполнения в сочетании с действиями с шаром.

Мячи для бочче.

Игровые мячи.

Мячи могут быть деревянные или из смеси материалов. Они также должны быть одинакового размера (кроме паллино).

            Размер шаров в диаметре для официальных соревнований может быть от 107 мм (4,20 дюймов) до 110 мм (4,33 дюймов).

Цвет шаров не является существенно важным при условии, что четыре шара одной команды заметно отличаются от четырех шаров противника. (например, у одной команды четыре красных мяча, а у другой - четыре зеленых).

Четыре мяча каждой команды могут иметь отличительные линии для того, чтобы мячи одного игрока отличались от мячей других товарищей по команде.

Паллино

Размер паллины не должен превышать 63 мм (2,5 дюймов) и не должен быть меньше 48 мм (1,875 дюймов). Цвет паллины должен заметно отличаться от цвета шаров обеих команд.

Если по ходу игры мяч или паллино сломались (раскололись), период считается «мертвым», т.е. переигрывается.

Раздел 3. Вспомогательные устройства

Измерительное устройство

Прибор для измерения расстояния – это прибор для точного измерения расстояния между двумя объектами, который признается судьями турнира. При дивизионировании должна быть использована рулетка с показаниями в миллиметрах. Обычно используется стальная рулетка.

Флаги

Могут быть любой формы, но по цвету должны совпадать с цветом шаров обеих команд.   Должны быть приняты судейской коллегией.  Должны быть достаточно большими, чтобы их можно было четко различить с расстояния 15 метров.

Устройство для подсчета очков

Может быть любым, принятым судейской коллегией.  Предназначено для подсчета очков во время игры.

 Занятие 1.

1. Демонстрация игры - 5 мин.

2. Демонстрация оборудования и инвентаря - 5 мин.

3. Объяснение правил безопасности - 5 мин.

4. 5. Тренировочные упражнения - 10 мин.

6. Тренировка в катании малого мяча (паллино) - 10 мин.

Занятие 2.

1. Разминка - 10 мин.

2. Повторение правил безопасности - 5 мин.

3.Повторение названия оборудования и включение новой терминологии по необходимости - 5 мин.

4. Хват, захват, способ держания - 5 мин.

6. Тренировочные упражнения - 10 мин.

   ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ   ПО БОЧЧЕ

Раздел 1. Имитационные упражнения.

Упражнение 1.

На средней линии чертится круг, туда помещается паллино.

Задача:

- задеть паллино

- сбить паллино

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.

Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...