Мир пернатых и зверей ждет поддержки от друзей .
план-конспект занятия (6 класс)

Хаванская Елена Валерьевна
Цель: сформировать представление о Красной Книге 
Задачи: 
Образовательная: познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами животных, с понятийным аппаратом по теме “Красная книга” на региональном компоненте; показать роль человека в исчезновении многих видов животных. Развивающая: развивать интерес к предмету, к изучению природы своего края, способствовать развитию  устной речи, навыков выступления перед аудиторией. Развивать  эмоциональную сферу  учащихся через сопереживание, сожаление  по отношению к  вымершим и редким  животным. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе родного края, умение работать в группах, умение высказывать свое мнение, в тоже время внимательно и терпимо относиться к мнению окружающих; воспитание навыков бесконфликтного общения. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

“Глуховская школа - интернат” 

МБОУ ГШИ №2 

  

 

 

                                  

Мир пернатых и зверей ждет поддержки от друзей 

Для детей 6 “А”, “Б” класса 

 

 

 

 

 

 

                      Подготовила:

Классный руководитель: Золотова Н.В.

                                                   Воспитатель: Хаванская Е. В. 

                                  Дата: 03.02.2023 г. 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Ногинск 2023 г. 

 

Мир пернатых и зверей ждет поддержки от друзей 

 

Тема урока Мир пернатых и зверей ждет поддержки от друзей 

Цель: сформировать представление о Красной Книге 

Задачи: 

Образовательная: познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами животных, с понятийным аппаратом по теме “Красная книга” на региональном компоненте; показать роль человека в исчезновении многих видов животных. Развивающая: развивать интерес к предмету, к изучению природы своего края, способствовать развитию  устной речи, навыков выступления перед аудиторией. Развивать  эмоциональную сферу  учащихся через сопереживание, сожаление  по отношению к  вымершим и редким  животным. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе родного края, умение работать в группах, умение высказывать свое мнение, в тоже время внимательно и терпимо относиться к мнению окружающих; воспитание навыков бесконфликтного общения. 

 

Учитель 1: 

В нашей стране Всемирный день защиты животных стал отмечаться с 2000 года. Инициатива по его празднованию принадлежала Международному фонду защиты животных. В этот день проходят обсуждения важных насущных вопросов несправедливости по отношению к братьям нашим меньшим. Поднимаются проблемы бездомных животных и жестокого обращения к ним. А Международный фонд защиты животных уже 23 года проводит образовательные программы «Учимся помогать животным»

Учитель 2:И сегодня мы с вами в очередной раз поговорим о тех, кому нужна защита и помощь. Вспомним, кто и для чего создал Красную книгу. В форме игры проверим и закрепим ваши знания.

Чтение стихотворений детьми.

Чтец 1. Мы встанем на защиту "братьев меньших"!

В обиду ни за что их не дадим!

И численность бездомных мы уменьшим,

Характер дикий мягко укротим!

Любовь подарим кошке и собаке,

Друзей пернатых нужно не забыть.

Любой пусть счастлив будет зверь лохматый!

 Запал наш никому не погасить!

Чтец 2. Собаки, и кошки, и змеи, и птицы,

 и лапки, и ножки, и морды, и лица,
усы и реснички, копытца и гривы.

В земле и в воде. Живите счастливо!

Чтец З. Стремись животных защищать,

 они ведь — братья наши!

Стремись чуть — чуть добрее стать,

мир этот сделать краше!

Чтец 4. Их дружба крепкая верна,

животные — как люди!

И нам их доброта нужна.

 Кем без добра мы будем?

История создания Красной Книги.

1 ученик:

     К началу 20 века стало очевидно, что необходимо принимать специальные действенные меры по спасению животного и растительного мира В 1949 году была создана Комиссия по выживанию видов, целью которой и было определить виды, нуждающиеся в охране. А в 1963 году был издан первый вариант Красной книги.

2 ученик:

    Почему люди дали этому документу такое название?

Проведя такую трудную и серьезную работу ученые обнаружили, что с лица Земли уже исчезли некоторые виды животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезают от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.

3 ученик:

   Поэтому   на  сегодняшний   день  принято  и   действует  законодательство,

предусматривающее    не   только    административную,   но   и   уголовную

ответственность  за  истребление  животных занесенных  в  Красную  книгу.

 4 ученик 

   В Красной книге Московской области указаны все виды живых организмов,

которые   находятся  на  грани    исчезновения   или  считаются  редкими.  На

сегодня   существует   два   издания   книги,  согласно  второму  в  её   состав

включено 290 растений и 426 животных. Данные обновляются каждые десять

лет.

Учитель 1: Ребята,  спасибо  за  подготовленный  вами  материал,  а  сейчас  предлагаю  вам в  конкурсной  форме  освежить  свои  знания  о животных и птицах.

Блиц - опрос для каждой команды:

Вопросы:

1. Самое хищное животное семейства кошачьих? (Рысь).

2. Самый маленький хищник на Земле? (Ласка, длина 13 см, масса-100 гр).

3. Впадает в спячку зимой и спит 220 дней в году? (Сурок).

4. Это животное занесено в Красную книгу. В России живет 3 вида: Бурый, Белогрудый, Белый. (Медведь).

5. Это животное занесено в Красную книгу, обитает в морях и океанах. Вес 20 тонн, длина - 25м. (Синий кит).

6. Это животное занесено в Красную книгу, очень редкий зверь не только в России, но и по всему миру. Внешне напоминает лису, но не лиса, шерсть - красного цвета. Крайне осторожен, прекрасно плавает, прыгает, отличный слух? (Красный волк).

7. Наука о животных? (Зоология).

8. Это животное занесено в Красную книгу, живет 40 лет. Плавает со скоростью 25 км в час. Бывает Атлантическим и Лаптевским? (Морж).

9. Это животное живет в Графском заповеднике.  (Бобр).

10. След, какого зверя похож на след человека? (Медведя).

Брачный союз

Учитель: Конкурс называется «Брачный союз» С приходом весны многие птицы образуют пары. У каких-то птиц «брачный союз» длится вечность (например, лебеди), у других – всего один сезон.

Задание: Образуйте птичьи пары предложенных птиц.

ОТВЕТ:

Петух – курица                                                    Индюк - индейка

Гусь – гусыня                                                      Орел - орлица    

Утка – селезень                                                   Тетерев - тетерка

Голубь – голубка                                                 Глухарь - глухарка

Перепел – перепелка                                          Фазан - фазанка    

Экологическая игра «Узнай животное» (у доски)

Учитель. К нам поступили жалобы от животных. Давайте,  ознакомимся с ними и решим, верно ли поступает человек.

Жалоба 1. «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

-Кто это? (Это жаба.)

-Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.

Жалоба 2. «Ох и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им/ не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым; сидеть без хлеба».

-Кто это? (Сова.)

-Сова с 1946 г. находится под охраной государства. Одна сова, уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба 3. «Мы сосем кровь человека. Из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать. От нашего тоненького голоса многие люди начинают чесаться».

-Кто это? (Это комары.)

-Но все же комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются многие птицы. Интересно, что бороться с комарами нам помогают стрекозы. Стрекозы и их личинки - прожорливые хищники. Сами стрекозы охотятся на взрослых комаров в воздухе, а личинки стрекоз - на личинок комаров в воде.

Учитель: нужно беречь и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, жабы и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

Жалоба 4. Мы хотим защитить себя от тех, кто нас часто ловит. Это в основном вы, дети! Вы ловите нас, отрываете крылышки. А когда нас трогают за крылья, то мы становимся беспомощными, потому что не можем больше летать. Мы очень красивые, нежные и хрупкие, как цветы. Без нас летняя полянка не будет такой пестрой и веселой. Ребята, не обижайте нас!

(Бабочки) Бабочки не только украшают наши поля и луга, но и приносят человеку пользу. Например, бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.

Конкурс «Собери слово»

На столе лежат карточки с буквами. Команды должны собрать ответ на вопрос из предложенных букв.

1. Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук.)

2. Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)

3. Какая птица самая красивая, но каркает как ворона? (Райская птица.)

4. Какое животное можно научить стоять на голове? (Слон.)

Учитель. Ребята, вы знаете , что в  России живет самая крупная в мире хищная кошка — Амурский тигр. В народе животное окрестили по названию тайги — уссурийским или по названию региона — дальневосточным, а иностранцы называют животное сибирским тигром. Разницы нет, но официальное название всё же — амурский тигр.

Учитель.

В 1930-х годах охотники почти истребили амурских тигров. Чтобы спасти зверя от исчезновения, государство запретило на него охоту, и с 1960-х годов численность стала расти. Сегодня популяция тигра в России оценивается в 750 особей.

Учитель: В неволе животное проживет до 20 лет, потому что у него есть безопасный дом, еда и ветеринары. На свободе тигры проживают счастливую жизнь, но вдвое короче — примерно 10 лет.

Учитель: Взаимоотношения с человеком для российских тигров сложный вопрос. С одной стороны, из-за людей они находились на грани исчезновения, но и благодаря людям популяция выросла. Рост популяции тоже вызвал вопрос: теперь зверям нужно больше места и пищи.

 Снова человеческая деятельность этому мешает вырубками, пожарами и браконьерством. 

Чтение стихотворения «Амурский тигр»

В тайге вновь брезжит сказочно рассвет.
Снег серебром таинственно сияет.
Но вот сюда приходит человек,
И место это краски вмиг теряет:

Была трава - а стало сено.
Где дуб стоял - теперь лишь пни.
А человек вновь посягает смело
На чью-то жизнь, на чьи-то дни.

Она бежала тихо и легко,
И лишь полоски в темноте мелькали,
А голову держала высоко,
Чтоб звери, кто она, не забывали.

Ее следы виднелись на снегу
И тайно за деревьями скрывались.
Она не замечала на бегу,
Как вслед за нею браконьеры гнались.

Но вот она легко остановилась
И меж деревьев сразу растворилась.
И видит: человек идет за ней...
А дома ждут. И сердца стук сильней...

На рыжем теле полосы блестят.
Ее осанка гордостью пленяет.
Глаза тигрицы сказочно горят.
Весь вид ее лесных зверей пугает.

Но браконьер, ружье к плечу приставив
И быстро шапку на боку поправив.
Вдруг злую пулю выпустил на волю
И ею ранил тело молодое...

Она вползла в пещеру под скалой
И трех тигрят своим теплом закрыла.
И капли крови капали бедой
На тех, кого она лелеяла, любила.

Тигрята думали, что мать устала
И долго ползали, пытаясь разбудить.
В глуши тревожно птица прокричала:
Хотела о беде предупредить...

И возле матери два малыша вдруг пали,
И не свершилось то, о чем мечтали.
Они ушли на небо, они спали.
Они и жизни толком не видали.

Другой хотел уйти, но не умел:
Он только родился, он только сел.
Но браконьеры по следам пришли.
И малыша в пещере той нашли.

Он был труслив, но все же зарычал,
Он мать хотел закрыть, но был так мал.
Он первый рык издал... и замолчал:
Тигренок злую пулю повстречал...

Они хотели жить, но им не дали.
Они хотели есть - им помешали.
Они хотели пить - мы реки иссушили.
Они хотели жить... За что же их убили?!

Мы, люди, слишком многого хотим
И часто то берем, что нам не надо...
Давайте с вами тигров сохраним,
Ведь их осталось очень, ОЧЕНЬ мало.

Учитель: Всемирный фонд дикой природы:

  • Cоздает особо охраняемые природные территории для сохранения мест обитания тигра;
  • Оснащает и поддерживает антибраконьерские и противопожарные бригады;
  • Восстанавливает численность копытных в местах обитания тигра. 

Учитель:  Во Владивостоке ежегодно проходит День тигра. В этот праздник жители выходят на шествие, привлекая внимание остальных граждан к сохранению дикой природы. А компания Discovery поддержала Фонд и выпустила фильм «Спасти тигра».

Учитель

Вот и подошёл концу наш урок. Подводя итог, хочется сказать, что вы все молодцы и знаете много о братьях наших меньших – животных. Сегодня вы узнали много нового и интересного о животных, растениях, птицах Красной Книги.

       Учитель:   Относитесь к ним бережно и с любовью, с добротой

Вы – будущее поколение нашей планеты. И какой будет наша планета – зависит от вас. Идите дорогою добра!

(Исполнение песни «Дорогою добра»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия "Мои пернатые друзья"

Конспект коррекционного занятия «Мои пернатые друзья»   Цель. Уметь различать и узнавать существенные признаки домашних и диких птиц.   Задачи. Закреплять знания о внешнем ...

"В гостях у пернатых друзей. (Обобщающий урок в 6 классе по теме "Имя числительное)"

В своей работе хотела показать, как можно провести познавательный урок о птицах и обобщить материал по теме "Имя числительное " в 6 классе....

КВН загадок "Наши пернатые друзья"

ЦЕЛИ:  Закрепить знания о  птицах , активизировать  мышление  детей, речь  ;     учить    наблюдать  за природой  ; воспитывать...

Предметная неделя искусства по теме «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя»

План предметной недели по искусству по теме  «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя». Отчет о проведении предметной недели учителями музыки, изобразительного искусства, технологии, орга...

Интеллектуально - познавательная игра для начальных классов "В гости к пернатым друзьям"

В игре участвуют три команды: 2, 3 и 4 класса. Для проведения игры от каждого класса  выбираем по 8  человек. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанн...

Как живут наши пернатые друзья зимой

Материал для закрепления знаний детей о зимующих и перелётных птицах, способах их выживания в суровое время года. Зависимость  питания пернатых от формы клюва. Отличительные особенности следов жи...

Мир пернатых и зверей ждет поддержки от друзей

Сценарий внеклассного мероприятия в среднем звене....