ЭССЭ
статья

Акимова Лариса Викторовна

« ВОСПИТАТЕЛЬ XXI ВЕКА»


 

«Русский педагог XXI века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут - духовность, здоровье и творчество» - В.И. Андреев, член-корреспондент Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_akimova_l.v.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

(МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ )

« ВОСПИТАТЕЛЬ XXI ВЕКА»

  «Русский педагог XXI века только в том случае выполнит свою ответственную     миссию, если его педагогическими приоритетами станут - духовность, здоровье и творчество» - В.И. Андреев, член-корреспондент Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор.

      Я -  педагог уже 41 год - это судьба! Скажу ли я ей спасибо?  Наверное, да!

Даже тогда, когда в моей педагогической жизни периодически происходят перемены.

  Теперь, волею судьбы, рядом со мной дети с ограниченными  возможностями здоровья.

  Радует то, что одним из немногих позитивных итогов, происходящих в нашей стране перемен, являются начальное переосмысление обществом  своего отношения к детям с ОВЗ, детям - инвалидам.

  Ни для кого не является секретом тот факт, что  в «застойные времена» у нас просто отрицалось наличие умственно-отсталых детей, им подобных и делалось всё возможное в плане их изоляции от нормального общества.

  Они являлись предметом внимания специальных органов, которым и была поручена забота о таких индивидах, где созданные минимальные человеческие условия оставляли желать лучшего.

 Сегодня можно с уверенностью говорить о формировании государственной политики в отношении таких детей: за последние годы возросла в несколько раз сеть коррекционных учреждений  и учреждений социального обслуживания семьи и детей. Среди них важное место занимают специализированные реабилитационные центры по работе с детьми-инвалидами, больными, с отклонениями в развитии детьми и подростками и дома-интернаты. Накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию по отношению к детям с ОВЗ.

  Согласно программе Е.Д.Худенко, которую я реализую в своей работе, суть этой стратегии заключается в следующем : «Любой ребенок, будь то глубоко умственно-отсталый, или ребенок с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду на каждом этапе возрастного становления». Я с автором полностью согласна, так как тоже считаю: ребенок-инвалид, как же как и любой другой человек, живет в мире отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. У детей с ОВЗ  представления о той или иной социальной роли, как правило, искажены, а значит требует индивидуального педагогического воздействия.

И прежде всего - это милосердие, выдержка, внимание, приветливость, простота и душевность в общении с каждым воспитанником и требовательное терпение. Так как в   детские дома и школы - интернаты поступают дети, семьи которых социально не благополучны, где не прививались в полной мере, а где-то вообще никакие ценности, не соблюдались элементарные нравственные нормы.

Для оптимизации коррекционной работы, считаю целесообразным воспитателю ставить во главу угла личность ребенка со всеми его недостатками и возможностями, учитывая различные отрицательные черты характера и психические отклонения ( импульсивность, впечатлительность, аффективная чувствительность, тупая бесчувственность, медлительность, безволие, беспринципное отношение к своим поступкам, немотивированное поведение),быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создавать ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска.

А также создавать условия, где каждый наш воспитанник независимо от уровня интеллекта, психического  и физического развития мог бы компенсировать недостатки или развить потенциальные способности, данные ему природой.

  Думаю, что воспитатель, работающий с детьми с ОВЗ ,призван помочь ощутить детям ежедневную персональную заботу о себе « не как о ребенке-балласте, а как о личности, которую любят и принимают такой какая она есть!»

Воспитательная работа в школе– интернате обязательно предполагает индивидуальную работу с дифференцированным подходом. Для чего педагог должен хорошо знать индивидуальные физиологические и психические особенности  каждого ребенка.

Моё педагогическое кредо: « Немало можно добиться строгостью, а больше всего знанием дела, любовью и справедливостью, невзирая на лица».

 Детям, находящимся в условиях материнской депривации очень необходимо ощущать  любовь и уважение, поддержку и участие находящихся рядом взрослых. Потому что у каждого воспитанника собственная  жизненная история, сложный асоциальный жизненный опыт (пьянство, наркомания, попрошайничество, бродяжничество, безнадзорность); по разным причинам некоторые потеряли родителей, близких, лишились семейного тепла.

 Понимая это, я  в своей группе   способствую созданию  уюта, приближенного к домашнему, приятного психологического климата, созданию условий для самовыражения, самоутверждения моих воспитанников.  Провожу индивидуальную работу  по коррекции межличностных отношений воспитанников  и  их эмоционально – волевой сферы.

Мы живём в эпоху современных технологий, но сердечно понимая, что ни одна технология не заменит тепла души, я стараюсь отдать своим воспитанникам частичку  душевного тепла, которая им так необходима. Понимая, дети отвечают мне тем же.

«Воспитатель сам  должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника»

                                                                                                            (В. Даль)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЭ " Я - учитель, а это значит...

Каждый человек размышляет о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, а учитель вдвойне, так как эта профессия одна из самых ответственных. Размышляя над тем, что значит для меня быть учителем, я ...

Эссэ

Мой взгляд, размышления о профессии учителя...

педагогическое ЭССЭ

Предназначен для сборника "Сердце отдаю детям"...

эссэ "Курение в масштабе всей страны"

Размышления о проблеме курения в нашей стране, причинах, побуждающих детей взяться за сигарету, ответственности взрослых и о том, что же делать?...

Эссэ на тему: "Перспективы развития сельского туризма в Республике Мордовия"

В эссе рассматриваются факторы, способствующие развитию туризма в Республике Мордовия. Акцентируются  внимание на том, что эта сфера обслуживания не только слабо развита в Мордовии, но и в Р...

Эссэ на тему: "Перспективы развития сельского туризма в Республике Мордовия"

В эссе рассматриваются факторы, способствующие развитию туризма в Республике Мордовия. Акцентируются  внимание на том, что эта сфера обслуживания не только слабо развита в Мордовии, но и в Р...

Эссэ по теме по документу «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

В эссе я  высказала свои мысли по поводу новой концепции воспитания личности гражданина России...