Практико-ориентированный проект "Создание и внедрение электронного портфолио учителя"
проект

Семенова Оксана Владимировна

Актуальной проблемой проекта «Создание и внедрение электронного портфолио  учителя» будет выступать необходимость создания и размещения такой модели электронного портфолио, которая будет удобной для рефлексивного анализа своего профессионального роста будет отражать уровень его компетентности и конкурентоспособности.

 

Цель проекта:

Создание электронного портфолио педагогов и размещение его на сайте Учреждения.

 

 

Задачи проекта:

  1. Анализ значимых профессиональных результатов, достигнутых педагогами  в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечение мониторинга профессионального роста.
  2. Систематизация накопленного опыта, определения направления развития педагога для объективной оценки его профессионального уровня.
  3. Представление индивидуальных достижений педагогов Учреждения  широкой общественности через сайт http: http://zemlanka56.ucoz.ru/ .
  4. Реализация индивидуальной траектории профессионального развития педагога.
  5. Совершенствование и рост профессионального мастерства педагога, непрерывное повышение его квалификации.
  6. Овладение педагогами информационными компетентностями.
  7. Развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности педагога.
  8. Содействие успешному прохождению процедуры аттестации педагогических работников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_rabota.docx959.54 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно - практическая конференция  педагогов

Номинация «Практико-ориентированный проект»

          Тема: ««Создание и внедрение электронного портфолио учителя»

Автор: Семенова Оксана Владимировна

МОБУ «Землянская основная общеобразовательная школа»

                                                                                                     

2022 год

Введение

В связи с изменениями в образовании, его открытостью и доступностью, учетом  желаний общества и родителей наблюдать за работой образовательных учреждений оценивать ее с точки зрения видов и качества предоставления образовательных услуг, к педагогам предъявляются новые требования. Это нашло свое отражение в официальных документах: в законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, ФГОС ООО, в профессиональном стандарте педагога и других. Кроме того, современные требования к качеству основного общего образования изменили подходы к оценке результативности профессиональной деятельности педагога. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики педагогов, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. ФГОС ООО диктует характеристики деятельности успешного профессионала-учителя: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. В    этой   связи    становится    очевидной   необходимость    разработки    и    внедрения    в    широкую    практику   такого    способа    предъявления    педагогических    профессиональных    достижений, который   даёт     объективную    информацию    о    реальном    качестве   работы    педагога и способен    фиксировать    динамику   изменения    качества    профессиональной    педагогической    деятельности.  Мировой    и    отечественный    опыт   оценивания    качества    труда   педагога    свидетельствует    о    том,    что   всем    этим    условиям   в    наибольшей    степени   удовлетворяет    такой    метод   предъявления    результативности    профессиональной    деятельности,  как   портфолио.

Актуальность проекта:

Об актуальности создания портфолио в наше время говорить не приходится. Портфолио профессиональной деятельности педагога в настоящее время рассматривается как современная форма оценки его профессионализма, определения его профессиональной компетентности и результативности деятельности при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. Кроме того, портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагогов, включающий интеграцию количественной и качественной оценок педагогической деятельности. Портфолио подтверждает результативность деятельности учителя, актуализирует рефлексию его собственной деятельности. В портфолио собирается разнообразная информация, отражающая существующий уровень профессиональной деятельности педагогического работника, позволяющая эксперту, коллегам и родителям объективно оценивать эффективность образовательной деятельности и ее успешность. Кроме того, портфолио объединяет в себе материалы, содержащие многообразную информацию, которая документирует имеющийся опыт педагога и отражает совокупность его индивидуальных достижений. Создать профессиональное портфолио сегодня - это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить в любой сфере деятельности для достижения успеха. При этом нужно отметить, что не весь опыт педагогической деятельности может быть представлен в портфолио в виде печатных документов. И вот тут-то на первый план выходят современные информационные технологии. В настоящее время в условиях стремительного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс наличие электронного портфолио является одним из основных показателей ИКТ-компетенции педагога. И, как показывает практика, эта задача решается с помощью электронного портфолио, которое очень четко характеризует деятельность педагога с точки зрения информационной и профессиональной культуры. Электронное портфолио - один из мощнейших инструментов самоорганизации и самодиагностики профессионального роста педагога. Основными компонентами электронного портфолио педагогов выступают документация воспитательно - образовательной  деятельности и анализ своей профессиональной работы. Кроме того, электронное портфолио является дополнением и подтверждением к заявленным баллам во время внутренней аттестации педагогических работников. Главное назначение электронного портфолио – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своего профессионализма, такие как реализованные проекты, участие в фестивалях и конкурсах, проведенные педагогом исследования, разработанные методические материалы и т.д. В отличие от обычного, электронное портфолио обеспечивает:

  • быструю систематизацию и обновление большого объема материалов;
  • оперативный доступ к материалам;
  • возможность демонстрации на многочисленную аудиторию;
  • интерактивность и визуальную привлекательность за счет использования графики, аудио- и видеоматериалов и т.д.

Основанием для составления электронного портфолио могут также послужить желание и умение педагога поделиться своим положительным опытом для ознакомления и внедрения в педагогическую практику других педагогов.

Электронное портфолио педагога позволяет пополнять  банк  данных  об эффективности профессиональной деятельности педагогов и ее связи с повышением квалификации. В настоящее время, как известно, педагоги нуждаются в постоянном повышении квалификации и должны подтверждать свою компетентность. Стратегией профессионального развития нового поколения  педагогов, является методика портфолио как рефлексивная модель подготовки и повышения квалификации.

Современный педагог - педагог, владеющий навыками информационных технологий. Поэтому и электронное портфолио, созданное средствами  компьютерных программ, позволит собрать электронные наработки, наглядно отразить динамику профессионального развития педагога.

Проблема:

Актуальной проблемой проекта «Создание и внедрение электронного портфолио  учителя» будет выступать необходимость создания и размещения такой модели электронного портфолио, которая будет удобной для рефлексивного анализа своего профессионального роста будет отражать уровень его компетентности и конкурентоспособности.

Цель проекта: 

Создание электронного портфолио педагогов и размещение его на сайте Учреждения.

Задачи проекта:

  1. Анализ значимых профессиональных результатов, достигнутых педагогами  в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечение мониторинга профессионального роста.
  2. Систематизация накопленного опыта, определения направления развития педагога для объективной оценки его профессионального уровня.
  3. Представление индивидуальных достижений педагогов Учреждения  широкой общественности через сайт http: http://zemlanka56.ucoz.ru/ .
  4. Реализация индивидуальной траектории профессионального развития педагога.
  5. Совершенствование и рост профессионального мастерства педагога, непрерывное повышение его квалификации.
  6. Овладение педагогами информационными компетентностями.
  7. Развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности педагога.
  8. Содействие успешному прохождению процедуры аттестации педагогических работников.

Новизна и практическая значимость проекта:

В настоящее время много говорится о построении и апробации моделей «портфолио» педагогов. Обсуждаются различные варианты построения мониторинга их профессионального роста, составляющей которого является индивидуальная накопительная оценка – «портфолио». Новизной же в данном проекте является форма представления и наполнения портфолио, а именно электронная форма в виде базы данных.

Электронное портфолио создает условия для самореализации и самовыражения педагогов, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста. При создании и наполнении электронного портфолио от педагога требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность.

Кроме того, практическая значимость электронного варианта портфолио имеет ряд неоспоримых преимуществ перед бумажным, поскольку:

  • объем информации в нем представлен шире и разнообразнее;
  • информация охватывает не только все аспекты деятельности работника, но и нормативно-правовую и справочную основу этой деятельности;
  • интерактивность и обеспечение оперативного доступа;
  • навигацию по разделам выполнять проще, нагляднее и быстрее;
  • электронное портфолио может стать технологией планирования профессиональной карьеры и эффективным средством развития. Объясняется это тем, что оно содержит больше информации для понимания, чем стандартное резюме, и позволяет увидеть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей работника;
  • работа по формированию своего электронного портфолио это овладение ИКТ-компетентности, что учитывается при аттестации педагогов.

Следует также подчеркнуть, что электронное портфолио  отражает  основные подходы к разработке и ведению портфолио педагога:

  • компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогов основных профессиональных функций и компетенций);
  • деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
  • системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции портфолио педагога в целом и отдельных его компонентов).

Ожидаемые результаты проекта: 

  1. В результате реализации данного проекта будет создано и размещено на сайте Учреждения  электронное портфолио каждого педагога, которое будет выступать как средство для рефлексивного анализа педагогической деятельности (уровень компетентности);
  2. Электронное портфолио  позволит учитывать все многообразные достижения педагогов, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
  3. Электронное портфолио обеспечит накопление информации, необходимой для:
  • повышения и подтверждения квалификационной категории педагогов;
  • своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога;
  • принятия управленческих решений о поощрении педагогов, доплат из стимулирующего фонда оплаты труда, представления к наградам;
  1. При работе над созданием и ведением электронного портфолио у педагогов сформируются информационные компетентности; расширятся возможности обучения и самообучения (умение работать с традиционными и цифровыми источниками информации и пользоваться стандартными офисными программами обработки информации);
  2. Работа над электронным портфолио позволит педагогам изменить свое мнение о самом себе и своем месте в Учреждении и будет способствовать дальнейшему профессиональному росту;
  3. Электронное портфолио педагогов будет выступать как форма предоставления индивидуальных достижений педагогов Учреждения  для родителей воспитанников и широкой общественности.

Описание проекта: 

Проект является частью Программы информатизации Учреждения, основной целью которой является  создание   единого   информационно   образовательного пространства. В  рамках исполнения данной программы разрабатывался и реализовывался инновационный проект «Электронное портфолио учителя».

На стадии создания проекта нами была изучена современная литература по теме проекта, ссылки на методические и практические материалы, размещенные в Интернете. В результате чего  было принято решение об использовании данных электронного продукта разработанного браузером https://www.google.ru/ «Портфолио». Данный электронный продукт является конструктором, позволяющим педагогам самостоятельно моделировать собственное портфолио. Обозначим преимущества предлагаемого электронного продукта:

  • исходная база данных, а также широкий спектр рекомендаций и нормативных образцов документов по описанию опыта работы и формулированию результативности позволят педагогам упростить составление собственных отчетов, резюме, «визитной карточки», презентаций;
  • в конструкторе  заложены шаблоны с подробными рекомендациями по заполнению, которые помогут педагогам сократить время на составление структуры и содержания нужного портфолио;
  • созданное электронно портфолио можно наполнить любыми документами, его можно сохранить и распечатать;

Используя данный ресурсный материал и программные возможности "Портфолио" педагоги нашего Учреждения смогут осуществлять следующие направления реализации проекта:

  • фиксировать и накапливать результаты своей деятельности в электроном виде;
  • презентовать достижения и направления деятельности на сайте Учреждения;
  • систематизировать накопленный опыт и объективно оценивать профессиональный уровень в соответствии с требованиями ФГОС  к результативности деятельности педагога;
  • аргументировать основание для участия в различных конкурсах, аттестации на квалификационную категорию;

Кроме того, владение информацией, содержащейся в «Портфолио», добавит педагогу уверенности на сложном пути обобщения своих достижений. Электронный конструктор портфолио педагога прост в применении, имеет удобный интерфейс и рассчитан на пользователей, обладающих базовой ИКТ-компетентностью. Использование такого конструктора дает возможность быстро создавать и редактировать электронное портфолио.

В целях эффективности и оперативности реализации проекта нами была составлена программа проекта, представленная в таблице.

Программа проекта

        

Этапы проекта

Сроки исполнения

  Ответственные

1

Организационно-прогностический этап

январь – октябрь 2021 год

Директор

2

Подведение итогов реализации первого этапа проекта в виде создания перечня приложений к проекту

ноябрь – декабрь 2021 год  

Рабочая группа

3.

Проектно-деятельностный этап.

январь – декабрь 2022 год

Директор

4.

Аналитико-обобщающий этап. Анализ итогов реализации проекта, оценка его эффективности, определение путей дальнейшей деятельности

январь – октябрь 2022 год

Рабочая группа

5.

Презентация итогов проекта

ноябрь – декабрь 2022 год

Директор

 

    План основных мероприятий по реализации программы проекта

I этап Организационно –прогностический этап – январь – октябрь 2021 год

№№

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Изучение и анализ научно- педагогической, социально-управленческой литературы, государственных  нормативных  документов и опыта деятельности образовательных   учреждений,   посвященного проблеме организации профессионального развития педагогов.

Январь – март  2021г.

Директор

Проведение анкетирования  педагогов с целью определения степени использования ИКТ в работе над реализацией проекта. Формулирование проблемы на основе выделенных противоречий.

Январь – март 2021 г.

Директор

Мониторинг  достижений педагогов (анализ профессиональной активности,  результативности  деятельности).

Январь – апрель 2021г.

Учитель ИКТ

Выявление индивидуальных запросов и профессиональных потребностей участников проекта.

Январь – апрель

2021 г.

Учитель ИКТ

Определение ресурсной базы. Выявление ресурсных возможностей (нормативно- правовые,  организационные,  кадровые,  информационные, материально-технические, финансовые, научно- методические).

Январь – февраль

2021 г.

Директор

Заместитель директора по УВР

Разработка  теоретической модели эффективного управления профессиональным развитием педагогов посредством электронного портфолио.

Январь – апрель

2021 г.

Директор

Создание условий для профессионального развития  участников проекта понимания необходимости профессионального  развития;  освоение  ключевых  понятий;  построение плана самообразования.

Январь – апрель

2021 г.

Директор

Формирование рабочей группы (команды проекта). Организация их взаимодействия участников рабочей группы

Март

2021 г.

Директор

Направление  педагогов на курсы  по совершенствованию компьютерной грамотности.

2021 – 2022 учебный год

Директор

Разработка критериев электронного портфолио педагога:

1. Выявление и развитие способностей детей дошкольного возраста к интеллектуальной, творческой  деятельности, а также их участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях (за последние 2-5лет).  

2. Обеспечение качества  образовательного процесса (за последние 2-5лет).

3. Профессиональное развитие педагога в межаттестационный период (за последние 3года).

Январь – апрель

 2021 г.

Рабочая группа

Мониторинг достижений педагогов.

  • изучение мотивационно-профессиональной деятельности педагогов;
  • анкетирование педагогов: «Факторы, стимулирующие и препятствующие профессиональному развитию»;
  • изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельности в Учреждении»

Апрель – май

2021 г.

Директор

Педагог-психолог

Установление конструктора электронного портфолио на сайте. http://zemlanka56.ucoz.ru/ , структурировано соответственно направлениям педагогической деятельности по нескольким разделам

Май – июль 2021 г.

Директор

Подведение итогов организационно –прогностического  этапа проекта

Ноябрь – декабрь 2021 г.

Рабочая группа

II этап Проектно-деятельностный этап – январь – декабрь  2022 года

№№

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Разработка  теоретической модели эффективного управления профессиональным развитием педагогов посредством электронного портфолио.

Январь – февраль

2022 г.

Директор

Привлечение педагогов к управлению проектом (делегирование полномочий, гласность при обсуждении проблем, коллегиальность принятия решений).

Январь-декабрь 2022 г.

Директор

Повышение информативности участников проекта через различные формы работы: индивидуальные консультации,   создание фото, видеоотчетов, тематических альбомов о проведенных мероприятиях, освещение результатов работы на официальном сайте http://zemlanka56.ucoz.ru/ . ; организация семинаров «Элетронное портфолио педагога»,  «Требования к оформлению материалов по реализации методической темы (самообразованию)», «Паспорт группы детского сада», «Оформление самоанализа профессиональной деятельности» и др.);

Январь-декабрь 2022 г.

Директор

Создание удобных для педагогов условий для развития ИКТ компетентности, обеспечение свободного доступа в Интернет.

Январь-декабрь 2022 г.

Директор

Заместитель дир. по УВР

Практическая   реализация   проекта (организация мероприятий с  использованием  комплекса  активных методов и форм методической работы).

Январь-декабрь 2022 г.

Директор

Разработка и апробация серии профессиональных

Ежегодных конкурсов для педагогов на уровне Учреждения.

Январь-декабрь 2022 г.

Директор

Активное участие в реализации проекта, повышение уровня квалификации, динамика профессионального развития педагогов.

Январь-декабрь 2022 г.

Рабочая группа

Размещение данных, входящих в содержание электронного портфолио на сайте. Обновление, пополнение электронного  портфолио, поддержание его актуализации, работа со средствами обратной связи.

Январь-декабрь 2022 г.

Рабочая группа

Обсуждение необходимой корректировки проекта «Электронное портфолио педагога», способов достижения целей и задач проекта, планирование дальнейшей работы с учётом выявленных недостатков:

  • осмысление практики реализации проекта;
  • формирование  рефлексивных  способностей  педагогов;
  • осознание сущности и целей введения инноваций

Январь-декабрь 2022 г.

Рабочая группа

Анализ итогов проектно-деятельностного этапа проекта

Декабрь 2022 г.

Рабочая группа

III этап.  Аналитико-обобщающий  - анализ итогов реализации  проекта

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Анализ и оценка итогов предыдущих этапов реализации проекта: сопоставление фактических  и прогнозируемых результатов, выявление нерешенных проблем, установленных достижений.

Январь 2023 г.

Рабочая группа

Проведение диагностики  образовательных  потребностей  и  уровня профессионального развития педагогов:

  • сравнительный  анализ  профессиональной  активности, результативности деятельности через электронное портфолио;
  • формирование единства мнений, представлений педагогов относительно оценки качества профессиональной деятельности.

Февраль-март 2023 г.

Рабочая группа

3

Планирование дальнейшей перспективы развития  проекта по внедрению личного сайта-портфолио каждого педагога Учреждения.

Апрель

2023 г.

Рабочая группа

4

Публикации материалов  реализации проекта в научно-методических изданиях, СМИ, педагогических сообществах.

Май-сентябрь 2023 г.

Рабочая группа

5

Обобщение и трансляция опыта создания электронного портфолио на различных уровнях: муниципальном,…

Октябрь – ноябрь 2023 г

Директор

учителя

6

Презентация итогов проекта

Декабрь 2023 г.

Директор

учителя

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта.

Критерий

Показатель

1.

Повышение уровня квалификации педагогов

Увеличение количества педагогов с высшей и первой квалификационных категорий -70 %

2.

Динамика профессионального развития педагогов

Увеличение количества педагогов, принимающих участие в инновационных проектах -70%.

3.

Динамика активного участия педагогов в конкурсах различного уровня

Публикации  статей педагогов Учреждения в изданиях различного уровня – 75%

4.

Динамика активного участия в методической деятельности

Руководство и активное участие в работе проектных, проблемных, творческих группах, стажировочной площадки (в том числе организация, открытый   показ образовательной деятельности) на уровне Учреждения – 100%.

5.

Размещение электронного портфолио педагогов на сайте http://zemlanka56.ucoz.ru/ 

Увеличение количества  педагогов, размещающих материалы на сайте http://zemlanka56.ucoz.ru/   - 100%

6.

Размещение методических разработок в электронном портфолио педагога

Системность в обновлении электронного портфолио педагога на сайте http://zemlanka56.ucoz.ru/    - 100%

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Разработка и утверждение локальных актов, необходимых для выполнения проекта (документы, регистрирующие формы стимулирования и поощрения результативности и качества деятельности педагогов);

Кадровое обеспечение:

  • Создание команды, способной решать поставленные в проекте задачи и работать на результат;
  • Организация психолого-педагогического сопровождения всех участников проекта.
  • Курсовая переподготовка педагогов по повышению пользовательского уровня компьютерной техники;
  • Повышение квалификации педагогов  методом самообразования, участие в работе семинаров, педсоветов, научно-практических конференциях.

 Методическое обеспечение:

  • Подготовка программно-методических материалов, необходимых для реализации проекта
  • Разработка системы методических мероприятий по ходу реализации проекта;
  • Планирование деятельности по сбору оформлению и подготовке материалов электронного портфолио;
  • Создание банка методических материалов по технологии индивидуального, дифференцированного, разноуровневого обучения, по использованию ИКТ;
  • Определение содержания  электронного портфолио и целей его формирования;

Информационное обеспечение:

Информирование педагогов о ходе выполнения проекта  через:

  • педагогические советы
  • контактную группу, прикреплённую к сайту Учреждения;
  • внутриучрежденческие методические мероприятия;

Мотивационное обеспечение:

  • Создать систему мотивации педагогических работников с целью реализации проекта, в т.ч через систему эффективного контракта;
  • Разработать документы о стимулировании результативной деятельности педагогов (формы материального и морального поощрения)(корректировка оценки деятельности педагога с включением результативности работы в ПОКАЗАТЕЛИ - портфолио педагога).

Материально-техническое обеспечение:

  • Обеспечение доступности и комфортности образовательной среды
  • Совершенствование материально-технической базы Учреждения в сфере информатизации: приобретение интерактивной доски, ноутбуков.

Финансовое обеспечение:

  • Реализация проекта за счет средств муниципального бюджета и внебюджетных источников финансирования, которые  будут направлены на  улучшение условий организации образовательного процесса на основе ИКТ, сохранность и эффективное использование компьютерной техники.

Возможные риски реализации проекта.

Приступая к разработке Проекта, нами были учтены возможные риски и пути исправления ситуаций, связанных возникшими рисками:

  • проблемы кадрового обеспечения (недостаточная укомплектованность кадрового состава, оптимизация штатного расписания, старение педагогических кадров, недостаточный образовательный уровень педагогов и уровень квалификации педагогов);
  • консерватизм педагогов, преобладание репродуктивного уровня выполнения профессиональных действий и операций;
  • непонимание педагогами потребности современного общества в высококвалифицированном специалисте дошкольного образования, психологическая неготовность к изменению модели профессионального поведения;
  • недостаточная теоретическая подготовка педагогов, некомпетентность руководителя проекта, неспособность осуществлять эффективное руководство;
  • отсутствие стремления педагогов к совершенствованию личностных и профессиональных качеств;
  • низкая мотивация, выражение недовольства (по причине занятости, загруженности работой, неактуальности данной проблемы);
  • нехватка времени для организации мероприятий, планирование и про-ведение неинтересных и поэтому неэффективных мероприятий;
  • недостаточное финансирование проекта;
  • неприятие данной формы некоторыми педагогами, т.к. процедура заполнения портфолио может показаться трудоемкой, а структура – несколько громоздкой;
  • различное понимание критериев оценки материалов, помещенных в портфолио;
  • разночтения при расшифровке смысла критерия оценки материалов;
  • бессистемная работа с портфолио;
  • противоречие между потребностью создания электронного портфолио и недостаточной информационной компетентности педагогов.

Профилактическая работа по предупреждению рисков:

  • активное использование системы морального и материального стимулирования;
  • проведение информационно-разъяснительной работы для педагогов;
  • проведение обучающих семинаров, вебинаров, мастер-классов и других форм методической работы для достижения целей и задач проекта;
  • повышение квалификации педагогов или их профессиональная переподготовка на курсах различного уровня;
  • индивидуальная работа с педагогами.

Работа над созданием электронного портфолио весьма трудоемкая, однако, она является активным процессом конструирования  знаний. Различные критерии оценки качества профессионального электронного портфолио учитывают технические характеристики (разнообразие форматов материалов, технологии мультимедиа, продуманность структуры и навигации), а также творческую индивидуальность в демонстрации педагогических достижений. Эффективность презентации электронного портфолио будет зависит от тщательных решений о содержании и задач по самоанализу, т.е. цементирующей связи, которая позволяет в процессе оценки увидеть сделанные выводы.

Информационные и коммуникационные технологии трансформируют стандарты профессиональной компетенции и требуемый уровень критического мышления, поэтому электронный портфолио (компьютерная грамотность + рефлексия) являются средством карьерного роста и показателем профессиональной культуры современного педагога. Таким образом,  электронное портфолио педагогов нашего Учреждения структурировано соответственно направлениям педагогической деятельности по нескольким разделам и включает в себя следующие критерии:

  1. Выявление и развитие способностей детей школьного возраста к интеллектуальной, творческой  деятельности, а также их участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах.  
  2. Обеспечение качества  образовательного процесса.
  3. Профессиональное развитие педагога в межаттестационный период (за последние 3года).

Подробное описание критериев представлено в Положении об электронном портфолио педагогов Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Землянская основная общеобразовательная школа».

Описанная выше структура электронного портфолио педагогов Учреждения представлена на рис. 1.

Структура электронного портфолио педагога

Перспективы развития проекта:

В перспективе развития проекта планируется создавать и внедрять личный сайта-портфолио каждого педагога Учреждения.

Заключение:

Исходя из практического опыта, можно сделать вывод, что использование ИКТ-технологий в создании электронного портфолио педагогов облегчает их  работу по заполнению документации, введению учета результатов педагогической деятельности, отбора необходимого материала и  многих других процессов деятельности. С момента начала формирования электронного портфолио педагоги могут использовать материалы электронного портфолио в деятельности, осуществлять постоянный мониторинг собственных педагогических достижений, проводить внутренний аудит и определять перспективы. А, главное, электронное портфолио поможет в  аттестации: заполнить карту результативности и с достоинством представить свою работу экспертам. Необходимым условием  в данной работе выступает систематичность пополнения электронного портфолио, качественное оформление материалов.

Таким образом, сформированное и размещённое на сайте Учреждения электронное портфолио  добавляет педагогу уверенности на сложном пути обобщения своих достижений.

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

  1. Общие положения

  1. Настоящее положение разработано на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 49), приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г.  №276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2014 г. n 08-1933  и профсоюза работников народного образования и науки российской федерации от 03.12.2014 г. №505 «разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
  2. Электронное портфолио педагога МОБУ «Землянская основная общеобразовательная школа» (далее Учреждение) – индивидуальная электронная папка педагога, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности.
  3. Электронное портфолио педагога – это:
  • средство мониторинга профессионального роста педагога, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности;
  • коллекция дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации образовательного процесса (средство дистанционной поддержки).
  1. Электронное портфолио обеспечивает прозрачность и открытость, системность и достоверность, стандартизацию способов и средств мониторинга качества образования и вариативность достижений, добровольность его формирования.
  2. Электронное портфолио включает в себя описание и обоснование деятельности педагога, его рабочие программы, методические и дидактические материалы.
  3. На основе электронного портфолио осуществляется оценка деятельности педагога при подведении итогов учебного года.
  4. Электронное портфолио формируется в течение межаттестационного периода наличие которого является обязательным при аттестации на первую или высшую квалификационные категории.
  5. Электронное портфолио педагога рассматривается как реализация индивидуальной программы повышения профессиональной культуры на основе рефлексивной оценки результатов своей деятельности.
  6. Электронное портфолио является многофункциональным инструментом, как оценивания, так и самооценки собственных достижений.
  7. Электронное портфолио даёт объективную информацию о педагогических профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности.
  8. Электронное портфолио является одной из форм сопровождения аттестации педагогического работника, основанием для назначения стимулирующих выплат и денежного вознаграждения.

  1. Цели и задачи электронного портфолио

Цель электронного портфолио – представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагога в электронном виде.

Задачи:

Электронное портфолио в контексте новой системы оплаты труда способствует:

  • повышению объективности оценки профессиональной компетентности при аттестации педагога;
  • проявлению общественного признания профессиональных достижений педагога;
  • повышению объективности назначения стимулирующих выплат, денежного вознаграждения, моральных поощрений;
  • эффективному осуществлению рефлексии воспитателем собственной педагогической деятельности;
  • определению перспективных направлений и средств профессионального развития педагога;
  • установлению, систематизации и обобщению передового педагогического опыта.

  1. Структура и содержание электронного портфолио

Структура электронного портфолио включает:

  • Титульный лист.
  • Самооценку результатов педагогической деятельности, представленную в форме таблиц и информационно-аналитической справки.
  • Документы и материалы, подтверждающие результаты педагогической деятельности

  1. Деятельность педагога по созданию электронного портфолио

  1. Педагог формирует портфолио в электронном виде.
  2. Состав электронного портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой педагог.
  3. Электронное портфолио формируется самим педагогом; содержание своего электронного портфолио педагог согласует с директором Учреждения.
  4. Пополнение и изменение электронного портфолио достижений возможно только для автора и администрации Учреждения по согласованию с педагогом.
  5. Электронное портфолио создается с помощью конструктора браузера https://www.google.ru/  «Портфолио»  или с помощью других электронных порталов, далее, при помощи гиперссылок прикрепляется к официальному сайту Учреждения http://zemlanka56.ucoz.ru/ , а так же может  сохраниться на любом электронном носителе.
  6. Каждый раздел может дополняться фото- и видеоматериалами.
  7. Электронное портфолио пополняется материалами постепенно, систематически, по мере участия педагога в образовательном процессе, своевременно отмечаются все достигнутые результаты.
  8. Электронное портфолио является дополнением и подтверждением к заявленным баллам во

время внутренней аттестации педагогических работников Учреждения.

  1. Практическая значимость электронного портфолио

Диагностика профессиональной деятельности позволяет педагогу:

  • представить результаты своего труда во время аттестации;
  • систематизировать свою деятельность, увидеть свои профессиональные резервы;
  • иметь        стимул к непрерывному        профессиональному самосовершенствованию.

Диагностика профессиональной деятельности позволяет администрации:

  • осуществлять        непрерывную диагностику        результатов труда педагога;
  • иметь наглядное подтверждение результатов внутренней аттестации педагогических работников Учреждения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное портфолио учителя английского языка Бурдоновой Светланы Викторовны

Электронное портфолио учителя английского языка Бурдоновой Светланы Викторовны...

Электронное портфолио учителя истории, обществознания

Обобщение опыта работы с приложениями и итогами работы....

Электронное портфолио учителя английского языка Буевой О.С.

Электронное портфолио учителя английского языка Буевой О.С....

Презентация электронного портфолио учителя физики Прокофьева Н.И.

В работье представлены основные достижения учителя...

Выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности Электронное портфолио учителя физической культуры как средство педагогической диагностики...

Выступление на  городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности на тему: Электронное портфолио учителя физической кул...