Анализ работы учителя-дефектолога 2020-2021 уч. год
материал

Киселева Кристина Юрьевна

Анализ работы учителя-дефектолога МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»  Киселевой Кристины Юрьевы за  2020 – 2021 уч. год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_kiseleva_2020_-_21.docx118.46 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы

учителя-дефектолога

Киселевой Кристины Юрьевны

 МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

за 2020 – 2021 уч. год

https://bizsovet.com/wp-content/uploads/analiz-pered-otkrytiem-1.jpg

Излучинск, 2021 г.

В 2020-2021 учебном году целью коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога являлась устранение причин, из-за которых дети испытывают трудности в учении, усвоении тех или иных предметных знаний, умений и навыков.

Содержательно это заключается в исправлении или ослаблении имеющихся у ребенка нарушений развития психических школьно-значимых функций и формировании учебной деятельности;

Для достижения поставленной цели вела работу по следующим направлениям:

-диагностическое; (приложение 1)

-коррекционное; (приложение 2)

-консультативно-просветительское и профилактическое; (приложение 3)

-организационно-методическое; (приложение 4)

-создание коррекционно-развивающей среды для учащихся коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)

В результате анализа данных, полученных в ходе психолого-педагогического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, мыслительных процессов, речи в сочетании со сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, саморегуляции, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания, нарастание психической медлительности. У всех учеников отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире,а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям. У отдельных обучающихся отмечались признаки психомоторной возбудимости.

В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была  определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития учащегося (в соответствии с программным содержанием).

Усвоение программного материала учащихся происходило в соответствии с индивидуальными  возможностями  и темпом психического развития, в связи с чем осуществлялся более тщательный отбор содержания образования, использовались адекватные методы и приёмы обучения.

На коррекционно – развивающих занятиях у большинства обучающихся отмечалась слабость аналитико-синтетической функции мышления, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, недоразвитие зрительно-моторной координации, оптико-пространственных функций, мелкой моторики пальцев рук. Все ученики испытывали сложности в овладении пространственно-временными  представлениями, зачастую не могли выполнить задания по словесной инструкции, что объясняется непониманием и неадекватным употреблением «пространственных» обозначений. Практически все дети испытывали трудности в выделении причинно-следственных отношений между предметами и явлениями, в осуществлении целенаправленного последовательного анализа изучаемого конкретного предмета или явления. Эти и многие другие нарушения сочетались со снижением познавательной активности, неравномерностью деятельности, колебаниями внимания и работоспособности.

Коррекционно-развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ученика, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности детей. Занятия фронтального и индивидуального типа организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить обучающихся к выполнению учебных заданий. В зависимости от степени закрепления того или иного учебного материала, элементом учебной деятельности, уровнем повышения познавательной активности доля использования игрового метода обучения варьировалась. Кроме того, коррекционная направленность занятий обеспечивалась максимальным использованием предметно-практической деятельности.

Успех коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в школьном образовательном учреждении обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность) стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения. С этой целью активно проводится работа дефектолога с родителями, основанная на  распространении среди родителей специальных педагогических и психологических знаний, приобщении их к коррекционно-педагогической работе. С целью привлечения родителей к использованию разнообразных приёмов коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях домашнего воспитания проводились консультации группового и индивидуального характера, проводилось ознакомление с приёмами взаимодействия с ребёнком, оказание ему действенной помощи в выполнении определённых видов деятельности.

Необходимым компонентом коррекционно-педагогической деятельности является обеспечение взаимосвязи в работе с педагогами классов ОВЗ, специалистами – педагогом-психологом и учителем-логопедом, социальным педагогом. Это взаимодействие реализуется в таких сторонах совместной деятельности,   как   организация     изучения    детей   данной группы;   тщательный анализ программ по различным разделам обучения и воспитания, адаптация программного материала в соответствии с особенностями учеников, учёт их актуального уровня развития, ориентация на зону ближайшего развития;   перспективное и календарное планирование; взаимопосещение и анализ занятий и уроков.

В ходе текущих наблюдений на уроках и занятиях и по результатам психолого-педагогического обследования, проведённого в мае (2 недели), можно было констатировать наличие положительной динамики у каждого из детей класса ОВЗ. Следует отметить, что практически все ученики имели недостаточный уровень развития пространственно-временной ориентировки,  логических форм мышления, графических навыков. Однако присутствовали безусловные продвижения в развитии образной и вербальной памяти, внимания, сенсорно-перцептивной деятельности, наглядных форм мышления. Дети стали более успешно применять свои знания в собственной продуктивной и речевой деятельности. Постепенно дети приобретают умения слушать, выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Акцент на качестве выполнения заданий в ходе занятия способствует формированию у учащихся чувства ответственности за полученный результат, стремления к улучшению  результатов в перспективе. У всех детей можно было наблюдать ориентацию на достижение положительного результата в ходе выполнения заданий различного типа. Присутствовала познавательная активность, устойчивая положительная мотивация к занятиям, как фронтальным, так и индивидуальным. (приложение 5)

Основной целью дальнейшего коррекционно-педагогического воздействия необходимо считать усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции детей из классов ОВЗ; закрепление приобретённых знаний, умений и навыков;  восполнение имеющихся пробелов в развитии. Особое внимание необходимо обратить на развитие произвольной регуляции деятельности, когнитивной сферы в условиях учебной ситуации через игровой компонент. Вместе с тем, желательно достаточное структурирование образовательной среды, соблюдение режимных моментов, а также повышение роли семьи как адаптирующего фактора ребёнка к новым социально значимым условиям  на начальном этапе обучения в школе.


Анализ работы учителя-дефектолога МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

Киселевой Кристины Юрьевы за  2020 – 2021 уч. год.

Целью коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога является устранение причин, из-за которых дети испытывают трудности в учении, усвоении тех или иных предметных знаний, умений и навыков.

Содержательно это заключается в исправлении или ослаблении имеющихся у ребенка нарушений развития психических школьно-значимых функций и формировании учебной деятельности.

Задачи коррекционной работы:

  • формировать содержательную учебную мотивацию;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
  • развивать математические представления.
  • развивать устную речь.

Работа проводилась по следующим направлениям:

Диагностическое направление

Диагностика учебно-познавательной деятельности проводилась у следующей группы детей:

- обучающиеся, находящиеся на индивидуальном обучении;

- обучающиеся, имеющих диагноз задержка психического развития.

        В течение года проведены:

- входящая диагностика 25 обучающихся с задержкой психического развития, 2 обучающихся с тяжелым нарушением речи (1 – 9 класс);

- промежуточная диагностика внимания, памяти, мышления обучающихся, имеющих диагноз задержка психического развития 1-9 классы, 2 обучающихся с тяжелым нарушением речи (1 – 9 класс);

-итоговая диагностика 24 обучающихся с задержкой психического развития, 2 обучающихся с тяжелым нарушением речи (1 – 9 класс).

Используемые диагностические методики (автор, название)

Начальная школа

Направление

Автор методики

Название методики

Внимание

Корректурная проба

Мышление

Замбацявичене Э.Ф.

Диагностика словесно-логическогго мышления

Интеллект

Равен

Изучение интеллектуальных способностей обучающихся

Мотивация

Лусканова Н.Г.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации обучающихся

Самооценка

Методика «Какой я», «Лесенка»

Средня школа

Направление

Автор методики

Название методики

Внимание

Корректурная проба

Мюнстерберг Г.

Избирательность внимания

Мышление

Исключение лишнего

Простые аналогии

Интеллект

Равен

Изучение интеллектуальных способностей обучающихся

Мотивация

Лусканова Н.Г.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации обучающихся

Самооценка

Методика «Какой я», «Лесенка»

Коррекционное направление

В течение года проводились индивидуальные и групповые  занятия. Занятия посещали 27 обучающихся 1 – 9 классов. Обучающиеся посещали занятия 2-3  раза в неделю.

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

5 кл

9

кл

Итого

Индивидуальная работа

(кол-во детей)

2

4

1

2

9

Групповая работа

(кол-во групп и в них детей)

1 гр.– 2 чел.

1 гр.– 2 чел.

1 гр.– 3 чел.

2 гр.– 3 чел.

1 гр.– 2 чел.

1 гр.– 3 чел.

1 гр.– 2 чел.

2 гр.– 3 чел.

18

Коррекционно-развивающая работа была направлена на:

- развитие высших психических функций;

- развитие математических представлений;

- развитие связной речи.

Используемые коррекционно-развивающие методики, пособия (автор, название)

Е.В. Языканова

«Развивающие задания: тесты, игры, упражнения»

С.Е. Гаврина

«Развиваем речь и пространственное мышление у детей»

Е.А. Чернышова

«Практические занятия учащимся испытывающим трудности в усвоении школьной программы (уроки комплексной коррекции)»

С.Ж. Хайрушева

«Развитие произвольной памяти у младших школьников»

Л.И. Тигранова

«Наблюдаем, сравниваем, рассуждаем, делаем выводы»

А.В. Ефимова

«Составляем краткое условие и решаем задачи»

Н.Г. Андреева

«Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников»

Аналитическое направление

Динамика развития учащихся

Класс/ чел

Положительная

Незначительная

Волнообразная

Динамика отсутствует

1 кл - 1 ч.

2 ч. -100%

-

2 кл - 3 ч.

2 ч. - 40%

1 ч. - 20%

2 ч. - 40%

3 кл - 1 ч.

1 ч. - 14,3%

1 ч. -14,3%

5 ч. - 71,4%

4 кл - 6 ч.

2 ч. - 100%

5 кл - 3 ч.

3 ч. - 100%

9 кл - 1 ч.

4 ч. - 57,2%

3 ч. - 42,8%

Выбыло на конец периода: 8 обучающихся (7– выбыли из учреждения по причине завершения основного общего образования, 1 – выбыл из учреждения –  в связи с переездом на новое место жительства).

Результативность: (кол-во) 26 человек.

Имеют положительную динамику 12 чел. – 46%;

Незначительная динамика 2 чел. –  8%; 

Волнообразная динамика наблюдается у – 12 чел. – 46%.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Вид деятельности

Колич.

за год

Тема выступления, сообщения

Школьный ППк

17

заседа-ний

Ознакомление с результатами  диагностики обучающихся. Подготовка документов к ТПМПК.

Рассмотрено  62 обучающихся.

Направление на ТПМПК

60 чел.

Определение образовательных программ обучения обучающихся, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательной программы. Динамическое наблюдение обучающихся с ЗПР и обучающихся с умственной отсталостью. Динамическое наблюдение и создание специальных условий обучения для детей - инвалидов.

Работа с родителями и педагогами

Индивидуальные консультации с педагогами-предметниками и классными руководителями - ознакомление с результатами обследований обучающихся с задержкой психического развития в течении учебного года.

Разработка рабочих программ согласно ФГОС, анализ посещённых уроков в течении учебного года.

30 - консультирование педагогов в рамках деятельности МО учителей, методическая помощь в процессе подготовки документов к ТПМПК

2 групповые консультации в рамках разработки мониторинга обучающихся с ОВЗ.

5 посещений родительских собраний «Преодоления трудностей усвоения программы обучения (развитие высших психических функций: памяти, мышления, внимание»;

24.10.20 г. Выступление на собрании родителей детей, имеющих инвалидность, находящихся на индивидуальном обучении;

22 индивидуальных консультаций по вопросам:

- ознакомление с результатами диагностики;

- причины возникших трудностей в усвоении общеобразовательной программы;

- ознакомление с документами на ТПМПК;

- ознакомление с результатами коррекционно-развивающей работы.

Обобщение опыта  (выступления на РМО, семинарах, педсоветах)

Тема

Дата обобщения

Где слушался вопрос

Всероссийский научно-практический семинар «SPELL – комплексный подход к сопровождению людей с РАС. Опыт Великобритании» - слушатель;

09.12.2020 г.

«Аутизм» Федеральный ресурсный центр».

«Использование интерактивных технологий как средство стимулирования развития речемыслительной и самостоятельной деятельности обучающихся с ЗПР» - докладчик.

26.04.2021 г.

Районное методическое объединение учителей – логопедов и учителей – дефектологов муниципальных образовательных учреждений района

«Поддержка детей с особыми образовательными потребностями: эффективные практики и перспективы»- слушатель.

18.05.2021 г.

Семинар-практикум для представителей ресурсных центров инклюзивного образования и представителей «Ассоциации школ инклюзивного образования» по теме

 «Межрегиональная конференция по вопросам развития системы оценки качества образования» - слушатель

27.08.2020 г.

Центр развития образования ХМАО

Участие педагога в конкурсах, олимпиадах.

Олимпиада, конкурс

Результат деятельности педагога

 «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»

Сертификат об инновационной деятельности

участие в экспертной группе (жюри) Международного педагогического конкурса «Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика» (27.09.2020 г.).

Свидетельство ассоциации педагогов России

Участие в творческой группе федеральной пилотной площадке ИПКиПП «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»;

Свидетельство

Участие в «Большом этнографическом диктанте 2020» (Дата проведения: с 3 по 8 ноября 2020 года)

сертификат участника

Всероссийская диагностическая работаи вклад в развитие цифрового образования в России – информационная платформа Skysmart

Сертификат участия

Участие ваших обучающихся в дистанционных конкурсах и олимпиадах (кроме УРФО).

№ п/п

Название мероприятия

уровень

Ф.И.О. обучающегося

Результат

1.

«Времена года»

в номинации «Особенные дети»

Международный конкурс для детей и молодежи «Планета талантов» образовательного портала «ФГОС.РУС»

1

Диплом участника

 2.

«Здравствуй, Зимушка-зима»

в номинации «Особенные дети»

Международный конкурс для детей и молодежи «Планета талантов» образовательного портала «ФГОС.РУС»

1

Диплом участника

3

«Мир сказок А.С. Пушкина»

в номинации «Особенные дети»

Международный конкурс для детей и молодежи «Планета талантов» образовательного портала «ФГОС.РУС»

1

Диплом участника

Курсы повышения квалификации:

  • Индивидуальные программы реабилитации ребенка- инвалида и ребенка с ОВЗ с целью получения образования в ООУ» БУ ВО «Сургутский государственный университет» 2017г.
  • «Особенности образования обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС, в соответствии с ФГОС» «Институт развития образования» (18-23 ноября 2019 г.) 36 часов;
  • «Программы развития цифровых компетенций педагога» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Высшая школа компетенций» (16-25 декабря 2019 г.) 72 ч.
  • «Профилактика короновируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в общеобразовательных организациях» - ООО Центр «Образования и воспитания», г. Саратов, 02.07.2020 г.
  • - «Навыки оказания первой медицинской помощи в образовательных организациях» - ООО Центр «Образования и воспитания», г. Саратов, 25.05.2021 г.
  • «Дистанционное обучение: от создания контента до организации образовательного процесса»  – АО  «Академия Просвещение» (36 часов), 15.12 2020 г.

Участие в вебинарах.

  1. «ИРТ Skysmart как эффективный инструмент поднятия успеваемости ученика» - 31.03.2021 г.
  2. «Организация работы с детьми с ОВЗ в современных условиях образования» - Skysmart 31.03.2021 г.
  3. «Особенности работы учителя-логопеда образовательных организаций с детьми с ОВЗ разных категорий»  - педсоюз РФ/логопедия (19.04.2021 г.);
  4. «Программа «Родитель-учитель». Проектный трек как переход в новую реальность, к другой структуре мышления» - Изд-во «1ое сентября». 11.05.2021 г.

учитель - дефектолог ___________/Киселева К.Ю./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы учителя-дефектолога 2018 – 2019 уч. год.

Анализ работы учителя-дефектолога МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»  Киселевой Кристины Юрьевы за  2018 – 2019 уч. год....

Анализ работы учителя-дефектолога 2019 – 2020 уч. год.

Анализ работы учителя-дефектолога МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» Киселевой Кристины Юрьевы за  2019 – 2020 уч. год....

Анализ работы методического объединения 2020-2021

МО русского языка и литературы...

Анализ работы школы за 2020-2021 учебный год

Анализ работы школы за 2020-2021 учебный год...

Анализ работы МО за 2020/2021 учебный год

Анализ работы методического объединения за год...