Раздел II.III. Тема: Доска, шашки, нотация
статья

III. Тема: Доска, шашки, нотация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_zanyatie_doska_shashki_notatsiya.docx43.37 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по теме:

Доска, шашки, нотация

I группа

Цель: ознакомление с первоначальными понятиями в шашках.

Задачи:

1. Познакомить с  геометрией доски и её составными частями.

2.Познакомить с начальными терминами: «Доска», «Нотация», «Шашки».

3. Формировать начальные навыки применения нотации.

4. Развивать интерес к игре шашки.

        Планируемые результаты:

Должны знать:

- геометрию доски и её составные части,

- понятия: «Доска», «Шашки», «Нотация»,

Должны уметь:

- расставлять начальную позицию;

- определять название полей и линий доски;

Оборудование: столы, стулья, демонстрационная доска, магнитные шашки, шахматные доски,  комплекты шашек (12 шт)

 

Ход занятия.

I. Организационный момент

1.Подготовка рабочего места к работе.

2. Подготовить шашечные доски и комплекты шашек 12 шт.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы с вами начнем занятие, давайте познакомимся друг с другом и пожмем руки своему соседу.

Дети: Представляются и жмут руки.

II. Повторение пройденного материала

Педагог:

Столько игр настольных есть,

Что наверное не счесть!

Ну а мы и братик Сашка

Целый день играем в...

Ответ: Шашки

Педагог: Ребята. Для чего люди играют в шашки?

Ответы детей. Шашки это интересно, развивает логику, память, внимание, воображение, терпение, радость победы и т.д.

Педагог: Ребята, как вы помните шашки пришли к нам из Египта. При раскопках в пирамидах были обнаружены шашки.

С правилами игры мы свами уже знакомы, но сегодня мы с вами поговорим о очень важных вещах в русских шашках. Сегодня вы узнаете какие линии есть на доске, где живут шашки и как с ними просто общаться. И для чего существуют буквы и цифры на шахматной доске.

III. Изучение нового материала

Начинаем. Доска на которой происходит шашечная игра называется –шашечница или игровое поле.  Состоит из 64 клеток. 32 светлых  и 32 тёмных клетки, которые называют белыми и черными полями. Игра ведётся только на чёрных полях.  Доска располагается между играющими так, чтобы угловые черные поля находились слева.

 

             Диаграмма №1

8

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image001.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image001.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image001.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image001.jpg

7

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image001.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image001.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image001.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image002.jpg

 

6

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image001.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image001.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image001.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image001.jpg

5

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

3

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image003.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image003.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image003.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image004.jpg

 

2

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image003.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image003.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image005.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image006.jpg

1

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image003.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image005.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image005.jpg

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image004.jpg

 

 

A

B

C

D

E

F

G

H

Го

Вертикальных и в восьми горизонтальных рядах. На доске, как вы видите есть буквы и цифры. Для чего они нужны. Вертикальные ряды обозначаются буквами латинского алфавита  слева направо от играющего белыми:  a, b, c, d, e, f, g, h (по-русски они произносятся:  а, бе, це, де, е, эф, жэ, аш).

Горизонтальные ряды обозначаются цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Счёт горизонталей идёт снизу вверх, также со стороны белых.

Педагог: Ребята представим вы играете в шашки, но вас срочно позвала мама для очень важного дела. Что делать. Как запомнить где стоят шашки. Ведь когда вернетесь они могут уже сдвинуться со своих мест. Так вот смотрите, оказывается вертикальные и горизонтальные ряды   пересекаются  и каждое поле обозначается буквой и цифрой тех рядов, на пересечении которых оно находится.

 

            Диаграмма №2

8

 

B8

 

D8

 

F8

 

H8

7

A7

 

C7

 

E7

 

G7

 

6

 

B6

 

D6

 

F6

 

H6

5

A5

 

C5

 

E5

 

G5

 

4

 

B4

 

D4

 

F4

 

H4

3

A3

 

C3

 

E3

 

G3

 

2

 

B2

 

D2

 

F2

 

H2

1

A1

 

C1

 

E1

 

G1

 

 

A

B

C

D

E

F

G

H

 

Для записи партий и отдельных положений используют специальную систему обозначения полей доски, которая называется нотация. Не зная нотации, нельзя читать и изучать специальную литературу, участвовать в соревнованиях. Зная нотацию можно отложить игру и доиграть её позже без споров между противниками, где стояли их шашки.

Педагог: Ребята, посмотрите диаграмму №2. Возьмём к примеру вертикаль «d» и горизонталь «4». На пересечении этих линий будет поле, которое  называется d4.  Аналогично этому примеру можно определить оставшиеся поля доски. Можно сказать, что каждое поле получает свой адрес. Шашкам ведь нужно где то жить.  Таким образом, все поля на доске имеют своё обозначение или адрес.  Ребята, давайте сыграем в игру «Найди дом для шашки».

Я буду ставить шашку на поле, а вы будете мне говорить, где живет шашка. Чем сейчас мы с вами и займёмся.

Я буду ставить шашку на поле, а вы мне будете называть «адрес», где находится шашка.

Педагог: Поставить шашки на поля а1, в2, с3, d4, e5, f6, g7, h8 и др.

Ребята дают ответы.

Педагог: Ребята вы немного засиделись. Давайте встанем с мест и сделаем разминку. Включить видеоролик с веселой динамической паузой.

Физминутка

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

 

Педагог: Ребята мы размялись, взбодрились и можем продолжать наше занятие.

Все крайние поля доски называются бортовыми. Косой ряд полей от одного края доски до другого образует диагональ. См. диаграмму№ 3

 

Диаграмма №3

8

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image007.pnghttps://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image008.pnghttps://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image009.png

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image010.pnghttps://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image010.png

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image011.png

 

 

 

 

 

7

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image010.pnghttps://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image010.png

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image012.png

 

 

 

 

 

5

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image013.png

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/404055f8-e436-4813-914c-7e626c3886df/0/image014.png

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагональ пересекающая доску от поля а1 до поля h8 называется главной дорогой. Состоит из восьми полей.  Отмечена на диаграмме одной  линией.

Диагонали g1 - a7 и h2 – b8 называются нижний  и верхний двойники. Каждый двойник состоит из семи полей. На диаграмме отмечены двойной линией.

Диагонали,  проходящие по обе стороны большой дороги  c1 – h6 и a3 – f8 называются  нижний и верхний тройники. Каждый из них состоит из шести полей. На диаграмме отмечены пунктирной линией.

Диагонали e1 - h4,  h4 – d8,  d8 – a5,  a5 – e1 образуют косяк. Указанные диагонали называются соответственно правым нижним косяком, правым верхним косяком, левым верхним косяком и левый нижним косяком. На диаграмме они отмечены волнистой линией.

Маленькие диагонали a3 – c1 и f8 – h6 называются  тройнички, а диагонали  a7 – b8 и g1 – h2 двойнички.  В обоих случаях, нижний и верхний соответственно.

Можно заметить, что все не бортовые  поля принадлежат одновременно двум игровым путям. Например, поле е5 – главной дороге и верхнему двойнику, поле  b4 – верхнему тройнику и левому нижнему косяку.

IV. Практическая часть

Педагог: Ребята, сейчас попробуем закрепить наши знания. Попрактикуемся самостоятельно. Возьмите доску и шашки. Вам нужно выполнить следующие задания.

1.Задание - Укажите главную дорогу, расставив по ней белые шашки.(8)

2. Задание – укажите верхний двойник, расставив по ней белые шашки.(7)

3. Задание – укажите нижний тройник, расставив по нему черные шашки.(6)

4. Задание – Укажите линии косяка, расставив по нему белые и черные шашки.(14)

Ребята, вы молодцы. Все справились с практической работой.

В начале игры оба противника имеют по двенадцать  шашек. У одного из противников они  белые, у другого – черные. Шашки располагаются на черных полях первых трёх горизонтальных рядов, как показано на диаграмме №1.

Первоначальное расположение шашек (см. диаграмму № 1) можно записать так: белые – a1, a3, b2, c1, c3, d2, e1, f2, g1, g3, h2 (12), чёрные – a7, b6, b8, c7, d6, d8, e7, f6, f8, g7, h6, h8 (12). Цифры в скобках показывают количество шашек.

Педагог: Ребята возьмем шашки и расставим их по нотации в начальном расположении проговаривая название поля на которые вы ставите шашки.

V. Заключительный этап

Контрольные вопросы.

Загадка: Вся в квадратиках она, называется? Ответ: Доска.

1. Из чего состоит доска. Ответ: клетки или поля. Белого и темного цвета.

2. Перечислить все вертикальные и горизонтальные линии доски. Ответ: вертикали a, b, c, d, e, f, g, h (8). Горизонтали 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 (8)

3. Для чего введено обозначение вертикалей и горизонталей. Ответ: Нотация  для записи позиций и ходов парии.

4. Назовите все диагональные линии доски. Ответ: главная дорога. Двойники, тройники, косяк, тройнички, двойнички.(13 диагоналей)

5. Как вы в жизни сможете применить знания полученные сегодня.

Рефлексия

Ребята, наше занятие подходит к окончанию. Как вы помните шашки пришли к нам из Египта. Давайте сделаем на большой доске пирамиду из шашек. У каждого у вас на столе лежат две магнитные шашки: белая и черная. Я предлагаю вам выйти к доске и прикрепить на доску по одной  шашке. Итак, если вы сегодня узнали что то новое, у вас хорошее настроение и вам было интересно – прикрепите белую. Если, вы скучали и у вас нет настроения – прикрепите черную.

Дети выходят и выставляют на доску большие шашки.

 

Педагог: Молодцы ребята. Вижу, теперь вы готовы к дальнейшему обучению. Спасибо встретимся на следующем занятии. До свидания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗДЕЛА «ДЕРЕВООБРАБОТКА» ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА».6 класс

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗДЕЛА  «ДЕРЕВООБРАБОТКА»  ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ вклчает в себя поя...

Разработка урока в 5 классе по разделу "Кулинария"по теме " Овощи. Приготовление блюд из овощей. "

Предлагаю вам план- конспект урока кулинарии в 5 классе. Данный план конспект урока даст возможность молодому специалисту организовать урок на высоком уровне, для педагогов технологии разработать откр...

Технологическая карта урока в разделе Гимнастика по теме: «Стойка на лопатках, кувырок назад»

Технологическая карта урока в разделе  Гимнастикапо теме: «Стойка на лопатках, кувырок назад»    ...

Раздел 2. Вселенная Тема 4. Земля и Солнце. урок на тему "Энергия Солнца"

познакомить  школьников с  понятием «энергия»;   выяснить природу и многообразие энергии;   рассмотреть природу  солнечных  лучей....

Открытый урок в 7 классе О.В. Афанасьева «Rainbow English» Тема раздела: «Язык мира» Тема урока: «Как пользоваться словарями»

В данной публикации представлен план открытого урока в 7 классе. О.В.Афанасьева  "Rainbow English" . Тема раздела " Язык мира. Тема Урока "Как пользоваться словарями"...

Раздел II.I. Тема: Комбинации и комбинационные приемы в русских шашках

I. Тема: Комбинации и комбинационные приемы в русских шашках...

Методическая разработка учебного занятия на тему: «Русские шашки. Прием запирание».

Методическая разработка учебного занятия на тему: «Русские шашки. Прием запирание».-Цель: ознакомить учащихся с элементарными ситуациями, с заключением-научить ребят запирать шашки противн...