РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗДЕЛА «ДЕРЕВООБРАБОТКА» ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА».6 класс
презентация к уроку по технологии (6 класс) по теме

Сибогатулин Равиль Гаязович

 

РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗДЕЛА  «ДЕРЕВООБРАБОТКА»  ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ вклчает в себя пояснительную записку, конспект урока и презентацию. 6 класс.

В конспекте урока колличество слайдов сокращено из-за большого объема файла. В презентации предусмотрен видеофильм, который удален по той же причине. Презентация разбита на три части для загрузки файла на сервер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ТНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕЖШКОЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР 74328

_________________________________________________________

ВЫПУСКНАЯ ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Тема работы: РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗДЕЛА  «ДЕРЕВООБРАБОТКА»  ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА».

 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ

Выполнил: учитель технологии

МОУ СОШ № 117

Сибогатулин Р.Г.

 СНЕЖИНСК

2010

Содержание      ……………………………………………….2

Описательная часть  …………………………………………3

Дидактическая часть   ……………………………………… 5

Технологическая часть   ……………………………………..10

Методическая часть   ………………………………………..10


Описательная часть

Работа выполнена Сибогатулиный Равилем Гаязовичем, учителем технологии высшей квалификационной категории (стаж работы 35 лет)  МОУ «СОШ  №117» г. Снежинска.

Целью работы является изготовление и разработка

наглядного мультимедийного пособия по технологии на тему «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА».

Для достижения данной цели необходимо  было реализовать следующие задачи:

  1. Определить тип проекта (урока) (презентация, слайд шоу, интерактивный WEB-узел и т.п.)
  2. Разработать структуру проекта
  3. Выполнить подбор иллюстративного и текстового материала
  4. Выполнить подбор цифровых образовательных ресурсов (в том числе ресурсов ИНТЕРНЕТ)
  5. Определить программные продукты, используемые при работе над проектом (для работы с текстом, графикой, видео, звуком, для создания CD)
  6. Подготовить отобранный материал (оцифровать видео и звук, преобразовать текстовый материал в электронную форму)
  7. Выполнить сборку проекта
  8. Выполнить тестирование и отладку (устранение ошибок)
  9. Определить аппаратную конфигурацию рабочего места для демонстрации проекта
  10. Рассмотреть требования охраны труда на рабочем месте для демонстрации проекта

Использование данного проекта позволяет реализовать самые современные дидактические принципы образовательного процесса. Позволяет оптимизировать и интенсифицировать процесс обучения, то есть повысить производительность труда учителя и ученика на каждую единицу времени, при этом основными направлениями обучения становятся

1. повышение целенаправленности обучения

2. усиление мотивации учения

3. повышение информативной ёмкости методов и форм обучения

4. применение активных методов и форм обучения

5. ускорение темпа учебных действий

6. развитие навыков учебной деятельности, которое непосредственно влияет на её темп, так как позволяет за меньшее время овладевать большим объёмом учебного материала

7. использование технических средств (компьютера)

Данное учебное занятие подходит для классов оборудованных хотя бы одним компьютером, экраном и медиапроектором. Использование данной работы на уроке не заменяет собой учителя и предполагает взаимодействие учащихся с компьютером через педагога. В работе реализованы альтернативные формы подачи материала и контроля знаний, что позволяет обогатить школьный курс обучения, дополнив его специфическими возможностями компьютерных технологий, и сделать его, таким образом, более интересным и привлекательным для учащихся. Исключительно высокая степень наглядности представленного материала, комплексность и интерактивность – вот те черты, которые делают работу незаменимыми помощниками, как для ученика, так и для учителя.

Дидактическая часть

Урок технологии в 6 классе

Тема: «Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба»

Цель урока:

Создать условия для формирования общего представления о художественной обработке изделий из древесины.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования знаний, умений и навыков по планированию работы и применению

их учащимися при выполнении практической работы.  

  1. Создавать условия для  развития умений анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников.    
  2. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
  3. Создать условия для развития навыков культуры труда и  аккуратности выполнения работы.
  4. Способствовать воспитанию взаимопомощи и сотрудничества.

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.

Тип урока: комбинированный

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

Используемые методы обучения: коллективная работа, метод демонстрации, частично-поисковый

метод, практический метод.

        Способы контроля: в форме устного опроса учителем, во время выполнения практической работы.

Краткий план урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация ранее полученных знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Практическая работа.
  5. Закрепление.
  6. Итоги урока.

Оснащение урока: АРМ, компьютерная презентация, карточки-задания, образцы геометрической резьбы, эскизы

Словарь: геометрическая резьба, кудринская резьба

Ход урока

Этап урока

Содержание

Использование

слайдов

I. Орг.момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.

II. Актуализация ранее полученных знаний

Предотвращение забывания, расширение и уточнение приобретённых представлений.

Слайд № 1(а)

III. Объяснение нового материала:

Проверка умения применять знания и навыки в стандартной ситуации

Слайды № 1-6

IV. Практическая работа «Выполнение эскиза геометрической резьбы»

Выполнение практического задания (ТБ, план, инструктаж, практическая работа)

Слайды № 7-8

V. Закрепление полученных знаний

Обобщение фактического материала в процессе выполнения упражнений и самостоятельной работы.

Слайды № 9

VI - VII. Подведение итогов. Выставление отметок за работу на уроке и за практическую работу.

Анализ достижения цели урока. Выставление оценок. Информация о домашнем задании

Слайды № 10

Конспект урока

    Этапы урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

 I. Орг.момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.

Приветствуют учителя.

 

II. Актуализация ранее полученных знаний

 Вопросы:

1. Назвать виды древесины, произрастающие на Урале.

2.  Назвать породы хвойных деревьев.

3. Назвать породы лиственных деревьев.

Ответы учеников:

На Урале растут хвойные и лиственные деревья

К породам хвойных деревьев относятся: сосна, лиственница, ель.

К породам лиственных деревьев относятся: берёза, осина, липа, дуб, ольха.

III. Объяснение нового материала:

IV. Практическая работа «Выполнение эскиза геометрической резьбы»

V. Закрепление полученных знаний

  1. Подведение итогов

VII. Выставление отметок за работу на уроке и за практическую работу.

  1. Объявление темы:

« Художественная обработка изделий из древесины. Геометрическая резьба».

2. Беседа:

  1. Фильм
  2. Из истории художественной обработки древесины - древнейшего ремесла.
  3. Распространение древнейшего ремесла на Руси.
  4. Использование  художественной обработки при украшении домов, мебели, куханной утвари и т.д.

3. Виды резьбы:

  1. Кудринская;
  2. Контурная;
  3. Домовая;
  4. Геометрическая.

Геометрическая резьба - самый доступный по простоте и технологичности (после прорезной) вид резьбы по дереву.

 По своей сути геометрическая резьба - это повторяющиеся в определенной композиции клинорезные выемки, которые могут различаться по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми производится выемка. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки. Наиболее распространены двух- и трехгранные выемки.

Как подвид геометрической резьбы надо

рассматривать и скобчатую резьбу.

4. Элементы геометрической резьбы:

  1. Треугольники;
  2. Глазок;
  3. Треугольник с зубчиками;
  4. Фонарик;
  5. Четырёхугольники;
  6. Лучи;
  7. Ромбы.

5. Инструменты для ручной художественной резьбы:

  1. Плоские прямые стамески;
  2. Желобчатые стамески;
  3. Стамески-клюкарзы;
  4. Стамески-уголки;
  5. Стамеска церазик;
  6. Плоские стамески-косяки.

6. Правила безопасности

  1. Стамески – опасный режущий инструмент. Обращаться с ними надо осторожно.
  2. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.
  3. Не прилагать больших усилий при резании стамеской.
  4. Если при работе необходимо ударять по ручке стамески, то держать её надо в левой руке, а киянку – в правой.
  5. Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках.
  6. Каждому инструменту определить своё место.

1. Составление плана работы по изготовлению резьбы.

2. Инструктаж по выполнению практической работы

3. Текущий контроль над выполнением практической работы.

4. Проверка качества выполненной работы.

Вопросы:

  1. С какими видами резьбы ты познакомился?
  2. Чем характерен каждый вид резьбы?
  3. Как и чем размечают заготовки для резьбы?
  4. В какой последовательности вырезают треугольные выемки?
  5. Как следует держать инструмент?

1. Отмечаю работу мальчиков, их активность, оцениваю правильность выполненной работы. Предлагаю оценить урок

Просмотр фильма

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Рассматривают слайды, участвуют в беседе

Рассматривают слайды, участвуют в беседе

Рассматривают слайды

Участвуют в беседе, рассматривают слайды

Повторяют правила безопасности

В беседе составляют план работы

Слушают объяснение

Работают  над эскизом геометрической резьбы

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, анализируют изделия

Мальчики анализируют свои работы и работы одноклассников

Технологическая часть

Технологическая  часть работы представляет собой мультимедийную

презентацию по теме: «Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба»

Методическая часть

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках обучения объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развитие их творческих способностей, стимуляции их умственной деятельности.

Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных технологий позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и

уровня иллюстративного материала.

Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

Настоящее пособие может использоваться в практике обучения при разном уровне оснащения школ компьютерной техникой. Наиболее оптимальным представляется проведение занятий в кабинете информатики. То есть в аудитории, где расположены индивидуальные рабочие места учеников у персональных компьютеров, аналогичное рабочее место есть у учителя, компьютер которого подключен к медиапроектору, тогда появляется возможность максимально использовать образовательные ресурсы при организации различных форм обучения от фронтальной до индивидуальной.

Данное мультимедийное пособие может быть использовано при

изучении нового материала. Предполагаемое занятие предусматривает

иллюстративный материал и практическую работу.



Предварительный просмотр:

Тема урока: « Художественная обработка изделий из древесины. Геометрическая резьба».

Цель урока:

Создать условия для формирования общего представления о художественной обработке изделий из древесины.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования знаний, умений и навыков по планированию работы и применению

их учащимися при выполнении практической работы.  

  1. Создавать условия для  развития умений анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников.    
  2. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
  3. Создать условия для развития навыков культуры труда и  аккуратности выполнения работы.
  4. Способствовать воспитанию взаимопомощи и сотрудничества.

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.

Тип урока: комбинированный

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

Используемые методы обучения: коллективная работа, метод демонстрации, частично-поисковый

метод, практический метод.

        Способы контроля: в форме устного опроса учителем, во время выполнения практической работы.

Краткий план урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация ранее полученных знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Практическая работа.
  5. Закрепление.
  6. Итоги урока 

Оснащение урока: АРМ, компьютерная презентация, карточки-задания, образцы геометрической резьбы, эскизы

Словарь: геометрическая резьба, кудринская резьба

Этапы урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Техническое сопровождение

 I. Орг.момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.

Приветствуют учителя.

 

II. Актуализация ранее полученных знаний

 Вопросы:

1. Назвать виды древесины, произрастающие на Урале.

2.  Назвать породы хвойных деревьев.

3. Назвать породы лиственных деревьев.

Ответы учеников:

На Урале растут хвойные и лиственные деревья

К породам хвойных деревьев относятся: сосна, лиственница, ель.

К породам лиственных деревьев относятся: берёза, осина , липа, дуб, ольха.

             

III. Объяснение нового материала:

IV. Практическая работа «Выполнение эскиза геометрической резьбы»

V. Закрепление полученных знаний

VI. Подведение итогов

VII. Выставление отметок за работу на уроке и за практическую работу.

  1. Объявление темы:

« Художественная обработка изделий из древесины. Геометрическая резьба».

2.Беседа:

  1. Фильм
  2. Из истории художественной обработки древесины - древнейшего ремесла.
  3. Распространение древнейшего ремесла на Руси.
  4. Использование  художественной обработки при украшении домов, мебели, кухонной утвари и т.д.

3. Виды резьбы:

  1. Кудринская;
  2. Контурная;
  3. Домовая;
  4. Геометрическая.

Геометрическая резьба - самый доступный по простоте и технологичности (после прорезной) вид резьбы по дереву.

 По своей сути геометрическая резьба - это повторяющиеся вопределенной композиции клинорезные выемки, которые могут различаться по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми производится выемка. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки. Наиболее распространены двух- и трехгранные выемки.

Как подвид геометрической резьбы надо

рассматривать и скобчатую резьбу.

4. Элементы геометрической резьбы:

  1. Треугольники;
  2. Глазок;
  3. Треугольник с зубчиками;
  4. Фонарик;
  5. Четырёхугольники;
  6. Лучи;
  7. Ромбы.

5. Инструменты для ручной художественной резьбы:

  1. Плоские прямые стамески;
  2. Желобчатые стамески;
  3. Стамески-клюкарзы;
  4. Стамески-уголки;
  5. Стамеска церазик;
  6. Плоские стамески-косяки.

6. Правила безопасности

  1. Стамески – опасный режущий инструмент. Обращаться с ними надо осторожно.
  2. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.
  3. Не прилагать больших усилий при резании стамеской.
  4. Если при работе необходимо ударять по ручке стамески, то держать её надо в левой руке, а киянку – в правой.
  5. Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках.
  6. Каждому инструменту определить своё место.

1. Составление плана работы по изготовлению резьбы.

2. Инструктаж по выполнению практической работы

3. Текущий контроль над выполнением практической работы.

4. Проверка качества выполненной работы.

Вопросы:

  1. С какими видами резьбы ты познакомился?
  2. Чем характерен каждый вид резьбы?
  3. Как и чем размечают заготовки для резьбы?
  4. В какой последовательности вырезают треугольные выемки?
  5. Как следует держать инструмент?

1. Отмечаю работу мальчиков, их активность, оцениваю правильность выполненной работы. Предлагаю оценить урок

Просмотр фильма

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Рассматривают слайды, участвуют в беседе

Рассматривают слайды, участвуют в беседе

Рассматривают слайды

Участвуют в беседе, рассматривают слайды

Повторяют правила безопасности

В беседе составляют план работы

Слушают объяснение

Работают  над эскизом геометрической резьбы

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, анализируют изделия

Мальчики анализируют свои работы и работы одноклассников

Сл.№1

          

Сл.№2

       

Сл.№3

Сл№4

     

Сл.№5

     

Сл.№6

Сл.№7

Сл.№8 

Сл№9

       

Сл№10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Азбука геометрической резьбы

Слайд 2

Элементы геометрической резьбы 6. Лучи 7. Ромбы 5. Четырёхугольники 4. Фонарик 3. Треугольник с зубчиками 2. Глазок 1. Треугольники

Слайд 3

Инструменты для ручной художественной резьбы: Стамески-клюкарзы Стамески-уголки Стамеска церазик Плоские стамески-косяки Желобчатые стамески Плоские прямые стамески

Слайд 4

Разметка и вырезание контуров резьбы Надрезание выемок поперёк волокон; Вырезание выемок вдоль волокон; Рисунок розетки с геометрической резьбой

Слайд 5

Правила безопасности Стамески – опасный режущий инструмент. Обращаться с ними надо осторожно. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента. Не прилагать больших усилий при резании стамеской. Если при работе необходимо ударять по ручке стамески, то держать её надо в левой руке, а киянку – в правой. Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках. Каждому инструменту определить своё место.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы резания Захват и положение инструмента при резьбе Одной рукой с наклоном ножа вправо Одной рукой с наклоном ножа влево Положение косяка в конце резания Двумя руками

Слайд 2

План работы по выполнению резьбы Выбери вид резьбы. Подбери заготовку. Нанеси рисунок на заготовку. Закрепи заготовку на верстаке, подбери инструменты. Выполни резьбу.

Слайд 3

Практическая работа : "Эскиз геометрической резьбы по дереву"

Слайд 4

Закрепление полученных знаний С какими видами резьбы ты познакомился? Чем характерен каждый вид резьбы? Как и чем размечают заготовки для резьбы? В какой последовательности вырезают треугольные выемки? Как следует держать инструмент?

Слайд 5

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины

Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины"  с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...

Тема урока: « Художественная обработка изделий из древесины. Геометрическая резьба».

Тема урока: « Художественная обработка изделий из древесины. Геометрическая резьба»....

Художественная обработка изделий из древесины

Конспект занятия по художественной обработке изделий...

«Художественная обработка изделий из древесины» 6 класс. Модульно - кейсовая технология на уроках 5-8 классах.

«Модульно - кейсовая технология на уроках 5-8 классах.КС – это «срез» процесса, фиксация его динамики в определенных временных границах в целях постановки обучающегося  перед выбором  путей ...

Методическая разработка урока технологии «Правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитого изделия. Окончательная отделка вышитой салфетки», 5 класс

На уроке учитель знакомит учащихся со способами стирки, глажения и ухода за вышитыми изделиями. Для проведения урока необходимы следующие оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, презен...