Творческо - исследовательский проект "Сложные слова" для детей 5-7 лет
проект

Социально - значимый творческо-исследовательский проект «Сложные слова», реализованный в компенсирующей группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx44.92 КБ
Файл foto_k_prektu.docx808.46 КБ

Предварительный просмотр:

Творческо – исследовательский проект «Сложные слова»

для детей 5-7 лет.

Пояснительная записка.

        У многих детей в ходе обследования устной речи уровень сформированности словообразовательных навыков не соответствует возрасту. Таким образом, данный проект совершенствует устную речь будущих школьников, формирует один из способов словообразования. Дети становятся исследователями родного языка.

        Задачи:

- формировать предпосылки к успешному обучению в школе;

- воспитывать интерес к родному языку.

        Участники проекта: дети компенсирующей группы, учитель – логопед, родители, воспитатели.

        Срок реализации: 2,5 мес.

        Содержание практической части проекта.

        Создание развивающей среды

        Подбор слов по лексическим темам и распределение их по группам (имеющие общую часть – см. игра «Вспомни сложное слово»), подбор упражнений, загадок, стихотворных отрывков со сложными словами.

        Подбор картинок для изготовления альбома, где сложные слова расположены группами, имеющими общую часть.

        Изготовление наглядных пособий со сложными словами для занятий.

        Работа с детьми.

        Занятие 1: тема «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия»

        Занятие 1: тема «Грузовой и пассажирский транспорт»

        Занятие 2: тема «Профессии взрослых. Трудовые действия»

          Занятие 2: тема «Профессии на транспорте»

        Занятие 3: тема «Труд на селе зимой».

          Занятие 3: тема «Стройка. Профессии строителей»

        Занятие 4: тема «Мой посёлок. Моя улица»

        Игровая деятельность детей с воспитателями в режимные моменты.

Самостоятельная деятельность детей.

        Рассматривание альбома с иллюстрациями к сложным словам (существительное + глагол).

        Игры с пособиями, использованными на занятии.

        Подвижные игры и пальчиковая гимнастика, разученные на занятии.

Работа с родителями.

        Памятка «Сложные слова» с играми и упражнениями.

          Мастер-класс для родителей «Как играть со сложными словами?»

Работа с воспитателями.

        Консультация «Игры и упражнения по образованию сложных слов».

        Памятка «Сложные слова» с играми и упражнениями.

        

                                                             

             

Памятка для родителей «Сложные слова» с играми и упражнениями

Уважаемые родители!

         Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение.

Помните, что Ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

«СТОП – ИГРА». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его. «РАЗВЕДЧИКИ». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«УГАДАЙ-КА». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

«ИСПРАВЛЯЙ-КА». Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребенка исправить ошибку.

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить, как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

 «КТО БОЛЬШЕ?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

 «МЫ – АРТИСТЫ». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).

                                                                                 

                                                  Подготовил: учитель – логопед Сафонова Н.А.

Памятка для воспитателей «Сложные слова» с играми и упражнениями.    

Играя, мы обращаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научить наших детей. Игра научит нас:

• Говорить с ребенком на его языке;

• Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);

•Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

 • Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

• Любить детей такими, какие они есть. Я предлагаю простые игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. Они направлены на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки. Предлагаемые упражнения не требуют больших затрат времени и подготовки. Некоторые из них можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки и т. д. Задания можно видоизменять, дополнять, начав заниматься, в большинстве случаев вы сами сможете придумывать аналогичные. «Развиваем память». Назовите медленно и отчётливо несколько слов. Ребёнок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Назовите слова повторно.

• Дом, солнце, ворона, часы, карандаш

• Молоко, снег, стол, молоток, окно, книжка «Чего не хватает?» Перед ребёнком выкладываются картинки (или игрушки) - до 10 шт. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя. Ребёнок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребёнок легко запоминает от 1-3 картинок. «Противоположные слова». Предложите ребёнку называть противоположные слова к тем, что вы будете произносить. Например, зима - лето, высокий - низкий, холодно - жарко, мокрый - сухой. Если, у ребенка, получается, попробуйте называть более сложные слова, обозначающие чувства, качества, состояния (весёлый - грустный, жадный - щедрый, замерзающий - тающий). «Сходство и различие». Предложите ребёнку сравнить (чем похожи и чем отличаются) между собой различные предметы и понятия. Для дошкольника это должны быть хорошо знакомые предметы (можно использовать картинки, сами предметы): молоко и вода, машина и трамвай, яблоко и помидор…

Игровое упражнение “Раздели правильно”. Взрослый говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в “топорики”. Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов. «Цепочка слов». Называется первое слово, например, «лук». Следующий участник игры должен назвать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова, например «кран». Слова, которые уже были названы, не должны повторяться.

Игровое упражнение “Если бы…” Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования. Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: “Если бы я был волшебником, то …”, “Если бы я стал невидимым…” и т. д. Игра “Поймай слог”. Цель – развитие слухового внимания и его быстроты. Взрослый “бросает” детям слог, а они должны “превратить” его в слово. Например: па – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.

Консультация для воспитателей на тему: «Игры и упражнения по образованию сложных слов»

Сложные слова образованы из двух или нескольких основ при помощи сложения:

  • целых слов; школа-интернат, летчик-космонавт;
  • части основы с целым словом: зоомагазин;
  • частей с сокращенными основами: вуз; сложносокращенные слова: завхоз;
  • производящих основ с соединительными гласными: пароход, самолет, пылесос.

В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная гласная о, а после мягких согласных, шипящих и ц — соединительная е.

Существует два способа образования сложных слов.

  • Неморфологический, когда слова используются целиком: вечнозеленый кедр.
  • Морфологический с помощью:

- приставки (потемнеть);

- суффикса (автозаводский);

- приставки и суффикса (соединять);

- бессуфиксный (синь — от синий). 

Школа начинает работу над сложными словами с 5-го класса, так как упражнения в образовании сложных слов могут опираться только на достигнутый высокий уровень речевого развития детей, позволяющий осознать те формальные и смысловые связи слов, которые интуитивно усваиваются в процессе рече - творчества. Однако подготовка к такой работе, нужна уже в детском саду. В подготовительной к школе группе даются элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения, помогающие детям приобрести опыт сознательного анализа языкового материала. Такие упражнения приводят к осознанности и произвольности речи.

Методические приемы

  1. Называние педагогом сложных слов, имеющих одинаковую производящую основу (самолёт, вертолёт):

- с показом картинки, игрушки, предмета;

- с толкованием смысловой стороны слова и его происхождения, т.е. из каких слов составлено.

  1. Неоднократное повторение слова:

- педагогом;

- отдельными детьми (с места);

- хором.

  1. Узнавание слова по его толкованию (отгадывание загадок):

- кто рыбу ловит? (Рыболов.)

- кто птиц ловит? (Птицелов.)

  1. Упражнения в самостоятельном образовании сложных слов детьми с помощью опорных, слов (по аналогии):

- Я назову два слова; «пар» и «ходит», а если их соединить вместе, то получится одно слово — пароход.

- А какие слова получатся из слов: луна и ход , тепло и ход?

  1. Загадки-инсценировки (показ педагогом или детьми действий людей той или иной профессии):

лес рубит — лесоруб; рыбу ловит — рыболов.

  1. Упражнения на быстрый подбор сложных слов:

- Кто разводит пчел? Кто разводит собак? Кто разводит сады?

  1. Называние сложных слов по картинкам (явления природы):

листопад, водопад, снегопад, ледоход.        

  1. Выделение на слух сложных слов из художественного текста:

- из скороговорки (рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов);

- из стихотворения:

Листопад, листопад!

Осыпается наш сад!

Листья по ветру летят,

Под ногами шелестят.

  1. Словесно-дидактические игры:

«Машины-помощники» (мясорубка, скороварка, пылесос, кофеварка);

- «Незнайкины загадки» — упражнения в толковании сложных слов и умении выделить составляющие их слова (черноглазый, разноцветный, четырехэтажный, белоснежный — почему так говорят?).

  1. «Скажи, какой предмет» (с опорой на два слова):

У куклы светлые волосы — светловолосая.

Земля покрыта белым снегом - белоснежная.

Я ем кислый и сладкий апельсин — кисло-сладкий.

  1. Отгадывание детьми загадок:

Летит, как птица. Жужжит,

А крыльями не машет.

(Самолет.)

Я не бабочка, не птица,

Я лечу, куда хочу.

Кто желает прокатиться?

Залезайте — прокачу.

(Самолет.)

Высоко он летит,

А в нем летчик сидит.

(Самолет.)

Рукастая, зубастая,

Идет-бредет по удице.

Идет и снег грабастает,

А дворник только щурится,

А дворник улыбается:

Снег без него сгребается.

(Снегоуборочная, машина.)

 

Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел!

(Пароход.)

Конь на бегу, пары клубя,

Пускает дым трубой,

Несет вперед и сам себя,

И многих за собой.

(Паровоз.)

Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нем

— Как мы это назовем?

(Водопровод.)

В небо — дыра,

в землю — дыра,

А в середине

Огонь и вода.

(Самовар.)

Вот так чудо!

Он со вкусом

Может кушать пыль и мусор!

И жужжит, как сотня ос,

Работяга ... (пылесос).

  1. Составление словосочетаний со сложными словами: железнодорожный вагон, сероглазый мальчик, черноглазая девочка, разноцветные шарики, белоснежная скатерть.
  2.  Включение сложных слов в предложения.

Пешеходы идут по пешеходной дорожке.

Самолет летит высоко в небе.

Добавление слова в предложение с опорой на картинку с повторением всего предложения. Самостоятельное составление предложений по предметной картинке (или названному слову).

  1. Составление связного текста с данными сложными словами.

«Мамины подарки» к 8 Марта.

Включение сложных слов по возможности в разные виды детской деятельности.

Система работы с детьми над сложными словами

Логопед знакомит детей с новой темой «Образование сложных слов путем сложения». В структуру занятия включаются различные виды упражнений и игр с учетом дидактического принципа от простого к сложному.

На одном занятии берется только одна группа сложных слов, в конце которых голосом выделяется одинаковая производящая основа типа: пароход, самоход, луноход, пешеход, теплоход, ледоход.

Использование различных методических приемов позволяет детям закрепить умения в образовании сложных слов и более осознанно включиться в эту умственную деятельность. С теми детьми, которые не усвоили программную задачу, следует позаниматься индивидуально.

Последующая работа над темой может занимать на занятиях только часть времени:

  • при организационном моменте;
  • в ходе занятия, с учетом словарной темы и т.д.

Для реализации рекомендованных методических приемов можно использовать различные виды деятельности детей:

рисование: снегопад, самолет, вертолет, пароход, пешеход;

конструирование: паровоз, самосвал.

Научить детей образовывать сложные слова путем сложения — обязанность логопеда, а закреплять эту тему по заданию логопеда должны воспитатели, используя при этом различные виды деятельности.

Группировка сложных слов по лексическим темам

1. По морфологическому способу словообразования (словопроизводство путём сложения), где в конце слов нужно голосом выделить одинаковую производящую основу.

2. По частям речи. Явления природы: листопад, снегопад, водопад, ледоход, половодье.

Дом и его окружение: дымоход, водопровод, автодорога, спортплощадка, физкультура, лесопарк, сенокос, турпоход, газопровод, зоопарк.

Животные: утконос, носорог, землеройка.

Насекомые: шелкопряд, сороконожка, мухоед.

Предметы быта: хлеборезка, соковыжималка, скороварка, кофеварка, кофемолка, мясорубка, соковарка, электробритва, электролампа, электроутюг, пылесос, самовар, овощерезка.

Транспорт: вертолет, самолет, пароход, ледокол, теплоход, паровоз, тепловоз, луноход, молоковоз.

Люди: садовод, пчеловод, лесоруб, птицевод* землекоп, зверолов, хлопковод, собаковод, змеелов, пешеход, рыболов, водолаз, животновод.

Сложные прилагательные: железнодорожный, одноэтажный, восьмиэтажный, многоэтажный, длинноногий, черноглазый, разноцветный, малозаметный, ярко-красный, сероглазый, белоснежный.

Машины: снегоуборочная, самосвал, картофелеуборочный комбайн, хлебоуборочный комбайн сенокосилка

Мастер-класс для родителей «Как играть со сложными словами»

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.

Задачи: 1) показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; 2) поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка; 3) способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

Участники: родители.

Форма проведения: мастер-класс.

Оборудование: ручки, зубочистки, пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, мяч.

Ход мастер-класса: - Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на мастер классе «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга. Игра «Ладошки» - Поднимите все ладошки И потрите их немножко. Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши) 1,2,3,4,5. Продолжайте потирать! (потирают руки) Мой сосед такой хороший! Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны) И другой сосед хорошийИ ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны) Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх) Крикнем дружное: Ура! (машут руками) - Спасибо. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов. Прошу отвечать громко «Да» или «Нет». Детей вы любите, да или нет? (да) Чтоб ребяткам своим во всем помогать Вы хотите что-то новое узнать? (да) Чтоб дух мастер-класса нам сохранить, Вам нужно в работе активными быть? (да) Тогда Вас прошу мне во всем помогать, Приветствие кончилось, можно начать. Теоретическая часть: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Коменский Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, общается, развивает мышление, воображение и речь. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку». «Ну, поиграй со мной!», как часто мы слышим эту просьбу от своих детей. И сколько радости мы видим в их глазах, когда преодолевая усталость и откладывая домашние дела, мы соглашаемся хоть на несколько минут побыть пассажиром, учеником или покупателем. Как правило, играя с ребенком, мы следуем его желаниям – он сам назначает роли, рассказывает нам что делать, а мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем его требования. Каждая игра – это общение ребенка с взрослым, со сверстниками; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам других детей и стойко переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка. Одним из эффективных и результативных способов формирования познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста является пальчиковая игра. Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения. Практическая часть: Для того, чтобы позаниматься с дошкольником вовсе необязательно: усаживать его за стол и создавать атмосферу занятия.

Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и вы не потратите лишних нервов. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится! Итак, давайте посмотрим вокруг себя и начнём! Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы. Вы посмотрели перед собой и увидели, например, …яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование - «Подбери словечко». Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др. А если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко. Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой. В этом поможет игра - «Сравни два яблока» - одно яблоко жёлтое, а другое - красное; одно сладкое, а другое - кислое; у одного коричневые семечки, а у второго – белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин).

Дети очень любят играть в игру «Узнай по описанию». Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты. Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, … Что это? - Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для малыша будет не только польза, но и огромное удовольствие. «Приготовим сок» Из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови - морковный, из лимона - лимонный, апельсина - апельсиновый и т.д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина. И т.д. - А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию несколько игр и упражнений на развитие речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома. Для начала мы подготовим наши ручки, разотрем ладони. Игра «Ручки греем» (упражнение выполняется по внешней стороне ладони). - Очень холодно зимой, Мерзнут ручки: ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть. «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо. - Добываем мы огонь, Взяли палочку в ладонь. Сильно палочку покрутим – И огонь себе добудем. «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо. - Раскатаем колобок, Колобок – румяный бок. Будем сильно тесто мять, Будем маме помогать. Растирание пальцев – руку сжать в кулак, затем резко разжать – 5 раз. - Крепко пальчики сожмем, После резко разожмем. Вот мы и разогрели наши руки, а теперь сделаем массаж пальчиков. «Гусь» Где ладошка? Тут? Тут! (показывают правую ладошку) На ладошке пруд? Пруд! (гладят левой ладонью правую) Палец большой - (поочередно массируют каждый палец) Это гусь молодой, Указательный-поймал, Средний-гуся ощипал, Безымянный-суп варил, А мизинец-печь топил. Полетел гусь в рот, (машут кистями, двумя ладонями прикасаются ко рту) А оттуда в живот. (потом к животу) Вот! (вытягивают ладошки вперед)

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

 развивает навыки мелкой моторики;

 способствует развитию речи;

  активизирует работу головного мозга;

 развивает образное мышление, память, внимание, воображение и снимает тревожность.

Пальчиковая гимнастика: 1. «Этот пальчик» Этот пальчик хочет спать, (загибание пальцев, начиная с мизинца) Этот пальчик - прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул, Этот пальчик – спит давно. (Большой палец уже загнут) Тише, тише не шумите, Наши пальцы не будите. Встали пальчики! Ура! В детский сад идти пора! (Растопырить пальцы и пошевелить ими)

2) «Две сороконожки» Две сороконожки бежали по дорожке (две ладошки рядом шевелят пальцами). Бежали – бежали, Друг друга повстречали. (две ладошки замерли) Так друг друга обнимали, Так друг друга обнимали, Так друг друга обнимали, (пальцы левой и правой рук обнимают друг друга) Что мы их едва разняли. (руки в замке рассоединяются)

3) Гимнастика с учебными предметами (Положить руку на средний палец правой руки, большим пальцем прижать руку, указательным начать покачивать ее) Мы ручку правильно берем, Кладем на средний палец, Теперь большим его прижмем, А указательным ведем, Чтобы она качалась. Игра «Пирамидка из пуговиц» (Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классификации) Инвентарь: зубочистки, пуговицы. Содержание: Закрепить зубочистку в вертикальном положении (можно воткнуть ее в брусок пластилина). Необходимо нанизать на нее пуговицы. Задания можно четко формулировать, например, попросить использовать только красные пуговицы, только мелкие пуговицы, нанизывать пуговицы одного размера или, начиная с самой большой, - в порядке уменьшения диаметра и так далее. Игры с пробками от бутылок Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: - Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы. Задание можно усложнить, попробовав проделать то же самое двумя руками одновременно. Игры с прищепками (упражнение с речевым сопровождением) Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: Сильно кусает котёнок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!». Игра «Где это?» Цель: способствовать развитию речи, усвоению грамматических основ языка. Ход игры: Кидая мяч ребенку, задаем вопросы: Где растут ветки? (На дереве). Где растут деревья? (В лесу). Где растут листья? (На ветке). Где живут рыбы? (В реке) Где стоит стул? (В комнате) Где стоит ваза? (На столе) Где лежит ковер? (На полу) Где стоит светофор? (На перекрестке) Где сидит шофер? (В кабине) Где летит самолет? (В небе). Игра «Путаница» Цель: научить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое слово. Ход игры: Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое слово. Например: Падает пушистый крокодил. (снег) Висит зеленая собака. (слива, груша) Самолет ползет по рельсам. (поезд) Мальчик ест скакалку. (конфету) Летит воздушный диван. (шар) Рычит лохматый слон. (пес) Смотрю в прозрачное дерево. (стекло) Дверь открывают вилкой. (ключом) Бабушка связала мягкие подушки. (варежки) Мама сварила вкусный стол. (суп) Игры на кухне. Игра «Песочница на кухне». Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Указательный пальчик ребенка превращается в волшебный карандаш, который будет рисовать цветок, мордочку. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какиенибудь предметы (забор, дождик, волны). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения. Игра «Золушка» Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Игра «Бусы» Предложите ребенку сделать бусы их макарон, рожков, сушек (нанизывая все на шнурок). Игра «Угощаю» Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и кладет вам на ладошку, потом вы называете слово и кладете ребенку на ладошку. Играете до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, горькие слова. Игра «Определи на слух». В капсулах от киндер-сюрпризов положены разные крупы и мелкие предметы. Предложите ребенку на слух определить, что в этой капсуле и положить ее на соответствующую картинку Игра «Готовим ужин» Вместе с ребёнком попробуйте приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? (Салат, Сырники, Суп, морС, Селедка и т.д.) Игра «Переливание». Поставьте перед малышом две миски, одна из которых наполнена водой, а другая пустая. Покажите ребенку, как при помощи обыкновенной медицинской клизмы, губки, маленькой ложечки, сита постепенно переливать водичку из одной емкости в другую. Обращайте внимание на булькающий и всасывающий звук, на льющуюся струйку и капли. Восторг ребенка гарантирован! Игра «Готовим сок». Учите ребенка образовывать слова: «Из яблок получается сок…(яблочный), из груш - (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из…» И наоборот – из чего получается ананасовый, персиковый, томатный, апельсиновый, морковный сок? Игра «Покупки». Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания: 1.В каких из этих предметов «живет» звук «Р» (либо другой звук) 2.Что для тебя здесь самое вкусное? 3.Что самое тяжелое (легкое)? Игра «Картины из пуговиц и яичной скорлупы» Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Малышу трудно их пришивать, можно укрепить их на тонком слое пластилина. Не выбрасывайте скорлупу от варёных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребёнок мог бы легко брать пальчиками. Скорлупу можно легко раскрасить любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы. Игры со спичками. Кто сказал, что спички детям не игрушка? Поиграем? Из спичек можно сложить травку, цветок. Кораблики и подводные лодки Поставьте перед ребенком кастрюлю с водой. Дайте ему крышки от банок (это будут корабли), на них положите какие-нибудь мелкие предметы, например, фасолинки (это моряки). Пусть малыш поиграет с этими корабликами, пока вы будете готовить обед. Предложите ребенку несколько разных предметов, и пусть он отгадает, какие из них будут плавать в воде, а какие нет? Потом, разумеется, надо проверить на практике.

Уважаемые родители! Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Но важно помнить, что малыш может заниматься одной деятельностью не более 10 минут и поэтому требовать от него сосредоточенности на игре в течение более длительного времени просто не имеет смысла: это не принесет пользы ни малышу, ни его родителям. Поэтому главное вовремя переключить внимание ребенка на что – то новое и интересное.

Рекомендация родителям: - Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

  Игра не должна строиться на принуждении.

 Игра - творческий процесс, не надо «загонять» ребёнка в жёсткие рамки.

 Старайтесь, чтобы игра имела развитие. Таким образом, очень важно использовать пальчиковые и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту. Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за работу.

Спасибо за внимание!

        



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-исследовательский проект "Времена года"

Прект важен для формирования музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста  и реализации их творческих  возможностей путем взаимодействия музыки, изобразительного искусства и худо...

Творческо-исследовательский проект "Между Волгой и Клязьмой"

Актуальность проекта: в свете последних событий в мире в нашем обществе очень остро стоит вопрос воспитания подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма. Я думаю, что участие детей в...

Творческо-исследовательский проект по географии "Звездные тайны Зодиака"

Творческо-исследовательский проект "Звездные тайны Зодиака" для 5 класса...

Творческо-исследовательский проект "Деревянная игрушка-матрёшка от XIX века - до наших дней"

Изучение учащимися народного искусства формирует у них художественный вкус, воспитывает интерес к исконно русской культуре,  уважительное отношение к труду художника, мастера.  Самой знамени...

Творческо-исследовательский проект "Деревянная игрушка-матрёшка от XIX века - до наших дней"

Народное искусство России сочетает в себе неповторимость мастерского замысла и культурной, духовной, исторической традиции русского народа....