Программа профессионального развития и самообразования
статья

Мария Аркадьевна Лютина

Программа самообразования учителя математики МБОУ «СШ № 9 с УИОП»: «Приемы преобразования учебной информации в обучении математике как средство формирования метапредметных результатов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya.docx106.42 КБ

Предварительный просмотр:

эмблема школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

"Средняя  школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов "

logo

Рассмотрено педагогическим советом

Протокол №1 от «31» августа 2022 г.

Утверждаю:

Директор школы ____________Туценко З.Н.

Приказ №310 от «31» августа 2022 г.

Программа профессионального развития и самообразования

учителя математики

МБОУ «СШ № 9с УИОП» г. Нижневартовска 

Лютиной Марии Аркадьевны

на период с 2022 по 2027 учебные гг.

Тема: «Приемы преобразования учебной информации
в обучении математике как средство формирования
метапредметных результатов»

г. Нижневартовск

2022 год

Паспорт программы

Наименование программы

Программа самообразования учителя математики МБОУ «СШ № 9 с УИОП»: «Приемы преобразования учебной информации в обучении математике как средство формирования метапредметных результатов»

Основания для разработки программы

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • - Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа − Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе − Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года»;
  • Муниципальная программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года»;
  • Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов».

Разработчик программы

Лютина Мария Аркадьевна, учитель математики

Цель программы

Повысить научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя математики в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи программы

  • провести анализ нормативной, методической и психолого-педагогической литературы по теме самообразования;
  • выявить особенности процесса освоения приемов преобразования информации в ходе решения математических задач;
  • на основании изученных приемов, с учетом требования ФГОС ООО разработать комплекс упражнений, способствующих овладению обучающимися классов приемами преобразования информации, их использованию при решении задач
  • повысить качество образования по математике через внедрение современных образовательных технологий и методов обучения;
  • развивать учебно-познавательную деятельность обучающихся через овладение УУД и специальными учебными умениями;
  • обобщить практический опыт по теме самообразования и транслировать его на различных уровнях.

Срок реализации программы

2022-2027 гг.

Основные разделы программы

1. Анализ педагогической деятельности.

2.Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность.

3. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой.


Раздел 1. Анализ педагогической деятельности за предыдущий учебный год.

(Приложение 1)

Раздел 2. Научно-методическая и профессионально–педагогическая деятельность учителя.

        2.1. Тема самообразования: «Приемы преобразования учебной информации в обучении математике как средство формирования метапредметных результатов».

        2.2.  Актуальность темы

        В наши дни уровень развития науки и техники ставит новые задачи для развития образования. Его цель заключается не только в передаче детям накопленных человечеством сведений о мире и науке. Недостаточно вооружить подрастающее поколение запасом знаний. Гораздо важнее научить школьников использовать имеющиеся навыки для поиска новой информации, требующейся для успешной деятельности в будущем. Это находит отражение в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Так к метапредметным результатам освоения программы основного общего образования относится «овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории».Таким образом, одной из задач современного образования становится высокий уровень развития мышления будущих выпускников, чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять и углублять свои знания, применять их в смежных областях.

        Формирование метапредметных результатов освоения основной образовательной программы происходит на протяжении всего процесса обучения и достигаются при обучении любому учебному предмету с учетом его специфики. Так изучение математики оказывает особое влияние на организацию мыслительной деятельности обучающихся, учит анализировать имеющиеся сведения, сопоставлять факты и делать выводы, а умение преобразовывать учебную информацию входит в состав целей обучения математике. В качестве одного из предметных результатов освоения обучающимися программ основного общего образования ФГОС ООО определяет овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях; навыками работы с информацией. Соответственно предметная область «Математика» включает в себя развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений. Формирование данных навыков во многом определяет успешность и результативность процесса обучения. Прививаемые на уроках способы рассуждения способствуют развитию умения осуществлять поиск и обработку необходимой информации. При этом создаются условия для того, чтобы каждый ученик смог не только получить знания по теме, но и успешно применять их в том числе на других уроках и в практической деятельности. Поэтому можем утверждать, что процесс овладения приемами преобразования информации неразрывно связан с обучением математике, в частности, с решением геометрических задач.

        2.3. Цели и задачи

        Цель и задачи работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»:

        Цель деятельности МБОУ «СШ №9 с УИОП»: обеспечить развитие образовательной организации – как эффективной организационно-управленческой модели доступного качественного образования, профессионального самоопределения; создать благоприятную образовательную среду, которая способствует раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, обеспечивает возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников.

Исходя из целей деятельности МБОУ «СШ №9 с УИОП, мною определены следующие цели: повысить уровень сформированности у обучающихся метапредметных результатов у обучающихся посредством использования приемов преобразования информации; повысить собственный научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя математики в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи:

  • провести анализ нормативной, методической и психолого-педагогической литературы по теме самообразования;
  • выявить особенности процесса освоения приемов преобразования информации в ходе решения математических задач;
  • на основании изученных приемов, с учетом требования ФГОС ООО разработать комплекс упражнений, способствующих овладению обучающимися классов приемами преобразования информации, их использованию при решении задач
  • повысить качество образования по математике через внедрение современных образовательных технологий и методов обучения;
  • развивать учебно-познавательную деятельность обучающихся через овладение УУД и специальными учебными умениями;
  • обобщить практический опыт по теме самообразования и транслировать его на различных уровнях.

        2.4. Мероприятия, направленные на реализацию темы.

Подготовительный этап

Направления деятельности

План мероприятий

Примерный

срок (год)

реализации

Источники самообразования

2022 - 2027

уч. гг.

Теоретическое изучение темы (нормативная, методическая, психолого-педагогическая  литература по теме, периодическая печать, интернет-ресурсы, семинары, вебинары)

систематически

Повышение квалификации:

курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, профессиональная переподготовка

по плану, по выбору

Участие в конференциях, семинарах, форумах, совещаниях, педагогических советах, заседаниях муниципального методического объединения.

по плану

Аттестация (подтверждение квалификационной категории).

по плану

Изучение передового опыта учителей города, округа, страны.

систематически

Основной этап

Апробация методик и форм педагогической деятельности в соответствии с темой

2022-2027

уч. гг.

Составление собственных авторских разработок, публикации (в электронном варианте) и использование их в работе.

систематически

Внедрение современных образовательных технологий и методов обучения в процесс обучения и воспитания.

по плану

Самодиагностика деятельности учителя и самоанализ уроков.

Мониторинговые исследования: качество образования по предмету, уровень сформированности УУД у обучающихся.

Составление мультимедийных презентаций, ЦОР для проведения уроков и внеклассных мероприятий.

Открытые уроки, мероприятия, мастер –классы.

Диссеминация инновационного педагогического опыта

Реализация программы самообразования

2022-2027

уч. гг.

- Диссеминация инновационного педагогического опыта на заседаниях учебно-методической кафедры «Математика. Информатика», педсоветах, заседаниях муниципального методического объединения «Математика. Информатика»;

- пополнение дидактического материала (согласно теме);

- внеурочная деятельность (работа с одаренными детьми, олимпиады, конкурсы и т.п.)

Согласно плана работы школы, ММО «Математика. Информатика»

Анализ педагогической деятельности за учебный год.

В конце каждого учебного года

Публикации в СМИ.

2022-2027 гг.

Участие в конкурсах, конференциях, вебинарах, семинарах.

        2.4.1.  Источники самообразования:

  • изучение методической литературы по ФГОС;
  • обучение на курсах повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам;
  • мастер – классы, уроки коллег;
  • вебинары, семинары, дистанционное изучение методической литературы, участие в телекоммуникационных проектах;
  • участие в конференциях, семинарах на различных уровнях;
  • выступления на педагогических советах согласно плану работы школы, заседаниях муниципального методического объединения «Математика. Информатика»;
  • работа в Интернет-сообществах, посещение образовательных порталов.

        2.4.2. Формы самообразования:

Все формы самообразования можно условно поделить на групповую и     индивидуальную. Индивидуальная – инициатор учитель, однако администратор и руководитель кафедры могут инициировать и стимулировать этот процесс.  Групповая форма (методическая работа в кафедре, участие в работе муниципального методического объединения «Математика. Информатика», обучение на КПК, семинары, вебинары, практикумы) обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем:

  • изучать и внедрять новые педагогические технологии;
  • разрабатывать дидактические материалы;
  • внедрять инновации в практику своей педагогической деятельности;
  • проводить самоанализ своей профессиональной деятельности с целью корректировки полученных результатов;
  • посещать уроки коллег, участвовать в диссеминации инновационного педагогического опыта.

        2.4.3. Реализация программы самообразования:

  • разработка уроков, дидактического материала и др., элективных учебных предметов и занятий внеурочной деятельности обучающихся;
  • участие в педагогических советах, семинарах, рабочих группах и др.;
  • открытые уроки, занятия внеурочной деятельности, презентации;
  • обобщение опыта на уровне школы;
  • создание печатной продукции по теме самообразования.

        Результаты работы:

  • разработанные дидактические материалы;
  • открытые уроки, внеурочные занятия, мастер-классы;
  • презентации;
  • представление отчета с анализом, выводами и рекомендациями;
  • обобщение опыта по данной теме, публикации.

        2.4.4. Ожидаемые результаты:

  • повышение качества образования по предмету;
  • обеспечение положительной динамики результатов освоения образовательной программы;
  • разработка и проведение инновационных уроков;
  • овладение обучающимися познавательными УУД;
  • участие обучающихся в различных олимпиады, конкурсах;
  • наличие результатов участия обучающихся в предметных олимпиадах и во внеурочной деятельности (победы и призовые места на муниципальном уровне).

        2.4.5. Мониторинг учителя-предметника

        (приложение 2)

Раздел 3. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой

В ходе реализации программы с 2022 по 2023 год прошла курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку:

Тема курсов

Место проведения

№, дата подтверждающего удостоверения

1.

ФГОС ООО «Особенности введения и реализации обновленного ФГОС ООО»

Дистанционно

ООО «Инфоурок», г. Смоленск

№ 364538,20.06.2022

2.

Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленного ФГОС

Дистанционно

3.

Основы информационной безопасности

АУ «Югорский НИИ информационных технологий»

№ TXzPwOjVgH

Принимала участие:

  • в вебинарах и семинарах, организованных издательством «Просвещение»;
  • в заседании форсайт-центра «Математическая вертикаль». Семинар-практикум
  • в заседании по теме «Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста»
  • в семинаре «Педагогический конкурс как способ профессионального развития педагогов»
  • в заседании муниципального методического объединения «Математика. Информатика» по теме: «Определение подходов и методов актуализации педагогического потенциала уроков математики, информатики в условиях реализации ФГОС»
  • в заседании форсайт-центра «Учитель.Профи» по теме: «Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения профессиональной компетенции педагога»
  • в семинаре «Современные методы профилактики незаконного потребления наркотических средств несовершеннолетними»
  • имею публикации:

Вид публикации (тезисы доклада, статья, монография, учебные пособия, методические разработки, депонирование)

Библиографическое описание опубликованного материала / название работы, место издания, название издательства, год, количество страниц

1.

Стендовый доклад

Приемы преобразования информации для решения учебных задач в процессе обучения геометрии

Стендовый доклад был представлен на XXIV Всероссийской научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета

2.

Статья

Бутко, Е. Ю. Подготовка студентов к разработке приемов преобразования учебной информации / Е. Ю. Бутко, С. Н. Горлова, М. А. Лютина // Образование и наука как основа устойчивого развития региона : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Сургут, 11–12 ноября 2022 года / Редколлегия: О.В. Власова, Д.С. Петрова, В.В. Толмачева, В.А. Яковчук. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2022. – С. 44-48.

3.

Статья

Использование различных моделей представления информации на уроках геометрии // Аллея Науки (раздел «Современные направления образования и педагогики), № 5(80).

4.

Статья

Приемы преобразования информации для решения учебных задач в процессе обучения геометрии» // Аллея Науки (раздел «Современные направления образования и педагогики), № 5(80).

  • создала в социальной сети работников образования свой персональный сайт, являюсь активным участником социальной сети работников образования nsportal.ru и Современного учительского портала. Это позволяет быть в курсе тенденций развития образования в Российской Федерации.

Перспективы самообразования:

  • диссеминация инновационного педагогического опыта по практическому применению выбранной методики на различных уровнях;
  • обучение на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной подготовке;
  • продолжение процесса формирования у обучающихся навыков преобразования учебной информации с целью повышения эффективности и результативности процесса обучения геометрии в 6, 7 классах;
  • участие в диссеминации инновационного педагогического опыта (конференции, мастер-классы, публикации и т.д.) на различных уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального развития и самообразования

Подготовка к реализации ФГОС в основной школе...

Программа профессионального развития и самообразования

Совершенствование качества обучения - воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой пр...

Программа профессионального развития и самообразования

Тема: «Интегрированные проекты в образовательной деятельности школьника в условиях реализации ФГОС ООО»Цель самообразования: совершенствование методики преподавания предмета «Информатика и ИКТ» в усло...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

1. Программа профессионального развития и самообразования

Программа профессионального развития и самообразования...

Программа профессионального развития и самообразования

В программе преставлены цели, задачи,формы и результаты самообразования....

Программа профессионального развития и самообразования.

Повышение качества образования и профессиональная ориентация учащихся на основе использования современных педагогических и информационных технологий на уроках химии....