Программа наставничества (учитель - ученик) на 2023-2024 уч год
материал

Станкевич Татьяна Леонидовна

Программа наставничества (учитель - ученик) на 2023-2024 уч год является частью работы с одаренными детьми в курсе изучения английского языка в общеобразовательной школе Станкевич Татьяны Леонидовны, учителя английского языка высшей категории МАОУ СОШ №1 г.Когалыма ХМАО-Югры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с одаренными детьми (2023-2024)44.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма ХМАО-Югры

                       

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

МАОУ СОШ № 39

Протокол от 31.08.2023№г. №

         УТВЕРЖДЕНО

         приказом по МАОУ СОШ № 1

         от 31.08.202№г. №240

         ____________Е.А. Гулиева          

 

Программа наставничества

 «Учитель-ученик» 

на 2022-2023 учебный год

                                                                                        Автор программы:

                                                                                   Станкевич Т.Л.,

                                                                             учитель английского языка                                                                

г. Когалым,2023

Содержание программы

I. Пояснительная записка…………………………………………………………………..

1.1 Актуальность разработки программы наставничества ………………………………..

1.2 Нормативные основы реализации программы……………………………………

1.3 Цель и задачи программы наставничества………………………………………………

1.4 Срок реализации программы……………………………………………………………..

1.5 Применяемые формы наставничества «учитель-ученик» и технологии…………………………………….

II. Содержание программы……………………………………………………………………

2.1 Основные участники программы и их функции………………………………………  

2.2 Механизм управления программой наставничества…………………………………  .

III. Оценка результатов программы и ее эффективности……………………………

3.1 Ожидаемые результаты………………………………………………………….

3.2 Мониторинг программы ……….

IV. План работы на 2023-2024 учебный год

Приложения………………………………………………………………………………

 

Пояснительная записка

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей. Настоящая программа наставничества разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка».

1.2. Нормативные основы реализации программы

Нормативные правовые акты Российской Федерации

 • Конституция Российской Федерации.

 • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании вРоссийской Федерации".

• Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N 45 от 14 мая 2010 г.).

• Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р) .

 • Гражданский кодекс Российской Федерации.

• Трудовой кодекс Российской Федерации.

• Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р - 145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучшихпрактик обмена опытом между обучающимися».

Нормативные правовые акты МАОУ СОШ №1

1. Устав МАОУ СОШ №1;

2. Программа целевой модели наставничества в МАОУ СОШ №1;

1.3. Цель и задачи программы наставничества

 Цель: разносторонняя поддержка обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

1. Оказать помощь в реализации лидерского потенциала.

2. Способствовать улучшению образовательных, творческих или спортивных результатов.

3. Развивать гибкие навыки и метакомпетенции.

4. Оказать помощь в адаптации к новым условиям среды.

1.4. Срок реализации программы

    Данная программа наставничества   МАОУ СОШ №1;рассчитана на 1 год.

1.5. Применяемые формы наставничества и технологии

    Организация работы по данной форме в каждой наставнической паре или группе предполагает решение индивидуальных, конкретных задач и потребностей наставляемого, исходя из ресурсов наставника, определенных в ходе предварительного анализа. А также, исходя из запросов наставляемых.

Содержание программы

2.1 Основные участники программы и их функции

   Форма наставничества «учитель – ученик» предполагает взаимодействие учителя (педагога) образовательной организации и обучающегося с индивидуальными образовательными потребностями (одаренные, высокомотивированные, способные обучающиеся; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; подростки группы риска).

Форма наставничества «учитель — высокомотивированный ученик»

Цель реализации формы наставничества «учитель – высокомотивированный ученик» — раскрытие потенциала личности наставляемого.

Задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации формы «учитель – высокомотивированный ученик»:

  • повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через сопровождение его участия в олимпиадах, конкурсах и иных творческих мероприятиях;
  • раскрытие        личностного,        творческого,        профессионального        потенциала каждого обучающегося;
  • подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире;
  • улучшение показателей эффективности образовательной организации.

Участники пары «наставник — наставляемый» Наставник:

  • учитель;

Наставляемый:

  • одаренный обучающийся — обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности;
  • высокомотивированный обучающийся — обучающийся, имеющий высокий уровень развития внутренней потребности и мотивации быть успешным в том или ином виде деятельности;

Направления работы наставника:

  • побуждает обучающихся к нахождению и принятию самостоятельных решений, создает необходимые условия для самореализации, осуществления личностного выбора;

-совместно с обучающимися распределяет и оценивает имеющиеся у них ресурсы всех видов для реализации поставленных целей, обеспечивает избыточное ресурсное пространство;

  • организует взаимодействие с родителями (законными представителями) по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов, обучающихся;
  • организуется педагогическое сопровождение и педагогическую поддержку при нивелировании трудностей в обучении, развитии, адаптации;
  • организует взаимодействие с другими педагогами и специалистами для коррекции индивидуальной образовательной траектории и реализации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
  • помогает визуализировать и осознавать индивидуальные программы/маршруты/траектории;
  • осуществляет совместно с обучающимся мониторинг достижений;
  • организует события, в том числе на основе интеграции и сетевого взаимодействия.

Форма наставничества «учитель — ученик с ОВЗ»

Цель реализации формы наставничества «учитель — ученик с ОВЗ» успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью) в образовательную среду образовательной организации и социокультурную среду социума.

Задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации формы «учитель — ученик с ОВЗ»:

  • создание условий для успешного обучения обучающегося;
  • создание условий для успешной социализации обучающегося;
  • максимальное раскрытие потенциала личности обучающегося.

Успешность включенности обучающегося в жизнь образовательной организации и жизнь социума определяется с точки зрения развития:

  • когнитивной (познавательной) сферы;
  • коммуникативной сферы;
  • эмоциональной сферы: психологическая адаптация к процессу обучения в образовательной организации, к внеурочной деятельности, возникновение и сохранение положительного эмоционального настроя по отношению к

процессу        жизнедеятельности        в        образовательной        организации        и взаимодействию с социумом;

  • самостоятельности.

Участники пары «наставник — наставляемый»

Наставник - специальный педагог (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог), педагоги без специального образования, прошедшие курсы повышения квалификации по вопросам образования обучающихся с ОВЗ, классные руководители.

Наставляемые — обучающиеся с ОВЗ (инвалидностью).

Направления работы наставника:

  • обеспечивает сопровождение обучающихся с ОВЗ (инвалидностью) в образовательном пространстве;
  • организует        конструктивное        взаимодействие        обучающегося        с социокультурной средой;
  • организует        взаимодействие        обучающихся        с        учителями        и        другими педагогическими работниками;
  • организует взаимодействие с родителями (законными представителями);
  • участвует в работе педагогических и методических советов, других формах методической работы;
  • контролирует        и        оценивает        эффективность        построения        и        реализации образовательной программы.

Форма наставничества «учитель — обучающийся группы риска»

Цель реализации формы наставничества «учитель – обучающийся группы риска» - оказание социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся группы риска.

Задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации формы «учитель — обучающийся группы риска»:

  • установление        контакта        с        педагогами        образовательной        организации, работающими с обучающимся группы риска;
  • обучение общеучебным и практическим навыкам обучающегося группы риска, необходимым для адаптации в школе и обществе;
  • отслеживание социальных контактов обучающегося в образовательной организации;
  • оказание помощи в выборе программ и курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования;
  • оказание        помощи        в        гражданском,        личностном,        профессиональном самоопределении обучающегося.

Участники пары «наставник — наставляемый»

Наставник — неравнодушный педагог с опытом работы, активной жизненной позицией, обладающий развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к наставляемому как к равному в диалоге.

Наставляемый — обучающийся группы риска, слабо мотивированный, дезориентированный обучающийся, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, малоинформированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри образовательной организации.

Направления работы наставника:

  • повышение учебной мотивации обучающегося;
  • профориентационная работа;
  • работа с семьей обучающегося;
  • работа с педагогическим коллективом образовательной организации;
  • работа со сверстниками, одноклассниками;
  • работа        с        организациями        (служба        занятости,        КДН,        организации дополнительного образования и др.).

Права и обязанности наставника

Наставник обязан:

  • разрабатывать индивидуальный план– комплекс мероприятий в рамках организации работы наставнической пары/группы;
  • участвовать в реализации Дорожной карты в рамках компетенции;
  • регулярно посещать образовательные события, организованные в рамках обучения наставников;
  • оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому;
  • предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора;
  • способствовать развитию информационного освещения реализации системы наставничества в образовательной организации;
  • внимательно и уважительно относиться к наставляемому.

Наставник имеет право:

  • способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных задач наставляемым;
  • совместно с куратором определять формы работы с наставляемым;
  • принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации

Права и обязанности наставляемого

Наставляемый обязан:

  • регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом;
  • выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;
  • внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической группы.

Наставляемый имеет право:

  • вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары/группы;
  • принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации;
  • в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по волнующим вопросам;
  • при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к руководителю образовательной организации о замене наставника.

2.2 Механизм управления программой наставничества

Оценка результатов программы и ее эффективности

3.1 Ожидаемые результаты

Форма наставничества «учитель — высокомотивированный ученик»

Ожидаемые результаты работы наставнической пары: определение познавательных интересов обучающегося, формирование индивидуальной образовательной траектории, вовлечение наставляемого в проектную и исследовательскую деятельность; повышение образовательных результатов наставляемого, в том числе в конкурсном, олимпиадном движениях.

Форма наставничества «учитель — ученик с ОВЗ»

        Ожидаемые результаты работы наставнической пары: развитие у наставляемых компетенций, необходимых для социализации в их ближайшем окружении, образовательном пространстве; сокращение сроков адаптации и повышение уровня комфорта процесса адаптации наставляемого в образовательной организации.

Форма наставничества «учитель — обучающийся группы риска»

Ожидаемые результаты работы наставнической пары: повышение образовательных результатов наставляемого, его мотивации к участию в программах и курсах внеурочной деятельности и дополнительного образования; сокращение сроков адаптации и повышение уровня комфорта процесса адаптации наставляемого в образовательной организации и обществе; развитие у наставляемого коммуникативных компетенций, повышение уровня гражданского, личностного и профессионального самоопределения.

3.2 Мониторинг программы

Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели мониторинга:

1) оценка качества реализуемой программы наставничества;

 2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.

Задачи мониторинга:

 сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);

 обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;

 контроль хода программы наставничества;

 описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);

 определение условий эффективной программы наставничества;

 контроль показателей социального и профессионального благополучия.

План работы на 2023-2024 учебный год

Форма наставничества: «Учитель-ученик»

Ролевая модель: «Учитель – высокомотивированный ученик»

Проект, задание

Планируемый результат

1.  Анализ трудностей и способы их преодоления

1.1

Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником

1.2

Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон развития

1.3

Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенция, достижении спортивных результатов, подготовки и реализации проекта и др.)

Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации

2. Направления развития ученика

2.1

Повышение мотивации к учебе и освоению наук и творчества через участие в предметных олимпиадах, творческих конкурсах

Обеспечена        динамика        участия и результативности в олимпиадах, конкурсах

2.2

Подготовка        обучающегося к        самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности

через включение в социальное проектирование и волонтерскую деятельность

Динамика        результатов включения        в социально продуктивную деятельность

2.3

Разработать индивидуальный проект

Разработан индивидуальный проект        

2.4

Развить/сформировать        коммуникативные  компетенции

Сформированы        способности        публичной

презентации        проектов,        исследовательских   работ

2.5

Повысить успеваемость по предметам «…», «…»

Улучшены образовательные результаты по

предметам… по итогам четвертей, учебного года

2.6

Пройти профориентационную программу по…

Пройдены        профориентационные          тесты, профессиональные пробы по …

2.7

Побуждение обучающегося к нахождению и принятию        самостоятельных        решений, осуществления личностного выбора

 Развиты навыки в части принятия самостоятельных решений, самореализации, осуществления

личностного выбора

Ролевая модель: «Учитель – ученик с ОВЗ»

Проект, задание

Планируемый результат

1.  Анализ трудностей и способы их преодоления

1.1

Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником

1.2

Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон развития

1.3

Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенция, достижении спортивных результатов, подготовки и реализации проекта и др.)

Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации

2. Направления развития ученика

2.1

Повышение мотивации к учебе и освоению наук и творчества через          участие олимпиадах       Абилимпикс, творческих конкурсах

Обеспечена        динамика        участия         и        результативности в олимпиадах, конкурсах

2.2

Подготовка        обучающегося к         самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности

через включение в социальное проектирование и волонтерскую деятельность

Динамика        результатов        включения в социально продуктивную деятельность

2.3

Разработать индивидуальный проект        

Разработан        проект индивидуальный проект        

2.4

Развить/сформировать коммуникативные компетенции

Сформированы        способности         публичных творческих                 выступлений, публичной

презентации проектов, исследовательских и творческих работ

2.5

Формировать        здоровьесберегающую          культуру обучающегося

Улучшены        (сохранены)        показатели

здоровья обучающегося

2.6

Пройти профориентационную программу по…

Пройдены        профориентационные        тесты,

профессиональные пробы по …

2.7

Побуждение обучающегося к нахождению и принятию самостоятельных        решений, осуществления личностного выбора

Развит навык принятия самостоятельных решений, самореализации, осуществления личностного выбора

Ролевая модель: «Учитель – обучающийся группы риска»

Проект, задание

Планируемый результат

1.  Анализ трудностей и способы их преодоления

1.1

Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником

1.2

Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон развития

1.3

Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенция, достижении спортивных результатов, подготовки и реализации проекта и др.)

Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации

2. Направления развития ученика

2.1

Повысить успеваемость по предметам «…», «…»

Улучшены образовательные результаты по

предметам… по итогам четвертей, учебного года

2.2

Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности через включение в социальное проектирование и

волонтерскую деятельность

Динамика        результатов          включения        в социально продуктивную деятельность

2.3

Развить/сформировать          коммуникативные      

компетенции

Сформированы способности публичных творческих выступлений, публичной презентации проектов, исследовательских и

творческих работ

2.4

Пройти профориентационную программу по…

Пройдены        профориентационные          тесты,профессиональные пробы по …

2.5

Формировать        гражданственность,             ответственное отношение к своим поступкам, законопослушность

Отсутствие асоциальных поступков

Мониторинг программы

    Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели мониторинга:

1) оценка качества реализуемой программы наставничества;

 2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.

Задачи мониторинга:

 сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);

 обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;

 контроль хода программы наставничества;

 описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);

 определение условий эффективной программы наставничества;

 контроль показателей социального и профессионального благополучия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Наставничества Учитель_ ученик"

Особое значение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требования...

Индивидуальный проект как эффективная практика реализации форм наставничества «учитель-ученик», «ученик-ученик»

Применение метода наставничества по учебной дисциплине индивидуальный проект...

Программа наставничества "Учитель-ученик"

Программа наставничества "Учитель-ученик"....

Программа наставничества учитель-ученик «Путь к успеху»

Цель: раскрыть и реализовать творческий потенциал   каждого наставляемого.Задачи:1.Диагностика обучающихся, определение наставляемых. Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личного поте...

Программа наставничества «Учитель-ученик» на 2023-2024 учебный год

Содержание программыI. Пояснительная записка1.1 Актуальность разработки программы наставничества1.2 Нормативные основы реализации программы1.3 Цель и задачи программы наставничества1.4 Срок реали...

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 8 класс и календарно-тематическое планирование 2023-2024

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 8 класс и календарно-тематическое планирование 2023-2024...

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика, или Как случаются заветные 100 баллов на ЕГЭ...