Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Креативное рукоделие»
рабочая программа

Суворова Альбина Нурулловна

 

Рабочая программа дополнительного образования «Креативное рукоделие» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов вышивания, бисероплетения и других видов рукоделия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_obr_kreat_rukod_nov.docx58.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     УТВЕРЖДЕНА

                                                                              Приказом № ___ от _________года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

 «Креативное рукоделие»

возраст обучающихся: 7-18 лет

срок реализации: 1 год 

                                                                                                                     

                                                                 Автор-составитель:

                                                                        Суворова А.Н., педагог

                                                                                    дополнительного образования

         

г. Нефтеюганск-2023

Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная  записка

3

2.

Учебно-тематический план

6

3.

Содержание программы

9

4.

Методическое обеспечение программы

10

5.

Список литературы

11


  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Креативное рукоделие» разработана в соответствии со следующими документами:

 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября

2022 года №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21  "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности (или) безвредности  для человека факторов среды обитания»;

  Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-Стандарт);

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

 Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11. 2015 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

 Устав КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

 1.1. Программа «Креативное рукоделие» является прикладной, носит практикоориентировочный характер и направлена на овладение обучающимися основных приемов вышивания, бисероплетения, лоскутного шитья, работы с фетром. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социальнокультурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.

1.2. Актуальность программы заключается в соответствии современным требованиям модернизации системы образования. Обучение, по данной образовательной программе, предполагает охват разнообразного спектра прикладного творчества и тем самым позволяет приобретать и осуществлять практические навыки в различных видах рукоделия. Интеграция различных видов рукоделия представляет больше возможностей для творческой самореализации учащихся.

1.3. Цель программы: Развитие творческого потенциала личности ребенка через освоение различных видов декоративно – прикладного искусства.

1.4. Задачи программы:

- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;      

- приобретение практических знаний, умений и навыков, необходимых для творческой деятельности в декоративно-прикладном творчестве.

1.5. Возраст детей. Данная программа предусмотрена для обучающихся 12-18 лет.

1.6. Сроки реализации Программы: 1 учебный год.

1.7. Ожидаемые результаты.

Программа определяет два уровня освоения программы – достаточный и минимальный. Ожидаемые личностные и воспитательные результаты (минимальный и достаточный уровни) внеурочной деятельности школьников представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Ожидаемые предметные результаты освоения дополнительной образовательной программы

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Личностные результаты

Знают:

  • различные виды ДПИ,
  • сведения о материалах, инструментах, приспособлениях,
  • основные элементы составления композиции,
  • основные цвета спектра.

Уметь:

  • подбирать материалы для композиции,
  • готовить материалы к работе,
  • выполнять эскизы,
  • выполнять простые творческие работы (аппликации, панно и т.д.)
  • оценивать выполненные работы, выявлять особенности,

Знают:

  • историю возникновения декоративно-прикладного искусства,
  • различные виды ДПИ,
  • сведения о материалах, инструментах, приспособлениях,
  • основные элементы составления композиции,
  • основные цвета спектра.

Умеют:

  • подбирать материалы для композиции,
  • готовить материалы к работе,
  • выполнять эскизы,
  • выполнять простые творческие работы (аппликации, панно и т.д.)
  • оценивать выполненные работы, выявлять особенности,
  • выполнять мини-проект.

Элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

Понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;  

Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных    видах художественно-эстетической деятельности;

Расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

1.8. Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

Результаты образовательной деятельности учащихся отслеживаются путём проведения текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Текущий контроль проводится по окончанию изучения отдельной темы.

Форма проведения: собеседование, анализ изделий.

Промежуточная - проводится в середине модуля, чтобы выявить, как усваивается материал.

Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса.

Форма проведения: собеседование, анализ изделий.

Итоговая - проводится в конце завершения модуля.

Цель – подведение итогов освоения общеобразовательной программы.

Форма проведения: выставочный просмотр.

2. Учебно-тематический план

Разделы и темы.

Всего

часов

Теория

Практика

1

Лоскутное шитье.

18

1

17

2

Фантазии из фетра

8

1

7

Предновогодние хлопоты

6

1

5

Не спеши выбрасывать!

10

1

9

2

Бисерные фантазии 

10

1

9

3

Техника вышивки «сашико»

16

1

15

Итого:

68

3

65

Календарно-тематический план

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

1 четверть

Лоскутное шитье

Вводное занятие.       

1

Комбинированное

 занятие

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая

работа

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая работа

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая работа

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая работа

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая работа

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая работа

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая работа

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая работа

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая работа

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая работа

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая работа

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая работа

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая работа

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая работа

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая работа

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая работа

Изготовление изделия в лоскутной технике.

1

Практическая работа

2 четверть

Фантазии из фетра

Вводное занятие.

1

Комбинированное занятие

Изготовление брелков.

1

Практическая работа

Изготовление брелков.

1

Практическая работа

Изготовление закладок для книг.

1

Практическая работа

Изготовление закладок для книг.

1

Практическая работа

Изготовление брошей.

1

Практическая работа

Изготовление брошей.

1

Практическая работа

Изготовление украшений для волос

1

Практическая работа

Предновогодние хлопоты

Вводное занятие.

1

Комбинированное занятие

Изготовление текстильных елочных игрушек

1

Практическая работа

Изготовление текстильных елочных игрушек

1

Практическая работа

Изготовление текстильных елочных игрушек

1

Практическая работа

Изготовление текстильных елочных игрушек

1

Практическая работа

Изготовление текстильных елочных игрушек

1

Практическая работа

3 четверть

Не спеши выбрасывать!

Вводное занятие.

Комбинированное занятие

Выполнение панно из компакт - дисков

Практическая работа

Выполнение панно из компакт - дисков

Практическая работа

Выполнение панно из компакт - дисков

Практическая работа

Выполнение панно из компакт - дисков

Практическая работа

Выполнение панно из компакт - дисков

Практическая работа

Выполнение панно из компакт - дисков

Практическая работа

Выполнение панно из компакт - дисков

Практическая работа

Выполнение панно из компакт - дисков

Практическая работа

Выполнение панно из компакт - дисков

Практическая работа

Бисерные фантазии

Вводное занятие.

1

Комбинированное занятие

Украшения из бисера (серьги, кулон, браслет).

1

Практическая работа

Украшения из бисера (серьги, кулон, браслет).

1

Практическая работа

Украшения из бисера (серьги, кулон, браслет).

1

Практическая работа

Украшения из бисера (серьги, кулон, браслет).

1

Практическая работа

Украшения из бисера (серьги, кулон, браслет).

1

Практическая работа

Украшения из бисера (серьги, кулон, браслет).

1

Практическая работа

Украшения из бисера (серьги, кулон, браслет).

1

Практическая работа

Украшения из бисера (серьги, кулон, браслет).

1

Практическая работа

Украшения из бисера (серьги, кулон, браслет).

1

Практическая работа

4 четверть

Техника вышивки «сашико» (стежковая вышивка)  

Вводное занятие.

Комбинированное занятие

Основные приемы вышивки «сашико».

1

Практическая работа

Основные приемы вышивки «сашико».

1

Практическая работа

Основные приемы вышивки «сашико».

1

Практическая работа

Основные приемы вышивки «сашико».

1

Практическая работа

Основные приемы  вышивки «сашико».

1

Практическая работа

Основные приемы вышивки «сашико».

1

Практическая работа

Основные приемы вышивки «сашико».

1

Практическая работа

Основные приемы вышивки «сашико».

1

Практическая работа

Основные приемы вышивки «сашико».

1

Практическая работа

Основные приемы вышивки «сашико».

1

Практическая работа

Основные приемы вышивки «сашико».

1

Практическая работа

Основные приемы вышивки «сашико».

1

Практическая работа

Основные приемы вышивки «сашико».

1

Практическая работа

Основные приемы вышивки «сашико».

1

Практическая работа

Основные приемы вышивки «сашико».

1

Практическая работа

ИТОГО

68

  1. Содержание программы

Раздел 1. Лоскутное шитье.

Теория: Введение.  Виды декоративно-прикладного искусства, инструменты, материалы, правила безопасной работы. История возникновения лоскутного шитья.       

Практика: Изготовление изделия в лоскутной технике.

Раздел 2. Фантазии из фетра.

Теория: Беседа «Что такое фетр». Виды фетра. Инструменты и приспособления для работы с фетром. Изучение эскизов и технологий.

Практика:

Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Изготовление мини – сувениров: брелков, закладок для книг, брошей, украшений.

Раздел 3. Новогодние хлопоты.

Теория: Беседа «История появления елочных игрушек»

Практика: Изготовление сувенира к Новому году. Изготовление украшений на ёлку.

Раздел 4. Не спеши выбрасывать!

Теория: Беседа «О новых способах использования мусора для всеобщего блага»  

Практика:

Выполнение панно из компакт – дисков.

Раздел 5. Бисерные фантазии

Теория: Введение.  Леска, техника низания, цветоведение, закрепление бисеринки, петелька, пупырышки.

Практика: изготовление изделий: «петельки и пупырышки», простая цепочка из 2-х бисеринок, цепочка в крестик.

Раздел 6. Техника вышивки «сашико» (стежковая вышивка).

Основные приемы вышивки «сашико».  

Теория: Введение. История возникновения техники «сашико». Техника безопасности работы с инструментами. Способы с нитью. Основные приемы работы в технике «сашико».

Практика: Изготовление изделий в технике «Сашико».

  1. Методическое обеспечение программы

№ п/п

Название темы

Форма занятий

Приемы и методы учебно -воспитательного процесса

Техническое оснащение. Дидактический материал.

Форма подведения итогов

Лоскутное шитье

Практическое занятие

словесный; наглядный; практический.

ткань,

игла ручная, линейка, нитки карандаш, ножницы

собеседование, анализ изделий, выставка творческих работ

Фантазии из фетра

Практическое занятие

словесный; наглядный; практический.

фетр, ткань, нитки, бисер, ножницы, игла

Новогодние хлопоты

Практическое занятие

словесный; наглядный; практический.

фетр, ткань, нитки, бисер, ножницы, игла

Не спеши не выбрасывай!

Практическое занятие

словесный; наглядный; практический.

фетр, ткань, нитки, бисер, ножницы, игла компакт - диск

Бисерные фантазии

Практическое занятие

словесный; наглядный; практический.

бисер, леска,

игла, линейка, ножницы

Техника вышивки «сашико»

Практическое занятие

словесный; наглядный; практический.

ткань,

игла ручная, линейка, нитки карандаш, ножницы

5. Список литературы

1. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 895с.

2. Белякова О.В. Большая книга поделок. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222с.

3. Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебнометодическое пособие. – СпбГУ, 2012. – 156с.

4. Хворостухина С.А. Рукоделие для девочек. – М.: РИПОЛклассик, 2011. – 132с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская рукоделия»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мастерская рукоделия". Вид деятельности: декоративно-прикладное творчество. Срок реализации: 3 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Креативное рукоделие» (базовый уровень)

Данная программа включает в себя различные разделы рукоделия и направлена на формирование ключевых и специальных компетенций учащихся посредством декоративно-прикладного искусства....

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...