Мастер-класс "Метапредметный урок"
учебно-методический материал

Носенкова Маргарита Вячеславна

Мастер-класс по проектированию метапредметного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_metapredmet.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Васильевская основная общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области

Мастер-класс

по проектированию метапредметного урока

подготовила учитель русского языка Носенкова М.В.

Современная жизнь требует новых подходов к построению урока.На этапе внедрения стандартов нового поколения каждый учитель готовясь к уроку, старается определить не только целевые установки, но и технологии, которые он будет использовать на этом уроке. Поэтому каждый думающий учитель старается разрушить рамки привычного традиционного урока и приблизиться к требованиям обновленных ФГОСов, осмыслить в чём различие структурных элементов урока традиционного и метапредметного.

Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», но, на мой взгляд, это было лишь подходом, репетицией урока метапредметного.

Сейчас очень важен вопрос: «Как сделать так чтобы, всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да ещё и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что нужно ему для жизни!? …. А если нет жизненной необходимости – значит, нет интереса и тогда …….. в голове ученика – ветер, ….

Если ветер, если ветер 
В голове ученика, 
Что ни утро, что ни вечер - 
Он взлетает в облака. 
Удержи его, пожалуй... 
Вечно нужен глаз да глаз: 
В небесах гарцует малый - 
Возврати такого в класс! 
С ним забот - ну просто бездна! 
Весь его летучий вид 
Говорит: "Сейчас исчезну!.." 
Тут он! Там! Сидит! Летит! 
Вот была б такая скрепка 
Или специальный клей
Чтоб они держали крепко 
Улетающих детей! 

В современной школе такой скрепкой стала метапредметность.

Чтобы сконструировать урок, направленный на метапредметный результат, необходимо знать его составляющие. Для этого предлагаю вам поработать с понятийным кластером. Составьте схему "Метапредметный урок".

(педагоги составляют схему их предложенных карточек)

Данный мастер класс я проведу в контексте занятия внеурочной деятельностью «Уроки нравственности» в 5 классе. Целью мастер-класса будет  знакомство со структурой урока, ориентированного на достижение метапредметных результатов. Фундаментальным образовательным объектом проектируемого урока будет общечеловеческая ценность.

Планирование любого урока мы начинаем с целевых установок и  структурных элементов. В содержании данного урока мы сможем проследить следующие элементы:

1. Мотивационно-ориентировочный блок:

Этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту учащихся, связанному с метапредметной темой урока

На нём учащиеся активно включаются в интеллектуальную деятельность урока. И я вам предлагаю включиться и посмотреть на экран  и представить себя на месте главных героев м/ф. (фрагмент из м/ф "Ах и Ох")

-  Какие чувства у вас возникали, когда вы представляли себя на месте главных героев? (обида, разочарование, тоска../ восторг, удовлетворение...) Как жилось Аху и Оху? Почему? Что помогло Оху по-новому взглянуть на жизнь?Может ли человек прожить без друзей?

- Обсуждая фрагмент м/фильма, мы с вами подняли проблему урока. Как вы думаете, какая это проблема? (Отношение к жизни и самому себе)

Этап проблематизации - определение учениками собственного «незнания» относительно фундаментального образовательного объекта урока.

Целеполагание занятия происходит на следующем этапе, которое формулируют дети, через организацию активной деятельности учащихся по поиску, усвоению, переработке новой информации из разных типов и видов источников.

2. Организационно - деятельностный блок:

2.1. Этап моделирования - построение идеального видения фундаментального образовательного объекта, оформление его в виде модели, отражающей его внутреннее устройство, систему внешних связей.

2.2. Этап конструирования - переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления и создание учащимися собственных образовательных продуктов (на данном этапе - коллективных)

2.6. Этап презентации образовательных продуктов - соединениеидеальных планов каждого в общий и коллективный «объем» - совместную действительность

- Вы сегодня -  исследователи. А с чего начинается любое исследование? (выбираем, что будем исследовать)

-У вас на столе лежит конверт, в нём информация, которая вам поможет определить объект исследования.

- Я предлагаю вам их открыть, посовещаться и определить ваш объект исследования.

-Время работы в группе 3 минуты.

-Пока группа определяет объект исследования, мне хотелось бы сказать о таком факторе как распределение ролей в группе, что предусматривает групповая работа. В условиях нашей малокомплектной школы создать группу сложно, по сути – это весь класс. Поэтому мы регулярно меняем роли в этой группе – паре.Перед уроком мы решаем, кто какую роль будет выполнять на сей раз.

 - Готовы озвучить объект исследования?

( Самоуважение)

- Что нам поможет, чтобы изучить его?

- Любое исследование предполагает алгоритм деятельности. Назовите основные этапы исследования.

АЛГОРИТМ.

1.Изучение различных источников информации

2.Анализ полученной информации

3.Логическое осмысление

4.Создание продукта

5.Презентация продукта, а представление  продукта исследования может быть в виде:….  

- Для проведения исследования и создания продукта всё необходимое лежит на столах.

- А презентация вашего исследования будет представлена на  доске. Время работы 5 минут.

Рефлексивно – оценочный блок - выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, оценка степени приращения инструментальных ресурсов личности обучающихся, а также качества созданных на уроке образовательных продуктов.

Тест  «Какой я друг». При ответе «да» поставьте себе один балл.

- Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?

- Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?

- Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?

- Если кого-то из  ребят незаслуженно в чём-то  обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?

- Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты согласишься?

Сосчитайте количество баллов:

4-5 баллов - ты хороший друг.

3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится.

1-2 балла – всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше – измени себя сам.

Закончи фразы:
«Своей работой на уроке я… доволен
не совсем доволен
не доволен, потому что..»
«Сегодня на уроке…. было интересно
было трудно..
больше всего понравилось….

Таким образом, можно выделить признаки метапредметного урока:

  1. Это интегрированное занятие.
  2. Деятельность учащихся организуется с целью не передачи им знаний, а передачи способов работы со знаниями.
  3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, задачи, схемы, проблемы и т.д.
  4. Системная работа со способом; если ребенок освоил решение задач на три параметра по математике, то учитель дает ему задание того же типа, но из физики или химии.
  5. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
  6. Ядром творческого метапредметного урока является образовательная ситуация: необходимо заранее продумать одну или несколько ключевых проблем, с помощью которых учащиеся захотят и смогут проявить себя. Проблема или тема должна быть «острая», носить метапредметный характер.
  7. Педагог заранее отбирает культурно-исторические аналоги по заданной проблеме, которые будут предложены учащимся.
  8. Педагог заранее определяет:

- каким образом он предполагает организовать рефлексию учеником своей деятельности (конкретный прием, способ или задание)

- как оценить внешний и внутренний образовательный продукт

- с помощью каких критериев он оценит успешность метапредметного занятия.

9. Работа учащихся оформляется в виде наглядного продукта (учебную среду учащиеся создают сами). Поэтому необходимо заранее продумать конкретный предвосхищаемый образовательный продукт, который должны будут создать ученики на занятии. Продукт должен быть конкретным, но без предлагаемого педагогом содержания.

Цели проведенного метапредметного занятия:
Личностные:
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные:
Формирование понятия «самоуважение»; осознание ценности человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...