Рабочая про-грамма круж-ковой работы «АКАДЕМИЯ КАЗАЧАТА»в ЛДПД «Синегория»
рабочая программа

Титова Елена Владимировна

Программа предназначена для организации различных форм работы с детьми отдыхающими в ЛДПД «Синегория», желающих стать продолжателями и носителями многовековой культуры казачества. Она призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия  казачества подрастающему поколению, на основе изучения  традиций, истории края, культурного наследия предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachata.docx88.73 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации города Заринска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 города Заринска

Алтайского края

Рабочая программа

 Кружковой работы «АКАДЕМИЯ КАЗАЧАТА»

в ЛДПД «Синегория»

https://xn--23-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/images/events/cover/129e7ce94c71235e15a2ce00b6e215f2_big.jpg

Составитель

Титова Е.В.

Старшая вожатая

                                     

                         

г.Заринск 2021 год

Пояснительная записка

За нашей суетной жизнью не замечаешь, как уходит в историю опыт предшествующих поколений, культурные традиции. Наши мудрые предки понимали: выживет лишь тот человек, и тот народ, который умеет существовать в гармонии с окружающим миром. Воспитание  любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей  «малой родине», ее людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно-нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, перестает существовать как этническая единица. Работа в классе казачьей направленности поможет наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников.

Опыт показывает, что дети часто не готовы воспринимать знания духовно-нравственного характера. Поэтому нужно попытаться через знакомые им образы  показать все доброе и красивое в нашем порой жестоком мире. Постепенно нужно подвести ребенка к мысли, что традиции добра и красоты связаны с прошлым их предков-казаков. Эти традиции отражены в поселениях и жилищах, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных праздниках и обрядах. Культура терского казачества богата и разнообразна.

Направленность данной дополнительной образовательной программы: духовно – нравственная.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, воспитания у юных казаков высокого чувства патриотизма и гражданской ответственности, формирования чувство уважения, гордости, бережного отношения к малой родине, краю, Отечеству на основе местных традиций и ценностей. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Программа предназначена для организации различных форм работы с детьми отдыхающими в ЛДПД «Синегория», желающих стать продолжателями и носителями многовековой культуры казачества. Она призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия  казачества подрастающему поколению, на основе изучения  традиций, истории края, культурного наследия предков.

Цель программы: воспитание социально адаптированной, творчески мыслящей, духовно богатой, физически развитой личности, владеющей основами культуры поведения, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе культурного наследия  казаков.

Задачи:

  • формировать у детей желания поступать в соответствии  с нравственными ценностями и правилами (жить по совести); развивать способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека; воспитывать стремление к любви, добру, толерантности;
  • приобщать детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом; дать знания в области православной культуры для духовно-нравственного и эстетического развития личности; развивать физические способности обучающихся, используя заложенный в них потенциал.

Программа рассчитана на 1 смену (18 дней в лагере с дневным пребыванием)


Особенности реализации программы.

Данная деятельность организуется в форме специального курса общекультурной направленности. Педагог проводит занятия два раза в неделю, в первой половине дня в течение академического часа. Выделен отдельный кабинет, оснащенный техническим оборудованием (компьютер, интерактивная доска). Для организации воспитательного процесса по Программе «Академия казачата» в распоряжении данного класса имеются – методическая литература по теме, организация экскурсионной работы, фольклорные тексты (песен, игр, танцев, сказок, пословиц, поговорок, загадок), видеозаписи выступлений фольклорных коллективов. Предусмотрено совместное пение (для освоения местной исполнительской манеры).

Программа включает в себя 8 занятий

Занятия должны быть эмоциональными. Возрастные особенности  детей требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами, Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На « академии казачата» важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

В программе запланированы мероприятия по воспитанию уважительного отношения к пожилым людям; общение, знатоками казачьей истории и обычаев.

Формы внеурочной воспитательной деятельности.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Основные формы работы:

  • занятие-встреча;
  • занятие-экскурсия;
  • занятие-праздник;
  • занятие-творческий проект;
  • беседа;
  • викторина;
  • практическое занятие.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий для развития духовно-нравственного воспитания личности.

Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер.

Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), занятия третьего и четвёртого года обучения носят активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).

Планируемые личностные и метапредметные действия.

В результате реализации данной программы планируется формирование у обучающихся ключевых компетенций, формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностные универсальные учебные действия:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;


Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

К концу реализации программы «Академия - казачата» у детей должна быть:

- воспитана активная жизненная позиция;

- сплочен классный коллектив;

- приобретены практические навыки следования традициям казачества, умения участвовать в казачьих обрядах, способности украсить свой быт в народном стиле.

- рассказывать о своём казачьем роде;

- выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими терскому казачеству.

Способы проверки результатов.

Подводя итоги педагогического воздействия, важно помнить, что речь идет о воздействии на нравственную сторону личности, особого мира, куда не всегда пускают другого человека. Ситуация облегчается тем, что младший школьник сам стремиться к выяснению оценок взрослого, ориентируются на его мнение. Взрослый, таким образом, осуществляет социальный контроль.

В творческом уровне можно дать разработать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам. Составить кроссворды, ребусы, загадки, тематические сборники интересных фактов, сочинить стихотворные формулировки. Кроссворды, тесты можно также применять на любых этапах проверки знаний. Обучающиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, тесты с помощью карт, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня образования и развития.

При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.

Игры дополнят традиционные формы обучения, будут способствовать активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. В игре можно вовлечь каждого ребёнка в активную работу.

Формы подведения итогов.

Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.

На занятиях проводятся мастерские, на которых ребята создают свою творческую работу, обосновывая свой выбор, игры, правила, способствующие самовоспитанию, заочные экскурсии, круглый стол, встречи с ветеранами, инсценировки, конкурсы рисунков.

На все итоговые занятия приглашаются родители, которые помогают украсить помещение и атрибуты для занятия. В результате проведенного итогового занятия ребенок должен почувствовать моральное удовлетворение от радости, которую он доставил другим людям, иметь желание продолжить начатую деятельность.

                                          Тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

1

Что такое казачество, и кто такой казак?

1

2

Происхождение казачества

1

3

Казачьи легенды, сказки. Казачьи пословицы

1

4

Казачий музыкальный фольклор

1

5

Народные игры  казачества

1

6

Казачьи заповеди и традиции

1

7

Семейные традиции. Моя семья

1

8

Религиозные традиции казаков

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ ПМ.04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Рабочая программа професстонального модуля ПМ.04. по специальности 140448...

Рабочая программ ПМ.04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Рабочая программа професстонального модуля ПМ.04. по специальности 140448...

Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Цели:  сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению п...

Рабочая программа ПМ.05 Выполнение работ по рабочей профессии «Лаборант по физико-механическим испытаниям»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ   ПМ.05 Выполнение работ по рабочей профессии«Лаборант по физико-механическим испытаниям»  для специальности 240111...

Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук"

Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук" на 2014-15 учебный год....

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике "Академия физических открытий" для 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике "Академия физических открытий" для 5-6 классов является пропедевтическим курсом. Целью программы является развитие умения проводить н...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Малая академия наук" по математике в 9Б классе

Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС, требованиями к уровню освоения программы. Рассчитана на 34 часа в год....