Доклад на педагогическом совете гимназии
опыты и эксперименты (10 класс)

Валентина Сергеевна Сандукова

Доклад на педагогичесом совете гимназии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete.docx37.31 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках обществознания и истории  как формы работы с одарёнными детьми в старших классах (9-11)

                                                                 

Введение

     Современное содержание образования далеко не всегда отвечает потребностям реальной жизни. Оно «даёт инструкции», но не учит как правильно и адекватно действовать в той или иной ситуации. Современному школьнику нужны жизненные навыки, которые можно применить в реальной жизни. Для реализации этой цели на сегодняшний день разработано много технологий, среди них всех ближе и интереснее для меня стал метод проектов.

Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Принятое понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т. п. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации (сметы, материалов, условий эксплуатации). Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

       Я работаю учителем истории и обществознания более 10 лет, имею первую квалификационную категорию.  За время своей педагогической деятельности использовала различные образовательные технологии с целью повышения эффективности преподавания истории и обществознания, а также результативности образовательного процесса. Но самыми любимыми для меня и моих учеников стали проблемно-поисковые технологии. Они направлены на развитие мышления учащихся и их творческих способностей. Результатом применения этих технологий являются формирование у школьников:

  1. Умения проводить анализ ситуации, задания, задачи, условий;
  2. Умения переформулировать исходные условия задачи и поставить проблему, то есть сформулировать проблему для себя;
  3. Умения спланировать стратегию поиска решения проблемы;
  4. умения использовать различные проблемно-поисковые методы;
  5. Умения провести анализ найденного решения, сопоставить его с другими, выбрать оптимальный для данной ситуации;
  6. Способности к выработке новых идей, формулированию гипотез, самостоятельному освоению нового опыта;
  7. Способности к абстрактному, теоретическому мышлению, основанному на использовании в качестве инструмента мышления понятий, критериев, оснований.

Самое важное, что благодаря совместной работе учителя и учащихся, я лучше узнаю своих подопечных, налаживается тесный контакт с детьми и с родителями, происходит обмен информацией. Возникает ситуация, когда не только я, но и они могут меня чему-то научить. И это «взаимообогащение» знаниями приносит большую радость. В процессе подготовки проекта учащиеся отрабатывают уже знакомый материал, а также пополняют его новыми выражениями и структурами. Важно, чтобы проект был посилен учащимся, чтобы с ним справиться могли все члены группы, поэтому тему проекта даю исходя из общего интереса всех детей. Но оговариваю, что форма презентации может быть разной, по желанию и по возможностям. Часто такие проекты бывают уже включены в учебно-методический комплекс, но учитель может сам определить актуальность их тем и посильность для учащихся. Еще одним не менее важным моментом считаю особое отношение к определению результативности проекта. Не следует категорично судить ребят за наличие ошибок. На первых порах об этом можно умолчать, но не превращать это в привычку, т.к. отсутствие корректировки снижает интерес по отбору необходимого лексико-грамматического материала.

       В свете требований Федерального государственного стандарта второго поколения проектная деятельность является не только рекомендованной, но и обязательной составной частью как классно-урочной, так и внеурочной деятельности. Она состоит из педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, формирования универсального умения ставить и решать задачи, принимать ответственность за свои решения, так востребованных на современных этапах. Проектная деятельность предполагает использования в образовательном процессе технологий деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подхода.

       Сегодня учебное проектирование может гармонично дополнять традиционную классно-

урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой,стимулирующая обучающихся самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.

        Цель моей работы – обобщение накопленного опыта проектно-исследовательской деятельности с целью его распространения в среде педагогического сообщества.

        Задачи:

        1) Систематизация теоретических знаний о методе проектов

        2) Описание собственного педагогического опыта использования метода проектов на  

            уроках истории и обществознания

        3) Анализ результативности использования данной методики в педагогической

            деятельности.

        Актуальность представленной работы продиктована реалиями современной жизни. Мы живем во время перемен, поэтому как никогда сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою неповторимость, индивидуальность, и, таким образом, становится личностью. Современное образование должно побуждать к творчеству.

          Новизна работы: представлен опыт проектной деятельности как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочной деятельности.

1. История внедрения метода проектов в педагогику

      Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Один из основоположников этого метода Джон Дьюи считал, что накопление ребёнком личного опыта ведёт к воспитанию его личности. Исходя из этого, Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребёнка. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребёнка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины.

      Ученик и последователь Дьюи Уильям Килпатрик разработал идею метода проектов. Килпатрик критиковал традиционную школу, основанную на передаче учащимся готовых знаний вне связи с реальными запросами и жизненными потребностями детей. Отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс как организацию проектной деятельности ребёнка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта.

          В 20 - 30-х гг. XX в. в США в школе Е. Коллингса был осуществлен метод проектов У. Килпатрика. Учащиеся должны были сами проектировать то, чем им предстояло заниматься. Особое внимание уделялось выбору деятельности, посредством которой приобретались знания. Материалы для обучения брались из повседневной жизни. Ученики сами выбирали то, что должно было стать содержанием учебной работы; учитель лишь оказывал им помощь в исполнении задуманного. Впоследствии этот метод использовался в педагогической практике многих стран мира.

          В 1928 году, по просьбе Надежды Константиновны Крупской Дьюи приехал в Советский Союз, чтобы помочь Народному Комиссариату Просвещения в освоении новых педагогических идей. Идеи прагматизма и метод проектов считались средством для построения школы нового типа. Так возникла идея трудовой школы. Последователи американской педагогической модели В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В.Игнатьев пытались преобразовать школу учёбы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проектной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. В концепции В. Н. Шульгина воспитание коммунистической морали преобладало над обучением, идеология — над образованием, социальное воспитание — над школьным, политехническое — над общим, что привело к недооценке образования в развитии личности. Но абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате в 1931 году было принято Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», в котором проектная методика В. Н. Шульгина была осуждена как «антиленинская идея отмирания школы» и до 90-х годов XX века в практике советской школы не использовалась. В СССР были восстановлены единые учебные планы и программы.

          В настоящее время в России приняты образовательные стандарты второго поколения: ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО, методологической основой которых является системно-деятельностный подход к освоению новых знаний. Одним из направлений реализации такого подхода является проектная деятельность, направленная на обучение детей элементарным приёмам совместной работы в ходе разработки проекта.

           ФГОС всех ступеней школьного образования в процессе обучения предоставляют большие возможности и перспективы для самостоятельной проектной, исследовательской и творческой деятельности учащихся. Учебные программы всех школьных предметов, в том числе истории и обществознания, ориентированы на данный вид деятельности.

2. Обобщение опыта проектной деятельности

Творческие проектные мастерские.

Проектирование предполагает особые методические приёмы в работе преподавателя, широкое использование дискуссий, ролевых и деловых игр, моделирования. Всё это подразумевает перенесение акцента с пассивных на интерактивные методы преподавания, предполагает изменение системы работы преподавателя.

Учебный проект, несомненно, может стать замечательным вариантом изучения некоторых вопросов. Например, в курсе истории тему прихода к власти большевиков  можно построить на проектной основе, тем более что и сама историческая ситуация свидетельствует о существовании разных альтернатив исторического развития России в этот период (выступление генерала Корнилова Л.Г. - как пример военной диктатуры; более решительные действия Временного правительства могли привести к тому, что  Россия стала бы буржуазно-демократической республикой и т.д.). События любого правления также могут быть рассмотрены в виде проекта - например, перед классом может быть поставлена задача создания веб-сайта, посвящённого определённому периоду правления. Для этого необходимо наметить основные страницы, распределить между учащимися задания по наполнению той или иной страницы, а общей объединяющей работой будет создание главной страницы. Здесь необходимо будет учитывать особенности темы, возраст учащихся, их подготовленность, наличие технических возможностей и многое другое.

Создание исторического альманаха, посвященного самому восстанию или периоду начиная со времени организации Северного и Южного обществ до 14 декабря.

Историческая карта может быть посвящена ссылке декабристов. На карте России необходимо будет указать кружками разного цвета или мелкими фигурками:

а) города, через которые декабристы следовали в Сибирь;

б) места отбывания декабристами каторжных работ;

в) особенно обратить внимание на декабристов в Бурятии - их роль в развитии региона

Применение проектного подхода имеет особое значение в изучении культурно-исторического материала. Учебный проект для ученика - способ создать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знания и умения и показать публично достигнутый результат.

По многим темам создаем презентации, исследовательские работы, портфолио.

Проектная деятельность - это активность, ответственность, долг, пропаганда, сотворчество, поиск.

Табл. Пример использования методики де Боно на уроке «Гражданская война в России»

Отделы редакции

Способы мышления

(«шляпы»)

Задания

Социологический

Белая шляпа- с «чистого листа»

Разработка социологического опроса на выявление отношения наших современников к Гражданской войне.

Архивно-документальный

Синяя шляпа - деловое, рациональное, предметное общение.

Подготовка презентации «Хроника событий гражданской войны»

Научный

Зелёная шляпа – творческое мышление

«Мозговой штурм по теме: почему большевики смогли взять и удержать власть?

Литературный

Красная шляпа- эмоциональное мышление, выражение чувств, переживаний.

Подготовка эссе, стихотворений или рассказа от имени человека нашего времени о Гражданской войне.

Отдел критического

анализа

Чёрная шляпа- критическое, негативное мышление.

Формулирование аргументов в обоснование негативной оценки действий красного и белого движения в Гражданской войне.

Философский

Жёлтая шляпа- позитивное мышление

Формулирование аргументов в обоснование позитивной оценки действий красного и белого движения в Гражданской войне.

Актуальность темы: «Моя политическая партия» состоит в том, что для школьников вопросы создания партий и их роли в выборах - вещь как правило, малопонятная. Игра позволяет сконцентрировать внимание учащихся 9-11 классов не на персоне, а на идеях, правовых процедурах. Цель игры - повышение правовой и политической культуры школьников через непосредственное участие каждого в создании молодёжной политической партии.

Партии были созданы и представлены на выборах президента гимназии из учащихся 10 классов. Получилось 3 партии - либерально-демократическая, коммунистическая и консервативная. В итоге на выборах победил представитель либерально-демократической партии и у каждой из них был свой электорат.  Презентация партий была очень яркой и неожиданной, ребята в качестве рекламы и агитации использовали видеоролики, слайдовые презентации, календари, плакаты, баннеры.

Здесь необходимо будет учитывать особенности темы, возраст учащихся, их подготовленность, наличие технических возможностей и многое другое.

Надо отметить, что таким образом проводить изучение всего учебного курса не возможно, хотя бы потому, что надо использовать разные формы и подходы. Оптимальным может быть включение отдельных проектных действий на уроке, а затем полноценное использование проектирование во внеклассной работе ( в данном случае социальное проектирование).

В гимназии мы с коллегами-историками начали разрабатывать с детьми проект: «СВО -страница мужества в истории России». Идет сбор материалов об участниках СВО из нашей гимназии, составляем хронологию событий, оцениваем точку зрения разных источников про СВО и прочее. В ходе работы над ним мы словно прикоснулись сердцами к подвигу, прошли сквозь время и сами стали другими, сильными.

Проект СВО стал для нас нечто большим, чем просто проект, это была жизнь, которой мы весь год жили.

На протяжении многих лет идёт сбор материалов в Уголок боевой славы гимназии.

  1. Этапы работы над проектами

На этапе реализации, могут возникнуть изменения, которые нужно будет внести в первоначальный замысел. Это может снизить мотивацию.

У многих подростков пока не сформировано «чувство времени», поэтому надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ученика.

Презентация - это витрина проекта. Регламент, как правило, составляет 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев. Речь и регламент - две основные проблемы презентации. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше если текст презентации будет написан в виде тезисов.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

 5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, «Генеалогическое древо» (6 кл), «Дом моей мечты» (6 классы). У детей  должно создастся  впечатление, что изучение обществознания - это не только деятельность, но и удовольствие.

С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролевые: это инсценировка обычаев и традиций разных народов на уроках обществознания в 8 классе по теме: Этнос. Народ. Нация. Проекты «Чувашия», «Армянские свадебные традиции», «Казахская свадьба», Сказка «Венок дружбы» и другие. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету или сделать видеозаписи. И, наконец, учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит, может прекрасно рисовать.

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивал усвоение учащимися определенного учебного материала.

Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.

Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно, учащимся потребуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако этого не надо опасаться, т.к. такая активность способствует работе.

Совместная работа над подготовкой проекта – это  прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его важному жизненному навыку: умению работать в команде. Лучше,  когда участвуют все. И мне, конечно, приятно, когда, встречаясь,  мои ученики говорят: “А помните, как мы ...” – и вспоминают веселые, подчас курьезные случаи, которыми всегда изобилует процесс подготовки любого проекта.

И совершенно неважно, какую роль они тогда играли – главную или совсем уж эпизодическую, вспоминают они об этом с удовольствием, и в душе рождается очень теплое чувство. И чем больше лет отделяет от школы, тем теплее оно становится.

3. Некоторые трудности использования метода проектов

          Использование проектной деятельности связано с определёнными трудностями, возникающими при введении метода проектов в учебный процесс. Метод проектов не является каким-то специальным методом обучения – это одна из форм обучения,  включить его в классно-урочную систему является очень трудной задачей для учителя.

        Причины разные:

- отсутствие успеха при первых опытах использования метода проектов на уроках истории и

обществознания,

- слабая заинтересованность обучающихся в проектной деятельности,

- нехватка времени и на творческую деятельность, и на внедрение идеи в рамках урока.

          Еще один вопрос, касающийся организации проектной деятельности: что предпочтительнее - индивидуальные или парные (групповые) проекты? И у тех, и у других есть как недостатки, так и преимущества.

         Преимущества групповых проектов:

- У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, коммуникативные

компетенции: умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели.

- Групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может

проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всего удаётся.

- Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуационного лидера и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.

- В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предполагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения, этот соревновательный момент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

- Совместная работа даёт возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельности.

- При успешном взаимодействии может подняться статус отдельных учащихся в группе

сверстников.

- Такой проект способствует групповому сплочению.

- Есть возможности расширить границы проекта, найти лучшее решение проблемы.

- Проект может быть выполнен глубоко и разносторонне.

       Но можно выделить и недостатки:

- Групповой проект сложнее организовать, так как трудно найти общую тему, которая будет

интересна нескольким ученикам.

- Отдельные ученики не проявляют активность, а «выезжают» за счёт более инициативных и

ответственных.

- Труднее организовать и координировать работу.

- Нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого

участника группы.

- Труднее оценить вклад каждого члена группы.

        Преимущества индивидуальных проектов:

- Тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора.

- План работы может быть выстроен с максимальной точностью.

- У обучающегося полностью формируется чувство ответственности, поскольку ход работы

и её результат зависит только от него самого.

- Учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от зарождения замысла до итоговой рефлексии.

- Формирование важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается управляемым процессом.

- Автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности

на всех этапах работы.

- Развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость, активность.

- Итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора

         Недостатки:

- Нет возможности обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы.

- Не вырабатывается опыт группового сотрудничества.

- Работа более трудоёмкая и ответственная на всех этапах проекта.

         Серьёзной проблемой становится выбор темы для написания итогового индивидуального проекта. Конечно, самостоятельность выбора учащимися приветствуется. Но не всегда для раскрытия конкретной темы можно найти доступные необходимые источники. Либо возникают проблемы с созданием проектного продукта. В данной ситуации учителю необходимо корректно сориентировать учащегося к выбору другой, более доступной для реализации темы проекта.

        Существует еще одна проблема – оценивание проекта. Дело в том, что подростки часто совмещают оценку личностную и учебную. Поэтому крайне важно, чтобы учитель при выставлении отметки за проект, аргументированно комментировал допущенные ошибки, недочёты, но при этом отмечал проявленные личностные качества, например, старание, усидчивость, настойчивость, творческий подход и т.д.

          Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут учащимся расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.

4. Результативность проектной деятельности

           Следует отметить, что эффективность использования этого метода обусловлена только при систематическом применения названной методики. Эпизодически выполняемые проекты, не встроенные в целостную систему преподавания, приводят к необоснованному повышению учебной нагрузки учащихся, психологическому дискомфорту, а, следовательно – к снижению учебной мотивации школьников, что сводит на «нет» результативность образовательного процесса школьников.

         Главный результат – компетентность учащихся в области истории и общественных наук, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности. Уже который год подряд мои ученики демонстрируют позитивную динамику учебных достижений. Это и успешно выполненные Всероссийские проверочные работы по истории и обществознанию, высокие баллы при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Мои ученики являются постоянными участниками городской научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее». Многие выпускники продолжают обучение в экономических, исторических и юридических вузах. Практически все они отмечают, что опыт проектной деятельности, полученный ими в школе, пригодился при выполнении курсовых проектов и написании дипломных работ.

         Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведёт к формированию собственных оценок, развитию критического мышления, преодолению догматизма, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.

          Использование проектного метода важно и для учителя, поскольку это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с учениками. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому – более эффективным.

Заключение

     Осуществлять работу над проектами можно как на уроке, так и в режиме внеклассной работы. В условиях школы проектная деятельность может быть вынесена за рамки урока, что позволяет четко спланировать работу, осуществлять контроль за деятельностью учащихся, качественно организовывать презентацию и защиту проектов, дает возможность учащимся других классов и учителям посещать презентации и заседания предметных клубов. У детей появляется возможность приобрести и закрепить новый опыт общения как на родном, так и на иностранном языке.

Добавлю, что образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей. Необходимо отметить, что такая форма работы позволяет дифференцированно подходить к формированию и развитию целого ряда коммуникативных способностей и личностных качеств, которые помогут любым учащимся адаптироваться в социальной среде и эффективно решать задачи личностно и профессионально значимого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

ДОклад на педагогическом совете "Роль педагога в воспитании конкурентоспособного специалиста"

Этот доклад был заключительной работой на курсах в Педагогической Академии - там много из моего опыта...

Доклад к педагогическому совету Итоговая аттестация: что день грядущий нам готовит?

Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование...

Доклад к педагогическому совету

Этот материал поможет шире узнать об экологическом воспитании в дошкольных учреждениях.....

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...