«Формирование стрессоустойчивости учащегося в музыкально-сценической деятельности»
методическая разработка

Солощева Ольга Николаевна

«Формирование стрессоустойчивости учащегося в музыкально-сценической деятельности»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское городское муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств».

Методическая разработка
Тема: «Формирование стрессоустойчивости учащегося в музыкально-сценической деятельности»


Выполнила: преподаватель
отделения специального
и общего фортепиано
МБУ ДО ДШИ
Солощева О.Н.

                                       г. Нефтеюганск 2023 г.

Концертно-исполнительская деятельность - это неотъемлемый компонент музыкального воспитания ребенка в школе искусств, так как именно во время публичных выступлений ученикам предоставляется возможность в полной мере самореализоваться в творческо- исполнительской деятельности.

 Концертное выступление - результат долгого напряженного труда, связанный с огромной ответственностью, умением сконцентрироваться, ярко, эмоционально образно исполнить музыкальное произведение перед публикой, поэтому практически все музыканты, выходя на сцену, испытывают некоторое волнение. Опытный музыкант умеет справляться с эмоциями и контролировать свое психологическое состояние на сцене, умеет переводить все переживания и волнения в нужное русло, а дети, не имеющие за плечами опыта исполнения перед зрителями, не всегда могут справиться со своими чувствами: теряются, замолкают или начинают петь фальшиво или  забывают текст. Такой отрицательный концертный опыт в дальнейшем может вызвать так называемые навязчивые состояния (своего рода фобии): боязнь ошибки, боязнь трудного места, фобия «отказа памяти» и т.д.. Все это ведет к сильному психологическому стрессу, который могут испытывать дети перед концертом. 

По мнению учёных, сценическое волнение может рассматриваться как реакция организма человека на стрессовую ситуацию. В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Понятие стресса было введено канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году для описания «адаптационного синдрома» к усложнённым условиям жизни и труда. Считается, что экстремальные условия присутствуют лишь в «опасных» профессиях, где труд связан с серьёзными физическими нагрузками и риском для жизни. Однако сценические переживания музыкантов на физиологическом и психологическом уровнях обнаруживают сходство с переживаниями человека в экстремальной ситуации: потеют и дрожат руки, учащённо бьётся сердце, прерывается дыхание. 

Большинство учащихся регулярно испытывает сценическое волнение, играя перед публикой на академических концертах и экзаменах. И насколько успешно выступит маленький музыкант, зависит не только от того, как качественно выучена программа, но и от  его психологической  подготовки  к концерту.

стресс-событие :положительного свойства (эустресс), либо отрицательного патологического свойства (дистресс). Однако в обеих ситуациях музыкант выходит на сцену. Что заставляет его сознательно идти на переживание стресса — и не один раз в жизни? Возможно, ответ мы найдем в рассуждениях И. Гофмана о природе музыкального исполнительства: «Публичная игра не только хороший стимул к дальнейшим успехам; она еще дает вам весьма точную оценку ваших способностей и недостатков и тем самым указывает путь к совершенствованию».

    Несомненно, концертная деятельность должна приносить детям удовольствие, и для предупреждения отрицательных моментов, связанных с публичным выступлением, необходимо проводить подготовительную работу по профилактике стресса, по формированию у учащихся стрессоустойчивости перед концертными или конкурсными выступлениями.

 

Согласно современным психологическим исследованиям стрессоустойчивость является характеристикой человека, которая заключается в нескольких компонентах: психофизиологическом (характеристика нервной системы); волевом (осознанная саморегуляция действий); мотивационном (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость); эмоциональном (личностный опыт, накопленный от пережитых отрицательных ситуаций); интеллектуальном (анализ ситуации и принятие способа действия).

                

         Ценные советы по психологической подготовке исполнителей можно найти в книгах, статьях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов – Л.А.Баренбойма, Г.М.Когана, Г.Г.Нейгауза, Н.Перельмана и др. В этих работах предлагаются обобщенные результаты поиска наиболее универсальных способов, направленных на снижение уровня сценического волнения учащихся, независимо от их специализации. Работа в данном направлении должна проводиться уже на начальном этапе обучения, а главным ее условием, являются регулярные творческие выступления учащихся в рамках учебного процесса, которые закладывают прочный фундамент для дальнейшей музыкально-исполнительской деятельности, формируют внутреннюю уверенность, помогают добиваться стабильности на сцене, помогают выработке оптимального концертного состояния.

Музыкально-педагогическая деятельность включает в себя целый комплекс задач, решение которых должен осуществляться в двух направлениях: профессиональном и психологическом. Однако на деле подготовка учащихся в профессионально-исполнительском отношении проводится тщательно и кропотливо, а эмоционально-психологическая составляющая страдает. А между тем, она очень важна, поскольку вся работа в классе и дома проверяется «на прочность» во время публичного выступления.

Поэтому педагогу в своей работе необходимо использовать не только на богатый профессиональный опыт, накопленный предыдущими поколениями музыкантов, но и современные достижения в области психологии и педагогики.

Анализируя проблему сценического волнения, следует отметить, что многое  зависит от, типа нервной системы ученика, его умения настроить себя на успех, от  силы воли и т. д.,. Для правильной подготовки выступления педагог должен очень хорошо знать индивидуальные особенности личности ребенка: его характер, склад психики, привычки и наклонности, мышление, память, реакцию темперамента, чтобы быть наиболее точным в рекомендациях, направленных на то, как качественнее, эффективнее справиться начинающему исполнителю со стрессом, вызванным сценическим волнением.

Выделяют пять основных типов реакции на стрессовую ситуацию.

Напряжённый тип. В стрессовой ситуации сковывается, кусает губы, сжимает руки. Проявляется напряжённость и импульсивность действий.

На уроке можно наблюдать как напряжены дети, пытаясь выполнить весь комплекс стоящих перед ними исполнительских задач. В процессе работы навыки совершенствуются, многие действия выполняются автоматически, появляется уверенность. Данный тип реагирования заменяется на более продуктивный.

Трусливый тип. В стрессовой ситуации впадает в панику. Испытывает сильное чувство страха. Проявляет комплекс реакции по принципу «убежать — замереть — упасть». В крайних случаях пытается спрятаться, полностью «уйти в себя», закрывает глаза, затаивает дыхание.

Исполнитель начинает суетиться, ошибаться, механически повторять одно и то же место в произведении. Иногда даже покидает сцену или прекращает играть, оставаясь на месте. Важно понять причины такого поведения. Не слишком ли ученик боится, что педагог его накажет? Уверен ли он в себе как личность и как музыкант?

Тормозной тип. Движения замедляются, реакции притупляются. Человек как бы находится в ситуации «замедленной съёмки».

Учащийся данного типа требует «встряски». Для продуктивной деятельности ему необходим хороший «запас прочности» знаний и навыков. В этом случае исполнитель становится достаточно уверенным на сцене.

Агрессивный тип. В стрессовой ситуации человек теряет контроль над собой. Проявляет агрессию, «нападая» на всех и всё.Так, например, некоторые маленькие пианисты начинают «наказывать» непослушный инструмент, шлёпая его по клавишам или деке.

Прогрессивный тип. Представителей этого типа принято называть “экстремалами”. В стрессовой ситуации у них улучшаются показатели деятельности, появляется «боевой задор». Стресс становится толчком для мобилизации эмоциональной силы и творческого подъёма.

«Прогрессивный» тип реагирования является идеальным для сценической деятельности. Исполнитель-экстремал не любит «выкладываться» на уроках или репетициях, но всегда превосходно чувствует себя на сцене.

Каждый, даже маленький, исполнитель должен знать о причинах, вызывающих эстрадное волнение, и уметь бороться с ними.

Существует целый ряд моментов, способных вызвать боязнь концертных выступлений: непривычная обстановка, недостаточная техническая оснащенность, неудачно подобранный репертуар, неуверенность в своих силах, неправильное психическое воздействие на ученика со стороны педагога и окружающих.

Что должен сделать педагог, чтобы воспитать у ученика хорошее эстрадное самочувствие? Как и когда должно происходить его первое знакомство со сценой?

 Опытные педагоги и психологи, учитывая особенности разных возрастных групп, считают, что приучать ребенка к сцене нужно как можно раньше, с первых шагов обучения. Известно, в детском возрасте формируются качества будущей личности музыканта– исполнителя. И очень важно не упустить это время, когда психика ребенка направлена в основном на выражение положительных эмоций, что является серьезной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственной игры, удовольствия от общения со слушателями.

Для учеников младших классов (6-8лет) концертное выступление ассоциируется с игрой, которая доставляет удовольствие. У них еще нет четко сформированных критериев оценивания удачных и неудачных выступлений, и пока еще слаба развита система самооценки. При этом автоматизация игрового процесса, работа памяти и целостность восприятия мало зависят от внешних факторов. Случайные потери возникают, чаще всего из-за неумения концентрировать внимание на деталях. В итоге можно наблюдать спокойное и уверенное поведение на сцене даже тех малышей, чей опыт сценических выступлений ранее отсутствовал.

Примерно в возрасте 9-12 лет ребенок начинает обращать внимание на определенные эмоционально-психолгисеские состояния, возникающие во время игры на публику: «сильно стучит сердце, потеют ладони, все сжимается внутри». Здесь, в первую очередь, сказываются изменения в комплексе личностных качеств: первые попытки к самоутверждению, появление взыскательности к себе, способность к самокритике, особая чувствительность к оценке своих действий. И как следствие, процесс музыкального исполнительства в этом возрасте приобретает более осознанное звучание, наполненное  особым смыслом. Дети в этом возрасте уже способны анализировать качество исполнения, соотносить творческий замысел с его реальным воплощением. Возраст 10-12 лет можно считать наиболее благоприятным для целенаправленного педагогического воздействия на учащегося с целью формирования и развития комплекса базовых умений и навыков, необходимых для музыкально-исполнительской деятельности.

Наиболее остро и болезненно симптомы сценического волнения возникают в 13-15 лет, когда у обучающегося проявляется интеллектуальная взрослость, осознание степени ответственности за результат, осмысленный подход к задачам, стоящим перед исполнителем. В этот период формируется целый спектр эстрадных переживаний, причинами которых могут стать, помимо узкопрофессиональных факторов, и социальные предпосылки: печальный опыт предыдущих выступлений, негативная оценка творческих результатов, страх быть непринятым и т.д. Ко всему прочему, прибавляется и физиологическая перестройка организма, повышенная тревожность, низкая самооценка.  

                        Методы борьбы со стрессом

В связи с этим,  в предконцертный период, возникает значимость, прежде всего, психолого-педагогической поддержки, которая может проявляться, например, так: «Твой выход на сцену — победа над собой», «В этот раз ты выступил гораздо лучше».

Не будет преувеличением, если сказать, что подготовка к концертному выступлению начинается с выбора программы. Большую роль в стабильности и эмоциональной устойчивости во время выступления играет рациональный подбор репертуара. При выборе произведений важно учитывать возможности учащегося. Оптимальный уровень исполнительской сложности — одно из условий успешности выступления.

При разучивании произведения важное значение имеет личная заинтересованность ученика. Педагог должен учитывать его пожелания, увлечь намеченными для ответственного выступления пьесами, уметь аргументировать свой выбор.

Одна из причин сценического волнения — боязнь музыканта забыть текст. Чтобы избежать этого, можно использовать разнообразные приёмы заучивания наизусть.

Один из них — методика создания «опорных точек». Работаем над разбором и запоминанием материала по фразам и периодам. Анализируем форму произведения даже с самыми маленькими учениками. Границы разделов должны стать опорными пунктами. Тогда даже в случае остановки, ученик будет знать, откуда продолжать. Данная методика даёт ученику навык исполнения произведения, начиная, практически с любого места.

Полезно разобрать мелодическое и гармоническое строение пьесы, заучить не только звучание, но и сам текст, авторские указания и мелодико-гармоническую структуру, а также мышечные ощущения. Очень важно во время запоминания пьесы на память — не забывать о художественной стороне. Всякое усилие, направленное на запоминание, должно сочетаться с усилием, направленным на улучшение качества игры.

4.Очень полезной является игра в медленном темпе, причем не только тогда, когда произведение еще разучивается, но и тогда, когда оно уже выучено и даже исполнялось на сцене. Игра в медленном темпе нужна для того, чтобы заложить прочный «психический фундамент», вникнуть в разучиваемое место, вслушаться в интонацию, «рассмотреть» все это, как говорит Г.Коган в лупу» и «уложить в мозгу».

Очень важно выучить программу не позднее, чем за две недели до назначенной даты концерта. Музыкальный материал должен “устояться, прижиться”. Многие музыканты считают, что работу над произведением нельзя считать законченной, если оно не было исполнено публично несколько раз. На раннем этапе, в музыкальных школах, можно приучать ученика играть в присутствии других учащихся. Также полезно исполнить программу родным, знакомым. Создавая подобие концертной атмосферы, полезно выступать в детском саду, библиотеке, общеобразовательной школе, записать выступление ученика на видео. Для снятия “страха публичного выступления”, можно посоветовать ребёнку сыграть пьесу в магазине музыкальных инструментов или даже просто открыть окна, когда он занимается на фортепиано. Такие проигрывания-исполнения приучают ученика сразу включаться в образ произведения, вызывать в себе нужную эмоциональную настройку, достигать полной сосредоточенности в процессе игры и т.д.

Можно предложить несколько упражнений для проверки состояния готовности произведения.

   Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания). Включить радиоприемник на среднюю громкость и попытаться сыграть программу.  Если при включенном радиоприемнике исполнитель может без труда играть свою программу, то его сосредоточенности можно позавидовать и на эстраде с ним вряд ли смогут приключиться неприятные неожиданности.

    В момент исполнения программы в трудном месте педагог или кто-то другой произносит психотравмирующее слово «Ошибка», но музыкант при этом должен суметь не ошибиться.

Способы психологического воздействия на ученика непосредственно перед концертом зависят от его характера и самочувствия в данный момент.

Иногда, нездоровый импульс  исходит от самого педагога. Вопросы и замечания преподавателей: «Ты не волнуешься?», или «ой, да ладно — чего тут бояться!» – часто вместо ободрения приводят к болезненному возбуждению некоторых учащихся. Разумеется, В одних случаях нужно подбодрить ученика, вселить в него уверенность в сильных сторонах его игры, опуская недостатки, в других – разрядить чрезмерное напряжение шуткой, но если ученик «распустил» нервы, чтобы привести его в себя, возможен даже окрик. Главная задача педагога в психологическом воздействии на ученика – переключить, переориентировать «панику» на «позитив».

При недостаточной уверенности музыканта, при навязчивых мыслях о провале, психологи рекомендуют воспользоваться «маской уверенности»; на первых порах искусственная и наигранная, она со временем становится частью характера. Хотя настроение – категория подсознательная, сознательно «играя на публику» определенное состояние духа, можно вызвать его к жизни. Поэтому, при сильном волнении нужно постараться казаться спокойным. Обуреваемый беспокойством исполнитель даже самому близкому другу не должен признаваться, что боится выступления; он не должен признаваться, в этом и самому себе. Следует повторять своим друзьям и себе самому: «Я с нетерпением жду концерта». И если повторять это достаточно часто вслух или про себя, страх перед выступлением постепенно будет уступать место чувству уверенности. Самовнушение полезно связывать с картиной предстоящего успеха, считая ее заслуженной и справедливой наградой за хорошо сделанную работу, а не далекой, несбыточной мечтой.

После концерта нужно обязательно отметить положительные стороны выступления, поддержать ученика. Особенно, когда речь идет о подростках – их эмоциональное состояние нестабильно и все реакции обострены. Подробное обсуждение концертного выступления лучше проводить не сразу после концерта, а в последующие дни, похвалить за удачи, наметить пути исправления недостатков. Отмечая положительные моменты в игре, мы способствуем более свободному поведению ученика на сцене, развитию его артистизма. Нужно научить будущего музыканта преодолевать временные неудачи.

Конечно, универсальных «рецептов» для преодоления негативных форм сценического волнения не существует, а приобретение уверенности на сцене — это длительная работа музыканта. Полная отдача воплощению музыкального образа, процесс открытия, показ прекрасного в произведении, бережность к каждой детали и жажда выявить это в реальном звучании — вот путь преодоления сценического страха(стресса) и правильному формированию стрессоустойчивости . Главное, что должен понять начинающий музыкант: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем чаще выходишь на сцену – тем больше проявляется уверенности, ибо сцена – лучшее лекарство от волнения. А ученикам, испытывающим страх перед выступлением,  можно напомнить слова А. Шеффера: «Лодке в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась».

  

                                Список   литературы

  1. Словарь психологический /под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н.  - РнД.: Феникс, 1999. - 512 с.
  2. Таранова С.В., Фалетрова О.М. Музыкотерапия как средство психолого-педагогической коррекции (не примере релаксации //Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образовательных парадигм: материалы международной конференции «Чтения Ушинского» ЯГПУ. - 2013. - С. 224-229.
  3. Томчук С.А., Фалетрова О.М. Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Музыка» в соответствии с ФГОС ООО  [Текст] /С.А. Томчук, О.М. Фалетрова. – Ярославль: ИРО, 2016. – 93 с.
  4. Фалетрова, О.М., Томчук, С.А. Музыка и здоровье школьников. Музыка как средство сохранения психоэмоционального здоровья учащихся основной школы [Текст] /О.М. Фалетрова, С.А. Томчук. – Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2010. – 30 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у учащихся навыков самоанализа учебной деятельности в старших классах на уроках английского языка

Статья рассматривает основные элементы системы формирования самоанализа на уроках английского языка в старших классах....

Публичные выступления учащихся « Формирование стрессоустойчивости музыканта-исполнителя»

Я хочу поделиться с вами разработками занятий, мастер-классов, творческих мастерских с учебными презентациями. Предлагаю схемы и технологические карты занятий, сценарии воспитательных мероприятий, зад...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В нашей школе все учителя МО ЕМЦ проводим образовательную экскурсию,для повышения интереса по этим предметам и чтобы помочь при выборе профессии....

Тренинговое занятие для учащихся 9 классов по формированию стрессоустойчивости

Тренинговое занятие направлено на формирование у учащихся 9 классов стрессоустойчивости, снятие экзаменационной тревожности при подготовке к ээкзаменам...

«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ» отчёт

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела....