Региональный компонент в развитии театрального искусства как фактор нравственно-патриотического воспитания
статья

Савельева Наталия Тимофеевна

Театральное искусство в контексте с региональным компонентом обладает познавательной и воспитательной силой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный компонент в развитии театрального искусства  как фактор нравственно-патриотического воспитания.

Савельева Наталия Тимофеевна

преподаватель театральных дисциплин

МБУ ДО «Челно-Вершинская детская школа искусств»

Театральное искусство в силу своей природы тяготеет к синтезу, к взаимодействию с литературой, музыкой, изобразительным искусством, историей. На этом пути у театра в регионе, а конкретнее на селе имеются огромные и далеко еще не использованные возможности. Более тесная связь с кругом познавательных интересов, способствующих обогащению театрального творчества и успешному решению нравственно-патриотического воспитания. Театральное искусство, как и другие виды искусства, является формой общественного сознания. Исторически его развитие неотделимо от развития общества, от культуры в целом. Немалое значение для воспитания имеет интерес и любовь к родному краю.

Рассмотрим значение словосочетания региональные компоненты. В толковом словаре С.И. Ожегова региональный - местный, относящийся к какой-нибудь определенной области, региону, а компонент - составная часть чего-нибудь, в Большом энциклопедическом словаре - компонент (от латинского  componens - составляющий) - составная часть, элемент чего-либо.

Разберем нравственно-патриотическое воспитание в контексте с театральным творчеством. Театр, важный фактор патриотического воспитания личности. Он воздействует на эмоциональную сферу и меняет его внутренний мир. Поэтому театр можно использовать как средство в формировании нравственности и патриотизма. «Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями …»,  - утверждал И. Кант. [5.С.11]

В толковом словаре С.И. Ожегова патриотизм трактуется как «…преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [4, С. 52]. В толковом словаре В.И. Даля понятие патриот раскрывается как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб», а патриотизм – как «…любовь к Родине, к Земле, где человек родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, готовность подчинять личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее» [1, С.24].

Несколько шире интересующее нас понятие толкуется в психологическом энциклопедическом словаре: «Патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и добродетели. Ясное осознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…» [6,С. 46]

Н.М. Карамзин первым осуществил  понятия «патриотизм» из контекста военного в контекст нравственного воспитания, связал патриотизм с развитием и укреплением государства российского. Ему же принадлежит определение: «Патриотизм – есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях» [3. С.282]. Н.М. Карамзин также предложил рассматривать и использовать литературу в качестве действенного средства нравственно-патриотического воспитания. По его мысли литература, опираясь на историю, должна приводить достойных героев, характер которых раскрывается в патриотических деяниях.

Представляя материалы регионального компонента в искусстве театра, упоминаем географические понятия – названия сел, рек для формирования правильных представлений о территории родного края.

Важную роль в воспитании играют сведения о знаменитых людях нашей местности. Они несут в себе информацию, способствуют эмоциональному восприятию, учат видеть не только основное, но и второстепенное, обращать внимание на детали.

Наш Челно-Вершинский район богат своей историей. Он связан с историческими личностями: Екатериной II, Александром Суворовым, Емельяном Пугачевым, Денисом Давыдовым и другими. История возникновения нашего села относится к первой половине XVIII века. Первые жители пришли из-под Чистополя. Вначале это были татары, затем русские, чуваши, мордва.

Происхождение названия села Челно-Вершины, которое кажется мудреным, на самом деле очень простое. Первоначально село именовалось Челна Солдатская. Топоним произошел от Челнинки, где тюркское «чаллы» означает «каменный», «каменистый», то есть река с каменистым дном.

На территории нашего района проходит знаменитый вал, вырытый в незапамятные времена русичами и служащий границей Руси с восточными народами.

Вал этот длиной в тысячи километров доходит до каспийского моря. До города Астрахани и имеет форму пилы. В ее огромных зубьях расположенных, как правило, на крупных возвышенностях располагались внешние гарнизоны русских воинов. Один из таких форпостов был в поселке Поляна Редут.

На территории нашего района находится село Зубовка, названное в честь потомков Зубовых. Платон Зубов был последним фаворитом Екатерины II.

Поручику лейб-гвардии Н.В. Зубову (предок Платона Зубова) были пожалованы земли в Самарском крае, между реками Сок и Кондурча. Небольшое село Успенское, расположившееся по берегам реки Шумолги, ему сразу же приглянулось. «Быть ему Зубовкой!», - сказал Николай Васильевич и распорядился пополнить село крестьянами из Владимирской, Симбирской, других губерний, где располагались поместья родственников нового хозяина земли. Так образовалась Зубовка.

Посередине села стояли разделённые оврагом две церкви: новая – каменная и старинная - деревянная, построенная в 1799 году графиней Натальей Александровной Зубовой, урождённой Суворовой-Рымникской, дочерью знаменитого полководца.

После Зубовых село перешло к помещику Бедряге Владимиру Николаевичу – сыну санкт-петербургского отставного штаб-ротмистра Николая Григорьевича Бедряги – жестокому, коварному человеку, не желающему считаться с малейшими интересами крестьян. Бедряга был щедр на подачки и проведения забав.

В 1897 году на смену ему пришёл помещик Марков Федор Константинович, который выиграл Зубовку у Бедряги-младшего – мота и кутежника – в карты.

Между тем с Зубовкой в районе связана еще и такая личность, как личный секретарь В. И. Ленина, «Лидия Фотиева» - это Людмила Ивановна Флоренцева. Она была выслана сюда из Москвы и долгое время жила у Ковшовой Дарьи Дмитриевны. Она говорила о Ленине, что человек он был суровый. Допускал много ошибок.

И история театрального дела тесно связана с родным краем. По театральным тропам стоит упомянуть имя одной известной актрисы.

Закия Хафизовна Туишева. Родилась она 29 декабря 1919г. в деревне Заиткино Челно-Вершинского района Куйбышевской (Самарской) области. Отец, мулла был признан врагом народа и стал политической жертвой.

С детства знала, что станет актрисой. В 1938 году поступает учиться в театральную студию при Татарском Государственном Академическом театре им. Г.Камала. Но начавшаяся война вносит коррективы в планы Закии Хафизовны. В 1942 году она добровольцем уходит на фронт. До 1946 года она самоотверженно служит в рядах Советской Армии медсестрой. За свой тяжелейший труд на передовой, Закия Хафизовна награждена орденом Красной звезды, медалями «За победу над Германией», «За боевые заслуги», «За взятие Праги», а так же орденом Отечественной Войны 2-й степени. После демобилизации, Закия Туишева возвращается на родину, и, несмотря на пережитое, на войне, становиться выдающейся актрисой и режиссером. За свою творческую биографию, в общей сложности, она сыграла более ста ролей. Как режиссер, Закия Хафизовна - автор более 40 спектаклей - прекрасных, незабываемых постановок. Труд этого талантливого человека был высоко оценен в республике. В 1969 году ей было присвоено звание «Народный артист Татарстана», а в 2005 году, Закия ханум была награждена знаком «За достижения в культуре». Так же Закия Туишева стала одним из создателей народного театра в Альметьевске. В Доме Культуры нефтяников, она поставила 12 успешных спектаклей. Всю трудовую жизнь посвятила сцене – актриса, режиссер. Творческая судьба Закии Туишевой является образцом самоотверженной отдачи актрисы, целиком посвятившей себя передвижному театру. Она выступала на площадках, обезображенных от артобстрелов и бомбежек.  Творческий почерк Туишевой – ясен и открыт. Главные его черты – сочетание лирического начала с жизненной достоверностью. Уже в первые годы работы в театре у нее проявилась тяга к самостоятельной режиссерской разработке своих ролей.

Следующая театральная тропа:

Знаменит и  ранее любительский театр в селе Красный Строитель. В 30-е, 40-е годы здесь часто ставили пьесы Островского и гастролировали со спектаклями по многим городам страны...

Супруги Голубевы Иван Федорович и Елена Павловна приехали в село в конце 1930–х годов и проработали до середины 50-х. Иван Федорович работал заведующим клубом и библиотекарем на общественных началах, Елена Павловна работала учительницей в школе. Иван Федорович организовал при клубе художественную самодеятельность, работали несколько кружков: хоровой, драматический, духового оркестра.

 Руководителем драмкружка Иваном Федоровичем были открыты настоящие таланты-самородки. Это учительница Васильева Нина Гурьевна, мельник – Романов Михаил Васильевич, пионервожатая Кубасова Валентина Андреевна, механик спиртзавода Бородулин Иван Иванович и многие другие.

С этим коллективом Иван Федорович поставил пьесы А.Н. Островского: «Бедность не порок», «Без вины виноватые», «Бесприданница» и другие. В марте 1949 года ездили на конкурс в город Куйбышев со спектаклем по пьесе А.Н. Островского «В чужом пиру похмелье». Выступали 35 районов. И этот коллектив занял 2-е место.

Культурная жизнь развивалась, несмотря на трудности.

Во время Великой Отечественной войны именно клуб был местом, где люди могли хоть на минуту забыться от мыслей о войне. Основными артистами на сцене стали учителя и школьники, включая детей из блокадного Ленинграда.

Л.С. Выготский подчеркивал, что именно творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Таким образом, столкнувшись с ролью регионального компонента можно сказать, что происходит активное созидание личности, развитие всех ее сторон и духовно-творческого потенциала. А исторический материал применим в различных формах театрального творчества.

В заключение стоит отметить, что театральное искусство в контексте с региональным компонентом является важнейшим средством патриотического и нравственного воспитания, при этом оно обладает познавательной и воспитательной силой, воздействует на эмоции, интеллект, нравственное и патриотическое самосознание, оказывает сильное эстетическое воздействие.

Список литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М., 1978 Т. 3. С. 24.
  2. Кадашникова Н.Ю. «Воспитываем патриота и гражданина» Волгоград: Учитель, 2009г.
  3. Н.М. Карамзин. О любви и отечеству и народной гордости // Карамзин Н.М. Избранные сочинения в двух томах. М.; Л.: Художественная литература, 1964. Т. 2, С. 282.
  4. Ожегов С.И, Н.Ю. Шведов. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 52.
  5. Подласый И.П. Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по  направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с. : ил. — (Педагогика и воспитание). С.11
  6. Психологический энциклопедический словарь. М., 1995. С. 46.
  7. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. М.: Просвещение, 1983 г.
  8. Тисленкова И.А. «Гражданско-патриотическое воспитание» Волгоград: Учитель 2006г.
  9. http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/12309
  10. http://trraduga.68edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=120&Itemid=1
  11. https://www.tatar-inform.ru/news/2019/10/08/664619/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Испотзование регионального компонента в преподавании предмета "Искусство. Музыка" в общеобразовательной школе.

Представлен материал для изучения творчества татарских композиторо на уроках музыки....

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

Нравственно-патриотическое воспитание. "Воспитательный аспект урока изобразительного искусства и внеурочных занятий"

Уроки изобразительного искусства имеют большие возможности в реализации воспитательной направленности образования. Приобщение учащихся к мировому художественному наследию становится условием формирова...

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей школьного возраста в рамках регионального компонента.

В данной статье освещены вопросы патриотического воспитания школьников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно в...

Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыкального искусства

Данная работа яляется описанием педагогического опыта  с презентацией(видеоматериалы)...