СИПР по предметам учебного плана обучающейся индивидуально на дому, 9 класс, 2 вариант, редакция 2023 г.
рабочая программа

Филина Вера Петровна

Приложение  к АООП образования обучающихся с умственной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Департамент образования и науки

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

приказом № 173

от «17»  08. 2023г.

СОГЛАСОВАНА

родители

(законные представители)

____________________      


       

Специальная индивидуальная программа развития

по предметам учебного плана

обучающейся индивидуально на дому

9 класса

Масановой  Халисы

(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,

тяжелыми и множественными нарушениями развития)

(2 вариант, редакция 2023 года)

                                                                                           

г. Нефтеюганск 2023

Оглавление

1

Индивидуальные сведения о ребенке

2

Психолого – педагогическая характеристика

3

Индивидуальный учебный план

4

Содержание образования

4.1

Планируемые образовательные результаты по предметам

4.2

Содержание учебных предметов, курса

4.3

Нравственное воспитание

4.4

Формирование экологической культуры, здорового образа жизни

4.5

Внеурочная деятельность

5

Программа сотрудничества с семьей

6

Специалисты, участвующие в реализации программы

7

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

8

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

9

Календарно – тематическое планирование

9.1

 Речь и альтернативная коммуникация

9.2

Математические представления

9.3

Окружающий природный мир

9.4

 Окружающий социальный мир

9.5

Домоводство

9.6

Музыка и движение

9.7

Адаптивная физкультура

10.

Коррекционные курсы:

10.1

Предметно-практические действия

10.2

 Альтернативная коммуникация

11.

Приложение

11.1

Контрольно – измерительные материалы по предмету «Математические представления»

11.2

Сведения о создании условий образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья

  1.  Индивидуальные сведения о ребенке

ФИО ребёнка:Масанова Халиса  Надимовна

Дата рождения: 18.03. 2008г.

Адрес проживания: г. Нефтеюганск, микрорайон 6, дом 4, квартира 109

ФИО родителей, место работы:

     -Отец: Масанов Надим Масанович,  30.06.1977 года рождения,

образование среднее, временно не работает, сот/т: 89227711637

     -Мать: Масанова Садия Мажидиновна, 02. 07. 1988 года рождения,

образование среднее, домохозяйка , сот/т:8932428911

2.Психолого – педагогическая характеристика

Общие сведения. Масанова Халиса,18.03.2008 года рождения, проживает по адресу: г. Нефтеюганск, микрорайон 6, дом 4, квартира 109. Обучается в КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 01.09.2015 года, по заключению ПМПК от 06.02.2015 г., протокол № 79.  По состоянию  здоровья обучается на дому.

Сведения о семье. Халиса воспитывается в полной социально-благополучной семье, состоящей из пяти человек. Семья проживает в благоустроенной трёхкомнатной квартире. Большую часть времени Халиса проводит с родителями, братом, и младшей сестрёнкой.   Родители заботится о ребёнке. Девочка обеспечена всем необходимым для жизнедеятельности и обучения, всегда аккуратная и опрятная. Отношение к ребенку в семье доброжелательное. Мать и отец принимают активное участие в ежедневном обучении и воспитании дочери.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка. Запас знаний и представлений об окружающем мире не соответствует возрастной норме. Халиса устанавливает  элементарные родственные связи,  определяет свой возраст, но  назвать дату своего рождения затрудняется, домашний адрес не называет, знает город, в котором проживает.  Путается в понятиях времена года и части суток. Дни  недели называет с направляющей помощью взрослого. Различает и называет цвета: "белый", "красный", "чёрный", "зелёный", "желтый", остальные цвета путает. Воспринимает величины: " большой"-"маленький". Ориентируется в схеме лица и тела. Сформировано понимание пространственного значения предлогов и понятий: лево-право.  Состояние здоровья не позволяет  девочке выполнять культурно-гигиенические операции: пьёт из стакана (жидкости должно быть немного в стакане), ест неаккуратно. Навыки опрятности сформированы частично. Личные вещи распознаёт, но самостоятельно одеваться и раздеваться  не может. Навыки самообслуживания не сформированы, в связи с двигательными нарушениями.

             Характеристика обучаемости. Девочка обучается по адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с  интеллектуальными нарушения-ми,  редакция 2023 года.

Учебные занятия  воспринимает как игру, что мешает  усвоению учебного материала. Часто предлагает учителю поменяться ролями: учитель-ученик. Предпочтения к определённым учебным предметам нет.  Учебные задания выполняет с  помощью учителя. Темп работы на уроке медленный, внимание неустойчивое, с трудом  включается в работу, переключается с одного вида деятельности на другой, легко отвлекается. Обращенную к ней речь слышит и понимает В учебных заданиях без помощи учителя не ориентируется,  дать самооценку результатам своего труда не может. Халиса быстро утомляется,  наблюдается резкое  снижение работоспособности через 10 - 15 минут после начала урока. На замечания   реагирует не всегда  адекватно. Процессы запоминания и воспроизведения нарушены.

Соответствие объёма школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:

Речь и альтернативная коммуникация. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Выполняет простые речевые инструкции, к  многоступенчатым инструкциям требуются разъяснения. Речь маловыразительная, фразы короткие, аграмматичные. Словарный запас ограничен употребляемыми в обиходе словами достаточными для сообщения о своих основных потребностях: еде, защите, одежде, желании. Темп речи медленный, отрывистый. Активный словарный запас не соответствует возрасту, испытывает трудности в раскрытии смысла слов. Не всегда узнает и называет предметы окружающей действительности, обобщать затрудняется. Девочка старается пересказать знакомый текст, описать картинку, но из-за  не удерживания внутреннего плана рассказа и трудного запоминания словесного материала  происходит «застревание» отдельных слов и выражений. Однако, следует отметить, что за период обучения Халиса  узнала и запомнила  слова  и выражения,  проработанные на уроках к речевым ситуациям: « В магазине», «На приёме у врача», «Поведение на уроке».

 Проявляет интерес к прослушиванию сказок, коротких текстов. Может показывать картинки относительно содержания услышанного. На вопросы по прослушанному отвечает с помощью учителя. Запоминание графического образа букв затруднено из-за нарушения поля зрения девочки, но некоторые буквы  называет с опорой на картинку (А, О, У, М, Х, Н,С,И) . Запоминание механическое, процесс слияния звуков осуществляется, воспроизвести одну-две слоговую структуру может, при чтении  третьей - теряет первую, в связи с этим формирование  чтения идёт с  трудом.

 Письменной речью не владеет. Моторика малодифференцирована. Медлительность, вялость, неловкость движений усугубляют трудности овладения письмом.  У девочки  постоянный тремор рук. Ведущая рука – левая. Захват ручки, карандаша осуществляется, но  не удерживается. Задания графического содержания выполняет с помощью учителя  "рука в руке". Ручку, карандаш использует по назначению. Рисование и письмо на уровне черкания. Программный материал по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» обучающаяся усваивает исходя из своих возможностей.

Сформированность учебных навыков по предмету «Математические представления». Знает и называет  геометрические фигуры.  С направляющей помощью учителя соотносит их с предметами ближайшего окружения. Прямой порядковый счёт от 1 до 5 усвоила. Обратный счет  осуществляет с направляющей помощью учителя. Вычислительные операции самостоятельно не выполняет, так как постоянно путает смысловое значение математических знаков.  Соотносит количество предметов с числом до 5, но выделять заданное количество из множества затрудняется. Хорошо усвоены количественные представления на уровне "мало" - "много". Смысл простых арифметических задач не понимает, так как не может освоить операции анализа  и синтеза.

              Усвоение учебной программы. Адаптированную общеобразовательную программу образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Халиса  усваивает на  уровне соответствующем своим индивидуальным  возможностям. Прослеживается незначительная динамика относительно развития самой девочки. Базовые учебные действия сформированы на минимальном уровне.

           Поведение и общение в учебной ситуации. Правила поведения  на уроке  знает. С взрослыми в контакт вступает, субординацию соблюдает.

Эмоционально-волевое состояние в учебной ситуации. В общении использует мимику, жесты. Эмоциональный фон  не стабильный: либо психомоторная расторможенность, либо заторможенность. Реакция на одобрение и замечание – адекватная.  Проявлять  настойчивость  при выполнении  заданий не может.

Общие впечатления о ребёнке. Наблюдается незначительная положительная динамика в развитии девочки. Обучающейся следует  продолжить обучения с учётом специфических образовательных  потребностей в условиях щадящего охранительного режима.  

Характеристика утверждена педагогическим советом от 27.05.23 г №5

Заключение ПМПК (май 2023г.) Продолжить   обучение в 9 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  вариант 2. Нуждается в уменьшении объёма учебной нагрузки, перераспределении учебного плана в сторону увеличения часов коррекционных курсов с учётом индивидуальных образовательных потребностей (СИПР).  Нуждается в логопедической и дефектологической помощи.

На основании медицинских показаний и сведений из листа здоровья (у обучающейся группа здоровья V, физкультурная группа – специальная), обучающейся рекомендовано: соблюдать зрительный режим, выполнять упражнения для укрепления свода стопы, ортопедические стельки, упражнения для укрепления мышечного корсета, формирование правильной осанки.

Задачи индивидуального образовательного маршрута на 2023-2024 учебный год:

    Предметная задача: сформировать умение печатать усвоенные цифры и буквы по образцу.

    Личностная задача: сформировать умение аккуратно складывать повседневную одежду.

Реализация задач осуществляется на основе календарно –тематического планирования по предметам учебного плана.

3. Индивидуальный учебный план

Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требуют обеспечить качество и доступность освоения содержания образования каждым школьником с ограниченными возможностями здоровья.

Специальная индивидуальная программа развития разработана с учетом современных требований к организации образования обучающейся с ограниченными возможностями здоровья: обеспечивает компетентностный подход, учебный материал нацелен на создание условий для формирования базовых учебных действий в соответствии с требованиями Стандарта и возможностей обучающейся. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными и индивидуальными (в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта) особенностями развития обучающихся.

        СИПР построена на основе концентрического принципа размещения учебного материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по каждому предмету, который доступен обучающейся индивидуально. Программа предусматривает постоянное закрепление и повторение изученного материала.              

          Освоение программы обеспечивает достижение обучающейся двух видов результатов: личностных и предметных. Принцип вариативности предполагает создание вариативного содержания коррекционной работы с обучающейся с учетом её особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Класс

Учебные предметы

Число учебных занятий в неделю

Контрольные работы

Практические (лабораторные). творческие работы

9

 

«Речь и альтернативная коммуникация»

2

-

7

«Математические представления»

2

           

            5

7

«Окружающий природный мир»

2

-

4

«Окружающий социальный мир»

2

-

3

«Музыка и движение»

2

-

18

«Домоводство»

1

-

7

«Адаптивная физкультура»

1

-

-

Коррекционные курсы:

Предметно-практические действия:

2

-

Альтернативная коммуникация:

2

-

Объём учебных предметов

 По базисному учебному плану для изучения предметов   отводится 408 часов в год.

             Кол-во часов

            Предмет

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Год

«Речь и альтернативная коммуникация»

16

16

22

14

68

«Математические представления»

16

16

22

14

68

«Окружающий природный мир»

16

16

22

14

68

«Окружающий социальный мир»

16

16

22

14

68

«Музыка и движение»

16

16

22

14

68

«Домоводство»

8

8

11

7

34

«Адаптивная физкультура»

8

8

11

7

34

Итого:

408 ч.

Коррекционные курсы:

Предметно-практические действия:

16

16

22

14

68

Альтернативная коммуникация

16

16

22

14

68

Итого:                                                                                                                                                         136 занятия

4.  Содержание образования

4.1. Планируемые образовательные результаты по предметам Предметные результаты связаны с овладением обучающейся содержания предмета программы и характеризуют ее достижения в усвоении знаний и умений, возможности применения в практической деятельности и жизни.

                 Индивидуальные возможности освоения предметов учебного плана.

Предмет

Минимальный уровень усвоения программы

«Речь и альтернативная коммуникация»

- выполнять задания по словесной инструкции учителя;

 - называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

 - соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

- знать, называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, ближайших родственников;

-знать и понимать  условные обозначения (переход, туалет);

 - слушать тексты, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, соотносить иллюстрации со словами  из текста;

 - называть усвоенные буквы и соотносить их с названием предмета на картинке по начальной букве;

-обводить по контуру написанные печатным шрифтом слова способом «рука в руке»;

-знать наизусть 1-2 небольших стихотворения

«Математические представления»

 - строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;

 - читать и обводить по контуру  числа первого десятка до 8;

 - считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 8;

 - решать примеры,  на сложение и вычитание в пределах 8 с помощью счётного и дидактического материала;

-соотносить количество предметов с числом;

  - решать простые арифметические задачи, составлять решение  с помощью учителя на основе разрезных карточек;

 -знать  и различать основные  геометрические фигуры.

«Окружающий природный мир»

 - правильно называть изучаемые объекты, явления, признаки живой и неживой природы;

 -распознавать времена года;

 - узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы и т.д.;

 - называть наиболее распространённых диких и домашних животных, птиц, насекомых и т.д.;

«Окружающий социальный мир»

 

-знать название  помещений в своей квартире;

-передвигаться (ползком) по квартире и находить необходимые помещения;

-знать правила учебного поведения;

-знать название страны  и города, в котором живёшь;

-знать символы государства;

-знать названия профессий людей с деятельностью которых соприкасаешься ( учитель, врач, парикмахер,водитель);

-узнавать и называть материалы, изготовленные человеком (бумага,ткань,резина, стекло).

«Музыка и движение»

- исполнять выученные песни ритмично и эмоционально;

-слушать музыку, понимать её настроение и предназначение;

-умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;          --умение узнавать знакомые песни, подпевать их;

-умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;

«Домоводство»

-знать правила безопасного использования предметов в быту (чайник);

-уметь выполнять 1-2 бытовых обязанностей: поливать цветы, мыть ложки,вилки, протирать стол ;

-знать названия бытовых предметов:посуды,мебели,бытовой техники, уборочного инвентаря;

-узнавать и различать продукты питания  по виду, вкусу.

«Адаптивная физкультура»

 Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

- Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием технических средств).

-Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.

- Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.

- Умение радоваться успехам

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. 

- Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, бодрость.

4.2. Содержание учебных предметов, курсов 

«Речь и альтернативная коммуникация»

Коммуникация с использованием вербальных средств:

 Установление контакта с собеседником. Просьба о помощи. Благодарность.  Диалог. Культура  общения. Формула речевого общения: приветствие. Формула речевого  общения: поздравление, пожелание, приветствие, знакомство. Формула речевого общения: приглашение, вежливый отказ с извинением. Я умею общаться. Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии .Влияние речи на поступки людей Свойства слов радовать, огорчать ,утешать, мирить, сердить. Условные знаки в общении людей. Голос Сила голоса. Темп речи. Тон речи. Жесты и мимика.

Чтение и письмо.

Предложение. Выделение предложения из текста. Предложение и его схема. Предложения-вопросы и предложения-ответы. Работа с текстом (темп чтения, тон голоса, интонация). Завершение начатого предложения. Различение набора слов и предложения. Порядок слов в предложении. Составление предложений с данным словом. Завершение начатого предложения. Работа с текстом. Упражнения в составлении предложений по рисунку.

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Деление слов на слоги. Перенос части  слова  при  письме. Согласные звуки и буквы. . Различение твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Слово. Названия предметов. Различение названий предметов по вопросам Кто? Что? Обобщающее название для группы однородных предметов. Понимание простых по звуковому составу слов.  Узнавание и различение имён членов семьи.печатанье своего имени. Понимание слов, обозначающих предмет. Понимание обобщающих понятий. Понимание слов, обозначающих действие предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).  Называние собственного имени. Называние имён членов семьи. Называние упот- ребления слов, обозначающих предмет. Называние обобщающих понятий. Называние и употребление слов, обозначающих число, количество предметов. Пересказ небольшого текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). (громко, тихо, хорошо). Слова, указывающие  на  предмет, его признак (я,  он,  мой, твой  и  др.). Слова, обозначающие число, количество предметов (пять, второй и др.)   Предлоги. Предложение с предлогами «в», «на», «над», «из», «под». Составление предложений с предлогами  по сюжетным картинкам. Нахождение предлогов  в небольших текстах.  Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

 «Математические представления»

Количественные представления

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов (1-9). Соотнесение цифры с количеством предметов. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе.

Представления о форме

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием (шар, куб, квадрат). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб –квадрат, шар – круг). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой.

Представление о величине

Различение по величине, длине, ширине, высоте, весу однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине, длине, ширине, высоте, весу. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Измерение с помощью мерки.

Пространственные представления

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад» («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду

Временные представления Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам». Ориентация на плоскости

«Окружающий природный мир»

Растительный мир. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Животный мир. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых.

Объекты природы Вода. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду).

Временные представления. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. 

«Домоводство»

Дом, квартира назначение комнат. Обращение с кухонным инвентарём.

Мой дом. Моя квартира. Один дома. Правила безопасности. Кухня. Бытовые электроприборы. Правила безопасности на кухне. Столовая посуда и столовые приборы. Кухонная посуда, её назначение. Кухонные принадлежности (тёрка, дуршлаг). Мытьё и сушка посуды. Кухонный и столовый   инвентарь.

Магазин. Отделы магазина. Планирование покупки. Выбор продуктов. Расчёт на кассе. Молочные продукты. Хлебобулочные изделия. Виды мясных и рыбных продуктов. Виды круп. Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов».

Продукты питании.   Узнавание (различение) напитков  (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас,  кофе)  по  внешнему  виду,  на  вкус. Узнавание  упаковок  с  напитком. Узнавание (различение)  молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина),  требующих  обработки  (приготовления)  (мясо  (свинина,  говядина, баранина, пти ца), сосиска, сарделька, котлета. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения   кондитерских изделий.

Приготовление блюда. Приготовление бутерброда. Приготовление салата. Приготовление   пищи.

Уход за вещами. Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи».

Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины. Сортировка белья перед стиркой. Закладывание и вынимание белья из машины. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи в стиральной машине». Складывание белья и одежды.

Чистка верхней одежды и её хранение. Обувь. Чистка и ухаживание за обувью. Правила ухода за вещами.

Уборка помещения. Квартира.  Спецодежда. Вытирание поверхности мебели. Уборка пола. Пылесос. Назначение пылесоса.

 «Окружающий социальный мир»

Школа. Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений шко лы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблю дение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Зна ние назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Знание назна чения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса.

Квартира, дом, двор.  Узнавание (различение) частей дома (стена,  крыша, окно, дверь, потолок, пол).  Узнавание  (различение)  типов        домов  (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской(сельский, дачный) дом. Узнавание (различение)мест общего пользования        в доме        (чердак,        подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода. Узнавание (различение)  помещений  квартиры (комната (спальная,  детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального  назначения  помещений  квартиры.

Предметы быта.  Узнавание  (различение)  электробытовых  приборов  (телевизор,  утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, фен, кондиционер сотовый телефон, часы). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

Предметы и материалы, изготовленные человеком.   Узнавание        свойств бумаги  (рвётся, мнётся, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный  лист, папиросная бумага, картон и др.)  Узнавание (различение) инструментов,  с  помощью  которых работают с бумагой (ножницы, шило  для бумаги, фигурный  дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых   обрабатывают  дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств   стекла (прозрачность,  хрупкость).  Узнавание предметов,  изготовленных  из стекла (предметы,  изготовленные из        стекла: ваза,  стакан, оконное стекло, очки и др.). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами,   изготовленными из стекла.  Знание свойств резины (эластичность,  непрозрачность,  водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных   из   резины (резиновые  перчатки,  сапоги,  игрушки и  др.).  Знание свойств металла (прочность, твёрдость –  трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнётся, намокает, рвётся).

Город. Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (улицы, проспекты, площади, здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал, службы  помощи (больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин, театр, цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).

Транспорт. Узнавание (различение) наземного транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Узнавание (различение) воздушного транспорта (самолет, вертолет). Узнавание (различение) водного транспорта (лодка, пароход, корабль). Узнавание (различение) кос- мического транспорта (ракета). Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте (водитель, кондуктор и др.). Узнавание (различение) общественного транс -порта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание места посадки и высадки из транспорта. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).

Страна. Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государ ственной символики (герб, флаг). Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных   достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь) на фото, видео. Знание названия города, в котором живешь (Нефтеюганск). Знание достопримечательностей   своего  города.

Традиции и обычаи. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Побе- ды, 8 марта, 23 февраля). Знание школьных традиций (праздники, тематические недели).

 «Музыка и движение»

 «Слушание музыки» Воспитывать у детей активность в процессе музыкальной деятельности. Учить различать танцы (вальс, полька, народный танец), разнообразные по характеру народные песни. Учить определять вступление песни. Учить различать музыкальные инструменты по их звучанию: аккордеон (баян), фортепиано, гитара. Привлекать внимание к изобразительным средствам музыки.

«Пение» Продолжать  учить детей различать звуки по высоте и мелодии. Учить выразительно исполнять выученные песни, чувствовать простейшие динамические оттенки (громко тихо). Вызывать желание исполнять песни, разученные ранее, петь их выразительно. Учить различать движение мелодии вверх и вниз, выполнять попевки с долгими и короткими звуками. Учить хоровому пению с солистами.

«Движение под музыку» Двигаться в соответствии с контрастным характером музыки; двигаться в умеренном и быстром темпе; начинать и оканчивать движение с музыкой, Менять движение в соответствии с двухчастной формой: делать движения с флажками, платочками (вверх, в сторону направо, в сторону налево, вниз).

4.3. Нравственное воспитание

Нравственное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями, должно раскрывать смысл каждого аспекта нравственного воспитания

Основные направления социального развития:

- формирование адекватных представлений о себе (о своем теле, своих чувствах, переживаниях);

- формирование адекватного взаимодействия и продуктивного общения ребенка со взрослыми и

   сверстниками;

- формирование потребности и навыков общения со сверстниками, формирование и развитие

   межличностных отношений.

Социальное развитие предполагает:

- формирование навыков адекватного социального поведения;

- развитие потребности в общении;

- развитие познавательных интересов, воображения и творческой активности;

- развитие умений соотносить свои действия, установки с потребностями партнеров по

  общению.

В процессе социального развития выделяют три базовых концентра: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».

Условия для формирования сотрудничества ребенка с взрослыми:

- эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком;

- правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;

- подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.

В целом содержание работы в разделе «Социальное развитие» нацелено на подготовку детей к обучению в школе, на формирование у них навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, а в конечном итоге на адаптацию к жизни в обществе в быстро изменяющемся мире.

Условия развития личностных качеств:

- установление полного взаимопонимания между взрослыми, призванными воспитывать ребенка;

- создание реальной ситуации успеха в процессе сотрудничества со взрослыми.

Способы усвоения общественного опыта:

- совместные действия;

- использование жестовой инструкции;

- умение действовать по подражанию;

- умение работать по образцу и словесной инструкции.

В ходе коррекционно-педагогической работы, которая строится с учетом личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, у обучающегося удается сформировать навыки правильного поведения, усвоить с ними нравственные нормы и сформировать личностные качества.

Подход к нравственному воспитанию является специфическим, он обусловлен особенностями развития обучающегося с нарушениями интеллекта. Прежде формируются нравственные представления и на их основе уже формируются нравственные чувства. При нормальном развитии возникновение нравственных чувств предшествует формированию 4.4нравственных представлений и навыков нравственного поведения.

Формирование привычек правильного поведения происходит повседневно, в процессе проведения режимных моментов и занятий, во всех видах детской деятельности.

Одной из сторон нравственного воспитания является формирование эмоционально-волевой сферы обучающегося. Необходимо воспитывать у него волевые качества: умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности, правильно относиться к оценке его деятельности, адекватно реагировать на успех или неуспех, правильно формировать самооценку.

Одной из основных задач нравственного воспитания является воспитание готовности к труду. Потребность трудиться – одно из главных свойств личности человека.

4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,

обучающегося реализуется по следующим направлениям:

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной деятельностью с целью реализации необходимых условий для сбережения здоровья, обучающегося.

2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности при использовании программного материала, формирующего у обучающегося установку на безопасный, здоровый образ жизни, предусматривающего обсуждение проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающегося, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающегося и формирование культуры здоровья в различных формах (на уроках физкультуры, в секциях, при проведении динамических пауз на уроках, при проведении дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

4. Формирование экологической культуры в процессе усвоения элементарных представлений об

экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю;

приобретения первоначального опыта участия в природоохранной деятельности (в школе и на пришкольном участке, в ходе экологических акций и т.д.);

совместной экологической деятельности родителей (законных представителей), обучающегося и учителя, обеспечивающей расширение опыта общения с природой.

5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья, обучающегося направленной на повышение уровня его знаний, привлечения родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

4.5   Внеурочная деятельность

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

«1 сентября – урок, посвященный «Дню знаний»

Присутствие на уроке «День знаний».

Неделя безопасности (2-8 сентября)

Участие в конкурсах и мероприятиях,связанных с ОБЖ

«Осень, осень к нам пришла»

Изготовление  поделок из природного материала.

День народного единства

3 ноября

Просмотр презентации «День народного единства»

«День матери в России»

Присутствие на мероприятии, посвящённом «Дню  матери»

Разучивание стихов,посвящённых матери.

«День здоровья»

 Выпустить газету под названием: «Физкульт - привет» или «Здоровый образ жизни»

  «Международный день инвалидов»

 Участие в конкурсах

Присутствие на городских мероприятиях, посвященных Дню инвалидов

«Новый год»

Подготовка к мероприятию: изготовление ёлочных украшений, новогодних открыток. Участие в новогодних мероприятиях.

«23 февраля – День защитника Отечества»

Выучить стихотворение, посвящённое празднику, сделать поздравительную открытку

8 Марта - международный женский день

Выучить стихотворение, посвящённоё празднику, сделать   поделку и  поздравительную открытку.

18 марта  День воссоединение Крыма с Россией

Просмотр презентации «Крымская весна»

Весна пришла

Выучить весенние стихотворение, нарисовать или раскрасить рисунок на тему « Подарки  весны ».

12 апреля – День Космонавтики

Гагаринский урок « Космос –это мы» Участие в подготовке урока.

 День Победы

Выучить стихотворение, посвящённое празднику, изготовить поздравительную открытку.

 Международный день семьи

Конкурсы,игры с мячом,  настольные дидактические игры «Лото», «Домино». Сюжетно - ролевые игры: «Врач», «Продавец», «Парикмахер» и др. (по желанию обучающихся и родителей)

 Окончание учебного года

Участие в проведении классного часа, посвящённого окончанию учебного года.

5. Программа сотрудничества с семьей.

Задачи

Мероприятия

Повышение осведом-ленности родителей об особенностях развития и специфических образова-тельных потребностях ре-бенка

  • Индивидуальные консультации родителей  со

специалистами (раз в три месяца и по запросу родителей)

  • Индивидуальные консультации родителей по темам:
  • «Особенности обучения детей в формате онлайн»,
  • «Реализация СИПР в домашних условиях»,
  • «Формирование социально – бытовых навыков».

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, соблюдение единст-ва требований, предъяв-ляемых  обучающейся в семье и образовательной организации..

  • Участие родителей в разработке СИПР
  • Посещение родителями уроков,занятий;
  • Консультирование родителей по вопросам обучения

ребенка  с применением дистанционных образовательных технологий,выбор единых подходов и приемов работы при использовании  компьютерных технологий.( ИКТ)

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

  • Информирование посредством телефонной связи;
  • Информирование посредством личных контактов;
  •  Беседы;
  • Ежедневный просмотр  записей (задание) в дневнике ребенка;

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

  • Привлечение родителей к планированию, разработке и

реализации  внеурочных мероприятий:

  • «1 сентября – «День Знаний».
  • « День  матери»  
  • «Новогодний праздник»
  •  «День Победы»

6. Специалисты, участвующие в реализации программы

ФИО: Филина Вера Петровна – учитель.

Образование: высшее

Квалификационная категория: первая;

Стаж работы: 43 года

ФИО: Озеров Павел Васильевич, учитель по предмету «Музыка и движение».

Образование: высшее

Стаж работы: 18 лет;

Квалификационная категория: первая.

ФИО: Лысых Виктор Анатольевич, учитель по предмету «Адаптивная физкультура».

Образование: высшее

Стаж работы: 8 лет

Квалификационная категория: первая.

7. Перечень необходимых технических, дидактических средств, учебно-методической литературы

  • Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки

разной величины с крышками и т. д.

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи»,

«Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы»,

«Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

  •  Пиктограммы;
  • Набор предметов для группировки по цвету, форме и

величиине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

  • Компьютер, презентации, видеозаписи и др.
  • Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) музыкальных

инструментов, оркестров; портреты композиторов; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы; карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения; карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки - животные .

Дидактический материал: трафареты для рисования, мешочек с предметами разной на ощупь фактуры, мелкая мозаика, инструкции пошагового выполнения рисунка, раскраски, готовые шаблоны для аппликации, заготовки для украшения (карнавальные очки и т.д.), заготовки для вырезания (укрась блинчик и т.д.), готовые фоны для аппликаций. Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски (гуашь, акварель), кисточки (белка, нейлон, синтетика), стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, набор бумаги высокой плотности, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, самоклеящаяся бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, формы для лепки.

Интернет ресурсы: http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://elenaranko.ucoz.ru/  - шаблон для презентации

Технические средства обучения

-     Компьютер, презентации, видеозаписи.

Вспомогательная  литература:

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015

2. Маллер А.Р. Социальное воспитание  и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2014.- 124 с.      

3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. Практическое пособие. Питер.Санкт-Петербург.2013 -216 с.

4. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. Издательство «Библиополис» Санкт –Петербург. 2004 – 205 с.

5. Школьник Ю.К, Золоторёва  Ю. Е. Учимся читать.(Современная логопедическая методика обучения чтению, письму и правильному произношению),Москва (эксмо), 2014- 112 с

  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Результаты оценивания знаний отражается степенью освоения обучающимся АООП 2 вариант (ИОМ), взаимодействием следующих компонентов:

•        что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

•        что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

•        насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Оценку обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, ТМНР в 5-х - 9-х классах по в предмету «Окружающий природный мир» программы основного общего образования, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по пятибалльной системе с измененной шкалой оценивания по каждому предмету.

Для описания личностных и предметных достижений, обучающихся применяется уровневый подход, который включает в себя следующие уровни достижений: базовый, минимально необходимый, индивидуальный, пониженный и низкий уровни.

Базовый уровень (оценки отлично - хорошо, отметки - «5» / «4» / «зачтено») -  сформирована система знаний (качество) в соответствии с запланированными результатами, обучающийся решает учебно-практические и учебно-познавательные задачи, основанные на учебном материале.

Минимально необходимый (оценка удовлетворительно/ отметка «3», для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости – отметка «зачтено») – сформирована система знаний в соответствии с запланированными результатами, обучающийся решает учебно-практические и учебно-познавательные задачи, основанные на учебном материале с организующей помощью учителя.

Индивидуальный для обучающихся по ИОМ (оценка хорошо, отметка - «зачтено») - наблюдается положительная динамика относительно индивидуально запланированных результатов.

Для описания подготовки, обучающихся фронтально, уровень достижений которых ниже минимального могут быть применены такие уровни как:

Пониженный уровень достижений (оценка неудовлетворительно/ отметка «2») – отсутствует система базовой подготовки, обучающийся не освоил и половины планируемых результатов, которые осваивают большинство обучающихся со схожими проблемами психофизического развития. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания. Данная группа обучающихся нуждается в дополнительной психолого-педагогической диагностике и занятиях, направленных на восполнение пробелов в знаниях

Низкий уровень достижений (оценка «плохо», отметка «1») – наличие фрагментарных знаний по предмету, что требует корректировки образовательного маршрута, специальной коррекционной помощи.

Оценка    выявленных    результатов    обучения осуществляется    в   оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать,

      действие не выполняет).

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.

2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).

5 – выполняет действие самостоятельно.

• «узнает объект»,

• «не всегда узнает объект»,

• «не узнает объект».

Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

11.2  Сведения о создании условий, образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

п.п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы

 работы с обучающимися

1.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью,ТМНР.

  • печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • технические средства обучения;
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала;
  • формы визуальной поддержки;

  • игровые технологии;

  • личностно- ориентированные технологии;

  • арт –терапия;

  • сказкатерапия
  • Подсказки (вербальная, жестовая или физическая помощь);
  •  Положительное поощрение;
  • Структурированная группа для игр;
  • Визуальная поддержка;
  • Физические упражнения (повышенные физические нагрузки с целью уменьшить проблемное поведение и увеличить уместное поведение).

  • -письменные инструкции-  изображения подсказки – расписание дня (картинки) – различные пошаговые инструкции;

дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;

-организация учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных возможностей;

прослушивание классичес

ких музыкальных произведений;

прослушивание и проигры-вание сказок

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому 6 класс

Данная рабочая программа индивидуального обучения написана в соответствии с УМК и основновными требованиями федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (с умственн...

Рабочая программа по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому 2 класс

Данная программа соответствует целям и задачам образовательной организации и основным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталос...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (1 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

СИПР по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому, 10 класс, 2 вариант,редакция 2023 г.

Приложение к АООП образования обучающихся с умственной,тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями тяжелыми и множественными нарушениями развития)...