Технологическая карта урока
методическая разработка

Шайдуров Александр Евгеньевич

Предварительный просмотр:

Комитет по культуре администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Музыкально-гуманитарный лицей им.Д.Аюшеева

Аттестационные документы

преподавателя по классу саксофона

Шайдурова Александра Евгеньевича

Г.Улан-Удэ

2024г.  



Предварительный просмотр:

Министерство культуры Республики Бурятия

Комитет по культуре Администрации г.Улан-Удэ

Технологическая карта

открытого занятия

по специальности                                                             саксофон

тема: «Работа над интонированием и артикуляцией в классе саксофона. Подготовка к концертному выступлению»

учащийся  6 класса Малошик Мирослава


Дата проведения: 02.04.2024г.

составитель: Шайдуров А.Е.

2024

Рассмотрена на заседании МО                                    

Дата  02.04.2024                            

Номер протокола № 4                            

Подпись  зав.уч Черкшина Т.П.

Технологическая карта открытого занятия

Тип урока:  урок общеметодологической направленности

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на саксофоне произведения различных жанров и форм в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Задачи:  

Образовательная

•        овладение знаниями, умениями и навыками игры на саксофоне, позволяющими учащемуся приобретать собственный опыт музицирования;

•        добиться разнообразия приемов звукоизвлечения;  

Развивающая

•        развитие творческих способностей ученика в области исполнительства на сакофоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

Воспитательная

•        формирование музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры;

•        содействовать усвоению знаний  по музыкально-теоретическим дисциплинам.

Форма занятия: индивидуальная

Используемые технологии: Технологии деятельного типа, личностно-ориентированного подхода.

Методы обучения:

• словесный (рассказ, беседа, объяснение);

• метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

• метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

• объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

• репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

 • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Межпредметные связи:

Теория музыки. Тема «Ритм. Метр. Размер. Темп». «Интервал», «Аккорд. Классификация аккордов. Трезвучия. Обращения трезвучий». «Мелодия. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка», «Фактура».

Сольфеджио. Тема «Интонация»  «Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки». «Отклонение, модуляция в параллельную тональность, в тональность доминанты»

Зарубежная музыкальная литература. Тема: «Зарубежная музыка XIX  века», «Основные стилевые направления западноевропейской музыки XIX века». «Современные саксофонисты»

Внутрипредметные связи:

- штрихи

- способы звукоизвлечения

- динамика

Обеспечение урока:

- нотная литература,

- инструмент,

-пюпитр,

- аудио и видео материалы в режиме онлайн,

-доступ в интернет, ноутбук.

Литература:

  1. Виншель А.В. Исполнительское дыхание при игре на саксофоне: особенности и способы развития. Тамбовский ГУ имГ.Р.Державина,1977

https://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2020/20052020_kultura_i_tvorchestvo/3/Vinshel.pdf 

  1. Назарьян А.А. Исполнительские навыки игры на саксофоне. 2018 https://cyberleninka.ru/article/n/ispolnitelskie-navyki-igry-na-saksofone
  2. Иванов В. Основы индивидуалной техники саксофониста

https://clarnetsax.narod.ru/2.pdf 

  1. Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. РАМ им. Гнесиных, 1997.
  2. 'Техническое развитие музыканта-исполнителя. Проблемы методологии'; Шульпяков, О.Ф.; Изд-во: Л.: Музыка, 1973 г.;
  3. Карпов Л.В. Формирование научной  методологии в области становления и развития исполнительской техники музыкантов. Журнал « Известия РГПУ им.А.И.Герцина», 2009 https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/94/karpov_94_111_115.pdf 

Содержание и структура занятия:

№ п/п

Этапы урока

Элементы урока, изучаемые вопросы

Методы и средства обучения.

Виды контроля

Планируемое время

1.

Организационная часть

Приветствие: Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите начать наш открытый урок по теме: «Работа над артикуляцией и интонацией при обучении игре на саксофоне. Подготовка к концертному выступлению».

Детские музыкальные школы призваны воспитывать творчески активного человека, развивать художественный вкус детей, приобщать их к миру музыки и обучать игре на инструменте. На данный момент у нас  стоит проблема обучения интонированию и артикулированию музыкального материала.

  Интонация — многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, которая трактуется как проявление социально и исторически детерминируемого(определяемого) человеческого сознания .

Артикуляция — способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних; одно из средств, с помощью которых может быть осуществлена фразировка.

Понятие «артикуляция» пришло в музыку из науки о языке, где говорится об артикулировании слогов, о степени ясности их расчлененности при выговаривании слова.

Для развития вышеуказанных навыков, используется педагогическая модель, которая базируется на трех компонентах: теоретическом, технологическом, творческом.

Теоретический компонент включает в себя необходимые теоретические знания (основные приемы звукоизвлечения, применение их на практике, штрихи, динамика, исполнительская терминология); исполнительские образцы.

Технологический компонент включает в себя необходимые умения и навыки для воплощения композиторского замысла посредством исполнительского аппарата, а также самоконтроль. В его основе лежит моторная функция артикуляции.

Творческий компонент отражает проявление творческой активности учащегося как основы художественной деятельности, умение применять на практике полученные знания, находить новые решения в интерпретации произведения.

-Инструктивно- иллюстративный метод

-репродуктивный метод  (достижение результата с помощью тренажа).

2 мин

2.

Вступительная часть

Рассмотрим штрихи, приемы артикуляции и интонирования на музыкальном примере Г.Ф.Гендель. Соната для скрипки

Работа над звукоизвлечением, атакой звука

Начиная работать над произведением, ученик обычно проигрывает его несколько раз от начала до конца, знакомится с ним в целом.

У учащегося складывается определенное представление о форме, характере, содержании произведения-ответы ученика на вопрос: Каков характер, форма исполняемого произведения?

Познакомиться ближе  с произведением можно, прослушав его в записи или на концерте.

Детальное изучение и техническое овладение. Проанализировать, как звуки складываются в мотивы, почувствовать интонационное движение внутри мотива. Далее определить кульминационные моменты. Но, работая по фразам, нельзя терять из виду общего плана произведения.

-Подготовка игрового аппарата;

настройка инструмента;

 -контроль за правильной постановкой;

-повторение пройденного материала;

-словесные методы;

-показ, демонстрация

2 мин.

3.

Основная часть

1.Дана краткая характеристика  творчества композитора. история появления инструмента саксофон.

 -Первоначальное исполнение первой части произведения 

-Работа по фразам. 

- Работа над преодолением технических трудностей, работа над точностью звукоизвлечения.

-словесный (рассказ, беседа, объяснение)

-объяснительно-иллюстративный (ученик играет произведение, а преподаватель  попутно объясняет, используя репродуктивный, словесный метод)

-репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя).

- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи):

  • работа над звукоизвлечением, точностью строя, интонирования
  • проведен анализ формы и разобран тональный план.

10 мин.

 2.Работа над 2 частью произведения.

-Краткая характеристика формы, характера, способов звукоизвлечения.

-Первоначальное исполнение второй части произведения 

-Работа по фразам. 

- Работа над преодолением технических трудностей, работа над точностью звукоизвлечения.

-Работа над дыханием

Проанализировать, как звуки складываются в мотивы, почувствовать интонационное движение внутри мотива. Далее определить кульминационные моменты.

- Работа над качеством звука. Скорость, легкость, четкость исполнения за счет точности штриха.

- Итонирование интервалов, скрытое гаммообразное движение.

Сначала играй так медленно, чтобы каждое движение было понятно и осознанно. Потом постепенно прибавляй темп, до натурального. Контролируем что получилось, что не получилось.

15 мин

3. Рассмотрим штрихи, приемы артикуляции и интонирования на музыкальном примере «Чардаш» П.Иттюральди.

-Дана краткая характеристика  творчества композитора.

-Краткая характеристика формы, характера, способов звукоизвлечения.

-Даны рекомендации по звукоизвлечению, способам артикуляции, штрихам.

-Ученица провела сравнительный анализ исполняемых приемов и способов звукоизвлечения.

Спасибо, Мирослава. Как ты думаешь, что не хватило тебе для идеального концертного исполнения данного произведения?

Я предлагаю тебе еще раз обратить внимание на артикуляцию и интонации, от их особенностей и зависит стилистика в сочинениях авторов разных эпох, индивидуальность исполнения.

Работа над артикуляцией и интонациями, над формированием рациональных движений занимает много времени, т.к. любое исполнительское движение требует тщательной проработки.

Поэтому, Мирославе предстоит ещё много тренироваться, чтобы достичь желаемой свободы движений, желаемой артикуляции.

Цель урока достигнута, тема урока раскрыта в полном объеме.

 Благодарю ученицу за работу, ставлю оценку «отлично» и прощаюсь с ней до следующего урока.

-словесный (рассказ, беседа, объяснение)

-объяснительно-иллюстративный (ученик играет произведение, а преподаватель  попутно объясняет, используя репродуктивный, словесный метод)

-репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя).

- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи):

  • работа над звукоизвлечением, точностью строя, интонирования

проведен анализ формы и разобран тональный план.

10 мин

4.

Заключительная часть

1.Намечены пути решения технических проблем.

2. Домашнее задание:

- Прослушать музыкальные композиции

- Обобщить все способы работы над трудностями.

В заключительном исполнении произведения ученик показал определенный результат в освоении исполнения приемов игры.

1

мин.



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока

ФИО преподавателя: Шайдуров Александр Евгеньевич

Дисциплина: Специальность (саксофон)

Класс: 6

Учащийся: Малошик Милослава

Дата проведения: 02.04.2024

Тема: «Работа над артикуляцией и интонацией при обучении игре на саксофоне»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока:  развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на аккордеоне произведения различных жанров и форм в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Задачи:

Образовательная

  • овладение знаниями, умениями и навыками игры на саксофоне, позволяющими учащемуся приобретать собственный опыт музицирования;
  • добиться разнообразия приемов звукоизвлечения в различных видах мелкой пальцевой техники;  

Развивающая

  • развитие творческих способностей ученика в области исполнительства на аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

Воспитательная

  • формирование музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
  • формирование у лучших учащихся осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

Межпредметные связи:

Теория музыки. Тема «Ритм. Метр. Размер. Темп». «Интервал»,  «Мелодия. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка», «Фактура».

Сольфеджио. Тема «Интонация»  «Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки».

Зарубежная музыкальная литература. «Основные стилевые направления западноевропейской музыки XIX века». «Современные саксофонисты»

Внутрипредметные связи:

- штрихи; способы звукоизвлечения; динамика; история создания произведения.

Форма занятия: индивидуальная

Используемые технологии: Технологии деятельного типа, личностно-ориентированного подхода.

Методы обучения:

• словесный (рассказ, беседа, объяснение);

• метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

• метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа); • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

• репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

• частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи). 

Материально-техническое оснащение:

Саксофон для учащегося, саксофон для педагога, пюпитр, нотный материал: Г.Ф.Гендель Соната для скрипки, П.Иттюральди Чардаш..

Урок был проведен с Милошик М, учениницей 6 класса(12 лет), обучающеймся  по дополнительной предпрофессиональной программе, 7-летнего срока обучения.

Ученица с хорошими музыкальными данными, дисциплинирована, работоспособена, отзывчива. Занимается с интересом, с хорошей мотивацией. Эмоционалена, наизусть учит долго, проявляет интерес к детальной работе. Много и с удовольствием выступает на концертах. Работали над расширением технических исполнительских приемов, стилистикой произведений. Работали над выработкой контрастной динамики. Лауреат и дипломант различных Международных конкурсов. Со стороны родителей оказывается постоянная поддержка и контроль.

В процессе организации и проведении урока были соблюдены гигиенические условия урока. Урок проводился во второй половине дня, в учебный день, не загруженный предметами общеобразовательного  цикла.

В иерархии целей урока доминирующим являются воспитательные и развивающие цели,  системно – деятельностный подход, так как на уроке идет формирование деятельности учащихся (теоретическое и практическое).  На уроке осуществляется деятельностный подход к обучению. Урок воспитывает, развивает личность учащегося.

Исходя из образовательных целей и планируемых результатов, выбирала вид урока: комбинированное занятие, которое включала элементы  традиционного урока, объяснительно-иллюстративные методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные, практические.

Содержание урока соответствует учебной программе, материал, рассматриваемый на уроке, построен на проблематике и дополнительных источниках. Этапы урока соответствуют целям, задачами и содержанию занятия.

Значимость обучения интонированию и артикулированию музыкального материала обусловлена тем, что это средства, с помощью которых может быть осуществлена фразировка, без которой не возможно звуковое воплощение музыкальной мысли. А в свою очередь, критерий связности — раздельности является для саксофона очень важным. 

Эффективность преподавания на уроке повышалась:

-  с помощью заданий развивающего характера, дифференцированным подходом к обучению,

- тем, что на уроке ведется учет индивидуальных особенностей учащихся.

- педагогическим тактом преподавателя.

Уровень активности ученика был достаточен, Милослава реагировала на все мои замечания, с охотой добивалась нужного результата.

Урок проведен на основе пройденного теоретического и практического материала. В данном уроке я показал комплексную работу на уроке специальности, которая проходит систематически на каждом уроке.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «МУЗЫКАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫЙ ЛИЦЕЙ им. Д. АЮШЕЕВА»

670002, Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Комсомольская 28 «а» тел (ф): 8 (3012) 44-32-24, 44-32-69 ИНН 0323098554, КПП 032601001 e-mail mgl2002@mail.ru

_______________________________________________________________________

Выписка из Протокола № 4 от 02.04.2024

Обсуждение   открытого урока

ФИО преподавателя: Шайдуров Александр Евгеньевич

Дисциплина: Специальность (саксофон)

Класс: 6

Учащийся: Малошик Милослава

Дата проведения: 02.04.2024

Тема: «Работа над артикуляцией и интонацией при обучении игре на саксофоне»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока:  развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на аккордеоне произведения различных жанров и форм в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Задачи:

Образовательная

  • овладение знаниями, умениями и навыками игры на саксофоне, позволяющими учащемуся приобретать собственный опыт музицирования;
  • добиться разнообразия приемов звукоизвлечения в различных видах исполняемой музыки;  

Развивающая

  • развитие творческих способностей ученика в области исполнительства на саксофоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

Воспитательная

  • формирование музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
  • формирование у лучших учащихся осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

Межпредметные связи:

Теория музыки. Тема «Ритм. Метр. Размер. Темп». «Интервал»,  «Мелодия. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка», «Фактура».

Сольфеджио. Тема «Интонация»  «Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки».

Зарубежная музыкальная литература. «Основные стилевые направления западноевропейской музыки XIX века». «Современные саксофонисты»

Внутрипредметные связи:

- штрихи; способы звукоизвлечения; динамика; история создания произведения.

Форма занятия: индивидуальная

Используемые технологии: Технологии деятельного типа, личностно-ориентированного подхода.

Методы обучения:

• словесный (рассказ, беседа, объяснение);

• метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

• метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа); • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

• репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

• частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи). 

Материально-техническое оснащение:

Саксофон для учащегося, саксофон для педагога, пюпитр, нотный материал: Г.Ф.Гендель Соната для скрипки, П.Иттюральди Чардаш..

Урок был проведен с Милошик М, учениницей 6 класса(12 лет), обучающеймся  по дополнительной предпрофессиональной программе, 7-летнего срока обучения.

ХОД ОБСУЖДЕНИЯ:

Шайдуров А.Е.: Тема выбрана не случайно, критерий связности — раздельности является для саксофона очень важным. Поэтому, сегодня мы и представили данную работу над артикуляцией. Милослова с задачей справляется, хотя и испытывает определенные трудности. Поставленные цели и задачи урока  считаю достигнутыми.

Лунева Т.А.:  Структура урока соответствует его типу, цели и задачам. Все этапы были взаимосвязаны между собой. По плану урока время было распределено рационально. Темп урока был оптимален для учащегося данного возраста.В течении урока учащийся был внимателен, заинтересован. Психологическая атмосфера урока была благоприятной, доброжелательной и спокойной.  Цель урока считаю достигнутой. Поставленные задачи реализованы.

Шелковников А.А:Урок понравился, цели и задачи были понятны. Приемы и методы,  используемые в работе, были обоснованы, логичны, понятны ученику и мне, как педагогу. Планируемые результаты, считаю, достигнуты.

Киселева Е.А.: Содержание урока соответствует учебной программе. Объяснительно-иллюстративные методы: объяснение, беседа осуществлялись профессионально. Небольшой совет: использовать в работе показ на инструменте.

Черкашина Т.П.:

В целом, урок соответствует требованиям ФГТ, этапы урока соответствовали содержанию. Ученица адекватно отвечает на вопросы, реагирует на замечания.

Шайдуров А.Е. Благодарю, уважаемые коллеги за ваши комментарии, замечания  и оценки. Принимаю все вышесказанное, надеюсь, что это позволит мне достигать высоких результатов в своей педагогической деятельности. Спасибо за внимание. До свидания.

          Лунева Т.А. (преподаватель)

          Делекторская Л.П. зрк РБ (преподаватель)

          Шелковников А.А (преподаватель)

          Киселева Е.А. (преподаватель, зав.отд РНИ)

         Т.П.Черкашина зам.директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...