Логопедическое занятие " Красота нашей планеты"
план-конспект урока

Оськина Софья Александровна

 Конспект логопедического занятия по лексико-грамматической теме " Цветы. Звук и буква (Ы)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tsvety.docx156.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Видновская СОШ № 5 с УИОП»

дошкольное отделение для детей с ОВЗ

Конспект логопедического занятия .

Тема: «Цветы. Звук и буквы (Ы)»

                                                                                                                         Подготовила: учитель-логопед

Оськина С.А.

                                                         г. Видное

                                                              2024 г.

Конспект  логопедического занятия в  средней группе на тему «Цветы. Звук и буквы (Ы)»

Коррекционно-образовательные цели.

  • Уточнение, расширение и уточнения словаря по теме «Цветы».
  •  Совершенствование грамматического строя речи (Развивать умение подбирать различные прилагательные, соответствующие обсуждаемому объекту.
  • Закрепить навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
  • Закреплять умения отгадывать загадки. Образование слов : мой, мои, моя.
  • Учить правильно произносить звук Ы, запоминать букву и читать слоги с  этим звуком.

Коррекционно-развивающие цели. 

  • Развитие диалогической и связной речи, темпа и ритма речи, тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и внимания, развивать речевое дыхание.
  • Упражнять работать с раздаточным материалом, раскладывая карточки в определенной последовательности.

      Коррекционно-воспитательные цели.

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.
  •  Способствовать формированию интереса детей к природе.
  •  Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. Демонстрационные картинки первых весенних цветов (крокусы, подснежники, мать-и-мачеха).  Плакат – части цветка.  Муляжи цветов в вазе. Картинки с изображением этапов роста цветка. Карточки с буквой Ы.  Камешки для выкладывания буквы.  Слоговые таблицы для чтения. Простой карандаш и лист с заданием.

      Предварительная работа. Наблюдения детей в природе, чтение

       художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Объявление темы.

Логопед: Наступила весна. Солнце стало пригревать, и на проталинках распустились первые цветы, ребята какие? (подснежники) Правильно! А какие еще знаете весенние цветы? (крокусы, мать-и-мачеха) Много цветов растет весной! 

Подснежник                 Крокус                    Мать-и-мачеха

4800487_84359382_84177389_2222299_6 (699x465, 84Kb)4800487_112 (700x530, 350Kb)Мать-и-мачеха обыкновенная

Любой цветок красив и прекрасен! У каждого есть свой неповторимый запах, а как вы думаете, что у них общее? Правильно, у каждого цветка есть стебель, бутон, лепестки и листочки. Посмотрите внимательно на цветок и назовите его части.

     2. Игра «Назови части». Пополнение словаря по теме «Цветы».

Стебель, лист, цветок, корни. (Несколько детей повторяют названия частей цветка.)

https://i2.wp.com/ds04.infourok.ru/uploads/ex/037c/00006523-3e840586/hello_html_257a0cdf.jpg

Логопед: Ребята, послушайте, я прочитаю стихотворение, а вы должны угадать, про какой цветок  этот стих?
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названием нежным
Как привет капели звонкой
Называется Подснежник.
/ В. Нищева/
Логопед: Так о каком растении говорится в стихотворенье?/Подснежник/.
Логопед: А ты как думаешь? А ты? (2- 3 ребенка)
Логопед: Молодцы! Это самый первый нежный цветок. Посмотрите, какой он красивый.
Логопед: Посмотрите на него, что у него есть? (стебель, листья и т.д.)
Логопед: Кто может сказать какой стебель? (длинный, зеленый)
Логопед: Какие листья по форме, по цвету? (тонкие, длинные, зеленые )
Логопед: Какой цветок? (красивый, белый, нежный)
Логопед: Молодцы вы хорошо рассказали о подснежнике.
Логопед: А вот вторая загадка про другой цветок, попробуйте отгадать.
Золотые лепестки, хрупкий стебелек
Распустился у реки солнечный цветок
Только туча набежала, сжались лепесточки
На зеленых стебельках круглые комочки.
Логопед: Кто отгадал? (мать-и-мачеха)
Логопед: А ты как думаешь? А ты? (2- 3 ребенка)
Логопед: Посмотрите, что есть у этого растения? (стебель, листья, цветок)
Логопед: Что можно сказать про стебель, какой он? (толстый, зеленый)
Логопед: Про листья, какие они по форме, по цвету? (Зеленые, бархатные)
Логопед: А какие цветы? (пушистые, желтые, красивые) На что они похожи?
(на солнце)
Логопед: Молодцы, ну раз такие внимательные, то скажите, что общего у этих растений? (есть стебли, листья, цветы) А чем они отличаются (листья тонкие и толстые, цветы разные по форме и т.д.)
Логопед: А как все эти цветы можно назвать одним словом? /первоцветы/

4. Упражнение на дыхание «Волшебный ветерок!» Каждому ребенку выдается цветок. Предложить  сделать– глубокий вдох, медленный выдох; глубокий вдох - несколько коротких вдохов.

5. Упражнение «Как растет цветок»

Логопед: Ребята, для того, чтобы на клумбе вырос цветок, нужно потрудиться. Что же необходимо сделать? (Показ схемы).

7. Пальчиковая гимнастика и физпауза:

 Логопед: Давайте с Вами посадим семечко и вырастим цветок.

«Цветок»

   Утром рано он закрыт,

   Но к полудню ближе

   Раскрывает лепестки, красоту

                                      их вижу.

   К вечеру цветок опять закрывает

                                      венчик,

   И теперь он будет спать

   До утра, как птенчик.

 

Закрыть глаза ладонями. Сидим на корточках.

 Кисти рук плотно сомкнуты. Встаем.

  Пальцы   плавно расходятся в разные стороны,   напоминая раскрывшийся цветок.

   Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся   цветок.

  Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон. Присели.

8. Упражнение « Назови ласково» 

Логопед: Сейчас  мы с вами поупражняемся  в  превращение одного слово в другое  - ласковое.

Например :Корень – корешок

Дети: Стебель - стебелек

Цветок – цветочек

Лепесток – лепесточек

9.Упражнение «Это чей?»

Это (мой, моя, мои) мой  крокус, мои ландыши, моя мать – и- мачеха.

10.  Основы грамоты 

Логопед: Послушайте слово и определите последний звук в слове «ЦВЕТЫ»

 Дети и логопед: Звук Ы произносится протяжно. Губы окошком,  зубы разомкнуты, воздух со звуком выходит длительно пропевая этот звук.

Логопед: Звук Ы обозначается вот такой буквой ( 2 ровные палочки и один  полукруг), давайте  выложем  и запомним её.

Дети: выкладывают букву и произносят её. Закрышивают букву простым карандашом. Находят позицию звука в  словах на листочке.

Логопед: Предлагаю найти  нашу букву на карточке и прочитать слог, слева на право. ГЫ, КЫ, ДЫ, ВЫ, ПЫ, ТЫ, ХЫ.

11. Итог занятия.

Логопед: Ребята давайте с Вами вспомним, что сегодня нового мы с Вами узнали? (ответы детей). Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы.

Самоанализ  к логопедическому занятию:

«Цветы. Звук и буквы (Ы)».

При разработке данного занятия была поставлена следующая

Цель:  Развитие  познавательных интересов дошкольников.

Задачи: Закрепить знания детей о весенних явлениях в природе. Активизировать словарь детей по теме «Первоцветы». Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в освоении новых художественных форм и способов работы с ними.

Организационная деятельность, подготовка к занятию:
         Перед занятием была проведена предварительная работа: наблюдение весенних явлений в природе; рассматривание цветов, чтение стихотворений, художественной литературы, загадывание загадок, рисование цветов.

        Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с требованиями к проведению занятия по ФГОС ДОУ.

        Организационный прием «Приветствие» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установление дружеских взаимоотношений между гостями и детьми.

         На каждом этапе занятия демонстрировались наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.  Их использование было рациональным, продуманным.
    Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают  смену деятельности детей:  сидя на стульчиках,  стоя, игру, игровое упражнение. Все это позволило избежать утомляемости детей в течение занятия.
  Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях.
    В каждом моменте занятия  старалась направлять детей на поиск решения проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

    На занятии использовала следующие технологии: игровую, здоровьесберегающую, ИКТ-технологию, личностно-ориентированную.

Методы:

  1. Словесный (беседа);
  2. Наглядный (картина, муляжи цветов);
  3. Практический (выполнения заданий);
  4. Игровой (логопедические игры, пальчиковое игровое упражнение).
  5. Методы контроля и самооценки (анализ выполненных заданий).

    Заключительная часть занятия была организована таким образом, что дети смогли  проанализировать свою образовательную деятельность.

   Считаю, что все поставленные  программные задачи в течение занятия были решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой марийский край родной" конспект логопедического занятия по теме «Наша Родина» для детей с ОНР III уровня 2 года обучения

Цель: расширение словаря по теме.Задачи: - учить детей употреблять в речи степени сравнения прилагательного «красивый» и его синонимов;- образовывать относительные прилагательные от существительных;- ...

"Полёт на планету Словесность" итоговое логопедическое занятие для детей - логопатов в коррекционной школе VIII вида

Материал для проведения итогового логопедического занятия с презентацией можно использовать в работе школьного логопеда....

Подгрупповое логопедическое занятие для детей с ФФНР: «Дикие животные нашего края»

Данное занятие позволяет расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши"; закрепить знания о диких животных, проживающих в нашем регионе и их детенышах, зна...

Конспект занятия "Наша планета - Земля"

Расширение и закрепление знаний детей о  карте, глобусе, о нашей планете - Земля, о ее месторасположении в Солнечной системе....

Учебно - методический материал. Конспект логопедического занятия с ЭОР тема: "Птицы - наши друзья"

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Наша Родина - Россия»

Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию конспект логопедического занятия  в подготовительной группе  на тему «Наша Родина - Россия». Цель занятия: формирование ...