Как формировать функциональную грамотность обучающихся
методическая разработка

Таймуллина Татьяна Николаевна

Функциональная грамотность представляет собой способность человека привлекать обретаемые в течение всей жизни знания и умения для решения широкого спектра задач в различных направлениях деятельности.        

Функциональная грамотность – это   набор так называемых ключевых компетентностей, определяющий готовность обучающегося к активному и осознанному действию в ситуации неопределенности. Данные качества обучающихся не могут формироваться стихийно и бессистемно. Поскольку это управляемый процесс, то он должен проходить последовательно и планомерно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как формировать функциональную грамотность обучающихся

Функциональная грамотность представляет собой способность человека привлекать обретаемые в течение всей жизни знания и умения для решения широкого спектра задач в различных направлениях деятельности.        

Функциональная грамотность – это   набор так называемых ключевых компетентностей, определяющий готовность обучающегося к активному и осознанному действию в ситуации неопределенности. Данные качества обучающихся не могут формироваться стихийно и бессистемно. Поскольку это управляемый процесс, то он должен проходить последовательно и планомерно.

Нормативной основой деятельности образовательных организаций по формированию функциональной грамотности обучающихся являются документы федерального уровня, среди них: Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 г. № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности», Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03 – 1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности», Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 17.09.2021 № 03 – 1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности», а также документы регионального и муниципального уровней.

В соответствии нормативной базой, в рамках Национального проекта «Образование», Институт стратегии развития образования Российской академии образования проводит мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы, заказчиком которого является Министерство просвещения Российской Федерации. Цель проекта заключается в создании Национального инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся [3].

Среди задач отметим следующие:

  1. Разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся основной школы.
  2. Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы, которые включают в себя:
  • открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов);
  • методические рекомендации для учителей по применению банка заданий в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров;
  • методическое сопровождение электронной платформы, на которой размещается национальный инструментарий для формирования функциональной грамотности.
  1. Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов.
  2. Система мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части инструментария и технологии проведения.

К отличительным особенностям мониторинга относится то, что основой этого проекта служат известные принципы формирующего оценивания. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом привлекаются соответствующие отечественные инновационные разработки.

Базовые идеи мониторинга соответствуют особенностям обучающихся, для которых они предназначены. Предлагаемая система заданий и диагностических материалов способствует обновлению учебных и методических материалов, ориентированных на формирование функциональной грамотности обучающихся и развитие позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения обучающихся в различных ситуациях.

При этом отметим, что мониторинг формирования функциональной грамотности – это проект, направленный на становление способности обучающихся применять в жизни полученные в школе компетенции. Мониторинг представляет собой поддержку и обеспечение условий формирования функциональной грамотности. Проект реализуется с целью повышения качества и конкурентоспособности    российского образования в мире. Главная задача проекта – разработка системы заданий для учащихся 5-9 классов в качестве основы для новых методик формирования функциональной грамотности. Основой проекта служат идеи и инструментарий международного исследования PISA.

Как происходит принятие процедуры формирования функциональной грамотности обучающихся основной обычной массовой школы? Реализация этого направления может происходить разными путями. Один из них – проведение педсовета, где педагоги знакомятся с предложенной инновацией. При этом необходим некоторый сильный внешний посыл, например, работа отдельных педагогов образовательной организации в муниципальных или региональных творческих группах. Не сразу, может быть, в процессе длительных обсуждений, педагоги приходят к выводу, что это может быть единой методической темой школы. Затем идет техническая работа: разработка и принятие локальных актов учреждения по направлению формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы; распределение видов функциональной грамотности между учителями школы; разработка собственных заданий по функциональной грамотности или заимствование их из федерального банка заданий; варианты представления итогового продукта (например, проектно-исследовательской деятельности); способы оценки наличия функциональной грамотности обучающихся.

Ведущая роль здесь принадлежит руководству образовательной организации, прежде всего – заместителю директора по учебной работе. Поскольку именно он отвечает за реализацию инновационных начинаний в школе.

Задачи образовательных организаций в развитии функциональной грамотности обучающихся основной школы можно сформулировать следующим образом:

  • разработать школьную программу по развитию функциональной грамотности;
  • назначить специалиста, который будет отвечать за реализацию программы по развитию функциональной грамотности;
  • спланировать и организовать работу по повышению квалификации учителей по разработке и применению заданий для формирования функциональной грамотности;
  • изучить особенности (инструментария и подходы к оценке) в исследовании PISA-2018 и PISA-2022, а также – в приведенном выше федеральном проекте Министерства просвещения Российской Федерации «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся»;
  • проанализировать учебно-методические материалы, применяемые педагогами, и обеспечить учителей учебными материалами нового поколения;
  • переформатировать методическую работу учителей, создать механизмы мотивации учителей, организации их сотрудничества и обмена опытом, а также поощрения их работы.

Как сделать «перезагрузку» учебного процесса в образовательной организации на эффективное владение обучающимися функциональной грамотностью?

  1. Повышение уровня функциональной грамотности обучающихся может быть обеспечено успешной реализацией обновленного Федерального государственного образовательного стандарта основной школы, за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.
  2. При этом крайне важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формирует учитель.
  3. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует применять в учебном процессе. Следует помнить, что результат работы учителя заложен в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома. Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?
  4. Актуализация планов работы методических служб, объединений, сообществ муниципального уровня и уровня образовательных организаций по вопросу формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.

Как школьные управленцы могут определить, что учитель готов к развитию функциональной грамотности в учебном процессе? Для этого необходимо положительно ответить на ряд вопросов:

  • владение основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью обучающихся;
  • владение практиками формирования и оценки функциональной грамотности (различение процессов формирования и оценки функциональной грамотности);
  • понимание роли учебных задач как средства формирования функциональной грамотности обучающихся;
  • умение выбирать / разрабатывать учебные задания для формирования и оценки функциональной грамотности;
  • владение практиками развивающего обучения (работа в группах, проектная и исследовательская деятельность);
  • владение технологией формирующего оценивания с учетом критериально-уровневого подхода;
  • умение работать в команде учителей, организуя межпредметное взаимодействие.

Функциональная грамотность ученика – это цель и результат сегодняшнего образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя в наше время. В итоге обучающийся должен владеть готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, системой рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию.

Список литературы:

  1. Машарова Т.В., Управленческие аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы / Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования ФГОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва. http://ippo.selfip.com:85/izvestia/masharova-t-v-upravlencheskie-aspekty-f/.
  2. Асанова, Л.И. Естественнонаучная грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Л.И. Асанова, И.Е. Барсуков, Л.Г. Кудрова и др.]. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 84с.
  3. Забродина, Н.П. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Н.П. Забродина, И.Е. Барсуков, А.А. Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р.Ш. Мошниной]. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80с.
  4. Материалы мониторинга функциональной грамотности [Электронный ресурс]. URL: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php (дата обращения: 26.03.2022).
  5. Трофимова, Т.А. Математическая грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Т.А. Трофимова, И.Е. Барсуков, А.А. Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р.Ш. Мошниной]. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 68с.
  6. Чумаченко, В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности: учеб, пособие для общеобразоват. организаций / В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 3-е изд. – М. «Просвещение», 2018. – 271 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Эссе Формирую функциональную грамотность. Зачем я это делаю?

В данной статье отражены цели формирования функциональной грамотности у обучающихся в современном мире....

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...

Методический семинар-практикум «Проектирование урока, формирующего функциональную грамотность обучающихся».

Методический семинар-практикум«Проектирование урока, формирующего функциональную грамотностьобучающихся»....

Авторские задания по истории России (9 класс), формирующие читательскую и математическую функциональную грамотность обучающихся

Задания разного уровня сложности с иллюстративными картинками из авторской методической разработки. Направлены на формирование функциональной грамотности обучающихся. Используются с применением педаго...