Диагностика детей с РДА
методическая разработка

Хазикова Оксана Валерьевна

Материал раскрывает особенности логопедического обследования детей с аутизмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dignostika_detey_s_rda.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                              « Детский сад « Ласточка»

                                                 

« Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста с синдромом РДА»

                         

                                                                        Подготовила :

                                                                                 учитель-логопед

                                                                                 Хазикова О. В.

                                          г. Десногорск

                                                     

Уважаемые коллеги ! Ранний детский аутизм, не входящий в спектр шизофренической симптоматики, характеризуется нарушениями всех сфер психики сенсомоторной, перцептивной, познавательной, речевой и эмоциональной, а также недостаточно развитым социальным взаимодействием с окружающими. Среди нарушений психологического развития выделяют детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки психических нарушений при атипичном аутизме наблюдаются после трех лет.

Качество и своевременность диагностики во многом определяют возможности коррекции проявлений аутизма. Поэтому в качестве обязательных выступают следующие требования к ее организации:

- диагностика должна быть ранней (начинающейся с первого дня пребывания ребенка в учреждении),

- комплексной (включающей в себя участие специалистов разного профиля и родителей, - использование разных методов),

-динамической (направленной не на скорейшее установление окончательного диагноза, а на его планомерное уточнение с учетом особенностей онтогенетического развития ребенка, степени адаптации и коррекционной работы).

С учетом указанного возможно выделение ряда этапов в логике диагностического исследования, организация которого зависит от профиля, целей, задач и особенностей конкретного образовательного учреждения.

1 этап - ориентировочный

Основные задачи:

1) ориентирование в актуальных проблемах ребенка;

2) выработка гипотезы о причинах их возникновения;

3) определение средств дальнейшей диагностики;

4) определение подходов к обеспечению адаптации и первичной коррекции.

Основные методы:

1) биографический : реализуется в ходе изучения документации (психолого- педагогической - если ребенок ранее посещал какие-либо образовательные учреждения или психолого-педагогические консультативные центры; медицинской - представленной родителями или полученной по запросу из

учреждений системы здравоохранения) и в ходе бесед с родителями (законными представителями) и близкими родственниками ребенка,

2) наблюдение (в разных ситуациях деятельности ребенка -в период непосредственного обследования тем или иным специалистом, на занятиях, в игре, на прогулке и т. д.),

3) беседа с ребенком и с родителями.

Результат: систематизация первичных сведений о соматическом, нервно-психическом и психологическом статусе ребенка, условиях семейного воспитания, степени (и потенциальных возможностях) адаптации в детском коллективе, особенностях эмоционально-волевых проявлений, уровне работоспособности, утомляемости, специфике взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

2 этап - углубленной диагностики и определения зоны ближайшего развития ребенка

Основные задачи:

1) изучение уровня развития психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления, речи),

2) изучение особенностей эмоционально-волевой сферы и мотивационной готовности;

3) изучение особенностей личностного развития,

4) изучение объема и характера знаний, умений и навыков соотносительно с возрастом и особенностями ребенка,

5) изучение характера жилищно-бытовых условий, семейных взаимоотношений и стиля семейного воспитания.

Основные методы:

1) констатирующий педагогический эксперимент,

2) экспериментально-психологический метод, реализуемый посредством использования стандартизированных психологических методик, опросников и анкет для родителей и т.п.

Параллельно с исследованием психических функций отмечаются такие особенности как понимание инструкции, удержание инструкции, умение доводить задание до конца, а также характер деятельности ребенка: стойкость интереса, целенаправленность деятельности, сосредоточенность, истощаемость, работоспособность, умение пользоваться помощью, реакция на результат. Высокоинформативные методы нейропсихологического обследования (с особым вниманием на проявления особенностей функциональной асимметрии головного мозга или признаки недостаточности латерализации полушарий) и методы медицинской диагностики (электроэнцефалография, ультразвуковое исследование головного мозга, допплерография, компьютерная томография и др.).

Результат:

1) анализ и обобщение полученных результатов позволяет оформить психологическое, педагогическое, логопедическое и медицинское заключения, представляемые на психолого-медико-педагогический консилиум с целью всестороннего анализа, выработки единой стратегии работы с ребенком и ее согласования с родителями.

2) разработка коррекционных программ, схем сопровождения, индивидуальных образовательных маршрутов.

3 этап - динамической диагностики

Основные задачи:

1) уточнение диагноза;

2) уточнение индивидуального образовательного маршрута;

3) уточнение коррекционно-развивающей программы.

Методы:

1) формирующий педагогический эксперимент,

2) указанные выше с учетом необходимости.

Результат: реализация оптимизированного индивидуально-ориентированного подхода к обучению, воспитанию и коррекции ребенка с аутистическим расстройством.

4 этап - катамнестического исследования

Основная задача:

I) оценка степени адаптированности ребенка в условиях экстернальной интеграции.

Метод:

1) катамнез.

Содержание, форма и сроки катамнестического исследования могут варьироваться в каждом конкретном случае.

Основные индикаторы раннего детского аутизма, наблюдение которых требует дальнейшей углубленной диагностики ребенка.

Индикаторы аутизма в раннем возрасте :

- отсутствие единичных слов в возрасте 16 месяцев;

- отсутствие фразы из двух слов в 2 года;

- отсутствие невербальной коммуникации (в частности, указательного жеста)

в 12 месяцев;

- потеря речевых или социальных способностей.

Индикаторы аутизма в дошкольном возрасте:

- отсутствие речи или задержка ее развития;

- особый зрительный контакт: не частый и очень короткий либо долгий и

неподвижный, редко прямой в глаза, в большинстве случаев

периферический;

- трудности в имитации действий;

- выполнение однообразных действий с игрушками, отсутствие творческой

игры;

- отсутствие социальной реакции на эмоции других людей, отсутствие

изменения поведения в зависимости от социального контекста;

- необычная реакция на сенсорные раздражители;

- любая озабоченность по поводу социального или речевого развития

ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного

поведения.

Индикаторы аутизма в школьном возрасте:

- отсутствие интереса к другим людям, контактов со сверстниками;

- большой интерес к неодушевленным предметам;

-  отсутствие потребности в утешении в ситуациях психологической

необходимости;

- наличие сложностей с ожиданием в социальных ситуациях;

-  неспособность поддерживать диалог;

- увлеченность одной темой;

- выполнение видов деятельности, наполненных малой креативностью и

фантазией;

- сильная реакция на изменения в привычном ежедневном графике;

-  любая озабоченность по поводу социального или речевого развития

ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного

поведения.

При проведении психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни с этой патологией нужно учитывать следующие диагностические критерии.

1.Нарушения коммуникации:

- проявление дискомфорта при любых контактах со средой;

- отсутствие комплекса оживления (на первом году жизни ребенка) во взаимодействии с матерью;

- особенности глазного контакта и мимики;

- симбиотические связи с матерью.

2.Нарушения речи:

- мутизм (полное или частичное отсутствие речи);

- эхолахии , речевые штампы, речевые стереотипии;

- отсутствие использования местоимений первого лица;

- развитие речи, опережающее динамику двигательной сферы (фраза до 3 лет);

- преобладание монологической речи и аутодиалогов.

3.Нарушения поведения:

- «полевое» поведение;

- немотивированная агрессия к окружающим;

- аутоагрессия;

- стереотипии (поведенческие и связанные с организацией пространства и быта).

При определении диагностического инструментария специалисту желательно опираться на известные в диагностической практике комплекты и наборы диагностических методик и тестовых заданий, обязательно учитывая при этом возраст ребенка.

Используемые источники :

1.Е. С. Иванов, Л. Н. Демьянчук, Р. В. Демьянчук Детский аутизм: диагностика и коррекция : учебное пособие . Санкт-Петербург

Издательство «Дидактика Плюс», 2004

https://logopedprofiportal.ru

https://doc4web.ru/pedagogika/diagnostika-i-korrekciya-razvitiya-rechi-u-doshkolnikov-s-rda.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая диагностика детей

Психолого-педагогическая диагностика детейс речевыми нарушениями...

Диагностика детей по программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Тесты для  детей по программе "Ритмика и танцы" 7-10 лет и "Танцевальное мастерство" 11-14 лет...

Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования  детей  с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и  предствлены мной  на КМО в ЦПМСС К...

Содержание педагогической диагностики детей с ТМНР

Педагог впервые сталкивающийся с обучением ребёнка с ТМНР, встаёт перед вопросом : чему учить такого ребёнка и от чего отталкиваться? Данная статья даст ответы на эти вопросы....

Диагностика детей группы риска

Данная диагностика не создаст трудностей в использовании....

Мониторинг "Диагностика детей с проблемами образовательного дезадаптации".

В  мае-июне 2014-2015 учебного года обследовалось 125 детей первых классов из 5 образовательных организаций Зеленоградского А.О....