Рабочая программа кружка " Речецветик"
рабочая программа

Хазикова Оксана Валерьевна

Программа направлена на оказание логопедической помощи детям 4 - 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_rechetsvetik_2019.docx56.88 КБ

Предварительный просмотр:

     

           

Принята                                                                                                                                                                 Утверждаю:

на педагогическом Совете                                                                                                  заведующая МБДОУ «Детский сад «Ласточка»

от «____»__________2019 г.                                                                                                                       ____________ Л.П. Бойкова

протокол №____                                                                                                                               приказ № ____от «___»__________2019 г.

Рабочая программа

кружка по речевому развитию «Речецветик»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад «Ласточка»

муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

Хазиковой О. В.

на 2019 – 2020 учебный год

г. Десногорск

2019 г.

Содержание

  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.2.Цели и задачи кружковой работы

1.3.Структура и содержание программы

 1.4. Ожидаемые результаты освоения программы

      2. Содержательный раздел

 Календарно - тематическое планирование

      3. Организационный раздел

Программно-методическое обеспечение

          Материально- техническое обеспечение

  1. Целевой раздел

                                                                               Пояснительная записка

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношение звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.

Ухудшение в последние годы показателей речевого развития детей дошкольного возраста объясняют следующими причинами:

- слабостью мышц артикуляционного аппарата;

- избирательным нарушением фонематического слуха;

- неблагоприятным речевым окружением;

- недоразвитием речевого дыхания.

Также следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом..

Главными  направлениями профилактической и развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии речи выступают: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, общих движений и действий с предметами, понимания речи и предпосылок к активной речи, взаимодействия взрослого и ребенка; нормализация дыхания, мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит уже к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

Актуальность.

В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих : отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими.  Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети старшего дошкольного возраста, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме  кружка. Кружковая работа также облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения.

 Направленность программы. Программа логопедического кружка «Речецветик» направлена на  оказание специализированной  логопедической  помощи детям 4-5 лет. Учитывая возрастные особенности данной группы детей и требования  ФГОС, основной акцент в работе сделан на применении игровых методов, широкое использование наглядных средств , а также рациональную смену видов деятельности в ходе каждого занятия.

 При составлении программы были использованы методические разработки Т.А.Ткаченко, Е.В. Колесниковой ,О.И. Крупенчук ,  Е.Ф.Черенковой , М.Ф. Фомичевой  и других авторов.

                                                                            Цели и задачи кружковой работы

Цель программы -  развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения  у дошкольников с нарушением речи.

 Задачи:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции, укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

2. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .

3. Развивать движения кистей и пальцев рук.

4. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

5. Развивать фонематические представления и навыки.

6. Формировать умение регулировать силу голоса.

7.Формировать умение правильно употреблять лексико-грамматические категории, расширять словарный запас.

Средства реализации задач:

- Артикуляционные образы и артикуляционные упражнения в картинках со стихами.

- Пальчиковые игры.

-  Мячи, колечки Су – Джок для массажа пальчиков.

-  Дыхательные  упражнения ( картотека)

 - Лексико-грамматические упражнения.

 - Упражнения для формирования связной речи.

- Игры на развитие фонематического слуха ( картотека)

- Практические задания на развитие зрительного восприятия  и ориентировки в пространстве.

Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое строится по схеме:

- дидактическая игра, создающая мотивацию

- затруднения в игровой ситуации

- открытие нового: знаний и умений

- воспроизведение нового в типовой ситуации

- повторение и развивающее задание

- итог занятия

При разработке и проведении занятий кружка учитываются эффективные методы, приемы и формы работы для того, чтобы учебный материал был доступен и понятен детям.

                                                                             Структура и содержание программы

Срок реализации программы кружка: 1год

Форма проведения занятий: подгрупповая

Периодичность занятий: 1раз в неделю, занятия проводятся во вторую половину дня.

Продолжительность занятий: 15 - 20 минут

Количество детей: 10 человек

Возраст воспитанников: 4 - 5лет

В работе кружка учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог

2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)

4. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

5. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самомассаж  для укрепления физического здоровья детей.

                                                                             Контроль учёт знаний и умений. 

Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга.

Виды контроля и мониторинг:

Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГОС);

Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;

Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.

                                                                    Ожидаемые результаты освоения программы

- Совершенствование артикуляционной и мелкой моторики.

 - Коррекция звукопроизношения.

 - Формирование фонетико-фонематических процессов.

 - Правильное употребление грамматических категорий.

 - Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях.

 - Формирование связной речи.

                                                             

2.Содержательный раздел

                                                   Календарно – тематическое планирование

                                                                              Октябрь

№ занятия

Ход занятия, форма работы

Цели и задачи

Оборудование.

источник

1.

1. Знакомство с органами артикуляционного аппарата:                                                    

« Сказка о Веселом язычке»

2. Д/и « Что звучало?»

3.Дыхательные упражнения: «Ветерок»,  «Листочки»

4.Пальчиковая игра " Кулачок - ладошка"

5.Д/и « Назови ласково» ( с мячом )

1. Подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ.  Учить  детей  удерживать открытым рот, с одновременным показом верхних и нижних зубов.

2. Развитие слухового внимания :чить различать звучащие предметы на слух                                               ( дудочку, бубен, барабан, колокольчик, свисток)

3.Развитие речевого дыхания, дутье на лёгкие предметы, не надувая щёк.

4.Развитие мелкой моторики ;Сжимание и разжимание пальцев, удерживая ладони вверх, ладони вниз, правой и левой рукой поочерёдно и одновременно двумя руками.

5. Развитие словаря, лексико-грамматических категорий

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, музыкальные инструменты, атрибуты для развития дыхания детей: игрушка – ветерок, осенние листочки из бумаги, мяч

2 .

1.Артикуляционные упражнения: «Бегемотики","Слоники", "«Хомячок-толстячок»

2. Дыхательное упражнение» Пусти лодочку по воде»

3.Д/и « Тихо-громко»

4. Пальчиковая игра « Встреча друзей»

5.Д/и « Один – много».

1.Развивать подвижность губ , умение переключатся с одной позиции на другую

2. Формирование произвольного ротового выдоха

3.Работа над силой голоса, развитие слухового внимания

4. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью.

5.Развитие лексико – грамматических категорий»

Картинки для артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, кораблики из бумаги, таз с водой, картотека лексико-грамматических упражнений

2.Колесникова Е.В.»Развитие фонематического слуха у детей 4-5лет», стр 11-12

3.Е.А.Пожиленко» Артикуляционная гимнастика»,стр10

3.

1.Артикуляционные упражнения « Лопатка», «Иголочка», «Почистим зубки»;  повторение упражнений для губ.

2. Упражнение «Весёлый клубок»( петь песенку звука А, проводя пальчиками по короткой и длинной ниткам.)

 3. Игра « Что как звучит ?»

4. Упражнение « Пальчики здороваются» ,

5. Д/и « Угадай по описанию»

1.Выполнение артикуляционных упражнения по показу и самостоятельно под счёт, контролируя выполнение упражнений перед зеркалом.

2.Учить делать спокойный вдох носом и длительный выдох , короткий выдох

3.Знакомство детей со звуками

4.Развитие  точных пальчиковых движений, соединяя подушечки пальцев правой руки с большим пальцем правой руки( то же левой рукой); одновременно двумя руками.

5.Развитие связной речи :описание фрукта, не называя его . (дети угадывают и называют : красное, румяное, сладкое ( яблоко))

Картинки для артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала , нитки для вязания разной длины, звучащие предметы : музыкальные инструменты, бумага, свисток и т д , фрукты из пластмассы.

4.Е.Черенкова « Развивающие игры с пальчиками», стр.30

4.

1.Артикуляционные упражнения « Домик язычка» , « Накажем непослушный язычок». Рассматривание своего лица, губ, щек , языка в зеркале, показ и называние этих частей.

2.Д/и « Где звенит ?», « Где постучали?

3.Дыхательное упражнение « Бабочка, лети»

4..Пальчиковая игра «Прятки»

5.Д/и « Подскажи словечко»

1. Развитие мышц языка

2. Развитие фонематического восприятия.

3.Развитие речевого дыхания

4.Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение : поочередно сгибать каждый пальчик на обеих руках.

5.Подобрать и  назвать подходящее по смыслу слово в конце двустишия.

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, колокольчик , барабан, пособие на дыхание : бабочки

4. Е.Черенкова, стр 36

5.Колесникова Е.В Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, стр. 7-8

                                                                            ноябрь

5.

1.Артикуляционные упражнения : « Улыбочка», « Трубочка» , « Надуем шарик» , чередование этих упражнений

2. Игра « Что как звучит ?»

3. Упражнение на формирование речевого выдоха : « Качаем куклу (а-а-а), « Погрозим пальчиком «(у-у-у), « Баюкаем малыша» ( бай-бай)

4.Пальчиковая игра  « Моя семья»

5. Д/и « Мой, моя, мое», « Сосчитай до 5»

1.Развитие мышц губ и щек

2. Знакомить детей со звуками окружающего мира

3. .Развитие речевого дыхания; пропевание гласных звуков

4.Называние пальцев – указательный, средний и т д; называние членов семьи; развитие пальцевой моторики.

5. Развитие лексико-грамматических категорий.

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, различные предметы , издающие шумы, картотека лексико – грамматических упражнений.

3.Е.Черенкова « Развивающие игры с пальчиками» стр.26

6.

1. Артикуляционные упражнения « Шарик» ( надуть щеки), «Трубочка – Улыбка», «Лопаточка», « Часики»

2. . Игра " Кто какие издаёт звуки?"

3.Д/и « Тишина»

4.Пальчиковая игра  « Теремок»

5.Д/и « Какой? Какая? Какое?»

1.Развитие артикуляционной моторики, мышц губ и щек

2. Развивать плавный длительный выдох, упражнять в произношении звукоподражаний 5-7 сек.

3.Учить прислушиваться к окружающим звукам. Развивать слуховую память и слуховое  внимание.

4. Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

5. Развитие связной речи : ощупывание, рассматривание муляжей овощей.(слова – признаки : цвет, форма, величина, вкус)

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, картинки животных на звукоподражание, муляжи овощей

4.Е.Черенкова.Развивающие игры с пальчиками ,стр 64

7

1.Артикуляционные упражнения « Оближем губки», « Качели», «Часики»

2.Д/и « Кто позвал?»

3. Д/и « Прожорливые овощи»

4.Пальчиковая гимнастика :д/и « Колечки», « Цепочка», « Очки»

5.Д/и « Подскажи нужное слово» (по картинкам :животные)

1.Развитие артикуляционной моторики

2.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

4. Развивать точные пальчиковые движения , в упр « Цепочка» соединение подушечек  пальцев правой руки с большим пальцем правой руки( то же левой рукой); одновременно двумя руками.

5.Развитие внимания, словаря и лексико-грамматических категорий

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала. пособие на развитие дыхания,

2.Т.А.Ткаченко « Развитие фонематического восприятия»,стр9

5.Колесникова Е.В.Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет , стр 16

8

1.Артикуляционные упражнения « Вкусное варенье», « Месим тесто», « Блинчик»

2.Д/и « Кто позвал?» ( по сказке « Три медведя»)

3.Дыхательное упражнение « Погаси свечу »

4.  Массаж ладоней и пальцев рук  Су-Джок шарами.

5.Описание мягкой игрушки, разучивание стихотворения об игрушке.

1.Развивать подвижность языка и укреплять мышцы губ

2.Различение звукокомплексов по тембру, силе, высоте.

3.Развитие речевого дыхания : вдох, пауза и несколько выдохов толчков: фу-фу-фу»

4. Знакомство  детей с массажером ; стимулировать речевые области в коре головного мозга

5.Развитие умения описывать качества и признаки предмета, из какого материала сделана, развитие связной речи

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, восковая свеча и подсвечник, картинки из сказки « Три медведя», массажные шарики Су-Джок , мягкая игрушка (котик)

2.Т.А.Ткаченко.Развитие фонематического восприятия, стр 10

                                                                                                 декабрь

9

1.Артикуляционная гимнастика : « Сказка о Веселом язычке»

2. Дыхательное упражнение  «Кто дальше загонит мяч?»   

                                                        3.Разминочные  упражнения с мячом-ёжиком.

4.Д/и « Высоко – низко» , « Далеко- близко»

5.Д/и « Чудесный мешочек»          

1.Повторять артикуляционные позиции , встречающиеся в сказке, по показу и самостоятельно.

2.Вырабатывать длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка

3.Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

4.Изменение звукокомплексов по высоте и силе, развитие фонематического восприятия

5. Формирование лексико-грамматических категорий  (на примере игрушек : глаголы : бегает, прыгает, летает)

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, ватные или каучуковые мячики, массажные мячики – ежики , тканевой мешочек, игрушки и картинки для развития лексико – грамматических категорий.

4.Т.А.Ткаченко.Развитие фонематического восприятия , стр 10, 11

10

1.Артикуляционная гимнастика: Самомассаж языка « Причешем язычок», « Балалайка», « Лошадка»

2.Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»

 3.Игра « Будь внимательным» : из ряда слов услышать правильное слово.

Банам -бамам -банан - панам - банан                                                             Тукла -мукла - кукла - вукла -кукла                                                               Кашина - масына- машина -ашина

Альбом-айбом-аньбом-альном-альпом      

4.Пальчиковая игра « Теремок»  

5. Д/и « Одинаковые – разные»                           -

1.Активизировать мышцы губ и языка

2.Развитие речевого дыхания

3.Различение слов, близких по звуковому составу

4.Развитие мелкой моторики рук, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения

5.Развитие связной речи : сравнение двух игрушек ( мягкой и резиновой)

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, воздушные шарики, мягкая и резиновая игрушка ( собачка )

3.Т.А.Ткаченко Развитие фонематического восприятия, стр.12

4.Колесникова Е.В.Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, стр 22

11

1.Артикуляционная гимнастика : упражнения  «Лопатка», « Протолкни язычок»( протолкнуть язык с усилием сквозь сомкнутые зубы), « Шлеп-шлеп»( язык лежит на нижней губе, шлепать губами по языку), поочередное надувание и втягивание щек

2.Произнесение слоговых цепочек по кругу ( начиная с логопеда) с передачей друг другу колокольчика : мак-так, ком-гном, ком – том, ток-тук-так, ка-га, га-ка

3.Пальчиковые упражнения « Разминка», « Гусь», «Курочка»

4.Дыхательное упражнение « Покачай игрушку»

5.Д/и « Один – много» (один пряник – много пряников)

1.Развитие артикуляционной моторики , активизация мышц щек и языка

2.Различение слов, близких по звуковому составу, развитие фонематического слуха

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук; в упражнении « Разминка» сжимать и разжимать пальцы сразу двух рук.

4.Развитие нижнедиафрагмального дыхания

5. Употребление родительного падежа

Индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, колокольчик, мягкие игрушки по количеству детей, картинки для развития лексико – грамматических категорий.

1, 2 .Н.В.Пятибратова» Логопедические занятия с элементами методики Монтессори , стр 32

3.Е.Черенкова Развивающие игры с пальчиками стр 49

12

1.Артикуляционная гимнастика : « Сказка о Веселом Язычке»

2. .Формировать  длительный  выдох  с пропеванием гласных -А,О,У,И.( Песенка Ветерка, Волка, Совы, Комарика...)

3.Дыхательные упражнения «Новогодние трубочки - шутки».

4.Пальчиковая игра « Елка»

5. Пальчиковый театр « Колобок»

1.Повторять артикуляционные позиции , встречающиеся в сказке, по показу и самостоятельно

2. Пропевание звуковых дорожек 5-7 сек

3.Развитие длительного плавного и сильного выдоха.  Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

4.Пропускать пальцы между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локти к корпусу не прижимаются.

5. Формирование всех компонентов речи  и мелкой моторики через инсценировку сказки.

Пособие « Сказки о Веселом Язычке» , индивидуальные зеркала, игрушки – трубочки для дыхательной гимнастики, пальчиковый театр  

4.Черенкова Е.Развивающие игры с пальчиками, стр 43

                                                                                                   январь

13

1.Артикуляционные упражнения « Почистим зубки», « Горочка», « Киска сердится»

2.Дыхательное упражнение « Подуем на снежинки»

3.Знакомство с символами гласных звуков ( а, о, у, и ).

4. . Игры «Пальчиковые шаги»

5. Упражнение « Зимние забавы» ( подбор глаголов и составление простых предложений)

1.Активизировать мышцы языка.

2. Развитие речевого дыхания

3.Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия

4. Развитие мелкой моторики;

5.Развитие связной речи, обогащение словаря

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, пособие на дыхание : снежинки, карточки – символы гласных звуков, картинки по теме « Зима. Зимние забавы.»

3. Т.А. Ткаченко» Звуки и знаки.Гласные»

4.Чернова Е.И. ,Тимофеева Е.Ю. « Пальчиковые шаги»

14

1.Артикуляционные упражнения «  Иголочка», « Змейка», « Обними верхнюю губу»

2. Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку с ладошки»

3.Упражнение « Угадай, какой звук я произношу» ( узнавание гласных звуков по артикуляции)

4. Упражнение « Веселый снеговик» (обводят и раскрашивают фигурку снеговика.)

5.Чтение сказки  В. Сутеева " Снеговик"

1.Вырабатывать артикуляционные умения, растягивать подъязычную уздечку, укреплять мышцы языка

2.Развитие дыхания

3.Развитие фонематического слуха : без голоса, губами, « произносить» гласные звуки. Дети угадывают и поднимают символ этого звука

4. Развивать тонкие пальчиковые движения,  умение правильно держать карандаш.

5. Развивать слуховое внимание, воспроизводить диалоги героев сказки : передавать интонацию  и подражать голосам героев сказки.

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, ватные шарики, символы гласных звуков, картинки снеговика.

15

1.Артикуляционная гимнастика :

упражнения « Вкусное варенье», «Обними верхнюю губу», «Чашечка»

2.Дыхательное упражнение « Погреем ручки» : «х-х-х»

3.Упражнение " Хлопни в ладошки, если услышишь звук  А» (ананас, автобус, апельсин, утюг, иголка, астры, окно)  . Повторение  чистоговорок:                                        -бы-бы-бы- в лесу растут гри... бы.                                -  ву-  ву-ву -мы увидели со...ву                                      -гу-гу-гу - там ромашки на лу...гу                                - со-со-со покатилось коле...со                                     - ок-ок-ок- прибежал ко мне ще ...нок

ко-ко-ко-кошка любит моло- ...ко

5.Пальчиковая гимнастика : «Игра с ежиком»

6.Игра с мячом «Скажи наоборот» (большой-маленький, сильный-…, длинный-…)

1.Формировать подъем языка вверх.

2.Развитие речевого дыхания

3.Развивать слуховое внимание. Учить выделять   ударный  звук А  среди слов .

 

4.Развитие мелкой моторики рук.

5. Употребление сравнительной степени наречий;

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, ватные шарики, массажные мячики – ежики, мяч.

5.Е.Черенкова .Развивающие игры с пальчиками , стр 65

                                                                                                  февраль

16

1.Артикуляционная гимнастика: « Сказка о Веселом Язычке»

2. Дыхательное упражнение « Чья фигурка дальше улетит ?»

3. Игра « Снежки» ( дети делают « снежки», скомкав листок бумаги, затем бросают « снежки» в корзину)

4.Упражнение « Нажми на кнопочку» - ( протяжное выделение 1-го гласного звука в словах)

5. Заучивание чистоговорки

1.Повторять артикуляционные позиции , встречающиеся в сказке, по показу и самостоятельно

2. Развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ.

3. Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки

4.Развитие слухового внимания

5. Работа над интонацией , развитие  связной речи

Пособие « Сказки о Веселом Язычке» , индивидуальные зеркала, фигурки из бумаги « Веселые картинки», бумага , картотека чистоговорок

17

1.Артикуляционные упражнения « Накажем язычок», « Вкусное варенье», « Обними верхнюю губу», « Чашечка»

2.Дыхательное упражнение « Фокус»

3.Упражнение « Сердитый мишка» - Считать сколько раз Мишка топнул лапой и выполнять столько же раз другое действие по заданию педагога.

4. Массаж пальцев эластичным кольцом

5.Заучивание потешки « Ой, мороз…»

1.Формировать подъем языка вверх

2.Сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].  Язык на верхней губе, дуть на кончик носа

3.Развивать слуховое внимание. Выполнять хлопки, приседания, прыжки... столько же раз, сколько услышали  и посчитали ( от одного до пяти)

4.Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга

5.Работа над интонацией, развитие связной речи

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, вата, колечки от Су- Джок шариков.

18

1.Артикуляционная гимнастика: упражнения « Качели», « Обними верхнюю губу», « Чашечка», « Индюк»

2. Дыхательная гимнастика « Забьем гол Смешарикам»

3. Игра " Вагончики"- Выбрать картинки, в названиях которых есть звук У (утка, душ,  шуба, шапка, лук, зонтик,уши, улей)

- Упражнение « Будь внимательным»( повторяйте за мной только те слова, в начале  которых услышите У. ( умница, узел, усики, уши, осень, аптека, укол)

4 Игры " Волшебный клубочек" и" Волшебная палочка".

5.Пальчиковый театр « Репка»

1.  Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.

2. . Вырабатывать длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка

3. Развивать фонематический  слух.  Находить картинки со звуком У. Выделять в словах ударный звук  У.

4. Развитие точных  движений  кистей  рук   Наматывание  нитки на клубочек и на палочку, кто быстрее.

 5. Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки;

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, пособия для дыхательной гимнастики, ватные шарики, картинки со звуком У , клубочки и палочки от мороженого , пальчиковый театр.

19

1.Артикуляционная гимнастика: упражнения для развития мимических мышц лица.

Развивать подвижность губ, проговаривая звукосочетания -иу-иу-иу ,ау-ау-ау,  ои-ои-ои,уа-уа-уа...

2.Анализ сочетаний АУ, УА. Упражнение « Соедини картинку с нужным знаком» ( на звуки А, У )

3. Дыхательное упражнение  «Весёлые шарики»

4. Самомассаж подушечек пальцев « Шел медведь к своей берлоге»

5. Отгадывание загадок ( по теме « Зима»)

1.Вырабатывать умение сдвигать брови, поднимать  и опускать брови, удерживать широкую улыбку. Развитие подвижности губ, отработка гласных звуков

2.Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков ( на звуки У,А)

3.Развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

 4  Развивать навыки прижимающего массажа, выполнять движения в соответствии со словами игры

.

5. Развитие памяти, внимания, логического мышления.

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, символы гласных звуков, картинки со звуками А,У, цветные ватные шарики, картотека загадок.

2.Т.А. Ткаченко Звуки и знаки. Гласные.

                                                                                                     март

20

  1. Артикуляционная гимнастика: « Сказка о Веселом Язычке»
  2. Дыхательная гимнастика : Д/и « Буря в стакане»
  3. Упражнение « Соедини картинку с нужным знаком» ( на звуки И, О )
  4. Д/и « Пальчиковые шаги»
  5. Заучивание стихотворения с движениями « Если на опушке»
  1. Вырабатывать умения выполнять артикуляционные упражнения по ходу сказки, по показу и самостоятельно.

  1. Развитие сильного направленного выдоха

  1. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков

  1. Развитие мелкой пальцевой моторики

  1. Развитие связной речи, обогащение словаря

Пособие « Сказки о Веселом Язычке» , индивидуальные зеркала, пластиковые стаканы, соломинки, символы гласных звуков, картинки со звуками И.О.

1.Т.А. Ткаченко

4.Чернова Е.И. ,Тимофеева Е.Ю. « Пальчиковые шаги»

5.М.Ю. Картушина

21

  1. Артикуляционные упражнения «Улыбка- окошечко- трубочка»  - чередование,  «Змейка», « Почистим зубки».

  1. Дыхательное упражнение  «Катись карандаш»

  1. Знакомство со звуком Ы и его символом. Игра « один – много» ( выделение последнего звука Ы в словах).

  1. Упражнение « Запусти волчок»

  1. Загадывание загадок о домашних животных.по мере отгадывания выставляются их фигурки)

  1. Развивать подвижность языка , губ

  1. Развитие длительного плавного выдоха;

активизация губных мышц.

  1. Развитие фонематического восприятия, закрепления гласных звуков.

  1. Развитие мелкой моторики рук

  1. Развитие памяти, внимания, логического мышления.

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, граненые карандаши, символ гласного звука Ы, волчки , фигурки животных

22

  1. Артикуляционная гимнастика : « Сказка о Веселом Язычке»
  2. Дыхательное упражнение « Паровозик свистит»
  3. Упражнение « Соедини картинку с нужным знаком» ( на звуки Ы.И )
  4. Пальчиковая игра « Ладошки»
  5. Игра с мячом « Человеческие дети знают всех зверят на свете» ( закрепление в речи названий детенышей животных»)
  1. Вырабатывать умения выполнять артикуляционные упражнения по ходу сказки, по показу и самостоятельно.

  1.  Выработка плавной, непрерывной струи

  1. Развитие фонематического восприятия, закрепления гласных звуков

  1. Развитие мелкой моторики .Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

  1. Развитие связной речи, обогащение словаря

 

Пособие « Сказки о Веселом Язычке» , индивидуальные зеркала, стеклянные пузырьки для дыхательной гимнастики,  символы гласных звуков, картинки со звуками И, Ы.

3.Т.А. Ткаченко. Звуки и знаки. Гласные

4.Е.В. Колесникова Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет , стр 3

23

  1. Артикуляционные упражнения « Улыбка», « Заборчик», « Бублик», « Киска сердится» , « Лошадка»
  2. Дыхательная гимнастика « Футбол»
  3. Пальчиковая игра « Замок»
  4. Фонематические упражнения " Звуки перепутались"( учить выбирать и подсказывать правильное слово в  стихотворении.)
  5. Упражнение « Кто какую пользу приносит ?»
  1. Развитие артикуляционного аппарата

  1. Развитие речевого дыхания

  1. Развитие мелкой моторики .

  1. Развитие фонематического восприятия, различение схожих по звучанию слов.

  1. Развитие связной речи, обогащение словаря

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, ватные шарики

3.Е.Черенкова .Развивающие игры с пальчиками,  стр 62

4.Т.А. Ткаченко Развитие фонематического восприятия., стр 15

                                                                                                   апрель

24

  1. Артикуляционная гимнастика : упражнения « Лопаточка», « Индюк», « Киска лакает молочко»
  2. Дыхательное упражнение « Свисток»
  3. Упражнение « Голосилка «  ( пропевание последнего гласного звука в слове, соотнесение его с символом ).
  4.  Игра « Отыщи предметы « ( мелкие игрушки и картинки, зарытые в манке. Определение в них гласных звуков)
  5. Игра « Большой – маленький» ( образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами )
  1. Развитие артикуляционного аппарата

  1. Развитие речевого дыхания

  1. Развитие фонематического восприятия, закрепления гласных звуков.

  1. Развитие мелкой моторики рук, развитие фонематического слуха

  1. Развитие грамматики, обогащение словаря

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, свистки , символы гласных звуков, картинки и мелкие игрушки , контейнер с манной  крупой , картотека лексико – грамматических упражнений.

25

1.Артикуляционная гимнастика : упражнения « Улыбка», « Хоботок», « Месим тесто», « Блинчик», Вкусное варенье»

 2 Дыхательное упражнение «Надуем шарик »

3.Д/и « Магазин» ( подбор картинок в соответствии с символом гласных )

4. Пальчиковая игра « Паучок»

5.Пальчиковый театр « Теремок»

  1. Развитие артикуляционного аппарата

  1. Развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

  1. Развитие фонематического восприятия, закрепления гласных звуков

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

  1. Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки;

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, пальчиковый театр, символы гласных звуков, картинки.

26

1.Артикуляционная гимнастика Упр. " Дудочка", " Лопаточка", " Иголочка"," Чашечка, " "Дятел"

2.Дыхательная гимнастика « Пускание мыльных пузырей»

3.Пальчиковая игра « Улитка»

4.Упражнение « Попугайчики» ( повторение ряда из трех слов )

5. Д/и «Веселый счет» (1 чайник- 2чайника- 5чайников и т.д.)

1.Укреплять мышцы языка

2. Развитие речевого дыхания

3. Развитие умения координировать движения пальцев  правой и левой руки, Выполнять движения в соответствии с текстом

4.Развитие фонематического восприятия

5.Согласование числительного с существительным.

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, мыльные пузыри, картотека лексико – грамматических упражнений.

4. Т.А. Ткаченко. Развитие фонематического восприятия , стр 15

27

1.Артикуляционная гимнастика : упражнения  «Змейка», « Часики» , «Качели»

2.Дыхательная гимнастика: упражнение  « Надуй привидение» ( пособие : соломинка, бумажный стаканчик и резиновая перчатка)

3. Упражнение « Соедини картинку с нужной парой знаков» ( определение первого гласного звука и последнего гласного звука в слове)

4. Пальчиковая гимнастика «Выложи из палочек»

5. Заучивание рифмовки « К нам гости пришли»

1. Развивать подвижность кончика языка

2. Развитие речевого дыхания, мышц губ

3.Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, закрепления знания гласных звуков и их символов.

4. Развитие мелкой моторики

5. Развитие памяти, интонационной выразительности речи при заучивании рифмовки.

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала,бумажные стаканчики, соломинки, латексные перчатки, счетные палочки, фигурки для выкладывания из палочек.

3.Т.А. Ткаченко. Звуки и знаки. Гласные

5. Лукина, стр 44

                                                                                                     май

28

1.Артикуляционная гимнастика : « Сказка о Веселом Язычке»

2.Дыхательное упражнение « Облачко и дождик» ( пособие)

3.Упражнение « Четвертый лишний» ( из четырех слов выбрать слово, которое отличается от остальных)

4. Использование Су-Джок терапии.

Пальчиковая игра "Черепаха".

5.Составление описательного рассказа о весне по вопросно – ответному плану ( по картинкам)

1.Вырабатывать умения выполнять артикуляционные упражнения по ходу сказки, по показу и самостоятельно

2.Развитие речевого дыхания

3.Развитие фонематического восприятия , различение слов, близких по звуковому составу

.

4.Стимуляция высокоактивных точек , расположенных на кистях рук и речевых областей;  Развитие памяти и мелкой моторики;

 

5.Развитие связной речи, обогащение словаря

Пособие « Сказки о Веселом Язычке» , индивидуальные зеркала,пособие для дыхательной гимнастики, мячики Су- Джок, картинки по теме « Весна».

3.Т.А. Ткаченко .Развитие фонематического восприятия. ,стр 16

29

1.Артикуляционная гимнастика : « Сказка о Веселом Язычке»

2.Дыхательная гимнастика : упражнения «Нюхаем цветы» , «Ёжик фыркает»

3.Воспроизведение слоговых сочетаний ( та – ту – ты, на – но _ ны…и д д.)

4.Кинезиологическое упражнение « Пальчики здороваются» ( поочередное соединение всех пальцев с большим – перебор пальцев)

5.Заучивание стихотворения « Ива»

1.Вырабатывать умения выполнять артикуляционные упражнения по ходу сказки, по показу и самостоятельно

2.Развивать у детей навыки  попеременного дыхания - вдох через одну ноздрю, выдох через другую.

3.Развитие фонематического восприятия

4.Развитие мелкой моторики пальцев рук

 5. Развитие памяти, интонационной      выразительности речи

Пособие « Сказки о Веселом Язычке» , индивидуальные зеркала

4.О.И. Крупенчук , стр 12

30

1.Артикуляционная гимнастика : упражнения « Мишка ест мед», « Индюк», « Дятел» , « Лошадка»

2.Пропевание гласных с изменением силы и высоты голоса

3.Игра « Поймай звук» выделение в звуковом потоке согласных гласного звука А,О.У.И.Ы и показ его символа )

4.Пальчиковая гимнастика : « Кулак – ребро – ладонь» ( попеременное чередование положений : медленно, потом быстрее.

5.Отгадывание загадок ( по теме « Весна»)

1.Развитие артикуляционного аппарата

2.Развитие фонематического слуха, дыхания и голоса

3.Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков

4.Развитие моторики рук ( выполнение упражнения сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе )

5.Развитие памяти, внимания, логического мышления

Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, картотека загадок

         Итоговая диагностика

Результаты: 

 Анализ результатов работы  кружка показал, что систематические занятия по данной программе  способствовали:

  • коррекции звукопроизношения;
  • развитию просодической стороны речи,
  • формированию слоговой структуры слова;
  • коррекции лексико-грамматической стороны речи;
  • формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.

У детей наблюдается стойкая положительная мотивация к логопедическим занятиям и работе над речью в целом.

Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 4-7 лет.

3.Организационный раздел

Программно-методическое обеспечение

  1. Дурова Н.В. Фонематика .Москва 2002
  2. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» -  М.: «Сфера», 2004.
  3.  Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. Москва. 1999
  4. Ткаченко Т.А..Развитие фонематического восприятия. Санкт – Петербург, 1999
  5. Ткаченко Т.А. «Звуки и знаки. Гласные» - М.:«Юнвес», 2001.
  6. Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики - Развиваем речь!»М: «Издательский Дом "Литера"», 2011.
  7. Пятибратова Н.В.» Логопедические занятия с элементами методики Монтессори.Москва,2010
  8. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками» - М: «РИПОЛ классик: ДОМ XXI век»,2011.
  9. Чернова Е.И. ,Тимофеева Е.Ю. « Пальчиковые шаги.»

Материально-техническое обеспечение:

Зеркала, сюжетные картинки, картотека загадок, картотеки «Артикуляционные игры и упражнения» , « Сказки о Веселом Язычке», «Дыхательная гимнастика», мячики Су-Джок , пособия для пальчиковой и дыхательной гимнастики, символы гласных звуков Т.А. Ткаченко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе

Программа рассчитана на 33 учебных часа....

рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»  для 2-4 классов...