Рабочая программа кружка " Речецветик"
рабочая программа
Программа направлена на оказание логопедической помощи детям 4 - 5 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята Утверждаю:
на педагогическом Совете заведующая МБДОУ «Детский сад «Ласточка»
от «____»__________2019 г. ____________ Л.П. Бойкова
протокол №____ приказ № ____от «___»__________2019 г.
Рабочая программа
кружка по речевому развитию «Речецветик»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Ласточка»
муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
Хазиковой О. В.
на 2019 – 2020 учебный год
г. Десногорск
2019 г.
Содержание
- Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цели и задачи кружковой работы
1.3.Структура и содержание программы
1.4. Ожидаемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
Календарно - тематическое планирование
3. Организационный раздел
Программно-методическое обеспечение
Материально- техническое обеспечение
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношение звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.
Ухудшение в последние годы показателей речевого развития детей дошкольного возраста объясняют следующими причинами:
- слабостью мышц артикуляционного аппарата;
- избирательным нарушением фонематического слуха;
- неблагоприятным речевым окружением;
- недоразвитием речевого дыхания.
Также следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом..
Главными направлениями профилактической и развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии речи выступают: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, общих движений и действий с предметами, понимания речи и предпосылок к активной речи, взаимодействия взрослого и ребенка; нормализация дыхания, мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук.
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит уже к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
Актуальность.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих : отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети старшего дошкольного возраста, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме кружка. Кружковая работа также облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения.
Направленность программы. Программа логопедического кружка «Речецветик» направлена на оказание специализированной логопедической помощи детям 4-5 лет. Учитывая возрастные особенности данной группы детей и требования ФГОС, основной акцент в работе сделан на применении игровых методов, широкое использование наглядных средств , а также рациональную смену видов деятельности в ходе каждого занятия.
При составлении программы были использованы методические разработки Т.А.Ткаченко, Е.В. Колесниковой ,О.И. Крупенчук , Е.Ф.Черенковой , М.Ф. Фомичевой и других авторов.
Цели и задачи кружковой работы
Цель программы - развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции, укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
2. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .
3. Развивать движения кистей и пальцев рук.
4. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
5. Развивать фонематические представления и навыки.
6. Формировать умение регулировать силу голоса.
7.Формировать умение правильно употреблять лексико-грамматические категории, расширять словарный запас.
Средства реализации задач:
- Артикуляционные образы и артикуляционные упражнения в картинках со стихами.
- Пальчиковые игры.
- Мячи, колечки Су – Джок для массажа пальчиков.
- Дыхательные упражнения ( картотека)
- Лексико-грамматические упражнения.
- Упражнения для формирования связной речи.
- Игры на развитие фонематического слуха ( картотека)
- Практические задания на развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.
Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое строится по схеме:
- дидактическая игра, создающая мотивацию
- затруднения в игровой ситуации
- открытие нового: знаний и умений
- воспроизведение нового в типовой ситуации
- повторение и развивающее задание
- итог занятия
При разработке и проведении занятий кружка учитываются эффективные методы, приемы и формы работы для того, чтобы учебный материал был доступен и понятен детям.
Структура и содержание программы
Срок реализации программы кружка: 1год
Форма проведения занятий: подгрупповая
Периодичность занятий: 1раз в неделю, занятия проводятся во вторую половину дня.
Продолжительность занятий: 15 - 20 минут
Количество детей: 10 человек
Возраст воспитанников: 4 - 5лет
В работе кружка учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.
1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог
2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)
4. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
5. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самомассаж для укрепления физического здоровья детей.
Контроль учёт знаний и умений.
Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга.
Виды контроля и мониторинг:
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГОС);
Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;
Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.
Ожидаемые результаты освоения программы
- Совершенствование артикуляционной и мелкой моторики.
- Коррекция звукопроизношения.
- Формирование фонетико-фонематических процессов.
- Правильное употребление грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях.
- Формирование связной речи.
2.Содержательный раздел
Календарно – тематическое планирование
Октябрь | |||
№ занятия | Ход занятия, форма работы | Цели и задачи | Оборудование. источник |
1. | 1. Знакомство с органами артикуляционного аппарата: « Сказка о Веселом язычке» 2. Д/и « Что звучало?» 3.Дыхательные упражнения: «Ветерок», «Листочки» 4.Пальчиковая игра " Кулачок - ладошка" 5.Д/и « Назови ласково» ( с мячом ) | 1. Подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ. Учить детей удерживать открытым рот, с одновременным показом верхних и нижних зубов. 2. Развитие слухового внимания :чить различать звучащие предметы на слух ( дудочку, бубен, барабан, колокольчик, свисток) 3.Развитие речевого дыхания, дутье на лёгкие предметы, не надувая щёк. 4.Развитие мелкой моторики ;Сжимание и разжимание пальцев, удерживая ладони вверх, ладони вниз, правой и левой рукой поочерёдно и одновременно двумя руками. 5. Развитие словаря, лексико-грамматических категорий | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, музыкальные инструменты, атрибуты для развития дыхания детей: игрушка – ветерок, осенние листочки из бумаги, мяч |
2 . | 1.Артикуляционные упражнения: «Бегемотики","Слоники", "«Хомячок-толстячок» 2. Дыхательное упражнение» Пусти лодочку по воде» 3.Д/и « Тихо-громко» 4. Пальчиковая игра « Встреча друзей» 5.Д/и « Один – много». | 1.Развивать подвижность губ , умение переключатся с одной позиции на другую 2. Формирование произвольного ротового выдоха 3.Работа над силой голоса, развитие слухового внимания 4. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью. 5.Развитие лексико – грамматических категорий» | Картинки для артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, кораблики из бумаги, таз с водой, картотека лексико-грамматических упражнений 2.Колесникова Е.В.»Развитие фонематического слуха у детей 4-5лет», стр 11-12 3.Е.А.Пожиленко» Артикуляционная гимнастика»,стр10 |
3. | 1.Артикуляционные упражнения « Лопатка», «Иголочка», «Почистим зубки»; повторение упражнений для губ. 2. Упражнение «Весёлый клубок»( петь песенку звука А, проводя пальчиками по короткой и длинной ниткам.) 3. Игра « Что как звучит ?» 4. Упражнение « Пальчики здороваются» , 5. Д/и « Угадай по описанию» | 1.Выполнение артикуляционных упражнения по показу и самостоятельно под счёт, контролируя выполнение упражнений перед зеркалом. 2.Учить делать спокойный вдох носом и длительный выдох , короткий выдох 3.Знакомство детей со звуками 4.Развитие точных пальчиковых движений, соединяя подушечки пальцев правой руки с большим пальцем правой руки( то же левой рукой); одновременно двумя руками. 5.Развитие связной речи :описание фрукта, не называя его . (дети угадывают и называют : красное, румяное, сладкое ( яблоко)) | Картинки для артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала , нитки для вязания разной длины, звучащие предметы : музыкальные инструменты, бумага, свисток и т д , фрукты из пластмассы. 4.Е.Черенкова « Развивающие игры с пальчиками», стр.30 |
4. | 1.Артикуляционные упражнения « Домик язычка» , « Накажем непослушный язычок». Рассматривание своего лица, губ, щек , языка в зеркале, показ и называние этих частей. 2.Д/и « Где звенит ?», « Где постучали? 3.Дыхательное упражнение « Бабочка, лети» 4..Пальчиковая игра «Прятки» 5.Д/и « Подскажи словечко» | 1. Развитие мышц языка 2. Развитие фонематического восприятия. 3.Развитие речевого дыхания 4.Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение : поочередно сгибать каждый пальчик на обеих руках. 5.Подобрать и назвать подходящее по смыслу слово в конце двустишия. | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, колокольчик , барабан, пособие на дыхание : бабочки 4. Е.Черенкова, стр 36 5.Колесникова Е.В Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, стр. 7-8 |
ноябрь | |||
5. | 1.Артикуляционные упражнения : « Улыбочка», « Трубочка» , « Надуем шарик» , чередование этих упражнений 2. Игра « Что как звучит ?» 3. Упражнение на формирование речевого выдоха : « Качаем куклу (а-а-а), « Погрозим пальчиком «(у-у-у), « Баюкаем малыша» ( бай-бай) 4.Пальчиковая игра « Моя семья» 5. Д/и « Мой, моя, мое», « Сосчитай до 5» | 1.Развитие мышц губ и щек 2. Знакомить детей со звуками окружающего мира 3. .Развитие речевого дыхания; пропевание гласных звуков 4.Называние пальцев – указательный, средний и т д; называние членов семьи; развитие пальцевой моторики. 5. Развитие лексико-грамматических категорий. | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, различные предметы , издающие шумы, картотека лексико – грамматических упражнений. 3.Е.Черенкова « Развивающие игры с пальчиками» стр.26 |
6. | 1. Артикуляционные упражнения « Шарик» ( надуть щеки), «Трубочка – Улыбка», «Лопаточка», « Часики» 2. . Игра " Кто какие издаёт звуки?" 3.Д/и « Тишина» 4.Пальчиковая игра « Теремок» 5.Д/и « Какой? Какая? Какое?» | 1.Развитие артикуляционной моторики, мышц губ и щек 2. Развивать плавный длительный выдох, упражнять в произношении звукоподражаний 5-7 сек. 3.Учить прислушиваться к окружающим звукам. Развивать слуховую память и слуховое внимание. 4. Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. 5. Развитие связной речи : ощупывание, рассматривание муляжей овощей.(слова – признаки : цвет, форма, величина, вкус) | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, картинки животных на звукоподражание, муляжи овощей 4.Е.Черенкова.Развивающие игры с пальчиками ,стр 64 |
7 | 1.Артикуляционные упражнения « Оближем губки», « Качели», «Часики» 2.Д/и « Кто позвал?» 3. Д/и « Прожорливые овощи» 4.Пальчиковая гимнастика :д/и « Колечки», « Цепочка», « Очки» 5.Д/и « Подскажи нужное слово» (по картинкам :животные) | 1.Развитие артикуляционной моторики 2.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру. 4. Развивать точные пальчиковые движения , в упр « Цепочка» соединение подушечек пальцев правой руки с большим пальцем правой руки( то же левой рукой); одновременно двумя руками. 5.Развитие внимания, словаря и лексико-грамматических категорий | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала. пособие на развитие дыхания, 2.Т.А.Ткаченко « Развитие фонематического восприятия»,стр9 5.Колесникова Е.В.Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет , стр 16 |
8 | 1.Артикуляционные упражнения « Вкусное варенье», « Месим тесто», « Блинчик» 2.Д/и « Кто позвал?» ( по сказке « Три медведя») 3.Дыхательное упражнение « Погаси свечу » 4. Массаж ладоней и пальцев рук Су-Джок шарами. 5.Описание мягкой игрушки, разучивание стихотворения об игрушке. | 1.Развивать подвижность языка и укреплять мышцы губ 2.Различение звукокомплексов по тембру, силе, высоте. 3.Развитие речевого дыхания : вдох, пауза и несколько выдохов толчков: фу-фу-фу» 4. Знакомство детей с массажером ; стимулировать речевые области в коре головного мозга 5.Развитие умения описывать качества и признаки предмета, из какого материала сделана, развитие связной речи | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, восковая свеча и подсвечник, картинки из сказки « Три медведя», массажные шарики Су-Джок , мягкая игрушка (котик) 2.Т.А.Ткаченко.Развитие фонематического восприятия, стр 10 |
декабрь | |||
9 | 1.Артикуляционная гимнастика : « Сказка о Веселом язычке» 2. Дыхательное упражнение «Кто дальше загонит мяч?» 3.Разминочные упражнения с мячом-ёжиком. 4.Д/и « Высоко – низко» , « Далеко- близко» 5.Д/и « Чудесный мешочек» | 1.Повторять артикуляционные позиции , встречающиеся в сказке, по показу и самостоятельно. 2.Вырабатывать длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка 3.Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. 4.Изменение звукокомплексов по высоте и силе, развитие фонематического восприятия 5. Формирование лексико-грамматических категорий (на примере игрушек : глаголы : бегает, прыгает, летает) | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, ватные или каучуковые мячики, массажные мячики – ежики , тканевой мешочек, игрушки и картинки для развития лексико – грамматических категорий. 4.Т.А.Ткаченко.Развитие фонематического восприятия , стр 10, 11 |
10 | 1.Артикуляционная гимнастика: Самомассаж языка « Причешем язычок», « Балалайка», « Лошадка» 2.Дыхательное упражнение «Воздушный шарик» 3.Игра « Будь внимательным» : из ряда слов услышать правильное слово. Банам -бамам -банан - панам - банан Тукла -мукла - кукла - вукла -кукла Кашина - масына- машина -ашина Альбом-айбом-аньбом-альном-альпом 4.Пальчиковая игра « Теремок» 5. Д/и « Одинаковые – разные» - | 1.Активизировать мышцы губ и языка 2.Развитие речевого дыхания 3.Различение слов, близких по звуковому составу 4.Развитие мелкой моторики рук, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения 5.Развитие связной речи : сравнение двух игрушек ( мягкой и резиновой) | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, воздушные шарики, мягкая и резиновая игрушка ( собачка ) 3.Т.А.Ткаченко Развитие фонематического восприятия, стр.12 4.Колесникова Е.В.Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет, стр 22 |
11 | 1.Артикуляционная гимнастика : упражнения «Лопатка», « Протолкни язычок»( протолкнуть язык с усилием сквозь сомкнутые зубы), « Шлеп-шлеп»( язык лежит на нижней губе, шлепать губами по языку), поочередное надувание и втягивание щек 2.Произнесение слоговых цепочек по кругу ( начиная с логопеда) с передачей друг другу колокольчика : мак-так, ком-гном, ком – том, ток-тук-так, ка-га, га-ка 3.Пальчиковые упражнения « Разминка», « Гусь», «Курочка» 4.Дыхательное упражнение « Покачай игрушку» 5.Д/и « Один – много» (один пряник – много пряников) | 1.Развитие артикуляционной моторики , активизация мышц щек и языка 2.Различение слов, близких по звуковому составу, развитие фонематического слуха 3. Развитие мелкой моторики пальцев рук; в упражнении « Разминка» сжимать и разжимать пальцы сразу двух рук. 4.Развитие нижнедиафрагмального дыхания 5. Употребление родительного падежа | Индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, колокольчик, мягкие игрушки по количеству детей, картинки для развития лексико – грамматических категорий. 1, 2 .Н.В.Пятибратова» Логопедические занятия с элементами методики Монтессори , стр 32 3.Е.Черенкова Развивающие игры с пальчиками стр 49 |
12 | 1.Артикуляционная гимнастика : « Сказка о Веселом Язычке» 2. .Формировать длительный выдох с пропеванием гласных -А,О,У,И.( Песенка Ветерка, Волка, Совы, Комарика...) 3.Дыхательные упражнения «Новогодние трубочки - шутки». 4.Пальчиковая игра « Елка» 5. Пальчиковый театр « Колобок» | 1.Повторять артикуляционные позиции , встречающиеся в сказке, по показу и самостоятельно 2. Пропевание звуковых дорожек 5-7 сек 3.Развитие длительного плавного и сильного выдоха. Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок. 4.Пропускать пальцы между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локти к корпусу не прижимаются. 5. Формирование всех компонентов речи и мелкой моторики через инсценировку сказки. | Пособие « Сказки о Веселом Язычке» , индивидуальные зеркала, игрушки – трубочки для дыхательной гимнастики, пальчиковый театр 4.Черенкова Е.Развивающие игры с пальчиками, стр 43 |
январь | |||
13 | 1.Артикуляционные упражнения « Почистим зубки», « Горочка», « Киска сердится» 2.Дыхательное упражнение « Подуем на снежинки» 3.Знакомство с символами гласных звуков ( а, о, у, и ). 4. . Игры «Пальчиковые шаги» 5. Упражнение « Зимние забавы» ( подбор глаголов и составление простых предложений) | 1.Активизировать мышцы языка. 2. Развитие речевого дыхания 3.Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия 4. Развитие мелкой моторики; 5.Развитие связной речи, обогащение словаря | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, пособие на дыхание : снежинки, карточки – символы гласных звуков, картинки по теме « Зима. Зимние забавы.» 3. Т.А. Ткаченко» Звуки и знаки.Гласные» 4.Чернова Е.И. ,Тимофеева Е.Ю. « Пальчиковые шаги» |
14 | 1.Артикуляционные упражнения « Иголочка», « Змейка», « Обними верхнюю губу» 2. Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку с ладошки» 3.Упражнение « Угадай, какой звук я произношу» ( узнавание гласных звуков по артикуляции) 4. Упражнение « Веселый снеговик» (обводят и раскрашивают фигурку снеговика.) 5.Чтение сказки В. Сутеева " Снеговик" | 1.Вырабатывать артикуляционные умения, растягивать подъязычную уздечку, укреплять мышцы языка 2.Развитие дыхания 3.Развитие фонематического слуха : без голоса, губами, « произносить» гласные звуки. Дети угадывают и поднимают символ этого звука 4. Развивать тонкие пальчиковые движения, умение правильно держать карандаш. 5. Развивать слуховое внимание, воспроизводить диалоги героев сказки : передавать интонацию и подражать голосам героев сказки. | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, ватные шарики, символы гласных звуков, картинки снеговика. |
15 | 1.Артикуляционная гимнастика : упражнения « Вкусное варенье», «Обними верхнюю губу», «Чашечка» 2.Дыхательное упражнение « Погреем ручки» : «х-х-х» 3.Упражнение " Хлопни в ладошки, если услышишь звук А» (ананас, автобус, апельсин, утюг, иголка, астры, окно) . Повторение чистоговорок: -бы-бы-бы- в лесу растут гри... бы. - ву- ву-ву -мы увидели со...ву -гу-гу-гу - там ромашки на лу...гу - со-со-со покатилось коле...со - ок-ок-ок- прибежал ко мне ще ...нок ко-ко-ко-кошка любит моло- ...ко 5.Пальчиковая гимнастика : «Игра с ежиком» 6.Игра с мячом «Скажи наоборот» (большой-маленький, сильный-…, длинный-…) | 1.Формировать подъем языка вверх. 2.Развитие речевого дыхания 3.Развивать слуховое внимание. Учить выделять ударный звук А среди слов .
4.Развитие мелкой моторики рук. 5. Употребление сравнительной степени наречий; | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, ватные шарики, массажные мячики – ежики, мяч. 5.Е.Черенкова .Развивающие игры с пальчиками , стр 65 |
февраль | |||
16 | 1.Артикуляционная гимнастика: « Сказка о Веселом Язычке» 2. Дыхательное упражнение « Чья фигурка дальше улетит ?» 3. Игра « Снежки» ( дети делают « снежки», скомкав листок бумаги, затем бросают « снежки» в корзину) 4.Упражнение « Нажми на кнопочку» - ( протяжное выделение 1-го гласного звука в словах) 5. Заучивание чистоговорки | 1.Повторять артикуляционные позиции , встречающиеся в сказке, по показу и самостоятельно 2. Развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ. 3. Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки 4.Развитие слухового внимания 5. Работа над интонацией , развитие связной речи | Пособие « Сказки о Веселом Язычке» , индивидуальные зеркала, фигурки из бумаги « Веселые картинки», бумага , картотека чистоговорок |
17 | 1.Артикуляционные упражнения « Накажем язычок», « Вкусное варенье», « Обними верхнюю губу», « Чашечка» 2.Дыхательное упражнение « Фокус» 3.Упражнение « Сердитый мишка» - Считать сколько раз Мишка топнул лапой и выполнять столько же раз другое действие по заданию педагога. 4. Массаж пальцев эластичным кольцом 5.Заучивание потешки « Ой, мороз…» | 1.Формировать подъем языка вверх 2.Сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа 3.Развивать слуховое внимание. Выполнять хлопки, приседания, прыжки... столько же раз, сколько услышали и посчитали ( от одного до пяти) 4.Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга 5.Работа над интонацией, развитие связной речи | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, вата, колечки от Су- Джок шариков. |
18 | 1.Артикуляционная гимнастика: упражнения « Качели», « Обними верхнюю губу», « Чашечка», « Индюк» 2. Дыхательная гимнастика « Забьем гол Смешарикам» 3. Игра " Вагончики"- Выбрать картинки, в названиях которых есть звук У (утка, душ, шуба, шапка, лук, зонтик,уши, улей) - Упражнение « Будь внимательным»( повторяйте за мной только те слова, в начале которых услышите У. ( умница, узел, усики, уши, осень, аптека, укол) 4 Игры " Волшебный клубочек" и" Волшебная палочка". 5.Пальчиковый театр « Репка» | 1. Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части. 2. . Вырабатывать длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка 3. Развивать фонематический слух. Находить картинки со звуком У. Выделять в словах ударный звук У. 4. Развитие точных движений кистей рук Наматывание нитки на клубочек и на палочку, кто быстрее. 5. Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки; | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, пособия для дыхательной гимнастики, ватные шарики, картинки со звуком У , клубочки и палочки от мороженого , пальчиковый театр. |
19 | 1.Артикуляционная гимнастика: упражнения для развития мимических мышц лица. Развивать подвижность губ, проговаривая звукосочетания -иу-иу-иу ,ау-ау-ау, ои-ои-ои,уа-уа-уа... 2.Анализ сочетаний АУ, УА. Упражнение « Соедини картинку с нужным знаком» ( на звуки А, У ) 3. Дыхательное упражнение «Весёлые шарики» 4. Самомассаж подушечек пальцев « Шел медведь к своей берлоге» 5. Отгадывание загадок ( по теме « Зима») | 1.Вырабатывать умение сдвигать брови, поднимать и опускать брови, удерживать широкую улыбку. Развитие подвижности губ, отработка гласных звуков 2.Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков ( на звуки У,А) 3.Развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. 4 Развивать навыки прижимающего массажа, выполнять движения в соответствии со словами игры . 5. Развитие памяти, внимания, логического мышления. | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, символы гласных звуков, картинки со звуками А,У, цветные ватные шарики, картотека загадок. 2.Т.А. Ткаченко Звуки и знаки. Гласные. |
март | |||
20 |
|
| Пособие « Сказки о Веселом Язычке» , индивидуальные зеркала, пластиковые стаканы, соломинки, символы гласных звуков, картинки со звуками И.О. 1.Т.А. Ткаченко 4.Чернова Е.И. ,Тимофеева Е.Ю. « Пальчиковые шаги» 5.М.Ю. Картушина |
21 |
|
активизация губных мышц.
| Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, граненые карандаши, символ гласного звука Ы, волчки , фигурки животных |
22 |
|
| Пособие « Сказки о Веселом Язычке» , индивидуальные зеркала, стеклянные пузырьки для дыхательной гимнастики, символы гласных звуков, картинки со звуками И, Ы. 3.Т.А. Ткаченко. Звуки и знаки. Гласные 4.Е.В. Колесникова Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет , стр 3 |
23 |
|
| Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, ватные шарики 3.Е.Черенкова .Развивающие игры с пальчиками, стр 62 4.Т.А. Ткаченко Развитие фонематического восприятия., стр 15 |
апрель | |||
24 |
|
| Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, свистки , символы гласных звуков, картинки и мелкие игрушки , контейнер с манной крупой , картотека лексико – грамматических упражнений. |
25 | 1.Артикуляционная гимнастика : упражнения « Улыбка», « Хоботок», « Месим тесто», « Блинчик», Вкусное варенье» 2 Дыхательное упражнение «Надуем шарик » 3.Д/и « Магазин» ( подбор картинок в соответствии с символом гласных ) 4. Пальчиковая игра « Паучок» 5.Пальчиковый театр « Теремок» |
| Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, пальчиковый театр, символы гласных звуков, картинки. |
26 | 1.Артикуляционная гимнастика Упр. " Дудочка", " Лопаточка", " Иголочка"," Чашечка, " "Дятел" 2.Дыхательная гимнастика « Пускание мыльных пузырей» 3.Пальчиковая игра « Улитка» 4.Упражнение « Попугайчики» ( повторение ряда из трех слов ) 5. Д/и «Веселый счет» (1 чайник- 2чайника- 5чайников и т.д.) | 1.Укреплять мышцы языка 2. Развитие речевого дыхания 3. Развитие умения координировать движения пальцев правой и левой руки, Выполнять движения в соответствии с текстом 4.Развитие фонематического восприятия 5.Согласование числительного с существительным. | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, мыльные пузыри, картотека лексико – грамматических упражнений. 4. Т.А. Ткаченко. Развитие фонематического восприятия , стр 15 |
27 | 1.Артикуляционная гимнастика : упражнения «Змейка», « Часики» , «Качели» 2.Дыхательная гимнастика: упражнение « Надуй привидение» ( пособие : соломинка, бумажный стаканчик и резиновая перчатка) 3. Упражнение « Соедини картинку с нужной парой знаков» ( определение первого гласного звука и последнего гласного звука в слове) 4. Пальчиковая гимнастика «Выложи из палочек» 5. Заучивание рифмовки « К нам гости пришли» | 1. Развивать подвижность кончика языка 2. Развитие речевого дыхания, мышц губ 3.Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, закрепления знания гласных звуков и их символов. 4. Развитие мелкой моторики 5. Развитие памяти, интонационной выразительности речи при заучивании рифмовки. | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала,бумажные стаканчики, соломинки, латексные перчатки, счетные палочки, фигурки для выкладывания из палочек. 3.Т.А. Ткаченко. Звуки и знаки. Гласные 5. Лукина, стр 44 |
май | |||
28 | 1.Артикуляционная гимнастика : « Сказка о Веселом Язычке» 2.Дыхательное упражнение « Облачко и дождик» ( пособие) 3.Упражнение « Четвертый лишний» ( из четырех слов выбрать слово, которое отличается от остальных) 4. Использование Су-Джок терапии. Пальчиковая игра "Черепаха". 5.Составление описательного рассказа о весне по вопросно – ответному плану ( по картинкам) | 1.Вырабатывать умения выполнять артикуляционные упражнения по ходу сказки, по показу и самостоятельно 2.Развитие речевого дыхания 3.Развитие фонематического восприятия , различение слов, близких по звуковому составу . 4.Стимуляция высокоактивных точек , расположенных на кистях рук и речевых областей; Развитие памяти и мелкой моторики;
5.Развитие связной речи, обогащение словаря | Пособие « Сказки о Веселом Язычке» , индивидуальные зеркала,пособие для дыхательной гимнастики, мячики Су- Джок, картинки по теме « Весна». 3.Т.А. Ткаченко .Развитие фонематического восприятия. ,стр 16 |
29 | 1.Артикуляционная гимнастика : « Сказка о Веселом Язычке» 2.Дыхательная гимнастика : упражнения «Нюхаем цветы» , «Ёжик фыркает» 3.Воспроизведение слоговых сочетаний ( та – ту – ты, на – но _ ны…и д д.) 4.Кинезиологическое упражнение « Пальчики здороваются» ( поочередное соединение всех пальцев с большим – перебор пальцев) 5.Заучивание стихотворения « Ива» | 1.Вырабатывать умения выполнять артикуляционные упражнения по ходу сказки, по показу и самостоятельно 2.Развивать у детей навыки попеременного дыхания - вдох через одну ноздрю, выдох через другую. 3.Развитие фонематического восприятия 4.Развитие мелкой моторики пальцев рук 5. Развитие памяти, интонационной выразительности речи | Пособие « Сказки о Веселом Язычке» , индивидуальные зеркала 4.О.И. Крупенчук , стр 12 |
30 | 1.Артикуляционная гимнастика : упражнения « Мишка ест мед», « Индюк», « Дятел» , « Лошадка» 2.Пропевание гласных с изменением силы и высоты голоса 3.Игра « Поймай звук» выделение в звуковом потоке согласных гласного звука А,О.У.И.Ы и показ его символа ) 4.Пальчиковая гимнастика : « Кулак – ребро – ладонь» ( попеременное чередование положений : медленно, потом быстрее. 5.Отгадывание загадок ( по теме « Весна») | 1.Развитие артикуляционного аппарата 2.Развитие фонематического слуха, дыхания и голоса 3.Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков 4.Развитие моторики рук ( выполнение упражнения сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе ) 5.Развитие памяти, внимания, логического мышления | Картинки для проведения артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, картотека загадок |
Итоговая диагностика | |||
Результаты:
Анализ результатов работы кружка показал, что систематические занятия по данной программе способствовали:
- коррекции звукопроизношения;
- развитию просодической стороны речи,
- формированию слоговой структуры слова;
- коррекции лексико-грамматической стороны речи;
- формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.
У детей наблюдается стойкая положительная мотивация к логопедическим занятиям и работе над речью в целом.
Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 4-7 лет.
3.Организационный раздел
Программно-методическое обеспечение
- Дурова Н.В. Фонематика .Москва 2002
- Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: «Сфера», 2004.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. Москва. 1999
- Ткаченко Т.А..Развитие фонематического восприятия. Санкт – Петербург, 1999
- Ткаченко Т.А. «Звуки и знаки. Гласные» - М.:«Юнвес», 2001.
- Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики - Развиваем речь!»М: «Издательский Дом "Литера"», 2011.
- Пятибратова Н.В.» Логопедические занятия с элементами методики Монтессори.Москва,2010
- Черенкова «Развивающие игры с пальчиками» - М: «РИПОЛ классик: ДОМ XXI век»,2011.
- Чернова Е.И. ,Тимофеева Е.Ю. « Пальчиковые шаги.»
Материально-техническое обеспечение:
Зеркала, сюжетные картинки, картотека загадок, картотеки «Артикуляционные игры и упражнения» , « Сказки о Веселом Язычке», «Дыхательная гимнастика», мячики Су-Джок , пособия для пальчиковой и дыхательной гимнастики, символы гласных звуков Т.А. Ткаченко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе
Программа рассчитана на 33 учебных часа....
рабочая программа кружка "Школьный сайт"
Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English» для 2-4 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
