«Актуализация личностного развития обучающихся средствами проектной и исследовательской деятельности»
материал
В публикации представлен инновационный опыт учителя
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема инновационного опыта учителя
«Актуализация личностного развития обучающихся средствами проектной и исследовательской деятельности»
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».
В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, также под воздействием изменений активно происходящих в современном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации образования, я обратилась к современным педагогическим технологиям, или к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов). Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что в условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.
Ведущая педагогическая идея. Ведущей педагогической идеей является достижение нового качества образования, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни. применение современных образовательных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, повышения эффективности обучения. На своих уроках я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования.
Наличие теоретической базы опыта. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И.Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым; теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Т.А.Камышниковой, Г.В.Макотровой, А.В.Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Миторош, В.П.Ушачевым.
В последние годы вопросы теории и практики исследовательской деятельности разрабатывались и разрабатываются многими исследователями. В своих работах А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова, А. М. Фридман приводят ясные доводы, что исследовательская деятельность имеет значительные преимущества перед проектной в силу того, что последняя детерминирована предсказуемостью, человек, разрабатывающий и реализующий проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную проблему. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально более свободна, практически не регламентирована какими-либо внешними установками, поэтому она значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.
Новизна опыта проявляется в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся, через применения современных образовательных технологий на уроках. Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Оптимальность и эффективность средств:
Технологии
Личностно-ориентированное обучение, технология исследовательской деятельности, проектный метод , проблемное обучение, технология сотрудничества, использование ИКТ, здоровьесберегательные технологии.
Средства
Учебный кабинет (ТСО, электронные учебники, настенные карты, плакаты, альтернативные учебники, раздаточный материал, контрольно-измерительные материалы и т.д.).
Методы
Исследовательский, проблемный, частично-поисковый.
Организационные формы
Классно-урочная система: урок формирования практических умений и навыков учащихся, уроки-практикумы, урок-конференция.
Внеурочная работа: участие в конференциях, конкурсах, индивидуальная и групповая работа по подготовке к олимпиадам, конференциям.
Образовательная среда
Индивидуализация обучения, связь с ВУЗами (Бурятский государственный университет, , БРИОП).
Информационно методическая среда
Муниципальное методическое объединение учителей русского языка и литературы, методическое объединение учителей обществоведческого цикла МАОУ «Гимназия №14 г Улан-Удэ». Работа с научными консультантами, семинары, мастер-классы, совместные проекты БРИОП.
Информационные ресурсы
УМК, Интернет-ресурсы, электронные уроки, цифровые носители и т.д.
Организационные ресурсы
Исследовательская деятельность, индивидуальная и групповая работа
Мотивационные ресурсы
Участие в НПК, олимпиадах различных уровней, система поощрений, выставка портфолио.
Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)
Педагогические советы, мастер-классы, выставки
Как учитель-филолог осознаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и показать их практическую необходимость в дальнейшей жизни. Покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
- Активно использую методы развития познавательного интереса. Большое значение для развития познавательного интереса имеет психологический настрой на урок в целом. Чтобы актуализировать изучаемый классический материал стараюсь всегда проводить параллель с проблемами современности. Например, ежегодно в гимназии проводится день лицея 19 октября. Каждый год в творчестве А.С. Пушкина ребята открывают что-то новое: поставлен спектакль «Маленькие трагедии в новом прочтении», с 5-ыми классами проводили литературно-музыкальную гостиную по сказкам Пушкина, поэтический баттл. Проведены: Внеклассное мероприятие "Литературный ринг". Инсценировка сказки " Казачья пуля"., Внеклассное мероприятие по повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Как человек творческой профессии испытываю потребность повышать свой профессиональный уровень.
Занимаюсь самообразованием, с удовольствием перенимаю опыт своих коллег, стараюсь быть в курсе педагогических новаций.
В своей работе стараюсь развивать творческое мышление посредством проведения литературных конференций, где обучающиеся выступают в роли журналистов, историков, специалистов по связям с общественностью, редакторов литературных и лингвистических журналов и газет.
Особенно удачной получилась читательская конференция Инсценировка с 6 классом по казачьей сказке " Отцовская пуля".
Большое внимание я уделяю личному творчеству учащихся: написанию стихов рассказов, сказок. В этом же учебном году учащиеся попробовали себя даже в роли составителей такого жанра устного народного творчества как легенда. Так, из-под пера наших юных сказителей вышли настоящие легенды, созданные по модельным текстам известных легенд Сибири и Забайкальского края.
Сейчас очень востребован многими педагогами метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности является Проект "Книга и ее роль в современной жизни".
Занимаюсь самообразованием, с удовольствием перенимаю опыт своих коллег, стараюсь быть в курсе педагогических новаций. Я имею свой личный сайт. Режим доступа: https://nsportal.ru/natalya-sanzheevna-madasova
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)
Критерием результативности использования исследовательских методов в процессе обучения является увеличение количества детей мотивированных внутренними мотивами. При положительной мотивации наблюдается стремление к достижению целей, темп деятельности динамичный, развивается познавательная активность и самостоятельность.
Учащиеся имеют стабильно высокие результаты обученности, а так же высокие результаты в олимпиадах, конкурсах, НПК.(см.Приложения).
Транслирование опыта
Неоднократно становилась победителем муниципального конкурса педагогического мастерства «Учитель года»: 2010,2011,2012,2016гг. Мно. опубликованы учебно-методические материалы на личном сайте и в печатных изданиях.
Активно делюсь практическими результатами своего педагогического опыта. Выступления на конференциях, семинарах отмечены Благодарственными письмами и Почетными грамотами. (см. Приложение ).
Являюсь экспертом олимпиад и конкурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как фактор личностного развития обучающихся
Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочное время...

Презентация и выступление по методической теме "Формирование речевой культуры как средство личностного развития обучающихся"
На страничке вы можете познакомится с презентацией и выступлением на методическом семинаре учителя русского языка и литературы по теме "Формирование речевой культуры как средство личностного развития ...

Выступление учителя географии Мисуновой С.Г. на Всероссийском семинаре учителей естественно-научного цикла 27.02.2014 по теме: «Траектория развития личностных достижений учащихся средствами проектной деятельности в рамках ФГОС»
Обеспечение преемственности цели, задач и содеражание образования проходит сложный путь реализации от дошкольного образования до выпускника школы. Формирование личности ребенка выстраивается чер...

Инновационный продукт «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности»
Инновационный продукт...

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения , она позволяет заменить урок объяснения нового материала ...
Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии обучающихся старшего дошкольного возраста
Обобщение педагогического опыта...

Педагогическая лаборатория "Педагогический инструментарий актуализации внутренних ресурсов личностного развития обучающихся"
Данная статья представляет проект, который предполагает апробацию и систематизацию новых нестандартных технологий, способствующих достижению образовательных результатов, в первую очередь л...
