«Актуализация личностного развития обучающихся средствами проектной и исследовательской деятельности»
материал

Наталья Санжеевна Мадасова

В публикации представлен инновационный опыт учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isledovatelskaya_deyatelnost.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема инновационного опыта учителя

«Актуализация личностного развития обучающихся средствами проектной и исследовательской  деятельности»

Актуальность и перспективность опыта  обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». 

В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, также под воздействием изменений активно происходящих в современном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации образования, я обратилась к современным педагогическим технологиям, или к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.

 Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов). Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что в условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.

Ведущая педагогическая идея. Ведущей педагогической идеей является достижение нового качества образования, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни. применение современных образовательных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, повышения эффективности обучения. На своих уроках я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования.

Наличие теоретической базы опыта. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И.Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым; теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Т.А.Камышниковой, Г.В.Макотровой, А.В.Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Миторош, В.П.Ушачевым.

В последние годы вопросы теории и практики исследовательской деятельности разрабатывались и разрабатываются многими исследователями. В своих работах А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова, А. М. Фридман приводят ясные доводы, что исследовательская деятельность имеет значительные преимущества перед проектной в силу того, что последняя детерминирована предсказуемостью, человек, разрабатывающий и реализующий проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную проблему. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально более свободна, практически не регламентирована какими-либо внешними установками, поэтому она значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.
Новизна опыта проявляется в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся, через применения современных образовательных технологий на уроках. Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

Оптимальность и эффективность средств:

Технологии

 Личностно-ориентированное обучение, технология исследовательской деятельности, проектный метод , проблемное обучение, технология сотрудничества, использование ИКТ, здоровьесберегательные технологии.

Средства

Учебный кабинет (ТСО, электронные учебники, настенные карты, плакаты, альтернативные учебники, раздаточный материал, контрольно-измерительные материалы и т.д.).

Методы

Исследовательский, проблемный, частично-поисковый.

Организационные формы

Классно-урочная система: урок формирования практических умений и навыков учащихся, уроки-практикумы, урок-конференция.

Внеурочная работа: участие в конференциях, конкурсах, индивидуальная и групповая работа по подготовке к олимпиадам, конференциям.

Образовательная среда

Индивидуализация обучения, связь с ВУЗами (Бурятский государственный университет, , БРИОП).

Информационно методическая среда

Муниципальное методическое объединение учителей русского языка и литературы, методическое объединение учителей обществоведческого цикла МАОУ «Гимназия №14 г Улан-Удэ». Работа с научными консультантами, семинары, мастер-классы, совместные проекты БРИОП.

Информационные ресурсы

УМК, Интернет-ресурсы, электронные уроки, цифровые носители и т.д.

Организационные ресурсы

Исследовательская деятельность, индивидуальная и групповая работа

Мотивационные ресурсы

Участие в НПК, олимпиадах различных уровней, система поощрений, выставка портфолио.

Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

Педагогические советы, мастер-классы, выставки

Как учитель-филолог  осознаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и показать их практическую  необходимость в дальнейшей жизни. Покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

  • Активно использую методы развития познавательного интереса. Большое  значение для развития познавательного интереса имеет психологический настрой на урок в целом. Чтобы  актуализировать   изучаемый классический материал  стараюсь  всегда  проводить   параллель  с    проблемами современности. Например, ежегодно в гимназии проводится день лицея 19 октября. Каждый год в творчестве А.С. Пушкина ребята открывают что-то новое: поставлен  спектакль «Маленькие трагедии в новом прочтении», с 5-ыми классами проводили литературно-музыкальную гостиную по сказкам Пушкина, поэтический баттл. Проведены:  Внеклассное мероприятие "Литературный ринг". Инсценировка сказки " Казачья пуля"., Внеклассное мероприятие по повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Как человек творческой профессии испытываю потребность повышать свой профессиональный уровень.

 Занимаюсь самообразованием, с удовольствием  перенимаю  опыт  своих коллег, стараюсь  быть в курсе   педагогических новаций.

В своей  работе  стараюсь   развивать  творческое  мышление посредством проведения  литературных  конференций, где обучающиеся  выступают   в роли  журналистов,  историков, специалистов по связям  с общественностью, редакторов  литературных  и лингвистических  журналов и газет.

Особенно удачной получилась читательская конференция  Инсценировка с 6 классом по казачьей сказке " Отцовская пуля".

Большое внимание  я  уделяю  личному творчеству  учащихся: написанию  стихов  рассказов, сказок. В  этом же учебном  году    учащиеся  попробовали  себя  даже   в  роли  составителей   такого   жанра  устного народного  творчества  как   легенда. Так, из-под пера  наших   юных  сказителей  вышли   настоящие  легенды,    созданные   по  модельным   текстам  известных легенд   Сибири  и Забайкальского  края.

Сейчас  очень  востребован многими  педагогами   метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности является  Проект "Книга и ее роль в современной жизни".

 

Занимаюсь самообразованием, с удовольствием  перенимаю  опыт  своих коллег, стараюсь  быть в курсе   педагогических новаций. Я имею свой личный сайт. Режим доступа: https://nsportal.ru/natalya-sanzheevna-madasova 

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

Критерием результативности использования исследовательских методов в процессе обучения является увеличение количества детей мотивированных внутренними мотивами. При положительной мотивации наблюдается стремление к достижению целей, темп деятельности динамичный, развивается познавательная активность и самостоятельность.

Учащиеся имеют стабильно высокие результаты обученности, а так же высокие результаты в олимпиадах, конкурсах, НПК.(см.Приложения).

Транслирование опыта

Неоднократно становилась  победителем муниципального конкурса педагогического мастерства «Учитель года»: 2010,2011,2012,2016гг. Мно. опубликованы учебно-методические материалы на личном сайте и в печатных изданиях.

Активно делюсь практическими результатами своего педагогического опыта. Выступления на конференциях, семинарах отмечены Благодарственными письмами и Почетными грамотами. (см. Приложение ).

Являюсь экспертом олимпиад и конкурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как фактор личностного развития обучающихся

Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочное время...

Презентация и выступление по методической теме "Формирование речевой культуры как средство личностного развития обучающихся"

На страничке вы можете познакомится с презентацией и выступлением на методическом семинаре учителя русского языка и литературы по теме "Формирование речевой культуры как средство личностного развития ...

Выступление учителя географии Мисуновой С.Г. на Всероссийском семинаре учителей естественно-научного цикла 27.02.2014 по теме: «Траектория развития личностных достижений учащихся средствами проектной деятельности в рамках ФГОС»

Обеспечение преемственности цели, задач и содеражание образования  проходит сложный путь реализации от дошкольного образования до выпускника школы. Формирование личности ребенка выстраивается чер...

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Педагогическая лаборатория "Педагогический инструментарий актуализации внутренних ресурсов личностного развития обучающихся"

Данная статья представляет проект, который  предполагает апробацию и систематизацию новых нестандартных технологий, способствующих достижению  образовательных результатов, в первую очередь л...