технологическая карта урока
план-конспект урока (11 класс)

Урок биологиив 11 классе по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 11 классе

Учитель Ергонова Н.Н.

Предмет: биология

Класс:11

Тема урока:  «Абиотические факторы».

№ урока по теме: урок №2 в главе 5 «Экосистема».

Тип урока: урок открытия и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока:   

Дидактическая задача урока: обеспечение осознания и усвоения понятий, законов и  закономерностей.

Задачи урока:

1.        Образовательные: Повторить базовые понятия по теме «Экология»: экология биоценоз, биогеоценоз, биом, биогеография , экосистема, продуценты , консументы , редуценты , цепи питания. Изучить действие абиотических факторов ( свет, влажность, температура ) на живые организмы. Осуществить межпредметную связь между биологией и географией , биологией и экологией , биологией и физикой , биологией и химией

2.        Развивающие: способствовать развитию речи с использованием биологической терминологии; продолжить развитие биологической наблюдательности , умения исследовать обобщать, анализировать и делать вывод развивать  коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность

3.        Воспитательные: воспитывать умение слушать, отстаивать свое мнение,уважать мнение других; воспитание экологической культуры поведения

Планируемые результаты:

Предметные: Давать определения ключевых понятий, называть основные абиотические факторы описывать приспособленность организма к определенному комплексу абиотических факторов, выявлять действия местных абиотических факторов, объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды: закономерности действия абиотических факторов на организмы

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

1. Продолжить формирование умения выделять главное  и второстепенное  в изучаемом материале, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты; выявлять причинно-следственные связи.

2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию из разных источников, необходимую для решения учебных задач.

3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой  (текст в схему и  таблицу).

Коммуникативные УУД

1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе и паре.

Регулятивные УУД

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

 составление плана и последовательности действий;

 оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

.

Личностные УУД:

-установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида  в другой, обобщение.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран,  компьютеры для каждого учащегося,  диск «Общая биология. Часть 5», презентация  к уроку «Эбиотические  факторы», сигнальные карточки зеленого, желтого и красного цвета для каждого учащегося.

Используемые учебники и учебные пособия:

Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений,  В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова, Дрофа, 2017.

Мультимедийное учебное пособие. Биология 5-9 кл. 5 часть. Общая биология. М.; Дрофа, 2008.

Экология 10(11) класс, Е.А. Криксунов,  В.В. Пасечник, М.; Дрофа, 2001.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап (1 мин.).

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности рабочего места, правильной осанки, внешнего вида обучающихся.

Краткое вводное слово.

Приветствие учащимися учителя.

II.Мотивационно-целевой этап (1 мин.).

1. Эпиграф:

«Наука экология показывает нам,

Что в мире все завязано по четырем углам.

Растения, животные, земля и человек

Не могут друг без друга существовать вовек».

Предлагает ответить на вопрос, что изучает экология.    

Отвечают на вопрос.

II. Актуализация. 10 мин.

Предлагает проблемную задачу: «Известно, что на любой живой организм действуют различные факторы живой и неживой природы. Человек, как вы знаете, относится к живой природе. Почему в настоящее время человека ставят на особое место?»

Выслушивают проблемную задачу, дают ответ на вопрос

                 

1 группа. «Среда обитания и экологические факторы».

2 группа. «Закономерности влияния экологических факторов на организм».

3 группа.

«Абиотические факторы

Начертить на доске график , иллюстрирующий взаимосвязь между величиной действующего фактора и реакцией организма.

Предлагает ответить на проблемный вопрос: «Как вы объясните тот факт, что на пушных зверей охотятся только в зимнее время, но никогда не охотятся летом?» Для ответа предлагает прочитать текст на стр. 309-310 учебника и начать заполнение таблицы:

Отвечают на проблемный вопрос.

Рисуют график, поясняют определения: зона оптимума, пределы выносливости, зона угнетения,

лимитирующие факторы, закон Либиха, экологическая ниша.

Выслушивают вопрос, читают текст, заполняют таблицу, отвечают на вопрос.

Фактор среды

Пример приспособленности у растений

Пример приспособленности у животных

Температура

III.Изучение нового материала (25 мин.).

1.После работы 3 группы учитель Сообщает тему урока. Мы рассмотрим влияние первых трех абиотических факторов среды, так как их влияние более значительно – это температура, свет и влажность.

Например, у майского жука личиночная стадия проходит в почве. На него влияют абиотические факторы среды: почва, воздух, косвенно влажность, химический состав почвы – совсем не влияет свет.

Например, бактерии способны выжить в самых экстремальных условиях – их находят в гейзерах, сероводородных источниках, очень соленой воде, на глубине Мирового океана, очень глубоко в почве, во льдах Антарктиды, на самых высоких вершинах (даже Эвересте 8848 м), в телах живых организмов.

Предлагает сформулировать цели урока. Обобщает предложения учащихся и формулирует цели урока.

Цели на доске.

Знать: факторы среды, их влияние на организм.

Уметь: свертывать информацию в виде таблицы, объяснять влияние факторов среды на живой организм, решать проблемные ситуации.

2. Предлагает ответить на проблемный вопрос: «Абсолютное большинство животных, обитающих в пустыне ведут ночной образ жизни Как вы думаете, почему?» Для ответа предлагает прочитать текст на стр. 310-312 и продолжить заполнение таблицы.

3.Предлагает ответить на проблемный вопрос: « В реках, озерах, прудах водоросли имеют зеленый цвет, а в глубинах океана они красные.

Как это можно объяснить?» Для ответа предлагает прочитать текст на стр. 312 -313 и закончить заполнение таблицы.  

Формулируют цель урока

читают текст, заполняют таблицу, отвечают на вопрос.

читают текст, заполняют таблицу, отвечают на вопрос.

Осознание и осмысление

Предлагает устно ответить на вопросы №1 -4 к п.5.2.

Предлагает ответить на проблемный вопрос: «Известно, что лисы живут в различных природных зонах, а колибри только в тропических лесах. Как вы объясните этот факт?»

Выслушивают вопрос, читают текст, отвечают на вопрос

Выслушивают вопрос, , отвечают на вопрос.

IV.Закрепление (9-10 мин.).

1.Организует разноуровневое тестирование.

Выполняют тестирование (тесты разно уровневые:  вариант I (базовый уровень) и вариант II (повышенный); есть напечатанные и интерактивные тесты на компьютере -  уровень и форму тестирования  каждый учащийся выбирает по своему желанию).

V.Рефлексия (1-2 мин.).

Учитель:

Предлагает дополнить предложение:

«Я на уроке работал...»

«Я узнал, что...»

«Оказывается...»

«Мне показалось интересным...»

Учащиеся продолжают   предложения.

VI.Домашнее задание (1 мин.).

Учитель дает домашнее задание и комментирует его

1.Параграф 5.2.

2.Базовый уровень:доделать таблицу. Включив другие абиотические факторы( рельеф,минеральный сотав почвы и др.)

3.Профильный уровень:

 - По отношению к воде растения делят:

Гидрофиты:

Гигрофиты:

Мезофиты:

Ксерофиты:

Суккуленты:

- По отношению к воде животных делят:

влаголюбивые животные

промежуточная группа

сухолюбивые животные

- Виды приспособленностей :

теплокровность -  …  зимняя спячка –       анабиоз - …..

морозостойкость –…..   состояние покоя – …..

летний покой –…….

Записывают домашнее задание.

Используя интернет-источники добывают информацию.

 По отношению к воде растения делят:

Гидрофиты: водные растения, повышенной влажности

Гигрофиты: околоводные растения, наземно-водные

Мезофиты: наземные растения

Ксерофиты: растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху

суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего –тела

- Виды приспособленностей :

теплокровность – поддержание организмом постоянной температуры тела;

зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время года;

анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни (наблюдается у холоднокровных и у животных зимой и в жаркий период времени);

морозостойкость – способность организмов переносить отрицательные температуры

состояние покоя – приспособительное свойство многолетнего растения, для которого характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание наземных побегов у травянистых форм растений и опадение листьев у древесных форм;

летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь;

VII.Итоговый этап (2 мин).

Заключительное слово учителя.

Ученики делают вывод: на все живые организмы, т.е. на растения и животные действуют абиотические факторы среды (факторы неживой природы), особенно температура, свет и увлажненность. В зависимости от влияния факторов неживой природы, растения и животных делят на различные группы и у них появляются приспособленности к влиянию этих абиотических факторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...