технологическая карта урока
план-конспект урока (11 класс)
Урок биологиив 11 классе по ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии в 11 классе
Учитель Ергонова Н.Н.
Предмет: биология
Класс:11
Тема урока: «Абиотические факторы».
№ урока по теме: урок №2 в главе 5 «Экосистема».
Тип урока: урок открытия и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока:
Дидактическая задача урока: обеспечение осознания и усвоения понятий, законов и закономерностей.
Задачи урока:
1. Образовательные: Повторить базовые понятия по теме «Экология»: экология биоценоз, биогеоценоз, биом, биогеография , экосистема, продуценты , консументы , редуценты , цепи питания. Изучить действие абиотических факторов ( свет, влажность, температура ) на живые организмы. Осуществить межпредметную связь между биологией и географией , биологией и экологией , биологией и физикой , биологией и химией
2. Развивающие: способствовать развитию речи с использованием биологической терминологии; продолжить развитие биологической наблюдательности , умения исследовать обобщать, анализировать и делать вывод развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность
3. Воспитательные: воспитывать умение слушать, отстаивать свое мнение,уважать мнение других; воспитание экологической культуры поведения
Планируемые результаты:
Предметные: Давать определения ключевых понятий, называть основные абиотические факторы описывать приспособленность организма к определенному комплексу абиотических факторов, выявлять действия местных абиотических факторов, объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды: закономерности действия абиотических факторов на организмы
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения выделять главное и второстепенное в изучаемом материале, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты; выявлять причинно-следственные связи.
2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию из разных источников, необходимую для решения учебных задач.
3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и таблицу).
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе и паре.
Регулятивные УУД
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
.
Личностные УУД:
-установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютеры для каждого учащегося, диск «Общая биология. Часть 5», презентация к уроку «Эбиотические факторы», сигнальные карточки зеленого, желтого и красного цвета для каждого учащегося.
Используемые учебники и учебные пособия:
Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений, В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова, Дрофа, 2017.
Мультимедийное учебное пособие. Биология 5-9 кл. 5 часть. Общая биология. М.; Дрофа, 2008.
Экология 10(11) класс, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, М.; Дрофа, 2001.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
I. Организационный этап (1 мин.). Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания. | Приветствие учащихся. Проверка готовности рабочего места, правильной осанки, внешнего вида обучающихся. Краткое вводное слово. | Приветствие учащимися учителя. | ||||||
II.Мотивационно-целевой этап (1 мин.). | 1. Эпиграф: «Наука экология показывает нам, Что в мире все завязано по четырем углам. Растения, животные, земля и человек Не могут друг без друга существовать вовек». Предлагает ответить на вопрос, что изучает экология. | Отвечают на вопрос. | ||||||
II. Актуализация. 10 мин. | Предлагает проблемную задачу: «Известно, что на любой живой организм действуют различные факторы живой и неживой природы. Человек, как вы знаете, относится к живой природе. Почему в настоящее время человека ставят на особое место?» | Выслушивают проблемную задачу, дают ответ на вопрос
| ||||||
1 группа. «Среда обитания и экологические факторы». 2 группа. «Закономерности влияния экологических факторов на организм». 3 группа. «Абиотические факторы | Начертить на доске график , иллюстрирующий взаимосвязь между величиной действующего фактора и реакцией организма. Предлагает ответить на проблемный вопрос: «Как вы объясните тот факт, что на пушных зверей охотятся только в зимнее время, но никогда не охотятся летом?» Для ответа предлагает прочитать текст на стр. 309-310 учебника и начать заполнение таблицы: | Отвечают на проблемный вопрос. Рисуют график, поясняют определения: зона оптимума, пределы выносливости, зона угнетения, лимитирующие факторы, закон Либиха, экологическая ниша. Выслушивают вопрос, читают текст, заполняют таблицу, отвечают на вопрос.
| ||||||
III.Изучение нового материала (25 мин.). | 1.После работы 3 группы учитель Сообщает тему урока. Мы рассмотрим влияние первых трех абиотических факторов среды, так как их влияние более значительно – это температура, свет и влажность. Например, у майского жука личиночная стадия проходит в почве. На него влияют абиотические факторы среды: почва, воздух, косвенно влажность, химический состав почвы – совсем не влияет свет. Например, бактерии способны выжить в самых экстремальных условиях – их находят в гейзерах, сероводородных источниках, очень соленой воде, на глубине Мирового океана, очень глубоко в почве, во льдах Антарктиды, на самых высоких вершинах (даже Эвересте 8848 м), в телах живых организмов. Предлагает сформулировать цели урока. Обобщает предложения учащихся и формулирует цели урока. Цели на доске. Знать: факторы среды, их влияние на организм. Уметь: свертывать информацию в виде таблицы, объяснять влияние факторов среды на живой организм, решать проблемные ситуации. 2. Предлагает ответить на проблемный вопрос: «Абсолютное большинство животных, обитающих в пустыне ведут ночной образ жизни Как вы думаете, почему?» Для ответа предлагает прочитать текст на стр. 310-312 и продолжить заполнение таблицы. 3.Предлагает ответить на проблемный вопрос: « В реках, озерах, прудах водоросли имеют зеленый цвет, а в глубинах океана они красные. Как это можно объяснить?» Для ответа предлагает прочитать текст на стр. 312 -313 и закончить заполнение таблицы. | Формулируют цель урока читают текст, заполняют таблицу, отвечают на вопрос. читают текст, заполняют таблицу, отвечают на вопрос. | ||||||
Осознание и осмысление | Предлагает устно ответить на вопросы №1 -4 к п.5.2. Предлагает ответить на проблемный вопрос: «Известно, что лисы живут в различных природных зонах, а колибри только в тропических лесах. Как вы объясните этот факт?» | Выслушивают вопрос, читают текст, отвечают на вопрос Выслушивают вопрос, , отвечают на вопрос. | ||||||
IV.Закрепление (9-10 мин.). | 1.Организует разноуровневое тестирование. | Выполняют тестирование (тесты разно уровневые: вариант I (базовый уровень) и вариант II (повышенный); есть напечатанные и интерактивные тесты на компьютере - уровень и форму тестирования каждый учащийся выбирает по своему желанию). | ||||||
V.Рефлексия (1-2 мин.). | Учитель: Предлагает дополнить предложение: «Я на уроке работал...» «Я узнал, что...» «Оказывается...» «Мне показалось интересным...» | Учащиеся продолжают предложения. | ||||||
VI.Домашнее задание (1 мин.). | Учитель дает домашнее задание и комментирует его 1.Параграф 5.2. 2.Базовый уровень:доделать таблицу. Включив другие абиотические факторы( рельеф,минеральный сотав почвы и др.) 3.Профильный уровень: - По отношению к воде растения делят: Гидрофиты: Гигрофиты: Мезофиты: Ксерофиты: Суккуленты: - По отношению к воде животных делят: влаголюбивые животные промежуточная группа сухолюбивые животные - Виды приспособленностей : теплокровность - … зимняя спячка – анабиоз - ….. морозостойкость –….. состояние покоя – ….. летний покой –……. | Записывают домашнее задание. Используя интернет-источники добывают информацию. По отношению к воде растения делят: Гидрофиты: водные растения, повышенной влажности Гигрофиты: околоводные растения, наземно-водные Мезофиты: наземные растения Ксерофиты: растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего –тела - Виды приспособленностей : теплокровность – поддержание организмом постоянной температуры тела; зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время года; анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни (наблюдается у холоднокровных и у животных зимой и в жаркий период времени); морозостойкость – способность организмов переносить отрицательные температуры состояние покоя – приспособительное свойство многолетнего растения, для которого характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание наземных побегов у травянистых форм растений и опадение листьев у древесных форм; летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь; | ||||||
VII.Итоговый этап (2 мин). | Заключительное слово учителя. | Ученики делают вывод: на все живые организмы, т.е. на растения и животные действуют абиотические факторы среды (факторы неживой природы), особенно температура, свет и увлажненность. В зависимости от влияния факторов неживой природы, растения и животных делят на различные группы и у них появляются приспособленности к влиянию этих абиотических факторов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....
