Служба медиации в Центре содействия семейному воспитанию
статья

Иванюга Наталья Юрьевна

«Тот, кто хочет уладить конфликт,

                                                      борется за будущее»

 

В.Тарасов. Книга для героев

 

         Детский дом, или как сейчас принято говорить, центр содействия семейному воспитанию – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались больше сотни  детей, педагогов, обслуживающего персонала, администрации.  Контингент воспитанников Центра сегодня – это, в основном, социальные сироты, еще в раннем детстве приобретшие негативный социальный опыт, последствия которого крайне тяжело сказываются на всей дальнейшей жизни. Прежде всего, это глубокое воздействие на здоровье и психику ребенка.

         Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в здоровье детей, оставшихся без попечения родителей и прибывающих в наш Центр. Для таких детей характерно снижение психологического фактора, пониженное настроение, заторможенность реакции, нарушение процесса саморегуляции. Чувство незащищенности порождает постоянно растущее чувство тревоги, неуверенности в себе, безразличное отношение к окружающему миру. Дети с трудом усваивают многообразие межличностных отношений. В силу неправильно формирующегося опыта общения, еще в условиях своей семьи, дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивнонегативную позицию. Драчливость, конфликтность, грубость часто выступают в качестве защитной реакции на неудовлетворенность жизненно важных потребностей.

          Кроме того в Центр постоянно приходит большое количество посторонних людей - родственники, знакомые, друзья детей. И этот мир ограничен пределами  стен и периметром двора. Все люди, которые собираются внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному и социальному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Некоторые из этих людей находятся рядом друг с другом по 24 часа в сутки, постоянно общаясь между собой,  некоторые только небольшой период времени. Помимо этого дети не только круглосуточно находятся в Центре, но и общаются за его пределами – в школах, кружках, секциях, во дворе.  И если одни из них успешно взаимодействуют с окружающими, то другие  могут вступать в конфронтацию.

         Итак, конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены воспитанники, педагоги,  родственники и знакомы детей. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Служба медиации в Центре содействия семейному воспитанию

«Тот, кто хочет уладить конфликт,

                                                      борется за будущее»

В.Тарасов. Книга для героев

         Детский дом, или как сейчас принято говорить, центр содействия семейному воспитанию – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались больше сотни  детей, педагогов, обслуживающего персонала, администрации.  Контингент воспитанников Центра сегодня – это, в основном, социальные сироты, еще в раннем детстве приобретшие негативный социальный опыт, последствия которого крайне тяжело сказываются на всей дальнейшей жизни. Прежде всего, это глубокое воздействие на здоровье и психику ребенка.

         Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в здоровье детей, оставшихся без попечения родителей и прибывающих в наш Центр. Для таких детей характерно снижение психологического фактора, пониженное настроение, заторможенность реакции, нарушение процесса саморегуляции. Чувство незащищенности порождает постоянно растущее чувство тревоги, неуверенности в себе, безразличное отношение к окружающему миру. Дети с трудом усваивают многообразие межличностных отношений. В силу неправильно формирующегося опыта общения, еще в условиях своей семьи, дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивнонегативную позицию. Драчливость, конфликтность, грубость часто выступают в качестве защитной реакции на неудовлетворенность жизненно важных потребностей.

          Кроме того в Центр постоянно приходит большое количество посторонних людей - родственники, знакомые, друзья детей. И этот мир ограничен пределами  стен и периметром двора. Все люди, которые собираются внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному и социальному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Некоторые из этих людей находятся рядом друг с другом по 24 часа в сутки, постоянно общаясь между собой,  некоторые только небольшой период времени. Помимо этого дети не только круглосуточно находятся в Центре, но и общаются за его пределами – в школах, кружках, секциях, во дворе.  И если одни из них успешно взаимодействуют с окружающими, то другие  могут вступать в конфронтацию.

         Итак, конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены воспитанники, педагоги,  родственники и знакомы детей. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.

         Поэтому и возникает  проблема – проблема решения конфликтов, споров. И одним из способов решения этой проблемы  развитие службы медиации или примирения.

     В детском и подростковом коллективах конфликтные отношения неизбежны. Причинами, порождающими конфликты, могут стать потребность в общении, уважении, борьба за лидерство. Более уязвимыми к конфликтам со сверстниками становятся дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков, застенчивые, обидчивые, эмоционально-возбудимые, агрессивные, дети с необычной внешностью, а также дети, которые привыкли к индивидуальному вниманию со стороны взрослых и не признают жизнь в коллективе по общим правилам.

     Воспитанники Центра не так успешны в решении конфликтов в общении с взрослыми и со сверстниками, как дети  из  семей. Если сравнить конфликты детей из Центра и  «домашних» детей,  то у  первых  конфликтов  больше, они острее и ярче. Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину, в конфликтных ситуациях у них  преобладают защитные формы поведения,  они  не  способны  конструктивно разрешать конфликт. Чувство незащищенности порождает постоянно растущее  чувство тревоги,  неуверенности  в  себе,  безразличное  отношение  к  окружающему миру. Дети с трудом усваивают многообразие межличностных отношений.  К 10 – 11 годам у воспитанников формируются: потребительское отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности; «способность не углубляться в привязанности»,  иждивенчество,  и другое. В общении таких детей присутствуют назойливость и потребность в любви и внимании. Проявление чувств характеризуется, с одной стороны, бедностью, с другой – острой аффективной окрашенностью.  Об  эмоциональной  незрелости  говорит  и  тот  факт,  что особенности  поведения  в  конфликте  многих  наших  воспитанников, даже  в  возрасте  14-17 лет,  очень  схожи  с  поведением  дошкольников: большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор); чрезмерно  яркая  эмоциональная  насыщенность  общения; нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок); преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт).

      Развитие  ребенка,  утратившего семью,  идет  по  особому пути,  у него формируются  специфические  черты  характера, поведения. Воспитательная работа  с  такими  детьми  должна  вестись  целенаправленно,  комплексно, системно, с учетом психических, медицинских, социальных и педагогических проблем ребенка.

       Не секрет, что дети и подростки в конфликтных ситуациях часто прибегают к «обзывательствам», угрозам, психологическому и физическому подавлению. Иногда коллектив или его часть ополчаются на одного или нескольких своих членов, это явление

называется «моббинг» (происходит от английского «to mob» –грубить, нападать стаей, травить).

       Моббинг в детском коллективе – это психологический террор, травля в отношении кого-либо из детей со стороны его ровесников, осуществляемые с целью ослабить его социальное влияние в коллективе. Моббинг часто контролируется иерархическими структурами в социальной группе, в частности – авторитетным лидером группы.

       И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).  

         Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью.    Поэтому часто службу медиации называют службой примирения. Надеемся, что включение медиативного  подхода  в  деятельность педагогов,  будет способствовать снижению  напряжённости  в  детском  сообществе, успешной  социализации воспитанников  и выпускников, познакомит  детей  с  конструктивными  способами  разрешения  конфликтов,  снизит уровень  самовольных  уходов  и  правонарушений.

         Создание  Службы медиации  в  Центре  обусловлено  следующими  причинами:

•        социальная  напряжённость  и  конфликтность в обществе;

•        повышенная конфликтность  воспитанников  Центров;

•        необходимость в  формировании  навыка  умения  самостоятельно жить  в  обществе  после  выпуска  из  детского учреждения;

•        отсутствие  семьи  в  жизни  воспитанников  и  возложение  этой  роли  на  Центр;

•        асоциальные проявления в среде  воспитанников:  самовольные  уходы, правонарушения,  совершаемые  несовершеннолетними.

Социальный педагог

Иванюга Н.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования эстафет при обучении плаванию в бассейне СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию № 11"

      Игровой метод и, в том числе, эстафеты, широко используется в процессе обучения детей плаванию. Этот метод создает на уроках веселую атмосферу и стимулирует творчество дете...

«Профориентационное сопровождение детей с ОВЗ, в рамках межсетевого сотрудничества районного опорного Центра социализации детей и подростков и Центра содействия семейному воспитанию Фрунзенского района Санкт-Петербурга»

Статья посвящена организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка в рамках межсетевого взаимодействия Районного опорного Центра социализации детей и Цент...

ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОДЕЙСТВИЮ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ».

Одной из форм подготовки воспитанников к взаимодействию с внешней средой окружения является их вооружение основами правовых  знаний. Прежде всего, это формирование осознанного отношения к реальны...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...

Методика духовно-нравственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников центра содействию семейному воспитанию является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности - проявлен...

Патриотическое воспитание подростков в условия Центра содействия семейному воспитанию

Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Сегодня не многие люди являются настоящими патриотами. Любые крупные социально-политические изменения в с...