Методическая разработка по теме "Подвижные игры для детей с ОВЗ".
методическая разработка

Развитие физических качеств обучающихся с ОВЗ через подвижные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme_podvizhnye_igry.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15»

г. Магнитогорска

Методическая разработка

по дисциплине «Физическая культура»

Развитие физических качеств обучающихся с ОВЗ через подвижные игры с учетом особенностей адаптивной физкультуры

                                                                                            Разработал:  

                                                          учитель физической культуры                    

      Кудабаев Т.А.

Магнитогорск 2025

Развитие физических качеств обучающихся с ОВЗ через подвижные игры

            На уроках адаптивной физической культуры подвижная игра занимает значительное место. Правильно спланированная игра помогает детям с ОВЗ удовлетворить естественную потребность в общении, эмоциональном контакте с другими детьми, расширяет двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Подвижная игра создает атмосферу радости и поэтому делает наиболее эффективным решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Посредством подвижной игры у ребенка улучшается настроение, активизируется дыхание, кровообращение, улучшаются обменный процесс. Все это способствует укреплению здоровья ребенка

Особенности организации подвижных игр у детей с ОВЗна уроках адаптивной физической культуры

Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Первоочередной задачей физического воспитания на уроках адаптивной физической культуры самым важным является охрана жизни и здоровья детей, функциональное совершенствование организма, повышение умственной и физической способности. Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения. Для того чтоб раскрыть механизмы управления здоровьем ребенка, необходимо учитывать системные связи между различными физиологическими функциями, реализуемые в процессе адекватной деятельности на соответствующих этапах индивидуального развития. Целесообразно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, одновременно воздействовать на наиболее зрелые физиологические функции, оказывая тем самым положительное влияние на развитие других физиологических функций. На уроках адаптивной физической культуры подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации ребенка, в силу врожденного инстинкта. Дети сами с большой охотой занимаются на уроках подвижными играми. Подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем его мире, развития мышления. Относительно самостоятельная деятельность, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, развитии. Разнообразные подвижные игры, используемые на занятиях адаптивной физической культуры, являются действенным средством профилактики и коррекции нарушения речи у детей. У детей с ОВЗ недостаточно сформированы пространственные представления, двигательные стереотипы. При проведении подвижных игр создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование качеств ребенка. Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности. Предлагая детям подвижную игру или игровое задание, учитель должен заранее познакомить их с элементами игры, поупражняться с ними в тех упражнениях, которые сложны для них. Сам учитель принимает активное участие в игре, оказывает помощь детям при выполнении трудных заданий. В ходе игры отмечает малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием, подбадривает. Необходимо проявлять терпимость к детям, которые не могут и не понимают, как правильно выполнять игровое задание. Каждый ребенок должен вовлекаться в игру выполняя посильное для него игровое задание, по возможности подражать ведущему и другим детям. Выполнять действия вместе с учителем. Важно, чтоб у каждого ребенка появилась уверенность в своих силах. В каждой игре есть свои наиболее существенные стороны, помогающие развитию у детей тех или иных навыков и качеств.

 С этой целью применяются разнообразные виды подвижных игр:

  • Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с ОВЗ
  • Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)
  • Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве
  • Подвижные игры на развитие выразительных движений
  • Подвижные игры на развитие воображения
  • Подвижные игры на развитие внимания
  • Подвижные речевые игры для детей
  • Игры на развитие коммуникативных функций
  • Подвижные игр на развитие звукопроизношения.

Игры по развитию общей моторики позволяют укрепить костно-мышечную систему, выправить осанку, развить чувство равновесия, выработать координацию движений. Выполняя сложные физические упражнения, ребенок задействует оба полушария головного мозга, обдумывая каждое свое действие. Такая координация позволит ему в будущем быстрее освоить сложные навыки - игр с выполнением зарядки, с мячом, прыжками, бегом.

Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текст). Для развития моторики используются на уроках упражнения с мячами разного диаметра, массажные мячи, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, игровые задания с мелкими предметами, шнуровки и др. Если развитие движений пальцев отстает у ребенка, то задерживается и речевое развитие. Когда развитие движений пальцев соответствует развитию возраста ребенка, то его речевое развитие соответствует его возрасту. Доказано, что движение пальцев рук стимулирует созревание центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребенка.

Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве – хождение по ориентирам, бег по заданию, умение ориентироваться в частях своего тела, правильно выполнять команды (повернуться направо, налево, повернуться кругом, разомкнуться и д), на ориентировку в пространстве, с элементами строевых упражнений.

Подвижные игры на развитие выразительных движений – при проведении подвижной игры на развитие выразительности движений в основном используются приемы имитации и подражания. Игры с имитацией движений различных животных, ролевые игры.

Подвижные игры на развитие внимания – внимание - один из важнейших познавательных процессов, оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. Подвижные игры способствуют тренировке возможно более быстрой и правильной реакции на различного вида раздражители, таких как смена действия, смена предметов, команду, удар бубна, звук свистка.

Подвижные речевые игры для детей – Игры этого типа привлекают детей своей особой занимательностью. Ребенок, увлекаясь игровым моментом, не замечает, как привыкает к связной речи, учится делать нужные паузы, правильно ставить ударения в словах, замедлять и ускорять темп речи, выделять голосом отдельные слова и выражения, то есть осваивает такое понятие, как интонация речи. Это способствует тому, что и в дальнейшем речь человека будет отличаться смысловой ясностью и выразительностью.

Игры на развитие коммуникативных функций – Подвижные игры направлены на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества, партнерского общения, взаимодействие с ребятами, учителем

Подвижные игр на развитие звукопроизношения - игры и игровые упражнения с воспроизведением отдельных звуков. Подвижные игры по своей классификации делятся :

  • Игры малой подвижности
  • Игры средней подвижности
  • Игры большой подвижности

Игры малой подвижности – такие игры рекомендуются для снятия интенсивного физической нагрузки, снятия утомления, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, с движениями с небольшой амплитудой, в спокойном и умеренном темпе.

Игры средней подвижности – двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет спокойной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний.

Игры большой подвижности – оптимальная двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, быстрых перебежек, подпрыгиваний, действий с предметами, имитацией движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой сменой действий, наличие нескольких ролей, попеременному их выполнению. Проведя подвижных игр на уроках физической культуры очень часто приходиться использовать игровой материал, предназначенный для детей младшего возраста, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы возрастных групп, нестандартное оборудование, придуманное и изготовленное для проведения различных подвижных игр.

Подвижные игры проводятся по следующему алгоритму:

  • Организация детей
  • Создание интереса к игре
  • Объяснение игры
  • Определение водящего
  • Проведение игры
  • Окончание игры и подведение итогов.

На уроках адаптивной физической культуры подвижная игра занимает значительное место. Правильно спланированная игра помогает детям с ОВЗ удовлетворить естественную потребность в общении, эмоциональном контакте с другими детьми, расширяет двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Подвижная игра создает атмосферу радости и поэтому делает наиболее эффективным решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Посредством подвижной игры у ребенка улучшается настроение, активизируется дыхание, кровообращение, улучшаются обменный процесс. Все это способствует укреплению здоровья ребенка

Список используемой литературы:

1. Барчуков ИС., Назаров ЮН., Егоров ССи др. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / под ред. В. Я. Кикотя, И. С. Барчукова. - М., 2010.

2. Барчуков ИС. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / под общ. ред. Г. В. Барчуковой. - М., 2011.

3. Бишаева АА. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Программа развития индивидуальных способностей детей через игровые формы и первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах".

Развитие музыкальных способностей достигается путем комплексного воздействия всех видов музыкальной деятельности, индивидуального игрового подхода, вариативности путей воздействия. Особенность этой пр...

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...

«Техника вязания, виды петель» Методическая разработка раздела программы дополнительного образования детей «Волшебная петелька» для детей 10-12 лет

Техника вязания – виды петель: раздел  первого года обучения,образовательной программы "Волшебная петелька",включает изучение технологии вязания крючком. Работа по схеме, искусство составления ко...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА военно-патриотической игры «Мы защитниками станем!» для детей младшего школьного возраста

Военно-спортивная игра«Мы защитниками станем!», посвящённая 23 февраля – Дню Защитника Отечества....

методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Своя игра"

Интеллектуально-познавательная командная игра, включающая вопросы по разным учебным предметам (технология, ИЗО, музыка, ОБЖ, физкультура, история и культура Санкт-Петербурга)....

Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"

1.       Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ...

Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)

Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...