Использование интерактивного графического диктанта на занятиях по логопедии со школьниками начальной школы, имеющими нарушения речи
статья

Евсеева Зинаида Михайловна

Документ представляет методику использования интерактивного графического диктанта (ИГД) в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими речевые нарушения. ИГД объединяет элементы слухового восприятия, пространственной ориентации и графомоторных навыков. Метод способствует развитию фонематического слуха, зрительно-моторной координации и коррекции письменной речи. В работе описаны этапы проведения, цели, практическое применение и примеры упражнений. Методика отличается высокой эффективностью, вовлекает детей в процесс, снижает тревожность и подходит для инклюзивной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnyy_graficheskiy_diktant_evseeva_polnyy_1.docx10.92 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивного графического диктанта на занятиях по логопедии со школьниками начальной школы, имеющими нарушения речи

Автор-составитель: Евсеева З.М.

Введение

Современное логопедическое образование активно интегрирует инновационные технологии в традиционную коррекционную практику. Одним из эффективных инструментов, зарекомендовавших себя в работе с младшими школьниками, имеющими речевые нарушения, стал интерактивный графический диктант. Это методика, сочетающая элементы пространственной ориентировки, аудирования, графомоторного навыка и речевого анализа.

Цели и задачи метода

Интерактивный графический диктант (ИГД) представляет собой задание, в ходе которого ребенок на основе устных инструкций логопеда выполняет графическую работу на экране планшета, интерактивной доске или в печатном виде, следуя указаниям по перемещению, ориентации в пространстве и анализу звуков.
Методика решает следующие задачи:

  • - развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
    - формирование пространственных представлений («вверх/вниз», «вправо/влево»);
    - развитие зрительно-моторной координации;
    - коррекция нарушений письма и чтения;
    - активизация речевой деятельности через игровую форму.

Методические особенности проведения ИГД

Занятие с использованием интерактивного графического диктанта строится по следующей схеме:

1. Мотивационный этап: логопед предлагает ребёнку «нарисовать секретную картинку» по голосовым подсказкам.
2. Инструктаж: объяснение правил – «слушай внимательно и выполняй каждое задание точно».
3. Основной этап: логопед читает инструкции, например:
  – «Поставь точку в середине листа. Проведи линию вверх на две клеточки. Нарисуй кружок. От кружка веди линию вправо на три клетки...»
4. Рефлексия и обсуждение результата: сравнение полученного изображения с эталоном, обсуждение правильности выполнения и трудностей.

Практическая значимость и опыт применения

Методика ИГД успешно применяется:
- при коррекции фонетико-фонематических нарушений;
- у детей с нарушением письменной речи (дисграфия, дислексия);
- при задержке речевого развития (ЗРР) и общем недоразвитии речи (ОНР I–III уровня);
- в инклюзивной среде, в работе с детьми с ОВЗ.

Из опыта: интерактивные диктанты вызывают высокий уровень вовлечённости детей, снижают тревожность, развивают навык самостоятельного контроля. Особенно эффективны они в работе с гиперактивными и тревожными детьми, где традиционные формы упражнений вызывают утомление.

Примеры использования

Пример 1: Формирование звуко-буквенного анализа
Диктант с акцентом на начальный звук слова. «Если услышишь слово, начинающееся на [ш] – веди линию вверх, если на [с] – вниз».

Пример 2: Тренировка пространственных представлений
Создание рисунка по командам: «Проведи линию вправо, если услышал мягкий согласный; влево – если твёрдый».

Выводы

Интерактивный графический диктант – это не просто способ удержания внимания ребёнка. Это метод, развивающий комплекс важных навыков: слух, мышление, координацию, речь. Его эффективность подтверждена многолетней практикой, наблюдениями и отзывами родителей.

Метод доступен для адаптации под разные уровни сложности, позволяет индивидуализировать занятия, интегрировать элементы арт-терапии и ИКТ. Он гармонично вписывается в коррекционно-развивающую систему логопедической помощи детям младшего школьного возраста.


Визуальные материалы

Пример графического диктанта, выполненного по устным инструкциям логопеда:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое коррекционное занятие для детей 3-х лет, имеющих нарушения речи по теме

Групповое занятие по коррекции речевых нарушений детей 3-х лет с домашним заданием...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Чтобы заинтересовать детей  сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии долже...

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский...

Логопедический проект Партнерство учителя-логопеда и семьи в процессе дистанционной помощи детям 5-7 лет, имеющим нарушения речи.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Зак...

Программа "Выявление интеллектуальных способностей обучающихся 1-3 классов, имеющих нарушения речи, и работа с одарёнными и талантливыми школьниками"

Программа "Выявление интеллектуальных способностей обучающихся 1-3 классов, имеющих нарушения речи, и работа с одарёнными и талантливыми школьниками"...