Использование интерактивного графического диктанта на занятиях по логопедии со школьниками начальной школы, имеющими нарушения речи
статья
Документ представляет методику использования интерактивного графического диктанта (ИГД) в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими речевые нарушения. ИГД объединяет элементы слухового восприятия, пространственной ориентации и графомоторных навыков. Метод способствует развитию фонематического слуха, зрительно-моторной координации и коррекции письменной речи. В работе описаны этапы проведения, цели, практическое применение и примеры упражнений. Методика отличается высокой эффективностью, вовлекает детей в процесс, снижает тревожность и подходит для инклюзивной среды.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 10.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивного графического диктанта на занятиях по логопедии со школьниками начальной школы, имеющими нарушения речи
Автор-составитель: Евсеева З.М.
Введение
Современное логопедическое образование активно интегрирует инновационные технологии в традиционную коррекционную практику. Одним из эффективных инструментов, зарекомендовавших себя в работе с младшими школьниками, имеющими речевые нарушения, стал интерактивный графический диктант. Это методика, сочетающая элементы пространственной ориентировки, аудирования, графомоторного навыка и речевого анализа.
Цели и задачи метода
Интерактивный графический диктант (ИГД) представляет собой задание, в ходе которого ребенок на основе устных инструкций логопеда выполняет графическую работу на экране планшета, интерактивной доске или в печатном виде, следуя указаниям по перемещению, ориентации в пространстве и анализу звуков.
Методика решает следующие задачи:
- - развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
- формирование пространственных представлений («вверх/вниз», «вправо/влево»);
- развитие зрительно-моторной координации;
- коррекция нарушений письма и чтения;
- активизация речевой деятельности через игровую форму.
Методические особенности проведения ИГД
Занятие с использованием интерактивного графического диктанта строится по следующей схеме:
1. Мотивационный этап: логопед предлагает ребёнку «нарисовать секретную картинку» по голосовым подсказкам.
2. Инструктаж: объяснение правил – «слушай внимательно и выполняй каждое задание точно».
3. Основной этап: логопед читает инструкции, например:
– «Поставь точку в середине листа. Проведи линию вверх на две клеточки. Нарисуй кружок. От кружка веди линию вправо на три клетки...»
4. Рефлексия и обсуждение результата: сравнение полученного изображения с эталоном, обсуждение правильности выполнения и трудностей.
Практическая значимость и опыт применения
Методика ИГД успешно применяется:
- при коррекции фонетико-фонематических нарушений;
- у детей с нарушением письменной речи (дисграфия, дислексия);
- при задержке речевого развития (ЗРР) и общем недоразвитии речи (ОНР I–III уровня);
- в инклюзивной среде, в работе с детьми с ОВЗ.
Из опыта: интерактивные диктанты вызывают высокий уровень вовлечённости детей, снижают тревожность, развивают навык самостоятельного контроля. Особенно эффективны они в работе с гиперактивными и тревожными детьми, где традиционные формы упражнений вызывают утомление.
Примеры использования
Пример 1: Формирование звуко-буквенного анализа
Диктант с акцентом на начальный звук слова. «Если услышишь слово, начинающееся на [ш] – веди линию вверх, если на [с] – вниз».
Пример 2: Тренировка пространственных представлений
Создание рисунка по командам: «Проведи линию вправо, если услышал мягкий согласный; влево – если твёрдый».
Выводы
Интерактивный графический диктант – это не просто способ удержания внимания ребёнка. Это метод, развивающий комплекс важных навыков: слух, мышление, координацию, речь. Его эффективность подтверждена многолетней практикой, наблюдениями и отзывами родителей.
Метод доступен для адаптации под разные уровни сложности, позволяет индивидуализировать занятия, интегрировать элементы арт-терапии и ИКТ. Он гармонично вписывается в коррекционно-развивающую систему логопедической помощи детям младшего школьного возраста.
Визуальные материалы
Пример графического диктанта, выполненного по устным инструкциям логопеда:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповое коррекционное занятие для детей 3-х лет, имеющих нарушения речи по теме
Групповое занятие по коррекции речевых нарушений детей 3-х лет с домашним заданием...

Взавимодействие музыкального руководителя и учителя логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
бобщение опыта работы по взаимодействию музыкального руководителя и логопеда...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи
Чтобы заинтересовать детей сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии долже...

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский...

Логопедический проект Партнерство учителя-логопеда и семьи в процессе дистанционной помощи детям 5-7 лет, имеющим нарушения речи.
Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Зак...
Программа "Выявление интеллектуальных способностей обучающихся 1-3 классов, имеющих нарушения речи, и работа с одарёнными и талантливыми школьниками"
Программа "Выявление интеллектуальных способностей обучающихся 1-3 классов, имеющих нарушения речи, и работа с одарёнными и талантливыми школьниками"...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения: «Использование логоритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи»
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения...

