Конспект урок - Логопедия - 2, 3, 4, 5, 6 классы.
план-конспект урока (5, 6 класс)
Конспекты урока - Логопедия 2, 3, 4, 5, 6 классы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.83 КБ | |
| 24.36 КБ | |
| 30.36 КБ | |
| 26.57 КБ | |
| 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
ЛОГОПЕДИЯ
Тема:
«Гласные 2 ряда».
2 класс.
Подготовила и провела:
Мадеева Т. П.
Учитель-логопед.
Горки
2025г.
Цель: Познакомить с артикуляцией гласных звуков 2 ряда и способами их образования.
Задачи:
Обучающая: формировать умение выделять гласные звуки 2 ряда в слогах и словах, записывать соответствующую букву.
Развивающая: развивать умение слышать заданный звук в ряду других звуков.
Воспитывающая: воспитывать умение слушать и понимать речь педагога, аккуратность при выполнении задания, оценивать выполненную работу на уроке.
Оборудование:
- смайлики;
- зеркала и т.д.
Ход урока:
- Организационный момент:
- Учитель – логопед:
- Здравствуйте.
- Для хорошего настроения проведем небольшую разминку….
- Встали, повторяем за мной слова и движения….
1, 2, 3, 4, 5 – мы хлопаем руками,
1, 2, 3, 4, 5 – мы топаем ногами,
1, 2, 3, 4, 5 – хватит отвлекаться,
1, 2, 3, 4, 5 – садимся заниматься.
- Чтобы произносить звук правильно, нам необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.
- Артикуляционная гимнастика:
- «Окошко» - широко открыть рот, закрыть рот.
- «Чистим зубки» - язычок двигается с внутренней стороны верхних и нижних зубов.
- «Месим тесто» - пошлепать языком между губами (пь – пь – пь…), покусать кончик языка зубками (раз – два, раз – два, раз – два…).
- «Дудочка» - с напряжением вытягиваем вперёд губки.
- «Заборчик» - улыбнулись с напряжением, показали сомкнутые зубы.
- «Дудочка» - «Заборчик» - чередуем (раз – два, раз – два…).
- «Маляр» - язычком водим, как малярной щеткой, по нёбу.
- Также чтобы четко произносить звуки необходимо выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика (дыхательные упражнения):
- вдох и выдох носом;
- вдох и выдох ртом;
- вдох ртом, выдох носом;
- вдох носом, выдох ртом.
- Актуализация опорных знаний:
- Назовите, какое сегодня число? Месяц?
- Что такое звук? (Звук мы слышим и произносим.)
- Что такое буква? ( Букву видим и пишем.)
- Во что звук превращается на бумаге? (В букву.)
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
- Звуки, которые произносятся с открытым ртом, тянутся, поются, называются ГЛАСНЫМИ.
Учитель-логопед прикрепляет на доску карточки: гласные звуки 1 ряд.
А О У Ы Э
- Назовите гласные. (Дети называют.)
- Это гласные 1 ряд.
Учитель-логопед прикрепляет на доску карточки: гласные звуки 2 ряд.
Я Ё Ю И Е
- Назовите гласные. (Дети называют.)
- Это гласные 2 ряд.
Минутка чистописания.
Упражнение «Пальчики здороваются» на левой и правой руке.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальчики гулять –
Раз, два, три, четыре, пять –
В домик спрятались опять….
- Логопед вносит на доску картинку - образец написания буквы – А, а.
- Назовите эту букву…буква – А, а.
Логопед объясняет: «Как писать букву А, а». (см. Приложение 1.)
Логопед раздает детям «Пропись – буква А, а». (Дети пишут букву А, а…..).
- Работа по теме урока:
Учитель-логопед оставляет на доске гласные 2 ряда:
Я Ё Ю И Е.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о гласных звуках 2 ряда.
- Назовите гласные звуки 2 ряда. (Дети называют.)
Учитель-логопед:
- Поиграем в игру «Поймай звук».
- Я буду показывать слоги, если вы услышите гласные звуки 2 ряда, хлопните в ладоши. Если звук другой поворачивайте головой вправо, влево.
Учитель называет слоги:
- СА, ТИ, МЯ, ЛО, ПЮ, РЕ, МЫ, КЕ, СО, НЁ, ФА, КЫ, РИ, ЛЮ.
- ФИЗМИНУТКА
- С физминуткой я дружу.
Свою спину разогну…
Руки вверх подниму…
А потом их опущу…
А потом попрыгаю – раз, два, три…
Ножками подрыгаю – раз, два, три…
Ручками похлопаю – раз, два, три…
Ножками потопаю – раз, два, три…
Сяду я за парту стройно – «вздохнули, потянулись»…
Чтоб вести себя достойно – «ручки красиво положили на парты»…
- Работа по теме урока
Учитель-логопед:
- Поиграем в игру «Угадай звук».
- Я буду показывать картинки, называть их выделяя звук.
- Какой звук вы услышите, поднимите карточку.
Учитель показывает картинку и называет слово….
- кИт.
-Какой звук вы услышали? (Звук – И.)
- Поднимите карточку покажите букву И.
Учитель показывает картинку и называет слово….
- утЮг.
-Какой звук вы услышали? (Звук – Ю.)
- Поднимите карточку покажите букву Ю. и т.д.
(кИт, утЮг, Ель, мЯч, Ёжик, лИст, клЮква, кЕпка, Яблоко, бельЁ.)
- Звуки 2 –го ряда Я, Ё, Ю, И, Е на письме обозначаются буквами.
- Запишем в тетрадь буквы… (И, Ю, Е, Я, Ё, И, Ю, Е, Я, Ё.)
- кИт, утЮг, Ель, мЯч, Ёжик, лИст, клЮква, кЕпка, Яблоко, бельЁ.
- Итог урока:
Логопед:
- Что вы слышали сегодня на занятии, какие были звуки?
(гласные 2 ряда: Я, Ё, Ю, И, Е.)
- Послушайте строчки из стихотворения «Звуки речи»:
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
- Вы сегодня все работали на уроке. Оцените свои успехи - выберите подходящий смайлик:
- Ура! Я справился! (смайлик веселый…).
- Я справился, но есть ошибки (смайлик удивленный…).
- Мне было трудно (смайлик грустный…)
- Прикрепите смайлик к той группе, какую вы оценили…
(Дети на доску прикрепляют смайлик…)
На этом урок наш окончен, всем спасибо, все молодцы…
Приложение 1.
А прописная состоит из пяти элементов:
- переднего закругленного элемента;
- удлиненной наклонной палочки;
- прямой линии;
- закругления внизу;
- горизонтальной палочки.
Начинаем писать букву от точки, расположенной немного выше нижней строчной линии:
Закругляем вниз вправо и, коснувшись нижней строчной, ведем плавно вверх длинную наклонную линию.
Дойдя до межстрочной линии, не отрывая руки, ведем вниз прямую наклонную и у нижней строчной линии закругляем вправо.
Отрываем руку от бумаги, от точки, расположенной чуть ниже верхней строчной, проводим горизонтальную линию, пересекающую длинную наклонную и прямую наклонную линии.
Комментируем:
- точка (ставим карандаш на первую точку), закругляем,
прямая, прямая, закругляем;
- точка (на вторую точку), прямая.
Строчная а состоит из двух элементов:
- овала;
- короткой наклонной линии с закруглением внизу.
Начинаем писать букву от точки, расположенной ниже верхней строчной линии:
Ведем до верхней строчной линии.
Закругляем влево и округлой линией опускаемся до нижней строчной, где закругляем вправо.
Поднимаем округлую линию вверх до точки у верхней строчной линии (или до начала письма (точки) для детей до 7 лет).
Не отрывая руки, проводим прямую наклонную, соприкасающуюся с овалом.
У нижней строчной линии закругляем вправо и поднимаем немного вверх.
Комментируем:
- точка (ставим карандаш на первую точку), закругляем,
закругляем, прямая;
- точка (на вторую точку), прямая, закругляем.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
ЛОГОПЕДИЯ
Тема: «Увеличение количества слов в предложении».
3 класс.
Подготовила и провела:
Мадеева Т. П.
Учитель-логопед.
Горки
2025г.
Цель: Формировать умения составлять и записывать предложения по сюжетной картинке, с увеличением количества слов.
Задачи:
Обучающая: формировать умения составлять предложения по сюжетной картинке, определять количество слов в предложении, составлять схему предложения.
Развивающая: развивать навык зрительного и слухового вербального анализа.
Воспитывающая: воспитывать умение слушать и понимать речь педагога, аккуратность при выполнении задания.
Оборудование:
- карточки с заданиями.
Ход урока:
- Организационный момент:
- 1, 2, 3, 4, 5 – мы хлопаем руками,
1, 2, 3, 4, 5 – мы топаем ногами,
1, 2, 3, 4, 5 – хватит отвлекаться,
1, 2, 3, 4, 5 – садимся заниматься.
- Назовите, какое сегодня число? Месяц?
- Открыли тетради, записали число…
- Минутка чистописания.
Ученики прописывают букву в тетради – минутка чистописания.
- Артикуляционная гимнастика (дыхательная гимнастика, массаж лица):
- «Окошко» - широко открыть рот, закрыть рот.
- «Чистим зубки» - язычок двигается с внутренней стороны верхних и нижних зубов.
- «Месим тесто» - пошлепать языком между губами (пь – пь – пь…), покусать кончик языка зубками (раз – два, раз – два, раз – два…).
- «Дудочка» - с напряжением вытягиваем вперёд губки.
- «Заборчик» - улыбнулись с напряжением, показали сомкнутые зубы.
- «Дудочка» - «Заборчик» - чередуем (раз – два, раз – два…).
- «Маляр» - язычком водим, как малярной щеткой, по нёбу.
Дыхательная гимнастика (дыхательные упражнения):
- вдох и выдох, через нос;
- вдох носом, выдох ртом;
- вдох ртом, выдох носом;
- выдох и вдох через левую ноздрю;
- затем через правую;
- вдох через левую ноздрю, выдох через правую;
- вдох через нос, выдох через плотно сжатые губы.
- Актуализация опорных знаний:
Словесная игра «Да, нет».
- Отвечай на вопрос «Да» или «Нет».
- Знаешь ли ты, что…
- предложение состоит из слов?
- предложение - это несколько слов, связанных между собой по смыслу?
- первое слово предложения пишется с заглавной буквы?
- в конце предложения ставится плюс?
- слова в предложении пишутся слитно?
- предлоги В, НА, ЗА, С, К, ИЗ и др., пишутся отдельно с другими словами?
- Изучение нового материала.
Учитель раздаёт детям карточку сюжетная картинка…
Задание:
- Составь предложения по картинке.
Определи на слух количество слов в предложениях.
Запиши предложения в тетрадь.
Нарисуй схему предложения.
- Наступила осень.
- Дети пошли в лес.
- ФИЗМИНУТКА
- С физминуткой я дружу.
Свою спину разогну…
Руки вверх подниму…
А потом их опущу…
А потом попрыгаю – раз, два, три…
Ножками подрыгаю – раз, два, три…
Ручками похлопаю – раз, два, три…
Ножками потопаю – раз, два, три…
Сяду я за парту стройно – «вздохнули, потянулись»…
Чтоб вести себя достойно – «ручки красиво положили на парты».
- Работа по теме урока.
Ученики выполняют…..
Задание:
- Составь предложения по картинке.
Определи на слух количество слов в предложениях.
Запиши предложения в тетрадь.
Нарисуй схему предложения.
- Дима набрал корзину грибов.
- Лена набрала корзину спелых ягод.
- Дети были рады походу за грибами и ягодами.
Ученики выполняют работу на листочках и в тетради.
– Итог урока.
Логопед:
- Что сегодня вы узнали на уроке? Что выполняли? (дети отвечают).
- Вы сегодня все работали на уроке.
Оцените свои успехи - выберите подходящий смайлик:
- Ура! Я справился! (смайлик веселый).
- Я справился, но есть ошибки (смайлик удивленный).
- Мне было трудно (смайлик грустный)
- Прикрепите смайлик к той группе, какую вы оценили…
(Дети на доску прикрепляют смайлик…)
- На этом урок окончен, всем спасибо, все молодцы…
Приложение.
- Наступила осень.
- Дети пошли в лес.
- Дима набрал корзину грибов.
- Лена набрала корзину спелых ягод.
- Дети были рады походу за грибами и ягодами.
_____________________________________
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
ЛОГОПЕДИЯ
Тема:
«Дифференциация звуков и букв Г - К».
4 класс.
Подготовила и провела:
Мадеева Т. П.
Учитель-логопед.
Горки
2025г.
Цель: упражнять в сравнение звуков Г – К по артикуляции и звучанию,
букв Г– К по написанию в словах.
Задачи:
Обучающая: формировать умение сравнивать звуки по способу образования путем выработки четкой артикуляторно-моторной координации.
Развивающая: развивать умение соотносить звук с графемой, выделять звуки Г – К, в слогах и словах, произносить слоги отраженно; развивать
артикуляционную и пальчиковую моторику.
Воспитывающая: воспитывать умение слушать и понимать речь педагога, аккуратно выполнять задания.
Оборудование:
- карточки с заданиями;
- картинки:
- Буква Г, г, К, к;
- карточки по каллиграфии – Г, г, К, к;
- смайлики.
Ход занятия:
- Организационный момент
- Учитель – логопед:
- Здравствуйте, садитесь.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем наше занятие.
- Посмотрите на доску.
- Это девиз нашего занятия, давайте его прочитаем:
- Я говорю предложение, вы за мной повторяете…
Учитель – логопед читает вслух, дети повторяют….
Каждый день, садясь писать, Нужно думать, рассуждать. Слушать звук внимательно, Писать буквы правильно и старательно!!! |
- Но чтобы четко произносить звуки, язычок должен хорошо работать…
- Для этого нам нужно провести «Логопедическую зарядку» - это артикуляционную гимнастику и дыхательную гимнастику.
- Логопедическая зарядка
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА – артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика!!!
- Проведем логопедическую зарядку – начнем…
- Артикуляционная гимнастика:
- Наказать непослушный язычок — покусать язычок.
- Улыбнуться приоткрыть рот, положить широкий, передний край языка
на нижнюю губу и «пошлёпать» его губами произнося - «пя-пя-пя».
- Улыбнуться приоткрыть рот и покусать кончик языка зубками слегка.
(Чередовать эти два движения).
- Блинчик.
- Улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.
- Горка.
- Губы в улыбке, рот открыт;
- кончик языка упирается в нижние зубы;
- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
- Горку построим — горку разрушим.
- Губы в улыбке, рот открыт;
- кончик языка упирается в нижние зубы;
- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем
расслабить его.
(Попеременно выполнять эти упражнения).
- Ветерок дует с горки.
- Улыбнуться приоткрыть рот;
- поставить язык «горкой»;
- спокойно и плавно подуть по середине языка.
(Воздух должен быть холодным).
- Дыхательная гимнастика:
- вдох и выдох носом;
- вдох и выдох ртом;
- вдох ртом, выдох носом;
- вдох носом, выдох ртом.
- Сообщение темы урока (работа в тетрадях).
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по станциям со звуками и буквами.
- Но чтобы узнать, какие звуки и буквы поедут с нами вам нужно отгадать загадки...
Отгадайте загадки:
- Следующая загадка:
- Есть она в любом кармане,
В сумке, в комнате, в руке,
Есть в кастрюле, есть в стакане,
И две целых в кошельке.
Без нее не даст корова
Нам парного молока.
Здесь загадано не слово,
А всего лишь буква…. (К)
- «Крот», «Качели» и «Клюка»
Начинаются на ….. (К)
- Тема занятия – «Звуки и буквы Г - К».
Работа в тетрадях…
Учитель-логопед:
- Открыли тетради, записали число - 27 февраля.
- Какое сегодня число, месяц? (Актуализация знаний).
- Тему занятия: «Звуки и буквы Г - К».
- Работа по теме занятия
Слайд №1. - станция: «Звуки Г -К»
Артикуляция и характеристика звука Г и К;
характеристика написания буквы Г, г и К, к - «минутка каллиграфии и т.д.
Логопед: вносит на доску карточки - звук К – в шляпе, звук Г в колпачке.
- Дайте характеристику звукам Г – К.
- Произнесите попеременно звуки Г – К, К – Г.
- Сравните. Чем они похожи? - эти звуки согласные.
- Почему они согласные? (им мешает язычок)
- При произнесении звуков Г и К — кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба.
- Чем отличаются?
- При произнесении звука Г – голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос), а при произнесении звука К связки отдыхают, горло не дрожат (нет голоса).
- Какой из них глухой? Какой звонкий?
- Звук Г – звонкий, а звук К – глухой.
- Звуки Г и К могут быть мягкими и твёрдыми.
- Звуки мы слышим и произносим.
- Звуки обозначаются на письме буквами.
- Буквы мы пишем и читаем.
Слайд №2. - станция: «Буквы Г -К»
- Логопед вносит на доску картинку - образец написания буквы – Г, г - К, к.
- Назовите эту букву…буква – Г, г - К, к.
Пальчиковая гимнастика: «В гости».
Дети пишут букву Г и г - К и к на листочках – прописях.
- ФИЗМИНУТКА
Слайд №3. - станция: «Физминутка»
- С физминуткой я дружу.
Свою спину разогну…
Руки вверх подниму…
А потом их опущу…
Ногами я потопаю раз, два, три …
Руками я похлопаю раз, два, три …
Сяду я за парту стройно –
«вздохнули, потянулись»…
Чтоб вести себя достойно –
«ручки красиво положили на парту»…
- Работа по теме урока.
Слайд №4. - станция: «Волшебные слоги»
Выделение звуков [Г], [К ] из слогов:
- Прочитайте слоги.
|
- Прослушайте ряды слогов. Запомните их и повторите в той же последовательности.
|
Слайд №5. - станция: «Волшебные слова».
Выделение звуков [Г], [К] из слов:
- Послушайте слова. Вместо слов запишите только буквы г или к.
Галя, Коля, каша, сапоги, радуга, руки, груша, гулять, кино, ягоды.
- Прочитать и списать слова, подчеркнуть в словах буквы Г – К.
Куст – густ, каша – Гаша, кол – гол, икра – игра.
- Я назову пары слов, а вы покажите буквы, которыми одно слово отличается от другого.
ГОРКА – КОРКА ГОСТИ – КОСТИ КОЛ – ГОЛ КАЛЬКА – ГАЛЬКА | ГРОТ – КРОТ ИГРА – ИКРА ГАЛИНА – КАЛИНА ГОЛОС – КОЛОС | КОРА – ГОРА ГОД – КОД УГОЛ – УКОЛ ГАЛЕТА – КОТЛЕТА |
- – Итог занятия.
Логопед:
- Что сегодня вы узнали на занятии? О чем мы говорили?
- Оцените свои успехи - выберите подходящий смайлик:
- Ура! Я справился! (смайлик веселый…).
- Я справился, но есть ошибки (смайлик удивленный…).
- Мне было трудно (смайлик грустный…)
- Прикрепите смайлик к той группе, какую вы оценили…
(Дети на доску прикрепляют смайлик…)
На этом урок наш окончен, всем спасибо, все молодцы…
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
ЛОГОПЕДИЯ
Тема:
«Обозначение мягкости согласных
посредством гласных 2 ряда».
5 класс.
Подготовила и провела:
Мадеева Т. П.
Учитель-логопед.
Горки
2025г.
Цель: учить слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда.
Задачи:
Обучающая: формировать умения правильно подбирать пропущенную гласную букву (Я, Ё, Ю, И, Е);
Развивающая: развивать умения слышать мягкие согласные перед гласными звуками второго ряда, фонематический слух и восприятие;
Воспитывающая: воспитывать умение слушать и понимать речь педагога, аккуратность при выполнении задания.
Оборудование:
- карточки с заданиями.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Минутка чистописания.
- Актуализация опорных знаний:
- Назовите, какое сегодня число? Месяц?
Работа в тетрадях…
Учитель-логопед:
- Открыли тетради, записали число - ………...
- Тему урока: «Я, Ё, Ю, И, Е – гласные 2 ряда».
- Работа по теме урока…
Логопед:
- Послушайте и скажите, как звучат согласные в конце слов:
КОНЬ, ДЕНЬ. (Мягко.)
- Назовите мягкие согласные в словах: БАНЬКА, ЗОРЬКА
- Что влияет на смягчение этих согласных? (Мягкий знак.)
Влияние гласных второго ряда на впередистоящие согласные.
Логопед читает сказку «Хвастун» по Г. Сорокину:
- Живет в стране Грамматика известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово ел превращается в ель, а консервная банка стала теплой банькой.
Расхвастался Мягкий знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители из страны Грамматика – гласные второго ряда – стали смеяться:
«Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был лук, стал люк, был мал, стал мял». Так гласные второго ряда поставили на место хвастунишку.
Логопед объясняет выражение «поставить на место»:
(т.е решительно указать на недопустимость поведения)
- Кто же поставил на место хвастунишку? (гласные 2 ряда)
На доске – слова:
Коля, Варя, Валя, воля, пятка, пятна, Лена, Люба.
Логопед:
- Прочитайте слова и назовите согласный звук, который звучит мягко.
(Ученики выполняют…)
- Есть ли мягкий знак в словах – Коля, Варя, Валя, воля, пятка, пятна? (Нет)
- Здесь буква Я влияет на смягчение впереди стоящего согласного, поэтому он звучит мягко.
ЗАДАНИЕ:
- Послушать слова. Назвать согласный, который звучит мягко. Какая буква повлияла на его смягчение?
- тёрка, рёв, тётка, тёлка, сёмга;
- клюв, глюкоза, сюда, рюшка, плюшка;
- мел, сел, кеды, лес, левый, нежный, ветер;
- мир, тир, тигр, сито, кино, винт, синий.
Логопед:
- Вспомните, какие гласные влияли на смягчение согласных?
(Я, ё, ю, и, е)
- Как мы называем эти гласные?
(Гласные второго ряда.)
- Когда согласный звучит мягко?
(Если после согласного стоит мягкий знак или гласный второго ряда.)
- ФИЗМИНУТКА.
- Закрепление навыка обозначения мягкости согласных посредством гласных 2 ряда. Развитие орфографической зоркости.
- ЗАДАНИЕ:
Запишите под диктовку слоги:
Сё, ня, лю, ни, ре, пя, лё, фе, кя, тю, ди.
- ЗАДАНИЕ:
Запишите по диктовку слова:
Пятна, свёкла, брюки, крик, дело.
Логопед вносит задание на карточках …
- ЗАДАНИЕ: (на карточках)
Спишите слова вставляя буквы Я, Ё, Ю, И, Е:
Подчеркните мягкие согласные.
Пр…ник, кост…р, ут…г, з…ма, л…с, м…со, м..д, кл…ква,
с…то, к…ды, в…жет, бр…вна, кл…шка, м…р, з…бра.
- ЗАДАНИЕ: (на карточках)
Спишите слова вставляя буквы Я, Ё, Ю, И, Е:
Овс…нка, сл…зы, бл…до, т…хо, в…сна, пр…ник, козл…нок,
из…м, ул…тка, в…рный.
- Итог урока.
Логопед:
- О чем мы с вами говорили на уроке?
- На этом урок наш окончен, всем спасибо, все молодцы…
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
ЛОГОПЕДИЯ
Тема:
«Образование слов с помощью приставки».
6 класс.
Подготовила и провела:
Мадеева Т. П.
Учитель-логопед.
Горки
2024г.
Цель: Закрепление знаний о правописании приставок.
Задачи:
Обучающая: формировать умение образовывать слова приставочным способом;
Развивающая: развивать умение выделять приставку в словах, обогащение словарного запаса; составлять словосочетания и предложения со словами; развивать слуховое внимание и логическое мышление;
Воспитывающая: воспитывать умение слушать и понимать речь педагога, аккуратность при выполнении задания.
Оборудование:
- индивидуальные карточки с заданиями.
Ход урока:
- Организационный момент:
- Сядет тот, кто назовёт слог, в котором первый звук согласный, а второй гласный.
- Актуализация опорных знаний:
- Назовите, какое сегодня число? Месяц?
- Откройте тетради, запишите число месяц и тему нашего урока….
( На доске - Тема: Приставка).
- Изучение нового материала. Образование слов с помощью приставки.
- Вспомните прошлый урок и правило - что такое приставка?
Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки пишутся слитно со словом. |
- Посмотрите стр. 29 – Задание №1.
Задание: Соедини линией с корнем в середине только те приставки, которые образуют новые слова. Объясни значения получившихся слов.
- Практическая часть урока – работа по карточкам, в тетрадях…
- Учитель-логопед раздает детям карточки…
- Выполни задания на карточках…
(см. лит-ра: А. В. Китикова «Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников» - часть 2, - с.30. – Задание № 4., задание № 5.).
ЗАДАНИЕ № 4.
А. Посмотри, подумай и запиши правило.
Буква З пишется в приставках перед ЗВОНКИМИ согласными и гласными. Н: Разоблачение, безоблачный. Буква С пишется в приставках перед ГЛУХИМИ согласными. |
Б. Образуй слова с приставками РАЗ - или РАС -, ИЗ или ИС, БЕЗ или БЕС. Объясни выбор приставок.
раз (рас) – пустить, винтить ________________________________________
раз (рас) – давать, таять ___________________________________________
раз (рас) – строить, писать _________________________________________
раз (рас) – считать, горячиться _____________________________________
из (ис) – пугаться, лечиться __________________________________________
из (ис) – портить, гнать ____________________________________________
без (бес) – радостный, сильный _____________________________________
без (бес) – болезненный, платный ___________________________________
ЗАДАНИЕ № 5.
Образуй от данных слов новые слова при помощи приставок БЕЗ -, БЕС – и запиши их. Что обозначают приставки прилагательных, которые ты записал?
Перед глухой согласной пишется приставка БЕС-. Перед звонкой согласной пишется приставка БЕЗ – и перед гласными (А, О, У, Ы, И, Э). Н: БесПилотный, безЖалостный, безАдресный, безУдарный. |
Облачный - ________________________________________________________
Радостная - ______________________________________________________
Вкусная - _______________________________________________________
Сильный - ________________________________________________________
Ценный - _______________________________________________________
Болезненный - _____________________________________________________
Злобный - ________________________________________________________
Сердечный - ____________________________________________________
Грамотный - _____________________________________________________
Ударный - _________________________________________________________
- – Итог урока.
Логопед:
- Вы сегодня все работали на уроке.
- Вспомните, о чем мы говорили на уроке?
Вспомните правила…
Буква З пишется в приставках перед ЗВОНКИМИ согласными и гласными. Н: Разоблачение, безоблачный. Буква С пишется в приставках перед ГЛУХИМИ согласными. |
Перед глухой согласной пишется приставка БЕС-. Перед звонкой согласной пишется приставка БЕЗ – и перед гласными (А, О, У, Ы, И, Э). Н: БесПилотный, безЖалостный, безАдресный, безУдарный. |
На этом урок наш окончен, всем спасибо, все молодцы…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

План-конспект урока по английскому языку во 2 классе. «Forward». Английский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. проф. М. В. Вербицкой. Тема урока: «Сафари-парк». Урок №2 по теме.
Развернутый план-конспект с указанием приемов и методов....
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока по физической культуре в 8 классе. Тема урока: Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)
Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)Цель урока: обеспечить усвоение обучающимися техники ловли и передачи мяча в движении, ведению мяча по прямой.Задачи:общеобраз...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
