Конспект урок - Логопедия - 2, 3, 4, 5, 6 классы.
план-конспект урока (5, 6 класс)

Мадеева Татьяна Петровна

Конспекты урока - Логопедия 2, 3, 4, 5, 6 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

ЛОГОПЕДИЯ

Тема:

 «Гласные 2 ряда».

2 класс.

Подготовила и провела:

Мадеева Т. П.

Учитель-логопед.

Горки

2025г.

Цель: Познакомить с артикуляцией гласных звуков 2 ряда и способами их образования.

Задачи:

Обучающая: формировать умение выделять гласные звуки 2 ряда в слогах и словах, записывать соответствующую букву.

Развивающая: развивать умение слышать заданный звук в ряду других звуков.

Воспитывающая:  воспитывать умение слушать и понимать речь педагога, аккуратность при выполнении задания, оценивать выполненную работу на уроке.

Оборудование:

- смайлики;

- зеркала и т.д.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

- Учитель – логопед:

- Здравствуйте.

- Для хорошего настроения проведем небольшую разминку….

- Встали, повторяем за мной слова и движения….

1, 2, 3, 4, 5 – мы хлопаем руками,

1, 2, 3, 4, 5 – мы топаем ногами,

1, 2, 3, 4, 5 – хватит отвлекаться,

1, 2, 3, 4, 5 – садимся заниматься.

- Чтобы произносить звук правильно, нам необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.

  1. Артикуляционная гимнастика:
  1. «Окошко» - широко открыть рот, закрыть рот.
  2. «Чистим зубки» - язычок двигается с внутренней стороны верхних и нижних зубов.
  3. «Месим тесто» - пошлепать языком между губами (пь – пь – пь…), покусать кончик языка зубками (раз – два, раз – два, раз – два…).
  4. «Дудочка» - с напряжением вытягиваем вперёд губки.
  5. «Заборчик» - улыбнулись с напряжением, показали сомкнутые зубы.
  6. «Дудочка» - «Заборчик» - чередуем (раз – два, раз – два…).
  7. «Маляр» - язычком водим, как малярной щеткой, по нёбу.

- Также чтобы четко произносить звуки необходимо выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика (дыхательные упражнения):

  • вдох и выдох носом;
  • вдох и выдох ртом;
  • вдох ртом, выдох носом;
  • вдох носом, выдох ртом.

  1. Актуализация опорных знаний:

- Назовите, какое сегодня число? Месяц?

- Что такое звук? (Звук мы слышим и произносим.)

- Что такое буква? ( Букву видим и пишем.)

- Во что звук превращается на бумаге? (В  букву.)

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)

- Звуки, которые произносятся с открытым ртом, тянутся, поются, называются ГЛАСНЫМИ.

Учитель-логопед прикрепляет на доску карточки: гласные звуки 1 ряд.

А  О  У  Ы  Э

- Назовите гласные. (Дети называют.)

- Это гласные 1 ряд.

Учитель-логопед прикрепляет на доску карточки: гласные звуки 2 ряд.

Я  Ё  Ю  И  Е

- Назовите гласные. (Дети называют.)

- Это гласные 2 ряд.

Минутка чистописания.

Упражнение «Пальчики здороваются» на левой и правой руке.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять –

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять….

- Логопед вносит на доску картинку - образец написания буквы – А, а.

- Назовите эту букву…буква – А, а.

  Логопед объясняет: «Как писать букву А, а». (см. Приложение 1.)

  Логопед раздает  детям «Пропись – буква А, а».  (Дети пишут букву А, а…..).

  1. Работа по теме урока:

Учитель-логопед оставляет на доске гласные 2 ряда:

Я  Ё  Ю  И  Е.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о гласных звуках 2 ряда.

- Назовите гласные звуки 2 ряда. (Дети называют.)

Учитель-логопед:

- Поиграем в игру «Поймай звук».

- Я буду показывать слоги, если вы услышите гласные звуки 2 ряда, хлопните в ладоши. Если звук другой поворачивайте головой вправо, влево.

Учитель называет слоги:

- СА, ТИ, МЯ, ЛО, ПЮ, РЕ, МЫ, КЕ, СО, НЁ, ФА, КЫ, РИ, ЛЮ.

  1. ФИЗМИНУТКА

       - С физминуткой я дружу.

         Свою спину разогну…

         Руки вверх подниму…

         А потом их опущу…

         А потом попрыгаю – раз, два, три…

         Ножками подрыгаю – раз, два, три…

         Ручками похлопаю – раз, два, три…

         Ножками потопаю – раз, два, три…

         Сяду я за парту стройно –  «вздохнули, потянулись»…

         Чтоб вести себя достойно –  «ручки красиво положили на парты»…

  1. Работа по теме урока

Учитель-логопед:

- Поиграем в игру «Угадай звук».

- Я буду показывать картинки, называть их выделяя звук.

- Какой звук вы услышите, поднимите карточку.

Учитель показывает картинку и называет слово….

-  кИт.

-Какой звук вы услышали? (Звук – И.)

- Поднимите карточку покажите букву И.

Учитель показывает картинку и называет слово….

- утЮг.

-Какой звук вы услышали? (Звук – Ю.)

- Поднимите карточку покажите букву Ю. и т.д.

(кИт, утЮг, Ель, мЯч, Ёжик, лИст, клЮква, кЕпка, Яблоко, бельЁ.)

- Звуки  2 –го ряда Я, Ё, Ю, И, Е на письме обозначаются буквами.

- Запишем в тетрадь буквы… (И, Ю, Е, Я, Ё, И, Ю, Е, Я, Ё.)

- кИт, утЮг, Ель, мЯч, Ёжик, лИст, клЮква, кЕпка, Яблоко, бельЁ.

  1. Итог урока:

Логопед:

- Что вы слышали сегодня на занятии, какие были звуки?

(гласные 2 ряда: Я, Ё, Ю, И, Е.)

- Послушайте строчки из стихотворения «Звуки речи»:

   Воздух свободно идет через рот,

   Нет препятствий разных.

   Голос участвует, голос зовет.

   Звук получается гласный.

   Гласные тянутся в песенке звонкой,

   Могут заплакать и закричать,

   Могут в кроватке баюкать ребенка,

   Но не желают свистеть и ворчать.

- Вы сегодня все работали на уроке. Оцените свои успехи  - выберите подходящий смайлик:

- Ура! Я справился! (смайлик веселый…).

- Я справился, но есть ошибки  (смайлик удивленный…).

- Мне было трудно (смайлик грустный…)

- Прикрепите смайлик к той группе, какую вы оценили…

 (Дети на доску прикрепляют смайлик…)

 На этом урок наш окончен, всем спасибо, все молодцы…

Приложение 1.

А  прописная  состоит из пяти элементов:

  • переднего закругленного элемента;
  • удлиненной наклонной палочки;
  • прямой линии;
  • закругления внизу;
  • горизонтальной палочки.

Начинаем писать букву от точки, расположенной немного выше нижней строчной линии:

Закругляем вниз вправо и, коснувшись нижней строчной, ведем плавно вверх длинную наклонную линию.

Дойдя до межстрочной линии, не отрывая руки, ведем вниз прямую наклонную и у нижней строчной линии закругляем вправо.

Отрываем руку от бумаги, от точки, расположенной чуть ниже верхней строчной, проводим горизонтальную линию, пересекающую длинную наклонную и прямую наклонную линии.

       

Комментируем:

  • точка (ставим карандаш на первую точку), закругляем,

прямая, прямая, закругляем;

  • точка (на вторую точку), прямая.

Строчная а  состоит из двух элементов:

  • овала;
  • короткой наклонной линии с закруглением внизу.

Начинаем писать букву от точки, расположенной ниже верхней строчной линии:

Ведем до верхней строчной линии.

Закругляем влево и округлой линией опускаемся до нижней строчной, где закругляем вправо.

Поднимаем округлую линию вверх до точки у верхней строчной линии (или до начала письма (точки) для детей до 7 лет).

Не отрывая руки, проводим прямую наклонную, соприкасающуюся с овалом.

У нижней строчной линии закругляем вправо и поднимаем немного вверх.

       

Комментируем:

  • точка (ставим карандаш на первую точку), закругляем,

закругляем, прямая;

  • точка (на вторую точку), прямая, закругляем.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

ЛОГОПЕДИЯ

Тема: «Увеличение количества слов в предложении».

3 класс.

Подготовила и провела:

Мадеева Т. П.

Учитель-логопед.

Горки

2025г.

Цель: Формировать умения составлять и записывать предложения по сюжетной картинке, с увеличением количества слов.

Задачи:

Обучающая: формировать умения составлять предложения по сюжетной картинке, определять количество слов в предложении, составлять схему предложения.

Развивающая: развивать навык зрительного и слухового вербального анализа.

Воспитывающая:  воспитывать умение слушать и понимать речь педагога, аккуратность при выполнении задания.

Оборудование:

- карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

  • 1, 2, 3, 4, 5 – мы хлопаем руками,

1, 2, 3, 4, 5 – мы топаем ногами,

1, 2, 3, 4, 5 – хватит отвлекаться,

1, 2, 3, 4, 5 – садимся заниматься.

- Назовите, какое сегодня число? Месяц?

- Открыли тетради, записали число…

  1. Минутка чистописания.

Ученики прописывают букву в тетради – минутка чистописания.

  1. Артикуляционная гимнастика (дыхательная гимнастика, массаж лица):

  1. «Окошко» - широко открыть рот, закрыть рот.
  2. «Чистим зубки» - язычок двигается с внутренней стороны верхних и нижних зубов.
  3. «Месим тесто» - пошлепать языком между губами (пь – пь – пь…), покусать кончик языка зубками (раз – два, раз – два, раз – два…).
  4. «Дудочка» - с напряжением вытягиваем вперёд губки.
  5. «Заборчик» - улыбнулись с напряжением, показали сомкнутые зубы.
  6. «Дудочка» - «Заборчик» - чередуем (раз – два, раз – два…).
  7. «Маляр» - язычком водим, как малярной щеткой, по нёбу.

Дыхательная гимнастика (дыхательные упражнения):

  • вдох и выдох, через нос;
  • вдох носом, выдох ртом;
  • вдох ртом, выдох носом;
  • выдох и вдох через левую ноздрю;
  • затем через правую;
  • вдох через левую ноздрю,  выдох через правую;
  • вдох через нос, выдох через плотно сжатые губы.

  1. Актуализация опорных знаний:

   Словесная игра «Да, нет».

       - Отвечай на вопрос «Да» или «Нет».

       - Знаешь ли ты, что…

  • предложение состоит из слов?
  • предложение  -  это несколько слов, связанных между собой по смыслу?
  • первое слово предложения пишется с заглавной буквы?
  • в конце предложения ставится плюс?
  • слова в предложении пишутся слитно?
  • предлоги  В,  НА,  ЗА,  С,  К,  ИЗ и др., пишутся отдельно с другими словами?

  1. Изучение нового материала.

  Учитель раздаёт детям карточку сюжетная картинка…

      Задание:

      - Составь предложения по картинке.

        Определи на слух количество слов в предложениях.

        Запиши предложения в тетрадь.

        Нарисуй  схему предложения.

  • Наступила осень.
  • Дети пошли в лес.

  1. ФИЗМИНУТКА

       - С физминуткой я дружу.

         Свою спину разогну…

         Руки вверх подниму…

         А потом их опущу…

         А потом попрыгаю – раз, два, три…

         Ножками подрыгаю – раз, два, три…

         Ручками похлопаю – раз, два, три…

         Ножками потопаю – раз, два, три…

         Сяду я за парту стройно –  «вздохнули, потянулись»…

         Чтоб вести себя достойно –  «ручки красиво положили на парты».

  1. Работа по теме урока.

 Ученики  выполняют…..

      Задание:

      - Составь предложения по картинке.

        Определи на слух количество слов в предложениях.

        Запиши предложения в тетрадь.

        Нарисуй  схему предложения.

  • Дима набрал  корзину грибов.
  • Лена набрала  корзину спелых ягод.
  • Дети были рады походу за грибами и ягодами.

Ученики выполняют работу на листочках и в тетради.

– Итог урока.

Логопед:

- Что сегодня вы узнали на уроке? Что выполняли? (дети отвечают).

- Вы сегодня все работали на уроке.

  Оцените свои успехи  - выберите подходящий смайлик:

- Ура! Я справился! (смайлик веселый).

- Я справился, но есть ошибки  (смайлик удивленный).

- Мне было трудно (смайлик грустный)

- Прикрепите смайлик к той группе, какую вы оценили…

 (Дети на доску прикрепляют смайлик…)

 - На этом урок окончен, всем спасибо, все молодцы…

Приложение.

  1. Наступила осень.

  1. Дети пошли в лес.

 

  1. Дима набрал корзину грибов.

   

  1. Лена набрала корзину спелых ягод.

   

  1. Дети были рады походу за грибами и ягодами.

   _____________________________________

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

ЛОГОПЕДИЯ

Тема:

«Дифференциация звуков  и букв  Г - К».

4 класс.

Подготовила и провела:

Мадеева Т. П.

Учитель-логопед.

Горки

2025г.

Цель: упражнять в сравнение звуков  Г  –  К по артикуляции и звучанию,

букв Г– К  по написанию в словах.

Задачи:

Обучающая: формировать умение сравнивать звуки по способу образования путем выработки четкой артикуляторно-моторной координации.

Развивающая: развивать умение соотносить звук с графемой, выделять  звуки Г – К,  в слогах и словах, произносить слоги отраженно; развивать

артикуляционную  и пальчиковую моторику.

Воспитывающая:  воспитывать умение слушать и понимать речь педагога, аккуратно выполнять задания.

Оборудование:

- карточки с заданиями;

- картинки:

  • Буква Г, г, К, к;

- карточки по каллиграфии – Г, г, К, к;

- смайлики.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Учитель – логопед:

- Здравствуйте, садитесь.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь  и с хорошим настроением начнем наше занятие.

- Посмотрите на доску.

- Это девиз нашего занятия, давайте его прочитаем:

- Я говорю предложение, вы за мной повторяете…

Учитель – логопед читает вслух, дети повторяют….

Каждый день, садясь писать,

Нужно думать, рассуждать.

Слушать звук внимательно,

Писать буквы правильно и старательно!!!

- Но чтобы четко произносить звуки, язычок должен хорошо работать…

- Для этого нам нужно провести «Логопедическую зарядку» - это артикуляционную гимнастику и дыхательную гимнастику.

  1. Логопедическая зарядка

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА – артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика!!!

- Проведем логопедическую зарядку – начнем…

 

  1. Артикуляционная гимнастика:

- Наказать непослушный язычок — покусать язычок.

- Улыбнуться приоткрыть рот, положить широкий, передний край языка

   на нижнюю губу и «пошлёпать» его губами произнося - «пя-пя-пя».

- Улыбнуться приоткрыть рот и покусать кончик языка зубками слегка.

   (Чередовать эти два движения).

- Блинчик.

- Улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

 - Горка.

- Губы в улыбке, рот открыт;

- кончик языка упирается в нижние зубы;

- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

- Горку построим — горку разрушим.

- Губы в улыбке, рот открыт;

- кончик языка упирается в нижние зубы;

- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем

   расслабить его.

   (Попеременно выполнять эти упражнения).

- Ветерок дует с горки.

- Улыбнуться приоткрыть рот;

- поставить язык «горкой»;

- спокойно и плавно подуть по середине языка.

  (Воздух должен быть холодным).

  1. Дыхательная гимнастика:

  • вдох и выдох носом;
  • вдох и выдох ртом;
  • вдох ртом, выдох носом;
  • вдох носом, выдох ртом.

  1. Сообщение темы урока (работа в тетрадях).

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по станциям со звуками и буквами.

- Но чтобы узнать, какие звуки и буквы поедут с нами вам нужно отгадать загадки...

Отгадайте загадки:

       Дождь полил лесочек,

       Вырос гриб-грибочек.
      В тот лесочек мы пойдем,
      Где он спрятался, найдем.
     Чтоб не печься в пироге,
      Стал грибочек буквой…

          - Следующая загадка:

           - Есть она в любом кармане,

       В сумке, в комнате, в руке,

       Есть в кастрюле, есть в стакане,

       И две целых в кошельке.

       Без нее не даст корова

       Нам парного молока.

       Здесь загадано не слово,

       А всего лишь буква…. (К)

     

     - «Крот», «Качели» и «Клюка»

        Начинаются на ….. (К)

 

      - Тема занятия  – «Звуки и буквы  Г - К».

         Работа в тетрадях…

   Учитель-логопед:

      - Открыли тетради, записали число  - 27  февраля.

      - Какое сегодня число, месяц? (Актуализация знаний).

      - Тему занятия: «Звуки и буквы  Г - К».

  1. Работа по теме занятия

     Слайд №1. - станция: «Звуки Г -К»

Артикуляция и характеристика звука Г и К;

характеристика написания буквы  Г, г и К, к - «минутка каллиграфии и т.д.

   Логопед: вносит на доску  карточки -  звук К – в шляпе, звук Г в колпачке.

   - Дайте характеристику звукам Г – К.

   - Произнесите попеременно звуки Г – К, К – Г.

- Сравните. Чем они похожи?  - эти звуки согласные.

- Почему они согласные? (им мешает язычок)

-  При произнесении звуков  Г и К — кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба.

   - Чем отличаются?

   - При произнесении звука Г – голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос), а при произнесении звука К связки отдыхают, горло не дрожат (нет голоса).

   - Какой из них глухой? Какой звонкий?

- Звук Г – звонкий, а звук К – глухой.

- Звуки Г и К могут быть мягкими и твёрдыми.

- Звуки мы слышим и произносим.

- Звуки обозначаются на письме буквами.

- Буквы мы пишем и читаем.

Слайд №2. - станция: «Буквы Г -К»

- Логопед вносит на доску картинку - образец написания буквы – Г, г  -  К, к.

- Назовите эту букву…буква – Г, г - К, к.

Пальчиковая гимнастика: «В гости».

Дети пишут букву  Г и г - К и к  на листочках – прописях.

  1. ФИЗМИНУТКА

Слайд №3. - станция: «Физминутка»

- С физминуткой я дружу.

       Свою спину разогну…

       Руки вверх подниму…

       А потом их опущу…

       Ногами я потопаю раз, два, три …

       Руками я похлопаю раз, два, три …

       Сяду я за парту стройно –

       «вздохнули, потянулись»…

       Чтоб вести себя достойно –

       «ручки красиво положили на парту»…

  1. Работа по теме урока.

Слайд №4. - станция: «Волшебные слоги»

Выделение звуков  [Г],  [К ]  из слогов:

  • Прочитайте слоги.

ГА – ГО – ГУ – ГЫ – ГИ

КА – КО – КУ – КЫ – КИ

  • Прослушайте ряды слогов. Запомните их и повторите в той же последовательности.

       

        КА – ГА – КА

        КЭ – ГЭ – КЭ

        ГЫ – КЫ – ГЫ

        КУ – ГУ – КУ

        ГО – КО – ГО

       

Слайд №5. - станция: «Волшебные слова».

Выделение звуков [Г], [К] из слов:

  • Послушайте слова. Вместо слов запишите только буквы  г  или  к.

Галя, Коля, каша, сапоги, радуга, руки, груша, гулять, кино, ягоды.

  • Прочитать и списать слова, подчеркнуть в словах буквы Г – К.

Куст – густ, каша – Гаша, кол – гол, икра – игра.

  • Я назову пары слов, а вы покажите буквы, которыми одно слово отличается от другого.

ГОРКА – КОРКА

ГОСТИ – КОСТИ

КОЛ – ГОЛ

КАЛЬКА – ГАЛЬКА

ГРОТ – КРОТ

ИГРА – ИКРА

ГАЛИНА – КАЛИНА

ГОЛОС – КОЛОС

КОРА – ГОРА

ГОД – КОД

УГОЛ – УКОЛ

ГАЛЕТА – КОТЛЕТА

  1. Итог занятия.

Логопед:

- Что сегодня вы узнали на занятии? О чем мы говорили?

- Оцените свои успехи  - выберите подходящий смайлик:

- Ура! Я справился! (смайлик веселый…).

- Я справился, но есть ошибки  (смайлик удивленный…).

- Мне было трудно (смайлик грустный…)

- Прикрепите смайлик к той группе, какую вы оценили…

(Дети на доску прикрепляют смайлик…)

На этом урок наш окончен, всем спасибо, все молодцы…



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

ЛОГОПЕДИЯ

Тема:

«Обозначение мягкости согласных

посредством гласных 2 ряда».

5 класс.

Подготовила и провела:

Мадеева Т. П.

Учитель-логопед.

Горки

2025г.

Цель: учить слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда.

Задачи:

Обучающая: формировать умения правильно подбирать пропущенную гласную букву (Я, Ё, Ю, И, Е);

Развивающая: развивать умения слышать мягкие согласные перед гласными звуками второго ряда, фонематический слух и восприятие;

Воспитывающая:  воспитывать умение слушать и понимать речь педагога, аккуратность при выполнении задания.

Оборудование:

- карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.
  3. Актуализация опорных знаний:

- Назовите, какое сегодня число? Месяц?

 

     Работа в тетрадях…

    Учитель-логопед:

 - Открыли тетради, записали число  - ………...

 - Тему урока: «Я, Ё, Ю, И, Е – гласные 2 ряда».

  1. Работа по теме урока…

     Логопед:

- Послушайте и скажите, как звучат согласные в конце слов:

   КОНЬ,    ДЕНЬ.   (Мягко.)

- Назовите мягкие согласные в словах:  БАНЬКА,  ЗОРЬКА

- Что влияет на смягчение этих согласных? (Мягкий знак.)

     Влияние гласных второго ряда на впередистоящие согласные.

      Логопед читает сказку «Хвастун» по Г. Сорокину:

 - Живет в стране Грамматика известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово ел превращается  в  ель, а консервная банка стала теплой банькой.

    Расхвастался Мягкий знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители из страны Грамматика – гласные второго ряда – стали смеяться:

«Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был лук, стал люк, был мал, стал мял». Так гласные второго ряда поставили на место хвастунишку.

   Логопед объясняет выражение «поставить на место»:

   (т.е решительно указать на недопустимость поведения)

- Кто же поставил на место хвастунишку? (гласные 2 ряда)

На доске – слова:

Коля, Варя, Валя, воля, пятка, пятна, Лена, Люба.

Логопед:

- Прочитайте слова и назовите согласный звук, который звучит мягко.

(Ученики выполняют…)

- Есть ли мягкий знак в словах – Коля, Варя, Валя, воля, пятка, пятна? (Нет)

- Здесь буква  Я влияет на смягчение впереди стоящего согласного, поэтому он звучит мягко.

ЗАДАНИЕ:

- Послушать слова. Назвать согласный, который звучит мягко. Какая буква повлияла на его смягчение?

  • тёрка, рёв, тётка, тёлка, сёмга;
  • клюв, глюкоза, сюда, рюшка, плюшка;
  • мел, сел, кеды, лес, левый, нежный, ветер;
  • мир, тир, тигр, сито, кино, винт, синий.

Логопед:

- Вспомните, какие гласные влияли на смягчение согласных?

(Я, ё, ю, и, е)

- Как мы называем эти гласные?

   (Гласные второго ряда.)

- Когда согласный звучит мягко?

   (Если после согласного стоит мягкий знак или гласный второго ряда.)

  1. ФИЗМИНУТКА.
  2. Закрепление навыка обозначения мягкости согласных посредством гласных 2 ряда. Развитие орфографической зоркости.

  1. ЗАДАНИЕ:

Запишите под диктовку слоги:

Сё, ня, лю, ни, ре, пя, лё, фе, кя, тю, ди.

  1.  ЗАДАНИЕ:

Запишите по диктовку слова:

Пятна, свёкла, брюки, крик, дело.

       Логопед вносит задание на карточках …

  1. ЗАДАНИЕ: (на карточках)

Спишите слова вставляя буквы Я, Ё, Ю, И, Е:

Подчеркните мягкие согласные.

 

       Пр…ник, кост…р, ут…г, з…ма, л…с, м…со, м..д, кл…ква,

       с…то,  к…ды, в…жет, бр…вна, кл…шка, м…р, з…бра.

  1. ЗАДАНИЕ: (на карточках)

Спишите слова вставляя буквы Я, Ё, Ю, И, Е:

 

       Овс…нка, сл…зы, бл…до, т…хо, в…сна, пр…ник, козл…нок,    

       из…м, ул…тка, в…рный.

  1. Итог урока.

     Логопед:

     - О чем мы с вами говорили на уроке?

     - На этом урок наш окончен, всем спасибо, все молодцы…



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

ЛОГОПЕДИЯ

Тема:

«Образование слов с помощью приставки».

6 класс.

Подготовила и провела:

Мадеева Т. П.

Учитель-логопед.

Горки

2024г.

Цель: Закрепление знаний о правописании приставок.

Задачи:

Обучающая: формировать умение образовывать слова приставочным способом;

Развивающая: развивать умение выделять приставку в словах, обогащение словарного запаса; составлять словосочетания и предложения со словами; развивать слуховое внимание и логическое мышление;

Воспитывающая:  воспитывать умение слушать и понимать речь педагога, аккуратность при выполнении задания.

Оборудование:

- индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

- Сядет тот, кто назовёт слог, в котором первый звук согласный, а второй гласный.

  1. Актуализация опорных знаний:

- Назовите, какое сегодня число? Месяц?

- Откройте тетради,  запишите число месяц и тему нашего урока….

( На доске - Тема:  Приставка).

  1. Изучение нового материала. Образование слов с помощью приставки.

 - Вспомните прошлый урок и правило - что такое приставка?

Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Приставки пишутся слитно со словом.        

- Посмотрите стр. 29 – Задание №1.

Задание: Соедини линией с корнем в середине только те приставки, которые образуют новые слова. Объясни значения получившихся слов.

  1. Практическая часть урока – работа  по карточкам, в тетрадях…

  1. Учитель-логопед раздает детям карточки…

  1. Выполни задания на карточках…

(см. лит-ра: А. В. Китикова «Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников» - часть 2, - с.30. – Задание № 4., задание № 5.).

ЗАДАНИЕ № 4. 

А. Посмотри, подумай и запиши правило.

Буква З пишется в приставках перед ЗВОНКИМИ согласными и гласными.

Н:  Разоблачение, безоблачный.

Буква  С  пишется в приставках перед ГЛУХИМИ согласными.

Б. Образуй слова с приставками  РАЗ - или  РАС -,  ИЗ или ИС,  БЕЗ  или  БЕС.  Объясни выбор приставок.

раз (рас) – пустить, винтить  ________________________________________

раз (рас) – давать, таять ___________________________________________

раз (рас) – строить, писать _________________________________________

раз (рас) – считать, горячиться _____________________________________

из (ис) – пугаться, лечиться __________________________________________

из (ис) – портить, гнать ____________________________________________

без (бес) – радостный, сильный _____________________________________

без (бес) – болезненный, платный ___________________________________

ЗАДАНИЕ № 5. 

Образуй от данных слов новые слова при помощи приставок  БЕЗ -,  БЕС – и запиши их. Что обозначают приставки прилагательных, которые ты записал?

Перед глухой согласной пишется приставка БЕС-.

Перед звонкой согласной пишется приставка БЕЗ – и перед гласными (А, О, У, Ы, И, Э).

Н: БесПилотный, безЖалостный, безАдресный, безУдарный.

Облачный - ________________________________________________________

Радостная - ______________________________________________________

Вкусная - _______________________________________________________

Сильный - ________________________________________________________

Ценный - _______________________________________________________

Болезненный - _____________________________________________________

Злобный - ________________________________________________________

Сердечный - ____________________________________________________

Грамотный - _____________________________________________________

Ударный - _________________________________________________________

  1. Итог урока.

Логопед:

- Вы сегодня все работали на уроке.

- Вспомните,  о чем мы говорили  на уроке?

Вспомните правила…

Буква З пишется в приставках перед ЗВОНКИМИ согласными и гласными.

Н:  Разоблачение, безоблачный.

Буква  С  пишется в приставках перед ГЛУХИМИ согласными.

Перед глухой согласной пишется приставка БЕС-.

Перед звонкой согласной пишется приставка БЕЗ – и перед гласными (А, О, У, Ы, И, Э).

Н: БесПилотный, безЖалостный, безАдресный, безУдарный.

На этом урок наш окончен, всем спасибо, все молодцы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока по физической культуре в 8 классе. Тема урока: Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)

Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)Цель урока:  обеспечить усвоение обучающимися техники ловли и передачи мяча в движении, ведению мяча по прямой.Задачи:общеобраз...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...