Методическая разработка. Проект: Мужество случайным не бывает!
проект
Настоящая методическая разработка описывает организацию и проведение торжественного мероприятия, посвященного открытию «Стены Памяти» выпускнику школы, погибшему при исполнении воинского долга. Мероприятие является ключевым событием в системе патриотического воспитания образовательной организации и направлено на формирование у обучающихся ценностного отношения к подвигу земляка, осознания личной сопричастности к истории страны и малой Родины. Разработка составлена с учетом требований программы воспитания и предназначена для советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, классных руководителей и организаторов воспитательной работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22 КБ | |
| 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Тихоненко Любовь Викторовна,
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями,
МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов.
Проект: Мужество случайным не бывает!
- Пояснительная записка.
Настоящая методическая разработка описывает организацию и проведение торжественного мероприятия, посвященного открытию «Стены Памяти» выпускнику школы, погибшему при исполнении воинского долга. Мероприятие является ключевым событием в системе патриотического воспитания образовательной организации и направлено на формирование у обучающихся ценностного отношения к подвигу земляка, осознания личной сопричастности к истории страны и малой Родины. Разработка составлена с учетом требований программы воспитания и предназначена для советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, классных руководителей и организаторов воспитательной работы.
- Тематическое направление
Гражданское и патриотическое воспитание
- Тема воспитательного мероприятия
Стена памяти «Мужество случайным не бывает!»
- Актуальность и обоснование выбора темы
В современном мире, где размываются нравственные ориентиры, особенно остро стоит вопрос формирования у подрастающего поколения уважения к таким понятиям, как долг, честь, самопожертвование и любовь к Родине. Подвиг выпускника школы, человека, который учился в этих стенах, является не абстрактным примером из истории, а живой, осязаемой легендой. Это позволяет на близком и понятном примере показать, что мужество - это осознанный выбор, основанный на внутренних ценностях. Мероприятие актуализирует историю нашей школы, укрепляет связь между поколениями и формирует чувство гордости за свою малую Родину и ее героев.
- Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы советника директора по воспитанию и взаимодействию с детьми
Данное мероприятие является ключевым событием в системе патриотической работы советника. Оно объединяет в себе несколько направлений:
- Проектная деятельность: подготовка и реализация проекта «Мужество случайным не бывает!» выполняет мотивационную функцию для вовлечения обучающихся в дальнейшую проектную работу и добровольческую деятельность (участие в акциях «Письмо солдату», шефство над памятниками);
- Работа с детскими объединениями: объединяет деятельность советника с работой классных руководителей, школьного самоуправления, юнармейского отряда и волонтеров;
- Краеведческая работа: изучение истории жизни героя-земляка;
- Взаимодействие с общественностью: сотрудничество с семьей Максима, администрацией поселка;
- Формирование школьных традиций: закладывает традицию ежегодного проведения Уроков Мужества и конкурса чтецов, что способствует созданию воспитательной среды в школе.
- Целевая аудитория
Основная: Обучающиеся 5-11 классов
Приглашенные: мама Максима Нечитайло, администрация поселка, родители обучающихся, педагогический коллектив, Общероссийское общественное движение «Ветераны России» по Сургутскому району, союз ветеранов Афганистана
- Цель
Формирование у обучающихся патриотического сознания, гражданской ответственности и чувства личной сопричастности к истории малой Родины путем создания стены памяти и увековечивания памяти выпускника школы, героя Максима Нечитайло
- Задачи
Образовательные: актуализировать знания об истории локальных конфликтов (на примере Северного Кавказа); познакомить с биографией и подвигом М. Нечитайло.
Развивающие: развивать критическое мышление, навыки исследовательской работы, анализа информации и ведения конструктивного диалога.
Воспитательные: воспитывать уважение к памяти защитников Отечества; способствовать осмыслению ценностей долга, чести и мужества; побуждать к активной гражданской позиции и сохранению исторической памяти.
Творческие: организовать практическую творческую деятельность обучающихся по созданию мемориального объекта (Стены Памяти), способствующую формированию эмоциональной связи с памятью героя и чувства личной причастности к сохранению исторического наследия школы.
- Результаты
Личностные: осознание учащимися личной сопричастности к истории малой Родины через историю выпускника школы, участие в разработке и создании мемориального объекта, воспитание уважения к истории страны и героям;
Метапредметные: развитие коммуникативных и организаторских способностей участниками проекта;
Предметные: создание постоянного мемориального объекта («Стена Памяти»).
- Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Торжественная церемония открытия стены памяти с литературно-музыкальными элементами.
Данная форма проведения мероприятия выбрана, так как она соответствует высокому уровню значимости события и способствует созданию торжественной атмосферы с помощью сплоченности и коллективной работы обучающихся
- Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов
Метод примера: герой - не абстрактный солдат, а конкретный человек;
Эмоциональное воздействие: использование музыки, поэзии, визуального ряда;
Символические действия: минута молчания, возложение цветов, открытие стены - как акты коллективной памяти;
Метод проектирования: вовлечение учащихся в создание итогового продукта.
- Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки мероприятия
- Советник по воспитанию: основной организатор и координатор
- Педагоги-организаторы: организация места проведения, подготовка учащихся
- Учитель музыки: подготовка музыкального сопровождения и музыкальных номеров
- Учитель истории: консультационная поддержка
- Актив ученического самоуправления, юнармейцы: помощь в организации, роль почетного караула
- Родительский актив: помощь в создании и оформлении стены
- Волонтерский состав: помощь в организации и проведении мероприятия, СМИ
- Материально-технические, информационные ресурсы
- Оформленная «Стена Памяти»
- Актовый зал, оборудованный звукоусилительной аппаратурой, микрофонами, проектором и экраном для показа презентации
- Живые цветы для возложения
- Фотоматериалы из личного архива семьи
- Сообщество ВКонтакте «Мужество случайным не бывает!»
- Основная часть
- Описание подготовки воспитательного мероприятия
- Организационно-планирующий этап (за 5-6 недель до мероприятия)
- Инициация и создание рабочей группы.
Советник директора по воспитанию совместно с директором школы инициирует проект. Формируется рабочая группа, в которую входят: педагог-организатор; 2-3 классных руководителя; школьный актив (5-7 человек) - члены ученического совета, волонтеры и юнармейцы; родительский актив.
Результат: проведено первое организационное собрание, утвержден состав рабочей группы, составлен предварительный план-график подготовки.
- Встреча с семьей героя.
Советник по воспитанию организует личную встречу с мамой Максима Нечитайло. Задачи встречи:
- Получить официальное согласие семьи на создание «Стены Памяти» и проведение мероприятия;
- В доверительной обстановке собрать биографические данные, уникальные факты из жизни Максима, его увлечения;
- Запросить цифровые копии фотографий, сканы наградных документов, писем;
Результат: установлен доверительный контакт с семьей, получены необходимые материалы и согласования.
- Разработка концепции и сценария.
Рабочая группа на основе собранный материалов разрабатывает:
- Концепцию «Стены Памяти»: определяет размер, расположение в школе, дизайн-макет
- Детальный сценарий мероприятия: прописывается регламент, тексты для ведущих, отбираются стихотворения и музыкальные номера
Результат: утверждены эскиз «Стены Памяти» и подробный сценарий мероприятия.
- Основной (практический) этап (за 2-4 недели до мероприятия)
- Изготовление и оформление «Стены Памяти».
Ответственные педагог организатор и советник директора по воспитанию совместно с волонтерами, активом школы и родительским активом изготавливают и монтируют стенд.
Результат: «Стена Памяти» изготовлена и установлена в запланированное место.
- Подготовка творческий номеров и технического сопровождения.
Учитель музыки проводит репетиции с солистами и хором, разучивает выбранные песни. Учитель литературы работает с чтецами над выразительным исполнением стихотворений патриотической тематики. Ответственный за технику готовит презентацию готовит презентацию или видеоролик на основе переданных фотографий, подбирает фоновую музыку, проверяет работу микрофонов, проектора, экрана и усилителя.
Результат: Все творческие номера отрепетированы, подготовлен и протестирован медиаконтент.
- Работа с участниками церемонии.
два старшеклассника проводят индивидуальные репетиции с советником по воспитанию, отрабатывают дикцию, паузы, эмоциональный настрой. Почетный караул (юнармейцы): проводится инструктаж по внешнему виду, стойке, смене караула. Спикеры (директор): согласовываются тезисы выступлений.
Результат: Все ключевые участники ознакомлены со своими ролями и готовы к выступлению.
- Заключительный (предсобытийный) этап (за 1 неделю до мероприятия)
- Приглашение гостей и информационное освещение.
Оформляются и разносятся (рассылаются) официальные приглашения главе администрации поселка, представителям ветеранских организаций, маме Максима, журналистам местных СМИ. Размещается анонс мероприятия на школьном сайте, в официальных группах в социальных сетях, информационных стендах. Классные руководители проводят информационные беседы в классах 5-11 классов, объясняя значимость события и формат одежды (торжественный, парадный).
Результат: Сформирован список подтвердивших участие гостей, школьное сообщество проинформировано.
- Организационно-хозяйственные вопросы.
Закупаются и подготавливаются живые цветы для возложения. Определяется и подготавливается помещение (расстановка стульев, проверка акустики). Назначаются ответственные за встречу и размещение гостей, фото- и видеосъемку.
Результат: Все организационные моменты продуманы и обеспечены ресурсами.
- Генеральная репетиция.
За 1-2 дня до мероприятия проводится полная генеральная репетиция на месте с участием всех выступающих, технической группы и почетного караула. Отрабатываются выходы, работа с микрофонами, видеоряд, возложение цветов.
Результат: Выявлены и устранены возможные недочеты, участники чувствуют себя уверенно.
- Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, коспект, дидактическая карта и тд.)
Содержание этапа | Действующие лица и техническое сопровождение |
Сбор гостей и участников. Звучат тихие, торжественные мелодии. У «Стены Памяти» стоит почетный караул из юнармейцев. | Ведущие, юнармейцы, звукооператор |
Начало церемонии. Вступительное слово. Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости, учителя, дорогие ребята! Ведущий 2. Сегодня мы собрались в этих стенах для очень важного и торжественного события. Мы открываем «Стену Памяти» выпускнику нашей школы, который ценой своей жизни показал, что такое настоящий долг и мужество. | Ведущие |
Слово о подвиге. Краткий рассказ о жизни Максима Нечитайло: его школьные годы, характер. Описание подвига на Северном Кавказе. Рассказ сопровождается показом презентации с фотографиями. | Ведущие. Показ презентации. |
Выступление директора школы: «Максим навсегда останется в истории нашей школы примером настоящего мужества, чести и отваги...» | Директор |
Самая эмоциональная часть. Выступление мамы Максима. | Мама Максима Нечитайло |
Литературно-музыкальная часть. Учащиеся читают стихи о мужестве, долге и памяти. Исполняются сольные песни и звучит хор. | Чтецы, школьный хор, солисты |
Минута молчания. Ведущий 1. Минута молчанья - и слов не найти... Минута молчанья - из самой груди, Из самого сердца сорвётся - не крик, Молчанье повиснет… Минута… Лишь миг… Ведущий 2: Минута молчанья - ведь слов не найти. Минута молчанья - как выбор пути… Тяжелые камни - на них имена. Пока о них помним - жива ты страна… Ведущий 1: - Внимание! Объявляется минута молчания! | Звучит метроном |
Торжественное открытие «Стены Памяти». Право открыть «Стену Памяти» предоставляется маме Максима. Мама Максима разрезает ленту. | Мама Максима |
Возложение цветов. Почетные гости, юнармейцы, клуб «Патриот» имени Максима Нечитайло возлагают к «Стене Памяти» живые цветы. | Юнармейцы помогают организовать процесс |
Заключительное слово. Ведущий 1: Мужество случайным не бывает. Оно рождается в сердцах тех, кто знает цену словать «честь», «долг» и «Родина». Ведущий 2: пусть эта «Стена Памяти» будет для нас всех напоминанием о том, каким должен быть настоящий человек. Спасибо всем за внимание! Церемония завершается. | Ведущие |
- Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы советников директора по воспитанию и взаимодействию с детьми
Представленная методическая разработка открывает значительные возможности для системной воспитательной работы советника директора. Ее практическая ценность заключается не только в успешном проведении единичного мероприятия, но и в долгосрочной патриотической деятельности. Ключевой принцип эффективного использования данного материала - его адаптивность. Содержание церемонии легко трансформируется под историю любой образовательной организации, где есть герои - будь то участники Великой Отечественной войны, СВО или сотрудники силовых структур, погибшие при исполнении долга. Главное - сохранить идею «персонализации» подвига, когда абстрактное понятие «патриотизм» наполняется живыми чертами человека, чья судьба напрямую связана со школой.
Для достижения максимального воспитательного эффекта важно выйти за рамки разового события и реализовать проектный подход. Открытие «Стены Памяти» должно стать отправной точкой для новых активностей: тематических уроков мужества, экскурсий для младших классов, конкурс творческих работ, церемонии посвящения в юнармейцы.
Особое внимание следует уделить выстраиванию доверительных отношений с семьей героя. Их участие — это не просто формальный жест, а мощнейший воспитательный ресурс, придающий мероприятию эмоциональную силу.
Для усиления межпредметных связей и комплексного воздействия на личность ученика следует интегрировать материалы в учебный процесс. Биография выпускника-героя, анализ исторического контекста его подвига, чтение писем и документов могут стать содержательной основой уроков истории, обществознания и литературы. Это позволяет учащимся увидеть связь учебных дисциплин с реальной жизнью и личной историей.
Наконец, важным аспектом является информационное сопровождение и пост-событийная деятельность. Освещение мероприятий в местных СМИ, на школьном сайте и в социальных сетях не только повышает статус события, но и транслирует патриотические ценности за пределы школы, укрепляя ее связь с общественностью.
Таким образом, предложенная разработка служит не просто сценарием, а моделью для создания в школе живой, развивающейся традиции, основанной на уважении к подвигу и исторической памяти.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проекта для 3 класса "Поговорим о любви"
Определение моделей любви (человека к окружающему миру, человека к человеку и тд.);Формирование понятийных форм взаимоотношений, присущих любви(взаимная,преданная,неразделенная,агрессивная,эгоистическ...

Методическая разработка "Проекты в начальной школе"
Представленная разработка урока составлена на основе проблемного обучения. Использованы нетрадиционные задания с практической направленностью. Особенностью данного урока является использование информа...

Методическая разработка. Проект История одного слова
Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

Учебно-методическое пособие "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" (методическая разработка Проект "Моя спортивная страна")
Внимание! Данные комплексы являются авторскими (разделом методической разработки проекта "Моя спортивная страна"), а также были использованы автором в ее книге «Будь здоров» готовящейся к издани...

Методическая разработка проекта "Театр&Country" в рамках Всероссийского проекта "Школа волонтерев чтения"
Идея проекта основана на сочетании лингвокульторологии и литературы. Изучать литературу необходимо в тесной связи с историей, традициями, менталитетом и языком страны, выходцем из которой, является то...

Методическая разработка. Проект сценария сетевого учебного проекта по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро".
Веб-квест "Тайга хлипких не любит"...
Методическая разработка проекта (современные технологии обучения: метод проектов)
Методическая разработка...
