Методическая разработка. Проект: Мужество случайным не бывает!
проект

Тихоненко Любовь Викторовна

 

Настоящая методическая разработка описывает организацию и проведение торжественного мероприятия, посвященного открытию «Стены Памяти» выпускнику школы, погибшему при исполнении воинского долга. Мероприятие является ключевым событием в системе патриотического воспитания образовательной организации и направлено на формирование у обучающихся ценностного отношения к подвигу земляка, осознания личной сопричастности к истории страны и малой Родины. Разработка составлена с учетом требований программы воспитания и предназначена для советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, классных руководителей и организаторов воспитательной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22 КБ
PDF icon rezultat_metodicheskaya_razrabotka._1.pdf1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Тихоненко Любовь Викторовна,

Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями,

МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов.

Проект: Мужество случайным не бывает!

  1. Пояснительная записка.

Настоящая методическая разработка описывает организацию и проведение торжественного мероприятия, посвященного открытию «Стены Памяти» выпускнику школы, погибшему при исполнении воинского долга. Мероприятие является ключевым событием в системе патриотического воспитания образовательной организации и направлено на формирование у обучающихся ценностного отношения к подвигу земляка, осознания личной сопричастности к истории страны и малой Родины. Разработка составлена с учетом требований программы воспитания и предназначена для советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, классных руководителей и организаторов воспитательной работы.

  1. Тематическое направление

Гражданское и патриотическое воспитание

  1. Тема воспитательного мероприятия

Стена памяти «Мужество случайным не бывает!»

  1. Актуальность и обоснование выбора темы

В современном мире, где размываются нравственные ориентиры, особенно остро стоит вопрос формирования у подрастающего поколения уважения к таким понятиям, как долг, честь, самопожертвование и любовь к Родине. Подвиг выпускника школы, человека, который учился в этих стенах, является не абстрактным примером из истории, а живой, осязаемой легендой. Это позволяет на близком и понятном примере показать, что мужество - это осознанный выбор, основанный на внутренних ценностях. Мероприятие актуализирует историю нашей школы, укрепляет связь между поколениями и формирует чувство гордости за свою малую Родину и ее героев.

  1. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы советника директора по воспитанию и взаимодействию с детьми

Данное мероприятие является ключевым событием в системе патриотической работы советника. Оно объединяет в себе несколько направлений:

- Проектная деятельность: подготовка и реализация проекта «Мужество случайным не бывает!» выполняет мотивационную функцию для вовлечения обучающихся в дальнейшую проектную работу и добровольческую деятельность (участие в акциях «Письмо солдату», шефство над памятниками);

- Работа с детскими объединениями: объединяет деятельность советника с работой классных руководителей, школьного самоуправления, юнармейского отряда и волонтеров;

- Краеведческая работа: изучение истории жизни героя-земляка;

- Взаимодействие с общественностью: сотрудничество с семьей Максима, администрацией поселка;

- Формирование школьных традиций: закладывает традицию ежегодного проведения Уроков Мужества и конкурса чтецов, что способствует созданию воспитательной среды в школе.

  1. Целевая аудитория

Основная: Обучающиеся 5-11 классов

Приглашенные: мама Максима Нечитайло, администрация поселка, родители обучающихся, педагогический коллектив, Общероссийское общественное движение «Ветераны России» по Сургутскому району, союз ветеранов Афганистана

  1. Цель

Формирование у обучающихся патриотического сознания, гражданской ответственности и чувства личной сопричастности к истории малой Родины путем создания стены памяти и увековечивания памяти выпускника школы, героя Максима Нечитайло

  1. Задачи

Образовательные: актуализировать знания об истории локальных конфликтов (на примере Северного Кавказа); познакомить с биографией и подвигом М. Нечитайло.

Развивающие: развивать критическое мышление, навыки исследовательской работы, анализа информации и ведения конструктивного диалога.

Воспитательные: воспитывать уважение к памяти защитников Отечества; способствовать осмыслению ценностей долга, чести и мужества; побуждать к активной гражданской позиции и сохранению исторической памяти.

Творческие: организовать практическую творческую деятельность обучающихся по созданию мемориального объекта (Стены Памяти), способствующую формированию эмоциональной связи с памятью героя и чувства личной причастности к сохранению исторического наследия школы.

  1. Результаты

Личностные: осознание учащимися личной сопричастности к истории малой Родины через историю выпускника школы, участие в разработке и создании мемориального объекта, воспитание уважения к истории страны и героям;

Метапредметные: развитие коммуникативных и организаторских способностей участниками проекта;

Предметные: создание постоянного мемориального объекта («Стена Памяти»).

  1. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Торжественная церемония открытия стены памяти с литературно-музыкальными элементами.

Данная форма проведения мероприятия выбрана, так как она соответствует высокому уровню значимости события и способствует созданию торжественной атмосферы с помощью сплоченности и коллективной работы обучающихся

  1. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов

Метод примера: герой - не абстрактный солдат, а конкретный человек;

Эмоциональное воздействие: использование музыки, поэзии, визуального ряда;

Символические действия: минута молчания, возложение цветов, открытие стены - как акты коллективной памяти;

Метод проектирования: вовлечение учащихся в создание итогового продукта.

  1. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки мероприятия
  • Советник по воспитанию: основной организатор и координатор
  • Педагоги-организаторы: организация места проведения, подготовка учащихся
  • Учитель музыки: подготовка музыкального сопровождения и музыкальных номеров
  • Учитель истории: консультационная поддержка
  • Актив ученического самоуправления, юнармейцы: помощь в организации, роль почетного караула
  • Родительский актив: помощь в создании и оформлении стены
  • Волонтерский состав: помощь в организации и проведении мероприятия, СМИ
  1. Материально-технические, информационные ресурсы

- Оформленная «Стена Памяти»

- Актовый зал, оборудованный звукоусилительной аппаратурой, микрофонами, проектором и экраном для показа презентации

- Живые цветы для возложения

- Фотоматериалы из личного архива семьи

- Сообщество ВКонтакте «Мужество случайным не бывает!»

  1. Основная часть
  1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
  1. Организационно-планирующий этап (за 5-6 недель до мероприятия)
  • Инициация и создание рабочей группы.

Советник директора по воспитанию совместно с директором школы инициирует проект. Формируется рабочая группа, в которую входят: педагог-организатор; 2-3 классных руководителя; школьный актив (5-7 человек) - члены ученического совета, волонтеры и юнармейцы; родительский актив.

Результат: проведено первое организационное собрание, утвержден состав рабочей группы, составлен предварительный план-график подготовки.

  • Встреча с семьей героя.

Советник по воспитанию организует личную встречу с мамой Максима Нечитайло. Задачи встречи:

- Получить официальное согласие семьи на создание «Стены Памяти» и проведение мероприятия;

- В доверительной обстановке собрать биографические данные, уникальные факты из жизни Максима, его увлечения;

- Запросить цифровые копии фотографий, сканы наградных документов, писем;

Результат: установлен доверительный контакт с семьей, получены необходимые материалы и согласования.

  • Разработка концепции и сценария.

Рабочая группа на основе собранный материалов разрабатывает:

- Концепцию «Стены Памяти»: определяет размер, расположение в школе, дизайн-макет

- Детальный сценарий мероприятия: прописывается регламент, тексты для ведущих, отбираются стихотворения и музыкальные номера

Результат: утверждены эскиз «Стены Памяти» и подробный сценарий мероприятия.

  1. Основной (практический) этап (за 2-4 недели до мероприятия)
  • Изготовление и оформление «Стены Памяти».

Ответственные педагог организатор и советник директора по воспитанию совместно с волонтерами, активом школы и родительским активом изготавливают и монтируют стенд.

Результат: «Стена Памяти» изготовлена и установлена в запланированное место.

  • Подготовка творческий номеров и технического сопровождения.

Учитель музыки проводит репетиции с солистами и хором, разучивает выбранные песни. Учитель литературы работает с чтецами над выразительным исполнением стихотворений патриотической тематики. Ответственный за технику готовит презентацию готовит презентацию или видеоролик на основе переданных фотографий, подбирает фоновую музыку, проверяет работу микрофонов, проектора, экрана и усилителя.

Результат: Все творческие номера отрепетированы, подготовлен и протестирован медиаконтент.

  • Работа с участниками церемонии.

два старшеклассника проводят индивидуальные репетиции с советником по воспитанию, отрабатывают дикцию, паузы, эмоциональный настрой. Почетный караул (юнармейцы): проводится инструктаж по внешнему виду, стойке, смене караула. Спикеры (директор): согласовываются тезисы выступлений.

Результат: Все ключевые участники ознакомлены со своими ролями и готовы к выступлению.

  1. Заключительный (предсобытийный) этап (за 1 неделю до мероприятия)
  • Приглашение гостей и информационное освещение.

Оформляются и разносятся (рассылаются) официальные приглашения главе администрации поселка, представителям ветеранских организаций, маме Максима, журналистам местных СМИ. Размещается анонс мероприятия на школьном сайте, в официальных группах в социальных сетях, информационных стендах. Классные руководители проводят информационные беседы в классах 5-11 классов, объясняя значимость события и формат одежды (торжественный, парадный).

Результат: Сформирован список подтвердивших участие гостей, школьное сообщество проинформировано.

  • Организационно-хозяйственные вопросы.

Закупаются и подготавливаются живые цветы для возложения. Определяется и подготавливается помещение (расстановка стульев, проверка акустики). Назначаются ответственные за встречу и размещение гостей, фото- и видеосъемку.

Результат: Все организационные моменты продуманы и обеспечены ресурсами.

  • Генеральная репетиция.

За 1-2 дня до мероприятия проводится полная генеральная репетиция на месте с участием всех выступающих, технической группы и почетного караула. Отрабатываются выходы, работа с микрофонами, видеоряд, возложение цветов.

Результат: Выявлены и устранены возможные недочеты, участники чувствуют себя уверенно.

  1. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, коспект, дидактическая карта и тд.)

Содержание этапа

Действующие лица и техническое сопровождение

Сбор гостей и участников. Звучат тихие, торжественные мелодии. У «Стены Памяти» стоит почетный караул из юнармейцев.

Ведущие, юнармейцы, звукооператор

Начало церемонии. Вступительное слово.

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости, учителя, дорогие ребята!

Ведущий 2. Сегодня мы собрались в этих стенах для очень важного и торжественного события. Мы открываем «Стену Памяти» выпускнику нашей школы, который ценой своей жизни показал, что такое настоящий долг и мужество.

Ведущие

Слово о подвиге. Краткий рассказ о жизни Максима Нечитайло: его школьные годы, характер. Описание подвига на Северном Кавказе. Рассказ сопровождается показом презентации с фотографиями.

Ведущие. Показ презентации.

Выступление директора школы: «Максим навсегда останется в истории нашей школы примером настоящего мужества, чести и отваги...»

Директор

Самая эмоциональная часть. Выступление мамы Максима.

Мама Максима Нечитайло

Литературно-музыкальная часть. Учащиеся читают стихи о мужестве, долге и памяти. Исполняются сольные песни и звучит хор.

Чтецы, школьный хор, солисты

Минута молчания.

Ведущий 1. Минута молчанья - и слов не найти...

Минута молчанья - из самой груди,

Из самого сердца сорвётся - не крик,

Молчанье повиснет… Минута… Лишь миг…

Ведущий 2: Минута молчанья - ведь слов не найти.

Минута молчанья - как выбор пути…

Тяжелые камни - на них имена.

Пока о них помним - жива ты страна…

Ведущий 1:

- Внимание! Объявляется минута молчания!

Звучит метроном

Торжественное открытие «Стены Памяти». Право открыть «Стену Памяти» предоставляется маме Максима. Мама Максима разрезает ленту.

Мама Максима

Возложение цветов. Почетные гости, юнармейцы, клуб «Патриот» имени Максима Нечитайло возлагают к «Стене Памяти» живые цветы.

Юнармейцы помогают организовать процесс

Заключительное слово.

Ведущий 1: Мужество случайным не бывает. Оно рождается в сердцах тех, кто знает цену словать «честь», «долг» и «Родина».

Ведущий 2: пусть эта «Стена Памяти» будет для нас всех напоминанием о том, каким должен быть настоящий человек. Спасибо всем за внимание!

Церемония завершается.

Ведущие

  1. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы советников директора по воспитанию и взаимодействию с детьми

Представленная методическая разработка открывает значительные возможности для системной воспитательной работы советника директора. Ее практическая ценность заключается не только в успешном проведении единичного мероприятия, но и в долгосрочной патриотической деятельности. Ключевой принцип эффективного использования данного материала - его адаптивность. Содержание церемонии легко трансформируется под историю любой образовательной организации, где есть герои - будь то участники Великой Отечественной войны, СВО или сотрудники силовых структур, погибшие при исполнении долга. Главное - сохранить идею «персонализации» подвига, когда абстрактное понятие «патриотизм» наполняется живыми чертами человека, чья судьба напрямую связана со школой.

Для достижения максимального воспитательного эффекта важно выйти за рамки разового события и реализовать проектный подход. Открытие «Стены Памяти» должно стать отправной точкой для новых активностей: тематических уроков мужества, экскурсий для младших классов, конкурс творческих работ, церемонии посвящения в юнармейцы.

Особое внимание следует уделить выстраиванию доверительных отношений с семьей героя. Их участие — это не просто формальный жест, а мощнейший воспитательный ресурс, придающий мероприятию эмоциональную силу.

Для усиления межпредметных связей и комплексного воздействия на личность ученика следует интегрировать материалы в учебный процесс. Биография выпускника-героя, анализ исторического контекста его подвига, чтение писем и документов могут стать содержательной основой уроков истории, обществознания и литературы. Это позволяет учащимся увидеть связь учебных дисциплин с реальной жизнью и личной историей.

Наконец, важным аспектом является информационное сопровождение и пост-событийная деятельность. Освещение мероприятий в местных СМИ, на школьном сайте и в социальных сетях не только повышает статус события, но и транслирует патриотические ценности за пределы школы, укрепляя ее связь с общественностью.

Таким образом, предложенная разработка служит не просто сценарием, а моделью для создания в школе живой, развивающейся традиции, основанной на уважении к подвигу и исторической памяти.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта для 3 класса "Поговорим о любви"

Определение моделей любви (человека к окружающему миру, человека к человеку и тд.);Формирование понятийных форм взаимоотношений, присущих любви(взаимная,преданная,неразделенная,агрессивная,эгоистическ...

Методическая разработка "Проекты в начальной школе"

Представленная разработка урока составлена на основе проблемного обучения. Использованы нетрадиционные задания с практической направленностью. Особенностью данного урока является использование информа...

Методическая разработка. Проект История одного слова

             Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

Учебно-методическое пособие "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" (методическая разработка Проект "Моя спортивная страна")

Внимание! Данные комплексы являются авторскими (разделом методической разработки проекта "Моя спортивная страна"), а также были  использованы автором в ее книге «Будь здоров» готовящейся к издани...

Методическая разработка проекта "Театр&Country" в рамках Всероссийского проекта "Школа волонтерев чтения"

Идея проекта основана на сочетании лингвокульторологии и литературы. Изучать литературу необходимо в тесной связи с историей, традициями, менталитетом и языком страны, выходцем из которой, является то...