Мультимедийный урок как эффективный метод обучения
учебно-методический материал
Данный доклад "Мультимедийный урок как эффективный метод обучения" был представлен на заседании педагогического совета МАОУ "Колесовская СОШ".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мультимедийный урок как эффективный метод обучения
Ключевое слово современности – информация, которая подчас обладает большой ценностью, потому что, имея информацию, имеешь настоящее орудие.
В педагогическом плане под понятием «орудие» имеются в виду знания, опыт, накапливаемый в процессе обучения. Сегодня движущей силой является оцифрованное пространство. Соответственно и в образование стремительно врывается поток нововведений и средств ИКТ.
Нереально представить себе, в первую очередь, учащегося, который не обращался бы за помощью при поиске информации к электронным изданиям, порталам, не пользовался бы Skype с целью дистанционного обучения, не участвовал бы в интерактивных опросах, тестах, голосованиях. Информационно развитое подрастающее поколение требует и подкованных в этой сфере учителей. На смену деревянным указкам, мелу и скрипящей доске пришел целый ряд средств, которые способны на достаточно высоком уровне подать знания ребёнку. Кроме того, уходит бессмысленная зубрёжка, то самое механическое заучивание, которое не только не может помочь в школьной жизни, но даже навредит в жизни. Ни для кого из нас не секрет, что дети любят больше глазами, даже записывая что-то в тетрадь, начинать нужно с простейшего – с выделения цветным шрифтом наиболее важных понятий, положений. И на помощь приходят многочисленные мультимедийные средства.
Самое распространённое средство мультимедии – презентация. С помощью программы разработчика Microsoft Office – Power Point можно создавать яркие слайды, оснащая их не только текстовым материалом, но и фото. При желании можно добавить аудио и видеоматериал. Однако это может создать трудности при просмотре и восприятии, поэтому аудио и видео лучше выделять в отдельную область работы. Например, при помощи презентации можно рассмотреть примеры, которые раньше просто записывались на доске. Почерк компьютера непременно поймёт каждый ребёнок, крупный шрифт никогда не заставит напрягать зрение, соответственно учащиеся не будут испытывать дискомфорта, что позволит лучше усвоить материал. Учитель имеет возможность корректировать слайды в зависимости от уровня подготовки класса. Презентация даёт возможность откладывать в памяти учеников до 30 % необходимой информации. Конкретным случаем можно назвать вынесение примеров действительных и страдательных причастий в 7 классе на слайд. Выделение примеров в отдельные группы даст возможность понять, что на каждом из слайдов изображены неодинаковые группы, что заставит анализировать и искать между ними взаимосвязь.
Школы России, в том числе и МАОУ «Колесовская СОШ» имеет возможность применять новейшие мультимедийные средства. Это настоящая революция в образовательной сфере, потому что позволяет организовать работу с большим количеством учащихся одновременно при минимальной затрате времени, что очень симпатизирует современным учителям в условиях острой нехватки временных ресурсов. Можно на уроках организовать самые различные виды работ: опрос, тестирование, голосование.
Ярким примером можно назвать опрос в шестом классе: «Почему Троекуров дал согласие на брак своей дочери со старым князем Верейским?» Понятно, что литература – это предмет, на котором дети должны, прежде всего, размышлять. Подобные вопросы помогают определить уровень понимания поставленной в эпизоде проблемы. Ограниченность во времени, в течение которого есть возможность дать правильный ответ, побуждает детей к максимальной концентрации внимания, к анализу остаточных сведений от прочитанного.
7 класс, используя изученные способы разграничения действительных и страдательных причастий, прошёл тестирование, позволяющее выяснить, умеют ли ученики находить каждый из видов.
Особенно привлекает и то, что наряду со специально разработанными тестами, прилагаемыми на дисках, учитель имеет безграничную возможность для создания собственных проверочных работ и опросов.
На смену устаревшей классной доске пришла новая мультимедийная технология – электронная доска. Больше не нужно выполнять ряд отвлекающих действий (мыть тряпку, руки, ходить за мелом и тому подобное), всё внимание сконцентрировано на работе. Интерактивные карандаши 4 цветов помогают выделять необходимые моменты в ходе разбора того или иного примера. Например, на уроке литературы в 6 классе нужно было стрелками установить соответствие качеств характера, которые подходят к образу Владимира Дубровского, или на уроке 7 класса установить соответствие примеров к принадлежности одному из видов причастий. Запланировано выполнение морфемного и синтаксического разборов на уроке русского языка в 9 классе, создание совместной памятной интерактивной иллюстрации на классном часу в 8 классе. Очистка экрана легко проводится с помощью интерактивной губки, которая не оставляет грязных следов и помогает быстро удалить ошибки в случае их обнаружения. Задания для электронной доски можно приобрести на специальных предметных мультимедийных дисках. Все тесты там разбиты на разделы по темам, что значительно упрощает их нахождение перед началом работы. Задания часто оснащены аудио, видео и фотоматериалами.
Работа с аудио стала особенно популярной с внедрением государственной итоговой аттестации старшеклассников по русскому языку, а также с появлением аудиокниг, которые помогут развиваться духовно, интеллектуально даже тем, кто не любит читать, а ведь это ещё + 20% усвоения информации. Но будет несправедливо, если мы не уточним, что одними из первых работу со звуком стали использовать ещё до развития мультимедийных технологий учителя музыки, а затем физкультуры и ритмики.
Видеофрагменты тоже популярны давно. Стоит сразу же отметить, что предпосылки к развитию со зрительными элементами появились ещё в советские времена. Тогда существовал так называемый диаскоп для просмотра диапозитивов. Самые передовые школы использовали диафильмы на учебные темы. На сегодняшний день успешно используется такой вид деятельности, как просмотр учебных фильмов, фрагментов художественных произведений на уроках литературы. Например, при обсуждении романа «Дубровский» было просмотрено множество эпизодов из одноимённого фильма, что позволило сопоставлять, а отстающим ученикам быстрее вникать в курс. Более того, предпринимаются смелые попытки самим создавать первые учебные видеофрагменты. Например, с нынешним девятым классом ещё в прошлые годы было создано видео по предмету «Риторика», где ребята отыгрывали через известные сказки тему «Невербальные средства общения». Внеклассная работа с видео помогает ребятам побывать в роли актёров: ребята снимаются в музыкальных роликах, участвуют и побеждают в конкурсах районного и республиканского уровня.
Внимания заслуживают и видеоуроки, которые в большом количестве выпускаются сегодня. Самым известным создателем таких уроков является портал «Инфоурок». Во внеклассной деятельности на помощь часто приходят видеообращения известных деятелей науки и образования. Так, например, совсем недавно проходил «Самый большой урок в мире», посвящённый постановке и достижению 17 общемировых целей, а также толерантности и инклюзиву как основе морально здорового общества.
Внедрение компьютерных, мультимедийных, интернет-технологий требует повышения уровня компетентности не только детей, но прежде всего педагогов. Поэтому следует пользоваться возможностью обучиться всем возможным программам. Среди учащихся также уже с начальной школы усилено внимание к предмету «Информатика», поскольку движение от простейшей творческой работы в Paint к программированию на различных разработанных языках взаимосвязано процессом познания, формирования логики. Стоит ли говорить о том, какие возможности имеют ученики на других предметах при использовании всех видов мультимедийных средств. От учителей и учеников как участников образовательного процесса требуется лишь одно – желание, стремление к совершенствованию, развитию.
Накопляемые материалы учителя выкладывают для ознакомления на личных сайтах, страничках.
Преимущества мультимедийного урока очевидны:
- повышение интереса к русскому языку и литературе,
- повышение уровня комфорта при обучении,
- совместное использование услышанного и увиденного даёт нам ещё + 50%, оставшихся для усвоения материала;
-экономия времени увеличивает возможность наполнить урок разнообразными интересными видами деятельности;
- данный урок более эстетичен;
- есть возможность индивидуального повторения для тех, кто отсутствовал;
- есть возможность подобрать индивидуальные задания для учеников самого различного уровня подготовки;
- упрощение контроля качества знаний.
В завершение остаётся добавить, что активно используется проведение дистанционных уроков с отсутствующими учениками, а также для проведения конференций; в социальной сети имеются ученические группы, в которых администратором является непременно классный руководитель, обеспечивающий развитие и информационное сопровождение. Тут ведётся работа по организации работы классного коллектива и родителей, обсуждение важных вопросов.
Итак, сегодня мультимедийный урок стал эффективным методом обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска.
Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска....

Компьютерный урок - игра или эффективный метод обучения
В данной презентации представлены преимущества использования ИТК на уроках спецдисциплин и сравнительный анализ игровых и информационных технологий обучения....

«Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучению английскому языку»
Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Работая...

Выступление на педсовете по теме самообразования "Мультимедийный урок как эффективный способ обучения школьников"
"А воз и ныне там", - давно пора оставить в прошлом, двигаться вперёд....

" Эффективные методы обучения на уроках технологии"
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, способствующих решить одну из основных задач учебного процесса – сформировать у школьников нов...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ НА УРОКАХ"
1. Характеристика основных тенденций развития социально-культурной сферы и музыкального образования на современном этапе2. Основные положения современной методики обучения музыке3. Мето...

Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке
Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего...
