Главные вкладки

    " Эффективные методы обучения на уроках технологии"
    статья по технологии на тему

    Смольнякова Елена Викторовна

    В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, способствующих решить одну из основных задач учебного процесса – сформировать у школьников новую систему универсальных знаний, умений, навыков и наделить опытом самостоятельной практической  деятельности.

     

    Как реализовать эти намерения на практике? Какие приемы и формы  работы должен использовать учитель технологии, чтобы  у обучающегося выработался устойчивый интерес к процессу обучения? Для решения данной задачи одной из новых форм эффективных методов обучения на уроках технологии стало проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

    Название технологии произошло от латинского «casus»  –  запутанный необычный случай; а также от английского  «case»–  портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии.  Обучающиеся  получают  от  учителя  пакет  документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути ее решения в процесс изучения прецедентов, либо вырабатывают варианты выхода из сложной практической ситуации, имевших место в прошлом, когда проблема обозначена. Набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы,  позволяет  взаимодействовать  всем  обучающимся, включая педагога. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sssssssssssssssssssssss_1.docx30.82 КБ

    Предварительный просмотр:

          Использование кейс-метода на уроках технологии.

    Смольнякова Е.В.

    Учитель технологии  МОУ «СОШ № 95 с УИОП г. Саратова Саратовской области»

    В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, способствующих решить одну из основных задач учебного процесса – сформировать у школьников новую систему универсальных знаний, умений, навыков и наделить опытом самостоятельной практической  деятельности.

    Как реализовать эти намерения на практике? Какие приемы и формы  работы должен использовать учитель технологии, чтобы  у обучающегося выработался устойчивый интерес к процессу обучения? Для решения данной задачи одной из новых форм эффективных методов обучения на уроках технологии стало проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

    Название технологии произошло от латинского «casus»  –  запутанный необычный случай; а также от английского  «case»–  портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии.  Обучающиеся  получают  от  учителя  пакет  документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути ее решения в процесс изучения прецедентов, либо вырабатывают варианты выхода из сложной практической ситуации, имевших место в прошлом, когда проблема обозначена. Набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы,  позволяет  взаимодействовать  всем  обучающимся, включая педагога.

    Кейс-метод  обучения  возник  в  США  в  школе  бизнеса  Гарвардского  университета.  Студенты  рассматривали  сложные  ситуации,  в  которых  оказывались  реальные  организации,  и  обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована как реальная). В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации,  студенты  легко  находили  пути  решения  проблемы.  В 1920  году  был  издан  сборник  кейсов,  после  чего  вся  система обучения  менеджменту  в  Гарвардской  школе  была  переведена на «case  study»  –  обучение на основе реальных ситуаций.  В  России  кейс-технологию  называют  еще  методом  анализа  конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В последние годы  кейс-технология  нашла  широкое  применение  в  медицине, юриспруденции,  экономике,  политологии,  бизнес образовании.

    Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным для социализации школьников. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

    Что дает такой метод? Как интерактивный метод, кейс-технология в образовании вызывает преимущественно положительные эмоции со стороны учащихся, обеспечивая им возможность освоения теоретических знаний и овладения практическими навыками. Он оказывает влияние на профессионализацию обучающихся, способствуя их взрослению, формированию интереса, позитивной мотивации к учебе.

    Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса, что позволяет развивать универсальные учебные действия учащихся, обозначенные  требованиями  Федерального  образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

    Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие Кейс – стадии:

    1 шаг: Сформулировать одну конкретную проблему и записать ее.

    2 шаг: Выявить и записать основные причины ее возникновения (причины       формулируются со слов «не» и «нет»).

    1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

    3 шаг: Проблему переформулировать в цель.

    4 шаг: Причины становятся задачами.

    5 шаг: Для каждой задачи определить комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначить ответственных, которые подбирают команду для реализации мероприятий.

    6 шаг: Определить необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия.

    7 шаг: Для каждого блока задач определить конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

    Распределения функций между учащимися и преподавателем:

    Фаза работы

    Действия преподавателя

    Действия учащегося

    До занятия

    1.        Подбирает кейс

    2.        Определяет основные и
    вспомогательные материалы
    для подготовки учащихся

    3.        Разрабатывает сценарий
    занятия

    1.Получает кейс и список рекомендованной литературы

    2.Индивидуально готовится
    к занятию

    Во время занятия

    1.        Организует предварительное обсуждение кейса

    2.        Делит группу на подгруппы

    3.        Руководит обсуждением
    кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями

    1.        Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

    2.        Разрабатывает варианты
    решений, принимает во внимание мнения других

    3.        Принимает или участвует в
    принятии решений

    После занятия

    1.        Оценивает работу учащихся

    2.        Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

    1. Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме

    2. Рефлексия

    Рассмотрим содержание кейса для урока технологии

     «Блюда из круп». 5 класс

     (просмотр мультфильма «Маша и медведь»)

    Ситуация на экране - Мишкину  игру  в  шашки  прерывает  внезапно  появившаяся Маша, которая отбирает у него шашку, чтобы поиграть в «классики».  Мише  приходится  обменять  шашку  на  шайбу,  но  Маша устраивает игру в  хоккей прямо в доме. Миша отправляет ее играть на улицу, но уже скоро Маша возвращается с зайцем: «Мы наигрались. Есть хотим!». Мишка оставляет им целую кастрюлю каши и убегает в лес. Кашу Маша есть не хочет, она решает кашеварить сама, но из этого вышла целая катастрофа. Каша начала  выкипать из  кастрюли.  Пришлось  заполнить  все  емкости в доме, накормить «до отвала» всех животных в лесу, но и это не помогло…

    Задания к кейсу:

    1.  Проанализируйте  ситуацию  в  данном  мультфильме  и  выявите  главную проблему сюжета.

    2.  Почему произошла такая ситуация у Маши?

    3.  Нужно  ли  смешивать  несколько  видов  круп  и  добавлять

    варенье при приготовлении каши?

    4.  Соблюдала ли Маша технику безопасности при варке каши?

    5.  Составьте свой план приготовления каши.

    6.  Что  означают  последние  слова  Маши  «Ох,  и  заварила

    я кашу!» в мультфильме «Маша и медведь».

    Дополнительные материалы кейса:

    1-печатная информация (книги, журналы, инструкционные   карты, учебник)

    Возраст каши – более тысячи лет. Она была найдена археологами в горшке под слоем золы при раскопках древнего города Любеча на Украине. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее  место  в  повседневном  рационе;  она  являлась  постоянной крестьянской пищей (картофель в то время на Руси не знали и не выращивали). Крестьянский обед и обедом не считался, если каша на столе не стояла. А во время поста каша всегда была главной едой. Это  здоровая и полезная пища, делающая любой обед сытным,  дающая человеческому организму много  энергии  и здоровья.  Поэтому каша стала для народа символом благоденствия. Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько пословиц и поговорок, легенд и сказок, как о каше! Сегодня  специалистами  точно  установлены  питательные свойства каши. Так, манная каша относится к легко усвояемой и очень калорийным продуктам. Ее рекомендуют давать детям на завтрак перед серьезными нагрузками: контрольными работами, соревнованиями.  В  овсяной  каше  содержатся  витамины  А  и  Е, которые  способствуют  росту  детского  организма.  А  вот  гречневую кашу в народе называли «княгиней». И неудивительно, ведь в  гречневой  крупе  много  растительных  белков,  жиров,  углеводов,  крахмала.  Она  содержит  фосфор,  кальций,  калий,  железо, магний, марганец, а также витамины группы В. Блюда из гречневой крупы издавна считаются гордостью русской кухни. Каша –  исконно русское блюдо, которое было в почете и у богатых, и у бедных людей. На Руси без каши не обходились рождественские  праздники,  родины,  крестины,  похороны  и  многие другие  события.  Каша  была  обязательным  угощением  на  свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался  –  «каша». Варить кашу на пиру поручалось наиболее уважаемым и почетным  гостям. Молодых осыпали зерном, а на самой свадьбе жених и невеста обязательно должны были при гостях съесть кашу. При  рождении  ребенка  готовилась  «бабина  каша»  –  крутая, пересоленная,  которую  должен  был  съесть  молодой  отец. А вскоре после рождения ребенка гости также приходили «на кашу» – поздравляли родителей и ели кашу за здоровье малыша. Вот какая история  произошла с кашею Дмитрия Донского. Решив  жениться  на  дочери  нижегородского  князя,  он,  по  обычаю, должен был ехать «на кашу» к отцу невесты. Но Дмитрий, князь Московский, счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле  будущего  тестя  и  пригласил  его  к  себе.  Нижегородский князь  тоже не согласился на столь «оскорбительное»  предложение. Тогда выбрали золотую середину: кашу сварили не в Москве и не  в Новгороде,  а  в  Коломне,  которая находится между  этими двумя  городами.  С  этой  историей,  говорят,  и связано  появление популярного русского присловья «заваривать кашу».

    2 -Технологическая карта-плакат  «Приготовление каши»

    3 -Образцы круп (раздаточный материал)

    4 -Набор кастрюль (выбор «правильной» для варки каш)

    Рекомендуемая последовательность работы:

    1 ступень – введение в задачу

    2 ступень – сбор информации  по кейс-задаче

    3 ступень – принятие решений

    4 ступень – рассмотрение альтернатив

    5 ступень – сравнительный анализ

    6 ступень – презентация решений

    Таким образом, использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

    • Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на

    овладение готовым знанием.

    • Преодолевается «сухость» и не эмоциональность в изучении

    сложных вопросов.

    • Обучающиеся  получают  жизненно  важный  опыт  решения             проблем, возможность соотносить теории и  концепции с реальной     жизнью.
    • Повышается  мотивация обучения у учащихся;
    • Развиваются интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.
    • У  детей  развивается  умение  логически  мыслить,  формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы,  отстаивать  свое  мнение,  слушать  и  понимать  других  людей, работать в команде.
    • Кейс-технология  предоставляет  больше  возможностей  для      работы  с  информацией,  оценки  альтернативных  решений,  что      очень  важно  в  настоящее  время,  когда  ежедневно  возрастают      объемы информационных потоков, освещаются различные точки  зрения на одно и то же событие.
    • Достоинством кейс-технологии  является  ее  гибкость, вариативность,  что  способствует  развитию  креативности  у учителя  и учеников.  

    Список литературы:

    1. Андюсев  Б.  Кейс-технология  –  инструмент  формирования компетентностей // Директор школы. – 2010. – № 4. – С. 61–65.
    2. Гумметова А.Ю., Ступина Е.В.  Кейс-метод как современ-ная           технология  личностно  ориентированного  обучения  //  Обра-зование в России. – 2010. – № 5.
    3. Иванова О.А., Цегельная Н.В., Дементьева О.М.  Исполь-   зование  кейс-метода  в  образовательном  процессе  //  Школа  и производство. – 2011. – № 8. – С. 3-–8.
    4. Каунов  А.М.,  Амерханова  А.А.  Применение  кейс-метода в технологическом образовании // Школа и производство.  –      2011. № 8. – С. 8–10.
    5. Кейс-метод как современная технология личностно  ориен-    тированного  обучения  [Электронный  ресурс]:  Учительский  пор-тал.  –  Режим  доступа:  http://www.uchportal.  ru/publ/15-1-0-507/      11.03.2013.
    6. Михайлова  Е.А.  Кейс  и  кейс-метод:  процесс  написания кейса // Школьные технологии. – 2005. – № 5. – С. 106–116.
    7. Пажитнева Е.В.  Кейс-технология для развития одарѐнно-сти // Химия в школе. – 2008. – № 4. – С. 13–17.
    8. Прутченков А.С.  Кейс-метод в преподавании экономики в ,школе:  [понятия  "кейс"  и  "кейс-метод",  классификация  кейсов, структура кейса, сущность метода, технология и этапы разработ-ки] // Экономика в школе. – 2007. – № 2. – С. 22–41; № 3. – С. 29–37; № 4. – С. 15–31.
    9. Прутченков  А.С.  Технология  "кейс-стадии"  в  воспитании школьников [Текст] / А. С. Прутченков // Школьные технологии.  –2009. – № 1. – С. 55–67.
    10. Саушкина И.А.  Новые технологии воспитания в начальной школе  [Текст]  //  Альманах  современной  науки  и  образования.  –2012. – № 10 (65). – С.163-164.
    11. Шимутина Е.  Кейс-технологии в учебном процессе [Текст] / Е. Шимутина // Народное образование.  – 2009. –  № 2.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс "Игровой метод обучения на уроках технологии в 5 - 7 классах"

    В данной методической разработке показан опыт работы по применению на уроках технологии (технический труд) игровой педтехнологии (организационно-деятельные игры). Учитель технологии работает в общеобр...

    Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска.

    Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска....

    Использование проектного метода обучения на уроках технологии

    Использование проектного метода обучения очень полезен именно на уроках технологии. Учащиеся на уроках в основном занимаются творческими проектами, вследствие этого у детей развивается интерес к предм...

    Активные методы обучения на уроках технологии

    Настоящий  материал  позволяет  обобщить  активные  методы  обучения  на  уроках  технологии....

    Активные методы обучения на уроках технологии

    Решение данных задач осуществляется как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету, с использование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочные формы ...

    Эффективность метода проектов на уроках технологии

    Выступление на педагогическом совете  по теме эффективности метода проектов на уроках технологии....