Главные вкладки

    Эффективность метода проектов на уроках технологии
    статья по технологии

    Киселев Сергей Владимирович

    Выступление на педагогическом совете  по теме эффективности метода проектов на уроках технологии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ «Смирновская СШ»

    DSC01911

    Выступление на педагогическом совете

    «Эффективность проектной деятельности

    на уроках технологии»

    C:\Users\User\Desktop\Флешка Киселев С.В\Фотографии\фото технология\DSC00719.JPG

    Подготовил: Киселев С.В.

    учитель технологии

    2019 год

        Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда. Как отмечает И.И. Ляхов, в настоящее время усилился процесс проектизации знания, культуры и производства (имеются в виду проектные разработки научно – исследовательских программ, творческих планов, целевых программ, и систем управления хозяйственно – экономическими, производственными, социокультурными и другими процессами).

        В программе «Технология» дается следующее определение: «Проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя». Это определение дополняет И.В. Яроминский: «Проект – завершенная творческая работа, соответствующая уровню подготовки и возрастным особенностям исполнителей». Анализируя определение других педагогов, автор выявил, что исследователи рассматривают понятие «учебный проект» как дидактическое средства для активизации познавательной деятельности, форму организации учебной деятельности, учебно-трудовое задание, самостоятельную работу.

        Проект на уроке технологии  - это всегда решение конструкторской задачи. Подобная задача по самой своей природе связана с поисковой деятельностью, с решением возникшей проблемы. Следовательно, проект в учебном процессе целесообразно рассматривать как частный случай проблемного обучения.

         Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов», обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.

         В основе метода проекта лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий.  Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован, выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.  Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая,

    конкретный практический результат, готовый к применению.

        Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т.д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия. Кроме того, ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Ученик не получает готовое задание, а

    сам вырабатывает его путем поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы, результат своего труда - поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе.

    Разновидности проектов

        Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг. Основными критериями выбора проектов являются: оригинальность, доступность, надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоемкость; стоимость и т. д.

    Виды проектов по характеру деятельности:

    Проект практической направленности (например, изготовление украшений для новогоднего праздника).

    Исследовательский проект (сравнение орнаментов в искусстве разных народов).

    Информационный проект (история какого-либо вида рукоделия, ремесла, промысла, материала).

    Творческий проект (создание панно в какой-либо технике).

    Виды проектов по длительности:

    Мини-проекты (один урок или часть урока);

    Краткосрочные проекты (4-6 уроков);

    Долгосрочные проекты (четверть или полугодие).

    Все проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

    Продукт проектной деятельности:

    Изделие прикладного творчества (панно, игрушка, изделие бытового назначения).

    Видеофильм (как делают кукол).

    Выставка (работы, иллюстрирующие технику или тему).

    Газета (стенная с рисунками, текстом, фото и пр.).

    Игра (моделирование деятельности фирмы по производству чего-либо).

    Коллекция (инструментов и приспособлений, видов материалов).

    Модель (здания, автомобиля, корабля и проч.).

    Мультимедийный продукт (фото, видео, компьютерная графика).

    Справочник (способы работы с металлом с примерами всех техник).

    Учебное пособие (макет электропроводки в комнате).

     

        Работа над проектом включает в себя несколько этапов:

    - подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы);

    - реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы);

    - презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать);

    - оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы).

        Важной частью проектной деятельности является умение рассказать о своей работе, представить свой проект, защитить его. Публичную защиту проекта обычно называют презентацией. Зачастую, презентация превращается в краткий пересказ своей работы. Умение представить свой продукт является очень важной составляющей работы. Поэтому продумывать презентацию нужно одновременно с разработкой идеи проекта. Детей нужно постоянно приучать рассказывать о своей работе. Помимо развития речи, это вызывает повышение осознанности своих действий. Это иногда влияет и на сам процесс создания изделия. Когда ребёнок знает, что ему нужно будет рассказать о своей поделке, он начинает более тщательно продумывать шаги, подбирать материалы. Если это художественная работа, то попросите рассказать о замысле, о чувствах, о том, что лучше всего удалось.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование метода проектов на уроках технологии

    Данный материал рекомендую использовать для активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении раздела "Проектная деятельность"...

    Использование метода проектов на уроке "Технология"

    Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине 19 века. В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема воз...

    Применение метода проектов на уроке технологии.

    ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ! "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Проект - это метод обучения : Может применяться на уроке и во внеурочное в...

    Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся

    Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...

    " Эффективные методы обучения на уроках технологии"

    В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, способствующих решить одну из основных задач учебного процесса – сформировать у школьников нов...